Военный институт (военно-морской политехнический) вунц вмф «военно-морская академия. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Нии попова

04.2012

Военная школа им. имп. Александра II -

Военно-морской институт радиоэлектроники им. А. С. Попова

Петергоф, Разводная ул., 15

1914 - арх. Ильин Л. А.

Военная школа им. имп. Александра II (1914-1917)

Александровкий детский дом (1917-1921)

Детский дом им. Третьего Интернационала (1921-1924)

46-й истребительный отряд авиации Балтийского флота (1924-..)

Училище связи Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии (1947)

Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (1953)

... им. А. С. Попова (1955)

Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С.Попова (1960)

Военно-морской институ радиоэлектроники им. А. С. Попова (1998-н.в.)

После ВОв комплекс зданий был отремонтирован и в 1947 г. передан Военно-морского института радиоэлектроники. Высшее военно-морское училище ведет свою историю от училища связи Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии, которое было создано в 1933 г. на базе школы связи при Высшем военно-морском училище им. Ф. Э. Дзержинского. В 1953 г. на базе радиотехнического факультета училища связи было создано самостоятельное Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище. В 1955 г. присвоено имя А. С. Попова. В 1960 г. в результате объединения с училищем связи было создано Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова (ВВМУРЭ). С 1998 г. ВВМУРЭ переименовано в Военно-морской институ радиоэлектроники им. А. С. Попова.

До революции в Петергофе постоянно квартировало 4 полка. В Новом Петергофе - лейб-гвардии Уланский полк и 148-й пехотный Каспийский полки, в Старом Петергофе - лейб-гвардии Конно-Гренадерский и Драгунский полки. С 1907 г. Александрия охранялась собственным ЕИВ сводным пехотным полком.

В 1914 г. в Петергофе на Разводной ул. по проекту арх. Л. А. Ильина было возведено здание Военной школы им. имп. Александра II. Здание выстроено в стиле архитектуры петровской эпохи. В школу принимались сыновья георгиевских кавалеров, а также сыновья раненных прапорщиков и унтер-офицеров, состоящие под покровительством Александровского комитета.

Школа открылась в декабре 1914 г., первый набор - 120 мальчиков. Первым (и единственным) начальником школы стал генерал-майор П. Р. Сумельев. Со дня открытия школу взяла под свое покровительство вдовствующая имп. Мария Фёдоровна.

Школа имела свою электростанцию, баню, мастерские, домовую церковь. В отдельных здания находились лазарет, конюшня, каретная, коровник. На территории парка была роща, в ней два пруда для плавания, рядом учебная метеостанция, спортивная площадка.

В боковых флигелях школы находились кабинеты физики, химии, биологии, классные комнаты, столовая, спальни воспитанников, квартиры воспитателей и учителей, душевые. В центральном здании находились кабинет и квартира начальника школы, домовая церковь, медицинский кабинет, кухня и продовольственный склад. В галереях, соединяющих центральное здание с флигелями, были музыкальные классы, гостиные для отдыха, библиотеки, спортивные залы, летом здесь устраивались живые уголки.

Перед центральным здание до 1918 г. на огромном гранитном валуне стоял чугунный бюст имп. Александра II.

К югу от рощи Военной школы и до самой железной дороги простиралось огромное поле, к которому примыкало городское военное стрельбище (Учебное поле). Здесь проводились и стрельбы и народные гуляния. В 1914 г. на поле разместился военный аэродром истребительного отряда авиационной бригады Балтийского флота.

Петродворец (до 1944 г. — Петергоф) — один из красивейших пригородов Санкт-Петербурга — традиционно для городов России XVII—ХIХ веков впитал в себя светскую и военную жизнь, великолепные убранства парадной резиденции российских императоров и строгий быт казарм квартировавших здесь когда-то войск лейб-гвардии Уланского Её Величества Александры Фёдоровны полка, 148-го пехотного Каспийского полка, лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка и Драгунского полка. И многое, что связано с доблестной историей российской армии и флота в Петродворце, окутано таким же великолепием.

Появление Петродворца было связано с началом строительства укреплений первой русской морской крепости на Балтике, форта Кроншлот, и военного порта Кронштадт, что зачастую требовало личного присутствия Петра I. Наиболее удобным и быстрым путём для переправы на остров Кот- лин была дорога по южному берегу Финского залива, где возник ряд постоялых ("заезжих") дворов. Местом царского постоялого "Петрова двора" стали две деревянные светлицы рядом с небольшой пристанью. Современный грандиозный дворцово-парковый фонтанный ансамбль изначально строился по планам Петра I с идеей прославления в аллегорической форме русского оружия, победы России над Швецией в Великой Северной войне 1700—1721 гг. что, безусловно, тешило самого государя и служило "лёгким предостережением" для приглашаемых на балтийские берега в царскую резиденцию иностранных дипломатов.

