Книги World of Warcraft — Хронология прочтения

Совсем неудивительно, что после выхода фильма «Варкрафт» и выпуска сопутствующих ему книг (да еще и на русском языке), интерес к истории вселенной серьезно вырос. Потому и возникла идея создать это руководство.

В нем вы найдете список всех канонических романов, манг, комиксов и рассказов по вселенной Warcraft в хронологическом порядке. Это означает, что все материалы расположены в соответствии с линией времени вселенной, а не по дате выпуска той или иной книги. Также, для удобства читателей, все материалы сортируются по названию игры и дополнениям, о которых они повествуют.

Прежде чем мы начнем, несколько замечаний:

- Некоторые истории в этом списке появляются дважды и в этом нет никакой ошибки. Дело в том, что события в различных книгах включают в себя отсылки к разным моментам истории.

- Кинематографическая вселенная фильма Warcraft не является каноном. Хотя фильм и пересказывает сюжет Warcraft: Orcs & Humans, история, рассказанная в фильме, и сопутствующих книгах существует отдельно от истории игры.



Ранняя история

«Рассвет Аспектов» ( Рассвет Аспектов - это роман, состоящий из пяти частей, в котором описывается история аспектов после потери их бессмертной силы в бою против Смертокрыла. Содержит многочисленные отсылки к ранней истории Азерота, в частности описание борьбы молодых аспектов против Галакронда. Реальная временная линия находится где-то в начале дополнения Mists of Pandaria.

«Смерть с небес» ( История, которая произошла задолго до восстания пандаренов против могу. Роерожденные, как себя называли воинственные богомолы, вели постоянную борьбу с могу и их рабами. Богомолы считали их низшими расами, которые должны быть истреблены и стерты с лица планеты. Героем рассказа является богомол по имени Кил’рук, который смог повернуть ход истории и изменить будущее богомолов. История заканчивается во время дополнения Mists of Pandaria.

«Война зыбучих песков» ( Воспоминания о событиях, из-за которых в свое время была возведена Стена Скарабея. Также история включает в себя открытие ворот Ан’Киража.

«Восход Орды» ( События этой книги происходят в далеком прошлом, когда орки еще были мирными шаманами и охотниками. Все это продолжалось, пока не пришел Пылающий Легион. Кил’джеден, ведомый местью своему брату Велену, порабощает орков и с помощью них истребляет дренеев, которые спрятались в Дреноре от рук Пылающего Легиона. Следом орки, теперь уже жаждущие новой крови, открывают портал в новый мир Азерот и отправляются через него, чтобы истребить человеческую расу.

«Несломленный» ( Этот небольшой рассказ повествует о войне, начатой орками; о разрушении Дренора и деградации дренейской расы. В центре рассказа находится история Нобундо, его разрыв со Светом, испытание изгнанием и обретение новой силы, позволяющей управлять природными стихиями.



Warcraft: Orcs & Humans

Первая Война

«Последний Страж» ( Маги Кирин-Тора в замешательстве. В Каражане происходят необъяснимые события. Совет Кирин-Тора отправляет молодого мага Кадгара в Каражан, чтобы тот, под видом ученика Медива, выяснил, что же на самом деле происходит в этой таинственной башне.



Warcraft II: Tides of Darkness & Beyond the Dark Portal

Вторая Война

«Потоки Тьмы» ( Новеллизация событий Warcraft II: Tides of Darkness. Спасаясь бегством от орков и их нового вождя Оргримма Молота Рока, Андуин Лотар и его люди плывут на север в надежде, что король Лордерона Теренас Менетил послушает их, ведь орки теперь реальная угроза для всего Азерота. Создается Великий Альянс трех рас - эльфов, людей и дворфов, который должен остановить бесчисленную Орду. Здесь впервые появляются Туралион и Аллерия Ветрокрылая.

«По ту сторону Темного Портала» (Авторы: Aaron Rosenberg и Christie Golden). Новеллизация событий Warcraft II: Beyond the Dark Portal. После поражения Орков, Нер’Зул снова берет бразды правления над Ордой. Ему вновь удается открыть Темный Портал, и его армия снова атакует Азерот. Оркам удается взять в осаду Крепость Стражей Пустоты, которую люди построил для защиты. Люди, под командованием мага Кадгара и главнокомандующего Туралиона вновь под знаменами Альянса собирают армию, чтобы защитить свой мир и он организовывают экспедицию в Дренор, с целью уничтожить Орков на их же родине.

«День Дракона» ( События происходят после окончания Второй Войны. Красус отправляет в опасное путешествие Ронина, чтобы тот, наконец, выяснил, что же происходит в Грим Батоле. Тем временем Смертокрыл, под видом человека-аристократа по имени Давал Престор внедряется в высшую королевскую касту людей.

«Повелитель Кланов» ( Орк Тралл был рабом, гладиатором, просто развлечением для хозяина. Но однажды, благодаря маленькой девочке по имени Тарета, Траллу удастся вырваться из оков. Ему предстоит пройти еще много испытаний, целью которых будет освобождение орков из плена и восстановление былой мощи Орды.

«Генн Седогрив: Вожак Стаи» ( В рассказе повествуется о воспоминаниях и судьбе Генна Седогрива, короля Гилнеаса.

«Кровью и Честью» ( Более двенадцати лет прошло с момента окончания великой войны Орды и Альянса. Орки потерпели поражение и были сосланы в охраняемые резервации. Молодой паладин Тирион Фордринг всю жизнь воевал против орков и считал их бездушными и кровавыми тварями. Но однажды его вера пошатнулась. Этому способствовал поступок одного орка, и Тирион стал на развилке между вопросами, кто же на самом деле человек, а кто - монстр. Паладин узнает другую, совсем не виданную человечеству, историю о жизни орков.

«Проклятие» ( Одержимый запретной магией, маг Кел’Тузад присягает на службу нового хозяина Короля-Лича. Имеет место как раз до событий Warcraft III.



Warcraft III: Reign of Chaos & The Frozen Throne

Третья война

«Артас: Восхождение Короля-Лича» ( Когда землям Лордерона угрожала опасность в виде заражения народа чумой, Артас Менетил отправился на поиски источника ее распространения. В этом походе ему пришлось выбрать нелегкий путь, который привел его в Нордскол. Именно там ему придется встретить свою судьбу. Большая часть событий книги происходит непосредственно перед и во время Warcraft III: The Frozen Throne, но прологом и эпилог книги повествуется после окончания The Burning Crusade.

World of Warcraft: «Испепелитель» ( Комикс, состоящий из 4 частей, действие которого происходит во время Третьей Войны, рассказывая историю о семье Могрейнов и про легендарный клинок, Испепелитель.

World of Warcraft: «Рыцарь Смерти» ( Эта манга рассказывает историю Тассариана, некогда солдата Лордерона, а ныне первого рыцаря смерти, который освободился от службы Короля-Лича и вновь присоединился к Альянсу. События происходят в промежутке между Warcraft III и Wrath of the Lich King.

Warcraft: «Солнечный колодец» ( После Третьей войны, когда казалось, что Солнечный Колодец, источник магии высших эльфов, был утерян навсегда, всплеск его энергии привлек внимание синих драконов. Эта манга-трилогия рассказывает историю Анвины Тиг, с виду обычной крестьянской девочки, на самом деле являющейся энергией Солнечного Колодца, преобразованной Кориалстразом, супругом Алекстразы.

«Вол’джин: Испытание» ( В этой истории Вол’джин и Залазан проходят испытание встречей с лоа, в результате которого первый стал тёмным охотником, а второй - знахарем. Эта история происходит как раз перед тем, как Тралл прибыл на остров Черного Копья во время Warcraft III: Reign of Chaos.

Трилогия «Война Древних» ( Состоит из трех частей: Источник Вечности, Душа Демона и Раскол. Главные действующе лица книг: дракон Кориалстраз, маг Ронин и орк Броксигар, попадающие в прошлое. Для спасения своего мира им необходимо помочь эльфам выстоять против вторжения Пылающего Легиона.

«Круг Ненависти» ( Третья Война окончена, Легион разбит. Но может ли Тралл и Джайна сохранить мир между людьми и орками? Эта история происходит после окончания Третьей войны, перед событиями World of Warcraft.

P.S. К сожалению вся статья не влезла в один длиннопост, поэтому будет 2 части. Не серчайте)



Совсем неудивительно, что после выхода фильма «Варкрафт» и выпуска сопутствующих ему книг (да еще и на русском языке), интерес к истории вселенной серьезно вырос. Потому и возникла идея создать это руководство.

