Сценарий игры «Поле Чудес» для детей. Василёк, барвинок нежный

Сценарий игры для летнего лагеря при школе: Поле чудес

Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Назначение: данный сценарий можно провести в летнем лагере, может быть интересен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования, работникам клуба, которые ведут работу с детьми во время летних каникул, учителям биологии, географии, начальных классов.
Описание: данная разработка составлена для проведения игры «Поле чудес», которая посвящена теме «Цветы России». В ходе игры дети будут отгадывать авторские загадки о цветах, познакомятся с цветочными легендами. В паузах между турами можно: прочитать стихотворение про цветы, спеть песню или станцевать танец цветов. Всё это на усмотрение руководителя. К игре составлена мультимедийная презентация, которая поможет детям увидеть красоту цветов. После того, как цветок отгадан, он появляется на экране.
Цель: пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.
Задачи:
1. Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах.
2. Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления.
3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе.

(Каждый тур проводят три человека: ведущий и два ассистента. В нём участвуют по три ребёнка, которые отгадали загадки при отборе игроков в соответствующий тур. В финале принимают участие победители I, II и III туров. После каждого этапа ведущий и его ассистенты меняются.)
Ведущий: Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете цветы нашей необъятной Родины. Для этого мы проведём игру «Поле чудес». Все у нас, как в настоящей передаче «Поле чудес»: угадывать слова надо по буквам и тройки игроков, и игра со зрителями, и игра финальная и призы, и барабан будете крутить. Чтобы попасть в тройку вам угадать загадку надо. Кто первый ответ назовет, тот в тройку и попадет. Только вы слушаете до конца загадку, а кто знает ответ, поднимает руку.Ведущий и его помощники будут внимательно следить, кто из вас первым поднял руку.
Загадки для отбора игроков на I тур.
Ведущий:
Загадка 1
Раз на клумбе у окошка.
Бросили мы горсть картошек.
Летом выросли цветы
Необычайной красоты.
(Георгины)


Загадка 2
В себя влюблённый очень,
А сам любить не хочет.
Средь цветов он просто принц.
Не опускает вниз ресниц.
(Нарцисс)

Загадка 3
Мои лепесточки,
Словно ноготочки.
А моё названье
Назовёте правильно?
(Календула)


(Игроки занимают место за барабаном)

I тур

Ведущий. Это цветочное растение распространено и у нас. Цветет весной. Оно очень знаменито. В поэме «Сады» Жана Дамиля ему посвящены такие строки.
Так житель Гарлема один, закрывши дверь,
Без сна и отдыха, по суткам, как влюбленный,
Ждет с трепетом, когда распустятся бутоны;
Он караулит сад, как падишах - гарем,
Делиться красотой не хочет он ни с кем;
Стараясь выведать соперников секреты,
Готов не пожалеть любой цены за это,
И, как скупец, свой клад бессменно, круглый год,
Изысканный... ревниво бережет.
1-й ассистент. Много легенд ходило об этом цветке по Европе. Известно из легенды, что за выведение какого- то особого сорта этого цветка была объявлена премия в 100 000 гульденов золотом.
2-й ассистент. Не забыл отметить этот цветок и знаменитый Александр Дюма в своем творчестве.
Ведущий. Что это за цветок? (Тюльпан.)


Чтец.
Тюльпаны .

Глухая пустыня:
Пески да пески.
И вдруг мы застыли:
Пред нами-цветки!
Палящий здесь зной,
Царит немота,
Но рушит покой
Цветов красота.
И пусть низкорослы
Их крепкие станы,
Ребенок и взрослый
Признает тюльпаны.
Цветки их так ярки,
Как пламя, горят,
Душевным подарком
Стал их наряд.
И знают все страны,
Об этом поют:
Всегда всем тюльпаны
Счастье несут.
Загадки для отбора игроков на II тур.
Загадка 1
Что это за чашка по воде плывёт?
Блюдечко зелёное, но чай никто не пьёт.
(Кувшинка)


Загадка 2.
Я как звёздочка лучистая,
Расцвела под небом чистым.
Пусть и осень на дворе,
Пригожусь я ребятне.
(Астра)


Загадка 3
Я в бархатной одёжке
В кафтанчике с застёжкой.
Стою на кошачьей лапке.
Здоровье моё в порядке.
(Бессмертник)

II тур

Ведущий. Это цветочное растение может цвести и ранней весной и поздней осенью. Упоминание о нем находят в египетских папирусах, в сочинениях Соломона, Гомера, Гиппократа. Известно, что задолго до нашей эры из его цветков делали благовония, лекарства, изысканные приправы к еде.
1-й ассистент. Но больше всего растение ценили как естественный краситель, им пользовались цари, а в Китае даже существовал закон, запрещающий пользоваться этой краской всем, кроме императора.
2-й ассистент. Греческая богиня зари, прекрасная Эос, тоже облачалась в золотисто-желтые одежды, окрашенные краской, полученной из этого растения.
Ведущий. Как этот цветок называется? (Крокус.)


Чтец.
Крокус-маленький цветок.

По земле весна гуляет,
Снег в сугробах быстро тает,
Травка новая растёт,
Крокус снова расцветёт.
Крокус маленький цветок,
Словно звёздочки сынок,
Лепестки свои раскроет,
Снегом вешним их умоет.
Носом жёлтеньким чихнёт,
Запах пчёлок привлечёт.
Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.
Загадки для отбора игроков на III тур.
Загадка 1
В день 8 марта к маме
Мы идём домой с цветами.
Но боится так мороза
Наша жёлтая… (мимоза)


Загадка 2
Вот стоят звоночки в ряд,
Ветер дунул- не звенят.
Что же это за цветочки,
Молчаливые звоночки?
(Колокольчики)


Загадка 3
Пышный куст в саду цветёт,
Привлекает ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пионы)

III тур.

Ведущий. Этот цветок в переводе с греческого означает «жемчужина». У многих народов он является эмблемой доброты и сердечности. Известен с давних времен.
1-й ассистент. О его происхождении существует много красивых легенд. По русскому преданию, в эти растения превратились жемчуга с ожерелья Любавы, разорвавшегося, когда она кинулась встречать Садко, желанного жениха своего.
2-й ассистент. Эти цветки могут быть махровыми и немахровыми. Начинают цвести весной и при прохладном лете цветут до глубокой осени.
Ведущий. Что это за цветок? (Маргаритка.)


(Можно исполнить танец цветов)
Игра со зрилем
Ведущий. В начале XVII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул слово, которое по-гречески означало «звезда». С тех пор этот цветок и стали называть ….
О каком цветке идёт речь? (Астра)


Чтец
Астра

Цветок моего дня рожденья,
Тебе улыбаюсь всегда, –
Природы искусной творенье,
Осеннего сада звезда.
Как память минувшего лета,
Нарядна, мила без затей, –
Ты словно живая примета
Из прошлого жизни моей.
И пусть осень листья срывает, –
Вдали от мирской суеты
Под солнцем октябрьским сияют
Приветливой астры цветы!

Финал

Ведущий. В переводе с древнегреческого название этого цветка означает «радуга». Этот изумительно красивый и нежный цветок по богатству окрасок сходен с радугой: белая, желтая, розовая, коричневая, синяя и фиолетовая. Есть двухцветные сорта. В Древнем Египте его разводили еще в XV-XVI вв. до н.э., и он считался там символом красноречия. Это один из самых любимых цветов в Японии, любят и выращивают его и у нас, в Псковской области.
1-й ассистент. Почитают это растение не только за красоту цветов, но и за аромат корня.
2-й ассистент. Вытяжки из корней некоторых видов этих растений применяют для приготовления высококачественных духов, ликеров, вин и кондитерских изделий.
Ведущий. Как называется это растение? (Ирис.)


Инсценировка стихотворения "Ирис"
Ирис


Не фиалка, не левкой
и не амариллис,
Распустился над рекой
величавый ирис.
Он сказал своим друзьям:
Ирис:
Просто не прилично,
Оказалось – вырос я
из луковки обычной.
Левкой:
Ты не прав,

– сказал левкой.
Левкой:
в корне, совершенно:
Вырос ты, мой дорогой,
из луковки волшебной.
(Ведущие и вожатый награждают победителей игры и благодарят всех детей и взрослых, принимавших участие в подготовке и проведении праздника).


Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Много интересного вы узнали про цветы нашей Родины.Они украшают нашу Землю. Нам с вами надо беречь и приумножать эту красоту.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Чтец
Если я сорву цветок

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы.

Сценарий игры «Поле Чудес» для школы, лагеря или детского досугового центра.

Для игры «Поле чудес» потребуется барабан. Он может быть и маленьким, если в студии есть видеокамера, наведенная на него, и экран. Это поможет демонстрировать движение барабана и выпадающие очки. Также потребуются буквы для слов, а дл них, в свою очередь, крепление. Буквы поверх должны закрывать перекрытия как в передаче. Барабан должен быть поделен на 40 секторов. Очков может быть от 5 до 250. Барабан должен вращаться достаточно долго. За это время ведущий должен успеть пообщаться с участниками.

Также на секторах должно быть несколько вариантов «Приз», а также «Шкатулки». Буквы на креплении должны открывать помощники ведущего. Их может быть от 2 до 5. Это могут быть участники разного пола. Чтобы они правильно открывали буквы, у них должны быть подсказки, которые им выдают за кулисами. Игра состоит из трех туров, финала и суперфинала. Всего 5 частей. На игру потребуется 1 главный приз, а также 9 утешительных призов. Утешительные призы выдаются всем. Еще потребуется 1 суперприз.

