Значение письма в жизни человека. Значение письменности для человечества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Источники сведений и эволюция письма: рисунки, предписьменности, словесно-слоговые системы. Приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Предыстория и значение славянской письменности. Взаимосвязи письма и искусства.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    История возникновения письменности. Геродот о древнейшем предке письменности. Понятие пиктографии. Развитие письменного выражения мысли в течении эволюции человечества. Пиктографическое письмо как способ выражения мышления и действий человека.

    реферат , добавлен 24.11.2007

    Развитие письменности Древнего Египта. Открытие Франсуа Шампольона, сложности расшифровки письменности, отличия разных видов древнеегипетского письма. Сказки и повести Древнего Египта, архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Становление письменности. Условия становления письменности. Славянская письменность. Возникновение школ в Киевской Руси. Убеждение Римской церкви в существовании "лишь трех языков, на которых подобает славить Бога. Развитие культуры в Киевской Руси.

    реферат , добавлен 30.09.2008

    Возникновение славянской письменности и значение кириллицы в развитии культуры народов России. Традиции празднования Дня славянской письменности в России и за рубежом. Опыт проведения мероприятий, приуроченных к празднику в МОУ "Волжский городской лицей".

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

    Особенности культурного взаимодействия Древней Руси и Византии. Значение принятие православия на Руси для ее просвещения. Святые Кирилл и Мефодий как основатели славянской письменности. Появление азбуки, развитие книгопечатания, первые печатные книги.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Изучение истоков и этапов развития китайской письменности. Гадательные надписи. Надписи на бронзе при династиях Шан и Чжоу. Бамбуковые и деревянные дощечки. Технология создания надписей на "каменных барабанах" и на стелах. Письмо и живопись на шелке.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра истории, культуры и социологии.

    Реферат по культурологи на тему:

    «Значение письменности в человеческой культуре»

    Выполнил:

    студент группы Э-158

    Ковалёва Ю.Д.

    Руководитель работы:

    Естрина О.В.

    Волгоград, 2006г.

    Введение 3

    Зарождение и эволюция письменности 4

    Алфавитное письмо 6

    Славянская письменность 7

    Каллиграфия и стенография 10

    Будущее письма 11

    Заключение. Значение письма 13

    Список используемой литературы 16

    Введение

    Мы прекрасно знаем кто изобрел первый печатный станок, радио, телевизор. Но эти, несомненно важные изобретения, перевернувшие жизнь людей никогда не состоялись бы без изобретения письма - самого, по моему мнению, великого открытия за всю историю человечества.

    Письменность сделала мысль человека бессмертной, изобретя письмо, человек стал общаться не только с современниками, но и с далёкими предками. Перед нами открылась целая картина жизни прошлых поколений с их взглядами, идеями, стремлениями.

    Еще только два столетия назад наша история начиналась с Гомера и преданий Ветхого завета. А сегодня, благодаря колоссальной работе проделанной учеными наша история удлинилась, по меньшей мере вдвое. И это во многом «заслуга» сохранившихся письменных источников. То, что письменность имеет большое значение видно уже из этих строк. Но какое именно? Поиск ответа на этот вопрос станет целью моего реферата.

    Для того чтобы выполнить такую непростую задачу необходимо проследить путь письменности на протяжении всей истории человечества: от примитивных графических до словесно-слоговых, слоговых и алфавитных систем письма, определить факторы, повлиявшие на эволюцию письменности, выявить особенности каждого ее этапа, а также выяснить имеет ли она развитие на современном этапе.

    Пытаясь раскрыть тему реферата, я прочитала немало интересной литературы, узнала много нового, о чем раньше даже не задумывалась. Например, все знают, что кириллицу изобрели братья Кирилл и Мефодий, но вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, кто изобрел глаголицу, и почему она не прижилась в древнеславянском обществе.

    Все это я постараюсь осветить в реферате, а также затронуть многие другие интересные вопросы.

    Зарождение и эволюция письменности

    Человечество не знало письма на протяжении большей части своего существования. Долгими путями оно шло к нему, и только несколько тысячелетий назад знаки стали применять для записи речи.

    По мере накопления человеком опыта и знаний появилась необходимость хранить и передавать информацию. Сначала это осуществлялось при помощи общения, однако из-за несовершенства человеческой памяти многие знания утрачивались.

    Первым шагом на пути к письму стало использование предметов. Сначала в виде напоминательных средств. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. До сих пор мы завязываем узелки на память.

    Позже за предметами стали закреплять конкретные значения. Этот вид письма называют предметным . Например, для правильного расчета применялись счётные шнуры. Их можно увидеть у перуанских пастухов и у некоторых других народов Африки и Латинской Америки. Количество голов в стаде соответствует количеству узелков на шнуре. В древней Европе, Древнем Китае, у австралийских и африканских племен существовал «жезл вестников» - своеобразный документ, подтверждающий полномочия прибывшего посланника. Огромный интерес для историков представляют кипу инков. «Кипу представляет собой толстую верёвку или палку, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Смысловое значение придавалось количеству шнуров и узлов, их величине, расположению и цвету» .

    Несмотря на распространенность предметного письма, оно не могло решить самой главной задачи - хранения информации.

    Следующим шагом на пути к современному письму стала пиктография -изображение предметов, событий и действий с помощью рисунков. Пиктография – внеязыковая знаковая система (пиктограмму может прочитать любой человек, независимо от языка не котором он говорит), поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. Её недостатком было то, что рисунки передавали мысль целиком, без выделения каких-то составных частей.

