Секреты усталости: как научиться отдыхать? Виды эмоций и чувств человека.

Невроз — способ выживания

Сегодня люди устают от жизни. Причины здесь внешние и внутренние. Внешние связаны со средой обитания человека, которая в мегаполисе патологична, противна человеческой природе. В прямом и переносном смысле человек оторван от земли. Любой городской житель интуитивно знает, какое удовольствие он получает от ходьбы по земле, а не по асфальту, от ходьбы босиком. Это связано с тем, что человеку необходимо разряжать свое статическое электричество, накопление которого приводит к перенапряжению. Во-вторых, видеоэкология и аудиоэкология. Взгляд человека в городе все время во что-то упирается, а в норме человек должен видеть свободный горизонт. Почему многие едут на море? Потому что там они интуитивно находят этот горизонт, безбрежность.

Видеоэкология — это и навязываемая реклама в городе, на которую мы вольно или невольно реагируем. Аудиоэкология — это и машины, и музыка из наушников соседа в метро, из ларьков, в магазинах и т. д. Музыка как насилие: эту музыку не я выбрал, но вынужден слушать. Все эти звуки противоестественны и потому болезненны. Посмотрите, как ваша кошка реагирует на звук пылесоса или рекламный крик в ТВ? И наоборот, почему, например, человеку хорошо в лесу, в горах, на море? Потому, что он оказывается в естественной среде, где и глаза, и уши получают то, для чего они были когда-то созданы.

Чтобы выжить в нездоровой среде, к ней необходимо приспособиться, то есть самому стать нездоровым. Поэтому невроз — в широком смысле, как повышенная степень тревожности, утомляемости, ранимости, депрессивность и т. д., которой страдают сейчас многие, — это нормальный способ адаптации к ненормальной среде. Другой способ приспособления — эмоциональная индифферентность (тупость) как реакция защиты.

Внутренние причины усталости от жизни экзистенциальны, связаны с самим человеком. Человек устает от себя, когда он себя не понимает, забывает, предает, когда он живет не свою жизнь, что очень многозатратно, потому что приходится тратить силы еще и на преодоление бессознательного сопротивления, нежелания так жить. Другая крайность — когда человек увлечен своим делом, и работа ему в радость настолько, что он пренебрегает заботой о себе.

Делите свой пафос надвое

Кроме души, у человека есть тело, которое он получил в дар вместе с жизнью. И за то, в каком оно будет состоянии, отвечает его хозяин. Заботиться о теле — его обязанность. За пренебрежение этим подарком, этим чудом творения приходится расплачиваться усталостью, бессилием.

Чем человек отличается от верблюда? Если верблюд надорвется и упадет, это ответственность погонщика, который его нагрузил. Если человек надорвется — это его ответственность. Потому что он сам взвешивает свои силы, решая, сколько на себя взять. Как понять свою меру? Я своим пациентам — людям, мучающимся от переутомления, — предлагаю простой способ: определить то количество дел, которые человек предполагает сделать, и поделить надвое. Полученное и будет объективной нормой для человека с точки зрения медицины. Допустим, я могу нести сто килограмм один километр. Значит, чтобы не надорваться, мне нужно нести пятьдесят килограмм.

Такое уполовинивание связано с тем, что мы способны остановиться только тогда, когда надорвемся. Неправильно реагировать на чувство усталости как на первый сигнал о том, что пора отдыхать. Когда мы чувствуем, что устали, отдыхать уже поздно! Тогда уже часто реабилитировать человека впору. Как вставать из-за стола надо, когда еще хочется есть, так и перерыв в работе надо делать тогда, когда тебе еще хочется продолжать, а не когда ты смотреть уже на это не можешь.