В нем вы найдете список всех канонических романов, манг, комиксов и рассказов по вселенной Warcraft в хронологическом порядке. Это означает, что все материалы расположены в соответствии с линией времени вселенной, а не по дате выпуска той или иной книги. Также, для удобства читателей, все материалы отсортированы по названию игры и дополнению, о котором они повествуют.

Последнее обновление: 15.07.2016

Прежде чем мы начнем, несколько замечаний:

  • Некоторые истории в этом списке появляются дважды и в этом нет никакой ошибки. Дело в том, что события в различных книгах включают в себя отсылки к разным моментам истории.
  • Кинематографическая вселенная фильма Warcraft не является каноном. Хотя фильм и пересказывает сюжет Warcraft: Orcs & Humans, история, рассказанная в фильме, и сопутствующих книгах существует отдельно от истории игры.
Содержание:


Ранняя история



Warcraft: Orcs & Humans

Первая Война

  • «Последний Страж» (Автор: Jeff Grubb). Маги Кирин-Тора в замешательстве. В Каражане происходят необъяснимые события. Совет Кирин-Тора отправляет молодого мага Кадгара в Каражан, чтобы тот, под видом ученика Медива, выяснил, что же на самом деле происходит в этой таинственной башне.
Warcraft II: Tides of Darkness & Beyond the Dark Portal

Вторая Война

  • «Потоки Тьмы» (Автор: Aaron Rosenberg). Новеллизация событий Warcraft II: Tides of Darkness. Спасаясь бегством от орков и их нового вождя Оргримма Молота Рока, Андуин Лотар и его люди плывут на север в надежде, что король Лордерона Теренас Менетил послушает их, ведь орки теперь реальная угроза для всего Азерота. Создается Великий Альянс трех рас – эльфов, людей и дворфов, который должен остановить бесчисленную Орду. В этой впервые появляются Туралион и Аллерия Ветрокрылая.
  • «По ту сторону Темного Портала» (Авторы: Aaron Rosenberg и Christie Golden). Новеллизация событий Warcraft II: Beyond the Dark Portal. После поражения Орков, Нер’Зул снова берет бразды правления над Ордой. Ему вновь удается открыть Темный Портал, и его армия снова атакует Азерот. Оркам удается взять в осаду Крепость Стражей Пустоты, которую люди построил для защиты. Люди, под командованием мага Кадгара и главнокомандующего Туралиона вновь под знаменами Альянса собирают армию, чтобы защитить свой мир и он организовывают экспедицию в Дренор, с целью уничтожить Орков на их же родине.
  • «День Дракона» (Автор: Richard A. Knaak). События происходят после окончания Второй Войны. Красус отправляет в опасное путешествие Ронина, чтобы тот, наконец, выяснил, что же происходит в Грим Батоле. Тем временем Смертокрыл, под видом человека-аристократа по имени Давал Престор внедряется в высшую королевскую касту людей.
  • «Повелитель Кланов» (Автор: Christie Golden). Орк Тралл был рабом, гладиатором, просто развлечением для хозяина. Но однажды, благодаря маленькой девочке по имени Тарета, Траллу удастся вырваться из оков. Ему предстоит пройти еще много испытаний, целью которых будет освобождение орков из плена и восстановление былой мощи Орды.
  • «Генн Седогрив: Вожак Стаи» (
  • «Кровью и Честью» (Автор: Chris Metzen). Более двенадцати лет прошло с момента окончания великой войны Орды и Альянса. Орки потерпели поражение и были сосланы в охраняемые резервации. Молодой паладин Тирион Фордринг всю жизнь воевал против орков и считал их бездушными и кровавыми тварями. Но однажды его вера пошатнулась. Этому способствовал поступок одного орка, и Тирион стал на развилке между вопросами, кто же на самом деле человек, а кто – монстр. Паладин узнает другую, совсем не виданную человечеству, историю о жизни орков.
  • «Проклятие» (Автор: Evelyn Fredericksen). Одержимый запретной магией, маг Кел"Тузад присягает на службу нового хозяина Короля-Лича. Имеет место как раз до событий Warcraft III.


Warcraft III: Reign of Chaos & The Frozen Throne

Третья война

  • «Артас: Восхождение Короля-Лича» (Автор: Christie Golden). Когда землям Лордерона угрожала опасность в виде заражения народа чумой, Артас Менетил отправился на поиски источника ее распространения. В этом походе ему пришлось выбрать нелегкий путь, который привел его в Нордскол. Именно там ему придется встретить свою судьбу. Большая часть событий книги происходит непосредственно перед и во время Warcraft III: The Frozen Throne, но прологом и эпилог книги повествуется после окончания The Burning Crusade.
  • World of Warcraft: «Испепелитель» (Автор: Micky Neilson). Комикс, состоящий из 4 частей, действие которого происходит во время Третьей Войны, рассказывая историю о семье Могрейнов и про легендарный клинок, Испепелитель.
  • World of Warcraft: «Рыцарь Смерти» (Автор: Dan Jolley). Эта манга рассказывает историю Тассариана, некогда солдата Лордерона, а ныне первого рыцаря смерти, который освободился от службы Короля-Лича и вновь присоединился к Альянсу. События происходят в промежутке между Warcraft III и Wrath of the Lich King.
  • Warcraft: «Солнечный колодец» (Автор: Richard A. Knaak). После Третьей войны, когда казалось, что Солнечный Колодец, источник магии высших эльфов, был утерян навсегда, всплеск его энергии привлек внимание синих драконов. Эта манга-трилогия рассказывает историю Анвины Тиг, с виду обычной крестьянской девочки, на самом деле являющейся энергией Солнечного Колодца, преобразованной Кориалстразом, супругом Алекстразы.
  • «Вол’джин: Испытание» (Автор: Brian Kindregan). В этой истории Вол"джин и Залазан проходят испытание встречей с лоа, в результате которого первый стал тёмным охотником, а второй - знахарем. Эта история происходит как раз перед тем, как Тралл прибыл на остров Черного Копья во время Warcraft III: Reign of Chaos.
  • Трилогия «Война Древних» (Автор: Richard A. Knaak). Состоит из трех частей: Источник Вечности, Душа Демона и Раскол. Главные действующе лица книг: дракон Кориалстраз, маг Ронин и орк Броксигар, попадающие в прошлое. Для спасения своего мира им необходимо помочь эльфам выстоять против вторжения Пылающего Легиона.
  • «Круг Ненависти» (Автор: Keith R.A. DeCandido). Третья Война окончена, Легион разбит. Но может ли Тралл и Джайна сохранить мир между людьми и орками? Эта история происходит после окончания Третьей войны, перед событиями World of Warcraft.


World of Warcraft

  • «Война зыбучих песков» (Автор: Micky Neilson). Воспоминания о событиях, из-за которых в свое время была возведена Стена Скарабея. Также история включает в себя открытие ворот Ан"Киража.
  • World of Warcraft: «Крылья Тьмы» (Автор: Richard A. Knaak). Манга, состоящая из двух частей: Драконы Запределья и Нексус. Описывает события прямо перед началом The Burning Crusade. Повествует про стаю драконов Пустоты.
World of Warcraft: The Burning Crusade
  • «Ночь дракона» (Автор: Richard A. Knaak). Сиквел к книге День Дракона и манге Крылья Тьмы. Книга охватывает происхождение Сумеречных Драконов, которых мы встретим в Cataclysm.
  • World of Warcraft: «Иллидан»
  • World of Warcraft: «Комикс» (Авторы: Walter и Louise Simonson). Комикс состоит из 4 томов. Первая половина серии комиксов Warcraft происходит во время The Burning Crusade, и охватывает период времени с исчезновения короля Вариана Ринна до запуска World of Warcraft, его возвращение на трон и поражение Ониксии. Вторая половина серии начинается непосредственно перед запуском Wrath of the Lich King. Серия включает в себя дипломатические попытки наладить отношения между Варианом Ринном и Траллом, заканчивающийся катастрофой, а также новым появлением Гароны. Также охватывает историю Чо"Галла и Сумеречного Культа.
  • World of Warcraft: «Маг» (Автор: Richard A. Knaak). События манги происходят в Даларане, и охватывают войну между Кирин-Тором и Малигосом, Аспектом синих драконов.
  • «Гаррош Адский Крик: Сердце войны» (Автор: Sarah Pine). В этом коротком рассказе можно узнать о жизненном опыте Гарроша Адского Крика; о его героических подвигах в Нордсколе; о его первых впечатлениях по прибытию в Оргриммар - столицу Орды, а также, что самое главное, о его дружбе со своим наставником Траллом, которого он заменил на посту вождя. Первая фраза рассказа относится к моменту в трейлере патча 3.1.
  • «Лор’темар Терон: В тени солнца» (Автор: Sarah Pine). В этом рассказе описаны размышления Лор"темара Терона, правящего лорда Кель"Таласа. Первоначально, это был фанфик, который выиграл главный приз в творческом конкурсе Blizzard. Позднее он был переиздан в качестве официального рассказа, с незначительными изменениями от оригинала.


World of Warcraft: Wrath of the Lich King

  • «Жемчужина Пандарии» (Автор: Micky Neilson). Графическая новелла, рассказывающая про приключения Ли Ли. События развиваются в неизвестный период дополнения Wrath of the Lich King.
  • «Сильвана Ветрокрылая: Перед рассветом (Автор: Dave Kosak). Король-Лич повержен и Сильвана Ветрокрылая должна посетить Ледяной Тран, чтобы увидеть это воочию. Однако то, что она найдет на вершине Цитадели Ледяной Короны навсегда изменит и ее судьбу и судьбу Отрекшихся.
  • «Ярость Бури» (Автор: Richard A. Knaak). Изумрудный Сон – царство вечно спящей хранительницы Изеры – таит в себе множество загадок и тайн. Одна из этих тайн является проклятой зоной, именуемой Изумрудным Кошмаром, в который был заключен самый могучий друид всего Азерота – Малфурион Ярость Бури. Но он не единственная жертва этого проклятия: жители Азерота также чувствуют приближение Кошмара. Чтобы предотвратить распространение этого ужасного явления, герои предпринимают отчаянные попытки освободить первого из всех друидов и, наконец, избавится от этой напасти.
  • «Раскол: Прелюдия к Катаклизму» (Автор: Christie Golden). Настали тревожные времена для Азерота. Тралл ощущал это, не только как вождь Орды, но и в первую очередь как шаман. В последнее время стихии перестали отвечать его зову. Тралл вынужден был отправиться в путешествие на свою родину, дабы разобраться, что же на самом деле происходит со стихиями. Связь между стихиями и шаманами неумолимо угасала, будто Азерот превращался в то, чем был до появления Титанов. В отсутствие Тралла шаткий мир между Ордой и Альянсом начинает раскалываться. Молодой и амбициозный Гаррош Адский Крик, которого Тралл сделал вождем на время своего отсутствия, делает непоправимые ошибки. Лидер Альянса Вариан Ринн также не согласен с так называемым «миром», от чего могут пострадать не только невинные люди, но и его сын, единственный наследник престола, Андуин.
  • World of Warcraft: «Шаман» (Автор: Paul Benjamin). В этом комиксе Служители Земли отчаянно стремятся успокоить духов стихии. В то же время к ним приходит таинственный незнакомец, предлагая новый вид магии.
  • «Совет Трех Кланов: Огонь и сталь» (Автор: Matt Burns). В этом рассказе повествуется судьба трех вождей Стальгорна. Три кита, на которых лежит судьба могучего города должны объединиться, но хотят ли они?


World of Warcraft: Cataclysm

  • World of Warcraft: «Темные Всадники» (Авторы: Mike Costa и Neil Googe). История мага Карлайна, который отправляется в путешествие, чтобы получить мощный артефакт, который также разыскивают Темные Всадники Перевала Мертвого Ветра. Имя этому артефакту - Коса Элуны.
  • «Гелбин Меггакрут: Устоять на ногах» (Автор: Cameron Dayton). Хотя Гномреган все еще не может быть полностью восстановлен, Гелбин возвращается в Стальгорн и неожиданно встречает знакомое лицо. Действие рассказа происходит где-то в промежутке времени после пре-релизного события Cataclysm.
  • «Тиранда и Малфурион: Семена веры» (Автор: Valerie Watrous) Темные Берега были разрушены, и ночные эльфы страдают от огромных потерь. Тиранда отправляется в Крепость Оперенной Луны, чтобы спасти Шандрис. Действия происходят сразу после Раскола в Cataclysm.
  • «Бейн Кровавое Копыто: Как наши предки» (Автор: Steven Nix). Бейн Кровавое Копыто теперь лидер тауренов. Но сын Кэрна чувствует в себе неуверенность. Он постоянно задается вопросом: сможет ли он вести свой народ по стопам своего отца, особенно в условиях конфликта с новым Вождя Орды?
  • «Галливикс: Секреты торгового принца» (Автор: Gavin Jurgens-Fyhrie). Рассказ написан в форме автобиографии от лица Джестора Галливикса - торгового принца картеля Трюмных Вод.
  • «Проклятье воргенов» (Авторы: Micky Neilson и James Waugh). Комикс, состоящий из пяти частей, который рассказывает о появлении проклятия воргенов в далеком прошлом и о падении Гилнеаса во времена событий Cataclysm.
  • «Генн Седогрив: Вожак Стаи» (
  • «Волчье Сердце» (Автор: Richard A. Knaak). Катаклизм, охвативший весь Азерот, нарушил баланс между Ордой и Альянсом. Разгорелась новая война. Малфурион Ярость Бури и верховная жрица Тиранда – созвали верховный совет друидов, темой которого стало зачисление расы воргенов в ряды Альянса. Верховные вожди всех рас, посчитали этот шаг, выгодным сотрудничеством, которое поможет одолеть Орду в этой новой войне. Только король Штормграда - Вариан Ринн не может простить Генну его предательство.
  • «Велен: Урок провидца» (Автор: Marc Hutcheson). Принц Андуин Ринн оставил Штормград, чтобы изучить Свет с пророком Веленом, лидером Дренеев. Но когда видения Велена постепенно захватывают его. Сможет ли Андуин помочь?
  • «Вариан Ринн: Кровь отцов наших» (Автор: E. Daniel Arey). Штормград лежит в руинах после нападения Смертокрыла, и король Вариан Ринн пытается вдохновить своих людей, восстановить свое царство, а также восстановить его отношения с сыном, Андуином.
  • «Тралл: Сумерки Аспектов» (Автор: Christie Golden). Изера чувствовала, что близиться Час Сумерек. Драконьи стаи окажутся перед самым великим вызовом, но с кем им придется бороться, она не знала. Разлом мира – самая ужасная катастрофа, когда-либо случавшаяся с Азеротом, но связано ли все это со Смертокрылом?
  • «Бремя Аспектов» (Автор: Matt Burns). Смертокрыл грозит гибелью всему Азероту, и драконьи аспекты собираются на совет, чтобы решить, как спасти мир от уничтожения.


World of Warcraft: Mists of Pandaria

  • «В поисках Пандарии» (Автор: Sarah Pine). Рассказ из 4 частей, происходящий после событий Раскола и Жемчужины Пандарии. Связывает дополнения Cataclysm и Mists of Pandaria.
  • Путевые записки Ли Ли Буйный Портер . Небольшие рассказы Ли Ли Буйный Портер, живущей на Великой черепахе Шэнь-Цзынь Су, а позже подробное описание событий путешествия по Пандарии, происходящих после рассказа В поисках Пандарии. Они являются частью цикла рассказов Место назначения: Пандария.
  • «Испытание Алых Цветов» (Автор: Cameron Dayton). Рассказ повествует о похождениях юного вора-пандарена по прозвищу «Десятый». Он пытался украсть кошелек у посланников Шадо-Пана, после чего монахи предложили ему пройти испытания и стать одним из послушников монастыря.
  • «Джайна Праудмур: Приливы Войны» (Автор: Christie Golden). Азерот залечивает раны после пронесшегося по нему Катаклизму. Весь мир восстанавливается после катастрофы, а Джайна Праудмур не оставляет давних попыток наладить мирные отношения между Альянсом и Ордой. После того, как Тралл покинул Орду и оставил во главе Гарроша Адского Крика, все усилия Джайны свелись практически к нулю. Грядет открытая война, в которой знаменитая волшебница станет той, кем ее никто не мог бы и представить.
  • «Сила стали» (Автор: Raphael Ahad). Некий орк случайно попадает на тренировочную площадку Ордена Облачного Змея в Пандарии. Вот он, долгожданный шанс возвыситься, покорить небеса вместе со своими собратьями из клана Драконьей Пасти и вернуть Орде их свирепое наследие военных времен. Но в Ордене Облачного Змея совсем иные законы, чем в клане Драконьей Пасти.
  • «Рассвет Аспектов» (Автор: Richard A. Knaak). Рассвет Аспектов - это роман, состоящий из пяти частей, в котором описывается история аспектов после потери их бессмертной силы в бою против Смертокрыла. Содержит многочисленные отсылки к ранней истории Азерота, в частности описание борьбы молодых аспектов против Галакронда. Реальная временная линия находится где-то в начале дополнения Mists of Pandaria.
  • «Смерть с небес» (Автор: Robert Brooks). История, которая произошла задолго до восстания пандаренов против могу. Роерожденные, как себя называли воинственные богомолы, вели постоянную борьбу с могу и их рабами. Богомолы считали их низшими расами, которые должны быть истреблены и стерты с лица планеты. Героем рассказа является богомол по имени Кил’рук, который смог повернуть ход истории и изменить будущее богомолов. История заканчивается во время дополнения Mists of Pandaria. (Автор: Gavin Jugens-Fyhrie). По приказу боевого вождя Гарроша его верные подданные прочесывают Пандарию в поисках всего, что может укрепить могущество Орды. Рассказ описывает Хранителей истории, а также продолжает события Секреты Торгового Принца.
  • «Вол’Джин: Тени Орды» (Автор: Michael Stackpole). Темный охотник, лидер племени Черного Копья, храбрый воин и почитаемый как среди союзников, так и среди врагов. Все в Азероте знают его под именем Вол’Джин, сын Сен’Джина. Но Тени Орды преследуют его по всему миру, вплоть до скрытого туманом континента Пандарии. Именно на этих затерянных землях Вол’Джину предстоит пройти испытание на преданность после покушения на свою жизнь членом его же фракции.
  • «Над водой» (Автор: Ryan Quinn). Группа пандаренов спасает от разбушевавшегося океана (и неминуемой смерти) побывавшего уже во многих переделках воина Альянса. Тот вскоре понимает, что его спасители - заядлые рыболовы. У них в жизни два больших пристрастия: охотиться на крупную рыбу и травить друг другу байки позабористее. Дорога к берегу обещает быть очень интересной!
  • «Неукрощенная долина» (Автор: Robert Brooks). Двое героев Альянса конвоируют по Пандарии военного преступника, совершенно не подозревая, что за ними по пятам следует группа приспешников Гарроша Адского Крика. В Долине Четырех Ветров готовится большая битва. И земледельцы, которые из поколения в поколение возделывали эти угодья, не собираются оставаться в стороне.
  • «Военные преступления» (Автор: Christie Golden). Завершилась беспощадная и кровопролитная осада Оргиммара. Гаррош Адский Крик не убит, а закован в цепи для проведения дальнейшего справедливого суда за свои военные преступления. Чтобы полностью ответить за все свои страшные деяния, суд будет проводиться в Пандарии по всем пандаренским законам, судьями в котором будут выступать Августейшие Небожители.


World of Warcraft: Warlords of Draenor

  • «Чернорук» (Автор: Robert Brooks). Комикс про Чернорука. Он ни разу не уклонялся от схватки и, с каким бы противником ни свела его судьба, всегда умел подметить его слабину. Так ему не раз удалось привести свой клан к победе. Его сила, упорство и хитрость вошли у дренорских орков в пословицу. Но даже самая изощренная стратегия бессильна перед лицом многократно превосходящего числом врага. На сей раз на клан Черной горы напали огры - и как ни изворачивается Чернорук, как ни тщится обернуть себе на пользу любое преимущество, ему все равно не удается переломить ход войны. Орки попросту не в силах справиться с неприятелем. Черноруку приходится искать помощи у самых неожиданных союзников. Но не слишком ли высока цена, которую клан заплатит за свое спасение?
  • «Адский Крик» (Автор: Robert Brooks). Незадолго до драматического падения Гул"дана, на Дренор являются двое незнакомцев: низложенный военачальник Орды и бронзовый дракон. Их намерения неясны. Не сулит ли то, что они собираются совершить на Дреноре, смертельную опасность для жителей Азерота?
  • «Гул’дан и незнакомец» (Автор: Micky Neilson). Гул’дан убежден, что его соплеменников ждет власть и могущество, если они решатся покориться армии демонов - Пылающему Легиону. Но странный незнакомец в плаще с капюшоном, который недавно явился в ставку Гул’дана, смотрит на вещи иначе.
  • «Кодекс правителя» (Автор: Ryan Quinn). Железная Орда набирает мощь и грозится уничтожить Верховный Молот. Король огров, император Мар"гок, должен спасти свой клан любой ценой, но что он может предложить тем, кто так хочет уничтожить его народ?
  • «Апокрифы» (Автор: Matt Burns). Двое приверженцев Небесного Пути, поклонников солнца, работают в паре и должны заботиться друг о друге. Их заинтересовали апокрифические писания о прошлом правителя Терокка и источнике проклятия изгоев. То, что они отыщут, проверит прочность их дружбы, ценностей и убеждений. Они вдруг поймут, что небеса могут хранить тайны чернее темноты на дне ущелий.


World of Warcraft: Legion

  • World of Warcraft: «Иллидан» (Автор: William King). В этом произведении раскрывается история Иллидана с другой стороны, в которой он будет не просто только злодеем Азерота и Запределья. Описанные в романе события происходят во времена The Burning Crusade, когда Иллидан вместе с Кель’тасом Солнечным Скитальцем и нагой Леди Вайш убегает в Запределье, чтобы спрятаться от гнева Кил’джедена. Будут раскрыты подробности того, почему Иллидан и его войска не участвовали в войне за Запределье, личные отношения с Пылающим Легионом, а также подробности предательства в лице лидера пеплоустов Акамы.
  • «Магни: Каменное сердце» (Автор: Matt Burns). В комиксе Магни сбрасывает с себя оковы дремы, чтобы предупредить соплеменников о приближении тьмы. Сможет ли его дочь Мойра забыть былую боль, простить Магни и объединить свой народ?
  • «Сумерки в Сурамаре» (Автор: Matt Burns). Второй в серии комиксов, где рассказывается о событиях, предшествовавших вторжению Пылающего Легиона в Азерот. В город ночных эльфов Сурамар, столицу Ночнорожденных, является орк-чернокнижник Гул’дан со страшным ультиматумом: либо эльфы дадут ему испить из Ночного Колодца, источника их могущества, либо город будет разорен и уничтожен полчищами Пылающего Легиона. Великому магистру Элисанде предстоит мучительный выбор: довериться коварному врагу или отказаться, рискуя жизнью всех соплеменников?
  • «Крутогорье: Разделенная гора» (Автор: Matt Burns). Третий в серии комиксов, где рассказывается о событиях, предшествовавших вторжению Пылающего Легиона в Азерот. Вожди тауренов Крутогорья собираются на совет. Защитить их земли может древний артефакт - загадочный Молот Каз’горота. Но не принесет ли он угрозу предательства, которое разрушит мир и благоденствие тауренских племен изнутри?


Кинематографическая вселенная Warcraft

  • Warcraft: «Дуротан» (Автор: Christie Golden). Приквел к фильму Warcraft со стороны Орды. Дуротан рассказывает о путешествии клана Северного Волка до событий фильма.
  • Warcraft: «Узы Братства» (Авторы: Paul Cornell и Chris Metzen). Комикс-приквел, на этот раз со стороны Альянса, повествующий о приключениях Лотара, Ллейна, Медива и войне с троллями, случившейся задолго до событий фильма. Также в нем рассказывается о становлении Медива Хранителем и его первом обращении к скверне.
  • Официальная новеллизация фильма Warcraft (Автор: Christie Golden). Содержит все сцены и диалоги из самого фильма, а также включает в себя дополнительные материалы и сцены, который не были показаны в фильме.

