Зачем сверлить дырки в корпусе «Союза. Как сделать квадратное отверстие

Моддинг — это не конечный результат,
а процесс его достижения.

аверное, рассказывать о том, что такое моддинг, тем, кто хоть немного знаком с компьютерами, занятие совершенно бесполезное. Зародившись изначально как хобби компьютерных энтузиастов, моддинг уже давно перестал быть исключительно делом Кулибиных и превратился в целую индустрию. Сейчас и не сосчитаешь, сколько компаний специализируется на производстве моддинговых аксессуаров. И чего только сегодня не встретишь на рынке — здесь и специализированные корпуса, от полностью прозрачных (типа аквариумов) до корпусов с окошком, и кулеры с разнообразной подсветкой, и неоновые лампы, и реобасы, и контрольные панели, и оплетки для шлейфов, и решетки для вентиляторов, и люминофоры...

В классическом понимании моддинг — это любая самостоятельная модификация компьютера или даже подключаемого к нему устройства. Но, безусловно, прежде всего моддинг — это видоизменение системного блока ПК. Когда из скучного, обыденного корпуса ПК создают неповторимый в плане дизайна шедевр — это и есть настоящий моддинг. Можно, конечно, купить и готовый моддинговый корпус, но… это так неэстетично и даже пошло — покупать в готовом виде то, что по определению нужно делать самостоятельно.

Итак, этой статьей мы открываем целый цикл иллюстрированных статей по практическим основам моддинга. Мы вместе пройдем все этапы и изучим основные приемы видоизменения корпуса компьютера — от прорезания отверстий и окошек в корпусе до его покраски и установки ламп подсветки.

Занятие 1. Прорезаем окно и отверстие под вентилятор в корпусе

еобходимые инструменты:

  • маркер;
  • решетка под вентилятор;
  • дремель;
  • отрезной круг для дремеля, армированный стекловолокном (4 шт.);
  • шлифовальный камень из оксида алюминия (насадка для дремеля);
  • сверло диаметром 3 мм;
  • защитные очки.

Подготовка корпуса

Прежде чем начинать фигурную резку корпуса, мы настоятельно рекомендуем потренироваться на каком-нибудь старом корпусе (который не жалко) или просто на куске листового железа. В нашем случае мы выбрали для моддинга старые корпуса (кстати, найденные на помойке), решив воплотить в них всю свою фантазию и превратить старую рухлядь в новый стильный корпус.

Стоит отметить, что для моддинга можно использовать любые корпуса, но лучше, чтобы толщина стенок корпуса была не слишком маленькой. Как правило, толщина стенок корпуса составляет от 0,8 до 1,5 мм, но если она меньше, то лучше поискать другой корпус. Кроме того, старайтесь использовать для моддинга корпус с гладкими боковыми стенками, поскольку в противном случае у вас возникнут проблемы с окраской корпуса.

Изначально в корпусе было предусмотрено всего одно посадочное место под 80-миллиметровый вентилятор в нижней части передней панели. Конечно, для современного, мощного ПК этого явно недостаточно (особенно с учетом того, что наш корпус довольно тонкий). Поэтому у нашего моддинга будет и практическое назначение — создание эффективной системы теплоотвода.

Итак, мы вырежем в корпусе три отверстия под 120-миллиметровые вентиляторы (эти отверстия называют блоухолами) и боковое окошко, которые впоследствии будут закрыты изнутри тонированным оргстеклом. Один 120-миллиметровый вентилятор будет установлен под верхней панелью корпуса и будет работать на выдув горячего воздуха из корпуса ПК, второй вентилятор разместится на боковой панели и будет работать на вдув холодного воздуха в системный блок. Третий вентилятор, который также будет засасывать холодный воздух внутрь системного блока, будет установлен на передней панели. Боковое окно будет иметь форму двух составных прямоугольников с закругленными углами.

Намечать отверстие под вентилятор в верхней крышке корпуса необходимо, не разбирая корпус целиком и не вынимая из него блок питания и оптический привод, так, чтобы впоследствии установке вентилятора не препятствовал ни блок питания, ни оптический привод. Если речь идет о боковой стенке корпуса, то вентилятор нужно расположить таким образом, чтобы он не задевал за видеокарту, а центр отверстия лучше всего разместить внизу слева. В нашем случае этот боковой вентилятор будет работать на вдув холодного воздуха в корпус ПК.

Размечать отверстие под вентилятор лучше всего с использованием решетки для вентилятора (рис. 1), которая также называется грилем. Маркером нанесите по контуру гриля окружность под вентилятор, как показано на рис. 2.

Аналогично наносим контур будущего отверстия, а также контур будущего окна на боковую стенку корпуса (рис. 3).

