Бронзовый век. Развитие человечества в каменный железный и бронзовый века

Железный век - период времени в истории человечества, когда зародилась и стала активно развиваться металлургия железа. Железный век наступил сразу после и продолжался по времени с 1200 лет до н.э. до 340 лет н.э.

Обработка для древних людей стала первым видом металлургии после . Считается, что обнаружение свойств меди произошло случайно, когда люди приняли её за камень, попытались обработать и получили невероятный результат. После медного наступил бронзовый век, когда медь стали смешивать с оловом и таким образом получать новый материал для изготовления орудий труда, охоты, украшений и так далее. После бронзового наступил железный век, когда люди научились добывать и обрабатывать такой материал, как железо. В этот период заметен рост изготовления железных орудий. Самостоятельная выплавка железа распространяется среди племён Европы и Азии.

Изделия из железа встречаются гораздо раньше наступления железного века, однако ранее они использовались очень редко. Первые находки датируются VI-IV тысячелетие до н. э. Найдены в Иране, Ираке и Египте. Железные изделия, которые датированы III тысячелетием до н.э., найдены в Месопотамии, Южном Урале, Южной Сибири. В это время железо было преимущественно метеоритным, однако его было очень мало, и предназначалось оно в основном для создания предметов роскоши и ритуальных предметов. Использование изделий из метеоритного железа или путём добычи из руды замечено во многих регионах на территориях расселения древних людей, однако до начала железного века (1200 лет до н.э) распространение данного материала было очень скудным.

Почему древние люди в железном веке стали использовать железо вместо бронзы? Бронза является более твёрдым и долговечным металлом, однако уступает железу тем, что является хрупким. В том, что касается хрупкости, железо явно выигрывает, однако у людей с обработкой железа были большие сложности. Дело в том, что железо плавится при гораздо более высоких температурах, чем медь, олово и бронза. Из-за этого были необходимы специальные печи, где можно создать подходящие условия для плавления. Больше того, железо в чистом виде встречается достаточно редко, и для его получения необходима предварительная выплавка из руды, что достаточно трудоёмкое занятие, требующее определённых знаний. Из-за этого долгое время железо не пользовалось популярностью. Историки считают, что обработка железа стала необходимостью для древнего человека, и люди стали использовать её вместо бронзы из-за истощения запасов олова. По той причине, что во времена бронзового века началась активная добыча меди и олова, месторождения последнего материала просто истощились. Поэтому и стала развиваться добыча железных руд и развитие железной металлургии.

Даже с развитием железной металлургии, бронзовая металлургия продолжала быть очень популярной по причине того, что этот материал более легче поддаётся обработке, а изделия из него более твёрдые. Бронза стала вытесняться тогда, когда человек придумал создавать сталь (сплавы железа с углеродом), которая гораздо твёрже чем железо и бронза и обладает упругостью.

Сделайте свой дом удобным и комфортным с помощью продукции «SantehShop». Здесь можно выбрать и приобрести душевой трап в ванну , а также другие товары. Сантехника высокого качества от известных мировых производителей.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель : обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.

Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор. Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных. Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком .

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого - две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался. Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком .

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем. Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль. А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век .

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник”. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО 2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

Презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)

Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).
  2. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы. (Медведь – медь)
  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)
  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).
  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал. bronzo , которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)
  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8. Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С. Пушкин)
  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.

: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным:

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки