Тестовые задания по дисциплине "история" на тему "новая экономическая политика". Какой процесс стал ведущим в деревне в период НЭПа

И / 11 / 16(а)


I – вариант


  1. События весны 1921 года были оценены В.И.Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти», так как:
а) против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций

б) была создана крупная эсеро-меньшевистская организация

в) против политики большевиков выступили крестьяне, питерские рабочие и моряки Кронштада


  1. В период НЭПа были осуществлены следующие меры:
а) введение продразверстки

б) денационализация промышленности

в) создание концессий

г) формирование рынка рабочей силы

д) введение продналога

е) сплошная национализация промышленных предприятий


  1. В годы НЭПа частный капитал преобладал в:
а) тяжелой промышленности

в) легкой промышленности

г) торговле


  1. В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий (концессий), так как:
а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной

б) советские рабочие не желали работать под началом «империалистов»

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм


  1. Созданные в годы НЭПа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:
а) кооперативами

б) синдикатами

в) трестами


  1. Значительные темпы экономического роста страны в период НЭПа объяснялись:
а) широким привлечением иностранного капитала

б) успехами частнокапиталистического сектора

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала

И / 11 / 16(б)

Тест по теме «Новая экономическая политика»
II- вариант


  1. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:
а) рост числа чиновников

б) рост населения в городах

в) рост цен на промышленные товары

г) аграрное перенаселение

д) резкая нехватка промышленных товаров

е) низкая квалификация государственных служащих


  1. В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:
а) кулацких

б) середняцких

в) бедняцких


  1. Свои знаменитые слова: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут» - Н.И. Бухарин адресовал:
а) крестьянству в целом

б) кулакам

в) нэпманам


  1. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» - крестьянства в 20-е годы выдвинул:
а) Н.И.Бухарин

б) Е.А. Преображенский

в) И.В. Сталин


  1. Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. В фонд помощи голодающим Поволжья:
а) И.А.Бунин

б) М.Горький

в) А. Франс


  1. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств
а) аренда; б) денационализация; в) концессия; г) продналог; д) продразверстка.

И / 10 / 20(а)


I – вариант


  1. Возникший в 1925 г. Хлебозаготовительный кризис Сталин объяснял:
а) кулацким саботажем хлебозаготовок

б) нехваткой сельскохозяйственной техники

в) отсутствием резервного фонда промтоваров
2. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:

а) иностранные займы и инвестиции

б) эксплуатация национальных окраин страны

в) энтузиазм советских людей

г) перекачка средств из деревни
3. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:

а) комплексное развитие народного хозяйства

б) высокие темпы развития тяжелой промышленности

в) интенсивное развитие легкой промышленности
4. Главными итогами индустриализации в СССР были:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса

б) значительное повышение уровня жизни населения

в) интеграция страны в мировую экономическую систему

г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

д) обретение экономической независимости
5. Последняя биржа труда в СССР была закрыта в:

в) 1936 г.
6. Укажите главную цель политики сплошной коллективизации:

а) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы

б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации

в) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства

И / 10 / 20(б)

Тест по теме «СССР в 1928-1938гг. Экономическое развитие»
II – вариант
1. Экономическая цель политики раскулачивания:

а) обеспечить продуктами городское население

б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис

в) создать материальную базу коллективных хозяйств
2. «Подкулачники» - это:

а) наемные сельскохозяйственные рабочие

б) крестьяне, не желавшие добровольно вступать в колхозы

в) дети кулаков
3. Главными социально-экономическими последствиями политики сплошной коллективизации были:

а) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда

б) ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства

в) ликвидация эксплуататорских элементов в деревне

г) решение проблемы перенаселения
4. Сталин, опубликовав в марте 1930 г. Статью «Головокружение от успехов», ставил цель:

а) признать собственные ошибки

б) возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти

в) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы
5. Первый тракторный завод был построен в:

а) Минске

б) Челябинске

в) Сталинграде
6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:

а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции

б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства

в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товара

г) преимущественное развитие легкой промышленности

д) второе место в мире по абсолютным объемам промышленного производства

е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции

Класс: 11

  • Опираясь на изученный материал 9 класса, расширить представление учащихся о НЭПе, используя основные умения и навыки учащихся.
  • Развитие учебной мотивации.
  • Развитие интереса и уважения к прошлому своего Отечества.

Тип урока: проблемный

Оборудование:

  • Запись видеосюжета: “Что такое НЭП”?
  • Архивные документы: “Из писем в ЦК ВКП (б) накануне “великого перелома”; “Из воззвания Временного революционного Комитета г. Кронштадта”; “Из обращения ВЦИК и СНК “К крестьянству РСФСР” 23 марта 1921 г.; “Из революции XII съезда РКП (б), апрель 1923 г.”; “Из плана работы ВЧК по ликвидации белогвардейских организаций в 1921-1922 гг.”

