История витражей Тиффани. Роль женщины

Каждый человек мечтает сделать свое жилье красивым, уютным и внести оригинальные дизайнерские решения. Витраж - один из способов сделать дом ярким и запоминающимся.

Раньше его изготовление было дорогим удовольствием и, в основном, ими украшались замки, богатые поместья и храмы. Теперь же современные технологии позволяют создать свой уникальный витраж не заказывая его у мастера и применяя недорогие материалы.

Чтобы создать витраж своими руками, вам не потребуются особенные знания и умения, да и материалы, инструменты и оборудование имеют вполне приемлемые цены. Используя инструмент, который есть почти в каждом доме и небольшой набор расходных материалов, продающихся в строительных магазинах, можно создать неповторимый шедевр.

Наиболее приближенный к классическому стилю и завоевавший большую популярность в современном дизайне является витраж Тиффани.

С чего начать изготовление витража Тиффани?

Создаем эскиз витража. Нам будут нужны два экземпляра на плотной бумаге в натуральную величину(можно воспользоваться копировальной техникой). Пронумеруйте все детали будущего рисунка параллельно на обоих экземплярах.

Ножницами для заготовки шаблонов вырежьте один из эскизов. Такие ножницы имеют три лезвия, среднее из которых удаляет полоску шириной в 1,27мм. Это расстояние рассчитано на толщину медной фольги (фолии).

Полученные картонные заготовки наложите на стекла соответствующих цветов. Обведите тонким маркером заготовки и пронумеруйте.

Алмазным стеклорезом вырежьте все элементы будущего витража Тиффани.

Эскиз

  1. создавая эскиз своего витража, обратите внимание на будущие швы: чем больше в нем будет Т-образных соединений, тем прочнее будет ваш шедевр
  2. учитывайте пропорции. Если элементы витража имеют небольшой размер или ширину, то швы должны быть тонкими, иначе работа будет выглядеть грубо, а фольга перекроет большую часть стекла
  3. если швы задуманы широкие, тогда избегайте узких деталей и острых углов в витраже, иначе при пайке возможен перегрев и повреждение стекла
  4. если витраж имеет вытянутую вверх, узкую форму, тогда советуем в эскизе запланировать несколько вертикальных линий. Этот способ сделает конструкцию витража более прочной
  5. для того, чтобы собирать витраж было удобно, эскиз помещают внутрь рамы, а затем начинают выкладывать подготовленные стекла. Раскладку начинают с угла. Точность раскладки зависит от того, насколько аккуратно вы подгоните раму к эскизу

Совет1 : если при обламывании стекла образовались неровности, то их можно отколоть кусачками, а затем все детали оттачиваются на точильном бруске.

Совет2 : чтобы осколки стекла не разлетались в стороны, эту процедуру лучше делать в емкости с водой, погрузив туда заготовки. Обточка происходит до тех пор, пока каждая деталь не будет совпадать по размеру и форме с эскизом.

Приступаем к обмотке фолией кромки стеклянных заготовок. Специальная медная фольга выглядит, как лента с одной клейкой стороной. Приложите ее по центру к кромке стекла и полностью оберните всю заготовку, загибая на обе стороны
края загиба должны быть одинакового размера с двух сторон для прочности и эстетической красоты шва

1. Загибы фольги пригладьте к стеклу деревянной лопаткой(более твердые материалы царапают и рвут патину).

2. Приклейте эскиз клеем или прозрачным скотчем к ровной поверхности, а по краю рисунка прибейте планки, образовывая рамку для того, чтоб элементы мозаики витража не смещались при сборке и пайке.

3. Складываем все элементы по шаблону в единую композицию. Все части будущего витража должны лежать свободно с небольшим зазором, для того, чтобы при пайке они не лопались от высокой температуры.

4. Подгоняем все детали по размеру в единую композицию.

5. Обработайте все швы флюсом для того, чтобы убрать с поверхности меди все окислы и, чтобы олово ложилось ровным швом. Лучше всего использовать паяльный жир или жидкие флюсы, которые наносятся кисточкой.

6. Элементы витража Тиффани припаиваются по внутренним и наружным кромкам хорошо прогретым, тонким паяльником. При этом у вас должен получиться один непрерывный шов, который полностью покрывает всю видимую часть медной фольги, включая внешние края композиции.

7. Тщательно протрите все швы остатками флюса после спайки, чтобы избежать окисления олова. Используйте для этого любое моющее средство

Нанесение патины на швы является заключительным этапом в изготовлении витража Тиффани. Чаще используется патина черного или медного цвета, которую втирают во все швы ватным тампоном. Излишки, попавшие на стекло, стоит сразу удалить губкой.

Совет 1. Любой витраж имеет свои максимально допустимые ограничения по размерам. Они разные для потолочного, дверного или оконного витражей. Если ваше изделие предполагает более крупные габариты, рисунок витража следует разделить на несколько фрагментов.

Совет 2. Изготовление и сборку элементов неправильных, криволинейных форм делайте с помощью матрицы, на которую нанесите эскиз витража. Выкладывая подготовленные детали на матрицу, следите за тем, чтобы они располагались свободно. Так вы убережете стекло от перегрева и растрескивания во время пайки.

Ширина швов между элементами витража зависит от ваших требований к его прочности и художественного замысла. Часто швы имеют разную толщину, что придает изделию оригинальный вид

Совет 3. Витражи выпуклых или вогнутых форм(плафонов для светильников, люстр) изготавливайте на специальных формах, которые точно повторяют конфигурацию и размеры будущего витража. Такой подход значительно облегчит работу. Форму(болванку) можно отлить из гипса или выполнить из дерева.

Совет 4. Вырезать элементы витража необходимо, не отрывая стеклорез от полотна, от начала и до конца. Заканчивая линию, уменьшайте давление на стеклорез. Это поможет избежать сколов.

Совет 5. Все дефекты и неровности, возникшие во время пайки витража, удаляйте сразу. Это займет немного времени и сил, а изделие будет выглядеть намного аккуратнее.