Здание бокового фасада Адмиралтейства, где в 1932—1934 гг. размещалась Школа связи Морских сил РККА и Училище связи ВМС РККА (Фото Р.Мазелева, 1956 г.).


Сегодня в Петродворце на улице Разводной, где когда-то бравые уланы, гренадёры и драгуны разводили свои караулы, разместились корпуса Военно-морского института радиоалектроники (ВМИРЭ) им. А.С.Попова — единственного сегодня специального учебного заведения, деятельность которого целиком подчинена подготовке специалистов по радиоэлектронике для Российского флота.

История института тесно связана с историей радио. Мало кто сегодня осознаёт тот очевидный факт, что после изобретения колеса радио является величайшим достижением, позволившим человечеству покорить пространство и время. Изобретение преподавателя Минного офицерского класса Александра Степановича Попова (1859—1906) прочно вошло в быт, дало начало многим отраслям науки и техники и стало основой научно-технического прогресса, в том числе и в военном деле. Действительно, невозможно представить современный военно-морской флот без сложнейших космических и стационарных систем сверхдальней радио- и телевизионной связи, радиолокации и гидроакустики, радионавигации, систем управления оружием и электронно-вычислительных машин. Радиотехнические средства расширили боевые возможности в управлении как соединениями и объединениями ВМФ. так и отдельными кораблями и подразделениями. При этом не подлежит сомнению, что каждый специалист, способный квалифицированно обслуживать, часто в непростых боевых условиях, сверхсовременную военную технику, должен быть самостоятельно мыслящим инженером, а не придатком радиоэлектронных средств.

Начало подготовки командных кадров — специалистов по связи для флота России относится к 1900 г., когда А.С.Попов по указанию Главного Морского штаба начал читать в Минном офицерском классе в Кронштадте двухнедельный курс и вести практические занятия по радиотелеграфии. К этому времени проводимые на кораблях Балтийского флота под руководством А.С.Попова опыты заложили прочные основы ряда важнейших направлений современной науки и техники: радиолокации, радионавигации, радиоастрономии, радиоэлектронной борьбы и т.д. "Беспроволочный телеграф" впервые в истории нашёл своё практическое применение во время спасательной операции по снятию севшего в 1899 г. на камни у острова Гогланд броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и спасения в 1900 г. ледоколом «Ермак» унесённых на льдине в море рыбаков. Однако первое самостоятельное военно-морское учебное заведение по подготовке командных кадров связистов появилось в стране только через 30 лет.

Русско-японская война 1904—1905 гг. показала, что одной из причин поражения русского флота явилось отсутствие полноценной организации боевого управления. С учетом этого в 1909 г. рядом приказов по морскому ведомству были утверждены основополагающие документы, введены единое руководство и штаты радиоспециалистов Службы связи. способной эффективно обеспечивать управление силами флота. Впоследствии это нашло своё подтверждение в годы Первой мировой войны. С 1912 г. в Николаевской Морской академии в Санкт-Петербурге стали читать курс "Телеграфирование без проводов".

Начало целенаправленной подготовки командного состава специалистов связи после революций 1917 г. было возобновлено уже на следующий год, с созданием радиотелеграфного отдела (факультета) на четырёхмесячных Курсах командного состава флота в Петрограде (бывший Морской корпус). Однако в годы Гражданской войны и интервенции подготовка радиотехнических специалистов всех уровней была практически свернута. Только летом 1922 г. Курсы командного состава произвели первый выпуск красных командиров флота, а осенью радиотелеграфный отдел перевели в восстановленное Военно-морское инженерное училище (ныне Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт). В дальнейшем Военно-морское инженерное училище в течение нескольких лет продолжало готовить инженеров-электриков с дипломными проектами по радиотехнике.

Командиры-связисты из числа выпускников командных училищ и других учебных заведений проходили подготовку также в классе связи Специальных курсов командного состава ВМС (ныне Высшие специальные офицерские классы). Кроме того, в 1930 г для подготовки инженеров-связистов на факультете оружия Военно-морской академии был сформирован отдел связи. Однако со временем стала очевидной необходимость самостоятельного учебного заведения по подготовке командиров-связистов. Первым идею создания подобного учебного заведения высказал в середине 1920-х гг. Имант Георгиевич Фрейман (1890—1929) — прямой последователь А.С.Попова в создании антенных устройств, основатель школы радиотехники, профессор Военно-морской академии и Ленинградского электротехнического института им. В.И.Ульянова (Ленина).

Индустриализация страны в 1920—1930-е гг. позволила отечественной промышленности приступить к возрождению и строительству на новом техническом уровне военно-морского флота, структуры которого были разрушены Первой мировой и Гражданской войнами, а половина корабельного состава — уничтожена. В таких условиях 17 мая 1932 г. Революционный Военный Совет СССР принял постановление "О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений". Этим решением высшее военное руководство определило начало формирования в Ленинграде при ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского Школы связи ВМС РККА для подготовки "начальствующего состава связи". Школе передали все помещения третьего этажа восточного крыла здания Главного Адмиралтейства — от башни Адмиралтейства до Дворцового проезда и бокового фасада.

Уже в июне 1932 г. Школа связи ВМС РККА приняла первых курсантов, которых распределили по четырём специальным учебным отделениям (группам): радиотехническое (25 человек), телемеханическое (40 человек), гидроакустическое (10 человек) и отделение проволочной связи (27 человек). А всего на 1-й курс при штате в 100 курсантов было набрано 109 человек.

7 июля 1932 г. начальником Школы связи назначили военного моряка Христиана Мартыновича Мурниэка (1887—1942), имевшего незаурядные организаторские способности и богатый практический опыт службы в подразделениях связи ВМФ.

25 февраля 1933 г. начальник ВМС РККА флагман флота 2 ранга В.М.Орлов подписал директиву №358822/с, согласно которой существовавшие ранее в Школе связи четыре специальных учебных отделения "с целью готовить полноценного командира-связиста" были сведены в одно командное. Срок обучения увеличивался до 3,5 лет с началом обучения 1 октября и выпуском 1 апреля.

29 марта 1933 г. приказом №43, который подписал начальник ВМС РККА, Школа связи была преобразована в самостоятельное учебное заведение — Училище связи ВМС РККА. Эта дата считается днём основания и днём годового праздника современного Военно-морского института радиоэлектроники. Решение установить годовой праздник учебного заведения именно 29 марта было закреплено приказом народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова №69 от 23 апреля 1937 г., и позднее дважды — в 1962 п и в 1982 г. — подтверждалось соответствующими приказами главнокомандующего ВМФ.

Первый выпуск командиров-связистов Училища связи ВМС РККА. Окружной Дом командиров РККА и РККФ. Ленинград, 1936 г.


В июне — сентябре 1933 г. завершившие первый год обучения курсанты прошли практику на линейном корабле «Октябрьская революция» и в Кронштадтском районе Службы наблюдения и связи Морских сил Балтийского моря. 1 октября 1933 г. 87 курсантов, "сдавших полностью зачёты и испытания по 1-му теоретическому курсу и летней практике", были переведены на 2-й курс обучения. К этому времени, в два этапа — весной и осенью — в училище прошёл набор курсантов на 1-й курс. Кандидаты в курсанты прибывали уже к новому месту расположения Училища связи, которому в сентябре 1933 г. предоставили отдельное здание в квартале Адмиралтейства — в торце Азовского переулка (ныне Черноморский переулок, д. 4).
С 1 октября 1933 г. в соответствии с директивой Штаба РККА №4/31861/сс от 3 октября 1933 г. в Училище связи ВМС РККА введён новый штат, по которому число курсантов увеличивалось до 150 человек, а число преподавателей учебных дисциплин — до десяти. В соответствии с ранее принятым решением о подготовке связистов командного профиля, с нового 1933/1934 учебного года в училище открыли военно-морской цикл, который возглавил Е.С.Белецкий, и стали преподавать тактику ВМФ, военно-морскую историю, боевые средства флота, а также штурманское и морское дело, службу штабов и стрелковое оружие.

В период с 19 по 28 января 1934 г. в Училище связи прошла первая зачётная сессия, во время которой первокурсники сдавали электротехнику, техническую механику, математику, физику, военную сухопутную тактику и историю народов СССР. Курсанты второго курса также отчитывались по знанию математики, военной сухопутной тактики, истории народов СССР и сдавали зачёты по технологии электрических материалов, проволочной связи и теории переменного тока (в дисциплине "Электротехника").

В сентябре 1934 г. Училище связи, теснившееся до этого в Главном Адмиралтействе, переехало в здание краснофлотских казарм (бывш. Гвардейского флотского экипажа) на Екатерингофском проспекте 22 (ныне канал Грибоедова, д. 133) и, наконец, смогло полностью развернуть свою учебно-лабораторную базу.

Подготовка к государственным экзаменам по радиотехнике, 1936 г. Курсанты И.Н.Жи- гула, впоследствии — начальник связи СФ (1947—1948), заместитель начальника управления НИИ В МФ (1961—1964), капитан 1 ранга; Г.Г.Толстолуцкий — начальник связи СФ (1949-1952), начальник связи В М Ф (1955—1975), лауреат Государственной премии (1975), вице-адмирал; Б.НЛамм — заместитель председателя Постоянной комиссии приёмки кораблей (1965—1973), контрадмирал; В.Ф.Иванов — капитан 1 ранга.