    Возникла пиктография ещё в эпоху позднего палеолита-40-10 тыс. лет назад. Сначала люди запечатлевали на стенах своих пещер животных и людей, затем эпизоды из жизни, различные события. Композиции становились всё сложнее, стали использоваться символы. Окончательное формирование пиктографии, по мнению ученых, произошло «в эпоху неолита, когда разрозненные родовые группы стали объединяться в племена» . Считается что пиктография - это первый способ выражения мысли человека. Она удобна, поскольку не связана с конкретным языком и всем понятна.

    Пока записи были редкими и случайными недостатки пиктограмм (невозможность точной передачи сведений) не замечались. Однако по мере развития государственности, когда письмо прочно входит в жизнь людей, становится неотъемлемой ее частью, возникает потребность в ускорении записей, точной их передачи. В результате «рисунок каждого изображения постепенно упрощается и всё отчетливее расчленяется на отдельные графические знаки». За каждым предметом и понятием закрепляется только ему соответствующее изображение.

    Таким образом, следующей ступенью в развитии письма стала идеография. В ряде стран (Египет, Китай, о. Крит, Шумер) идеография возникает вместе с рабовладельческим государством. Образование знаков- идеограмм протекало по линии упрощения графического начертания.

    Иногда один знак обозначал несколько понятий (например, знак солнца обозначал также слова день, светлый, белизна). Зачастую сложные понятия передавались при помощи комбинации из нескольких знаков. Позже чтобы получить новое значение слова, прибегли к изменению формы или положения знака.

    Идеограммой довольно сложно было передавать имена собственные. Для этого был изобретен «ребусный» способ написания: имена разбивались на части, которые по звучанию совпадали с какими-либо словами. Такая запись отражает звуковую сторону языка и называется логограммой (в отличие от идеограммы, которая связана со значением). Большой минус идеографического письма в том, что на овладение им требуется огромное количество времени.

    Следующим шагом стало изобретение слогового письма. Это был очень трудный для человечества шаг, так как требовалось отделить звуковую оболочку слова от его смысла. Для этого потребовалось почти две тысячи лет, оно возникло только во втором-первом тысячелетии до нашей эры. Слоговая система существовала в древнеегипетской, шумерской, китайской и других системах письменности. И все же она имела недостаток: при развитом языке, с большим словарным запасом письмо становилось громоздким.

    Дальнейшее развитие письменности прошло по пути дробления звукового потока на мельчайшие частицы-звуки. Первыми были выделены согласные звуки в древнеегипетском письме, так как в нем имелись логограммы состоящие из одного звука.

    Алфавитное письмо

    Итак, я остановилась на том, как из звукового потока был выделен звук. Это, несомненно, повлекло за собой создание алфавита. Первый «алфавит» создали финикийцы во втором тысячелетии до нашей эры. Он состоял из 22 букв, обозначающих согласные звуки или слоги, так как финикийский язык принадлежал к семейству семитских, в котором главную роль играли согласные звуки. В связи с этим фактом ученые отводят финикийскому алфавиту «промежуточное положение между слоговыми и буквенно-звуковыми системами языка».

    Финикийский алфавит был заимствован греческой и арамейской письменностями. Арамейская дала начало восточным буквенно-звуковым системам, а от греческой произошли все западные буквенно-слоговые системы письменности. Финикийский алфавит был заимствован греками в первом тысячелетии до нашей эры. Именно там появился первый настоящий, в полном понимании этого слова, алфавит. Огромной заслугой греков стало то, что они ввели в алфавит символы, обозначающие гласные звуки. В таком виде греческий алфавит существует и по сей день.

    С появлением алфавита письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, как пиктография или иероглифика, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь оказался самым эффективным.
    Буквенно-звуковое, или алфавитное, письмо стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма.

    «Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации» .

    Славянская письменность

    Существующие мнения насчет этапов развития письменности на Руси достаточно противоречивы. Одни ученые считают, что славянская письменность прошла все стадии своего развития, начиная с рисунка и заканчивая звуками. Другие утверждают, что идеографическое письмо не могло существовать у славян, поскольку славянские языки имеют много грамматических форм требующих изменений в словах. Слоговое письмо тоже не было пригодно – слишком много слогов имели славянские языки. Подходящей для передачи речи могла быть только буквенная система.

    Время возникновение славянской письменности учеными до сих пор точно не установлено. По одним данным это 11 тыс. до н. э., по другим 1 тыс. до н. э., по третьим 6 век н. э.

    Указания на славянскую письменность, существовавшую до Кирилла и Мефодия, встречаются в письменных источниках 9-10 веков. В сказании Черноризца Храбра говорится о том, что до принятия христианства славяне книг не имели, но использовали «черты и резы». После принятия христианства записи вели латинскими и греческими буквами. Одна из самых ранних летописей - «Повесть временных лет» - свидетельствует о наличии письменности в Киевской Руси в 9 веке. Академик Б.А.Рыбаков относит ее возникновение к правлению киевского князя Оскольда. Ярчайшими доказательствами можно считать записи договоров с Византией(10 век).

    Итак, точно установлено, что накануне деятельности Кирилла и Мефодия славяне пользовались тремя видами письменности: пиктографией, «чертами и резами», получившими к тому времени буквенно-смысловое значение, и, наконец, они использовали латинские и греческие буквы в записи слов.

