Язык их враг их. «Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат

Введение

Если в наших предыдущих статьях мы рассказывали о символах, значение многих из которых известно лишь тем, кто осознаёт себя частью многотысячелетней славянской культуры, то темой сегодняшнего дня станет символ, о котором слышали почти все. Это священный символ славянских народов – Коловрат .

О Коловрате, что, к слову, бывает очень редко по отношению к древним славянским символам, есть достаточно хорошая статья на Википедии. Но, конечно, суть данного символа сложно передать энциклопедическими терминами, да что говорить, и художественным языком описать его трудно. Ведь Коловрат для настоящего славянина – это некий столп Родной Веры. Скажем даже больше, Коловрат освещает жизненный путь, ведущий по стезе Прави, завещанной нам нашими Великими Богами и Предками.

Значение символа

Значение символа «Коловрат» должен знать каждый. Но описать его коротко, как мы делали с другими славянскими символами, совсем непросто. Сухо можно сказать, как в той же Википедии – знак Солнца, круговорота всего сущего, постоянства движения бытия и так далее. Но смысл Коловрата гораздо глубже.

Попробуем объяснить аналогией. Слышали про птицу-Феникса? Она возрождается снова и снова. Как и Солнце, которое нельзя так просто взять и погасить. Так вот, Коловрат означает постоянное возрождение исконной Веры наших предков. Какие бы гонения на неё не происходили, какие бы козни не строили враги, Родная Вера вновь поднимает голову и реинкарнирует в том или ином виде. Фактически, вместе с ней также просыпается и исконно славянская ментальность, которая отличает наш народ от других. Получается, Коловрат – это знак силы славян , сопротивляемости их внешним угрозам, невозможности их морального и физического уничтожения. Поэтому на него так остро и реагируют древние враги славяно-ариев. Если показать символ Коловрат какому-либо человеку, то, по его реакции, можно все о нем узнать: ведь ненавидеть Коловрат способно только существо из мира тьмы.

Да, символ Коловрат всегда сопутствовал нашим Древним Предкам в их славных делах. Он окроплен кровью о полит потом наших ушедших поколений, которые отстояли Святую Русь в ратных подвигах и честных трудах. Коловрат (Сварожье Колесо) символизирует вечное вращение Вселенной, но его основное предназначение – всегда напоминать нам о Солнце и Свете, поскольку он несет в мир созидание и жизнь. Ещё Коловрат – это смена космических эпох; годовые циклы; смена ночи и дня.

Этимология

Русское слово «Коловрат» состоит из двух частей: Колом в древней Руси называлось Солнце, а Вратами – Ворота, Вращение или Возвращение. Следовательно, Коловрат – это Ворота Солнца или Возвращение Солнца. А значит родноверов можно смело называть – Возвращающими Солнце!

Область применения


Современные славяне-родноверы знают обо всём этом и поэтому используют Коловрат на своих знаменах , флагах и гербах. Более того, Коловрат – это основа основ всей веры наших предков. Они были умны и знали, что мир находится в движении, и всё меняется, меняться не должна лишь суть человека, его моральные принципы, сила духа.

Коловрат бывает шестилучевым и восьмилучевым . Восьмилучевой Коловрат к прочему является ещё и знаком бога Сварога – созидателя и творца Вселенной, бога, подарившего людям не только жизнь, но и огонь, металл, орудия труда. Символ Сварога означает высшую мудрость и справедливость, символизируя саму Правь.

Даже цвета, в которые может быть окрашен символ Коловрат, также имеют чрезвычайно важное и большое значение: черный цвет символизирует перемену, изменение; небесный цвет – обновление; цвет огненный является символом возрождения; белый - и так всем понятен. Чаще всего солнечный символ Коловрат можно увидеть ярко-желтого цвета, изображенным на красно-чёрном фоне.

Ношение атрибутов (

Герой на войне - непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой - наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим - боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.

О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.

Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.

С чего начиналась легенда

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.

В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы - княжеского сына Федора - и напасть на город.

1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

Гибель Коловрата

Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские - только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.

Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.

После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.

Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрате

В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.

Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.

Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.

Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.

Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.

В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат - это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.

При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.

Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат - это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.

Значение имени героя, по мнению православных историков

В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.

Согласно им, Евпатий - это вариация известного славянского имени Ипатий.

А коловрат - это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.

А был ли герой?

Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?

Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.

Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.

Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.

Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков - то есть нас.

9 февраля 2014 года молодой человек по имени зашел в церковь города Южно-Сахалинска и расстрелял из ружья находящихся там прихожан. Этот молодой человек увлекался неоязычеством .