5 ноября 1936 г. училище произвело свой первый выпуск: 72 морских связиста, из которых лейтенанты В.И.Волков и Г.Г.Толстолуцкий. впоследствии ставшие адмиралами, завершили обучение с отличием. На торжествах по случаю выпуска в Ленинградском доме Красной Армии, где собрали всех выпускников военно-морских училищ,

Среди выпускников 1944—1945 гг. контр-адмирал А.В.Петерсон — доцент, первый заместитель начальника штаба СФ (1972—1976), заместитель начальника 6-х ВСОК ВМФ по учебной и научной работе (1976—1986); контр-адмирал Д.С.Сигал — кандидат военно-морских наук, доцент, начальник связи БФ (1967—1977), начальник факультета радиоэлектроники ВМА (1977—1981); контр-адмирал Н.М.Ларин — начальник Радиотехнической службы ТОФ, а затем заместитель начальника одного из управлений ВМФ (1981); капитан 1 ранга М.П.Мирошниченко — кандидат технических наук, доцент, возглавлявший в течение 17 лет (1965—1982) одну из кафедр ВВМУРЭ им. А.С.Попова.

22 января 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество ВМУБО им. ЛКСМУ было награждено орденом Красного Знамени.

По решению наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова за №0190 от 15 сентября 1945 г. "О перебазировании Краснознамённого училища БО ВМФ в г. Ригу и формировании Училища связи ВМФ и Технического минно-артиллерийского училища ВМФ" на основе отдела связи КВМУБО им. ЛКСМУ было возрождено самостоятельное учебное заведение по подготовке офицеров-связистов. Ныне это Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С.Попова, который до сентября 1998 г. именовался Высшим военно-морским училищем радиоэлектроники им. А.С.Попова.

Изначально планировалось разместить Училище связи ВМФ в одном из красивейших пригородов Ленинграда — Петродворце, для чего учебному заведению передали комплекс зданий бывшей Военной школы им. императора Александра П, построенный в 1914 г. по проекту петербургского архитектора Л.А.Ильина (1880—1942). Однако из-за минной опасности и больших разрушений переданных зданий, пока их не восстановили военнопленные немцы, в течение трех лет (1945—1947) училище полностью размещалось в Ораниенбауме (Ломоносове). Здесь под учебный корпус временно приспособили старшинский корпус аварийно-спасательного отряда на углу Петровского переулка и проспекта Свердлова (ныне Михайловская ул., д. 14; сейчас здание надстроено на один этаж и входит в комплекс зданий 51-го ЦКТИ судоремонта ВМФ). Под жилой корпус была предоставлена часть Иликовс- кой казармы, примыкавшей к базовому матросскому клубу, по проспекту Володарского, д.1 (ныне Сойкинский пр.; сейчас это здание занимает 135-я поликлиника ВМФ).

Через всю страну 26 суток эшелон из 35 вагонов "теплушек" вёз курсантов, офицеров, их семьи с нехитрым скарбом, а также учебно-материальную часть кабинетов и лабораторий. Занятия в воссозданном училище начались уже 15 января 1946 г., на пятые сутки после прибытия. В соответствии с решением командования флота Училище связи ВМФ стало готовить офицеров "по единому профилю для занятия должностей командиров взводов связи и начальников станций связи...". Училище возглавил генерал-майор береговой службы Михаил Андреевич Зернов (1897—1972), руководивший в 1938—1945 гг. связью КБФ.


В воссозданном учебном заведении к обучению и воспитанию курсантов были привлечены не только офицеры и преподаватели, прибывшие в Петродворец из Владивостока или Севастополя, но и те, кто раньше преподавал в Ленинграде в расформированном Училище связи: инженер-майор Л.Г.Пархомов, подполковник П.А.Затонский, инженер-капитан 1 ранга В.А.Положинцев и другие.

1 июля 1946 г. начальник военно-морских учебных заведений вице-адмирал Г.А.Степанов, прибывший в Ораниенбаум, вручил училищу Боевое знамя, а также ордена и медали, заслуженные офицерами за годы войны. Таким образом, училище связи стало полноправной воинской частью. Первым знаменосцем училища стал курсант 3-го курса Н.К.Агафонов, а ассистентами — курсанты П.А.Алексеев и А.П.Рещиков.

Боевое знамя Училищу связи ВМФ вручает начальник ВМУЗ вице-адмирал Г.А.Степанов. Слева — начальник строевого отделения майор Г.Н.Смирнов, старшина 1-й статьи Н.К.Агафонов и курсант А.П.Рещиков. Ораниенбаум, 1946 г.