    Переломным моментом в истории Руси стала деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий родились в македонском городе Солуни. Мефодий в 820 году, Кирилл в 826. Братья свободно говорили на славянском языке и были очень образованными людьми. Интересна фигура Кирилла. На рубеже 60х годов 9 века он совершал миссионерскую поездку. В городе Херсонесе (раньше город Корсунь) он встретил человека с Евангелием, написанным «протокирилловским» языком, т. е. греческими буквами, приспособленными к передаче славянской речи. Это натолкнуло его на создание славянской азбуки. Уже с 863 года все богослужения стали вестись на родном языке, книги переводились с греческого на славянский. Кириллица быстро вошла в жизнь славянского народа. Но неправильно думать, что братья создали письменность на пустом месте, они опирались на уже существовавшую к тому времени греческую письменность. Для обозначения звуков присущих как греческому, так и славянскому языку использовались греческие буквы. Для звуков встречающихся лишь славянской речи было придумано 19 новых букв. Таким образом, она состояла из 43 букв. «Кириллица учитывала и правильно передавала фонетический состав старославянского языка» , но у нее был недостаток: она включала в себя 6 греческих букв не нужных для передачи славянской речи. Параллельно с кириллицей в 10 веке существовала глаголица. Она была короче кириллицы на 3 буквы, совпадала с ней по звуковому звучанию, расположению и названиям букв, однако отличалась довольно их сложным начертанием. Существует несколько версий ее происхождения. Одни ученые склоняются к тому, что и кириллица и глаголица были созданы Кириллом, но в разное время. Другие ученые придерживается мнения, что кириллица создана в Болгарии, чтобы приблизить славянское письмо к византийскому, а глаголица - результат кропотливой работы Кирилла. Выяснят ли ученые правду, покажет время, а пока нам остается строить лишь предположения.

    Довольно долгое время российские и зарубежные историки думали, что письменность на Руси была уделом только священников. Однако берестяная грамота, которая была найдена в 1951 участницей новгородской экспедиции, опровергла эти убеждения. На берестяных грамотах (всего их было найдено около 900) содержались обыкновенные послания, записки, письма, что доказывает, что грамота на Руси была популярна в широких кругах населения.

    Доказательством широкого распространении письменности служат многочисленные надписи (надпись сделанная на Тмутараканском камне в 1068), граффити (Софии Киевской), первые библиотеки (библиотека Ярослава).

    Возникновение старославянского языка имело огромное значение в культурном развитии славянских народов. Благодаря созданию алфавита стало возможным развивать знания, накапливать культурный опыт народа, для последующей передачи его новым поколениям. Это стало огромным событием не только в истории русского народа, но и в мировой истории: «на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее» .

    Каллиграфия и стенография

    Людям свойственно стремление к улучшению всего того, что их окружает, того, что они создают. С момента зарождения письменности, люди стремились усовершенствовать ее в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия (от греч. «kalligraphia» -«красивый почерк») – искусство красивого письма, и скоропись – мастерство быстрого письма.

    Каллиграфия делает письмо сродни искусству. Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты. Мастерами вне конкуренции в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

    Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире. Египтяне совершенствовали своё письмо и в другом направлении. Наряду с иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику (от греч. «hieratikos» - «священный»), письмо жрецов, потом демотику (от греч. «demotikos» - «народный») - народное письмо. Ведь скорость – необходимое качество хорошего писца. Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстаёт от уст».

    В скорописи вырабатывались приёмы упрощённого написания знаков, их соединение в лигатуры (от лат. «ligatura» - «связь»), т.е. слитные написания; допускались определённые сокращения слов и словосочетаний.

    Отсюда и произошла система сокращённой записи речи – стенография (от греч. «stenos» - «узкий», «тесный», и «grapho» - «пишу»).

    Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте. Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков. Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннеса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту – быстрее говорить, наверное, просто невозможно.

    Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т.е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретённую им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчёты о заседаниях английского парламента. Это - единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор.

    Будущее письма

    Если внимательно изучить эволюцию письменности, то можно заметить, что толчком к новому этапу развития письменности служит точность. Древним людям чтобы ориентироваться во времени достаточно было четырех насечек: зима, весна, лето, осень. Сейчас нам важен не только день, но и час, минута, секунда. Потребность во всевозрастающей точности (и не только во времени) является характерной чертой нашего времени.

    Что позволяет нам точно передавать интонацию речи? Конечно же, знаки препинания. Они появились сравнительно недавно. В 17 веке появилась точка- первый из знаков, остальные еще моложе. В русской грамматике система пунктуации начинает складываться в 18 веке. Современные правила сформулированы в 19-начале20 века.

    Наше письмо сколь бы ни было оно совершенно, продолжает развиваться. И не исключено, что человек будущего глядя на наше письмо, сочтет его столь же неудобным, каким мы считаем глаголицу.

    Еще в конце позапрошлого века был создан язык эсперанто - первый международный язык. Он призван облегчить общение между людьми разных национальностей, так как изучение живого языка весьма затруднительно. Естественный язык сложен, так как в нем много специфического связанного с менталитетом и историей народа. Эсперанто же графически прост. В нем всего 16 правил и ни одного исключения

    Эсперанто не единственный искусственный язык, их существует около 300. Предложено также много проектов фонетической записи языка. Например «Международный фонетический алфавит» (МФА)- это система знаков для записи звуков любого языка. Однако запись знаками МФА очень сложна.