Вселенная «Варкрафт» уже давно полюбилась многомиллионной публике, разбросанной по всему земному шару. Уникальный фэнтезийный мир, ставший первым в своём роде, для многих фанатов серии превратился в отдельную страницу жизни. Они росли вместе с любимой игрой, следили за новыми частями, погружались в сюжет и искренне переживали за героев. В дальнейшем компания «Близзард» выпустила онлайн-версию «Варкрафта», появилась не менее известная игра «Дота», первая и - после - вторая часть. С выходом фильма интерес к вселенной значительно вырос. Серия книг «Варкрафт» стала подарком для людей, полюбивших этот мир благодаря кинокартине и желающих узнать о нём больше, не проходя все части игры. Только не все понимают, в каком порядке следует приступать к изучению литературы. Хронология книг «Варкрафт» до сих пор интересует не только новых, но и давних поклонников серии.

"Восхождение орды"

Начинать читать книги «Варкрафт» по порядку нужно именно с этого произведения. События разворачиваются до открытия врат. Несмотря на то что молодой, но подающий надежды вождь Тралл победил проклятие жутких демонов, веками изводившее орков, они вынуждены продолжать борьбу с тенями минувших событий. Объединённые в мощную боевую машину, именуемую Ордой, орки принимали участие в несчётном количестве сражений против главного врага — Альянса. Но жажда убийства и гнев, вынуждающие их крушить всё, что встречается на пути к цели, обернулись против них.

Много лет назад, когда в загадочном Дреноре царил мир и порядок, орки являлись благородным кланом, жившим в согласии с интересными и многочисленными соседями — дренеями. Однако Пылающий Легион выстроил свои собственные планы касательно обеих сторон конфликта. Кил’джеден, предводитель демонов, запустил ужасающий механизм событий, работа которого привела к практически полному вымиранию дренеев, а орков соединила в единую силу, жаждущую крови и разрушения.

"Последний страж"

Изучая вселенную «Варкрафт», книги, порядок чтения, можно наткнуться на данное произведение, являющееся вторым в серии. В мире, где жизнь каждого человека напрямую зависит от витиеватых потоков магии, очень непросто существовать. Не всегда можно с точностью разобраться в происходящих событиях: что есть правда, а что вымысел? Как отличить будущее от прошлого? Ища ответы на эти вопросы, молодой и талантливый Кадгар совершил путешествие к полной загадок башне, в которой живёт сильнейший из существующих магов, чтобы записаться к нему в ученики. Однако Медив - непростой человек. Ещё никто не смог узнать, что происходит у него на душе.


Чью сторону он принял: Тьмы или, быть может, Света? Пусть и не сразу, но любопытство и упорство молодого чародея помогли ему выяснить, что происходит с Медивом. Сущность мага нестабильна: он воплощает в себе обе стороны извечного конфликта. Кто одержит победу? Справедливый и сильный маг или лютый враг всего человеческого рода — Заргерас, предводитель Пылающего Легиона?

"Потоки тьмы"

Данное произведение должно заинтересовать всех изучающих «Варкрафт». Книги, порядок чтения их подсказывают, что эту часть нужно просматривать после «Последнего стража».


Смерть бесчестного предводителя орков Чернорука позволила Оргримму Молоту Рока стремительно прибрать к своим рукам власть над многочисленной Ордой. В его намерения входит завоевание оставшейся части Азерота, чтобы орки, пришедшие из умирающего Дренора, смогли полноправно называть этот мир новым домом. Лотар не смог спокойно смотреть на беды, учиняемые иноземцами, он собрал выживших людей и пересек вместе с ними Великое Море в надежде найти помощь в Лордероне. Где с помощью Теренаса он сможет собрать силу, способную противостоять Орде, — Альянс. Благородные эльфы, а также Тролли и Дварфы впутываются в вихрь событий, послуживших началом извечной борьбы двух великих фракций. Смогут ли силы Альянса одержать победу, или Орда завоюет весь Азерот?

Другие книги серии

Хронология книг «Варкрафт» куда шире, чем может показаться.

  • Четвёртой книгой в серии стало произведение «По ту сторону тёмного портала», повествующее о вторжении в погибающий мир — Дренор.
  • Далее следует «День дракона», в магазинах данную книгу можно найти под другим наименованием - «Месть орков».
  • «Повелитель кланов» — шестая книга в одноимённой серии, в полной мере расскрывает историю Тралла.


Это лишь малая часть вселенной «Варкрафт». Книги, порядок чтения которых очень важен для понимания фэнтезийного мира, есть в широком доступе.

Несколько правил для более комфортного чтения

Изучая вселенную «Варкрафт», книги, порядок чтения работ, можно столкнуться с увлекательными поворотами сюжета, переписывающими ход истории. Это не является ошибкой авторов. Также лучше всего читать произведения на языке оригинала, если есть соответствующие познания. Перевод от поклонников не всегда точен.

Кристи Голден

Варкрафт

Лунный свет омывал тронный зал Штормграда, отчего королевский трон из белого камня как будто лучился собственным сиянием, а золотые львы, сидящие у его подножья, превратились в серебряных бестий с мертвенным взглядом. Холодноватый молочный свет блистал на гранях развешенного по стенам оружия, а тени по углам, куда не дотягивались бледные пальцы луны, казались озерцами непроглядного мрака. В этом нездешнем сиянии человек с богатым воображением вполне мог представить, что декоративные доспехи, замершие, как часовые, были не столь уж пусты.

Торжество луны нарушал свет единственной лампы, отбрасывающей теплые, красноватые блики на решительное лицо мальчишки. Он держал в руках две вырезанных из дерева игрушки. Первая была солдатом, облаченным в разрисованную версию доспехов, темневших по всему безмолвному залу. Вторая – ссутулившейся тварью: зеленой, с кабаньими клыками и топором в половину роста ее деревянного противника.

По полу были разбросаны другие солдаты и монстры. Большая часть игрушечных чудищ все еще стояла. Большая часть солдат была повержена.

Когда открылась дверь, в комнате стало светлее. Мальчик обернулся, недовольный тем, что ему помешали, и окинул вошедшего быстрым сердитым взглядом, прежде чем вернуться к своей игре.

«Принц не прячется, – подумал мальчишка. – Он идет, куда пожелает, когда хочет побыть один. Это никакие не прятки».

Человек подошел к нему. В тусклом свете лампы его волосы не казались столь седыми, а шрам, рассекающий лицо от подбородка до глаза, – столь уродливым, как при дневном свете. Он опустил взгляд на сцену, разыгранную мальчиком.

– Как продвигается сражение?

«Как будто он не видит. Как будто не помнит».

Поначалу мальчишка молча глядел на маленькие зеленые фигурки, а потом сердито сказал:

– Каждый орк заслуживает смерти. Когда я стану королем, я буду как Лотар, и перебью их всех!

– Лотар – солдат, – без тени гнева ответил мужчина. – Он сражается, поскольку в этом состоит его долг. А вы будете королем. Ваш долг будет состоять в том, чтобы заключить справедливый мир. Разве вы не считаете, что с нас хватит войн?

Мальчик ничего не ответил. «Справедливый мир». «Хватит войн».

Невозможно.

– Я ненавижу их! – прокричал он.

– Я знаю, – спокойно ответил мужчина. То, что он не стал осуждать вспышку мальчика, слегка остудило его юного собеседника.

– Но война – не всегда верное решение. Вам следует понять, что не все орки – зло, даже если кажется именно так.

Мальчишка нахмурился и окинул мужчину скептическим взглядом. Кадгар был очень мудр, но то, о чем он говорил, казалось принцу невероятным.

– Вам известно, – продолжил Кадгар, – что орки пришли из другого мира, который очень далек от нашего.

Подняв руку, он пошевелил пальцами, и на его ладони возник красновато-оранжевый шар. Теперь мальчишка смотрел с интересом. Ему нравилось наблюдать, как Кадгар творит свое волшебство. Шар начал вращаться, окруженный потрескивающим зеленоватым ореолом энергии.

– Их мир умирал, – продолжил Кадгар. – Он был поглощен темной магией, известной как Скверна.

Глаза принца расширились, когда странное изумрудное мерцание начало поглощать коричневый, словно покрытый пылью мир.

– Орки вынуждены были бежать. Если бы они остались… то тоже погибли бы.

Принцу было вовсе не жаль орков и их умирающий мир. Он крепче стиснул в пальцах фигурку игрушечного орка.

– Значит, эти зеленые чудища вторглись в наш мир!

– Не все орки были зелеными, когда пришли в Азерот. Но вы об этом не знали.

Принц предпочел промолчать, чтобы не сознаваться в своем невежестве, но сейчас его охватило любопытство.