Совет 6. Если в вашем распоряжении оказалось толстое стекло, то для того, чтобы разрез на нем был аккуратным, необходимо: прорезать стеклорезом контур элемента витража, легко простучать с обратной стороны по линии разреза, отломить стекло по образовавшейся трещине

Работа со стеклом

Внимательно подбирайте стекла для вашего витража. Освещенные солнечным или искусственным светом, цветные стекла будут иметь различные оттенки и тона. Также имеют значение толщина и прозрачность стекла.

Использовать изделия с витражами Тиффани можно не только внутри помещений, но и на улице, для оформления входных групп. Такие витражи не боятся перепадов температуры, а все элементы легко заменяются при возникновении повреждений. Цветное стекло не тускнеет, не выгорает на солнце.

За витражом легко ухаживать: чистить моющими средствами(даже теми, в состав которых входят растворитель и спирт). Это объясняется тем, что краситель находится внутри стекла, а не на поверхности.

Старайтесь избегать острых углов в витражах, глубоких вырезов и узких элементов. Лучшим вариантом будет разделить сложный фрагмент витража, на более простые. Это позволит избежать трещин и повреждений во время работы. Такой подход совершенно не испортит вашу работу, а еще и даст возможность обогатить витраж дополнительными оттенками цвета.

Стеклянный лист имеет "лицевую" и "изнаночную" стороны. Для облегчения труда все манипуляции проводите с гладкой стороной, которая станет "изнанкой"вашего изделия.

Подсказка: часто, крупные мастерские и фирмы распродают брак, бой и остатки стекла после выполнения своих работ. Цена на такое стекло, обычно, значительно снижена. Вы можете сэкономить вполне приличную сумму, получив для своего витража качественное стекло и обогатив палитру оттенков

Опубликовано DecorateMe . Обновлено 19 Фев 2019 .

Витражи Тиффани – самые разнообразные изделия из цветного стекла, созданные по оригинальным технологиям, разработанным порядка ста лет назад. Сегодня они активно используются как в уличных, так и в интерьерных работах, с их помощью изготавливаются предметы декора, мебель, светильники и т.п.

Витражи Тиффани и их создатель

Американский художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани, много сделавший в области витражного искусства, жил и работал в конце 19 – начале 20 века. Свою деятельность он начал с основания ювелирной компании, носившую имя создателя. Образование в сфере живописи он получил в Париже и, конечно, не мог не наблюдать воочию великолепные образцы французского стекольного производства. В частности, его воображение поразил Шартрский собор.

Именно в этот период он и определился с основной сферой деятельности – декоративным искусством. Выбор пал на дизайн интерьера и разработку предметов его декора, так в 1879 году возникла компания «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс», основателем которой явился он сам, а также Самуэль Колеман и Канданс Уиллер. Тиффани был приверженцем стиля Ар-Нуво, а это обусловливает синкретизм его деятельности: в данном стиле любое архитектурное сооружение рассматривалось как единое целое. Внешние решения, внутренняя отделка, окна, лестницы, двери, декор стен и потолков, мебель, текстиль, осветительные приборы и даже предметы сервировки стола – все это занимало дизайнера во время разработки проектов. В рамках своей работы дизайнер вплотную занимался витражами, столь популярными в Ар-Нуво. Цветное стекло действительно очень зрелищно преображает интерьер, поэтому дизайнер начинает все плотнее интересоваться технологическими возможностями витража, и с 1883 года полностью переходит в эту сферу. В результате длительных экспериментов художник разрабатывает принципиально новую технику сборки стеклянных деталей, который и получил название по имени автора.

Особенности изготовления витражей в технике Тиффани

Тиффани не был удовлетворен существовавшим ранее подходом к изготовлению витражей: он был слишком жесткий. В результате изделие полностью подчинялось строгой геометрии, а стекло не раскрывало всего своего потенциала. Идея дизайнера заключалась в том, чтобы вместо свинцового направляющего профиля, который использовался в , разработать другой, более пластичный вариант крепления.

Каждый кусочек стекла он предложил оборачивать по краю специальной фольгой или медной лентой, а затем производить пайку самой фольги (ленты). При этом ширина ленты выбиралась чуть больше, чем толщина стекла, чтобы края ее можно было загнуть. Пайка производится оловянным припоем, а готовый витраж для прочности конструкции помещают в жесткий металлический профиль.

Фото изготовления витражей Тиффани мастерами "Стеклосферы"

Преимущества витражей Тиффани

Результатом нововведений становится возможность сделать ширину протяжки минимальной, что сделало витражи максимально изящными. Толщина контура изображения может быть очень небольшой, всего 1- 2 мм, что позволяет создавать минималистичные по формату работы. Это не мешает при необходимости производить дополнительную роспись в области мелких деталей. Специальная краска содержит составляющие, которые обеспечивают прочное сцепление с основой при обжиге.

Кроме того, технология позволяет значительно уменьшить размеры стеклянных элементов, из которых складывается будущее произведение искусства. Это делает работы более детализированными и богатыми по цвету и образности. Линии пайки имеют разную толщину на разных участках, это обеспечивает дополнительную выразительность и ощущение пластичности изделия, подчеркивает ручную работу.

Очень важное преимущество данной технологии заключается в том, что элементы легко припаивать друг к другу под различными углами. С таким креплением стало возможным собирать из разноцветных кусочков стекла не только плоские изделия, но и декор округлых форм. Самым известным примером таких сложных конфигураций явились лампы Тиффани, которые на долгие десятилетия стали его визитной карточкой.

Современное использование

Мастера нашего времени активно используют появившуюся сто лет назад технологию в своих проектах. Благодаря огромным декоративным возможностям она применяется художниками студии "Стеклосфера" (г. Москва) как для изготовления традиционных окон, дверей, перегородок, так и для более изящных и замысловатых предметов интерьера: светильников, элементов мебели, экранов для маскировки отопительных приборов и т.п. Если полотно использовано в качестве вставки в окно или входную дверь, то применяется защита триплексом или противоударной пленкой. В результате значительно повышается надежность всей конструкции.