    Существует довольно необычная система записи звуков называемая «видимая речь». Суть ее состоит в том, что записываются не сами звуки, а положение органов речи при его произнесении.

    Цель, которой пытались добиться современные создатели систем письменности, заключается в стремлении найти универсальный способ записи речи, пригодный для любого языка. Я не сомневаюсь, что когда-нибудь он будет обязательно найден.

    Стремительный рост объема информации стал характерной чертой нашего времени. Ученые назвали его «информационным взрывом». В восьмидесятых годах объем информации был так велик, что легче было провести какие-либо исследования, чем искать результаты аналогичных. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию прибегали к помощи компьютеров. Перед творцами тех первых компьютеров стояла сложная задача- создание компьютерного языка. Сейчас я смело могу сказать, что свою задачу они выполнили на отлично. В 21 веке мы по-прежнему живем в информационном веке. Но благодаря созданной компьютерной сети Интернет, поиск любой информации не составляет никакого труда и не требует много времени, мир становится более взаимосвязанным, целым. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям.

    Итак, мы живем в век, когда человечество усиленно ищет способы преодоления языковых барьеров. Одни ученые видят будущее языка в постепенном слиянии ныне существующих. Другие придерживаются противоположной точки зрения, и говорят об укреплении национальных языков.

    И еще один важный момент. Меня очень волнует судьба книг. В наше время люди все больше заменяют их телевидением, компьютерными играми, Интернетом. В частности чаты, как мне кажется, являются суррогатом личного общения. Что значительно сказывается на личности человека.

    Но несмотря на это, мы все равно склоняемся над книгой, чтобы постичь азы знаний. Книга приносит радость встречи с литературными героями, и ничто не может сравниться с тем чувством которое испытываешь держа ее в руках. Она одаривает людей счастливыми моментами общения с духовным наследием человечества.

    Не хочется верить, что книгам суждено погибнуть. Ведь они прошли такой длинный путь от глиняных табличек до современных томов.

    Заключение. Значение письма

    Д. Брестед американский историк однажды сказал: « Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человечества» .

    И я не смею с ним не согласиться. Изобретение письма положили подлинное начало человеческой цивилизации, а значит и всему, что с ней связано.

    Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, вряд ли задумываются в этот момент о своих предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься вне цивилизации, вне общества. Я думаю, каждому ясно, что без письма рушится фундамент образования, а без последнего и сам человек остаётся лишь безвольной щепкой, вынужденной мотаться по воле волн, поскольку нет возможности рассчитывать на продуктивный опыт предыдущих поколений. Таким образом изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к дальнейшему прогрессу и совершенствованию на пути вверх от обезьяны к Человеку.

    В дописьменные времена человечество жило в неизвестности. Появлялись и пропадали племена не оставляя ничего после себя. Но в тот момент, когда человек выцарапал первую надпись, появилась история. С появлением письменности человек стал ее частью. Итак, второе, чем обязано человечество письму, – история, а с ней – новая значимость всех событий и поступков. Он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит.

    Большую роль сыграла письменность и в развитии науки. Древние вавилоняне много времени уделяли изучению небесных тел. Астрономия складывалась веками, данные накапливались, уточнялись, передавались из поколения в поколение. Накопленные ими сведения позволили грекам построить первую научную картину мира, заложить основы естествознания. Всё это не могло состояться без письменности. Наука – это прежде всего диалог, чтобы сделать свой шаг, учёный должен оттолкнуться от того, что сделали предшественники, подвергнуть критическому переосмыслению всё, в чём, казалось бы, нельзя сомневаться. Поэтому письменность- основа технологического прогресса.

    Обращу ваше внимание на другое значение письменности – в религии. Вера древних людей была основана на устных мифах и легендах, не терпящих никакого сомнения. Записанный же текст предания уже мог подвергаться критике, что давало повод вдумываться в тексты, анализировать их смысл. Право религии единолично, монопольно решать вопросы о смысле жизни, сущности человека, принципах нравственности осталось в прошлом. Письменность стала шагом к свободе мысли, к свободе совести.

    А теперь попробуем себе представить что в современном мире исчезло понятие документально зафиксированной договорённости.

    Мне кажется, что цивилизация мгновенно рассыпалась бы. Экономика, политика, законы – всё потеряло бы смысл. Надёжность и достоверность информации и как следствие развитая экономика и правовая система – это тоже плоды письменности.

    Подумайте только, как при большом количестве людей можно управлять страной, городом. Делать это как в старину общим сбором на площади уже не представляется возможным, времена, когда за всех решали вожди, цари или диктаторы тоже прошли. Важнейшие решения должны приниматься всеобщим голосованием, которое сегодня невозможно представить без письменности. Таким образом, возможность граждан влиять на решения, которые их касаются, т.е. демократия, – тоже плод письменности.

    Конечно, это не всё, что дала человечеству письменность. Можно вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделённых тысячами километров, о множестве жизней, спасённых благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это – свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить. И сам путь развития письменности – путь свободы. Совсем недавно по историческим меркам письмо имело эзотерический характер, а книги – недоступным сокровищем. Сегодня мир стоит на пороге всеобщей грамотности. Миллионы книг, богатства Интернета – всё в распоряжении человека, готового принять бесценный дар предков – письменность.

    Список используемой литературы

      Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители.- М., 1989.

      Гельб. И. Опыт изучения письма. - М., 1982.