Два первых послевоенных выпуска офицеров-связистов (1946—1947.) производились в Ораниенбауме. Только в сентябре 1947 г. первые курсантские подразделения вместе с управлением училища переехали из Ораниенбаума в Петродворец, а окончательно перебазирование Училища связи к месту постоянной дислокации завершилось к началу 1953/1954 учебного года.
12 сентября 1947 г. "впредь до утверждения штата" в училище были сформированы управления двух отделов: 1-й отдел (связи) и 2-й отдел (радиолокации), а через месяц сформировали и учебно-строевые подразделения отделов. Эти подразделения впоследствии стали основой факультетов связи и радиолокации.

В связи с расширением строительства ВМФ и усложнением его технических средств в апреле 1948 г. постановлением Совета Министров СССР Военно-морское училище связи преобразовали в Высшее военно-морское училище связи и радиолокации (ВВМУСиР). В этот период вместо специальных циклов образовались кафедры, которые были укомплектованы высококвалифицированными офицерами, прибывшими из ВМА, научно-исследовательских учреждений и с флотов. Колоссальную работу по изменению учебных программ, обновлению и расширению учебно-лабораторной базы проделали начальники кафедр П.Я.Смирнов. А.С.Булавинцев, М.Д.Журавлёв. Б.Г.Григорьев, Г.П.Глазунов, Д.А.Ульянов, П.Ф.Слинченко, В.М.Слипченко, заместители начальников кафедр и преподаватели Т.Н.Максимов, Б.В.Трахтенберг, Б.Д.Мелешков, А.Л.Елкин, Н.А.Лышков, Г.А.Радциг, Н.П.Волков, В.В.Полозок, В.Д.Щенников, Ф.Ф.Майданов и другие.

1 апреля 1948 г. начался переход на факультетскую организацию. К этому времени в училище на 1-ми 2-м курсах готовились офицеры-связисты для кораблей (соответственно 112 и 109 человек) и специалисты РТС (67 и 69 человек), а на 3-м курсе — связисты берегового профиля (125 человек). 1 мая 1948 г. к временному исполнению обязанностей начальников факультетов приступили подполковник П.Д.Поддубный и подполковник Н.М.Чугунов. Однако ещё целых два года факультетская организация существовала только на бумаге и фактически основой училища оставалась курсовая система.

29 мая 1949 г. на Азовском море произошли трагические события, унесшие первую за послевоенную историю отечественного ВМФ жизнь питомца училища. В этот день во время боевого траления при подрыве на мине катерного тральщика КТ-711 погиб выпускник 1944 г. гвардии старший лейтенант В.В.Винокуров. Ход истории показал, что во всех сложных боевых и аварийных ситуациях выпускники училища продолжали действовать и бороться за живучесть своих кораблей до конца, оставаясь верными долгу и присяге. Так было на минном заградителе «Ворошиловск», так было на линкоре «Новороссийск", так было на ПЛ С-80, Б-37, К-129, К-8, К-56, «Комсомолец» и «Курск». Так было и в тех "горячих" точках планеты, куда закидывала выпускников военная служба.

В 1948 г. в связи с переформированием училище выпуск не производило. Первый выпуск офицеров с высшим инженерным образованием в 1949 г. составили курсанты берегового профиля, которые три года учились как командиры взводов связи. Поскольку строящиеся корабли требовали большого количества офицеров связи и радиолокации, на четвёртом году обучения, в 1948/1949 учебном году, была усилена подготовка курсантов берегового профиля по тактике ВМФ, кораблевождению, корабельному уставу и др. На стажировке в 1949 г., по отзывам с флотов, курсанты-выпускники успешно справлялись с обязанностями вахтенного офицера и дежурного по кораблю. Актом Государственной экзаменационной комиссии 1949 г., подписанным главнокомандующим ВМС, утверждалось: "Учитывая твёрдые знания курсантами общей тактики ВМФ, боевых средств и боевого использования кораблей и хорошую морскую подготовку, ГЭК считает возможным присвоить выпускникам звание офицеров корабельной службы". Этим актом юридически зафиксирован переход училища в разряд высших военно-морских учебных заведений всего за один учебный год.

24 июня 1950 г. приказом военно-морского министра была наконец отменена курсовая система, и в училище создали командный факультет, инженерный факультет радиолокации и гидроакустики и инженерный факультет радио и проводной связи. Распределение курсантов набора 1950 г. проводилось уже по факультетам.