Современные нововведения коснулись и изготовления витражей в технике Тиффани - сегодня применяют не только силикатное стекло, но и акриловое, что в итоге значительно уменьшает вес изделия. Это достижение расширяет возможности дизайнеров, ведь теперь крепить конструкции можно даже на подвесных потолках.

Сегодня надо очень внимательно относиться к качеству изделий из цветного стекла. Если вы решили купить витражи Тиффани в Москве, необходимо их рассмотреть со всех сторон: проверить его на свет, проанализировать, не оставлено ли лишнего припоя, качественно ли отполированы места пайки. Так, китайские витражи Тиффани по низкой цене могут иметь низкое качество пайки с изнаночной стороны. Обращайте внимание на наличие/отсутствие трещинок, сколов и щелей на элементах. Латунная арматура, если она используется, не должна быть деформирована.

Мастера студии «Стеклосфера» в совершенстве владеют техникой изготовления витражей Тиффани и знают все ее тонкости. Если вы хотите купить качественное и уникальное художественное изделие по низкой цене, то мы будем рады вам помочь!

В наше время стандартизации и унификации квартир, мебели, предметов интерьера так хочется сделать свой дом ярче, красочнее, придать ему уникальность. С данной задачей отлично справляются витражи. Об особой технике, в которой можно создать витраж - тиффани - и пойдет речь в нашей статье.

Витраж от Тиффани - немного истории

Описываемая ниже техника изготовления витражей получила свое название от создателя - Люиса - Комфорта Тиффани - американского художника - витражиста, запатентовавшего множество изобретений в области стекольного производства и витражного искусства в конце XIX - начале XX веков.

В те времена в США появилось цветное слоистое стекло, изготавливаемое посредством раскатывания специальным валиком расплавленных стекломасс различных оттенков в один монолитный лист. На выходе получалось многоцветное стекло, которое нельзя изготовить традиционным способом выдувания из трубки. Комбинируя оттенки и размеры фрагментов цветных вкраплений, можно было изготовить стекло под конкретный витраж. Причем такое стекло стало значительно дешевле. Именно такое стекло и начал использовать в своих витражах Тиффани.

Технология создания витража Тиффани включала в себя следующие действия мастера:

  • В соответствии с эскизным рисунком, он вырезал из стекол разных цветов нужные элементы;
  • Затем данные фрагменты будущего витража Тиффани обматывал самоклеющейся фольгой из меди и прочно спаивал между собой.

В настоящее время популярность витражной техники тиффани достигла своего пика и способствовала полному вытеснению традиционной технологии изготовления витражей «в протяжке».

Витраж тиффани - этапы создания будущего шедевра

Создание эскиза будущей витражной композиции

Эскиз выполняется всегда в масштабе, причем мы следим.

При прорисовке эскиза будущего витража необходимо учесть целый ряд ограничений, обусловленных особенностями технологии Тиффани:

  • Невозможность вырезки внутреннего угла ввиду риска возникновения трещины из его вершины;
  • Соответствие размеров детали габаритам стекла-заготовки, а также не забывать и про направление рисунка на стекле (при его наличии);
  • Вытянутые стеклянные детали частенько ломаются в самом своем узком месте, причем ближе к завершению работ по монтажу витража - поэтому лучше изначально дробить узкие длинные элементы на несколько более мелких;
  • Одним из сложнейших задач витражиста является вырезание длинных острых углов из стекла - следует в эскизе минимизировать их количество в изделии.
  • Следует учитывать минимально возможный размер стеклянных элементов, который мастер в состоянии обточить на станке - это 7 мм в длину или ширину.
  • Также следует учитывать, что мелкие детали после пайки швов визуально станут еще меньше вследствие преобладания металла над стеклом.
  • Крупные детали со сложным резным краем чрезвычайно сложны в изготовлении и предполагают высокий расход материала, следовательно, их лучше делить на фрагменты.

На иллюстрациях изображены два эскиза: слева - эскиз, нарисованный нашим витражистом, а справа - дизайнером одного известного в Москве бюро интерьеров. Мы можем сразу сказать, что правый рисунок требует основательной доработки. Места, невозможные выполнить без предварительной коррекции рисунка, обведены красным кружочком. Диаметр окружности для вписывания в нее шестигранного витража равен 1,5 метрам.

При разработке эскиза витража тиффани художник витражист под каждым цветом имеет ввиду конкретное стекло. Иногда приходится нужные стекла заказывать на заводе изготовителе и ждать поставки по несколько месяцев, поэтому чаще всего в эскизе витража испольэуются доступные цветные стекла.

Каждый тип витража (витражный потолок, витражное окно или витраж в нишу с подсветкой) предусматривает максимально допустимые габариты будущего изделия (например, один фрагмент потолочного витража тиффани не должен превышать размеры 60см*60см). В случае же необходимости изготовления более крупной композиции, ее следует поделить на соответствующие части.

Технологий прорисовки эскизов витражей тиффани всего две: вручную или на компьютере. Компьютерный эскиз может быть векторным. В этом случае при печати эскиза в натуральный размер получается готовый картон, по которому можно собирать витраж. Растровый компьтерный эскиз витража нельзя без дополнительной подготовки использовать для сборки витража в качестве картона.

Картон

Данный этап предполагает прорисовку витража на бумаге (картоне) в натуральную величину, рисунок витража в натуральную величину называется картоном. Как правило, картон выполняется черным фломастером по белой бумаге, причем все размеры соблюдаются с точностью до 1 мм! Ошибка на данном этапе гарантированно приведет к переделке витража тиффани на более позднем этапе, что вдвойне обидно и затратно. Очень часто картон печатается на принтере из векторного рисунка (эскиза), при этом толщина линий может быть задана в компютере.