      Тела на основе великолепного... тогда письменная литера тура. ПИСЬМЕННОСТЬ Письменность в греческой культуре XXII- ... этическое и общественно-воспитательное значение . Искусство оказывало непосредственное...

    1. Культура и общество (6)

      Лекция >> Кулинария

      В оппозиции к официальной, доминирующей культуре . Особое значение здесь приобретают молодежные субкультуры. С... состоянием человеческого общества: монументальная архитектура, города и письменность . Наиболее известная версия противопоставления культуры и...

    2. Культура современной России

      Реферат >> Культура и искусство

      Семьи, унижение и поругание человеческого достоинства. Реакционные взгляды Достоевского... отверг омертвевший язык древнеармянской письменности (грабар) и заложил... театр по его прогрессивному значению в национальной культуре с Московским университетом. ...

    3. Сущность культуры культурогенез, основные аспекты материальный и духовный и функции культуры

      Реферат >> Культура и искусство

      Психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры . Культурогенез обусловлен наложением запретов... языков обмена информацией («естественных» устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной...

    «Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

    «Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

    «В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц. Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма» .

    На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

    Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.

    Письменность также очень тесно взаимосвязана с языком. Без языка письменность просто не могла бы существовать. Но и язык тоже неотделим от письменности. Я считаю, что, например, в настоящее время современному человеку будет очень сложно выучить иностранный для него язык без письменных источников.

    Кроме того, письменность оказывает непосредственное воздействие на сам язык. Она отчасти тормозит его развитие, поскольку многие вновь появившиеся в языке слова просто не употребляются в письме. Это доказывает тот факт, что мы можем с легкостью прочитать документы столетней и даже двухсотлетней давности .

    На основе изложенного материала можно сделать вывод, что развитие письменности оказало решающее влияние на развитие человечества в целом.

    Так как появление письменности оказало влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности, был бы очень затруднен обмен информацией между различными учеными, поскольку с развитием науки объемы знаний также увеличиваются. В случае, если бы не было письма вообще невозможно было бы говорить о науке, как таковой, существовали бы отдельные, обрывочные знания. А без науки был бы просто невозможен прогресс человечества. А это означает, что невозможно было бы создать те условия для жизни, которые есть сейчас.

    Я думаю, каждому ясно, что без письма рушится фундамент образования, а это само по себе не может вести к прогрессу. Таким образом изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к дальнейшему прогрессу и совершенствованию на пути вверх от обезьяны к Человеку.

    письменность символ слоговый коммуникация

    Значение письма в истории развития общества. Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Первоначальные формы начертания письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет. Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Первоначальные формы начертания письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма.


    Предметные послания как средства передачи сообщений. Письмо возникло из потребности передать сообщение людям, отсутствующим в данное время в данном месте. В письменную эпоху в этих целях могли использоваться различные предметы. Значение предметов в таких посланиях должны быть известны отправителю и получателю. Иначе коммуникация состояться не может Письмо возникло из потребности передать сообщение людям, отсутствующим в данное время в данном месте. В письменную эпоху в этих целях могли использоваться различные предметы. Значение предметов в таких посланиях должны быть известны отправителю и получателю. Иначе коммуникация состояться не может


    Известно перуанское письмо кипу – палочка или толстая шерстяная нить с навязанными разноцветными шнурками с узелками, каждый из которых имел определенное значение. Так же использовалось и у инков. Известно перуанское письмо кипу – палочка или толстая шерстяная нить с навязанными разноцветными шнурками с узелками, каждый из которых имел определенное значение. Так же использовалось и у инков. Цвет шнурков, их толщина и длина, количество узелков - все это имело свое значение. С помощью кипу инки сохраняли важную информацию и передавали сведения о размере военной добычи и числе пленных, о собранных налогах и об урожае кукурузы и картофеля. Цвет шнурков, их толщина и длина, количество узелков - все это имело свое значение. С помощью кипу инки сохраняли важную информацию и передавали сведения о размере военной добычи и числе пленных, о собранных налогах и об урожае кукурузы и картофеля.


    Североамериканские ирокезы использовали для передачи сообщений вампум – широкий пояс, сделанный из нитей, унизанных раковинами или бусами, подобранными определенным образом в соответствии с содержанием сообщения. Североамериканские ирокезы использовали для передачи сообщений вампум – широкий пояс, сделанный из нитей, унизанных раковинами или бусами, подобранными определенным образом в соответствии с содержанием сообщения.





    Этапы развития начертательного письма. Первым типом письма была пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. Pictus «нарисованный» и греч. Grapho «пишу») Первым типом письма была пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. Pictus «нарисованный» и греч. Grapho «пишу») Пиктограмма представляет собой рассказ в картинках, который передает целое сообщение, обычно нерасчлененное на слова. Пиктограмма представляет собой рассказ в картинках, который передает целое сообщение, обычно нерасчлененное на слова.


    «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал» «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал» Пиктограмма. «Дневник» эскимоса-охотника. Пиктограмма. «Дневник» эскимоса-охотника. Здесь линейный ряд рисунков передает линейный ряд сообщения. Здесь линейный ряд рисунков передает линейный ряд сообщения.


    Пиктограмма. «Прошение» индейцев. Вторая пиктограмма, обращение индейских племен к президенту, расшифровывается так: «Племена журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота поручили в едином порыве сердец главе племени журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в область озер». Вторая пиктограмма, обращение индейских племен к президенту, расшифровывается так: «Племена журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота поручили в едином порыве сердец главе племени журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в область озер».