При разметке окна не делайте скругления слишком маленькими, иначе их будет трудно вырезать. Не стоит также делать окно слишком большим, поскольку, во-первых, корпус при этом потеряет прочность, а во-вторых, необходимо предусмотреть место для крепления ламп подсветки сверху и снизу. Это замечание касается и разметки отверстия под вентилятор — оставьте место снизу корпуса для установки лампы подсветки. При разметке окна и отверстия под вентилятор на боковой поверхности корпуса рекомендуется отступить от краев корпуса не менее чем на 5 см.

После этого корпус можно полностью разобрать, удалив из него всю начинку и отделив боковые стенки, лицевую панель и верхнюю крышку (рис. 4). Далее можно приступать к самому важному этапу — к вырезке отверстий и бокового окна.

Дремель и насадки

Итак, на первом занятии мы ознакомимся с основным универсальным инструментом для моддинга — дремелем (Dremel). Устройство это отнюдь не дешевое, но, к сожалению, заменить его просто нечем, и коль скоро есть желание заняться моддингом, то придется раскошелиться. Но, поверьте, дремель — это действительно универсальный во всех отношениях инструмент, и он стоит затраченных денег.

В принципе, дремелем сейчас не вполне правильно называют целый класс схожих по функциональности инструментов, выпускаемых различными компаниями. Однако дремель может быть только один, выпускаемый самой компанией Dremel (www.dremel.com). Дремель — это миниатюрная дрель, но со значительно большей скоростью вращения. Собственно, скорость вращения — это основная характеристика дремеля, которая и отличает его от сходных инструментов. Другими немаловажными параметрами являются вес и размеры дремеля. Дремель, в отличие от перфоратора, который держат двумя руками, должен быть таким, чтобы его можно было держать двумя пальцами у основания точно так же, как держат авторучку. Для наших работ важно, чтобы максимальная скорость вращения составляла не менее 30 000 об./мин. К дремелю выпускается целый арсенал всевозможных насадок (более 150), что делает его действительно универсальным инструментом.

Существуют различные модификации дремеля, например Dremel Professional, Dremel MultiPro, беспроводной Dremel MultiPro. Различаются эти устройства своей функциональностью и стоимостью, и для целей компьютерного моддинга мы рекомендуем использовать модель Dremel MultiPro. Дело в том, что у модели Dremel Professional, которая стоит значительно дороже, масса лишних «наворотов», которые нам не потребуются, а у беспроводной модели — недостаточная скорость вращения. У модели же Dremel MultiPro скорость вращения меняется от 5000 до 33 000 об./мин, что вполне достаточно для наших целей.

Дремель продается с комплектом всевозможных насадок, однако в набор входят далеко не все необходимые насадки. Для наших целей нам потребуется также отрезной круг, армированный стекловолокном, типа 426 или 456 (отсутствуют в комплекте стандартной поставки). Так что стоит сразу же позаботиться об их покупке. Армированные стекловолоконные отрезные круги (рис. 6) предназначены непосредственно для резки металлов.

Резка отверстия под вентилятор

Итак, закрепив отрезной круг в оправку 402 (входит в комплект поставки дремеля), устанавливаем его в патрон дремеля. Скорость вращения должна быть максимальной. Возьмите дремель в руку так, как показано на рис. 7. Резать необходимо по внутренней стороне очерченной окружности так, чтобы граница окружности оставалась видна. Резка осуществляется только гранью круга, поэтому ни в коем случае нельзя прикладывать усилий в направлении, соосном дремелю.

Резку корпуса абсолютно необходимо производить без усилий. Резка происходит только за счет скорости вращения круга. Движение дремеля во время резки должно быть подобно мелким штрихам. Обратите внимание, что во время резки двигаться должна ваша кисть, но не рука. Дремель необходимо двигать таким образом, чтобы образующийся сноп искр был бы направлен против поступательного движения отрезного круга.

Круг под 120-миллиметровый вентилятор вырезается примерно в течение 20 мин. Ну и последнее, о чем хотелось бы сразу предупредить: не забывайте во время всех работ по резке металла надевать защитные очки.

Резка отверстия дремелем показана на рис. 8, 9 и 10.


окружности


по каждому штриху отрезной круг проводится
по нескольку раз, до появления сквозного прореза

После вырезания отверстия получившаяся окружность, как правило, далека от идеала (см. рис. 10). Действительно, не так-то просто вырезать идеальную окружность, особенно если маловато практики.

Поэтому главное, чтобы в процессе резки намеченная маркером окружность оставалась незадетой. На следующем этапе при помощи того же отрезного круга необходимо более тщательно обработать края окружности. Делается это легкими движениями внешней кромки отрезного круга, как показано на рис. 11. После такой обработки края окружности приобретают вполне сносный вид (рис. 12).