Важно помнить, что кроме габаритов, витраж тиффани имеет еще и видимые размеры. И разница между ними может быть весьма ощутима, так что часть задуманной композиции станет невидимой, и замысел витража останется нераскрытым. Во избежание этого на картоне прорисовывают и габаритные контуры витража, и его видимые границы.

На всех деталях витража тиффани на картоне должны быть проставлены номера стекол в соответствии с палитрой этого изделия, а также стрелочки направления текстуры цветного стекла на тех элементах, где он предусмотрен. Также имеет значение какая сторона стекла является лицевой. Нужно следить и за точным соответствие ширины линий между стеклами на картоне реальной ширине паяного шва между ними в самом изделии.

Подбор стекол

На самом деле эту задачу невозможно выделить в совершенно обособленный этап, так как художник уже на этапе прорисовки эскиза в уме подбирает необходимые стекла, а при черновой нарезке стекла для витража могут всплыть некоторые важные нюансы, что заставят остановить свой выбор на других образцах.

Корректный подбор стекол для витража тиффани невозможен без знания их основной классификации:

  • Прозрачные - эти стекла особенно эффектны на просвет, кроме того, фактурные прозрачные стекла очень зависят от угла зрения. Но при угасании источника света позади прозрачного витража, он может сильно поблекнуть и потерять свою декоративную ценность. И пусть Вас не смущает его прозрачность - при наличии фактурности поверхности и насыщенного цвета, разглядеть что-либо происходящее за ним невозможно!
  • Глухие стекла наиболее эффектны в лучах отраженного света, а также пропускают чрезвычайно мало света. Поэтому их нередко используют для изготовления потолочных витражей или ниш с подсветкой.
  • Полупрозрачные стекла практически в равной степени обладают свойствами и тех, и других своих собратьев.

Далеко не все стекла сочетаются друг с другом, потому стекла для витража тиффани следует очень внимательно изучать, как в отраженном свете, так и на просвет. Ведь нередко витраж, собранный на столе, может преобразиться до неузнаваемости при подсветке.

Если же витражное изделие будет установлено таким образом, чтобы и пропускать свет днем, и отражать его ночью (например, в окне дома), то оптимальным решением будет сделать его преимущественно из прозрачного стекла с отдельными полупрозрачными или глухими вставками.

Нужно также учитывать способность прозрачных стекол значительно усиливать свою цветность в условиях попадания на них ярких солнечных лучей или интенсивного искусственного света. Такой эффект можно взять на вооружение и вставлять в витраж тиффани небольшой кусочек стекла изумрудного либо рубинового оттенка - он способен ярко вспыхнуть, как искра или звезда, когда на него попадет луч света.

Главным критерием качественной работы на данном этапе станет красивая и гармоничная общая композиция изделия, но нужно знать меру, ведь витраж всегда притягивает к себе особое внимание. И если в маленьком помещении установить чересчур крупный и яркий витраж тиффани с множеством контрастных цветов, то находиться в таком интерьере станет весьма непросто с психологической точки зрения.

Черновая нарезка стекла для витража

Основными приемами данного этапа изготовления витража тиффани являются следующие операции:

Обточка и подгонка стекол

Точная подгонка и обточка стекол, из которых создается витраж тиффани в нашей компании, предполагает следующие действия мастера-витражиста:

Обмотка стекол фольгой

Все вырезанные мастером детали витража тиффани должны быть обмотаны самоклеющейся фольгой из медной ленты (с одной ее стороны наносится тонкий слой липкого прочного клея) необходимой ширины. Эти ленты медной фольги выпускаются с разной шириной и различными оттенками клеящего слоя (серебристый, медный или черный).

Ширина фольги для обмотки деталей напрямую зависит от ширины паяного шва и толщины стекла. Если мы возьмем стандартное стекло (Spectrum), толщина которого составляет 0,3 см, и традиционный шов шириной также 0,3 см, то нам понадобится фольговая лента в 0,48 см шириной. Также часто используются ленты шириной в 0,36, 0,4, 0,44, 0,52, 0,56 или 0,64 см.

Данный этап осуществляется либо вручную, либо с помощью инструментов - обмотчиков, ускоряющих работу, но отнюдь непростых в освоении.

Сам процесс обмотки деталей витража тиффани фольгой достаточно прост:

  • Фольговая лента прикладывается к кромке детали из стекла и прижимается к ней участок за участком.
  • Концы ленты в том месте, где они подходят друг к другу, накладывают внахлест на пару миллиметров, а лишнее отрезается.
  • Затем лента придавливается к стеклу и загибается с двух сторон с помощью маленького брусочка твердого дерева или особого кромкозагибочного инструмента.

Пайка деталей витража тиффани

Этап пайки деталей витража тиффани начинается со знакомой нам процедуры - раскладки подготовленных деталей на картоне внутри набитых габаритных рамок. Вся композиция тщательно выравнивается, начиная с прямых и плавных кривых линий. Затем проверяются все стыки фрагментов изделия, на предмет отсутствия уступов. По окончании этой процедуры витраж тиффани спаивается «на прихватках», то есть весь рисунок жестко фиксируется точечной пайкой его деталей, при этом точки наносятся преимущественно на стыках и в углах элементов композиции.

Очень важно придирчиво следить за качеством спаечного шва, ведь именно оно влияет на аккуратность и гармоничность всей композиции.

После спаивания деталей композиции «на прихватках», приступают собственно к самой тотальной пайке всего витража:

  • На детали тонкой кисточкой наносят флюс;
  • Детали спаиваются друг с другом путем залива припоя в шов между ними;
  • Вначале витраж тиффани пропаивается с одной стороны, затем его переворачивают и повторяют всю операцию с другой.

Важно, чтобы паяльник был оптимальной температуры (не перегрет), а также, чтобы на деталях было достаточно флюса. Еще имеет значение тщательно подготовленое жало паяльника и качественный чистый припой нужной марки.