    Следующим этапом письма была идеография, т. е. письмо понятиями (от греч. Idea «идея, понятие» и grapho «пишу»). При этом виде письма идеограмма – графический знак в виде отвлеченного рисунка или условного изображения служит символом понятия, стоящего за словом. Каждое слово находит здесь свое обозначение. Поэтому такие знаки называют еще логограммами (от греч. Logos «слово»). Следующим этапом письма была идеография, т. е. письмо понятиями (от греч. Idea «идея, понятие» и grapho «пишу»). При этом виде письма идеограмма – графический знак в виде отвлеченного рисунка или условного изображения служит символом понятия, стоящего за словом. Каждое слово находит здесь свое обозначение. Поэтому такие знаки называют еще логограммами (от греч. Logos «слово»).




    Розетский камень, благодаря находке которого Ф. Шампольон смог приблизиться к дешифровке древнеегипетских иероглифов, так как надпись содержала передачу одного и того же текста вверху древнеегипетскими иероглифами, посередине -древнеегипетским демотическим письмом, а внизу был дан перевод текста на древнегреческий язык. Розетский камень, благодаря находке которого Ф. Шампольон смог приблизиться к дешифровке древнеегипетских иероглифов, так как надпись содержала передачу одного и того же текста вверху древнеегипетскими иероглифами, посередине -древнеегипетским демотическим письмом, а внизу был дан перевод текста на древнегреческий язык.




    Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое, письмо (от греч. Syllabe «слог»). При этом виде письма графические знаки являются силлабемами, обозначающими слог. Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое, письмо (от греч. Syllabe «слог»). При этом виде письма графические знаки являются силлабемами, обозначающими слог. Для пояснения такого разложения слова можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили на шу и ра и передали эти куски в соответствии с их французским значением шy(chou) – «капуста» и ра (rat) – «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя. Для пояснения такого разложения слова можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили на шу и ра и передали эти куски в соответствии с их французским значением шy(chou) – «капуста» и ра (rat) – «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя.


    Лучшим примером такой слоговой системы служит древнеиндийское письмо «деванагари», где каждый знак, как правило, служил изображением согласной в сочетании с гласной а, т. е. слогов па, ба, та, да и т. п.; для того чтобы читать другую гласную, применялся тот или иной надстрочный или подстрочный знак; если же требовалось передать одну согласную, то ставился особый подстрочный «запретительный» знак вирама. Лучшим примером такой слоговой системы служит древнеиндийское письмо «деванагари», где каждый знак, как правило, служил изображением согласной в сочетании с гласной а, т. е. слогов па, ба, та, да и т. п.; для того чтобы читать другую гласную, применялся тот или иной надстрочный или подстрочный знак; если же требовалось передать одну согласную, то ставился особый подстрочный «запретительный» знак вирама.


    Последний шаг на пути фонографии был сделан древними греками, которые заимствовали графические знаки, судя по названиям букв, от финикийцев, но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом корни и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных. Для обозначения гласных греки использовали лишние согласные финикийского письма (алеф, хе, вав, айн в финикийском обозначали согласные, а в греческом гласные: альфа, эпсилон, ипсилон и омикрон). Для особых придыхательных греческих согласных были придуманы специально буквы: υ – «тета», φ –«фи», х – «хи» (первоначально это были т, п и к придыхательные). Последний шаг на пути фонографии был сделан древними греками, которые заимствовали графические знаки, судя по названиям букв, от финикийцев, но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом корни и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных. Для обозначения гласных греки использовали лишние согласные финикийского письма (алеф, хе, вав, айн в финикийском обозначали согласные, а в греческом гласные: альфа, эпсилон, ипсилон и омикрон). Для особых придыхательных греческих согласных были придуманы специально буквы: υ – «тета», φ –«фи», х – «хи» (первоначально это были т, п и к придыхательные). Таким образом, греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил в дальнейшем основой для алфавитов латинского, славянских и многих других. Следует подчеркнуть, что буквы таких алфавитов передавали не просто звуки, а соответствовали основным звукам – фонемам. Поэтому такие алфавиты можно назвать фонематическими. Таким образом, греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил в дальнейшем основой для алфавитов латинского, славянских и многих других. Следует подчеркнуть, что буквы таких алфавитов передавали не просто звуки, а соответствовали основным звукам – фонемам. Поэтому такие алфавиты можно назвать фонематическими.

    Изобретение человеком письма, как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий, во многом определившим прогресс современного общества. Главное достоинство письма заключается в том, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений, передавать потомкам свои знания о мире. В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать, или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а до этого люди общались друг с другом с помощью письма - писали друг другу письма, создавали различные деловые бумаги (документы), фиксировали свои знания и переживания в книгах.

    Дифференциация человеческой деятельности привела к тому, что в настоящее время существуют тексты, которые предназначены именно для зрительного восприятия, или чтения, они содержат чрезвычайно сложную, системно и логически организованную информацию, которую невозможно полностью освоить при прослушивании, необходимо иметь возможность прочитать ее. Несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации,человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.