Такой подход позволит даже увеличить эффективность вашей работы. Рассмотрим это на примере графика соотношения времени, затрачиваемого на работу, и ее эффективности. На графике мы видим, что эффективность работы во времени растет довольно медленно, вначале идет раскачка, надо еще заинтересоваться, замотивироваться. А когда человек заинтересовался, эффективность растет логарифмически, резко, не в два, а в десятки раз. И столь же резко после пика эффективность падает. Что это значит? То, что 90 процентов своей работы я сделал за 10 процентов от всего затраченного на эту работу времени! И дальше человек работает уже на спаде, по инерции, тратит время, но эффективность очень низка. Именно на этой фазе человек чувствует усталость. Физиологически это можно объяснить так. Из школьной программы мы помним, что у наших клеток есть фазы возбуждения и торможения. На пике эффективности работы, то есть на половине нашего потенциала, клетки еще находятся в состоянии возбуждения. Расхода энергии не происходит, потому что клетки на стадии возбуждения как раз получают энергию, кислород, питание. Если в этот момент оставить данный вид работы и переключился на что-то другое, то через какое-то время продолжить прежнюю работу можно даже с более высокой точки эффективности, чем когда ее оставил, — на графике это обозначает линия пунктира. А когда уже надоело работать и ты бросил, ты по инерции будешь дальше падать. В клетках начнется процесс торможения, чувство усталости будет нарастать, на восстановление потребуется гораздо больше времени, и опять приняться за работу захочется не скоро.

Что поможет усталому мозгу?

Само представление об отдыхе у нас извращенное. Существительного «отдых» сто лет назад не было, в словаре Даля есть только глагол — «отдыхать». В нейролингвистике этот процесс называется номинализация, когда глаголы заменяются существительными, действия становятся предметом. Это признак потребительской психологии современного человека. Ведь предметы мы можем потреблять, а глаголы говорят о том, что надо что-то делать. Поэтому настоящий отдых состоит в переключении. Организм человека все время живет, функционирует, он не отдыхает от жизни. Меняются только фазы, ритмы его жизнедеятельности. В мозгу ночью происходит переработка, синтез информации, в теле в первую половину ночи расщепляются питательные вещества, во вторую половину и утром происходит очищение. Сон не является «отдыхом» в обывательском смысле слова, как «ничего неделание», это деятельность другого рода. Мышечная работа ночью минимальна, поэтому тело после примерно 7,5-8 часов сна начинает уставать от обездвиживания. Ведь клетке, чтобы хорошо себя чувствовать, нужно, чтобы она омывалась кровью. А кровь, особенно по периферическим сосудам и капиллярам, прогоняется в организме за счет сокращения мышц. Сердце не способно прокачать кровь во все сосуды организма, особенно капилляры. Поэтому примерно после 8 часов сна клетки нашего тела, в результате застоя крови, оказываются в состоянии избытка продуктов распада и недостатка питательных веществ и кислорода — т.е., они просто «прокисают». А человек ошибочно считает, что, если он проспит 10-12 часов, он выспится, наберется сил!

Качество сна больше зависит от качества пробуждения, чем от качества засыпания. Вы обращали внимание, как тянутся после сна кошки и собаки? До дрожи! Именно эти движения помогают быстро прогнать кровь. Вот и человеку хорошо потянуться до дрожи, перед тем как вставать, не вскакивать резко, но и не залеживаться, не более 5-10 минут на потягушки. Как только человек встал, ему нужен яркий свет и воздух. Почему трудно просыпаться зимой, осенью, когда день короткий? Наши ритмы сна и бодрствования регулируются гормоном мелатонином, который разрушается светом. Зимой света мало, поэтому мелатонина больше, мы сонливее. Поэтому, когда не хватает солнца, нужен яркий свет, чтобы мелатонин разрушился и организм перешел из фазы сна в фазу бодрствования.

Конечно, нельзя все всегда делать правильно, иногда нужно и калачиком свернуться, и поболеть иногда, как животные — имеют право в норке отлежаться, раны зализать. Но если такие периоды затягиваются, если мешают жизнедеятельности, тогда это тревожный симптом, на который надо обратить внимание.