Паяльник подбирают по типу жала (как правило, медное или несгораемое из никеля) и нужным температурным характеристикам. Что касается мощности, то для витражных работ используют обычно модели на 100 Ватт, реже - на 150 или 80 Ватт. Заточка жала осуществляется в форме копыта или топора - зависит от предпочтений каждого отдельного мастера. Важно, чтобы оно было ровным и без каверн на поверхности, а также оптимального размера для аккуратного и точного шва. В процессе работы требуется регулярная зачистка жала паяльника напильником и залуживание. Самым лучшим решением будет выбор паяльника со сменными жалами, поскольку они имеют свойство полностью выгорать, особенно при интенсивной работе большого объема.

Припой должен содержать олово более 60% - ПОССу61, ПОС 61, ПОС63 и т.п. Наиболее популярен у витражистов проволочный припой толщиной в 0,3 см, реже - 0,1 см. Он должен быть совершенно чистым, с блестящей поверхностью (неблестящие припои содержат недостаточно для работ по витражам тиффани олова или уже окислились за старостью лет).

Флюсы для пайки используются самые разные, главной объединяющей их всех чертой является наличие хлористого цинка как активного компонента.

Наша компания предлагает качественные и эффективные флюсы, которые можно условно классифицировать на 4 подгруппы:

  • Паяльная вода - наиболее нейтральный из всех флюс без запаха и дыма, подходит для быстрой пайки (в течение 2-3 суток) и не годится для подвергшихся длительному контакту с воздухом уже обмотанных фольгой деталей (фольга успевает сильно окислиться, и данный флюс становится недостаточно активен для нее). Для нанесения паяльной воды используются обычную кисть.
  • Паяльное масло в качестве своей основы имеет стеарин. Отлично подходит для спаивания крупных деталей из стали (нержавеющей в том числе), меди и латуни. Из побочных эффектов при пайке возникает едкий сильный дым и очень резкий неприятный запах.
  • Паяльная жидкость - более густой флюс, нежели паяльная вода. Не обладает ни запахом, ни дымом. Может разбавляться водой для получения паяльной воды.
  • Паяльный жир имеет пастообразную форму и в процессе производства работ с ним немного дымит. Оптимален для протяжки из латуни и меди, а также пайки фольги. Наносится палочкой или жёсткой кистью. При этом его видно на местах нанесения, что облегчает работу мастера.

Обрамление в протяжку

Обрамление витража тиффани в протяжку по периметру предполагает закрепление краев изделия. Протяжки для обрамления периметра композиции могут быть различного профиля, но чаще всего используются П-образные. Что касается материала для них, то на первом месте по популярности идут латунные протяжки, реже - медные и мельхиоровые или из нержавейки.

Процесс обрамления витража тиффани протяжками выглядят следующим образом:

  • Протяжка отмеряется и отрезается (болгаркой или станком с тонким рабочим кругом (0,1см)). В углах композиции мастер запиливает протяжку под нужным углом, а затем спаивает ее отдельные части друг с другом, следя, чтобы припой затекал преимущественно внутрь протяжки, не пачкая ее наружную часть.
  • В случае расположения протяжки в видимой зоне витража тиффани, ее дополнительно обрабатывают с помощью полировки (она делается после патинирования пайки витража шлифовальной машинкой с фетровым или войлочным рабочим кругом и специальной полировочной пастой) или патинирования (осуществляется одновременно с патинированием пайки витража посредством нанесения патины на саму протяжку, в том числе, и после ее лужения).

Мытье и сушка

Мытье и сушка витража тиффани также требует разумного тщательного подхода. Мойка изделия производится под теплым душем с моющими средствами для стекол (например, «Мистер Мускул»). Все остатки флюса должны быть полностью отмыты - для этого можно применять щетки. После мытья витраж тиффани насухо вытирается и сушится.

Патинирование

Патинирование витражной композиции представляет собой химическое травление паяного шва посредством патины, после чего он приобретает нужный цвет (черный или любой оттенок серого цвета, коричневый, медный и тон «старая медь»).

Важнейшим фактором проведения данного этапа служит абсолютная чистота самого изделия, инструментов и рабочего места, где он осуществляется.

Выглядит патинирование витража следующим образом:

  • В небольшую ёмкость наливают необходимое количество патины;
  • Наносится состав на паяный шов с помощью тоненькой кисточки;
  • Затем патина втирается чистой сухой мягкой тряпочкой;
  • Максимально аккуратный ровный шов получается только с одного раза;
  • Использованную патину, ни в коем случае, не выливают обратно в ёмкость, дабы не испортить весь состав;
  • Если цвет шва не лег с первого же раза, то это свидетельствует об остатках на нем флюса и недостаточно тщательной мойке - закрасить пятна на шве способна лишь черная патина;
  • В конце витраж тиффани еще раз тщательно моют с моющими средствами.

Нередко для больше долговечности витража, все его паяные швы в конце покрывают особым антиоксидантным составом от окисления, придающим им блеск и некоторое затемнение.

Изготовление художественного начинается с изготовления эскиза. Эскиз разрабатывается с учетом хрупкости стекла и всевозможных приемов его обработки. Например, невозможно простым стеклорезом вырезать деталь с внутренним углом, для этого понадобится лобзиковая пила, и эта деталь будет заведомо слабым местом данного витража. Длинные и узкие детали имеют особенность лопаться в самом узком месте, поэтому заранее, при изготовлении эскиза нужно учитывать эти и другие особенности стекла. Так же нужно учитывать максимально допустимый размер витража (зависит от способа установки) и предусмотреть деление витража на фрагменты. Не стоит забывать, что при большом разнообразии оттенков и фактур художественного стекла, не все цвета на бумаге можно подобрать в стеклах и учитывать это при подборе стекла. После изготовления эскиза, он переносится на «картон». «Картоном» на языке витражистов называется эскиз, нарисованный черным контуром на белой бумаге, в натуральную величину. На «картоне» обычно указывают всю необходимую мастеру-витражисту информацию: распределение деталей по цветам, какой стороной стекла (лицевой или изнаночной) выкладывать определенные детали, также, если в данном эскизе имеет значение направление рисунка стекла, на таких деталях указывают направление.