Иллюстрации:

    Репродукция картины художника Наседкина “Продотряд”.

  • Иллюстративный материал: “И.В. Сталин”, “Болезнь Ленина”, “Троцкий”, “Голод” и др.
  • Схема “Социальная структура общества”.
  • Схема “Нэповская общественная модель”.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Геннадьевна. Сегодня я проведу у Вас урок истории.Какой будет тема нашего урока?

Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет. Просмотр видеосюжета .

Так о чем мы будем говорить на уроке? (О НЭП .)

Проблема урока: Несостоявшийся “термидор” (нам ее подсказала малышка в видеосюжете).

Что означает это слово? Термодорианский переворот – контпереворот, свергший якобинскую диктатуру и положивший конец ВФР.

Давайте и мы попытаемся в конце урока ответить на вопрос: "А мог ли Нэп быть тем “термидором”, который был способен свергнуть диктатуру большевиков?"

Проблема очень сложная, во многом дискуссионная. Возможно у некоторых из Вас появится к этой теме особый интерес, и я Вам порекомендую книги, представленные на выставке.

Эпиграфом к уроку послужат слова Игоря Губермана

Век принес уроки всякие,
Но один - венец всему,
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму.

Итак, какое противоречие, вы увидели в этом четверостишье? (Светят факелы - но! -Уводят во тьму )

Вы знаете, вся жизнь состоит из противоречий. Иногда эти противоречия оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества. И работая на уроке над нашей проблемой, мы будем исходить из противоречий. Вся работа на уроке будет проходить в группах. Пусть обсуждение проблемы строится по следующему плану :

  1. Почему большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “военного коммунизма”?
  2. НЭПовская общественная модель.
  3. А что же после НЭПа?

При ответах на эти вопросы используйте следующие термины . Вы их знаете: диктатура, авторитарный, концессии, денационализация, либерализация, инвестиции, аренда, продразверстка, продналог, ПЛЮРАЛИЗМ. А к понятию плюрализм будем обращаться не один раз. Давайте вспомним, что оно обозначает.

Итак! С переходом нашей страны от войны к миру перед партией встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы. "А что же дальше?" Этот вопрос задавал себе и тот, кто с оружием в руках в годы гражданской войны и интервенции защищал Сов. Власть. Март 1921 г. X СЪЕЗД РКП(б) принял решение об отказе от “военного коммунизма”. Смысл нового курса партии заключался в том, чтобы выполнить экономические требования крестьянства и одновременно закрепить политическую диктатуру большевиков.

1 вопрос: Почему же большевистское руководство вынуждено было отказаться от политики “ВК”?

ЗАДАНИЕ (БЛОК 1):

Обратимся к опорной схеме! В стране наступил тотальный кризис общества и власти.

Что означают слова тотальный кризис? (Кризис охватил все сферы общественной жизни ).

(Предмет - иллюстрация - текст). Используя это, приведите доказательства того, что в стране был действительно тотальный кризис

гр 1 - в экономике

гр 2 - в политике

гр 3 - внутрипартийный

гр 4 - теоретически, нравственный

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что недовольство в обществе растет.

Давайте представим, что мы оказались свидетелями происходящих реальных исторических событий и хотим выразить свое недовольство. Что мы требуем?

- “Долой, продразверстку”, “Даешь свободу торговле!” “Советы без коммунистов”, “власть Советам, а не партиям”.

И вновь противоречие. Многие лозунги и сегодня актуальны. А почему?

А можно ли бы подавить общественное мнение силовым путем?

А почему?

Военнокоммунистические методы руководства в политике и экономике были хороши и приемлемы для какого периода времени?

Для гр. войны, они были необходимы для победы над врагом, а в мирных условиях - НЕТ. Это было очень опасно. Кризис “ВК”

ЗАДАНИЕ: СРАВНИВАЕМ “ВК” и НЭП.

Политика “ВК”

Введение продразверстки Замена продразверстки продналогом
Непосредственный продуктообмен между городом и деревней Торговля - основная форма экон. смычки между городом и деревней
Национ. всей крупной, средней мелкой промышленности Сохранение в руках гос. круп и средней промышленности. Допуск частного капитала в промышленности: концессии, аренда мелких гос.предприятий, частные (мелкие) предпр.
Запрещение аренды земли, применения наемного труда в

с/х Запрещение частной торговли

Гос. распределение продовольствия и товаров народного потребления по карточкам и кл. принципу

Разрешение аренды земли и применения наемного труда в с/х.

Разрешение частной торговли под контролем гос. развитие гос. и кооперативной торговли.

Введениетрудовой повинности; создание трудовых армий Отмена трудовой повинности упразднение трудовых армий Обеспечение промышленности раб. силой через биржи труда
Натурализация з/п вследствие обесценения денег, бесплатность гос. услуг (квартиры, транспорта) Укрепление денежной системы, переход к денежной з/п; отмена бесплатных услуг

ВЫВОД: Противоречие вновь - Не напоминает ли это наше время?

2 вопрос. НЭПовская общественная модель

Троцкий - Ленин (в жизни воплощена модель Ленина).

А теперь давайте посмотрим в чем суть нэповской общественной модели.

Была ли Нэповская модель идеалом? Почему мы говорим о модели, а не о системе? Вы будете об этом говорить на последующих уроках. А мы вновь остановимся на противоречиях.

БЛОК 2. Опираясь на БЛОК 2 четко обозначьте эти противоречия:

гр 1 - эконом

гр 2 - полит

гр 3 - духовная сфера

гр 4 - социальная сфера

Для группы 4 индивидуальное задание. Вы будете представлять ЦК. Будете работать с письмами, поступившими от населения от представителей разных соц. групп. Подчеркните в письмах главное, важное. Постарайтесь кратко сформулировать их основное содержание.

Работа в группах

Выступление групп. После каждой делаем мини-вывод, опираясь на слово плюрализм. (Учитель прикрепляет к Нэповской общественной системе буквы П.)

После выступления группы по социальной сфере, делаем вывод, что представители разных соц. групп по разному относились к НЭПу (обратить внимание уч-ся на изменения соц. СТРУКТУРЫ об-ва - схема).

Можно сказать о точке зрения Ленина

Начало 1921 г - временный тактический ход, вынужденное отступление, передышка для штурма высот “коммунизма”, экономического Бреста.

Осень 1921 г - всерьез и надолго. Ленин понимал, что это один из возможных путей перехода к коммунизму Делаем вывод по 2 вопросу – Нэповская общественная модель (противоречия “+” “-”).

ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ

ПЛЮРАЛИЗМ дозированный.

Либеральная ломка: экон. либерал - полит.либер Радикальный большевизм: экон.Плюрализм должен компенсироваться ужесточением политич. и эконом. Режима, иначе НЭП приведет не к социализму, а повернет страну на старые рельсы. В Нэповской общественной модели политический плюрализм отсутствовал и политика доминировала над другими сферами жизни. К сожалению историческое прошлое России не опровергает эту мысль, а лишь доказывает ее. Вспомним предмет обществознание тема политическая система общества (Эпоха Петра. “Медный всадник” (Пушкин) “Железной уздой Россию поднял на дыбы”).

Когда возникает такое противоречие между элементами системы, можно говорить о ее стабильности, мобильности, талетарности. Нет! Такое противоречие не может длиться долго. Наступает кризис. Наступает кризис НЭПа.

3 вопрос. А что же после НЭПа?

Вновь противоречие, какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогощайтесь, развивайте свое хоз-во и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь, история нам показала какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим)

Давайте вернемся к проблеме нашего урока. Мог ли НЭП быть “термидором”? Нет! НЭП был обречен едва появившись на свет. Опасения Ленина насчет “термидора” были явно преждевременны. А к осени 1927 г. обрушили его, доказав и обреченность “рыночного социализма”. Мы разрешили проблему сегодняшнего урока?

Сегодня много говорят о путях преобразования России, ведут разного рода дискуссии, часто касаются проблем НЭПа. Актуальна эта тема и сегодня.

Так было ли будущее у НЭПа? (При условии политического плюрализма ). И, возможно, другим путем развивалась бы наша страна. Вот вам противоречия. Возвращаемся к эпиграфу.

1. Тесты для самопроверки (см.Приложение).

2. Подумайте! Можно ли назвать нынешние реформы в стране НЭП. Попытайтесь определить противоречия нынешних преобразований и их судьбу!

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Разноуровневые тесты
  2. Вариант – “А” - “5”, “Б” - “4”, “В” - “3”.

  3. Опора (блок I, блок II)
  4. Схема (изменение соц. структуры и образа жизни людей)
  5. Письма населения в ЦК.

ВАРИАНТ - “А” - “5”

1. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:

а) рост числа чиновников;

б) рост населения в городах;

в) рост цен на промышленные товары;

г) аграрное перенаселение;

д) резкая нехватка промышленных товаров;

е) низкая квалификация государственных служащих.

2. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производительной деятельности;

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков с/х продукции по твердым ценам;

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.

а) Аренда, б) денационализация, в) концессия, г) продналог, д) продразверстка.

3. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации “внутренней колонии” - крестьянства - в 20-е гг. выдвинул:

а) Бухарин Н.И.

б) Преображенский Е.А.

в) Сталин И.В.

4. Свои знаменитые слова: “Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут” - Н.И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству 4 в целом;

б) кулакам;

в) НЭПманам.

5. Всю нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И.А. Бунин;

б)М. Горький;

в) А. Франс.

ВАРИАНТ “Б” - “4”

1. Значительные темпы экономического роста страны период НЭПА объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала;

б) успехами частнокапиталистического сектора;

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

2. Созданные в годы Нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами;

б) синдикатами;

в) трестами.

3. В период НЭПа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий /концессий/, так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;

б) советские рабочие не желали работать под началом “империалистов”;

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

4. Существо НЭПа составлял комплекс мер, которые предусматривали:

Замену продразверстки продналогом;

Продолжите ответ.

5. В 1922 г. В.И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось:” Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии...” Это послание было адресовано:

а) Я. Серковскому;

б) А. Хаммеру;

в) Г. Форду.

ВАРИАНТ - “В” - “З”

1. В период нэпа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки;

б) денационализация промышленности;

в) создание концессий;

г) формирование рынка рабочей силы;

д) введение продналога;

е) сплошная национализация промышленных предприятий.

2. В годы НЭПа частный каптал преобладал в:

а) тяжелой промышленности;

б) легкой промышленности;

в)торговле.

3. В период НЭПа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких;

б)середняцких;

в)бедняцких.

5. Продналог –

1 БЛОК. ТОТАЛЬНЫЙ КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ В 1920 году

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВНУТРИПАРТИЙНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ
- Сокращение нац.дохода в 3 раза; объема валовой продукции в 7 раз;

Упала ведущая роль крупнейших промышленных центров;

Упадок транспорта;

Сокращение численности раб. класса в 2 раза;

Рушились экономические связи, падала дисциплина и ответственность, снижалась производительность труда и материальная заинтересованность;

Росли бюрократизм, взяточничество, карьеризм;

Сократились посевные площади, урожайность;

Потребительский характеркрестьянскогопроизводства;

Рост цен;

Потери населения 20 млн.человек.

- Потеря доверия к партийным и советским органам власти;

Недовольство разверсткой, уравниловкой населения;

Требования созыва Учредительного Собрания;

Активизация эсеров и меньшивиков;

Отрыв советской власти от народных масс.

- Перерождение партии;

Партия оказаласьна пороге внутреннего раскола;

Появление оппозиционных групп: демократического централизма, рабочей оппозиции;

Появление новых лидеров: Троцкого, Сталина. Болезнь Ленина прогрессировала.

- Недовольство злоупотреблениями властью новых чиновников и их привилегиями;

Крах попытки перехода к коммунизму

Несостоятельность идеи близких пролетарских революций в мире.

Массовая демобилизация армии 1921 г. до предела обострила все трудности.

П БЛОК. НЭПОВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ

ЭКОНОМИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДУХОВНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- Либерализация эконом.жизни при сохран. командных высот в руках партии-государства;

Замена продразверстки продналогом.

Отход от насаждения коммун на селе;

Допущение рыночных отношений;

Отмена трудовой повинности;

Переход от натур. оплаты труда к денежной;

Введение элементов хозрасчета на уровне гос.трестов и объедин. (“хозрасчет для начальников”);

Введение тарифной системы оплаты труда;

Относительная стабилизация финансов;

Развитие внешней торговли;

Создание концессий.

- Сохранение и укрепление авторитарной диктатуры;

Завершение разгрома оппозиционных политических партий;

Относительная демилитаризация общества;

Сужение сферы непосредственного гос. вмешательства в гос.жизнь;

Политические процессы над оппозицией.

- Насильственное внедрение в создании марксистской идеологии;

Реформирование системы образования (ограничение к образованию “бывших”/;

Ужесточение идеологического контроля;

Введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения;

Усиление борьбы с неграмотностью;

Активизацияантирелигиознойкампании;

Высылка за границу виднейших представителей интеллигенции.

Я - крестьянин Кочергин

… О ножницах между бедняком и середняком в центральном Комитете идет ряд обсуждений, чтобы восстановить бедноту в хозяйственном масштабе. Я, бедный середняк, довожу до сведения о бедняцком и середняцком хозяйстве. Я имею лошадь, корову и 3 овцы, за что меня беднота зовет буржуем, а никто не осудит, сколько приходится середняку работать, тяжелее, чем бедняку.

Мне своего корма на содержание скота не хватает, что я должен занимать у бедняков, за что я им землю обрабатываю. А бедняцкое дело побольше поспать… Я-то и сам замечаю - пойдешь в лавчонку, смотри, идут бедные, бедным называется который только коровенку, а другой коровенки не имеет, идет стройно, чистенький, штанишки, сапожки и рубашка по форме, и фуражка, из-под которой опрятно волос торчит. Вдруг середняк побогаче меня – сапоги в грязи, голенища перекосовурились, галкам ночлег, только рубаха без пуговиц, наверное, еще в воскресенье лицо умывая, которое напоминало вид его - схватил махорку, керосинку и скорее домой, чтобы лошадь не была голодной. Бедняки к заведующему - одолжите папирос - на двугривенный. Тут же садится и раскуривает, и думаю, какая привилегия есть, потом одумался, правда, налогу нет, лошадь не тратит, словом, повинностей никаких, что зарабатывает - все на себя, а помню я ему обработаю, но для меня обидно, что меня еще буржуем называют, у тебя лошадь, корова, но я и думаю, чего ж не забогатели, помещечье все вам роздано, у богатых мужиков отымали, тоже вам отданы лошади, коровы, словом, все ихнее добро, наверное, не работавших ничего не будет.

Р.О неправильном начислении сельхозналога, почему так, если кто сможет с натяжением всех своих энергетичных сил, чтобы удержать лишнюю телочку, но тут как тут сейчас же ее и облагают сельхозом с ног до головы, хоть со двора сгоняй… Я продал и держать больше не буду, пока будут обкладывать сельхозом.

Я - Славин Павел Евстигнеевич

дер.Скрылевщина, Хохловской

волости, Смоленского уезда и губернии

Дорогие товарищи! Я крестьянин-бедняк из глубин теленой, забитой кулачеством деревушки скрылевщина, обращаюсь к вам со своим письмом, в котором я описываю все то положение, в котором мы живем в настоящее время…

Вот я вам приведу небольшой пример, как легко достается крестьянину свободная земля. Моя деревня окружена кругом кулаками, которые давят со всех сторон и желают задушить в окончательной форме бедняка- крестьянина. С одной стороны, сын помещика Ивана Снопкин, у которого 91 десятина на 10 душ, с другой стороны, братья Буевичи, которые имеют земли 86 десятин на 19 душ. Они имеют леса местного значения, сданные в их пользование, и они распоряжаются ими, как хотят, кому захочут продадут, а кому и так дадут. У Мартына Буевича сыновья служат коммунистами, а он обрабатывает землю чужими руками и говорит, что я культурно умею работать, и к нему бедняк не подступится, если поймает, в лесу крестьянина, собиравшегося сучья без его разрешения, начнет стрелять, и нередки случаи были избиения самосудом, и говорит, что застрелю, я имею права в лесу стрелять, и таким образом эта троица живет до сего времени и блаженствует, для них революция не сыграла никакой роли, а наша деревушка, стонущая под их игом, имеет своей земли на 96 едоков 56 десятин, вот здесь и разводи культуру и на нас говорят: “а вы, лодыри, не умеете работать”...

С тех пор как объявлена новая экономическая политика, мы, т. е. я, как и другие буржуа - специалисты, работающие в народном комиссариате, путей сообщения, почувствовали, что наконец – то можем выпрямиться и делать полезное для стороны дело.

После всего нами пережитого меня совсем не страшит и не смущает, что Советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны.

У нас всегда, и в прошлое время при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали государству… Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно отнятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы. Многое в советском строе долгое время мне было и неприемлемо, и непонятно, и даже дико..

Но вот однажды… я как - то сразу понял, что новое, ни когда не существовавшее ни в какой стране, создается и у нас в России, как это назвать, коммунизмом, социализмом - не знаю.

Только вижу, что это новое имеет право существовать, и каждый из нас должен этому содействовать.

Я - рабочий Хачатуров Л.К

г Армавир, Северо- Кавказского края

Руководителю ВКП \б \ И.В. Сталину

… Жизнь сейчас есть не что иное, как болезнь. Так жить - долго нельзя! И я думаю, что нужно предпринять какие - то меры для того, чтобы дать трудящимся кое- какие возможности жить…

Мы выросли немного! Дайте нам, что обещали и обещаете уже долгое время.

Аппетиты зарвавшихся нэпманов, партийцев и спецов нужно сократить, так как такая несправедливость в пролетарском государстве нетерпима, такого мнения большинство рабочих, которые также в трудный момент для республики советов не щадили своей головы.

Дайте работу! Дайте хлеба! Дайте справедливости!

Литература

1. Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век. 11 класс. “Дрофа”. 1999.

2. Хрестоматия по истории (1900 - конец 1930-х гг.). “Просвещение”. 1988.

3. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX век. “Просвещение”. 1996.

5. История Отечества в документах 1917-1993 гг., № 2. М.: “Илби”. 1994.

Тема 2. Россия нэповская. 1921–1929 гг.

Вариант I

1.События весны 1921 г. были оценены В. И. Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти», так как:

а) против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций;

б) была создана крупная эсеро-меньшевистская организация;

в) против политики большевиков выступили крестьяне, рабочие и моряки Кронштадта.

2.В период нэпа были осуществлены следующие меры:

а) введение продразверстки;

б) денационализация промышленности;

в) создание концессий;

г) формирование рынка рабочей силы;

д) введение продналога;

е) сплошная национализация промышленных предприятий.

3.В годы нэпа частный капитал преобладал в:

а) тяжелой промышленности;

б) легкой промышленности;

в) торговле.

4.В период нэпа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий (концессий), так как:

а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;

б) советские рабочие не желали работать под началом «империалистов»;

в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

5.В 1922 г. В. И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии…». Это послание было адресовано:

а) Я. Серковскому;

б) А. Хаммеру;

в) Г. Форду.

6.Созданные в годы нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:

а) кооперативами;

б) синдикатами;

в) трестами.

Вариант II

1.Значительные темпы экономического роста страны в период нэпа объяснялись:

а) широким привлечением иностранного капитала;

б) успехами частнокапиталистического сектора;

в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

2.В период нэпа в деревне обозначился рост хозяйств:

а) кулацких;

б) середняцких;

в) бедняцких.

3.Свои знаменитые слова: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут» Н. И. Бухарин адресовал:

а) крестьянству в целом;

б) кулакам;

в) нэпманам.

4.Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» крестьянства в 20-е гг. выдвинул:

а) Н. И. Бухарин;

б) Е. А. Преображенский;

в) И. В. Сталин.

5.Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:

а) И. А. Бунин;

б) М. Горький;

в) А. Франс.

6.Укажите термины, соответствующие следующим определениям:



а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности;

б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т.п. для самостоятельного использования;

в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;

г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам;

д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.

а) аренда; б) денационализация; в) концессия; г) продналог; д) продразверстка.

Под руководством главкома Красной армии Каменева и командующего Западным фронтомМ. Тухачевского к 18 марта мятеж был жестоко подавлен. Часть матросов, 6 – 8 тыс., ушли в Финляндию, но 2,5 тыс. были взяты в плен.

Большевики расценили эти события как серьезный политический кризис, «этот бунт был опаснее, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому что в нем соединилось стихийное недовольство крестьян с силой армии» - Ленин.

Начало НЭПа совпадает со страшной засухой: голодало около 40 губерний с 90 млн. населением. В 1921 г. разразился страшный голод в Поволжье, от которого погибло 5 млн. чел. А. Франс всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья. Крестьяне шли в город, надеясь получить паек, который составлял для тех, кто работал: 225 г. хлеба, 7 г. мяса или рыбы, 10 г. сахара. Пуд (16 кг.) рисовой муки стоил 140 тыс. руб., проезд на городском транспорте – 500 руб, газета – 2500 руб. Цены по сравнению с 1914 г. выросли в 162 тыс. раз.

Разразился страшный экономический кризис . В феврале 1921 г. остановились 64 самые крупные завода Петрограда, в том числе и Путиловский завод. Москва потеряла половину рабочих, С. – П. 2/3. В стране царила жуткая беспризорность (7 млн. детей). Детская преступность по сравнению с 1913 г выросла в 7,4 раза. Председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский должен был решить эту проблему.

Страна находилась во всеобъемлющем кризисе и Ленин на 10 съезде РКП(б) (март 1921 г.) провозглашается НЭП . Так же еще на 8 Съезде высказали свое недовольство продразверсткой меньшевик Дан и эсер Вольский.

Н. И. Бухарин сказал свои знаменитые слова, обращенныеко всему крестьянству: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не бойтесь, что вас прижмут!»

3. Цели НЭПа:

5. ликвидировать разруху и голод;

6. успокоить деревню, «помириться с крестьянством»;

7. уничтожить политическую оппозицию (представителей иных партий – эсеров и меньшевиков);

8. добиться признания других стран.

4. Сущность НЭПа (мероприятия):

- замена продразверстки продналогом (был в 2 р. меньше, объявлялся заранее, не мог быть увеличен в течение года), появление у крестьян излишек;

- возвращение товарно-денежных отношений , провозглашение свободы торговли, отмена гос. монополии на распределение продуктов;

Проведена частичная денационализация предприятий (мелкие и средние предприятия передавались в руки предпринимателей);

Создавались концессии с привлечением иностранного капитала и смешанные акционерные общества и совместные предприятия;



- открывались предприятия, созданные на принципаххозрасчета и самоокупаемости (тресты);

- возвращались к кустарному производству (разрешалось нанимать на работу 10 рабочих «при моторе», 20 – «без мотора»)

- отмена принудительного труда и возврат к денежной тарифной оплате (чем больше и лучше сделал, тем больше получил);

Был сформирован ранок рабочей силы (открывались биржи труда);

1922 - 1924 г. проведена денежная реформа , появился «золотой червонец», который был конвертируем (= 5 дол. 14 центам), проводил нарком финансов Г. Сокольников (Бриллиант)

- привлекались к работе царские специалисты : экономисты, бухгалтеры, инженеры, технологи, адвокаты и т. д.;

Развивалась система кооперации в городе и деревне;

Разрешалась в деревне аренда земли и использование наемного (батрацкого) труда;

- разрешалось создание иных, кроме большевистскихпартий.

- еще с 1920 г. по решению8 съезда Всероссийского Съезда Советов принят план ГОЭЛРО (руководил разработкой планаКржижановский). Ленин назвал этот план«2 программой партии» и был рассчитан на 10-15 лет Съезд положил начало перспективному планированию экономики.

В годы НЭПачастный капитал в большей степени преобладал в торговле. В Петрограде было создано всего 6 концессий (совместных предприятий), так как иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране не стабильной. В 1922 г. Ленин послал телеграмму А. Хаммеру с текстом: « Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии!»

