Состояние русского государства в 12 13 веках. Новгородская земля (Республика)

Новгородская земля (Республика)

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.

Географическое положение

Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица - Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.

Карта Новгородской земли в 12-13 веках.

Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.

Географические соседи Новгородской республики:

  • Владимиро-суздальское княжество
  • Смоленское княжество
  • Полоцкое княжество
  • Ливония
  • Швеция

Экономические особенности

Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля . Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.

Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее.

Политическое устройство

Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.

Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

  • Князь - приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача - защита новгородской земли от внешней угрозы.
  • Посадник - глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
  • Тысяцкий - глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
  • Архиепископ - глава новгородской церкви. Задачи - хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.

Новгород Великий

Новгород - столица Новгородской земли, был основан в 9 веке как результат объединения поселков трех племен: чудское, славянское и мерянского. Город располагался по реке Волхов и разделялся ею как бы на 2 части: восточную и западную. Восточная часть называлась Торговой, а западная - Софийской (в честь собора).


Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.

Культура

Новгород - один из крупнейших городов своего времени. Не случайно его часто называют Господин Великий Новгород. В центре города располагался Софийский собор. Мостовые в городе были мощеными бревнами и постоянно обновлялись. Сам город был окружен рвом и деревянными стенами. В городе практиковалось деревянное и каменное строительство. Каменными возводились, как правило, церкви и храмы, одна из функций которых была - хранение денег.


В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Развивалось в княжестве и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития - реализм.

Основные события

Основные события в княжестве в 12-13 века:

  • 1136 - изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.
  • 1156 - самостоятельное избрание новгородское Архиепископа
  • 1207-1209 - социальные движения в Новгороде против бояр
  • 1220-1230 княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо
  • 1236-1251 - княжение Александра Невского

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. ее ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного « », датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его « и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет» , сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его « » рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника . Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает « » , датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — « » . Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена « » — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

К началу 12 века Киевская Русь уже была достаточно благополучным и развитым государством: стремительно развивалось народное хозяйство, появилась четкая система землепользования, происходило постепенное освоение новых сельскохозяйственных культур. Благодаря росту хозяйства, на Руси начала складываться система разделения труда, появилась более развитая социальная структура общества, экономика и общественный строй приблизились к типично средневековым.

Несмотря на развитие экономики, в политической жизни государства назревал кризис. Прежде всего, это было связано с ослаблением власти Киева и ростом независимости отдельных княжеств – вместо единого центра начали появляться местные центры-города, объединяющие вокруг себя небольшие территории на разных концах государства.

Внутренняя политика Руси в 12 веке

Изменения, происходившие во внутренней политике тесно связаны с ролью Киева и властью Киевского князя, которая стала ослабевать в начале 12 века. Причин для упадка Киева было несколько.

Во-первых, благодаря развитию новых торговых путей по всей Руси, важность пути «из Варяг в Греки» снижалась, принося все меньше прибыли Киеву. Во-вторых, благосостояние князей в других княжествах неуклонно росло, что давало им независимость от Киева и, как следствие, возможность проводить собственную политику. В-третьих, Киев на протяжении долгого времени был главной целью иноземных захватчиков – город постоянно осаждали кочевники, ситуация в регионе была нестабильной и зачастую опасной для жизни. Все это привело к тому, что князья из других регионов все меньше подчинялись воле Киева и становились независимыми.

Несмотря на ухудшающееся положение, Киев и титул Киевского князя все еще привлекал многих местных князей, что стало причиной междоусобных конфликтов. Попытки снова объединить Русь под властью Киева предпринимал Мстислав Владимирович – сын Владимира Мономаха – однако они не увенчались существенным успехом. В результате постоянного смещения власти в другие регионы Руси, уже к концу 12 века образовался новый политический центр – Владимиро-Суздальское княжество и город Владимир. Несмотря на неуклонный рост важности Владимира, вплоть до монголо-татарского нашествия Киев все еще оставался важным центром власти, а киевский князь имел политическое влияние.

Внутренняя политика Руси в 12 веке характеризуется назревающими междоусобными конфликтами и борьбой князей (и княжеств) за власть. Политика, а позднее и экономика потеряли свою централизованность.

Феодализм на Руси в 12 веке

Общество в 12 веке на Руси было разделено на свободных людей и зависимых, и связано это было, прежде всего, с земельными отношениями. К началу 12 века князья, которые раньше обладали большей частью земельных владений, стали передавать часть административных прав на свои земли боярам и монастырям. Таким образом князья освобождали себя от необходимости самолично собирать налоги со своих владений, а бояре и монастыри получали в пользование значительные территории.

Появилась система частного, боярского и монастырского землевладения. Между князьями, боярами и монастырями формировались устойчивые феодальные отношения. В свою очередь бояре нанимали для работы на землях крестьян или позволяли должникам отрабатывать долг, трудясь на земле. Феодализм развивался на более мелком уровне.

Внешняя политика Руси в 12 веке

Внешняя политика в 12 веке сосредоточилась на двух направлениях: борьба с кочевниками, которые постоянно осаждали границы государства, и попытки завоевать новые территории. Русские князья совершали регулярные походы против кочевников, а также пытались продвинуться в сторону Европы.

Культура и быт Руси в 12 веке

Традиционная русская культура только начинает формироваться, появляются новые виды ремесел, развивается зодчество и изобразительное искусство. Большое влияние на быт и культуру оказывает религия – недавно принятое христианство и не до конца искорененное язычество.