После этого детали витража нарезаются вручную или с помощью специальных приспособлений и станков в строгом соответствии с эскизом. Далее вырезанные детали необходимо обработать (обточить) на шлифовальной машинке. При окончательной подгонке деталей витража, необходимо учитывать, что между деталями должен оставаться минимальный зазор, который уберется за счет обматывания деталей медной фольгой (фойлом). Так же необходимо обратить внимание на соблюдение основных линий (что бы не было уступов). Для того что бы был изготовлен точно в размер, и не расползался при пайке, витраж по периметру ограничивают жестко зафиксированными прямыми рейками (прямоугольный эскиз). После того, как все детали обточены и подогнаны, следует проверить весь витраж на предмет соответствия цветовой гамме согласно эскизу, если какие то детали не подходят, их необходимо вырезать заново.

Затем кромку деталей обматывают медной самоклеящейся фольгой. Существуют различные размеры фольги по ширине. Выбирать подходящую фольгу необходимо исходя из толщины стекла, используемого при работе. Фольга должна равномерно наклеиваться на кромку деталей и при этом равномерно загибаться за края, концы медной ленты должны заходить друг на друга на несколько миллиметров. Что бы фольга более плотно и ровно прилегала к детали, используют специальную пластиковую лопатку. Обратите внимание на то, что чем точнее будет осуществлена подгонка деталей, тем аккуратнее и изящнее будут швы и тем выше будет прочность витража.

Перед пайкой, швы деталей необходимо обработать паяльной кислотой (флюсом). Затем с помощью паяльника и припоя витраж пропаивают точечной пайкой (как правило, в углах и местах стыка деталей), а затем пропаивают витраж уже целиком с обеих сторон. Вся сложность данного процесса заключается в навыках мастера. Паяльник вести надо равномерно не останавливаясь, что бы избежать растрескивания деталей от перегрева.

После пайки, витраж тщательно промывается и высушивается, затем швы витража патинируются специальным составом (патиной) для придания швам витража необходимого цвета. Далее витраж опять тщательно моется, сушится и при необходимости швы натираются специальным составом, который препятствует окислению швов. Так же при необходимости витраж вставляют в латунную протяжку по периметру.

Установка витража тиффани

Изготовление и монтаж витража

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

Но стекло от Тиффани – это еще и цвет. Дизайнер стал изобретателем не только новой техники изготовления витражей, но и особого вида стекла «fabril» (пламенеющее). Фирменным знаком мастера можно считать и ирризирующее стекло с металлическим глянцем. Его изготавливали еще до Тиффани, однако известным оно стало только после того, как он стал использовать его в своих работах. Заслугой изобретателя стал и его особый стиль (который иногда путают с техникой Тиффани). Изделия в стиле Тиффани (стиле «модерн») – это витражи насыщенных цветов с пейзажами и природными мотивами, а также отсутствие грубых прямых углов и линий. Сегодня произведения Тиффани украшают храмы, а его коллекция витражей и ювелирных изделий выставлена в Нью-Йорке в музее «Метрополитен» .

Витражи Тиффани: технология

Процесс изготовления витражей Тиффани складывается из следующих этапов:

  1. Определение размеров, выбор рисунка и цветовой гаммы. Каждый тип витражного изделия (потолок, окно или ниша и т.д.) имеет максимально допустимые габариты. Суммарный вес витража рассчитывается по особой формуле. К примеру, один фрагмент витража Тиффани для потолка не должен быть больше 60х60 см. В случае необходимости изготовления более крупных изделий витраж делится на отдельные фрагменты.
  2. Разработка эскиза.
  3. Подборка стекла. Цветное стекло обладает очень интересной особенностью – определить его истинный цвет возможно только при наличии особого освещения – ни одна фотография не сможет передать тончайших оттенков стекла, освещенного лучами света. Поэтому на данном этапе следует особенно внимательно подойти к подбору цветовой гаммы.
  4. Эскиз будущего витража дублируется на монтажном листе в натуральную величину (эту заготовку профессионалы называют «картоном»). Для создания шаблонов «картон» разрезается на отдельные детали.
  5. Изготовление изделий криволинейных форм производится на матрице, которая специально изготавливается под каждое новое изделие. На матрицу наносятся линии эскиза, по которым производится сборка.
  6. Нарезка стекла на отдельные фрагменты.
  7. Шлифовка острых краев и неровностей стекла с помощью шлиф-машины и его подгонка.
  8. Каждая деталь оборачивается по периметру медной фольгой, обезжиривается флюсом (особым химическим веществом для очистки металла). Медная фольга позволяет закреплять небольшие кусочки стекла и прорабатывать даже мельчайшие детали рисунка.
  9. Детали собираются на «картоне» и прочно спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем с лицевой и обратной стороны. Ширина паяных швов зависит от задумки дизайнера, а также от требований к прочностным характеристикам изделия.
  10. Спайка для придания цвета покрывается патиной (чаще всего черной или коричневой). Для защиты припоя изделие дополнительно обрабатывается антиоксидантами.
  11. Обрамление витража (протяжка) для закрепления краев изделия. Протяжка может быть как латунной, так и изготавливаться из меди или нержавеющего железа. Для придания особой прочности для витража изготавливается сварная рама из железа, латуни или другого прочного материала.
  12. Изготовление конструкций для монтажа.
  13. Непосредственный монтаж изделия на объекте заказчика.

