Артикуляционные характеристики согласных звуков. Гласные и согласные звуки

1. Введение

2. Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском языке

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском языке

4. Сонограммы и осциллограммы английских и русских гласных звуков

6. Список используемой литературы

Введение

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Звук речи – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаром можно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценить определенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к тому или иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковом сознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.

В данной работе я хочу рассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так же сделать их сопоставительной анализ.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи.

6. М.В.Панов привел ещё одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

· участию губ

· степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

· степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium - губа ()абиализованныеи неогудленные ()дленные(о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [ а ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [ a ]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Простейшая таблица русских гласных такова:

Иную схему представляет треугольник гласных:

Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В.Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):


Гласный [э] один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например в словах п[э]рехо́д . Под ударением он встречается крайне редко, например в утвердительном да́ , произнесенном с оттенком сожаления [дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели). Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходных звуков от [ы] к [ a ] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].

Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.

Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и] c на́, б[и]га́, р[и]ды́.

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.

Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[ a ]да́́. У некоторых говорящих вместо [ a ] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [ a ] и [ o ]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [ a ] и [ o ].

Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [ a ]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [ a ] среднего ряда в слове дам и [ a ] средне-заднего ряда в слове дал . Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [ a ]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.

Артикуляция русских согласных сосредоточена главным образом в передней части ротовой полости. Для большинства из них действующим органом является язык, а наиболее активной при образовании русских со­гласных выступает передне-средняя часть спинки языка.

Все русские твёрдые согласные имеют окраску на гласный [ы], а мягкие - на гласный [и]. Позиция в начале слова перед гласным в удар­ном слоге для русских согласных признана наименее зависимой от окру­жающих условий; в этой позиции собственные константные признаки кон­кретного согласного проявляются наиболее полно. Поэтому в фонетиче­ских исследованиях принято соотносить реализацию основного оттенка русских согласных с этой позицией. Вопрос об основном оттенке соглас­ных решается сложнее, чем для гласных, потому что они не могут быть произнесены "в чистом виде", изолированно, так, как, например, гласные, хотя вообще возможность изолированного произнесения согласных отри­цать нельзя. Однако крайне трудно избежать произнесения гласного при­звука в конце согласного, что, вероятно, объясняется природой согласных как "сопутствующих" гласным звукам

Качество согласного зависит от многих факторов фонетического контекста: от положения относительно ударения, характера слога, а также от характера артикуляции соседнего звука. Поэтому, говоря о позиционных (обусловленных позицией) и комбинаторных (обусловленных влиянием артикуляции соседних звуков) оттенках согласных, необходимо учитывать позицию согласного в слове (абсолютное начало, абсолютный конец, сере­дина), тип звукосочетания (согласный - гласный, согласный - соглас­ный, гласный - согласный - гласный, согласный - согласный - со­гласный и др.), качество соседнего звука в указанных сочетаниях (огубленность, неогубленность гласного, характеристика соседнего соглас­ного и др.).

При произношении звука [п] (см. рис. 7.) губы в первый момент смыкаются, и воздух, поступающий из легких в полости глотки и рта,сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается изо рта наружу. Положе­ние языка зависит от следующего звука. Если звук [п] стоит в конце слова или слога, то язык остаётся пассивным. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть работу губ и ощущать толчок воздуха на поднесённой ко рту руке. При произношении звука [б] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артику­ляции звука [п]. В отличие от последнего, при артикуляции [б] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [т] (см. рис. 8.) губы разомкнуты и прини­мают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние рез­цы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка, а также ощущать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. При произноше­нии звука [д] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [т]. JB отличие от последнего, при артикуляции [д] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.



Рис. 7. [п]..[б] Рис.8. [т]..[д]

Рис. 9. -(к)...[г]

При произношении звука [к] (см. рис. 9.) положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука (при ка - примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ки - спереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Видны (неясно) положение языка и его работа. Можно также ощущать толчок выдыхаемого воздуха на руке. При произношении звука зву­ка [г] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуллшш звука [к]. В отличие от последнего, при артикуляции [г] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Рис.10. - [ф]... [в] Рис. П. - [с]...[з]

При произношении фрикативных [ф] и [в] (см. рис. 10.) нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посредине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При артикуляции [ф] голосовые складки разо­мкнуты, при артикуляции [в] - сомкнуты и вибрируют. Хорошо видны характерное поло­жение губ и верхние резцы. На руке, поднесен­ной ко рту (несколько выше уровня рта), можно ощущать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.