Приказ начальника ВВМУС контр-адмирала Г.Г.Громова за №022 от 1 февраля 1951 г. завершил переход на факультетскую организацию. С 5 февраля 1951 г. "переменный состав училища" числился в составе командного факультета "с присвоением литера "А" в составе 2, 4, 6 и 7 рот", инженерного факультета радиолокации и гидроакустики "с присвоением литера "Г" в составе 1. 3, 5 и 8 рот" и инженерного факультета радио и проводной связи "с присвоением литера "П" в составе 9 роты". Привычное сегодня номерное обозначение факультетов было узаконено приказом начальника училища 20 августа 1951 г. с объявлением состава учебно-строевых подразделений на 1951/1952 учебный год.

Дальнейшие изменения структуры училища связаны с неоднократной переоценкой роли и места ВМФ как вида вооружённых сил в системе взглядов высшего политического и военного руководства. На заседании учёного совета училища 9 января 1952 г. обсуждался вопрос о подготовке инженеров на радиотехническом факультете по единому профилю, однако 27 января 1953 г. в соответствие с постановлением Совета Министров СССР в Гатчине на базе инженерного факультета радиолокации и гидроакустики ВВМУС создали Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (ВВМИРТУ), разместившееся в стенах дворца императора Павла I. Остававшийся ещё некоторое время в Петродворце и продолжавший обучать курсантов инженерный факультет радиолокации и гидроакустики ВВМУС 1 сентября 1953 г. был переформирован в корабельный факультет ВВМИРТУ. В новом училище кроме корабельного (в 1959 г. разделённого на надводный и подводный факультеты) были сформированы ещё два факультета: авиационный и факультет ПВО. куда перевели курсантов Североморского ВВМУ и Краснознамённого училища Береговой обороны ВМС в Риге. Для нормальной организации учебного процесса ВВМИРТУ придали группу учебных самолётов. До своего расформирования в 1960 г. ВВМИРТУ успело сделать шесть выпусков офицеров.


В 1953 г. курсанты ВВМУС на учебном корабле «Комсомолец» впервые за послевоенное время вышли в Атлантику и совершили дальний поход из Кронштадта в Архангельск. В октябре 1955 г. курсанты 3-го и 4-го курсов, будучи на практике, участвовали в походе из Балтийска в Портсмут эскадры кораблей под флагом командующего КБФ адмирала А.Г.Головко на крейсерах «Свердлов» и «Александр Суворов», эскадренных миноносцах «Сметливый», «Смотрящий». «Способный» и «Совершенный». В дальнейшем подобная специальная практика курсантов на боевых и учебных кораблях стала ежегодной. Последний поход такого характера курсанты совершили в 1996 г., когда в Средиземное море из Североморска была направлена авианосная ударная группа под флагом первого заместителя главнокомандующего ВМФ Российской Федерации адмирала И.В.Касатонова в составе ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов » и кораблей охранения.
С 1968 г. корабельная практика курсантов производится и в виде штурманских походов. Именно с этого времени Балтийское море стало главной акваторией отработки курсантов как будущих вахтенных офицеров. Сотни курсантов ежегодно принимали в свои кубрики легендарный крейсер «Киров», крейсера «Железняков» и «Октябрьская революция», учебные корабли «Бородино», «Гангут», «Смольный», «Перекоп» и «Хасан». С тех пор курсанты ВВМУС — ВМИРЭ прошли по Балтике не один десяток тысяч миль. За 30 с лишним лет, будь то практика 1968 г. или 2002 г., Балтийское море всегда оказывалось благодатным учителем для тех, кто видел смысл своей жизни в корабельной службе.
6 мая 1955 г. указом Президиума Верховного Совета СССР училищу связи присвоили имя А.С.Попова. Через пять лет, в ходе очередного сокращения Вооружённых Сил (I960—1961), на основе директивы министра обороны СССР №ОРГ/5/60783 от 11 апреля 1960 г, ВВМУС им. А.С.Попова и ВВМИРТУ объединили в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С.Попова. Было создано принципиально новое учебное заведение, которое возглавил инженер-контрадмирал, кандидат военно-морских наук, доцент (позднее инженер-вице-адмирал, профессор) Михаил Александрович Крупский (1902—1975), который до этого четыре года командовал Высшим военно-морским инженерным радиотехническим училищем.

Для решения вопросов о дислокации, задачах и сроках формирования нового учебного заведения в апреле 1960 г. Петродворец и Гатчину посетил главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков. Главком осмотрел лабораторную базу обоих учебных заведений и после докладов начальников училищ принял окончательное решение о размещении ВВМИРЭ им. А.С.Попова в Петродворце. К началу переформирования штатная численность только курсантов ВВМИРТУ достигала 900 человек, а по новому штату в объединённом училище должно было остаться не более 125 человек. Кроме того, с образованием ВВМУРЭ им. А.С.Попова в ВМФ прекращалась подготовка инженеров проводной связи. И тем не менее, несмотря на сложности реформирования, училище смогло расширить свою учебную и практическую базу, сохранило высокий научный потенциал преподавателей, нашло наиболее оптимальные пути обучения курсантов.