Еще должно быть около 5 заготовок для сектора «Приз». В этом случае участник покидает поле чудес, если он выбирает приз, а не дальнейшую игру.

Участников для викторины лучше подобрать заранее. Но если контингент достаточно сообразительный, то можно провести игру со зрительным залом, чтобы подобрать 9 участников. Они будут участвовать по трое в трех первых турах.

В финальной игре участвуют победители из трех предыдущих туров. В суперигре участвует победитель финала. Согласно сценарию, победитель может отказаться участвовать в суперигре.

В перерывах выступают танцевальный состав, вокальный коллектив и вокальное соло. Паузы устраиваются между тремя первыми турами.

Ведущий начинает мероприятие с приветствия.

Вопросы для того, чтобы определить участников:

1. Как называется прибор, который передает изображение, а также звук беспроводными способами? Ответ: телевизор.

2. Как называется бобовое со створчатым укрытием для плодов, у которого бывают разноцветные урожаи? Ответ: фасоль.

3. Какому виду личинок нужно для питания несвежее мясо? Ответ: опарыш.

4. У какого животного с длинной шерстью маленький хвостик и закрученные рога? Ответ: овца.

5. Запасной вопрос для спорных случаев: Где находились мифические висячие сады Семирамиды? Ответ: Вавилон.

Когда участники будут выбраны, ведущий должен познакомиться с ними, узнать основные сведения – класс или место работы и др.

Вопрос первого тура: В какой стране впервые была использована единица измерения метр? Ответ: Франция.

Ведущий дает уточняющую информацию, что это был не метр в настоящем виде, но тогда этот термин активно применяли. В современных единицах это очень мизерная часть метра. Настоящие единицы измерения во Франции это лье и миля.

Вопрос второго тура: Какой итальянский композитор написал знаменитую оперу «Бал-маскарад»? (при задавании вопроса нужно дать кусочек из самой оперы, который является наиболее популярным. Ответ: Джузеппе Верди.

Вопрос третьего тура: Возле границ этого государства оказались крестоносцы, когда захватили Иерусалим. В этой стране находится одно из чудес света. Ответ: Египет.

Нужно уточнить, сказав, что собственно речь о городе Каире.

Вопрос финала: Как называет себя человек, который утверждает, что не верит в бога? Ответ: атеист.

Вопрос суперигры: как теперь называется искусство и мастерство, прародителем которого было станочное плетение? Ответ: ткачество.

Запасной вопрос: как называются собранные вместе географические карты? Ответ: атлас.

По завершении суперигры ведущий прощается и желает всем успеха.

Василёк, барвинок нежный,

Незабудка, алый мак,

Мята, ландыш белоснежный,

Одуванчик, тонкий злак…

Все цветы и травы эти,

Что с весною зацвели,

Это всё родные дети.

Кроткой матери-земли.

Горячо она их любит.

И, растя из года в год,

Греет, нежит и голубит

Тех, кто пал под ношей лет.

Чуть в лазури засверкает

Вешний луч и стужи нет,-

И малюток выпускает

Мать-земля на божий свет,

Чтоб весна из них соткала

Для лугов пёстрый ковёр,

Чтобы их краса ласкала

И детей, и старцев взор,

Чтоб искал в них сходство с милой

Томный юноша-поэт,

Чтоб цвели и над могилой

В пору зимних непогод.

Игра Подскажи словечко»

Лето – чудная пора, детвора кричит …(ура).

Нам и реки, и леса дарят летом чудеса.

Кто же чудо совершил – лето в сказку …(превратил)?

Сделал кто весь мир таким – звонким, радостным, цветным?

Стала вся земля кругом ярким, красочным … (ковром).

Где под куполом небес зеленеет пышно лес,

А вокруг растут цветы, небывалой … (красоты).

Средь колосьев у реки засинели … (васильки)

И, приветствуя ребят, колокольчики … (звенят).

Как приятно бегать нам по ромашковым …(лугам)!

Вдруг по зеркалу реки заплясали поплавки,

А вокруг чисты, легки лилий белые … (цветы).

Словно солнечные зайчики, золотятся … (одуванчики).

Пчёлки весело летят на медовый аромат.

В мир добра и красоты превращают всё … (цветы).

Поле чудес

I тур

Этот цветок в разных уголках России носит разные названия: котелок, звоночек, голубок, орлик, песочник, чеботочек. Он часто служит ночным пристанищем для множества букашек. В просторном полом куполе скрываются от дождя и ночной росы насекомые. А в соответствии с языком цветов количество этих цветов в букете указывают на час свидания…


колокольчик

II тур

Среди множества названий этого цветка есть такие: поповник, ворожба, пуповки, солнечник. Научное название – «римская трава». Настоящее название его – нивяник, но в быту его всегда называют другим, ласковым словом, путая с другим, очень похожим цветком.