«…и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крѣпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству». – Повесть о стоянии на Угре // Полное собрание русских летописей. Т. 24: Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921.

В 90-е годы ХХ века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в Христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002) приводит следующую информацию: «Крест “гамматический” (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивались на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

«Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный) . В Западной Европе назывался арбалетом». – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пг.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909.

Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

Сalendae (календы) – названия первого дня каждого месяца в Древнем Риме. См.: Рубан Ю.И. Что такое календарь? // Библия в русском переводе. М., 1999. Также стоит отметить тот факт, что в нашем языке, в отличие от некоторых европейских, никаких языческих отголосков не осталось даже в названиях дней недели, что бесспорно подтверждает присутствие таких явных христианских наименований, как «суббота» и «воскресенье».

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

  • Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
  • Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT ), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловр ат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
  • Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк-фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

Коловрат – это не просто сакральный образ солнца, а проекция целой вселенной, работающей циклично, где тьма всегда завершается приходом света. Образ солнца у славян тесно взаимосвязан с почитанием земли-матери. Не удивительно, что при таком значении символ Коловрат занял центральную роль в культуре наших предков. Современные приверженцы язычества, как и древние славяне, носят солнечный оберег Коловрат, чтобы обрести защиту и поддержку древних богов.

Больше о славянских оберегах и их значении читайте в статье.

Понять значение этого знака достаточно просто. Необходимо лишь внимательно вчитаться в название. «Коло» означает «круг», а «врат» подразумевает повторяемое движение – вращение. Коловрат олицетворяет цикличность всего мироздания – смену времени года, завершение ночи и наступление дня, а также переход от бед и несчастий к здоровью и процветанию. У него несколько ипостасей, хотя изначально символ обладал лишь одной формой – четырьмя лучами с загнутыми концами.

Сегодня же можно встретить Коловрат с шестью и даже с восемью линиями. Наиболее гармоничным среди них принято считать именно восьмилучевой Коловрат, ведь в восьми «пиках» объединены четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь) и времена года.

Изображение символа легко узнать во многих славянских знаках. Наши предки, как и многие другие народы поклонялись Солнцу, и солярные – солнечные символы занимают одно из центральных мест в культуре. Различные вариации Коловрата применялись в празднествах, посвященных , отсюда и еще одно название знака.

Все виды Коловрата несут в себе светлое начало, но каждая вариация немного отличается от остальных – как внешне, так и по смыслу и значению:

  • Четырехлучевой знак - символ огня олицетворяет бога солнца Даждьбога,
  • Шестилучевой Коловрат имеет отношение к другому славянскому божеству – громовержцу .
  • Коловрат с восемью лучами – самый распространенный вариант, связывают со многими богами, в том числе Сварогом. Именно этот бог создал землю и все живое на ней, потому сей знак символизирует собой силу солнца и возрождение и имеет первостепенное значение в отношении остальных альтернатив.

Некоторые называют этот знак «свастикой», непременно вспоминая Гитлера и нацизм. Да, действительно, Коловрат и свастика это по сути одно и тоже, но не стоит боятся свастических изображений. Запятнанный фашизмом, первоначально символ свастики означал лишь свет и добро. Издавна славяне и другие народы использовали его как оберег, а о фюрере, конечно же, тогда еще никто не слышал.

Оберег Коловрат – один из немногих славянских символов, принимающих различные формы. Он играет количеством и направлением лучей, а значит может видоизменять свое значение.

«Посолонь» означает движение по направлению солнечного светила , а «противосолонь» – соответственно, имеет противоположное значение. Глядя на свастические изображения, легко запутаться, какое же из них направлено по солнцу, а какое – против. Давайте же разберемся, как правильно читать эти знаки. Простыми словами «посолонь» – это движение по часовой стрелке, а «противосолонь» – в обратную сторону. Но даже понимая это, люди все равно делают ошибку, когда речь идет о направлении Коловрата.

Этот знак символизирует вращение: при правостороннем лучи направлены влево, а при левостороннем – наоборот. Понять это не сложно, представив себе языки пламени, или кометы, непрерывно движущиеся по кругу. Очевидно, что «хвосты» у них при этом будут направлены в противоположную сторону.

Лучше понять этот принцип поможет видео, которое наглядно демонстрирует движение «посолонь».

Левосторонний коловрат, имеет ещё иное название, произошедшее от имени богини любви и красоты – Ладинец, и обладает собственным значением. Этот символ является женским и, в отличие от Коловрата правостороннего, знаменующего достаток, чистоту и связь с верховными сущностями, помогает проявить потаенные стороны человеческой натуры – интуицию, ясновидение и прочие магические способности. Как приятное дополнение, оберег Лады помогает развить женственность.