Полноценный отдых — это переключение. Если я копал яму — мне хорошо на диване с книжкой полежать. А если я целый день просидел у монитора, глаза у меня устали, тело скрючилось — для меня как раз хорошо будет пойти яму покопать. Хотя даже и усталому мозгу не всегда для отдыха требуется отключать интеллект, потому что мозг большой и достаточно взаимозаменяемый как система. У каждой его клеточки свои функции, поэтому я могу вот сейчас пописать книгу, потом занялся составлением отчета, потом позанимался китайским или английским, — и в таком разнообразии занятий мозг будет разгружаться, потому что работать над каждым видом занятий будут разные клетки. Но важно все же интеллектуальное напряжение чередовать с физической активностью — прогулками на воздухе, гимнастикой.

Сегодня у людей проблема не в физической усталости, а в нервной, моральной, душевной, духовной, умственной. А пытаемся действовать мы, как будто устали физически. Я целый день просидел за столом, и у меня ощущение, что я валюсь с ног, что и создает иллюзию физической усталости. Но ее как раз надо преодолевать: не сваливаться с ног на диван, а сесть на велосипед, пойти в бассейн, в тренажерный зал, пробежаться по парку, — и тогда просто по ощущениям своего тела станет понятно, что никакой физической усталости у меня нет, а, наоборот, был застой, мне нужно было разогнать кровь, и теперь я получил «второе дыхание».

Это очень простые вещи, поэтому мы ими и пренебрегаем, а японцы, например, на работе всегда делают зарядку, в самых серьезных фирмах.

Когда я первый раз приехал в Италию в командировку, я увидел, как там работают. В свой первый день в Веронском университете я пришел в лабораторию, только-только начал заниматься, втягиваться в работу, вдруг смотрю — все побросали все и уходят. Я думаю: может, тревога, пожар? Оказалось, кофе все пошли пить. И это святое: пойти в 11 часов пить кофе, в 12 часов пойти на ланч, и гори все синим пламенем. И ничего, лучше нас живут. Такие же, в сущности, разгильдяи, как и мы, только счастливые, потому что они любят друг друга и любят себя, о себе заботятся.

Одним из видов переключений, ставшим уже традиционным, является хобби. Англичане придумали философию хобби как компромиссное решение для человека, которому получать и моральное, и материальное удовлетворение от работы чрезвычайно сложно. Хобби поддерживает баланс между «надо» и «хочу», дает человеку свободу и возможность реализоваться в чем-то личном без насилия, которое неизбежно в работе за деньги по определению. И это неплохо действует: я работаю, чтобы заработать деньги, которые я потрачу на свое удовольствие. То есть я сейчас посижу в офисе, получу зарплату, пойду покупать орхидеи и буду за ними ухаживать.

Еще одна актуальная усталость — усталость от одиночества. Человек существует только в отношениях с людьми. Такая усталость может проявляться в какой-то неясной неудовлетворенности, страхах, болезнях. В психологии есть такой термин — «поглаживание» как единица признания. Человеку с другим человеком необходимо такими «поглаживаниями» обмениваться, чтобы его чувства получали информацию о контакте. Почему «поглаживание»? Это самый первый способ передать человеку любовь. Новорожденный ребенок функционально практически слеп и глух, он получает информацию только через прикосновение. И взрослым и в прямом, и в переносном смысле нужны такие «поглаживания»: если мы поздоровались, мы обменялись «поглаживаниями»; ведь когда мы здороваемся, это не просто формальность, это означает, что я признал вас как личность. Вы мне ответили — вы меня признали как личность. И это тот минимум, который каждый может сделать для другого, чтобы человек рядом почувствовал себя менее одиноким.

Тема 12. Человек:

индивид, личность, индивидуальность

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

Человек в психологии.

Так кто же такой ЧЕЛОВЕК?

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Так что, человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек"" используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

В практике психологии человека изучают в нескольких аспектах (см. Схема 1).

Схема 1. Изучение человека в психологии

1. Человек как индивид отражает биологическую сущность. Все мы, как и все живое – часть природы. В данном аспекте рассматривают то, что дано человеку от природы, что делает его принадлежным к человеческому роду, изучается человеческий организм, его строение и как это влияет на психику.

2. В то же время, человек – это всегда активное существо . Даже когда мы спим, отдельная часть нашего сознания не дремлет, продолжает переваривать воспринятую за день информацию. Да и человек всегда занимается какой-либо деятельностью, общается с другими людьми, размышляет, проявляет психическую активность (познавательную активность),

3. Третий аспект изучения человека связан с тем, что ребенок появляется на свет не изолированно, а сразу попадает в общество , которое тут же начинает предъявлять к нему свои требования. Начиная с того, что ребенку дают имя, и с детства учат: так можно поступать, а так нельзя, с рождения ребенок воспринимает социальные роли (сына, дочери, воспитанника детского сада, школьника и др.) и т. д. Это все относится к человеку как к личности – социальному существу.

4. И все выше перечисленное складывается в неповторимую индивидуальность каждого человека . Любой человек уникален. Каждый из вас уникален.

Но как соотносятся эти понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

Индивид и личность.

û Как вы думаете, что такое личность?

û Всякого ли человека можно назвать личностью?

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В связи с этим возникает вопрос об особенностях подхода к личности в психологии.

Важной задачей психологической науки ставится обнаружение психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.

Вы, конечно же, никогда не завали себе вопроса, чем индивид отличается от личности, поскольку эта тема вряд ли волновала вас хоть сколько-нибудь. Однако чем старше вы становитесь, тем серьезнее ваше отношение к миру… а может быть, вы просто услышали краем уха спор о том, кого же можно назвать личностью, а кого – нет? Как бы там ни было, вопрос поднят – значит, нужно выяснить ответ.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет малыша позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду.

Можно с уверенностью сказать, что вы – индивид. Как и ваши родители, и учителя, и тот высокий парень из соседнего дома, и красивая девушка с верхнего этажа… Однако младенец в коляске тоже является индивидом, так что гордиться вам особо нечем: это привилегия человека от рождения – быть не особью, подобно животным, а индивидом, и для того, чтобы попасть в эту категорию, нужно просто иметь руки, ноги, голову и все, что есть у человека (додумайте сам).

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид.

Индивид (от лат. неделимое) – это единичный представитель человеческого рода (вида homo sapiens), конкретный носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом (скелетно-мышечное строение, обеспечивающее возможность прямохождения, овладения речью, нервная система с определенным строением головного мозга и пр.). И вместе с тем в понятии «индивид» указывается и на то, что это единичное существо, отличное от других (индивидные признаки различны у людей – строение тела, цвет волос, особенности нервной системы и пр.).

Основные характеристики индивида:

Возрастно-половые:

Возраст и фаза жизни;

Половой диморфизм (мужской, женский пол);

Индивидуально-типические:

Конституционные свойства (особенности анатомии человека, строения тела);

Нейродинамические свойства (тип нервной системы, свойства мозга и пр.);

Цвет глаз, волос и пр.;

Биологические потребности (в еде, безопасности и т. д.);

Задатки;

Активность.

Высшая интеграция индивидных индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Как мы выяснили, индивидность связана прежде всего с природными образованиями, с организмом человека, его строением. Это то, что закладывается у человека во внутриутробном развитии. В целом природные, телесные свойства составляют предпосылку и условия развития его внутренних, психических качеств, присущих человеку. Например, определенное строение гортани и связок отвечает за то, что человек может говорить, а кто-то и прекрасно петь.

От индивида к личности.

û Ответьте, является ли новорожненный человек личностью? Можно ли говорить о личности жи­вотного?