ромашка

III тур

У этого цветка много названий: пустодуйка, летучка, пухлянка, ветродуйка. Он отличный медонос. Один гектар земли, засеянный этими цветами, может дать до пятидесяти килограммов мёда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье. Это настоящий кладезь витаминов .

одуванчик

Игра со зрителями

Этот цветок растёт в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия. По преданию, в его соке кузнецы закаливали клинки, которые после этого были лёгкими и гибкими и свободно рубили железо и камень.

Есть древняя легенда: однажды богиня Флора спустилась на землю, чтобы одарить именами растущие на ней цветы. Дав имена всем растениям, она уже хотела удалиться, но вдруг услышала тонкий-тонкий слабый голосок: «Дай и мне какое-нибудь имя, Флора». Она поняла, что забыла о каком-то цветке, оглянулась, но никого не увидела. Снова собралась Флора уйти, но этот же голос опять жалобно пропищал что-то. Приглядевшись, Флора увидела крохотный цветок, дала ему название и наделила чудесным свойством возвращать память тем, кто забыл свою родину, своих близких.

незабудка

Финал

Как гласит легенда, этот цветок появился на земле необыкновенным образом. Когда Афродита купалась в море, некие смельчаки решили подсмотреть за нею. Рассерженный Зевс превратил их в эти цветы…

Немцы почему-то называют этот цветок странным именем – «мачеха». У них есть трогательная история, чем-то напоминающая сказку Андерсена. Самый крупный и красивый лепесток этого цветка – это мачеха. Два других лепестка, чуть поменьше, тоже очень красивые, - её родные дочери. А два невзрачных, скромных маленьких лепестка – это падчерицы. Мачеха сама росла на верху цветка, своих дочерей приблизила к себе, а бедных падчериц обижала и держала внизу. Но один добрый волшебник наказал злую несправедливую женщину: он перевернул цветок, так что падчерицы оказались наверху, мачеха – внизу, а у дочерей выросли усы (тёмные чёрточки на лепестках…)

анютины глазки

Суперигра

Этот цветок древние германцы посвящали языческой богине восходящего солнца, лучезарной зари, предвестнице весны Отаре. В честь её на Пасху зажигались костры и устраивались празднества, на которых все девушки и юноши украшали себя этими нежными цветами, белоснежными колокольчиками на тоненьких стебельках, как символом любви и счастья. Когда цветы увядали, их бросали в костры, жгли как приятную богине Отаре жертву.

ландыш

Игровые конкурсы

«Папоротники и русалки»

Существует поверье, что папоротник цветёт единственный раз в году в ночь на Ивана-Купалу. Тот, кто сумеет найти его в лесу, может найти клад. Но цветок этот охраняют русалки, которые выходят из воды и ловят тех, кто цветок ищет. Поймают – защекочут до смерти. Но вот вам защита от них: по всему лесу – заповедные, защитные цветочные полянки, где русалки не имеют силы. Смельчакам надо добежать до папоротника, сорвать цветок – и с ним, уже не опасаясь русалок, вернуться назад.

«Поиски клада»

Найденный сорванный цветок папоротника поможет вам найти клад среди цветов, растущих на поляне. (На бумажных цветах бумаги написаны названия призов). Игра по принципу «горячо – холодно» - чем громче звучит музыка, тем ближе приз. Но назад идти нельзя, лишь вперёд, вправо или влево…

«Вьюнок»

В руках у ведущих – верёвка (стебель вьюнка), они бегают, извиваясь змейкой, свободной рукой пятная убегающих от вьюнка.

«Вьюнок – 2»

«Стебель цветка – нитка длиной около одного метра, «цветок и листья» - игроки. Задача – «обвить» предметы (кегли, стулья), огибая их так, чтобы стебель не порвался.

«Гадание на ромашке» (эстафета)

На лепестках ромашек с изнаночной стороны написано «любит» или «не любит». Необходимо добежать до цветка, сорвать лепесток, жестами и мимикой показать команде, что было написано.

Лишь после того, как команда отгадает и выкрикнет, что она поняла загаданное слово, игрок может возвращаться назад.


Сценарий мероприятия для школьников 11- 13 лет «Поле чудес. За здоровьем в сад!»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ : развить познавательные интересы детей в области использования лекарственных растений, в частности, садовых, познакомить с лечебными их свойствами.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- знакомить детей с лечебными свойствами растений сада;
- расширить кругозор детей;
- способствовать углублению и расширению познавательных процессов у детей;
- развивать у детей сообразительность, логику, быстроту мышления;
- воспитывать любовь к природе и ее защиту, бережное отношение к ней.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ. Данный материал могут использовать педагоги дополнительного образования и руководители кружков для проведения интересного, познавательного досуга детей.

