Вечные темы в искусстве. Стили и направления в изобразительном искусстве Вечная тема в искусстве

Бесспорно, сохранение культурного наследия человечества представляет собой одно из важнейших направлений деятельности людей, так или иначе задействованных в сфере культуры. Тем не менее, сохранение культурного наследия, по мнению автора статьи, не может являться самоцелью; культура как некий живой организм, динамическая система - подразумевает непрерывные процессы изменения и обновления. При протекании этих процессов нередко наблюдаются «узловые» моменты конфликта новаторской и охранительной тенденций. Названный конфликт принимает совершенно различные формы, от «мирной» полемики до шокирующе-эпатажных лозунгов. Каждая эпоха находит свои варианты соотношения и установления равновесия между каноничностью и экспериментальностью.

Однако, как абсолютный диктат канона, так и абсолютное его неприятие не способствуют развитию культуры в целом или отдельных её областей. В дальнейшем, при увеличении временнуго промежутка, конфликт «сглаживается», и начинаются новые процессы интеграции; после конфликта интеграция протекает иначе, на новом «витке спирали» Данные тезисы можно иллюстрировать, например, дифференциацией видов искусства после первобытного синкретизма - и позднейшим их синтезом. Подробнее об этом см. .. Эта стадия активизирует поиск в «старом» зоны «вечного», в традиции - зоны инварианта Речь идёт о «зоне», так как «старого» больше, чем «вечного», и здесь работает некий механизм отбора.. Именно эта зона выходит за рамки исключительно исторического интереса и становится если не основой, то необходимым элементом формирующихся новых систем.

Одной из таких зон вполне справедливо считать так называемые «вечные темы» в искусстве . «Вечные темы» задействуют пласты психики и мышления, не теряющие актуальности в течение всей истории человечества; нельзя, например, назвать устаревшей тему борьбы добра и зла, тему поиска истины, тему жертвы, тему любви и т.д. Под разным «углом» данные вопросы рассматривались неоднократно: достаточно вспомнить наследие К.Г. Юнга, К. Леви-Строса, Ю. Лотмана, Л. Гумилёва, и др. В любом случае, наблюдаем поиск вневременнуго инварианта - в содержательном или структурном аспекте художественного текста или сознания, в целом. Часто в качестве инварианта выступают мифологические мотивы и образы, являющиеся элементами той самой зоны «вечного» в «старом». Таким образом, формируется стабильный «золотой фонд» наиболее часто повторяющихся образов и ситуаций, вписывающихся в любой исторический контекст и любые конкретные обстоятельства. Так же, как повтор и интонационные арки служат важнейшими креплениями поэтической или музыкальной формы, «вечные темы», вероятно, несут функцию «крепёжных деталей» человеческой цивилизации.

На данном свойстве «вечных тем» основаны многие инновации современного «режиссёрского театра». Споры о необходимости и адекватности «осовременивания» шедевров двух-трёх-вековой давности не прекращаются; есть мнения, что таким образом «протягивается нить» между эпохами, есть мнения, что таким образом современное искусство демонстрирует собственное бессилие. И те, и другие мнения спорны, однако имеют неоспоримое право на существование. Но современный художник не вправе обвинить в «бедности сюжетов» свою эпоху. Повторяющиеся образы и ситуации наблюдаются повсюду, нужно только уметь их «узнавать». Например, тема самопожертвования - простирается далеко в века: это может быть миф об Ифигении, согласившейся взойти на алтарь ради победы соотечественников; может быть рассказ о поэтессе Хуане Инес де ла Крус, лечившей больных чумой и умершей от неё же; может быть рассказ о подвиге Александра Матросова; история Шаварша Карапетяна - чемпиона мира по подводному плаванию, спасшего десятки жизней при падении троллейбуса с Ереванской дамбы, ценой собственной инвалидности; может быть - достаточно прочитать ленту новостей в Яндексе - рассказ о подвиге новгородской санитарки Юлии Онуфриевой, спасшей несколько десятков жизней ценой своей. Это лишь несколько случаев из тысяч происходивших в истории, составляющих великую «вечную тему» самопожертвования Существуют мнения о кощунственности рассматривания таких случаев как «сюжета»; однако, становясь сюжетом, история обретает вечную жизнь, и это, может быть, даже важнее для сохранения памяти человечества о героях, чем возведение обелиска..

Таким образом, «вечные темы» потому и называются вечными, что обладают непреходящей актуальностью. Вместе с тем, они составляют некий понятийно-эмоциональный пласт, существующий в сознании человечества как неразрывное целое; следовательно, вместе с актуальностью темы не теряют актуальности и художественные тексты Под художественным текстом в данном случае понимается локальное образование, основанное на любом языковом коде (будь это живопись, музыка, литература, театр и т.д.)., её воплощающие. Этим, во многом, объясняется доступность для восприятия современным зрителем/слушателем художественных текстов любой эпохи. В этом случае культурное наследие различных эпох оказывается не только сохранённым, но и востребованным, органически вплетённым в целостную систему современного культурного пространства.

Понимание фонда «вечных тем» в искусстве как механизма сохранения культурного наследия предполагает работу по их систематизации, которая является необходимой, так как в настоящее время отсутствует.