    Созданные человеком тексты являются лишь одной из форм существования языка, другой основной формой его существования является устная речь. Устная и письменная речь являются воплощением, материализацией человеческого языка - основного средства общения. Однако нам известны и другие средства коммуникации, которые использовались в доисторическую эпоху существования человечества и продолжают использоваться в наши дни. Например, широко известен язык жестов, которым пользуются в тех случаях, когда говорить или писать невозможно. Различные произведения искусства, такие как картина, нарисованная художником, мелодия, созданная композитором, танец, поставленный балетмейстером, также в определенной мере являются средствами общения, ведь через них художник пытается передать нам определенные мысли, чувства, эмоции, состояние души. Предметы, сделанные человеком, или используемые им, также могут о многом информировать нас. Но, как легко увидеть, данные способы коммуникации ни в какой степени не могут сравниться с языком по универсальности, точности и объему передаваемой информации.

    Исследователи письменного языка употребляют большое количество терминов, которые следует пояснить. Прежде всего различают письмо и письменность. Когда говорят о письменности , то прежде всего имеют в виду совокупность письменных памятников, текстов какого-либо языка, или документов, выполненных с помощью письма того или иного народа. Под письмом же имеют в виду средство общения, или средство коммуникации; более же точно следует определить письмо как знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью графических знаков осуществлять коммуникацию на расстоянии и во времени. Иногда в качестве синонима слова письмо употребляют термин графика, по значению они чрезвычайно похожи, но у последнего более узкое значение: слово графика произошло от греческого grapho > "пишу" и обозначает совокупность начертательных средств того или иного языка , буквы, или графемы, знаки препинания, а также данный термин обозначает науку, изучающую соотношение между знаками письма и элементами звукового строя языка . Графемой называют минимальный знак письменной системы языка, обозначающий ту или иную единицу языка – фонему, морфему, слово . Обычно графема соотносится с буквой в алфавитном письме, с иероглифом в иероглифическом, с силлабемой в слоговом, однако это не всегда так, более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже. Неоднозначность соотношения звук - графема для алфавитного письма весьма характерна для известных нам алфавитов, так например, диграф – письменный знак, состоящий из двух букв и обозначающий одну фонему - ch в английском языке обозначает звук [ш], а в немецком [х].

    Помимо графики в письме обычно выделяют еще две составляющих: алфавит и орфографию . Слово алфавит пришло из греческого языка: "альфа" и "вита" - названия двух первых букв греческого алфавита, "вита" ранее называлась "бета", отсюда слово аlphabet в других современных европейских языках. Любой алфавит представляет собой упорядоченную систему письменных знаков, передающих звуковой состав слов языка посредством символов - графем, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение алфавита позволило людям записывать любые, даже самые сложные тексты на своем родном языке, хранить их, передавать на расстоянии, это, в свою очередь, способствовало повсеместному распространению грамотности, сделало образование одним из наиболее важных открытий цивилизации. Однако открытие алфавита не привело бы таким результатам, если бы одновременно с ним не развивалась орфография, исторически сложившаяся система правил, обеспечивающих единообразие написаний. Никто не будет спорить, что одно и то же слово можно записать по-разному, но для того, чтобы написанное было понятно всем, необходим целый комплекс правил, благодаря которым любой текст был бы понятен различным людям. Термин орфография также произошел из греческого и буквальное означает "правильное написание" из греч. orthos - "правильный" и grapho - "пишу".

    Письменность на земле существует уже около трех тысячелетий, поэтому ее изучает множество наук. Так, палеография – историко-лингвистическая дисциплина, изучающая историю создания письменных знаков; исследует памятники письменности с целью выявления закономерностей развития письменных систем различных народов; описывает процесс создания знаков письменности и их развитие; устанавливает закономерности, соответственно которым меняется письмо; практическая и описательная палеография исследует индивидуальные особенности писцов и самих древних рукописей с целью определения их подлинности, времени и места создания. Это очень серьезная наука, которой посвятили свою жизнь такие крупные русские ученые как В.Н. Щепкин, И.И. Срезневский, И.В. Ягич, П.А. Лавров, исследовавшие памятники древнеславянской и русской письменности. Палеография преимущественно занимается изучением рукописных текстов. Зарождение научной палеографии тесно связано с именем монаха-бенедиктинца Бернара де Монфокона, который и ввел в научный обиход и сам термин. Опираясь на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв, и на основании этих таблиц составил первое научное описание рукописей. Главной задачей палеографии является установление и систематизация хронологических и локальны особенностей письма датированных рукописей с целью последующей оценки других, которые не имеют в своем тексте ни прямой даты, ни указания на место написания. Объектом палеографии являются письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные, разделительные знаки, приемы сокращенного написания слов, орудия и материалы письма. Достижения палеографического анализа рукописей используются в историческом языкознании, литературоведении, искусствознании и истории. Эпиграфика - дисциплина, изучающая древнейшие надписи, сохранившиеся на камнях, металле и керамике и пр., найденные при археологических раскопках. Ее основные задачи - установление времени и места, где была сделана надпись, ее расшифровка, установление типа письма, значения письменных знаков. Письменные тексты изучает и культурология , которую в большей степени интересует их содержание, так как основная цель этой науки проследить, как изменялись человеческие знания о мире, оценки тех или иных явлений действительности с течением времени. Относительно новой наукой является грамматология, поставившая перед собой цель установить на основе сравнения различных систем и типов письма общие принципы, управляющие его развитием. Термин грамматология также пришел из греческого языка - gramma(tos)"буква" и logos "слово, суждение, наука". Буквально его можно понять как "наука о буквах", и действительно, основным предметом изучения данной науки является письменный знак, обозначающий ту или иную единицу языка, слово, морфему, слог, звук, фонему и под. В грамматологии изучается внешняя форма письменного знака, то есть история его начертания, происхождение, эволюция его внешнего облика, а также и внутренняя форма письменного знака, то есть то, с какой единицей языка он соотносится, соотносился ранее, в каком направлении проходила его семантическая эволюция. Таким образом, грамматология это наука, изучающая историю письма, логику развития типов письма, историю написания отдельных знаков, их внутреннюю форму; а также занимающаяся сравнительным анализом графики различных народов. Первые серьезные исследования в данной области появились только в середине нашего века, к ним следует отнести монографии И. Гельба, Д. Дирингера, Й. Фридриха и целый ряд других работ.

