Ремонт фанеры. Как производится обработка фанеры? Как расслоить фанеру в домашних условиях

Уникальные рисунки фанерованных поверхностей заслуживают того, чтобы их ремонтировать, особенно покрытия старой мебели, для которой фанера подбиралась и отделывалась с большой тщательностью. К счастью, даже серьезные повреждения, если они ограничены небольшими участками, можно отремонтировать почти без следов. На старых фанерах наиболее часто встречающейся проблемой является «вспучивание» или поднятие, вызываемое разрушением ранее нанесенного анимального клея. Этот клей размягчается под воздействием тепла, и фанеру можно починить, растапливая клей теплым утюгом и вдавливая приподнятые участки. Между фанерой и утюгом надо поместить влажную ткань. Когда участок станет полностью плоским, положите на него кипу тяжелых книг, пока клей не усядется (обычно это время составляет несколько часов). Если клей утратил скрепляющие качества, придется разрезать фанеру, соскабливать его и наносить свежее клеящее вещество. Поверхностные изъяны, выемки и ожоги на старой и новой фанере исправляют при помощи заплат.

Устранение вздутий фанеры

Прорезание фанеры . Если фанера поднялась, в результате чего образовался «пузырь» на середине поверхности, сделайте кромкообрезающим ножом, направляемым металлической линейкой, диагональный разрез поперек структуры фанеры, проходящий через это вздутие. Сделайте второй диагональный разрез, пересекающий первый в середине вздутия, образуя букву X. Старайтесь не делать разрез непосредственно поперек структуры: в результате на отремонтированной поверхности останется заметная линия. Если вздутия небольшие, достаточно сделать только один длинный разрез.

Если фанера поднялась по краю поверхности, можно соскоблить старый клей с поверхности, не разрезая фанеру. Если соскоблить самую внутреннюю часть участка не удается, сделайте на фанере разрез либо параллельно структуре, либо по диагонали, если края параллельны этой структуре (см. рис.).

Устранение вздутий фанеры. Прорезание фанеры Устранение вздутий фанеры. Удаление старого и нанесение нового клея Устранение вздутий фанеры. Усадка клея и прокатка заклеенной поверхности

Удаление старого и нанесение нового клея . Используя инструмент с тонким гибким лезвием, например, шпатель, осторожно приподнимите одну полу вздутия или приподнявшийся край и заостренным лезвием кромкообрезающего ножа соскоблите старый клей с нижней части фанеры и верхней части нижележащей поверхности. Если фанера жесткая и нелегко сгибается, смочите ее несколькими каплями воды. Соскоблите клей под другими участками таким же образом, временами останавливаясь, чтобы отбить кусочки старого клея.

Когда внутренняя часть вздутия или поднявшийся край будут чистыми и высохнут, нанесите тонкий слой клея ПВА на нижележащую поверхность, используя клеевой инжектор, небольшой шпаклевочный нож или кисточку, чтобы добраться до внутренних сторон. После этого прижмите фанеру к месту и сразу же сотрите остатки клея.

Усадка клея . Прогладьте отремонтированный участок прокатчиком обойных швов, сначала с легким, затем с более сильным нажимом. Сотрите весь клей, выдавленный в результате этого, и покройте участок куском грубой оберточной бумаги. Положите плоский деревянный брусок, немного больший, чем отремонтированный участок, на бумагу и придавите его грузом (см. рис.), пока клей не высохнет. По другому варианту, можно зажать отремонтированный участок опоясывающим зажимом. Между зажимом и поверхностью поместите защитные деревянные прокладки.

Снимите груз и бумагу. Если кусочки бумаги приклеились, мягко снимите их стамеской, держа ее наклонным краем вниз. Нанесите на отремонтированный участок новую отделку.

Заплата из фанеры

Вырезание заплаты . Кромкообрезающим ножом, направляемым металлической линейкой, вырежьте из новой фанеры заплату, несколько большую, чем поврежденный участок. Спланируйте заплату так, чтобы ее структура шла параллельно структуре старой поверхности и как можно больше соответствовала ее текстуре. Чтобы не допустить образования видимой линии тупого среза на структуре, сделайте заплату в форме ромба (как показано на рисунке), если вы ремонтируете повреждение на середине фанерованной поверхности, или V-образную заплату, если она предназначена для расщепленных краев или углов. Вырезайте заплату повторяющимися легкими ударами ножа и немного скашивайте ее края внутрь, наклоняя кончик ножа в направлении заплаты под углом около 10° с тем, чтобы нижняя сторона заплаты была несколько меньшей, чем верхняя (см. рис.).

Разметка поверхности . Положите заплату на поврежденную поверхность, выровняв ее структуру со структурой поверхности, и обведите ее отточенным карандашом. С помощью линейки и кромкообрезающего ножа сделайте по каждой карандашной линии разрез, чтобы образовать углубление для заплаты. Скосите разрезы под углом 10° в направлении центра, как показано на рисунке. Разрезайте старую фанеру до самого конца, стараясь не сделать разреза за углами ромбообразного углубления.

Многие столяры добиваются тонкой подгонки, размещая новую фанеру на поврежденном участке и делая разрез через оба слоя одновременно. Этот метод является самым лучшим при работе на тонких современных фанерах.