При произношении звука [с] (см. рис. 11.) губы несколько растянуты в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилега­ют к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами - узкая круглая щель. Мягкое нёбо поднято и закры­вает проход в нос. Голосовые складки разо­мкнуты. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней час­ти спинки языка. Можно ощущать рукой хо­лодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. При произношении звука [з] поло­жение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [с]. В отличие от по­следнего, при [з] голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [ш] (см. рис. 12.) губы слегка выдвинуты впе­ред. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края приле­гают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Можно видеть положение губ, верхние и ниж­ние резцы, а если приоткрыть рот, немного за­прокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз широкую тёплую струю воздуха. При произношении звука [ж] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [ш].В отличие от последне­го, при артикуляции [ж] голосовые складки со­мкнуты и вибрируют. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение языка. Можно ощущать на руке обильный теплый воздух.

Рис. 12. -{ш]... (ж)

Рис. 13. - [x]

При произношении звука [х] (см. рис. 13.) положение губ и расстояние между резцами за­висят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприка­сается с ним, оставляя по средней линии уз­кую щель, через которую проходит струя вы­дыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха - при­мерно на границе между твёрдым и мягким нёбом, при хи - впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты, при произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также ощу­щать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Буква щ в русской графике обозначает два звука: долгий мягкий [ш"] ([ш"]ебень, кле[ш"]и) и сочетание [ш"ч" ] ([ш"ч"]ука, по[ш"ч"]ада). В отличие от звука [ш], долгий мягкий [ш"] характеризуется более высоким положением спинки языка и лёгким переме­щением его вперед, что вызывает некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствует вместе с подъёмом спинки языка известному повыше­нию шипящего шума. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Рис. 14. - [ш"]... |ш"ч"]

Рис. 15.[й] [j]

При произношении звука [й] язык продвинут вперёд и имеет выпуклую форму. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдо­му нёбу. Передняя и задняя части языка круто опущены. На пути воздушной струи образует­ся преграда в результате сближения средней и незначительно передней части спинки с участком твёрдого нёба. Мягкое нёбо подня­то. Голосовые складки сближены. Губы слег­ка растянуты в уголках.

Рис. 16.-[ц] Рис. 17.-[ч"|

При произношении звука [ц] (см. рис. 16.) гу­бы разомкнуты, принимают положение, зави­сящее от следующего звука, и имеют тенден­цию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2-х мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвео­лами, а затем отскакивает в положение, соот­ветствующее артикуляции звука [с].

При произношении звука [ч"] (см. рис. 17.) губы слегка выдвинуты впе­рёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами; в следующий момент смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артику­ляции верхнего мягкого [ш] (мягкость звука обусловлена более передним, чем при твёрдом [ш], положением языка и более высоким подъёмом его спинки).Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, а весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкну­ты. В момент произнесения звука [ч"] можно видеть положение губ, верхние и нижние рез­цы, а если приоткрыть рот, тои положение языка, его работу (голову при этом следует немного запрокинуть).Поднесённой ко рту рукой можно ощущать резкий толчок тёплой струи воздуха.

Рис. 18. - [м]

При произношении звука [м] (см. рис. 18.) губы сомкнуты без напряжения и размыкают­ся без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следую­щего звука. Мягкое нёбо опушено, выдыхае­мый воздух проходит в нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, ощущать вибрацию гортани, груди, щёк и крыльев носа.

При произношении звука [н] (см. рис. 19.) положение губ зависит от следующего за ним гласного. Передний край языка на слогах на, но, ну. ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следую­щему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам пе­редней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо на­верху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, положение и работу передней части языка, можно ощущать вибрацию гор­тани, груди, крыльев носа.

Рис. 19. -[н]

Рис. 20. - [л]

При произношении звука [л] (см. рис. 20.) гу­бы приоткрыты, не растянуты, а слегка присобраны в уголках. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их дёсны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бо­кам остаются проходы для выдыхаемого воз­духа. Иногда такой проход остаётся лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, края рез­цов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания вос­принимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

При произношении звука [р] положение губ и расстояние между резцами зависят от сле­дующего звука. Язык принимает форму ло­жечки: своими боковыми краями он прилега­ет к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под на­пором выдыхаемого воздуха. При артикуля­ции ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край выдвигается вперёд, ближе к верхним резцам; в результате получается смягчённое [р]. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты я вибрируют. Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее - при несколько запрокинутой голове).

Артикуляция мягких согласных

Мягкие согласные отличаются по артикуляции от парных твёрдых дополнительным подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу, а некоторые (к, г, х) также заметным перемещением языка вперёд.