Кому и как следует носить оберег

Все славянские символы можно условно разделить на общие и узкопрофильные. Последние зачастую имеют одну трактовку и принадлежат лишь конкретному божеству, в то время как общие обладают целым букетом значений, из-за чего их образ реально составить лишь в общих чертах. Поэтому описать значение Коловрата несколькими словами, не получится.

Изображение Коловрата хранит в себе все светлое, что можно отыскать в человеческом мире. Оно приносит чистоту и порядок, дарит свет и гармонию, помогает достигнуть возрождения после упадка и вступить на путь истины. Солнечный знак подойдет всякому, кто погряз в нищете, проблемах или негативе и хочет поскорее завершить этот этап, не просто запустив новый цикл, а начав с шагов в верном направлении.

Перстень с Коловратом - хороший оберег для мужчин.

Самым универсальным способом ношения оберега считается подвеска, но на самом деле здесь отсутствуют какие-либо ограничения.

Кольцо Коловрат чаще всего выбирают мужчины, ведь такой массивный символ сложно разместить на миниатюрном женском колечке, а вот на перстне – вполне возможно. Женщины же предпочитают кулоны, а иногда даже, отдавая дань древнеславянским рукодельницам, наносят солнечный символ на одежду и аксессуары в качестве вышивки.

Мужчинам

Коловрат для мужчин подарит здоровье, оптимизм и поможет достичь успеха в продвижении по карьерной лестнице. Нося амулет с этим знаком, вы станете сильнее, начнете проще смотреть на жизнь, меньше переживать по пустякам и видеть возможности там, где до этого не замечали их. С такой защитой будет не страшна ни чужая зависть, ни черные магические ритуалы. Еще одной разновидностью Коловрата является – он имеет сходное значение и символизирует торжество добра над тьмой. Носиться оберег может исключительно мужчинами.

Женщинам

Вышивка Коловрат станет отличным оберегом для женщин.

Для женщин поспособствует улучшению чутья, помогающего на подсознательном уровне решать проблемы и даже предвидеть их заранее, защитив себя и близких от опасности. Этот знак посодействует в поисках женственности, поэтому даже представительницы прекрасного пола, не обладающие сильным магическим потенциалом, могут носить ладинец для развития утонченности и изысканности в характере.

Для тех, кто находится в положении, оберег также продемонстрирует еще одно, новое, значение – он станет прекрасным защитником, помогающим более гармонично провести и пережить этот непростой для организма период и защитить будущего ребенка от всего лихого.

Из чего изготавливается Коловрат

Чаще всего оберег Коловрат изготавливают из металла или дерева. Латунь и медь являются куда более «низменными» материалами по сравнению с золотом и серебром. Поэтому обычно мастера отдают предпочтение последним. У этих металлов мощнейшая энергетика, и амулет Коловрат, выполненный из них, станет более крепким и выносливым артефактом.

Однако не стоит в этом деле полагаться на чужие взгляды, ведь довольно часто неожиданным образом проявляется такая вещь, как несовместимость с тем или иным металлом. Она может выражаться не только на физическом уровне – в виде покраснений и неприятных ощущений, но и на ментальном.

Человек, долгое время контактирующий с неподходящим металлом, может ощутить непонятно откуда взявшееся раздражение, общую слабость в теле и даже сильную головную боль.

К максимально нейтральным прочным материалам относится серебро. Оно также используется в качестве защиты от злых сил, поэтому в тандеме серебро и Коловрат станут отличными компаньонами. Но в то же время Коловрат – это символ солнца, а серебро имеет «лунное» значение. Поэтому, если вы хорошо ладите с золотом, будет логичнее остановить выбор именно на нем, чтобы усилить действие амулета с солнечным значением.

Неплохим вариантом станет и украшение из кости животного или дерева, ведь подобное приобретение гораздо меньше ударит по карману, а значение символа останется прежним. Но в случае с деревом важно обратить внимание на то, из какой древесины изготовлена вещь. Славяне верили, что деревья обладают внутренним духом, имеющим свой пол.

Неплохим вариантом станет украшение из дерева.

Одни из них, такие, как дуб, олицетворяют мужскую силу и выносливость и прекрасно подойдут для мужчин, а вот береза и рябина, символизируют женское начало и не смогут найти общий язык с сильной половиной человечества.

Верно подобрать материал для украшения недостаточно. При выборе подвески не менее важно присмотреть правильный шнурок – многие люди недооценивают его значение. Если вы носите серебряное украшение и боитесь потерять его, когда развяжется нить, используйте цепочку из того же металла. А вот деревянные амулеты хорошо совпадают по энергетике со шнурками из натуральных тканей – вроде льна или хлопка. Шнурки из кожи не приветствуются, ведь несут в себе энергию мертвого животного.