– Лишь те из них, кто был отравлен Скверной, – продолжил свой рассказ Кадгар. – Она изменила их. Но однажды мы встретили орка, сумевшего ей противостоять. Того, кому почти удалось навеки остановить войну. Его звали… Дуротаном.

* * *

В Воздушных Палатах не было нужды в окнах. Как и подразумевалось из названия, это были чертоги Воздуха – состоявшие из него и в нем располагавшиеся.

Чужаки могли изумляться этому зрелищу, восхищаться его красотой и одновременно ужасаться, и недоумевать, как Совет Шести мог заседать здесь, не беспокоясь о собственной безопасности. Но чужаки никогда не проникали сюда и не проникнут вовеки – сюда, в Аметистовую Цитадель Кирин-Тора.

Как и сама магия, зал предназначался лишь для самих магов.

Голубое небо и белые облака, служившие потолком и стенами, оттеняли золото и пурпур каменного пола. Кроме того, на полу был выложен символ – стилизованное, пристально глядящее око. Мальчик, ступивший в зал и сейчас стоявший в его центре, подумал, что сегодня этот символ особенно уместен.

Ему было одиннадцать. Не слишком высокого роста, с каштановыми волосами и глазами, менявшими цвет от синего до зеленого в зависимости от освещения. И все же именно на этом мальчике в белой тунике сейчас было сосредоточено внимание всех членов Совета Кирин-Тора.

Они стояли намного выше, на круговой платформе, и были облачены в фиолетовые мантии с вышитым символом – тем самым Оком, что глядело сейчас с пола. И члены Совета, и Очи, вышитые на их облачениях, смотрели на ребенка сверху вниз, как сам бы он мог свысока смотреть на насекомое. Однако мальчика не смущало их внимание. Скорее, он испытывал любопытство, и, заломив бровь, смело глядел на магов.

Один из членов Совета – высокий, тощий старик с бородой, белой, как сама магия, текущая по стенам этой башни, встретился с мальчиком взглядом и чуть заметно кивнул ему. Затем он заговорил, и его звучный голос властно разнесся по всему огромному залу.

– Существует теория, согласно которой каждая звезда в небе – это отдельный мир, – провозгласил архимаг Антонидас. – И каждый из этих миров населен собственными обитателями. Что скажет на это наш послушник?

Послушник не замедлил с ответом.

– Ни один мир не сравнится с Азеротом, – сказал он. – Красота Азерота, его жизненная мощь и изобилие уникальны.

– И кому же можно доверить заботу о подобном сокровище?

– Тому, кто может призвать силы магии для охраны нашего мира. Стражу.

– Понятно.

По тонким губам Антонидаса скользнул легчайший намек на улыбку. Послушник задался вопросом: не стоило ли сменить тон на чуть более смиренный? Но, будем честными, он заучил все это давным-давно.

– Все силы? – продолжил Антонидас.

– Нет, – быстро отозвался послушник. – Темные силы запретны. Темные силы – зеркало Скверны.

Он понял, что бубнит, как по писаному, и сильно прикусил губу. Будет плохо, если маги решат, что он не воспринимает прочитанное всерьез.

– Темные силы, – повторил он, на сей раз более торжественно, – извращают изначальные цели того, кто к ним прибегает.

– И какой же урок мы извлекаем из этого?

– Магия опасна, и ее не следует доверять тем, кто не прошел соответствующего обучения. Никакие расы – ни люди, ни дворфы, ни гномы, ни эльфы – никто, кроме посвященных Кирин-Тора, не должен использовать магию.

«Все это только для нас, – подумал послушник, наблюдая за тем, как поток серебристо-белой жидкости вьется вдоль стен и потолка Воздушного зала. – Не потому, что мы жадные, а потому, что знаем, как с этим обращаться».

Мальчик внимательно взглянул на Антонидаса и заметил, что плечи архимага расслабились. Они покончили с первой частью, и он нигде не напортачил. Хорошо.

Престарелый маг чуть улыбнулся, милостиво глядя на послушника.

– Мы чувствуем твою силу, Медив, – сказал он. – Мы восхищаемся твоей целеустремленностью и жаждой знаний. И мы испытываем и проверяем эти качества, насколько возможно – но, к сожалению, ответа на самый главный вопрос мы не получим, пока не будет уже слишком поздно.

Медив напрягся. Слишком поздно? О чем говорил Антонидас?

– Жизнь Стража требует таких жертв, каких ты себе и представить не можешь. Однако мы просим сейчас – тебя, мальчика – навеки принять на себя эту ношу.

«Ну вот, началось», – подумал Медив.

– Готов ли ты начать всестороннюю подготовку к тому дню, когда ты станешь владыкой Каражана?

– Готов, – без колебаний ответил послушник.

– Тогда докажи это!

Это существо было порождено тенями, недоступными магии Света. Из осколка тьмы оно быстро превратилось в материальное, черное, как ночь, искаженное нечто, возвышавшееся над мальчиком. Медив инстинктивно принял боевую стойку – реакция, которую в него вбивали так долго, что мальчик немедленно начал действовать, пускай его и застали врасплох. Тварь распахнула пасть, усаженную клыками длиной с предплечье Медива, и издала серию звуков, от которых у него свело живот. Пока существо нависало над ним, мальчик заметил, что у пришельца нет ни истинной глубины, ни четких очертаний, что делало его еще более пугающим. Это была тварь из кошмаров, и ее призрачные лапы венчали бритвенно-острые когти.

«Ни истинной глубины, ни четких очертаний».

Тварь не была реальной. Конечно же, она не была реальной! Медив решился окинуть зал быстрым взглядом – и вот, конечно же! Маг Финден что-то торопливо шептал в свою густую, кустистую белую бороду. Мальчик едва не ухмыльнулся.

Он поднял руку. В его ладони сгустился шар из светящейся белой энергии, и Медив швырнул его – прямиком в Финдена. Белый шар превратился в небольшой плоский прямоугольник, с такой силой прилипший ко рту Финдена, что старший маг покачнулся. Товарищи подхватили его, так что урон был нанесен разве что чрезмерно раздутой гордыне волшебника.

Призрачная тварь исчезла. Медив поднял взгляд на Антонидаса, позволив себе чуть заметную усмешку. Когда их взгляды встретились, в глазах архимага плясали веселые искорки.

– Это не совсем то, чего я ожидал, – признал архимаг, – но… достаточно эффективно.

Пол под ногами Медива зашевелился. Мальчик в испуге отскочил назад, изумленно глядя на то, как мозаичный зрачок Ока Кирин-Тора начал расширяться, словно настоящий. Медив зачарованно замер, когда из отверстия полился поток кипящей, пузырящейся воды – а затем громко ахнул, внезапно осознав, что принятая им поначалу заводу жидкость на самом деле была белым пламенем. Невероятно, но этот огонь пылал в водяных глубинах.

Вверху Антонидас пробормотал заклинание и, мягко спланировав с круговой платформы, встал рядом со своим учеником. Он улыбнулся – как показалось мальчику, с гордостью.

– Дай мне руку, Медив, – сказал Антонидас.

Мальчик молча подчинился, положив маленькую бледную ладошку на сухую, как бумага, ладонь своего наставника. Архимаг перевернул его руку ладонью вверх.

– Придет тот день, когда тебя призовут на службу.

Взгляд Медива метался между морщинистым, серьезным лицом Антонидаса и белым пламенем.

– Клятва, что ты приносишь, откована в Свете, – продолжал маг.

Одной рукой он все еще сжимал ладонь Медива, а другой, удивительно споро для своих лет, закатал белый рукав мальчика до локтя. Затем Антонидас мягко развернул послушника к пламени, горевшему в глубинах бассейна. Мальчик вздрогнул – неестественный, хотя и прекрасный белый огонь оказался горячее, чем он ожидал. Его взгляд упал на протянутую руку, и в желудке засосало – холодный комок перед лицом невозможного жара.

– Никто из магов не возвысится над тобой – ни один не будет тебе хозяином. Твоя ответственность будет абсолютной.

Антонидас отпустил руку Медива и начал подталкивать его вперед. Глаза мальчика расширились, дыхание убыстрилось. Что бы ни произошло, он знал, что это его не убьет. Члены Совета не станут его убивать.

Или станут?