Мягкость согласного может определяться тем, какой гласный ([и] или [э] следует за ним. Это видно при сопоставлении хотя бы такого ряда слогов, как па, по, пу, пы (твёрдый согласный) и пе, пи (мягкий соглас­ный). Исключение составляют согласные [ш], [ж] и [ц], которые перед гласным [э] не смягчаются и после которых гласный [и] не может быть произнесён. После указанных согласных может стоять только буква [и], но при этом она читается как [ы]. Это видно на примере слогов иш, шу, ше, ши и слов шило, ножи, цирк\ во всех случаях звуки [ш], [ж] и [ц] остаются твёрдыми. Исключение составляет долгое мягкое [ж] в словах с сочета­ниями жж и зж, например, вожжи, дрожжи, визжит, где мягкость со­гласного позволяет произнести после него звук [и]. Мягкость одного со­гласного может быть обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного - частичной ассимиляцией по мягкости. Это видно при сопо­ставлении таких, например, слов, как бант - бантик, ест - есть, где мяг­кий согласный [т"] вызывает смягчение предшествующих согласных [н] и [с].

Наряду с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в рус­ском языке широко используются согласные, мягкость которых является вполне самостоятельной. Например, в словах пять, мёд. Люба мягкие зву­ки [п"], [м"], [л"] стоят перед гласными [а], [о], [у], которые вовсе не требу­ет смятения предшествующего согласного, о чём свидетельствуют хотя бы такие слова, как пар, мост, лук. Подобным же образом в словах мель, конь, кровь мягкость согласных [л"], [н"] и [ф"] не обусловлена соседними звуками, что видно из сопоставления приведённых слов со словами мел, кон, кров. Правда, сами эти гласные, соседствующие с мягкими соглас­ными, произносятся особым образом в том варианте, который характерен для такого соседства, что имеет существенное значение для улавливания на слух мягкости согласных.

Артикуляция - скоординированная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. В результате изучения в артикуляционном аспекте все органы речи делятся на:

Активные (губы –labium, язык –передняя часть, средняя ч., задняя ч.,Маленький язычок или uvula, голосовые связки) Пассивные (верхние зубы, альвеолы, твердое небо или palatum, мягкое небо или velum)

Звук характеризуется совокупностью движений всего речевого аппарата.

Артикуляция звука является процессом. Различают 3 фазы артикуляции:

1. Экскурсия - органы речи готовятся к произнесению звука. *при произнесении звонких согласных выдвигаются голосовые связки

2. Выдержка - сохранение положения органов речи для произнесения звука.

3. Рекурсия - возвращение органов речи в прежнее положение или подготовка к произнесению следующего звука.

Работа речевого аппарата обусловлена анатомо-физическим аспектом изучения звукового состава языка, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются голосовые связки. Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков. Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – голосовые связки.)Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки. Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость.

Вопрос 21. Принципы классификации звуков речи. Классификация гласных.

Существует 2 типа звуков речи: гласные и согласные

В русском языке 41 СГЛ, 6 ГЛ

Совокупность гласных образует вокализм

Совокупность согласных образует консонантизм

Гласные и согласные различаются: Функционально, артикуляционно, акустически.

Основное различие- роль в слогообразовании . * согл. в слогообразовании яв-ся сонантом (от лат. sono-звучу пою) , гласн. в слогообразовании яв-ся консонантом. Артикуляционные различие ГЛ и СГЛ в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.Образование гласных: речевой канал открыт, напряжен весь произносительный аппарат, воздушная струя не встречает на своем пути преграды.Образование согласных: Напряжение локализовано, в месте образования преграды сильная воздушная струя преодолевает преграды в фокусе образования СГЛ, взрывая ее или проходя через щель.Шумы составляют характеристику СГЛ.

Классификация гласных

Основание классификации- ряд и подъем языка, работа губ, назализация, напряжение и долгота.

Ряд определяется по части яыка, к-я приподнимается. =>3 типа ГЛ: передние, средние, задние

Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании ГЛ. => 3 типа подъема:

верхний (ГЛ наз-ся узкими) , средний (средние ГЛ) ,нижний (широкие ГЛ)

Участие губ ГЛ делятся на губные (лабиализованные, огубленные), негубные

Вопрос 22. Классификация СГЛ

1. По доле возникновения шума, тона : СГЛ делятся на шумные и сонорные.

Сонорные: р,л,м,н,й

2. По месту образования преграды СГЛ делятся на губные и язычные.

Губные согласные:

1. губно-губные м,н,п,б

Губно-зубные в,ф

3.межзубные согл th (в русском нет)

Язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненеюные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х.

Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык –

Зубные (з,с)

Альвеолярные согл

Небные согл (ш,ж)

3. По способу образования:

Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные.

Смычно-взрывные Б,Л,К,Г,Д,Т.

Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смыка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель – С,Ч

Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя.

Сонорные согл могут быть смычно проходными М,Н

Звук Р – смычно дрожащий.

Звук Л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

Смягчение – палатализация , процесс смягчения

при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв., небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

Веляризация (отвердение ) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

- всегда звонкий и всегда мягкий согл й

- всегда глухой и мягкий ч

Всегда твердый и глухой с

Звуки делятся на гласные и согласные. У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией. Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Согласных букв всего 21. Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д. Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д.

Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости:Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

1. В основе образования гласных лежит активная работа голосовых связок. Для согласных характерна активная работа органов речи в полости рта.

2. В роли основы гласного звука выступает голос, основу согласного звука составляет шум, как следствие преодоления воздухом преграды в полости рта.

3. Гласные образуются слабым напором воздушной струи, согласные сильным, так как воздуху нужно преодолеть преграду в ротовой полости.

4. При образовании гласных все органы полости рта напряжены равномерно. При образовании согласного звука напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда, которую должен преодолеть воздух.

5. При образовании гласных воздушная струя не встречает на пути никаких преград, при образовании согласных – воздушная струя должна преодолеть преграду на своем пути в полости рта.

6. Гласные могут звучать с большей или меньшей силой, что позволяет им быть носителем ударения. Согласные произносятся всегда с одинаковой силой.

7. Большая сила произнесения дает возможность гласным образовывать слог, т.е. гласные являются слогообразующими в русском языке. Согласные в силу своей малой звучности не способны образовывать слог в русском языке.

Система гласных называется вокализмом, а согласных – консонантизмом.

Гласные звуки классифицируются по различным признакам.

В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у].

Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится по работе губ и языка.

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани.

Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).

Таблица артикуляционной классификации гласных. Ударные гласные

Гласные первого предударного слога

Гласные остальных безударных слогов

  • 11. Возникновение славянской письменности и основные этапы развития русского письма.
  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.

    При произнесении звука речи органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи . Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного [ы], французского носового гласного [о], польского слитного (аффрикативного) согласного и т. д.

    Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы:

    • выдержка и

    Приступ (или экскурсия) - это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. Например, в начале артикуляции гласного [у] губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного [в] нижняя губа сближается с верхними зубами и т. д.

    Выдержка - главная фаза артикуляции звука речи - заключается в прекращении (либо замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

    Отступ (или метастаз) - это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

    Если приступ - это «выход на работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ - как «уход речевых органов с работы».

    Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка . Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному».

    Овладение отдельными артикуляциями (а значит, и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (по твердости/мягкости), согласного [l], мягких согласных [z] и [s] и др.

    Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный [ы]. Например, в речи француза русское слово быстро обычно звучит как бистро (отсюда французское название небольшого кафе, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

    Гласные и согласные звуки. Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий, то произносится гласный звук . Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук . Гласные звуки состоят из чистого тона; преодоление препятствия всегда создает шум, поэтому согласные - шумные звуки.

    Глухие, звонкие и сонорные согласные. Если согласный звук состоит из одного шума, то это глухой согласный ; таковы русские согласные [п, ф, х, ц, ч, ш, т] и др. Если согласный звук состоит из шума и тона, но шум преобладает, то это звонкий согласный ; таковы русские согласные [б, в, г, ж, д, з] и др. Если же, наоборот, тон преобладает над шумом, то это сонорный согласный звук; таковы русские сонорные [л, м, н, р].

    Дополнительная артикуляция , в отличие от основной, не меняет характерного шума согласного, определяющегося прежде всего местом, характером и способом преодоления преграды. Одним из наиболее распространенных в русском языке видов дополнительной артикуляции является палатализация .

    Палатализация (осреднеязычение, смягчение, среднеязычное сближение). Дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающая характерный тон и шум.

    В истории праславянского языка происходило две палатализации заднеязычных [г, к, х ] - первая («шипящая») и вторая («свистящая»). Первая заключалась в переходе этих заднеязычных перед гласными переднего ряда в шипящие [ж, ч, ш ], а вторая - в свистящие [з, ц, с ]. Отсюда – сохранившиеся до сих пор морфонологические чередования в русском языке: нога - ноженька, рука - рученька, ухо - уши и исчезнувшие: нога - нозе, рука - руце и т.п.