Возраст детей – 11-13 лет
Оформление зала: натурные экземпляры различных фруктов, ягод, аппликации рисунков, буклеты с описанием фруктов, ягод, плодов, литература.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Педагог . Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашей интересной, интеллектуальной игре «Поле чудес», которая посвящена значению плодовых и ягодных культур для здоровья людей, в первую очередь, вашего здоровья.
Среди продуктов, которые употребляет человек, важное место отводится плодам, ягодам и фруктам. Это не случайно. Сегодня мы будем говорить о них, так как ягоды и фрукты – основные источники витаминов, минеральных веществ, органических кислот. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с фруктами и ягодами. Поэтому ягоды и фрукты должны быть в рационе каждого человека постоянно. Самые основные из витаминов – это витамин А, группы В, С, Д, Е и минеральные вещества, необходимые для роста и развития детского организма, содержатся именно в ягодах и фрукта. Если вы хотите быть закаленными, реже болеть, быть всегда бодрыми, быстрее выздоравливать, то обязательно надо есть фрукты и ягоды с большим содержанием витамина С. Это шиповник, цитрусовые, черную смородину и др. А если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит, вам не обойтись без ягод и фруктов, содержащих витамины В, в первую очередь – яблоки. Яблоки – самый ценный фрукт из наших садов. Они не переводятся почти целый год. Они придадут вам силу, помогут бороться с болезнями.
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов,
На твоем столе
Должны быть фрукты. ДА!
А называется наше «Поле чудес» символически «За здоровьем в САД!»
Правила игры вам знакомы, ведь в прошлом году мы часто проводили «поля чудес» на разные темы. Но я еще раз их вам напомню.
Игра проходит в 3 тура , в каждом участвуют три игрока. Игроки каждой тройки по очереди проводят жеребьевку и у кого выпал первый номер, составляет первую тройку игроков. У кого выпал второй номер, составляют вторую тройку игроков, и у кого выпал последний, третий номер, - соответственно третью тройку игроков. Я загадываю слово с указанным на доске количеством букв. Первый игрок первой тройки по очереди называет букву. Если буквы нет, участвует второй игрок, затем – третий.

Если при жеребьевке попала фишка «П» - игрок может рискнуть: взять приз и покинуть игру или отказаться от приза и продолжить игру. Если при жеребьевке выпала фишка со знаком «+», игрок может открыть любую букву. Если при жеребьевке выпала фишка «0», ход передается следующему игроку.
Игрок называет букву алфавита, которая по его мнению, присутствует с загаданном слове. Если она есть, я открываю эту букву, а игрок может назвать вторую букву. Если такой буквы нет в слове, игра передается следующему игроку и так дальше. Если игрок рискнет назвать слово, но допустит ошибку хотя бы в одной букве, он должен покинуть игру. За 3 правильно угаданные буквы игроку предлагаются две шкатулки: одна с призом, другая – пустая. Игроки, победившие в 1-м, 2-м и 3-м туре игры выходят в финал, победитель которого получает главный приз и может принять участие в «супер игре», в которой может назвать сразу три буквы.
Но перед началом каждого тура мы должны выбрать игроков каждой тройки. Поэтому мы проведем сначала отборочные игры. Я задам несколько вопросов, и первые три участника, затем вторые и затем третьи правильно ответившие на эти вопросы, составят первую тройку, вторую и, соответственно, третью команду игроков.

Итак. Слушаем вопросы.

Педагог . Вопросы для определения состава игроков первой тройки.
1. Это название фрукта одновременно и высших чиновников, правителей Древнего Китая, и вкусный сладкий фрукт, который родом из этой же страны. Что же это за фрукт, без которого не обходится один из любимейших наших праздников? (Ответ: мандарин)
2. Эта огромная ягода родом из Азии. В ее родстве и дыня, и тыква. В некоторых районах пустыни Калахари она является практически единственным источником воды. Да и мы летом вряд ли сможем обойтись без нее, ведь ее сок утолит нам жажду, и обогатит наш организм всеми необходимыми элементами таблицы Менделеева. (Ответ: арбуз)
3. Ягоды этого растения рекомендуется применять при болезнях в суставах, заболеваниях почек и мочевого пузыря, не обойдемся мы без нее и при простуде и кашле и даже используем листья для заживления ран. (Ответ: ежевика).

Педагог . Вот мы и собрали первую тройку игроков и я сейчас задам и нарисую на доске вопрос.