Быть индивидом хотя и приятно (все-таки не особь, правильно? – уже хорошо), но не особенно почетно: надо же как-нибудь выделиться из общей массы вам подобных, но как это сделать? И что получится в результате? А вот это как раз ключевой вопрос! Индивид, то есть человек, который не желает делать все так, как другие, думает, чувствует и действует по-своему, не боится иметь собственную точку зрения, постепенно превращается… в личность ! То есть личность является индивидом, а вот индивид может не быть личностью – печальная, между прочем, картина.

Однажды Плакса, Озорник, Тихоня и Очкарик задумались – а что, собственно, выделяет их из толпы им подобных? В конце концов, таких школьников, как они, очень много, кое-кто из них даже внешне похож на эту четверку. Но ведь они же особенные, разве нет? «Наверное, я знаю, в чем дело – твердо заявил Очкарик. – Ты, Плакса, очень ранимая девочка, ты умеешь сопереживать другим, это хорошо. Ты, Озорник, мастер на всевозможные выдумки, и это прекрасно. Тихоня у нас очень добросовестная девочка, с любой работой справляется только так. Ну, а я… - Очкарик замялся, - я очень умный… и только попробуйте с этим не согласиться!!!»

û Подумайте, а чем вы выделяетесь из толпы себе подобных?

Являясь на свет как индивид, человек приобретает особе социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К. Марксом. Он определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств.

û Если дать описание личности человека в Древние времена, в средние времена в Западной Европе, в современные года в Северной Америки, Африке и России, эти характеристики будут одинаковыми? В чем будет их специфика?

Личностные особенности не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Личность рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Это социальная сущность человека.

Часто понятие личности разбивают на две категории: 1 ) личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личностью можно назвать конкретного человека, который является носителем сознания, способен к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строит определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Основные характеристики личности:

Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения, а также воля).

Опыт (знания, навыки, умения и привычки).

Индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

- Темперамент.

Способности.

Характер.

Мотивация и ценности.

Социальные потребности (в принятии человека и пр.).

Социальный статус и роли.

Сознательные цели.

Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Многие ученые (и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след.

û В этом контексте можно ли говорить о ЛИЧНОСТИ преступника?

Чем индивид хуже личности?

Да ничем не хуже. Просто он один из множества. Его не могут идентифицировать. Вот вспомните сказу о Царевне-лягушке. В начале сказки три брата – это три индивида, один от другого практически ничем не отличается: все трое следуют наказу отца и выпускают по стреле из луков, все трое приводят в дом молодых жен, пытаются угодить отцу и так далее. Зато в конце сказки мы уже ни с кем не перепутаем Ивана-царевича, он предстал перед нами во весь рост. А что же с его братьями? Они так и остались нераскрытыми для нас: кто из них женился на купеческой дочери, а кто на дворянской – не понятно. Да и не интересно, если честно.

Вообще индивид не вызывает в читателе желания узнать о нем побольше, тогда как личность приковывает внимание. Точно так же дело обстоит и в жизни – если вы ничем не выделяетесь среди окружающих, если вас ничего не интересует и вы не имеете собственного мнения и своего, оригинального взгляда на мир, то кому вы нужны? Кто захочет терять на вас свое время? Подумайте об этом!

Говоря о человеке, как о личности, мы выделяем целостность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Личность и индивидуальность.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляется понятие «индивидуальность». Чем эти два понятия отличаются одно от другого? Что же такое индивидуальность человека?

û Не заглядывая в дальнейший текст, можете ответить, как вы понимаете индивидуальность человека?

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей . Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность - это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессах, психических состояниях, жизненного опыта.

Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Важными являются и врожденные особенности человека, и его собственная активность в формировании своей неповторимости. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают ()

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную сущность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Само-делка

Хотите, что бы вас называли «сильная личность», «яркая индивидуальность»? Так в чем же дело?

Само-делка, или работа над собой, само-конструктор, решайте сами, как вам хочется называть процесс выковывания из себя личности и индивидуальности. Это не просто, но человек может справиться с любой трудностью, если захочет, конечно. Но главное для вас – понять, что такое личность и индивидуальность, разобрав эти сложные конструкции на отдельные блоки.