Примеры использования техники Тиффани для украшения самых разнообразных предметов интерьера и мебели вы сможете увидеть, воспользовавшись данным меню:

Витражи Тиффани в интерьере

В последние годы для создания эксклюзивного интерьера дизайнеры стали активно использовать витражные композиции не только для оформления окон или дверей. Ниши, панно, зеркала, кухонные фасады, перегородки, элементы мебели, кованые изделия и др. оригинальные и необычные элементы декора позволяют уйти от привычных стандартов и придать стилю помещения особый и неповторимый колорит. С помощью данной таблицы вы сможете ознакомиться с различными вариантами применения техники Тиффани для украшения интерьера:

Применение Целесообразность декорирования Особенности

Витражные окна – это не только изысканные и стильные изделия. Неоспоримым преимуществом витражей является и возможность регулировать степень освещенности помещения. Техника Тиффани позволяет устанавливать витражи в рамы любых форм и конфигураций:

  • прямоугольные проемы являются самыми популярными и часто используемыми, для их украшения могут применяться как отдельные элементы витражей, так и целые композиции. Кроме этого возможно их установка в стеклопакеты;
  • треугольные оконные проемы используются чаще всего в мансардах или мезонинах, для их украшения можно использовать геометрические рисунки или рисунки с изображением цветов и листьев;
  • арочные проемы чаще всего украшаются витражами, выполненными в классическом или пейзажном стилях;
  • нестандартные оконные проемы могут выполняться в форме полуарок, овалов, многоугольников и пр.; стиль декорирования таких окон зависит лишь от общего стиля помещения и личных предпочтений заказчика
Техника Тиффани позволяет создавать изделия любых форм без каких-либо ограничений – окно может заполняться витражным стеклом не только полностью, но и быть украшено им, например, по периметру, заполняться лишь один или несколько углов и т.д.

Потолки с изделиями Тиффани – это возможность оформить помещение в новом необычном стиле:

  • в отличие от классических витражей, такие конструкции не утяжеляют потолки;
  • витражи обладает высокой светопроницаемостью и отлично сочетаются с любым освещением (лампы дневного света, светодиодные ленты, неоновые трубки и т.д.);
  • витражные потолки устанавливаются и в небольших помещениях (в этих случаях идеальным решением станут плафоны)
Витражи монтируются к потолку с помощью особых рамок, которые обрамляют конструкцию. Для крепления чаще всего применяется дерево, алюминий, латунь, медь и сталь. Элементы витража неподвижно припаиваются к каркасу
Поскольку стеклянные изделия не боятся резких перепадов температур, двери с витражами Тиффани можно устанавливать не только в помещениях с повышенной влажностью (ванных комнатах и кухнях), но даже на улице, в том числе и для декорирования входных групп. Следует учитывать, что рисунок витража будет просматриваться с обеих сторон. Особую прочность двери придают рама и каркас, изготавливаемые из дерева или металла (каркас может изготавливаться также из ПВХ). Полупрозрачный витраж может покрывать все дверное полотно или использоваться в виде небольших вставок

Любая ниша может стать полем для воплощения любых дизайнерских идей:

  • она может декорироваться как фальш-окно с искусственной подсветкой;
  • оформляться в виде настенного панно или картины;
  • витражное полотно способно скрыть любые встроенные объекты коммуникации, а также дефекты стен;
  • установка подсветки в таком витраже может стать источником дополнительного освещения
Изделия Тиффани могут применяться для декорирования ниш самых разных форм: не только квадратных или прямоугольных, но и арочных, круглых, треугольных и т.д.
Техника Тиффани отличается от классических витражных техник тем, что места спайки практически незаметны, поэтому витражные картины и панно представляют собой необычную целостную стеклянную картину. Однако для того, чтобы такие панно стали действительно эксклюзивным украшением, желательно оборудовать их фронтальной, контурной или боковой подсветкой Панно закрепляется в металлическую, кованую или деревянную раму, которая надежно удерживает конструкцию, оснащается подвесами и наглухо монтируется в стене

Необычные свойства зеркал отражать и усиливать декоративные эффекты с успехом используется многими известными дизайнерами.

Зеркала используются и для визуального расширения пространства. Украшенные светом, исходящим от цветных витражных вставок, они способны полностью преобразить любой интерьер

Изготавливаются зеркала как в витражных рамах самых разнообразных форм и размеров, так и с декором непосредственно на стеклянном полотне. Можно украсить зеркало только по периметру или углам

Витражи могут использоваться не только для эффективного зонирования или разделения помещений. Они способны визуально расширять пространство за счет использования полупрозрачных стеклянных конструкций, превосходно пропускающих свет. Техника Тиффани позволяет создавать эксклюзивные и неповторимые элементы декора, которые будут уместны в любом помещении – зале, гостиной, спальне, кабинете, библиотеке или офисном помещении:

  • стационарные (неподвижные) перегородки;
  • раздвижные перегородки для динамичного изменения пространства;
  • витражные вставки в монолитные гипсокартонные, деревянные или кирпичные ниши;

Витражные перегородки могут использоваться и для маскирования подлестничных пространств

Витражами Тиффани могут украшаться перегородки любых типов, габаритов и любым количеством панелей
Тиффани – одна из немногих витражных техник, которая позволяет изготавливать изделия любых криволинейных форм, в том числе и светильников. Изящные настольные лампы являются классическим примером изготовления изделий в данной технике. Необычные светильники способны оживить любое помещение и наполнить его уютом и теплом Сложность изготовления напрямую зависит от размера и формы абажура, материала ножки, вида стекла, количества стеклянных деталей и особенностей сборки изделия
Элегантные витражные столы, изготовленные по индивидуальному проекту, с каркасами из кованого металла, стекла или дерева необычайно практичны и долговечны. Журнальные, обеденные и даже компьютерные столы в стиле Тиффани – это всегда только эксклюзивная ручная работа. Благодаря высокой стойкости стекла к любым неблагоприятным воздействиям (перепадам температуры и влажности и пр.) они смогут прослужить долгие годы. Изготавливают и полностью стеклянные изделия методом ультрафиолетовой склейки (стеклом к стеклу) Витражное полотно дополнительно закрепляется с помощью свинцовой рамы. Подсветка, монтируемая как непосредственно под столешницей, так и в нижних частях ножек, создаст полную иллюзию невесомости и хрупкости долговечной конструкции
Легкие и изящные витражи Тиффани могут быть установлены в дверцы шкафов-купе любых размеров. Шкафы-купе со стеклянными или зеркальными витражами Тиффани смогут привнести в интерьер помещений (кабинета, офиса, зала, гостиной, спальни или детской) ощущение достатка и престижа. В затемненном помещении установка подсветки витража не только заставить играть цветное стекло и оживит его, но и станет дополнительным источником освещения Витражные полотна могут монтироваться на двери со съемными штапиками (декоративные рамки) или на стадии сборки шкафа. Изготавливаются как декоративные витражные вставки, так и большие витражные полотна (для придания прочности таких конструкции их разделяют на несколько фрагментов)
Витражи Тиффани превосходно выдерживают перепады температур и высокую влажность, характерные для кухни. Они могут изготавливаться для фасадов и створок любой кухонной мебели, изготовленной практически из любых материалов: дерева, МДФ, пластика или металлопластика Для упрочения витражи заключаются в раму из прочных материалов (металла, дерева и пр.). Монтаж витражей осуществляется тремя способами: креплением с помощью профиля из стали или алюминия; крепление на держателях или с помощью штапиков