Как очистить и зарядить оберег

Оберег Коловрат, как и любой другой артефакт, созданный человеком с определенной целью, обязательно должен быть активирован. Без прохождения специального обряда инициации амулет не сможет выполнять свое предназначение и превратится в простой талисман, способный лишь привлекать удачу – и то, если вы хорошенько в него поверите.

Древние славяне оставили своим потомкам немалое количество руководств по проведению подобных ритуалов, но далеко не все из доступных способов являются универсальными. Некоторые из них идеально созданы для работы с одними символами, но могут быть совершенно несовместимыми с другими. Этот важный момент стоит учитывать тем, кто решил приобрести славянский оберег Коловрат.

Солнцеворот содержит в себе живительную энергию солнца, поэтому наилучшим способом для «пробуждения» приобретенного магического атрибута будет использование родных ему энергий – солнечного света и огня.

Не стоит дожидаться летнего солнцестояния, как утверждают некоторые эксперты – это пустая трата времени. День «запуска» также не имеет значения – важно лишь наличие солнца. Выполнять процедуру надо на растущую луну – в идеале за несколько дней до полнолуния.

Для активации оберега отлично подойдет энергия солнца.

Проснувшись рано утром, выйдите на улицу и оставьте предмет на каком-нибудь возвышении - там, где на него попадут солнечные лучи. Жители многоквартирных домов могут вынести украшение на балкон. Количество часов зарядки не играет сильную роль – это индивидуальный выбор. Но при этом следует не забывать, что Коловрат относится к солярным знакам и держать его на подзарядке, когда небесное светило начало клониться к закату или и вовсе отошло на покой, совершенно не имеет смысла.

Активация с помощью огня является еще более простой процедурой, чем подпитка от солнца, ведь для этой цели не нужно ждать ясной погоды. Разводить костер тоже не придется – достаточно одной свечки. Зажгите свечу и подержите над ней Коловрат, поворачивая над пляшущим язычком разными сторонами в течение нескольких минут. В этом случае лучше снять шнурок и держать подвеску подальше от пламени, если она вырезана из дерева.

Издревле огонь считается одним из самых мощных средств, помогающих изгнать все нечистое, насланное не только злыми людьми, но и потусторонними силами. Поэтому активация огнем здесь обретает новое значение, удивительным образом трансформируясь в обряд очищения. Этот прием гораздо больше подходит для оберегов, вырезанных из камня, металла или других прочных материалов, но при должной осторожности может применяться и с деревянными объектами.

Если боитесь повредить дорогую сердцу вещь, воспользуйтесь более традиционным вариантом - оставьте амулет на ночь в поваренной соли. Не забудьте, что очистку следует проводить до того, как оберег будет наполнен положительной энергией солнечного света или очищающего огня – порядок действий имеет очень важное значение и потому не может быть изменен.

Можно ли носить Коловрат христианам

Постепенное возрождение культа язычества привело к тому, что традициями древних славян и значениями их магических символов начали сильно интересоваться люди, принадлежащие к другим религиям. Довольно часто люди, принявшие католичество или православие, спрашивают, можно ли им носить знак Коловрата.

Разумеется, никто не вправе запретить пользоваться языческими символами, однако значение оберега Коловрат несопоставимо с христианством.

Ученики Иисуса поклоняются одному Богу, в то время как у язычников их целый пантеон. Последние также имеют сильнейшую связь с природой, чему не уделяется внимание в более молодой религии, хоть обе они и представляют мир в качестве трехмерной модели, где есть место не только людям и богам, но и душам, покинувшим физическую оболочку.

Стоит также упомянуть принудительный обряд Крещения Руси, проведенный князем Владимиром, который славянские языческие верования заменил на византийские традиции. Едва ли божества оценят просьбу о поддержке от человека, почитающего «чужого» Бога, чья религия сравняла с землей капища с деревянными статуями и надолго вытеснила многобожество как таковое.

Задавать вопрос «Можно ли носить славянский символ христианину?» - то же самое, что спрашивать, можно ли носить Коловрат последователю Будды или Аллаха. Каждый самостоятельно определяет свою религию. Даже если за вас когда-то сделали этот выбор родители, проведя обряд посвящения в младенчестве, всегда можно отказаться от этой веры принять новую, более соответствующую вашим мироощущениям и тому, что для вас имеет первостепенное значение. Но сперва важно определиться - во что же вы все-таки верите?