Как мы выяснили, личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся, и этот процесс за­нимает многие годы

Развитие личности - это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивид стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе , вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и фор­мирует прежде всего личность. И уже на первом году жизни у ре­бенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Одна­ко известно немало случаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались по­истине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вы­молвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антонови­ча с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отра­зилось на его умственных способностях: он не умел говорить и про­изводил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Также не становились личностями дети, похищенные и вы­кормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отноше­ния с окружающими людьми, с коллективом , с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее осо­бенности. Именно в деятельности складывается необходимое един­ство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

Важны и цели, которые ставит перед собой человек. Точнее говоря, развитие лично­сти направляет цель жизни . Это очень знакомые слова, но вдумай­тесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто же­лание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, со­ставляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями че­ловеческой культуры - идеалами и духовными ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей приводит к формированию духовного ядра личности, ее нравственному самосо­знанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается.

Задание. Разбираемся в терминах.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор-; нал координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем­перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель­ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли­зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

û Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Если да, то в чем она проявляется?

Новые понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Проверочные вопросы.

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Как соотносятся понятия «человек» и «индивид»? Докажите, что человек как индивид подобен всем другим людям и одновременно отличается от них.

3. Как связаны исторические условия, в которых проживает человек, и формирование из него личности?

4. Выделите те факторы, которые необходимы для превращения индивида в личность.

5. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни? Являетесь ли вы такой личностью?

6. Как соотносятся понятия личности и индивидуальности?

7. Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Обоснуйте свой ответ.

8. Нарисуйте и опишите свое представление о связи понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

9. Выберите верный ответ

9.1 Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности, б) целеполагание, в) приспособление к среде обитания, г) взаимодействие с окружающим миром.

9.2. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция, б) физическое и психическое здоровье, в) принадлежность в виду homo sapiens, г) особенности внешности.

10. Являются ли дети-маугли личностями? Обоснуйте свой ответ.

11. Выскажите свое мнение по поводу высказывания: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проверочные задания.

Литература и источники

1. Рогов человека. – М.: Владос, 2001.

2. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.

3. Яровицкий В. Мой первый учебник по психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011.

4. Грецов психология для девочек. – СПб.: Питер, 2007.

5. Дьяченко словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6. Немов: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

7. http:///obh/00066.htm

8. http:///obh/00150.htm

9. http:///difpsi/fxiepe. htm

10. http://cito-web. yspu. org/link1/metod/met121/node3.html

11. http://www. *****/for-students/cards/general-psychology/.html

12. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

13. http://www. *****/?Article=142

14. http:///psiforum/4--/

Диагностика личностных особенностей

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. Русалова online

По данной ссылке предлагается пройти серьезный психологический тест В. Русалова на выявление формально-динамических свойств индивидуальности. Опросник содержит 150 вопросов. Online форма позволяет быстро пройти методику и тут же (без регистрации и SMS) узнать результаты.

Если вы решите пройти данный опросник, и не поймете некоторых терминов в выводах, напишите преподавателю, и он объяснит, что означают полученные по тесту результаты.

Это интересно знать

Упражнения на самопознание личности

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой! Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется крат­кость и образность. Приводится пример: псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисун­ки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся ха­рактеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пя­тибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокуп­ности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно "знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимает­ся как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания ху­дожественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объ­ектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рожда­ется у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предла­гает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к создан­ному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими су­ществами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмени­ваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень - умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местнрго значения», они должны постараться при­влечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек вни­мание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая ею взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Да­вайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в
группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им: «характери­стику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих уз­нали быстрее всех, и, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

В нашем мире все взаимосвязано - день и ночь зависят от положения Земли относительно солнца, приливы и отливы зависят от луны, но самая очевидная и многообразная связь - это связь между людьми. У многих есть семья, работа, друзья, люди выполняют различные социальные роли, но что именно связывает людей? Чтобы разобраться и найти ответ, следует посмотреть на этот вопрос с разных сторон.