Ну и, наконец, на последнем этапе требуется довести окружность до идеального состояния. Для этого нам потребуется использовать насадку шлифовального камня из оксида алюминия (рис. 13). Дремель необходимо держать двумя пальцами так, чтобы его ось была перпендикулярна поверхности корпуса (рис. 14).

Рис. 13. Насадка из оксида алюминия для шлифования

После того как круг для вентилятора вырезан и отшлифован, нужно приложить к нему гриль и разметить четыре отверстия для шурупов, при помощи которых вентилятор и гриль будут крепиться к корпусу. Отверстия под шурупы высверливаются с помощью дремеля или небольшой дрели сверлом диаметром 3,2 мм. При сверлении установите минимальную скорость вращения дремеля (рис. 15).


и дремеля или обычной дрели высверливаются отверстия под шурупы для крепления вентилятора

Прорезаем отверстие в корпусе

Итак, после того как отверстия готовы, можно приступать к прорезанию окна в корпусе. Однако, скорее всего, уже после прорезания первого окна вам придется заменить отрезной круг на новый. К примеру, чтобы прорезать два отверстия под вентиляторы и боковое окно, нам пришлось сменить четыре отрезных круга. Изношенные отрезные круги показаны на рис. 16.

Рис. 16. Изношенные отрезные круги в сравнении с новым кругом

Приемы резки в данном случае те же, что и при прорезании отверстия, за одним лишь исключением. Поступательное движение дремеля осуществляется не кистью руки, а всей рукой, что позволяет резать по прямой линии (рис. 17). Скругленные углы прорезаются отрезками прямых линий, которые затем обрабатываются (рис. 18).

После прорезания окна необходимо обработать края шлифовальным камнем, изготовленным из оксида алюминия (рис. 19).


с помощью насадки из оксида алюминия

Прорезаем посадочное место под вентилятор в задней и передней стенках корпуса

Итак, после прорезания отверстия под 120-миллиметровый вентилятор и окна в корпусе мы должны прорезать отверстие в передней стенке корпуса для установки вентилятора. Наш корпус не предназначен для установки 120-миллиметрового вентилятора на передней панели и имеет посадочное место для установки 80-миллиметрового вентилятора с характерным выступом. Поэтому прежде всего необходимо срезать данный выступ (рис. 20), чтобы на лицевой поверхности шасси можно было закрепить гриль (рис. 21).

Итак, все отверстия прорезаны, и можно приступать к следующему этапу — к зачистке, шлифованию и окраске корпуса. Именно этим мы займемся на следующем занятии.

Я, кажется, знаю, зачем были просверлены дырки в корпусе космического аппарата «Союз». Попробую объяснить.

«Все почти с ума свихнулись –
Даже кто безумен был,
И тогда главврач Маргулис
Телевизор запретил.»
(В.С. Высоцкий «Письмо в редакцию телевизионной
передачи «Очевидное – невероятное»)

Десять инженерных сил

Во время короткой службы на надводном корабле наша команда заскучала. Нет, не потому, что было мало дел. Разве бывает, чтобы на службе было мало дел? Обычно не бывает, но у нас случилось, что дел мало. Ибо мы были студенты, временно «расквартированные» на корабле, и потому несколько предоставленные сами себе.

Скучно? Тогда мы идем к вам! И я пошел. Пошел прямо к командиру корабля, минуя все преграды и вопреки всем сложившимся правилам субординации:

– Товарищ командир, докладываю! На Вашем корабле находятся 10 инженерных сил в лице студентов такого-то ВУЗа. Готовы выполнить любое посильное инженерное задание!

Посуровевшее было лицо командира, немало видавшего на своем веку, но чтобы прям вот так и ворвался какой-то «матросик», это уж слишком, так вот, посуровевшее лицо расслабилось. Пауза. Затем:

– Обследуйте телевизионную сеть корабля. Во все каюты офицеров и мичманов проложен телевизионный кабель от главной антенны. Телевизоры ни у кого не работают уже давно.
– Есть! Спасибо за задачу. Разрешите идти?
– Добро.

Десять человек не пролезут ни по одиночке, ни все вместе в те кабельные каналы, которые есть на корабле, если это не совсем небольшого роста «инженер». Выбираю самого щуплого, если можно так выразиться, ему в помощь придаю наиболее технически грамотного. Остальные подключатся по мере необходимости. Начали!

Суровая флотская реальность

Внутри кабельных каналов и «шхер», где проложены кабели, совсем не так здорово, как казалось сначала. Не только «темно и страшно», но и встречаются «жители» разные, типа тараканов и не только… Но не будем рассказывать о трудностях, которые поджидали «десять инженерных сил», не привыкших к суровой реальности военного флота. В конце концов, трудности существуют для их преодоления.