Социальная сфера также изменялась : появлялась красные наркомы – недавние революционеры – подпольщики и солдаты, красные директора – вчерашние рабочие и технические специалисты, приказчики и мелкие лавочники, «барышни» - бывшие курсистки и гимназистки, крестьяне – единоличники, «нэпмановцы», «совбуры», авантюристы, спекулянты . Но многие из перечисленных категорий были лишены избирательного права, не могли быть членами профсоюзов, т.е. находились за пределами советского общества. Зато уничтожена за время Гражданской войны только что нарождавшаяся русская буржуазия, у которой большевики отобрали все, но родился пролетариат.



5. Итоги НЭПа:

НЭП предоставил организационно – экономическую свободу человеку, дал возможность проявить инициативу и предприимчивость. НЭП оправдал себя. Значительные темпы экономического роста страны объяснялись использованием дореволюционного промышленного и с/х потенциала в промышленности – введением в эксплуатацию уже имеющегося оборудования, которое не использовалось ранее, в с/х – восстановление заброшенных земель – «восстановительный эффект» - результаты казались высокими по сравнению с полностью разрушенной страной.

- к 1928 г. страна по основным экономическим показателям достигла уровня 1914 г .;

- улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих;

- заработная плата рабочих достигла 94% от 1914 г .

Продолжительность рабочего дня – 7 часов при 6 дневной раб. неделе ;

Более всего активизировалась торговля;

К 1925 г. валовый сбор зерна на 20, 7 % превысил среднегодовой сбор в благоприятные для России годы- 1909-1913 г. г;

К 1927 г. был восстановлен довоенный (1914 г. (уровень животноводства);

В селе преобладали середняцкие хозяйства - 60%, бедняков - 22-26%, батраков – 10-11%.

Увеличился экспорт хлеба за границу;

6. Недостатки НЭПа:

Но всеже в целом ощущалась резкая нехватка пром. товаров , что приводило в росту цен , безработице, наличию городских нищих, нехватке жилья, аграрному перенаселению, наблюдались медленные темпы экономического развития, жесткий контроль большевиков над экономической ситуацией, крупная промышленность находилась у государства, существовали очень высокие налоги, отсутствовали юридические гарантии предпринимательской деятельности (население скрывало доходы, не в банках держало деньги, а в «кубышках» ), дробление крестьянских хозяйств , что приводило к уменьшению производства товарной продукции, импорт промышленной продукции был в 2р. меньше , чем на 1914 г.

Кризисы НЭПа: 1923 г.. 1925 г., 1927 г.

Причины кризиса НЭПа:

Причины свертывания НЭПа:

Было очень многолюдей, которые был ярыми приверженцами идей социализма, и считали НЭП предательством ;

- зарождение командно – административной системы, при которой все основные распоряжения спускаются «сверху» и исполняются, не обсуждаясь, и в тоже время, рост бюрократического аппарата (1917 г.= 1 млн. чел.; 1921= 2 млн., низкая квалификация кадров подталкивала к этому), формируется тоталитарной государство и культ личности Сталина;

Конфликт между социалистической моделью политического развития и практически капиталистической экономикой;

Нэп изначально рассматривался как временная переходная мера;

Нэп не гарантировал бескризисного развития;

Повод к отказу от НЭПа – кризис хлебозаготовок 1927-1028 г.г.

Основные противоречия НЭПа:

1. Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение всего) вступала в явное противоречие с практикой НЭПа (рынок и частная собственность).

2. Лозунги «Смычка города и деревни», «Подъем сельского хозяйства», т.е. – провозглашение союза пролетариата с крестьянством вступала в противоречие с реальной практикой (с/х рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности. Крестьяне понимали, что он практически за бесплатно кормят рабочих и государство и не хотели сними контактировать).

3. Политическая практика РКП9б) – ВКП9б) противоречила провозглашенному ею принципа экономического плюрализма.

4. НЭП порождал имущенственное и социальное неравенство.

Альтернативы НЭПу:

1. Е. П. Преображенский . В Росси не было создано резервов, т. к. не было колоний, поэтому «внутренним резервом» (внутренней колонией) должно выступить крестьянство».

2. Н. И. Бухарин , главный редактор «Правды». Крестьянство является главной опорой страны, поэтому необходимо быть в союзе с ним, его необходимо всемерно поддерживать, обеспечивать кр-ву возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая формы рыночного обмена.

Оценка НЭПа Лениным : это временный тактический ход, как вынужденное отступление, вызванный неблагоприятным соотношением сил, это вынужденная передышка перед решительным штурмом высот коммунизма (в оборот был пущен оборот «экономический Брест»). Но в 1921 г. Ленин говорит, что НЭП – это всерьез и надолго.

Политический смысл НЭПа.

Можно предположить 3 варианта развития политической ситуации в годы НЭПа, за которыми стояли многие люди:

4. В России должны были, как т в экономике установиться демократические формы правления.