Витражная техника Тиффани позволяет изготавливать яркие и эффектные или, напротив, романтично-изящные изделия самых разнообразных форм, оформленные в различных стилях – от классического до стиля модерн или хай-тек. С помощью данной таблицы вы сможете выбрать необходимый стиль витража для установки в помещении:

Тип интерьера Какие стили уместны Окна Потолки Двери Ниши Панно Зеркала Перегородки Светильники Столы Шкафы Кухонные фасады
Кухня классический, абстракция, пейзаж, китайский, японский * * * * * * *
Детская детский, абстракция, живопись * * * * * * * *
Прихожая абстракция, хай-тек, кантри * * * * *
Ванная

фьюжен, модерн

абстракция, египетский
* * * *
Зал арт-деко, живопись, кантри, готика * * * * * * * * * *
Спальня кантри, арт-деко, египетский * * * * * * * * *
Офис кантри, арт-деко, египетский * * * * * * * * * *
Гостиная кантри, готика, живопись, арт-деко * * * * * ** * * *
Бассейн хай-тек, модерн, кантри * * * * *
Кабинет арт-деко, готика, египетский * * * * * * * * * *
Мансарда абстракция, кантри, хай-тек * *
Балкон абстракция, кантри, хай-тек * *

Витражами Тиффани могут быть украшены также лестничные пролеты. .

Преимущества и недостатки витражей Тиффани

Витражи, созданные в технике Тиффани, во всем мире пользуются необыкновенной популярностью. Они обладают следующими неоспоримыми преимуществами:

  • высочайшими декоративными свойствами;
  • так как скрепление деталей осуществляется при помощи тонкой медной фольги, а между стеклами нет зазоров, витраж выглядит как цельное стеклянное полотно, раскрашенное необычными цветными узорами;
  • возможность создавать сложные детализированные рисунки из мельчайших фрагментов стекла;
  • создание конструкций любых размеров и форм, в том числе криволинейных;
  • возможность создания как небольших элементов интерьера, так и больших витражных полотен, выполненных в любом стиле;
  • долговечность – цветное стекло не блекнет и не выгорает на солнце;
  • высокая стойкость к химически активным веществам;
  • влагостойкость;
  • абсолютная нетоксичность;
  • простота и легкость ухода;
  • легкость реставрации – поврежденные стекла витража легко заменить.

Недостатками данных изделий можно считать:

  • сложность и трудоемкость процесса изготовления – витражи Тиффани изготавливаются только вручную;
  • относительно высокая стоимость ручной работы, впрочем, для желающих стать обладателем уникального изделия высочайшего качества, данный нюанс будет вторичен.

Наиболее эффектно смотрятся витражи при использовании дополнительной подсветки – цветные стекла, преломляя и отражая лучи, придают помещению особую атмосферу шика и уюта, а также способны мягко уравновесить композицию в любом интерьере. .

Сравнение витража Тиффани с витражами в других техниках

Сегодня витражи Тиффани по достоинству оценили ведущие дизайнеры всего мира. Важные характеристики этой витражной техники представлены в следующей таблице:

Уровни классификации:

*** - высокий

** - средний

* - низкий

Стоимость витражей Тиффани

Витражи Тиффани изготавливаются только вручную, поэтому их стоимость достаточно высока. Однако цена изделий может существенно варьироваться в зависимости от следующих критериев:

  • стоимость расходных материалов, тип и марка стекла (в нашей студии в производстве используется высокопрочное стекло марок Spectrum и Uroboros, однако при необходимости мы сможем приобрести более дешевые материалы, что позволит существенно снизить стоимость изделия);
  • общая площадь витража – в наших мастерских изготавливаются как большие витражные полотна Тиффани, так и относительно недорогие витражные вставки, а также эксклюзивные сувениры;
  • степень детализации рисунка – витраж из крупных стеклянных элементов стоит гораздо дешевле; конструкции же, содержащие более тысячи мельчайших стекол, спаянных вручную, стоят намного выше;
  • наличие кованых элементов;
  • сложность монтажа;
  • вид и тип дополнительной подсветки;
  • стоимости доставки и установки.

Мастера нашей студии выполнят заказ любой сложности с использованием только высококачественных экологически чистых материалов различных марок. Мы согласовываем с заказчиком любые изменения на каждом этапе работы. .

Витражи Тиффани от нашей студии

Качество витража в первую очередь зависит от опыта и таланта мастера. Немаловажную роль играет и качество используемого материала. Мастера студии «Арт-Ультра» имеют огромный опыт работы с эксклюзивными изделиями (общий стаж работы наших мастеров – более 170 лет) и смогут изготовить витражи Тиффани любой сложности. Наши специалисты в собственных аргоновых и столярных мастерских выполняют полный цикл работ по изготовлению мебели и изделий с Тиффани «под ключ»: изготовление каркасов, рам, в том числе деревянных и кованых. Мы также выполняем доставку витражей и осуществляем полный монтаж витражей в помещении заказчика. Мастера студии смогут выполнить и любой вид реставрации, в том числе и изделий, изготовленных в других мастерских.