Выяснилось, что кабельная проводка местами вырезана кусками, длиной примерно по полтора-два метра. Вырезаны только провода телевизионной системы. Остальные провода, кабели и прочее – совершенно не тронуты.

Сели думать, зачем? Думали, думали, да так ничего и не придумали. Эх, мы, инженеры! Факт обнаружили, а причину так и не выяснили. Что ж, придется позориться и докладывать как есть.

Так, мол, и так, все плохо

– Товарищ командир, разрешите доложить? – врываюсь к командиру, предварительно заняв очередь на вечерний доклад. так и косятся на меня, что он тут делает, но выучка, такт и дисциплина на флоте изумительные – все молчат, хоть и видят нечто несуразное.
– Ну, что обнаружили?
– Так, мол, и так. Куски вырезаны. Примерно такого-то размера каждый. Вырезанных кусков обнаружили где-то двадцать, но, возможно, что-то упустили. Никакой системы в том, где вырезались куски, нет. Где попало вырезано. Остальные кабели находятся в полном порядке, по крайне мере, визуально не видно повреждений.
– Вырезали?!
– Так точно. Вырезано. Людьми. Стихия и прочее здесь не причем.
– Зачем?!
– Вот тут-то мы даже все вдесятером не смогли придумать . Видимо, мы еще не годимся, чтобы называться «десять инженерных сил». Увы.

Эврика!

Кэп задумался. Думал недолго. Не прогоняя меня, а ведь мог бы, вызвал старшего мичмана. Тот быстро прибыл.

– В каюте такой-то сделай осмотр. Прямо сейчас. И сразу доложи. Меня интересует кусок телевизионного кабеля, примерно полтора-два метра длиной. И осмотри все вокруг кабеля, если найдешь его.
– Есть! – старший мичман вышел.

Я молчу. Командир пояснил (многие удивятся, что командир боевого военного корабля поясняет какому-то там студенту-практиканту, но в те далекие советские времена отцы-командиры находили время и возможность работать с личным составом и даже с только начинающим и всего лишь пока еще будущим офицерам иногда объясняли то, что знали сами).

– Я послал мичмана в каюту, которая временно не занята никем. Корабль стоит в ремонте, ряд офицеров переведены на другие корабли. Поэтому на корабле есть совсем свободные каюты, что на самом деле, большая редкость для флота.
– Вас понял. Разрешите идти?
– Подожди…

Ждем-с… Возвращается старший мичман. В руках кусок телевизионного кабеля.

– Нашел. Вот.
– Куда он выходил?
– Никуда. Но в обшивке ниже иллюминатора есть небольшое сквозное отверстие. Вероятно, кабель ранее был пропущен в это отверстие.
– Спасибо, свободен!

Старший мичман вышел.

– Ты понял? – вопрос ко мне.
– Никак нет.
– Кусок кабеля предназначался для подключения к телевизору, установленному в каюте, вместо штатного кабеля, того самого, что идет от центральной антенны корабля.
– А смысл? Ведь сигнал от центральной антенны намного сильнее и надежнее? – это я демонстрирую, типа того, что понимаю в радиотехнике, будущий инженер как-никак.
– А смысл в том, что при заходе корабля в иностранный порт трансляция сигнала от центральной антенны корабля прекращается, антенна отключается. Таковы правила! – тогда был железный занавес, нельзя было смотреть «не наше» телевидение.
– Дошло! – отвечаю.
– Сколько, говоришь, было вырезано кусков кабеля?
– Примерно двадцать, – повторяю свой первоначальный доклад.
– Вот, а кают, где установлены телевизоры, тоже примерно двадцать. Все понятно. Далее разберемся сами. Спасибо за проделанную работу. Ждите новые задачи.

Вот так мы, сами того не подозревая, «заложили» кучу «ни в чем не повинных людей»! Нехорошо получилось…

Зачем делать дырки в корпусе?

А дырки-то, проделанные в корпусе боевого корабля, причем тут? Обращаюсь к кэпу перед уходом:

– Разрешите обратиться?
– Давай, – командир потихоньку привыкал к нашим «зачем» и «почему».
– А как Вы догадались, что кабели в каюте, используются для несанкционированного просмотра ТВ? Вы ведь, наверняка, предполагали заранее ответ старшего мичмана в тот момент, когда ставили ему задачу?
– Да, ты прав, предполагал.
– Но ведь это же не очевидно?
– Не очевидно, если не знаешь остальной информации, – ответил командир. – А у меня есть еще информация.
– Интересно, можем мы ее знать?
– Да, конечно. В последние несколько месяцев корабль ни разу не смог пройти испытание на герметичность, – уважаемый читатель, чем Вам это не разгерметизация «Союза»?!
– Зачем?
– Как зачем? Плохо учился, видно! Надводный корабль тоже может быть полностью герметичен, как подводная лодка, при выполнении определенных задач. Так вот, ни разу так и не удалось добиться полной герметичности, воздух куда-то стравливался. Теперь понятно куда. Через эти отверстия в борту, проделанные в каютах.
– А зачем все-таки делать эти дырки, если можно просто открыть иллюминатор, и через него принимать сигнал ТВ?
– И этого не знаешь! В иностранном порту открывать иллюминаторы нельзя. Моряки их открывают, видимо на несколько минут, протаскивают кабель через отверстие в борту, цепляют снаружи к кабелю, скажем, обычную вилку для употребления пищи (у нас вилок тоже не хватает периодически, грешили на матросов!). И вот вам, пожалуйста, новоиспеченная антенна, которая принимает запрещенные каналы в иностранных портах!
– Понял! Разрешите идти?..

Есть ли «бездырочные» космические технологии?

Проводя аналогию с тем, о чем написано выше, можно предположить, что дырка в герметичном корпусе космического аппарата «Союза» нужна для получения или для передачи «запрещенного контента». Что может быть запрещено космонавтам на борту «Союза»? Этого я, конечно, не знаю и даже не могу себе представить…

Ну, или, например, выбрасываешь через дырочку в корпусе «Союза» самодельную антенну, подключаешь к ней подпольную рацию и далее, как в наших шпионских фильмах или в фильмах про армейские учения:

– Блесна, Блесна, я – Жетон, «Закат»! (Имею для Первого сведения Особой Важности!) Как поняли меня? Прием!

Как вариант:
– Юстас Алексу. Встречайте Игрушку вовремя!

И тому подобное. Вариантов – бесчисленное множество!

Конечно, если подумать, то зачем даже для этого сверлить дырки в корпусе? Неужели до сих пор не появилось новых «инновационных бездырочных космических технологий» передачи (запрещенного) контента?!

Видимо, до сих пор не появились подобные технологии. Вот и сверлим, вероятно, для получения/приема недозволенной информации. А для чего же еще? Неужели просто для того, чтобы посмотреть телевизионную передачу о людоедах племени Мумба Юмба какой-нибудь Буркино Африкано при пролете над этой еще не открытой никем страной?..

Отверстие в корпусе корабля «Союз МС-09» намерено просверлили американцы. Подобную версию чрезвычайного происшествия на орбите комиссия «Роскосмоса» считает ныне приоритетной. О таком удивительном повороте событий сообщают журналисты российского издания «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники в отечественной космической отрасли.

Расследователи считают, что преднамеренная порча корабля была проведена с целью скорейшего возвращения на Землю одного из заболевших американских астронавтов, которому срочно нужно было продолжить лечение в стационаре. Ну а сам глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин недавно заявил, что определить причину разгерметизации корабля оказалось не так просто, как думалось вначале. И это действительно так: судя по всему, на орбите закручивается лихой детектив, ибо версия про злокозненных американцев является второй или третьей по счету.

«Англичанка гадит» или зачем астронавтам лишние дырки

Напомним, эта захватывающая история началась еще 30 августа, когда российские космонавты обнаружили утечку воздуха в «Союзе МС-09». Сперва причиной нештатной ситуации считали микрометеорит , но, ознакомившись с повреждением поближе, поняли, что здесь дело не обошлось без человеческих рук. Сама проблема была быстро решена космонавтами с помощью марли и специального герметика, но для выяснения ее причин на земле была создана особая комиссия.

Вскоре в прессе появились сообщения о виновнике аварии. Им, якобы, оказался один из рабочих, который участвовал в сборке «Союза». По обнародованной версии, он просто просверлил в корпусе лишнюю дырку, и никому не сказав об этом, не мудрствуя лукаво, замазал ее клеем. Оттого отверстие не было найдено при проверке, а через время – то есть, уже на орбите – субстанция высохла и начала пропускать воздух.

В целом подобный ход событий не вызывал вопросов. Он казался вполне логичным и абсолютно не противоречащим жизненному опыту: ну кому не приходилось подобным образом втихаря убирать за собой разные огрехи, надеясь, что потом как-нибудь да пронесет. Происшествие вызвало очередной стон в «интернетах» о жутком развале в российской космической отрасли, но постепенно стало забываться. И не то переживали. Чай не «Протон» очередной грохнулся – подумаешь лишняя дырка в корабле. Но оказалось все не так просто.

Эксперты, внимательно обследовав повреждения, пришли к выводу, что отверстия были проделаны уже в космосе. Причем злоумышленник достиг своей цели не с первого раза: на корпусе отчетливо видны следы нескольких попыток сверления. «Наш «Союз» стоит у модуля «Рассвет» - это прямо у шлюза с американской частью станции. Доступ в наш корабль возможен только с разрешения нашего командира, но исключать несанкционированный доступ американцев мы не можем», - уточнил источник.