5. НЭП – измена уделам Октябрьской революции, поэтому в политике необходим жесткий контроль.

6. Эволюционное постепенное развитие.

Ленин и его сторонники рассматривали НЭП как вынужденное отступление , вызванное неблагоприятными условиями. Это вынужденное отступление от идей социализма перед штурмом высот коммунизма («Экономический Брест»). Но уже осенью 1921 г. Ленин заявил, что НЭП «всерьез и надолго» , якобы – это был заранее спланированный ход, а не вынужденный и постепенно социалистический экономический уклад вытеснит частный капитал.

Становление 1 - партийной системы.

На 10 съезде РКП(б) было принято решение не только о начале НЭПа, но и резолюция «О единстве партии» , по которой было запрещено создание групп, фракций, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Это означало введение единомыслия .

В июне - августе 1921 г. по предложению председателя ВЧК Дзержинского был проведен открытый суд над эсерами . Они обвинялись в организации заговора с целью свержения Советской власти, пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, контрреволюционной пропаганде. 12 подсудимых были приговорены к смертной казни, но под давлением общественности, казнь не была осуществлена.

В июне 1923г. ЦК РКП(Б) была разработана инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками » . На суд над меньшевиками большевики не решились, но стали притеснять и слово «меньшевик» стало ругательным.

Постепенно идет сращивание гос. и парт аппарата. Наиболее значимые решения сначала продумывались и обсуждались в тесном кругу большевистских лидеров (Политбюро ЦК РКП(б ) – Зиновьев. Каменев, Ленин, Сталин, Троцкий, кандидаты в Политбюро – Бухарин, Калинин. Затем решение принималось на заседании Центрального комитета РКП (б) и только после этого все эти вопросы закреплялись решениями гос. органами власти. Впрочем, в них были те же лица: Ленин – председатель СНК, Калинин – председатель ВЦИК (с марта 1919), Троцкий – народный комиссар по военным и морским делам, Сталин – народный комиссар по делам национальностей, Каменев – зам. Председателя СНК.

1. События весны 1921 г. были оценены В. И. Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти», так как:
а) против политики ЦК выступило большинство низовых партийных организаций;
б) была создана крупная эсеро-меньшевистская организация;
в) против политики большевиков выступили крестьяне, питерские рабочие и моряки Кронштадта.

2. В период нэпа были осуществлены следующие меры:
а) введение продразверстки;
б) денационализация промышленности;
в) создание концессий;
г) формирование рынка рабочей силы;
д) введение продналога;
е) сплошная национализация промышленных предприятий.

3. В годы нэпа частный капитал преобладал в:
а) тяжелой промышленности;
б) легкой промышленности;
в) торговле.

4. В период нэпа в Петрограде было создано всего шесть совместных предприятий (концессий), так как:
а) иностранные предприниматели считали экономическую и политическую ситуацию в стране нестабильной;
б) советские рабочие не желали работать под началом « империалистов »;
в) советская власть препятствовала деятельности иностранных фирм.

5. В 1922 г. В. И. Ленин послал телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии...» Это послание было адресовано:
а) Я. Серковскому;
б) А. Хаммеру;
в) Г. Форду.

6. Созданные в годы нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости, назывались:
а) кооперативами;
б) синдикатами;
в) трестами.

7. Значительные темпы экономического роста страны в период нэпа объяснялись:
а) широким привлечением иностранного капитала;
б) успехами частнокапиталистического сектора;
в) использованием дореволюционного промышленного и сельскохозяйственного потенциала.

8. Укажите, какие из перечисленных положений связаны между собой как причина и следствие:
а) рост числа чиновников;
б) рост населения в городах;
в) рост цен на промышленные товары;
г) аграрное перенаселение;
д) резкая нехватка промышленных товаров;
е) низкая квалификация государственных служащих.

9. В период нэпа в деревне обозначился рост хозяйств:
а) кулацких;
б) середняцких;
в) бедняцких.

10. Свои знаменитые слова: «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут» - Н. И. Бухарин адресовал:
а) крестьянству в целом;
б) кулакам;
в) нэпманам.

11. Идею проведения индустриализации за счет эксплуатации «внутренней колонии» - крестьянства в 20-е гг. выдвинул:
а) Н. И. Бухарин;
б) Е. А. Преображенский;
в) И. В. Сталин.

12. Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья:
а) И. А. Бунин;
б) М. Горький;
в) А. Франс.

13. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
а) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности;
б) наем за обусловленную плату на определенный срок земли, предприятий, помещений и т. п. для самостоятельного использования;
в) возврат государством национализированного имущества бывшим владельцам;
г) обязательная сдача крестьянами государству всех излишков сельскохозяйственной продукции по твердым ценам;
д) установленная государством обязательная плата, взимаемая с крестьянских хозяйств.
а) Аренда; б) денационализация; в) концессия; г) продналог; д) продразверстка.