Выразительные средства три пальмы. Анализ Стихотворения «Три пальмы

Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьева С.Н.

2013 Класс: 6

Предмет: Русская литература

Учебник: « Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Тема урока: Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.

2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература: Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ход урока

I . Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своей деревни: березовые рощи, земляничные поляны, цветущие яблоневые сады.

Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Вы любите природу своего края?

II. Актуализация знаний.

- «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» - так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?

(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства. «Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»

III . Создание проблемной ситуации:

Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.

Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»

III. Постановка учебной задачи.

Какие цели поставим?

В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;

выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;

оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;

выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

IV . Открытие новых знаний.

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении

(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

Каков жанр стихотворения?

Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой

V . Самостоятельная работа . Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:

1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)

2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)

3 –описание каравана (4,5,6 строфы)

4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)

5 – гибель пальм (8 строфа)

6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)

VI . Продолжение анализа.

Почему стали роптать на Бога три пальмы?

Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.

Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.

Как изображены пальмы?

Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу

С какой целью употреблена аллитерация?

Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев

Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерть усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Определить стихотворный размер. Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.

VII . Знакомство с планом анализа лирического произведения.

(раздаточный материал)

    Творческая история.

    Тема и идея.

    Композиция и внутренний сюжет (если есть).

    Лирический герой и система образов.

    Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

    Жанр.

    Особенности ритмики, размера, рифмы.

    Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

VIII . Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

Тропы

Олицетворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Столбом кружился песок, как в море челнок

Стали на Бога роптать, приветствуют караван

Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой

Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим

Фонетика

Аллитерация

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал

И п али б ез жизни п итомцы столетий

Морфология

Синтаксис

Обратный порядок слов

Пепел седой,

Жанр стихотворения

Баллада

Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другую. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

IX . Выводы по стихотворению.

Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?

(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).

В чем философский смысл стихотворения?

(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)

X . Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

XI . Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.

Приложение.

Анализ стихотворения

Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.

Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Еще не склонялся под кущей зелёной…

Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне - появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно.
Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками. Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню. И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.

Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.

В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков », махровой главою ». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.

Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.

Метафоры в стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.

Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».

Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.

Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.

Написал Лермонтов «Три пальмы» в 1838 году. Прибегнув к жанру сказания, поэт размышляет на многие философские темы. Это не просто грустная восточная сказка, а дума о человеческой жизни, предназначении личности, об отношениях человека с Богом. Природа пустыни помогает поэту раскрыть все эти мотивы.

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Тема стихотворения "Три пальмы"

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу - тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Человек и природа в "Трех пальмах"

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев - «тела», листья - «одежда», «пали без жизни» - так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» - размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов - три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Христианская символика в стихотворении

Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага - так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен - нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, - это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей - дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм - это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, - нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета - они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые - они волнуют человечество испокон веков.

Средства художественной выразительности

Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:


Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.

Стихотворение «Три пальмы».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в жур­нале «Отечественные записки». Тематически произведение свя­зано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над моги­лою коня» В.А. Жуковского, «Подражания Корану» А.С. Пуш­кина. Однако произведение Лермонтова в определенной степени полемично по отношению к творениям его предше­ственников.

Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа. Стиль его – романтический, жанр обо­значен самим автором в подзаголовке – «восточное сказание». Исследователи отмечали также черты жанра баллады в этом про­изведении – драматизм сюжета при общем лаконизме стиля, небольшой объем стихотворения, наличие пейзажа в зачине и в концовке, лиризм и музыкальность произведения, наличие тра­гически неразрешимого.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть – это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листь­ями, студеный ручей. Вторая часть включает в себя завязку, раз­витие сюжета, кульминацию и развязку. «Гордые пальмы» не­довольны своей участью, они стали роптать на Бога и собствен­ную судьбу:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Однако роптать на судьбу, по мысли поэта, нельзя. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Природа предстает здесь доброй и гостеприимной по отношению к людям:

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев, они демонстрируют свое утилитарное, прагматичное отношение к природе:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Поэт здесь воспринимает природу как живое существо. Кар­тина гибели пальм страшна, ужасна. Мир природы и мир циви­лизации трагически противопоставлены у Лермонтова. Третья часть стихотворения резко контрастирует с первой:

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и тре­тья части в которой антитетичны.

Стихотворение имеет разнообразные трактовки в литерату­роведении. Общепринятым является анализ произведения как аллегорической философской притчи, смыслом которой явля­ется расплата человека за ропот на Бога, на собственную судьбу. Цена этой гордыни, по мысли Лермонтова, – собственная душа.

Другая трактовка связывает образ трех прекрасных пальм с мотивом загубленной красоты. Та же тематика присутствует у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор», в балладе «Морская царевна». По мысли поэта, красота в «Трех пальмах» погублена именно потому, что стремилась соединиться с пользой. Однако это в принципе невозможно, недостижимо.

Также исследователи отмечали религиозно-христианскую символику данного стихотворения. Так, безмятежный, идилли­ческий пейзаж в начале стихотворения напоминает нам о рай­ском саде Эдеме (согласно легенде, он находился на месте ара­вийской пустыни). Ропот пальм на собственную участь – не что иное, как грех. Расплата за грех – хаос, внесенный в мир покоя и гармонии. Соприкосновение трех прекрасных пальм с людьми – это проникновение нечистой силы, бесов во внут­ренний мир человека, который заканчивается гибелью его души.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной вырази­тельности: эпитеты («три гордые пальмы», «роскошные лис­тья», «звучный ручей»), олицетворение («Приветствуют паль­мы нежданных гостей»), анафору и сравнение («И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой,

И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в бес­порядке»).

Стихотворение «Три пальмы» вызвало восхищенную оценку В.Г. Белинского. Эти стихи, по замечанию критика, «дышат зной­ною природою Востока, переносят нас на песчаные пустыни Аравии, на ее цветущие оазисы… Пластицизм и реальность об­разов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сли­вают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь еще и осязать ее».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения три пальмы
  • три пальмы анализ
  • сочинение три пальмы

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: «ТРИ ПАЛЬМЫ». АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ.

ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ КРАСОТЫ

Цели урока:

    образовательные: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить ее художественное своеобразие, расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии; развивающие: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

    воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) лирического произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность), объяснительно-иллюстративный (выразительное чтение).

Планируемые результаты:

Знать определение баллады, уметь почувствовать настроение стихотворения.

Оборудование: презентация, слайд-фильм.

Ход урока:

    Организационный момент (позитивный настрой на работу)

    Проверка домашнего задания

Стихотворение «Парус» наизусть, анализ стихотворения.

Актуализация изученного

Что такое БАЛЛАДА как литературный жанр?

Какие баллады вы уже изучали? Перечислите название и авторов текстов.

    Определение темы и цели урока

На прошлом уроке мы начали разговор о лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и определим тему урока. А цель?

    Чтение баллады «Три пальмы» учителем (просмотр слайд-фильма с актёрским чтением стихотворения)

    Словарная работа

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

    Усвоение новых знаний, расширение и углубление имеющихся. Беседа по вопросам

Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок? (Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне).

Такое стихотворение, написанное на легендарную или истерическую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Давайте запишем:

БАЛЛАДА - ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Давайте обратимся к сюжету баллады и проследим его развитие. Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили? Какие?

Составим план:

    описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм,

    упрёки пальм небу,

    описание каравана,

    приветливая встреча усталых путников,

    гибель пальм,

    описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

Часть плана

О чём мечтали пальмы до прихода каравана? (Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?)

Почему стали роптать на Бога три пальмы? (Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника). Найдите строчки, доказывающие это утверждение (« На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»)

Как отнеслись пальмы к приходу гостей?

Как поступили люди с пальмами?

Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного).

Только ли о пальмах идет речь в этом произведении? (Деревья напоминают людей, но словно заколдованных – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём»).

Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) Какую роль играет в стихотворении олицетворение? (Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).

Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям.

Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

« По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!»

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Запишем:

АЛЛИТЕРАЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ИЛИ ОДНОРОДНЫХ СОГЛАСНЫХ В СТИХЕ, ПРИДАЮЩЕЕ ЕМУ ОСОБУЮ ЗВУКОВУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев).

Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу). Как называется этот художественный прием? (Антитеза помогает острее почувствовать печаль о разорении прекрасного уголка земли. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным).

    Подведение итогов урока

Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства. Поэт противопоставляет красоту и благополучие оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.

Рефлексия (синквейн)

Пальмы

Гордые, зелёные

Роптать, важничать, умереть

Олицетворение поверженной красоты

Эгоцентричность

    Домашнее задание.

С.183-185, задание №3 выполнить в тетради, проинтонировать стихи, определить стихотворный размер.

Список использованной литературы:

    Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012

    Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002

    Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров,
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По пле́чам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их со́рвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом.
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.