Вопрос . Эту культуру начали выращивать еще с XVII века. Еее выращивали за лечебные свойства и красоту в царских и монастырских садах. Но самое широкое применение эта культура получила после присоединения к России Кавказа, Крыма, Бессарабии, Средней Азии. В медицине образовалось целое направление – лечение этим растением: косточками, корнями, ягодами, соком, листьями, даже золой и водой из нее. А сухие ягоды так любит детвора! (Ответ: виноград)
Педагог . Вопросы для определения второй тройки.
4.Этот фрукт содержит много витамина С, а название он получил «индийские яблоки». Они были привезены в Европу Александром Македонским. Из 3000 штук его можно получить целеное эфирное масло аж 1 кг. В нем содержится суточная доза витамина С. Его применяют при авитаминозе, обладает он антитоксическим, противовоспалительным,обезболивающим,кровоостанавливающим действием. (Ответ: лимон)
5. Это растение не только садов, но и леса на разных языках называют одинаково. У поляков – «поземка», у немцев «Лесная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Ответ: земляника)
6. Сок этого растения используют как вяжущее средство для лечения желудочных заболеваниях, а также при бронхитах, ангине. А семена принимают при отеках, желтухе, сильном сердцебиении (Ответ: гранат).

Педагог . Итак, мы и собрали вторую тройку игроков и я сейчас задам и напишу на доске вопрос.

Вопрос . Масло из косточек этого садового растения обладает бактерицидным, болеутоляющим и ранозаживляющим действием (Ответ: облепиха)

Педагог Для определения третьей тройки игроков вопросы..
7. По содержанию витамина С эта болотная ягода с успехом может заменить лимон (Ответ: клюква)
8. Без этого растения не обходится ни один садовый участок, ни одна дача. Каких разновидностей его только не?! А по содержанию витамина С он может заменить и сладкий перец, и яблоки, и лимон. (ответ: черная смородина).
9. Бусы красные висят. Из кустов на нас глядят. Очень любят эти бусы дети, птицы и медведи. И ими лечат простуду, ангину, они являются потогонными и жаропонижающими. Ни один садовый участок не обходится без них. (Ответ: малина)
Педагог . Вот мы собрали и третью тройку игроков. И я задаю свой вопрос.

Вопрос . Этот сладкий, сочный и душистый фрукт, название которого заимствовано в русский язык из Голландского в XVII веке, а свое происхождение он получил от арабского. Он является изысканным деликатесом. Свое название он получил как «королевский плод». Его едят свежим, из него делают сок, нектар, варенье. Его сушат для приготовления компотов, киселей, муссов. А полезен он при малокровии, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Мякоть и косточки используют при изготовлении косметических средств, в средствах по уходу за волосами, а косточки – для приготовления миндальной воды. (Ответ: абрикос).

Педагог . Пока победители каждой тройки настраиваются на финальную игру, я проведу игру со зрителями и задам вопрос.

Вопрос . Этот фрукт намного больше тонизирует и приносит пользы чем кофе, потому что в нем много естественных сахаров и витамина С. Он лучше тонизирует и обогащает и приносит больше пользы организму, чем кофеин. Поэтому утром лучше съесть этот фрукт или выпить чашку свежего сока из него (Ответ: яблоки)

Педагог : А сейчас финальная игра, на которую я приглашаю победителей в каждой тройке игроков и задам вопрос.

Вопрос . Родина этого растения горные склоны Ирана и Гималаев. Теперь оно распространилось практически по всему земному шару, кроме зон вечной мерзлоты, тундры и пустыни. Ягоды его привлекают и птиц, и животных. Витамина в нем в 5-10 раз больше чем в черной смородине, и в 40 раз больше чем в лимонах. Плоды этого растения очищают кровеносные сосуды, улучшают обмен веществ, использую при малокровии, цинге, болезнях почек, печени, а из семян готовят лекарственное масло, не уступающее по качеству облепиховое. (Ответ: шиповник)

Педагог . В финальной игре выделился победитель, которому мы предлагаем сыграть в «суперигру» и ответить на вопрос.

Вопрос . Это необычная ягода. На вкус она сначала невозможно кислая, а через некоторое время становится очень сладкой. К тому же кусты этого растения приспособлены к защите ягод – они вооружены острыми шипами. Но если не побояться шипов или надеть прочные рукавицы, можно собрать целебные ягоды на вкуснейший компот, джем или варенье. Садоводы в Донбассе выращивают много сортов, а вообще их насчитывается более 500.(Ответ: крыжовник).

Педагог . Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо все игрокам. А теперь мы поздравим победителя и вручим ему приз за хорошую игру и все вместе пойдем за сладкий стол с чаем и различными видами варенья.

Цель: Развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края. Познакомить с лекарственными свойствами этих растений.

Задачи: Продолжать знакомить детей с лекарственными свойствами растений нашего края, воспитывать любовь к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.

Время проведения: 45 минут.

Возраст детей: 10-12 лет

Оформление: Выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации.