Комиссия считает, что американцы намерено повредили корпус, чтобы корабль досрочно отправили на Землю. Это нужно было, якобы, для неотложной доставки в больницу одного из членов экипажа. В этом случае бытовой модуль, в котором и была сделана дырка, сгорел бы при входе в плотные слои атмосферы, что гарантировано уничтожило доказательства.

Российская сторона уже обратилась к NASA за помощью в расследовании. У американцев запрошены данные камер наблюдения и медицинские показания членов экипажа. Источник в «Роскосмосе» сообщил журналистам, что в случае экстренной эвакуации по медицинской причине оплачивать стоимость корабля пришлось бы американской стороне. Еще было добавлено, что если этот факт докажут, то сотрудничество двух стран в космосе будет поставлено под угрозу. Что весьма печально, ибо он – одна из немногих областей, где США и Россия до сих пор работают вместе.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Думаю каждый из вас делал корпус для своей электронной поделки. И при изготовлении корпуса часто возникает одна мерзкая проблема — проделать дырку формой отличной от окружности. Например, квадратную, под LED индикатор.

Я раньше долго мучался, высверливал по контуру, затем шлифовал эти зубчики, матерился по поводу того, что сошлифовал лишнее или запорол параллельность. В общем, на все что касается механообработки материала у меня руки из задницы. И с этим ничего не поделать. Но там где не могут руки должна работать голова. И придумалось простое и эффективное решение.

Итак. Надо профигачить в пластиковом корпусе квадратную дырку.

Для начала разметим отверстие. Делать это лучше по бумажному шаблону — надо как можно четче накернить углы. Делаем это на наружней, лицевой, стороне! Затем углы сверлятся насквозь тонким сверлышком. Тут важно взять сверло потоньше. Чем тоньше тем точнее будет наше отверстие.

Берем линейку и острый скальпель. Можно канцелярский нож или что под рукой. Главное требование — он должен быть очень острым, жестким и чтобы не болтался. Я делаю такие вещи с помощью резака .

По линейке от дырочки до дырочки, точно по размерам нашего отверстия (ни больше ни меньше, точно так!) делаем прорезы. Чем глубже тем лучше, но можно без фанатизма. Т.к. чем глубже режешь тем больше шанс что сорвется лезвие и мы покоцаем наружную поверхность, а это уже не то — некрасиво. Дырочки тут рулят еще тем, что в них заваливается острие скальпеля и край реза дальше дырки не идет. Разметка тут самый важный этап . От него зависит получится ли все с первого раза идеально или придется подравнивать.

Все, получили внутри четыре кусочка. Теперь надо подцепить их от центра и выломать внутрь !

Прорез который мы сделали даст нам слабую точку по которой пластик лопнет и выломается. А отверстия с краев не дадут трещине уйти дальше чем надо.

На проковыривание этой дырки у меня ушло не более 10 минут. Это с уборкой мусора и отвлеканием на фотографирование и поиск то скальпеля, то сверлышка.

«Неуверенное сверло» оставило в корпусе корабля «Союз МС-09» неопровержимое доказательство безопасности космических кораблей российского производства. Но это не повод для гордости.

pixabay.com/WikiImages

История с отверстием в корпусе космического корабля «Союз» продолжается - «Роскосмос» взял паузу до середины сентября, чтобы провести собственное расследование. До тех пор корпорация попросила СМИ не тиражировать комментарии анонимных «источников». Тем не менее маленькая, залитая клеем дырочка для «Союза» может оказаться глубокой ямой для космической индустрии - это не мем про , на кону и без того шаткая . Разделит ли казус с утечкой воздуха с МКС историю отечественной космонавтики на «до» и «после», рассказал «Фонтанке» академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.

После того как основной версией происхождения дыры на МКС стало «воздействие сверлом», в РКК «Энергия» пообещали проверить все имеющиеся космические аппараты. Как технически можно проверить 10 кораблей на наличие дыр, которые не обнаруживаются даже при испытаниях на герметичность?

– Вы не совсем правы, 10 аппаратов находятся в различных стадиях производства. Непосредственно на космодроме - только три. Судя по всему, отверстие на МКС – результат оплошности одного из рабочих, который случайно просверлил дырку. Но потом залил ее клеем и никому не сказал. На земле отверстие было залито эпоксидной смолой. А уже в космосе под действием вибрации станции, невесомости и других факторов эта затычка разрушилась и вылетела. Будем надеяться, что это единичный случай был. А проверить можно, только если тщательно осмотреть все внутренние и внешние поверхности корабля.

- Что случилось в индустрии, если такое стало возможным? Что-то треснуло в «Роскосмосе»?