Позволят ли они ему умереть, если решат, что он недостоин? Эта мысль никогда не приходила к нему прежде – однако сейчас холод внутри усилился, распространяясь по телу с каждым суматошным ударом сердца, бросая в дрожь, несмотря на то, что Медиву хотелось отвернуться от палящего магического огня. Инстинкт вопил, что надо выдернуть руку, но мальчика неумолимо подталкивали вперед. Попытавшись сглотнуть, когда рука оказалась совсем близко от мигающего огненного языка, мальчик обнаружил, что во рту пересохло.

Внезапно пламя метнулось вперед, обвив предплечье Медива смертельным объятием. Из глаз мальчика брызнули слезы, когда огонь выжег узор на его коже. Подавив крик, он отдернул руку. В ноздри ударил запах собственной жженой плоти. Медив уставился вниз, на еще недавно чистую кожу.

Оттуда на него смотрело все еще дымящееся Око Кирин-Тора. Он был принят. И заклеймен.

Руку все еще терзала боль, но благоговение изгнало ее прочь. Медив медленно поднял голову, глядя на мужчин и женщин, еще несколько мгновений назад решавших его судьбу. Сейчас все шестеро склонили головы в жесте принятия… и уважения.

«Никто из магов не возвысится над тобой – ни один не будет тебе хозяином».

Путешествие было долгим и трудным – труднее, чем Дуротан, сын Гарада, сына Дуркоша, мог ожидать.

Орочий клан Северного Волка был в числе последних, откликнувшихся на зов шамана Гул’дана. Хотя, согласно древним преданиям, члены клана Северного Волка некогда были кочевниками, в давние годы один вождь, преданный Хребту Ледяного Огня почти столь же сильно, как собственному клану, попросил у Духов разрешения остаться. Его мольбы были услышаны, и клан – гордый, неустрашимый перед лицом опасностей и независимый – оставался на севере почти столь же долго, сколь существует их хранитель, Гора Великого Отца.

Однако Гора Великого Отца раскололась, исторгнув на их деревню реки жидкого пламени, и клан Северного Волка вновь вынужден был начать кочевую жизнь. Они перемещались с места на место. И хотя клан переживал тяжелые времена, шаман Гул’дан – сутулый и зловещий, с кожей неестественно-зеленого цвета – был вынужден дважды просить их присоединиться к созданной им Орде, прежде чем Дуротан, не видя иного пути, ответил согласием.

Гул’дан дал своим союзникам, Северным Волкам, обещания, и Дуротан намеревался проследить за тем, чтобы шаман их исполнил. Дренор, их дом и обитель Духов Земли, Воздуха, Воды, Огня и Жизни, умирал. Однако Гул’дан заявил, что знает об ином мире, где гордый народ орков сможет преследовать жирную добычу, пить всласть чистую ледяную воду и жить так, как им и предназначено – гордой и полной жизнью. А не пресмыкаться в пыли, изможденными и отчаявшимися, пока родной мир орков иссыхал и погибал вокруг них.

Однако сейчас именно пыльные и изможденные Северные Волки преодолевали последние мили их изнурительного пути. Уже целую луну клан Дуротана шел с севера к этому безводному, знойному месту. Им не хватало воды, не говоря уже о пище. Некоторые умерли, не перенеся тягот похода на много лиг. Дуротан уже начал задумываться над тем, стоила ли конечная цель этих жертв. Вождь молился Духам, настолько ослабевшим, что они едва могли услышать его слова.

Всю дорогу Дуротан нес с собой оружие, унаследованное им после смерти отца. Первое звалось Громовой Удар – копье с выгравированными на нем рунами, оплетенное кожей. На деревянном древке виднелись зарубки, ведущие счет убитым. Горизонтальная черта означала отнятую жизнь зверя, вертикальная – жизнь орка. Хотя древко было все исчерчено горизонтальными зарубками, среди них имелось и несколько вертикальных.

Вторым оружием, которым сражался отец Дуротана, а прежде и отец его отца, Дуркош, был топор по имени Секач. Дуротан заботился о том, чтобы его лезвие оставалось острым, как в тот день, когда оружие вышло из горна, – и топор вполне оправдывал свое прозвание.

Дуротан шел пешком, предоставив больным и тем, кто слабее, ехать верхом на огромных белых волках севера, служивших клану и верховыми животными, и вечными спутниками. Рядом с ним шагал его заместитель, Оргрим Молот Рока. Массивное оружие, давшее имя роду Оргрима, висело за его широкими коричневыми плечами. Оргрим был одним из тех немногих, кто знал Дуротана как облупленного, и кому вождь готов был доверить не только собственную жизнь, но и жизнь своей супруги и будущего ребенка.

Драка, воительница, супруга и будущая мать, ехала на своем волке рядом с Дуротаном. Большую часть пути она, как и подобает, прошла рядом со своим супругом, но в конце концов Дуротан попросил ее сесть на волка.

– Если не ради себя или ребенка, то ради меня, – сказал он. – Я устал уже представлять, как ты падаешь в пыль.

Драка ухмыльнулась ему, изогнув губы над небольшими клыками. Ее темные глаза лучились весельем, которое он так любил.

– Ха, – ответила она, – я поеду, хотя бы и потому, что опасаюсь – ты свалишься сверху, пытаясь поднять меня.

Поначалу все были воодушевлены. Клан выстоял в бою с ужасным противником, Красными Ходоками – но еще они узнали, что им больше не стоит ждать помощи от ослабевших Духов.

Дуротан уверил свой клан, что они навсегда останутся Северными Волками, даже если присоединятся к остальным оркам Орды. Мысли о мясе, фруктах, воде, чистом воздухе – тех вещах, в которых они так остро нуждались – грели душу. Проблема, как понял Дуротан, заключалась в том, что клан – включая, по правде, его самого – отбыл с места последней стоянки, твердо веря, что все неприятности скоро останутся позади. Однако трудности путешествия отбили у них эту веру.

Дуротан оглянулся через плечо на своих соплеменников. Они плелись нога за ногу, а не бодро шагали, и так исхудали, что на них больно было смотреть.

Легкое прикосновение супружеской руки к его плечу заставило Дуротана вновь обернуться к Драке. Он улыбнулся ей натужной, усталой улыбкой.

– Выглядишь так, словно ехать верхом надо бы тебе, а не мне, – мягко сказала Драка.

– Наступит время, когда все мы сможем вдоволь наездиться, – ответил он, – когда у нас будет достаточно мяса, чтобы наши волки растянулись рядом с нами с набитыми брюхами.

Драка взглянула на свой живот, потом на его, и насмешливо прищурилась. Дуротан рассмеялся, и сам удивился этому – ведь вождю казалось, что он давно позабыл о том, что такое веселье. Драка всегда знала, как успокоить его – смехом, лаской или, время от времени, метким пинком, что вернуть его голову на плечи. А их ребенок…

Дуротан понимал, что именно в этом заключается истинная причина, заставившая его покинуть Хребет Ледяного Огня. Драка была единственной беременной среди Северных Волков. И, в конечном счете, Дуротан не мог найти оправданий тому, чтобы приводить дитя – любое орочье дитя – в мир, неспособный взрастить этого ребенка.

Дуротан протянул руку, чтобы прикоснуться к животу, послужившему предметом его шутки, и положил огромную коричневую пятерню на чрево супруги и крошечную жизнь внутри. В голове промелькнули слова, которые он сказал клану в вечер начала похода: «Что бы ни говорили заветы древних о наших прошлых деяниях, какие бы ритуалы нам ни полагалось исполнять, какие бы ни существовали правила и законы – есть лишь один нерушимый закон, одна традиция. И он гласит, что вождь обязан поступать так, как будет лучше для его клана».

Он почувствовал быстрый, но сильный толчок, и ухмыльнулся, радуясь тому, что ребенок, похоже, согласен с его решением.

– Он уже готов шагать рядом с тобой, – заметила Драка.

Прежде чем Дуротан успел ответить, кто-то позвал его:

Погладив напоследок жену, Дуротан обернулся к Курворшу – одному из разведчиков, отправленных им в передовой дозор. Большинство Северных Волков не стригли волосы, что было весьма разумно на их родном морозе. Однако Курворш, как и многие другие, с приходом на юг побрился налысо, оставив лишь одну длинную, заплетенную в косу прядь. Его волчица остановилась перед Дуротаном, вывесив язык от жары. Дуротан перекинул Курворшу бурдюк с водой.

– Сначала попей, а потом докладывай.

Разведчик сделал несколько жадных глотков, после чего вернул бурдюк вождю.