Ход занятия

Ведущий: Прежде, чем начать игру, послушайте отрывок из сказки.

… И пришла тогда девица к старой колдунье и попросила приворотного зелья, чтобы милого присушить, заставить его полюбить её. И сказала колдунья: «расскажу тебе, как волшебное зелье сварить. Да только делай так, как я велю. Встань на рассвете, умойся студеной водой да поклонись трижды по семь раз солнышку. Как оно вставать станет, соберешь травы, какие я тебе скажу. Да вари их с наговором, а подавай с поклоном и лаской».

Вы скажете. Что приворотного зелья не существует, что колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать все то, о чем ск5азано в сказке. Встань на рассвете, умойся холодной водой… Разве не закаливанию нас учат врачи? Прогуляйся по утреннему лесу в поисках нужных трав или даже просто без цели. Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернетесь: щеки разрумянились, глаза сияют – просто красавицы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, легкость, подвижность и бодрость!

Ну а теперь о самом главном «наговоре». Я думаю, что девушка, готовя варево, помешивая, должна приговаривать что-то вроде: «Варись травка вкусная, полезная, пусть любимый да поймет, что ему никто так не угодит так, как я никто так не постарается…». Ну разве может питье, приготовленное с такой любовью, не пойти впрок? А уж подавать с поклоном и лаской… Тут и говорить нечего! Это любимому приятно, каждое сердце тронет.

Пришел черед говорить о травах, которые входили в состав приворотного зелья. Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев Иван – чая, земляники, брусники, душицы, черники. Заварить и подавать по сказочным правилам. Напиток снимает усталость, поднимает общий тонус, после такого напитка человек словно сбрасывает с себя плохое настроение, становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет!

Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы и цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Березовыми почками лечат печень, а березовый веник выгоняет хворь в бане. Если чувствуешь себя плохо, кружится голова – значит, в организме не хватает витаминов. В этом случае поможет чай с плодами рябины. Перечислять целебные свойства растений можно долго и много. Об этом написано немало книг … но начнем игру.

Поиграем

Посередине зала стоит три стола, за которыми будет проходить игра. Выбираем три команды игроков по четыре человека в команде (возможны варианты: разное количество команд и количество игроков в команде). Выбирается жюри. (Жюри можно выбрать из педагогов, чьи дети участвуют в игре, либо из детей старших групп центра).

Ведущий: Чтобы выбрать первую команду игроков, я загадаю загадки. Четыре ребенка, отгадавшие первые четыре загадки, садятся за один стол. Это первая команда игроков (можно выбрать две, три или четыре команды по четыре человека)

1. Желтый и синий, поэтому он
Носит в названии пару имен.
(Иван-да-Марья).

2. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем
Пчел – нектаром от души
(Иван-чай)

3. На земле лежат листки,
Маленькие лопухи
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук
(Подорожник)

4. Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас
(Малина)

Четыре ребенка, отгадавшие четыре загадки, садятся за следующий стол. Это вторая тройка игроков.

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых
Запах крепкий и душистый
А её зеленый лист нам идет на чай
Что за травка, угадай?
(Душица)

2. Лист горбочком с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ)

3. Золотая середина, и лучи идут кругом
Это может быть картина, солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
(Ромашка)

4. Горькая травка и животу приправка,
И сама душиста и метет все чисто.
(Полынь)

Четыре ребенка, отгадавшие следующие четыре загадки, садятся за третий стол. Это третья тройка игроков.

1. Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платье в полоску.
Ты узнаешь… (березку).

2. По весне бывают ярки,
Все луга, поляны, парки
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты.
Угадайте, что же это? (Цветы).

3. Желтый цвет на ножке.
Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапах кошки.
Семена цветка легки.
Те цветочки – (ноготки).

4. Что за зонтик расписной
Появился под сосной?
Красная макушка
В беленьких крапушках.
Украшает лес и бор
Гриб – красавец (мухомор).

Первый тур

Разминка.

Ведущий предлагает перед началом игры провести разминку и дает командам следующие задания:

  1. Назвать летние цветы. (гладиолус, георгин, бархатцы).
  2. Назвать осенние цветы (астра, сентябринки).
  3. Назвать весенние цветы (ландыш, одуванчик, фиалка).
  4. Назвать полевые цветы (лаванда, часики, одуванчик, Иван-да-Марья).
  5. Назвать садовые цветы (пион, георгин, роза, ноготки, календула).