Важной представляется перспективность, а не только ретроспективное значение «вечных тем». Они являются механизмом не только сохранения культурного наследия, но и приращения культурных ценностей, дальнейшего развития культуры. «Вечные темы» в искусстве служат как бы «мостиком», соединяющим прошлое, настоящее и будущее, залогом бессмертия художественных образов, человеческого творчества, да и всей культуры в целом.

XXXV Декабрьские вечера завершают год 100-летия Святослава Рихтера. По традиции музыкальный фестиваль сопровождает выставка. В этом году она посвящена «вечным темам искусства». Из множества сюжетов избраны четыре: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Каждую из тем сопровождает музыкальная программа к «Декабрьским вечерам».

Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке будет представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика.

Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен до наших дней: статуя вельможи Униу с супругой и сыном древнеегипетского скульптора 18 династии и античная Афродита; всеобъемлющий образ духовной любви – «Мадонна с Младенцем» последователя ренессансного художника Бернардино Бутиноне и изображение сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»; любовь-игра в «Затруднительном предложении» Антуана Ватто и чувственное восприятие красоты женского тела в картине Александра Самохвалова «После кросса».

Музыкальную часть этой темы продолжат произведения Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа.

Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями, поскольку героические сюжеты требуют масштабности, приподнятости, монументальных форм. Античное искусство показано редким произведением конца II – начала I века до н.э. – надгробием воина с копьем и щитом.

Памятники великим полководцам – защитникам Отечества – встречаются во многих городах мира. На выставке они представлены гермой Перикла и статуей Александра Суворова работы М.И. Козловского.

Впервые в Москве будут показаны вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (ГЭ) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Тема героических событий прозвучит в произведениях Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Раздел «Жизнь и Судьба» включает картины Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море», Яна Букхорста (?) и Питера Була «Суета сует» и, конечно, шедевр Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)».

Широко представлены работы русских художников: «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, «Натюрморт с зеркалом» Павла Кузнецова, «Рок. Красная стена» Василия Кандинского.

Музыкальная часть этой темы будет представлена произведениями Модеста Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Из бесконечного разнообразия возможных вариантов раскрытия темы «Человек и Мир» был выбран мотив предстояния человека земле и небу – масштабные видения природы.

Таковы картины ренессансного мастера Доссо Досси «Пейзаж со сценами из жизни святых», Каспара Давида Фридриха «Исполиновы горы», Александра Иванова «Вода и камни под Палаццуоло», Поля Сезанна «Гора Святой Виктории (Пейзаж в Эксе)». Этим эпическим в своем ощущении мира произведениям соответствует по масштабу мирочувствования пронзительно лирический эскиз «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Предчувствием будущего, несущего грозные признаки глобальных изменений, исполнены картины «Небесный бой» Николая Рериха и «Пространство» Наталии Гончаровой.

Зрители услышат произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди и Франца Шумана, отражающие эту тему в музыке.

Произведения, представленные на выставке, хранятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина.

Урок музыки «Вечные темы в искусстве»

7 класс 26.01.2015г.

Тема 2 полугодия: «Композитор и время». Модуль: «Музыкальная драматургия».

Цель урока : средствами музыки передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, раскрыть борьбу двух начал: добра и зла.

Задачи:

Обучающие: познакомится с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие : развивать способности ориентирования на карте, работать с источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса .

Тип урока : изучение нового материала.

Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ

Урок разработан с применением технологии комплексного подхода к обучению и развитию.

Методы:

Метод организации учебной деятельности

Анализ конкретной ситуации

Метод интонационно-стилевого постижения

Метод контроля и самоконтроля

Метод погружения

Интерактивное взаимодействие :

Применение компьютерных технологий (видеоряд, слайды)

Работа учащихся в микрогруппах

Музыкальный материал :

Д.Д.Шостакович. 7 симфония. «Ленинградская» 1 часть «Эпизод нашествия»

Оборудование :

    компьютер;

    проектор (телевизор)

    презентация;

    стихи;

    раздаточный материал;

    словарь эмоций;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Эпиграф: « Пусть будет свет

в окне твоем!»

(70 летию Великой Победы

посвящается)

Учитель: - Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Жизнь и смерть, свет и тьма, борьба светлых и темных сил, война и мир – две противоположные сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно. Все это составляет круг вечных тем искусства. В музыке, как и в жизни тоже есть вечные темы.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров:

Например, мир созидания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло

Ответы детей:

Сытость-голод;
Победа-поражение;
Любовь-ненависть;
Храбрость-страх и подвиг во имя человечества

Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке.

Тема “Войны и мира” является одной из вечных тем искусства. Люди начали воевать еще в каменном веке и до сих пор не могут остановиться. В истории человечества зафиксировано и описано более15 тысяч войн!

Учитель: Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что Великая отечественная война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

III. Изучение нового материала

Учитель: - Ребята, как вы думаете, чем обусловлен выбор материала для сегодняшнего урока? Какая дата нас ожидает буквально завтра?

Какова будет цель нашего урока? Раскрыть борьбу двух начал: добра и зла, войны и мира, средствами музыки передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей.