    Итак, письменный текст является одной из форм существования языка, он обладает своей спецификой и в настоящее время автономностью. Выдающийся немецкий ученый В. Гумбольдт писал: «Только звучащее слово является как бы воплощением мысли, письмо - воплощение звучания. Его наиболее общим значением является то, что оно фиксирует речь и этим делает возможным совсем иное размышление о ней, чем отзвучавшее слово, которое только находит себе место в памяти". Сравнивая особенности устной и письменной форм речи, все ученые подчеркивают вторичность, несамостоятельность письменной речи. Так, в работе "Об отношении русского письма к русскому языку" И.А. Бодуэн де Куртене выделяет два вида речевой деятельности - "произносительно-слуховую и писанно-зрительную". "Произносительно-слуховое может возникать и мыслиться совершенно независимо от писанно-зрительного: писанно-зрительное же имеет смысл, осмысливается только в связи с произносительно-слуховым".

    Однако вторичность письменной речи совсем не означает ее второстепенности, несамостоятельности. Между устной и письменной речью существуют серьезные различия, которые связаны с особенностями их порождения и восприятия. Так, устная речь спонтанна, говоря что-л. мы произносим звуки, из которых состоят предложения и слова неосознанно, иными словами устная речь недискретна, она не членится на мельчайшие составляющие. Письменная же речь дискретна, так как создавая какой-л. текст, мы осознанно пишем букву за буквой, для чего первоначально расчленяем слово на звуки. При восприятии же речи это соотношение меняется, так, слушая какой-л. отрывок, мы воспринимаем отдельно звук за звуком, а лишь затем отождествляем данный набор звуков с каким-л. смыслом, искушенный же читатель может читать целыми словами, или словосочетаниями.

    Итак,письмо является своеобразным кодом, который переводит звуковой поток речи в линейную систему воспринимаемых с помощью органов зрения оптических сигналов . Неоднократно указывая на вторичность письма по сравнению с устной речью, следует отметить и тот факт, что люди, которые много читают, делают это без мысленного проговаривания текста, а опытные машинистки печатают текст спонтанно, механически, то есть также без внутреннего проговаривания. Иными словами, с течением времени и приобретением достаточного опыта чтение и письмо становятся более автономными, независимыми от слушания и говорения. Приблизительно то же происходит и с письменной речью, она все более и более обособляется от устной, и даже оказывает на нее сильное влияние.

    С развитием письменности у каждого народа складывается литературный язык, нормы языка. Мы говорим "говорит как по писанному", "говорит как пишет", когда хотим подчеркнуть правильную бойкую речь говорящего. Л.В. Щерба писал: "Несомненно, что при известных условиях жизни в той или другой мере развивается письменный язык, не рассчитанный на произнесение, и я глубоко убежден, что возникновение некоторых явлений литературных языков, как, например известные сложные синтаксические построения и многие другие явления, объясняются именно таким путем". Письменная форма языка постепенно становится все более независимой от устной, ее элементы, графические знаки, начинают функционировать наравне с фонетическими как различные формы материализации значений. Складывается особый книжный стиль языка, тексты которого рассчитаны не на произнесение, а на прочтение, что дает возможность оперировать более сложными логическими понятиями, абстрактными значениями. Не следует все же представлять себе, что устная и письменная речь, автономизируясь, отдаляются друг от друга. Законы, на основе которых организуются, выстраиваются письменные и устные тексты, являются общими для обеих форм языка. Й. Вахек делает следующее замечание: "Устную и письменную норму следует считать координированными величинами, которые не подчинены более высокой норме и сопринадлежность которых следует приписать лишь тому факту, что они используются в одном и том же языковом сообществе в комплиментарных функциях". Иными словами, нормы книжной речи регулируют текст, рассчитанный на прочтение, они отличаются от норм разговорной речи прежде всего этим, а во вторую очередь они отталкиваются от них, так как разговорная и книжная речь должны отличаться друг от друга в той степени, в какой отличаются и ситуации их применения. Отметим, что следует различать термины письменная и книжная речь , а также устная и разговорная речь . Вторые термины из каждой пары (книжная и разговорная) прежде всего характеризуют стили языка, первые - материальную форму фиксации текста. Так, разговорный отрывок может быть письменным, то есть являться написанным, записанным, например, текст диалога героев художественного произведения - рассказа, романа, драмы, но при этом он рассчитан либо на устное воспроизведение (драматический отрывок), либо на его имитацию (отрывок романа), книжный же текст может быть произнесен, однако для того, чтобы он был адекватно усвоен, он либо должен быть некоторым образом изменен, либо подкреплен его дополнительным прочтением.