Новые достижения в области военной науки и техники вызвали необходимость обновления ряда технических дисциплин и повышения уровня обучения в соответствии с требованиями флота и ближайшими перспективами развития радиоэлектроники. С 1 сентября 1961 г. в училище началась подготовка курсантов по новым специализациям: вычислительной технике, автоматике и телемеханике, что в 1970-х — начале 1980-х гг. переросло в подготовку по автоматизированным системам управления и математическому обеспечению, а в 1991 г. — привело к образованию факультета математического обеспечения автоматизированных систем управления.

10 октября 1961 г. училище произвело первый выпуск офицеров по специальности "Радиосвязь ОСНАЗ". В 1968 г. во ВВМУРЭ им. А.С.Попова был открыт факультет радиосвязи особого назначения (РСО), начальником которого стал капитан 1 ранга А.ГДронин, а заместителем начальника факультета — капитан 2 ранга П.А.Бачуринский. В 1969 г. факультет РСО сделал свой первый выпуск — 46 человек. Однако через пять лет, в соответствии с решением министра обороны СССР факультет РСО перевели в Калининградское ВВМУ Туда же в 1980 г. решением главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова перевели факультет радиосвязи, исторически являвшийся основой при формировании других факультетов ВВМУРЭ.

В 1963 г. был образован факультет электронно-вычислительной техники, где обучение курсантов было ориентировано, прежде всего, на получение фундаментальных знаний по информатике и компьютерным технологиям для дальнейшей профессиональной деятельности по эксплуатации и проектированию сложных автоматизированных систем обработки информации и управления (БИУС). Начиная с 1978 г., подготовку офицеров флота ведёт факультет автоматизированных систем управления (АСУ). В 1980 г. было принято решение о создании самостоятельного факультета, занимающегося подготовкой инженеров-гидроакустиков. Сегодня выпускников этих факультетов можно встретить на надводных кораблях и подводных лодках, в информационно-вычислительных центрах управления, частях центрального подчинения Министерства обороны и высших военно-морских учебных заведениях, а также на военных кафедрах гражданских ВУЗов.

7 апреля 1970 г. за высокие показатели в подготовке офицерских кадров для флота ВВМУРЭ имени А.С.Попова было награждено Ленинской юбилейной почётной грамотой, а в год своего 50-летия, 21 марта 1983 г., указом Президиума Верховного Совета СССР — орденом Красной Звезды. На торжественном собрании 29 апреля 1983 г. орден к Знамени училища прикрепил первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал флота Н.И.Смирнов.

На современном этапе реформирования Вооружённых Сил России в соответствии с постановлением Правительства РФ №1009 от 29 августа 1998 г. "О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" в целях совершенствования системы подготовки офицеров, ВВМИРЭ им. А.С.Попова преобразовано в Военно-морской институт радиоэлектроники (ВМИРЭ). Подготовка курсантов по основным техническим предметам стала осуществляться по единым для высших учебных заведений программам, а выпускники института стали получать единый для России диплом о высшем техническом образовании.

Практические занятия по гидроакустике с курсантами проводит профессор доктор технических наук капитан 1 ранга Г.А.Сергеев. Начало 1960-х гг.


Здание бывшей Военной школы имени императора Александра II, переданное Училищу связи ВМФ (ныне корпус №1 ВМИРЭ им. А.С.Попова). Петродворец (фотография 1998 г.).


Традиционно курсанты интересовались не только шедеврами Русского музея. Ленинград. 1935 г.


21 июня 2000 г. ритуал вручения выпускникам 2000 г. дипломов и нагрудных знаков об окончании Военно-морского института радиоэлектроники впервые состоялся сор С.В.Ковтуненко возглавляет научно-технический совет института, который проводит большую подготовительную работу с адъюнктами и соискателями по экспертизе представляемых к защите диссертационных работ.

В настоящее время в ВМИРЭ действуют три докторских совета по восьми научным специальностям. Второй совет, который возглавил заведующий кафедрой микрорадиоэлектроники, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга В.Г.Евграфов, действует в институте с 1996 г.

В 1998 г. государственный Высший аттестационный комитет РФ утвердил третий диссертационный совет. Этот совет возглавил начальник кафедры кораблевождения доктор педагогических наук, профессор капитан 1 ранга А.Н.Печников.

За 1976—2000 гг. в трёх диссертационных советах института было защищено 14 докторских и 178 кандидатских диссертаций. В итоге успешная, настойчивая и преемственная работа профессорско-преподавательского состава в различных направлениях науки и техники привела к формированию в учебном заведении нескольких научных школ, признанных в нашей стране и за её пределами.