Любовь

На первый взгляд самой очевидной связью между людьми является чувство взаимной привязанности. Любовь, которая возникает между мужчиной и женщиной может быть разной, но чаще всего такая связь остается крепкой и продолжается на протяжении всей жизни. Любовная связь двух людей поддерживается разными эмоциями и чувствами - это и страсть, и уважение, и помощь, и взаимопонимание. Любимые люди стараются прощать партнерам их ошибки и промахи, поддерживать в трудную ситуацию. Люди, которые любят друг друга стараются вместе преодолевать трудности и идти по жизненному пути.

Семья

Для многих семейные и родственные связи остаются главенствующими на протяжении всей жизни. Это очень просто объяснить - однажды став матерью, отцом или дедушкой, вы уже никогда не перестаете им быть. Профессиональную карьеру можно поменять, но семейная роль остается, что бы ни случилось.

Очень часто в семье, где есть дети, между матерью и ребенком образуется очень тесная связь. Появившись еще до рождения ребенка на свет, такая связь становится невидимой нитью, которая связывает мать и малыша. Многие утверждают, что связь между матерью и ребенком может быть настолько сильной, что эмоции возможно почувствовать на расстоянии - мама может чувствовать боль или радость своего ребенка, знать, если он попал в беду еще до того, как об этом узнают остальные члены семьи.

Отношения в семье включают в себя множество ролей и строятся на базе широкой палитры чувств. Семья - не только продолжение рода, но и особая форма социального института. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений между людьми и устанавливаются модели поведения.

Социальные роли

Ни один человек в обществе не выполняет только одну социальную роль. На протяжении всей жизни люди оказываются в разных ситуациях, в которых они примеряют на себя все новые роли. Люди обладают различными социальными позициями и по-разному реагируют на предписания общества. На модель поведения человека оказывают влияние многие факторы: статус в обществе, профессия или вид деятельности, а также личная мотивация.

Дружба

Дружба между людьми - одна из самых распространенных видов связи. Дружба зарождается с первой встречи между людьми в том случае, если они сошлись интересами и испытывают взаимную симпатию и интерес друг к другу.

Теплые дружественные отношения могут возникать между людьми независимо от их возраста, пола и социального положения. Так, ошибочным считается принципиальная невозможность дружбы между мужчиной и женщиной, стариком и подростком. Возможно, это редкие формы дружбы, ведь необходимо иметь общие интересы и увлечения, но в случае, если общение между людьми доставляет удовольствие - дружественные отношения не имеют преград.

Среди других видов дружественной связи различают детскую дружбу, которая характеризуется несколькими отличительными признаками. Дети не обременены профессиональными и социальными ролями, поэтому свободно дружат с теми, кого выберут. Обычно друзьями дети становятся очень быстро, но при этом любая ссора может разрушить дружбу. Очень часто оказывается, что школьные друзья остаются друзьями на всю жизнь.

Эмпатия

Особенность эмпатии состоит в способности человека сопереживать другому, понимать его чувства. Способностью к эмпатии обладают все люди, но степень эмпатического влияния остается разной - от обычного эмоционального отклика до глубокого погружения в эмоциональное состояние другого человека. Эмпатия - это своего рода ответ одного человека на поступок, речь, жесты и мимику другого человека. С точки зрения социальной значимости развитые эмпатические навыки особенно важны для тех, чья профессия связана с работой с людьми - руководители компаний, чиновники, продавцы и менеджеры.

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Невероятные факты

Удивительно, но если вам кажется, что у вас мало друзей, то это не признак одиночества. Зачастую, люди, страдающие от одиночества, ведут очень активную социальную жизнь, и онлайн в том числе, но они все равно испытывают чувство изоляции и отрыва от других людей.

Психология говорит о том, что причины и реакция на одиночество зависит от темперамента человека, от того, как он может контролировать свои эмоции. Причем выглядит это у разных людей тоже по-разному.