– Треснуло давно. И не только в «Роскосмосе». К сожалению, это болезнь всех высокотехнологичных отраслей. Сегодня у нас уровень образования гораздо ниже, чем был в советское время. Квалификация рабочих, которые трудятся на предприятиях ракетно-космической отрасли, тоже снизилась. Нет кадров. Нет соответствующего человеческого отношения к работе. Перемена сознания вместе с падением уровня квалификации привели к тому, что у нас наблюдаются подобные эксцессы. Такие абсурдные ситуации не в первый раз возникают. В 2013 году упал «Протон» – там датчик угловой скорости поставили вверх ногами. Физически это сделать почти невозможно - но как-то умудрились. Второй случай - в разгонный блок перелили топлива, полторы тонны были лишние. В результате утяжеления конструкция просто не смогла долететь до нужной орбиты. И это кризис не только ракетно-космической отрасли.

- Это все последствия тяжелых 90-х и развала Союза? Или за последние годы что-то не то произошло?

– Я бы все-таки грешил на последние годы. Нельзя все сваливать на развал Союза. Да, это было большое потрясение для нашей страны, для нашей экономики, для людей. Но мы первый спутник запустили в космос через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны. А это тоже было огромнейшее потрясение. С момента развала Союза прошло 27 лет. Можно было уже дважды перестроиться. Так что это уже ошибки современности.

Конечно, 90-е годы продолжают сказываться. Но от этого влияния мы могли бы избавиться, если бы такая цель была поставлена. А у нас произошел переход от нормального отношения к делу к доминированию коммерческих интересов. Во главу угла поставлены деньги, зарплаты. Отсюда все наши беды. Человек пришел на работу, устроился, но платят ему мало. И он считает, что работать не надо. Хотя сам согласился с такими условиями. Видимо, проблема в психологии людей - мы лучше не стали.

А какова средняя зарплата инженера, который занимается строительством ракет? Их же не какие-то низкоквалифицированные рабочие строят.

– Да, квалификация рабочих ракетно-космической отрасли выше, чем на обычных машиностроительных заводах. По зарплате у меня цифры трехгодичной давности, может быть, что-то за последнее время и изменилось. Если по отрасли брать, средняя зарплата рабочего составляла чуть меньше пятидесяти тысяч рублей в месяц. Но это варьировалось в зависимости от региона и от предприятия. Например, на Воронежском механическом заводе зарплаты были ниже, в среднем 25 – 27 тысяч рублей. В Подмосковье, в «Энергии», наверное, было больше. Но человеку всегда мало, сколько бы он ни получал. Приходя на работу, соглашаясь с теми условиями, которые тебе предложили, будь добр, отрабатывай эти деньги, какими бы они ни были.

- Возможно ли все же, что дырку просверлил психически неуравновешенный космонавт?

– Трудно представить, что на орбите оказался человек с какой-то ненормальной психикой. Космонавтов готовят не один день, и рубить сук, на котором сидишь, абсурдно. К тому же в замкнутом пространстве корабля человек не может остаться в абсолютном одиночестве. Там везде видеокамеры. Провернуть такое незаметно просто физически невозможно. Мне кажется, что все это произошло еще на земле.

Каковы будут последствия для нашей космической отрасли? Мы же ракетные пуски, двигатели и даже небольшое количество ракет продаем за рубеж, это сильный удар по деловой репутации?

– Последствия можно будет оценить только после того, как будут сделаны окончательные выводы о причинах этой ситуации. Но не думаю, что это будет иметь какие-то серьезные экономические последствия. Инцидент с утечкой воздуха по времени наложился на то, что как раз сейчас американцы отказываются от . У них вот-вот выйдут в серийное производство собственные пилотируемые корабли, они будут пересаживаться на них. А мы будем эксплуатировать «Союзы» до тех пор, пока не появится «Федерация». Но освободившиеся от американцев места на борту мы собираемся продавать космическим туристам. Уже подписано соглашение с ОАЭ о том, что в апреле 2019 года на МКС отправятся профессор информационных технологий Султан Сейф Аль Неяди и военный пилот Хазза Али Аль Мансури. Аналогичные переговоры идут с Бахрейном, есть и другие желающие. В этом плане могут быть репутационные издержки, но незначительные. Потому что ситуация с отверстием в корпусе показала надежность нашей техники. Во главе угла стоит безопасность космонавтов - а она была соблюдена даже в этой нештатной ситуации.

- А что должен сделать «Роскосмос» в этой ситуации? Повиниться, почистить ряды?