Учитель: И сделаем мы это на примере Ленинградской Симфонии Д.Д.Шостаковича.

Прежде, чем мы начнем разговор об этом произведении, давайте вспомним, что такое Симфония?

Как строится симфония?

Что лежит в основе 1 части классической симфонии?(сонатная форма).

(на доске – начертить схему строения 1 части сонатной формы).

Что является музыкальным образом в произведении?

Что такое музыкальная драматургия?

Задание : во время слушания симфонии дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.(работа в микрогруппах). Работаем по ходу урока.

Учитель: Для введения нас в тему я приглашаю Историка и Искусствоведа

Историк 1:

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион.

Искусствовед 1 :

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича. Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Учитель : Сегодня мы имеем уникальную возможность послушать самого Д.Д.Шостаковича. Давайте послушаем, что он говорит о своем произведении.

Видео №1. Фильм о Шостаковиче

Учитель: Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”.

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. В ней воплощен образ Родины. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки..

Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз , все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Мы сейчас прослушаем фрагмент симфонии. Документальный фильм нам поможет представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда.

Звучит фрагмент 1 части. Видео. №2

Учитель музыки: Слово историку

Историк№2

- Симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества. 27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но только 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили - они были абсолютно уверены, что город мертв. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.

IV. Закрепление

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады - разгрома немцев под Ленинградом.

- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
27 января 1944, Ольга Берггольц

08.08.08. В начале урока мы говорили о войне и мире, о том, человечество никак не может остановиться, воюя друг с другом. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Видео №3 Валерий Гергиев

- Почему Гергиев выбрал для израненного города Ленинградскую симфонию?

- «Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...» (В. А. Гергиев)

Задание на дом: написание сочинения «Вы объяснили музыку словами»

Учитель зачитывает самые интересные строки сочинений бывших учеников в качестве примера.

Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение – не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти…. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Песня «Пусть будет свет в окне твоем»

Фото ветеранов. Презентация

Выставление оценок. Подведение итогов.

Работа в микрогруппах по карточкам:

Противопоставления:

    Человек – варвар

    Добро -

    Мир -

    Созидание -

    Возрождение -

    Победа -

    Конфликт -

    Столкновение -

    Борьба -

    Мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости

Вопросы:

Какой образ создает музыка?__________________________________________________

Что вы представили, слушая ее?________________________________________________

Как она звучит в начале эпизода?_______________________________________________

Сколько музыкальных образов?_________________________________________________

Какое значение имеет ритм?____________________________________________________

За счет каких средств выразительности идет развитие нашествия?___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Немногие вещи, создаваемые человеком можно назвать вечными. Но это не касается искусства, над которым время, кажется, не властно. Проходят годы, десятилетия, века, а такие шедевры, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, читаются, перечитываются каждым поколением, причем не только на Родине. Это же касается Библии. Священная книга ведь тоже образец словесного искусства. А сколько музыкальных шедевров, картин осталось нам от предыдущих поколений. Всего и не сосчитать.

Почему же искусство вечно? Во-первых, не стареют только образцы настоящего искусства. Другие уже давно канули в Лету. О них остались лишь скупые упоминания в письменных источниках. Секрет же нетленного искусства в его содержании. Если автор вложил в свое творение силы и душу, проявил все свое мастерство, современники обязательно это оценят. И пусть отзывы не всегда положительные, но незамеченным шедевр остается нечасто. Позже происходит его переоценка. К таким произведениям относятся по-разному, все зависит от условий эпохи. Главное, что такое искусство живет вечно.

Искусство – это также инструмент для передачи моральных ценностей, истории народа, культуры, традиций. Почему мы до сих пор читаем «Войну и мир» Л.Н. Толстого? Потому что в этом романе собрано все: победы и поражения, ошибки и мудрость нашего народа. Произведение не дает нам забыть о том, какой ценой наши деды сохранили Отечество, остерегает потомков от страшных ошибок.

Ответить на поставленный вопрос помогут и произведения классиков литературы. Проблема искусства не главная в повести И. Куприна «Гранатовый браслет», однако автор умело раскрывает ее в контексте любовной темы. Соната Бетховена спасает главную героиню веру Шеину от душевного падения. Женщина потрясена событиями, произошедшими в личной жизни. Мелодия Бетховена помогает Вере обрести душевный покой, равновесие, наполнить душу жизненными силами.

Композиция Бетховена – яркий пример того, что искусство вечно. Ее слушали и современники композитора и потомки. Прекрасная мелодия не старее до сих пор. Почему? Видимо, все из-за ее способности влиять на внутренний мир человека, помогать, когда в жизни бушует буря.

Искусство вечно и потому, что несет правду. Вспомним роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Герой не побоялся говорить о запрещенном. Его произведение не признали критики, но это было не справедливо. Сама судьба, кажется, помогла сохранить рукопись.

Именно такие произведения вечные. Их могут запретить, раскритиковать, осудить автора, но придет время признания.

Можно сделать вывод, что искусство нетленно, так как – это сокровищница вечных духовных ценностей, истории, культуры, традиций всего человечества и отдельных народов.