Основные события на Руси в 12 веке

  • 1100 г. - Витичевский съезд князей;
  • 1103 г. - Первый поход против половцев, позднее будет совершено еще несколько;
  • 1110 г. - Создание "Повести временных лет" ;
  • 1111 г. - Победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. - Владимир Мономах становится князем Киевским;
  • 1115 г. - Обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. - Новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. - Создание "Поучения" Владимира Мономаха;
  • 1125 г. - Смерть Владимира Мономаха, Киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125 - 1132);
  • 1128 г. - Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. - Первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. - Начало успешных походов на Литву (1131 - 1132 гг);
  • 1132 г. - Смерть Мстислава. Этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. - Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. - Волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. - Объединение Галицко-волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. - Княжение в Киеве Изяслава (1146 - 1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. - Первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. - Борьба новгородцев с финнами за Водь. Попытки суздальского князя Юрия Долгорукова отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. - Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя Галицкого;
  • 1152 г. - Основание Костромы и Переяславля Залесского;
  • 1154 г. - Княжение Юрия Долгорукого в Киеве;
  • 1157 г. - Восстание смердов в Киеве (1157 - 1159);
  • 1157 г. - Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 - 1174 гг.);
  • 1160 г. - Восстание новгородцев против Святослава Ростиславича;
  • 1164 - Поход Андрея Боголюбского на волжских булгар, Победа Новгорода над шведами;
  • 1167 - Мстислав Изяславич становится князем в Киеве;
  • 1169 - Захват Киева Андреем Боголюбским;
  • 1174 -Убийство боярами Андрея Боголюбского;
  • 1176 - Начало княжения Всеволода Большое Гнездо в Суздали (1176 - 1212 гг.);
  • 1185 - Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве;
  • 1197 - Роман Мстиславич объединяет Волынь и Галицию под своей властью.

Тест « Культура русских земель в 12-13 веках»

1.Князь Владимир Мономах являлся автором

1) «Поучения детям» 2) «Слова о полку Игореве» 3) «Одиссеи» 4) «Остромирова Евангелия»

2. Прочтите отрывок из труда искусствоведа Л. Любимова и укажите, о каком храме идет речь.

«Резное убранство занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар - полукруглых завершений фасадов, а затем все так же узорчато восходит к барабану. И так все стройно, так изящно распределено, так гармонично согласовано, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный дворец, сработанный искусным ювелиром по заказу сказочного владельца".

1) Успенском соборе во Владимире 2) Дмитриевском соборе во Владимире

3) храме Покрова на Нерли 4) церкви Спаса на Нередице

3.В правление Андрея Боголюбского во Владимире был(а) построен(а)

1) церковь Спаса на Нередице 2) церковь Святого Георгия

3) Софийский собор 4) Успенский собор

4. Наиболее распространенный материал для письма в Новгороде

1) телячья кожа 2) береста 3) бумага 4) доски

5. в каком году произошли события, описанные в «Слове о полку Игореве »?

1) в 1113 г. 2) в 1185 г. 3) в 1223 г. 4) в 1238 г.

6. Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор были построены

1) в Киевском княжестве 2) в Новгородской земле

3) в Галицко-Волынском княжестве 4) во Владимира-Суздальском княжестве

7 . Произведение «Слово о полку Игореве» посвящено

1) восстанию древлян против киевского князя в 945 г.

2) походу русских князей против половцев в 1111 г.

3) походу северского князя против половцев в 1185 г.

4) походу славян на Константинополь в 944 г.

8. Для художественных произведений XIl-XIII вв. характерна тема

1) объединения Руси 2) возвеличения киевского князя

3) прославления самостоятельности русских князей 4) покорности судьбе

1) «Сказания о Борисе и Глебе» 2) «Моления» 3) «Слова о полку Игореве» 4) «Поучения»

1) Агапит 2) Владимир Мономах 3) Даниил Заточник 4) неизвестен

10.Храм Покрова на Нерли был заложен в память

1) об умершем сыне Андрея Боголюбского

2) в память о походе на Киев Андрея Боголюбского

3) об убийстве князя Андрея Боголюбского

4) о Борисе и Глебе

11.Расположите в хронологической последовательности появление следующих произведений.

А) «Слово о полку Игореве» Б) «Слово о Законе и Благодати» В) «Поучение» Г) «Повесть временных лет»

12.Укажите название иконы, о которой идет речь . Икона типа «Умиление» была написана греческими мастерами и привезена в Северо-Восточную Русь Андреем Боголюбским в 1155 г.; стала покровительницей княжества.

1) Владимирская икона Божьей матери 2) Донская икона Божьей матери

3) икона «Дмитрий Солунский» 4) икона с изображением Бориса и Глеба

13.Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ярослав Мудрый

Б) Андрей Боголюбский

В) Владимир Мономах

Г) Александр Невский

1) крестил Русь

2) написал «Поучение» своим детям

3) победил немецких рыцарей

4) привез икону Божьей матери во Владимир

5) построил Софийский собор в Киеве

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

1.1

2.2

3.4

4.2

5.2

6.4

7.3

8.1

9.2

10.1

11. БГВА

«Слово о полку Игореве» 1185

«Слово о Законе и Благодати»1037-1050

«Поучение» 1117

«Повесть временных лет» 1110-1112

12.1

13.А 5,Б 4,В 2,Г 3

Использованная литература:

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времён до конца 16 века.

М, «Просвещение», 2006

Е,В.Симонова Тесты по истории России, М «Экзамен» 2013