«Ботанические» загадки

  1. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  3. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)
  4. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза)
  5. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  7. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
  8. В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
  9. Под ярусом, под ярусом висят кисти с красным гарусом. (Рябина)
  10. Снесли птички синенькие яички, развесили по дереву: скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
  11. Стоит дерево кудряво, когти волчьи, кто подойдет, того и обоймет. (Шиповник)
  12. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
  13. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина красная и черная)
  14. Стоит Трошка, его ищут, а он молчит. (Гриб)
  15. Что не сеяно родится? (Трава)
  16. Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш)
  17. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, а кто подойдет, тот с собой понесет. (Репейник)
  18. Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  19. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
  20. Что цветет без цвету? (Папоротник)

Второй тур

«Загадки на лесной полянке»

Ведущий загадывает загадки о растениях, спрашивает, какая польза от этих растений. (За правильный ответ – фишка)

Ведущий: Много трав полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Вопросы:

  1. Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш. Делают капли от сердечной боли, успокаивающее средство)
  2. Ты растение не тронь, жжется больно, как огонь. (Крапива, останавливает кровь, отваром моют голову)
  3. Стоят сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка. Полоскать горло при ангине, ополаскивают волосы).
  4. Какие травы настаивают и пьют как чай? (Липа, малина, смородина, душица. Польза – витамины.)
  5. Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды? (Малина, клюква, брусника, липовый цвет, мать-и-мачеха).
  6. Дикой розой называют, как лекарство принимают. (Шиповник, богат витамином «С»)
  7. Соком какого растения сводят бородавки. (Чистотел)
  8. Когда цветет сирень – весной или летом? (Весной)
  9. Применяют спиртовой настой при болезни суставов. (Сирень)

Третий тур

Гадание на ромашке.

Предложить детям приготовленный из бумаги цветок ромашки с лепестками. На каждом лепестке написано задание. Капитан команды отрывает один лепесток с заданием и команды должны это задание выполнить.

1. Предложить детям спеть (или проговорить) песню, где есть название цветка или травы. Например:

Ягода-малина.
Калина красная.
Ой, цветет калина.
Белая черемуха душистая и другие.

2. Придумать несколько слов из названия одного цветка или травы (Например: ромашка, одуванчик, подорожник). Записать, посчитать, у кого больше.

3. На каждом лепестке написаны названия лекарственной травы или цветка. Дети получают задание придумать одну загадку про это растение, указав в тексте его лекарственное свойство. (Ромашка, крапива, подорожник, малина, смородина и другие).

Игра со зрителями

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит игру со зрителями.

Конкурс знатоков русских пословиц.

Ведущий произносит начало пословицы, а зрители должны закончить. (За каждый правильный ответ команде – фишка).

  1. Без корня и полынь (не растет).
  2. Без солнышка нельзя пробыть (без милого нельзя прожить).
  3. Бела береза (да деготь черен).
  4. Береза не угроза (где стоит, там и шумит).
  5. Будет дождь (будет и рожь).
  6. В июле на дворе пусто (да на поле густо).
  7. В июле овес в кафтане, (а на гречке и рубахи нет).
  8. Июнь с косой по лугам прошел, (а июль с серпом по хлебам пробежал).
  9. Красное лето – (зеленый покос).
  10. Тут дождя не просят, (а он идет, где косят).
  11. Что летом родится, (то зимой пригодится).
  12. Что летом соберешь, (то зимой на столе найдешь).
  13. Без охоты (нет работы).

Четвертый тур

Викторина «Иван-травник»

  1. Это растение помогает при глазных заболеваниях, им лечат язву желудка, астму, ожоги. Научное его название – алоэ. Как оно называется по-русски и почему? (Столетник. Название связано с крайне редким цветением этого растения в комнатной культуре).
  2. Это растение по-латыни называют «бетула». У него целебные почки, листочки, сок. Оно первым одевается в зеленый наряд. Назовите его? (Береза).
  3. Это растение обычно считают сорняком. Но сорняк этот очень красив. Кроме того, он помогает при болезнях печени и почек. Из него получают синюю краску для тканей. Назовите русское имя этого цветка – сорняка. (Василек).
  4. У этого растения целебные корни, поэтому по-русски его называют «корень жизни». Назовите его китайское имя. (Женьшень).
  5. Это растение входит в состав многих болеутоляющих лекарств. Его называют красивым итальянским словом «белладонна». А как это будет по-русски? (Красавка).
  6. Про какое растение говорят, что оно помогает при лечении семи болезней? (Лук – от семи недуг).
  7. Какое растение отгоняет нечистую силу и одновременно помогает при отсутствии аппетита? (Полынь горькая).

Игра окончена. Пока жюри подводит итоги, предлагаем детям посмотреть модный показ на тему «Летние цветы». Модели подготовлены заранее ребятами центра, каждая модель обозначает цветок. Например: незабудка, ромашка, и другие, придуманные детьми. Мальчик и две девочки одеты в хакасские национальные костюмы. Название: Хакасия – мой край родной.

В заключении награждение победителей и участников почетными грамотами, медалями каждому участнику и сладкими призами.