С 1996 г. ВМИРЭ возглавляет кандидат военно-морских наук, доцент контр-адмирал Н.С.Соколов. В настоящее время преподавание в институте ведут 180 учёных, из них 31 доктор наук и 125 кандидатов наук. 44 учёных имеют звание профессора. Среди учёных института семь заслуженных деятелей науки РФ, шесть академиков и шесть членов-корреспондентов Российской академии естественных наук и отраслевых академий.

Институт гордится своими выпускниками, внесшими значительный вклад в различные отрасли науки и техники. Среди них лауреаты Государственной премии контр-адмирал В.В.Лопатинский (1975), контр-адмирал Н.И.Трухнин (1975), доктор технических наук профессор капитан 1 ранга Э.В.Сырников (1990), заслуженные деятели науки РФ доктор технических наук профессор контр-адмирал Н.Ф.Директоров и доктор технических наук, профессор полковник К.К.Ляпин, доктор географических наук, профессор капитан 1 ранга П.Г.Сутягин. доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга А.Н.Партала. доктор экономических наук Г.И.Бякин и многие другие.

После трагических событий, связанных с гибелью в Норвежском море 7 апреля 1989 г. атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец»), на строевом плацу ВВМУРЭ им. А.С.Попова был открыт памятный знак выпускникам, погибшим на ГШ при выполнении задач боевой службы. Инициатива открытия памятного знака принадлежала заместителю начальника училища капитану 1 ранга Г.Н.Буреге, выпускнику 1964 г., в прошлом флагманскому специалисту объединения ГШ, который после выхода в запас в 1990 г. возглавил училищный музей. С 2000 г погибших при исполнении долга военной службы выпускников поминают в церкви апостола Андрея Первозванного, восстановленной в историческом здании Военной школы имени императора Александра II.

Таким образом, несмотря на сугубо технический инженерный характер современного учебного заведения, во ВМИРЭ чтут исторические традиции. Воспитательный отдел института под руководством капитана 1 ранга И.А.Вознюка ежегодно организует мемориальные дни памяти петергофского десанта, торжественные мероприятия в честь дней воинской славы России, чествования ветеранов. Институт шефствует над стелой, установленной в память о трагических событиях октября 1941 г. в Нижнем парке Петродворца на месте высадки и гибели петергофского морского десанта.

Первая мемориальная доска на территории института была открыта в память о курсанте 1-го курса К.В.Несмияне, посмертно награждённом медалью "За отвагу". Находясь в каникулярном отпуске в городе Анапе, 14 июля 1960 г. он ценой собственной жизни помог правоохранительным органам задержать и обезоружить двух опасных преступников.

Профессора Военно-морского института радиоэлектроники (1933—2003)

Артамонов Анатолий Филиппович, кафедра начертательной геометрии и черчения
Бех Николай Федосьевич, кафедра радиоизмерений и импульсной техники
Биккенин Рафаэль Рифгатович, кафедра боевого применения средств связи
Бисько Ирина Александровна, кафедра иностр Координаты : 59°52′46″ с. ш. 29°53′54″ в. д.  /  59.8795° с. ш. 29.8982° в. д.  / 59.8795; 29.8982 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1933 году

Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова (филиал) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова » - военное учебное заведение .

История

Учебное заведение основано 29 марта 1933 года на базе Школы связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии образованной в 1932 году при ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского . С тех пор его выпускниками стали десятки тысяч военных инженеров. Среди выпускников свыше 100 адмиралов и генералов, в том числе зарубежных ВМФ . Именования :

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.
Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий.
Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге.
Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись.
– Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера.
– Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди.
И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем.
Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то.
Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору.
Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда:
– В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево.
Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули.
Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.
Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.
– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…
– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…
Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.

Военно-Морской Институт Радиоэлектроники имени А.С.Попова (Вмирэ) действует с 15 августа 2000 г., ОГРН присвоен 17 декабря 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу. Руководитель организации: начальник института Ковалевский Николай Григорьевич. Юридический адрес Военно-Морской Институт Радиоэлектроники имени А.С.Попова (Вмирэ) - 198516, город Санкт-Петербург, город Петергоф, Разводная улица, 15.

Виды деятельности организации не указаны. Организации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННО-МОРСКОЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ А.С.ПОПОВА" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ присвоены ИНН 7819012763, ОГРН 1027808917762.

Организация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННО-МОРСКОЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ А.С.ПОПОВА" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ликвидирована 31 августа 2009 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Военно-Морской Институт Радиоэлектроники имени А.С.Попова (Вмирэ) отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.