Специалисты факультета психологии при Чикагском университете сказали об одиночестве, что это бедствие, которое является результатом расхождений между воспринимаемыми и реальными социальными отношениями.



Другими словами, речь идёт о разочаровании. Вы не чувствуете себя тесно связанными с определенными людьми, не испытываете тех эмоций, которые должны у вас быть по вашему мнению, и это вас расстраивает.

Это проблема ожиданий против реальности. Но это не соответствует тому, как мы обычно воспринимаем одиночек, поэтому может быть сложно отделить чувство одиночества от чего-то другого.


Однако, несколько научных исследований потрудились выяснить, что же характерно для большинства одиночек. Если в чем-то вы узнали себя, то это может быть более сильный показатель одиночества, чем если у вас нет планов на субботний вечер.

Признаки одинокого человека

1. Вы много покупаете



Оказалось, что между шопингом и одиночеством есть интересная связь. Исследование, продолжавшееся шесть лет с участием 2500 человек, показало, что у одиноких людей гораздо сильнее желание приобретать имущество, они также сильнее сосредотачиваются на материальных благах, пытаясь заполнить пустоту.

Автор исследования Рик Питерс (Rik Pieters) подчеркивает, что "общественно несвязанные" люди часто предаются материалистическим занятиям, чтобы найти свой кусочек счастья и хотя бы на время поднять себе настроение.

Исследователи еще не выяснили, есть ли обратная зависимость, то есть влияет ли материалистический фокус на одиночество, но то, что одинокие люди – это серьёзные покупатели, однозначно.

2. Вы любите сериалы и разные многосерийные шоу



Исследование, проведенное в Техасском университете в Остине в 2015 году, показало, что существует связь между чувством одиночества и любовью к телевизионным сериалам. Исследователи причислили эту человеческую особенность к категории легкой зависимости, в которой вещество (сериал, шоу и т.д.) используется для того, чтобы отвлечь людей от чувства одиночества и депрессии.

Если вы заметили, что стали больше смотреть телевизор и переключать много каналов, возможно вы социально изолированы.

3. Вы не чувствуете себя отдохнувшим



Проведённое в 2011 году исследование в Южной Дакоте, в котором приняло участие 100 добровольцев, анализировало привычки сна людей, а также связь сна с чувством изоляции и беспокойства.

Оказалось, что чувство одиночества было очень хорошим предсказателем того, что у человека будет нарушен сон, хотя и непонятно по какой причине. Возможно, наличие у человека чувства социальной безопасности означает, что он будет меньше лгать о своём состоянии.

Признаки одиночества

4. Вы любите долгий горячий душ и ванну



Это интересно: оказывается, что человек отождествляет чувство социальной безопасности с теплом в буквальном смысле слова. Серия исследований в 2013 году показала, что люди, испытывающие чувство одиночества с большей вероятностью будут принимать длительные горячие ванны и душ, потому что это помогает им чувствовать себя лучше.

Наш самый первый опыт социальности – это объятия с родителями, а тепло от душа или от пухового одеяла, снова помогает человеку почувствовать себя хорошо.

5. Вы часто простываете



Физическая изоляция и одиночество связаны с множеством различным проблем со здоровьем, но одна из самых ярких – это ослабленная иммунная система по сравнению с таковой у социально удовлетворённого человека.

То есть у одиноких людей иммунная система слабее, она легче поддаётся воздействию бактерий и вирусов, поэтому такие люди более склонны стать жертвой частых простуд.

6. У вас есть друзья, которые жалуются, что чувствуют себя одиноко



Согласно исследованию 2010 года, одиночество в некоторых социальных кругах является вещью заразной. Если вы знаете одиноких людей, особенно если они из вашего круга, то вы скорее всего также будете испытывать чувство одиночества, особенно если и вы, и знакомый одиночка – женщины.

Это может показаться парадоксальным, но борьба с одиночеством – это не только иметь друзей.