– Я видел цепочку каких-то построек на горизонте, – сказал он, чуть отдуваясь и стараясь восстановить дыхание. – Палаток, вроде наших. И их так много! Я видел дымы десятков… нет, сотен кухонных костров, и сторожевую башню, которую поставили, чтобы заметить нас на подходе.

– Гул’дан не соврал, когда сказал, что собрал всех орков Дренора.

С плеч Дуротана как будто упало тяжкое бремя, хотя вождь орков никогда бы не признал, что нес его с собой все эти дни. Он старался не думать о том, что Северные Волки могли опоздать, или что слова об огромном сборище были всего лишь преувеличением. Известия, принесенные Курворшем, намного больше успокоили усталого вождя, чем мог представить разведчик.

– Как далеко? – спросил он.

– Примерно в половине дневного перехода. Когда придем туда, у нас будет достаточно времени, чтобы разбить лагерь на ночь.

– Может, у них будет еда, – вклинился Оргрим. – Свежая добыча, поджаренная на вертеле. Копытни ведь не заходят так далеко на юг, а? Что же едят эти южане?

– Что бы это ни было, если оно свежее и поджарено на вертеле, не сомневаюсь, что ты это слопаешь, Оргрим, – ответил Дуротан. – Да и никто из наших бы не отказался. Однако не стоит ждать этого. Нам не стоит питать слишком большие надежды.

– Нас попросили присоединиться к Орде, и мы это сделали.

– Мы принесли с собой оружие, от копий до стрел и молотов, а также наши охотничьи умения и навыки выживания. Мы пришли, чтобы служить Орде, помочь всем стать сильнее и есть вдосталь. Мы – Северные Волки. Они будут рады тому, что мы пришли.

Ее глаза горели, а подбородок слегка приподнялся. Когда-то Драка стала Изгнанной – в те дни, когда была юна и слаба. Однако она вернулась, превратившись в одну из самых свирепых воительниц, встречавшихся Дуротану, и принесла Северным Волкам знания о других культурах и других путях. Сейчас, без сомнения, эти знания приобрели еще большую ценность.

– Моя супруга права, – сказал Дуротан.

Он шагнул к Драке, чтобы подсадить ее обратно на спину Льда, но супруга вскинула руку – «нет».

– Да, она права, – с легкой улыбкой согласилась Драка, – и она войдет в этот лагерь Орды рядом со своим вождем и супругом.

Дуротан обратил взор к югу. Небо уже долго было беспощадно ясным, без малейшего признака дождя. Но сейчас вождь заметил серое облачное пятно. Пока он смотрел, сгущающуюся тучу внезапно осветил зигзаг молнии, мерцавший зловещим зеленым светом.

* * *

Куворш хорошо рассчитал их скорость. Солнце уже спускалось к горизонту, когда они прибыли в стойбище – однако оставалось еще достаточно времени, чтобы клан успел состряпать ужин и поставить палатки.

Звук такого множества голосов был непривычен Дуротану, а от обилия незнакомого и нового кружилась голова. Вождь обвел взглядом большие круглые палатки, похожие на те, что он делил с Дракой, а затем обратил внимание на поле, огороженное веревками, чтобы дети из разных кланов смогли играть вместе. Он впитал все звуки и запахи: разговоры, смех, резкие ноты лок’ваднода, бой барабанов – такого множества, что земля дрожала под ногами Дуротана. Его ноздри щекотали запахи костров, пекущихся лепешек и жарящегося на огне мяса, кипящего рагу и сильный, но не вызывающий отвращения мускусный аромат волчьей шерсти и собравшихся орков.

Курворш не преувеличивал: скорее, он не воздал должного этому, на первый взгляд бесконечному, пространству, заполненному кожаными и деревянными сооружениями. Дуротан знал, что Северные Волки относились к самым малочисленным кланам. Но на мгновение он был так ошеломлен, что утратил дар речи. И все же слова, наконец, пришли.

– Такое множество кланов в одном месте, Оргрим. Смеющийся Череп, Черная Гора, Песнь Войны… их всех призвали.

– Это будет могучая боевая дружина, – сказал его заместитель. – Только не знаю, с кем нам осталось сражаться.

– Северные Волки.

Голос был ровным, почти скучливым. Обернувшись на его звук, Дуротан и Оргрим увидели двух высоких, плотно сложенных орков, шагавших к ним. Эти двое были необычайно крупными и мускулистыми, учитывая, что их мир умирал, а множеству орков не хватало пищи. В отличие от Северных Волков, у которых почти не водилось кольчуг и пластинчатой брони – племя в основном полагалось на доспехи из утыканной шипами кожи, – эти орки были облачены в нетронутые, начищенные пластины брони, защищавшей их плечи и даже грудь. В руках они сжимали копья и двигались согласованно и целеустремленно.

Однако в глаза Дуротану бросились не их пышущие здоровьем мускулистые тела и даже не блестящие новенькие доспехи.

– Ну как же, волчонок Севера, – ответил он. – Чернорук – вождь Орды.

– Ты лжешь! – рявкнул Дуротан. – Вождь Орды – Гул’дан!

– Это Гул’дан привел нас всех сюда, – согласился второй орк. – И это он знает, как доставить нас в новые земли. Однако он выбрал Чернорука, чтобы возглавлять Орду в сражении, и мы восторжествовали над своими врагами.

Оргрим и Дуротан переглянулись. Рассказывая об этой «новой земле» Гараду, отцу Дуротана, и ему самому, Гул’дан ни разу не упомянул о сражениях. Дуротан был орком. И более того, он был вождем клана Северного Волка. Он готов был сразиться с тем, с кем потребуется, чтобы обеспечить счастливое будущее своему народу и своему нерожденному ребенку. Но то, что Гул’дан не нашел нужным упомянуть об этом, встревожило его.

Они с Оргримом были друзьями с самого детства, и почти читали мысли друг друга. Оба орка придержали языки.

– Это Чернорук оставил указания на тот случай, если вы придете, – заявил первый орк, сопроводив свои слова ухмылкой, – если вам хватило бы храбрости покинуть Хребет Ледяного Огня.

– Нашего дома больше нет, – прямо сказал Дуротан. – Так же, как и вашего, к какому бы клану ты ни принадлежал.

– Мы из клана Черной Горы, – ответил второй орк, раздуваясь от гордости. – Чернорук был нашим вождем, прежде чем Гул’дан решил, что он достоин чести возглавить всю Орду. Ступай с нами, Северный Волк. Оставь здесь свою женщину. Только воины допускаются туда, куда мы идем.

Дуротан нахмурился и уже готов был на язвительный ответ, когда раздался обманчиво спокойный голос Драки.

– Сердце мое, иди со своим заместителем на встречу с Черноруком, – сказала она. – Клан будет ждать твоего возвращения.

И она улыбнулась.

Драка знала, когда стоит ответить на вызов. Она была воином не в меньшей степени, чем ее супруг, но понимала, что в ее теперешнем положении от нее попросту отмахнутся те, кто, кажется, жаждал ссоры больше, чем пищи для своих соплеменников.

– Тогда найди нам площадку для лагеря, – сказал Дуротан. – А я встречусь с этим Черноруком из клана Черной Горы.

РИЧАРД А. КНААК

МЕСТЬ ОРКОВ

Аннотация

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Именно такое задание получил колдун по имени Ронин и в сопровождении эльфийского рейнджера Верисы отправился в логово страшных орков. Мир давно воюет с этими мерзкими тварями, но остатки армии орков продолжают опустошать земли и убивать мирных жителей. Орков мало, но они приносят много бед, ведь когда-то им с помощью магии удалось захватить в плен Королеву Драконов и ее верных консортов. Молодые драконы, родившиеся в пещере Хаз Модн, стали неотъемлемой частью армии орков, и противостоять им не может никто.
Спасти королевства Альянса от порабощения может только смельчак, согласившийся вызволить из плена Королеву Драконов.

Вот уже второй час он стоял, погруженный в свои мысли, опустив голову и закрыв глаза. Его окружал полумрак. Да и смотреть, в сущности, было не на что - рядом стоял стул, а за спиной на каменной стене висел фиолетовый гобелен с вышитым по центру всевидящим золотым глазом, а под ним три воткнутых в землю золотых кинжала. Флаг и символы Даларана охранялись Альянсом на протяжении всей войны, даже несмотря на то, что далеко не все члены Кирин Тора достойно исполняли свой долг.
- Ронин… - послышался из ниоткуда приглушенный голос.