– Наверное, ничего особо делать не придется. Потому что очередная перестройка в структуре идет. Меняются руководители подразделений, меняется подход к делу. Говорить о том, что нужно усилить контроль за качеством выпускаемой продукции? Мы об этом говорим семь лет, каждый раз после каждой аварии. Куда уж дальше усиливать? Расследуют этот инцидент, примут меры по недопущению подобного в будущем, и дальше все будет, как было.

Как это соотносится с посланием президента Федеральному собранию о вооружении, способном атаковать из космоса, и грядущем технологическом прорыве? Есть какой-то заповедник, где все в порядке с дисциплиной на производстве?

– Я не думаю, что такой заповедник есть. Но я никогда не говорю о военной космонавтике. Эта тема настолько тонкая и опасная, что давайте лучше спрашивать нашего президента, что именно он имеет в виду. Но я опасаюсь, что если в таких высокотехнологичных областях, как судостроение, авиационная и космическая техника, у нас постоянно происходят какие-то казусы, то, наверное, и другие сферы пронизаны таким же отношением к делу.

- На сколько лет мы отстали от США и Китая?

– Это вопрос тонкий. С одной стороны, в каких-то отраслях мы отстали, в каких-то - еще можем лапками подергать. Если говорить о космонавтике, мы сохраняем более-менее приличные позиции и держимся на уровне в пилотируемой космонавтике и в двигателестроении. Вы же видите - даже когда в космосе обнаружилось сквозное отверстие и течь воздуха, ничего фатального не произошло. Мы доказали надежность нашего пилотируемого космического корабля. Единственного, который летает уже более 50 лет. То же можно сказать о двигателестроении. Да, эти двигатели были созданы в советское время, при Глушко (Валентин Глушко – основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения, в 70-е годы прошлого века – главный конструктор космических систем. - Прим. ред. ), они модернизированы, но это все те же двигатели. Но и наши конкуренты пока ничего лучшего не создали. А в остальных отраслях мы отстали, и в спутниковой, и в навигационной. В первую очередь из-за элементной базы. Электроника, которая ставится на спутники и могла бы конкурировать с той, что поставляется из США и Европы, у нас сегодня не производится.

- Есть ли что-то, созданное в России, а не в Советском Союзе, чем мы можем гордиться?

– Из того, что было создано в российские времена, я не могу назвать ни одной позиции, которой мы могли бы гордиться безоговорочно. У нас не так много новых аппаратов. Построена новая ракета «Ангара». Но ее строили с 95-го года. Она только будет учиться летать, в разряд новых ее уже не отнесешь.

- Она не устарела ли?

– Если говорить откровенно, то да, это уже не верх совершенства. Когда начиналась ее разработка, там было применено много новых технических решений. Но время прошло, многое изменилось. Теперь ее нельзя считать серьезным конкурентом носителям других стран.

- А «Федерация», которая придет на смену «Союзу»?

– «Федерация» – фактически корабль больших размеров, чем «Союз», имеющий по сравнению с «Союзом» несколько улучшенные характеристики. Может быть, он будет летать к Луне. Но все эти технологии были созданы в прошлом веке.

- Но фундаментального прорыва ведь никто не совершил, и у нас есть шанс наверстать?

– Шансы есть - надо создавать двигатели, работающие на иных физических принципах. На каких именно - не скажу, потому что не представляю каких. Да и никто не представляет - знали бы, уже бы сделали. Но на сегодняшних химических двигателях предел, куда мы можем улететь, - это Марс. А хотелось бы слетать не только на Марс и не за 9 месяцев, а побыстрее. Но здесь все упирается не в дисциплину на производстве, а в фундаментальную науку. В которой тоже есть проблемы. Но в любом случае ее нужно держать на уровне, это основа прогресса.

Если все настолько запущено, может быть, ну его, этот космос, сначала порядок на Земле навести? Какой практический смысл народу в полетах к Марсу, которые, может быть, не состоятся?

– Большой смысл. Человек как биологический вид постоянно стремится расширить ареал своего обитания. Была эпоха великих географических открытий, потом мы покоряли воздушное пространство, теперь - космос. Мы всегда будем стремиться расшириться, нас становится на Земле все больше. Иначе мы скатимся в войны и передел мира.

Что нам дал за последние полвека космос? Мы приходим домой, включаем телевизор. Выходим в Интернет. Звоним по мобильному. Узнаем прогноз погоды. Во время стихийных бедствий информация со спутников помогает эвакуировать людей из опасных районов. Без космоса всего этого не могло быть. Если мы дальше хотим развиваться как цивилизация, нам необходимы ресурсы. Ресурсы на Земле не бесконечны. Они есть в космосе. Мы можем оставить эти амбиции и заняться земными делами. Но все зависит от того, какое место наше государство видит для себя в будущем. Если мы претендуем на роль великой сверхдержавы, то космосом надо заниматься обязательно.

Беседовала Венера Галеева, «Фонтанка.ру»