Заплата из фанеры. Вырезание заплаты Заплата из фанеры. Разметка поверхности Заплата из фанеры. Расчистка углубления

Расчистка углубления . Начав с центра поврежденного участка и продвигаясь к краям, снимите старую фанеру внутри ромбовидного углубления стамеской, держа ее наклонной стороной вниз. Если фанера слишком твердая и не «расслабляется», слегка постучите по наклону стамески молотком. Соскоблите стамеской со дна углубления весь оставшийся клей и отложения грязи, временами останавливаясь, чтобы сбить затвердевшие части. Если поверхность под фанерой повреждена, выровняйте ее наполнителем для дерева. Прежде чем накладывать клей на заплату, дайте наполнителю высохнуть.

Подгонка заплаты . Положите заплату на углубление, чтобы уточнить ее размер, затем отделайте ее края напильником для точной подгонки. Старайтесь сохранить наклоны краев и подпиливайте только в направлении структуры, чтобы не снять углы заплаты. После ее подгонки нанесите кистью на дно углубления тонкий слой клея ПВА, прижмите заплату к месту, прокатайте ее и положите на нее груз.

Шлифовка заплаты . Когда клей высохнет, отшлифуйте немного заплату так, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью. Делайте это очень тонкой наждачной бумагой, обернув ею плоский пробковый или покрытый войлоком шлифовальный брусок с несколько округленными краями. Шлифуйте в направлении структуры, легко нажимая. Когда заплата окажется на одном уровне с поверхностью, нанесите на отремонтированный участок новую отделку.

Привет всем на палубе, коллеги!
Просмотрел еще раз статью про древесину и обнаружил, что не сказано самое главное. Породы породами, а в каком виде все это к нам попадает и как используется? Вот об этом сейчас и речь.
Первый вид древесных материалов - массив или пиломатериал. Бревно, брус, шпальная вырезка, обапол (горбыль), доска, брусок, тес, рейка. Первые три, как вы понимаете, нам не особо интересны. Нет, конечно, если у вас в сенях скромно стоит пилорама, тогда можно и бревнами побаловаться. Только я почему-то думаю, что у вас станочный парк скромнее, а потому про первые три речи нет.
Обапол или горбыль - крайняя срезка с бревна. Имеет одну плоскую и одну закругленную сторону, покрытую корой. Если учесть, что ее толщина колеблется от 10 до 40 мм, то для нас этот материал тоже пригоден к употреблению. Мы с вами оперируем другими размерами: 5, 10, 15 мм, а потому можем накроить из горбыля вполне пригодные рейки, планки и пр. заготовки.
Доска - пиломатериал, у которого ширина значительно больше толщины. Самые рапространенные толщины до 40-50 мм. Доски толщиной 5-15 мм и небольшой ширины с хорошей (гладкой) поверхностью называются - тес. Или планки.
Брусок - пиломатериал, у которого ширина и толщина равны между собой или незначительно отличаются.
Рейка - тот же брусок, только более тонкий.
Шпон - древесный материал, очень тонкий, очень широко используемый. Бывает двух видов: лущеный и строганый.
Лущеный получается на специальных станках, в которых круглое бревно ("карандаш") вращается и навстречу ему подводится такой "ножик", шириной равный длине этого " карандаша" и снимает с него (лущит) этакий непрерывный коврик толщиной, на которую отрегулирована подача (как правило от 0,5 до 1,5 мм) и шириной с этот "ножичек". Этот шпон рыхлый, с щелями и дефектами от выпавших сучков.
Строганый получают из подготовленных брусьев, поэтому листы равны ширине бруса на его длину. Нож длиной с этот брус движется возвратно- поступательно и сострагивает пластину. Шпон получается плотный, очень красивый. Толщиной от 0,2 и до 1 мм.
Как правило лущеный шпон производят из недорогих пород - осина, ольха. Строганый из более дорогих - береза, дуб, ясень, орех, махагони, груша, вишня и т.д.
Лущеный шпон идет на внутреннюю переклейку фанеры. Строганый шпон - материал для моделизма замечательный. И обшивку корпуса, и настил палубы и еще ряд работ ничем иным и не выполнить. Попутное замечание: при работе со шпоном (резке) учтите - он норовит пустить направление реза по слоям. Чтобы не испортить заготовку рекомендую одну сторону промазать клеем ПВА и дать высохнуть или наклеить слой бумаги типа газетной. Бумагу потом можно сошкурить, а на клей можно "приварить" утюжком (подробнее позже) деталь на место.
Из шпона изготавливается ФАНЕРА - очень доступный, очень удобный для нас материал. Толщина самая разная. Хитрецы финны из русской березы умудряются делать трехслойную фанеру начиная с толщины 0,6 мм, очень качественную. По качеству фанера бывает cтроительная, мебельная, авиационная (по возрастанию качества). Толще 10 мм с более толстыми (>5 мм) внутренними слоями чаще называют "сэндвич". Слоев может быть много. Каждый последующий слой перпендикулярен предыдущему. Переклейка выполняется на мощном синтетическом клее с горячим отверждением под прессом. Фанеру можно резать чем угодно по любому направлению. Кое-кто замачивает фанеру и расслаивает для получения шпона. Не надо, коллеги. Хорошую фанеру расслоить тяжело (клей хороший), а плохую для чего расслаивать? Часто фанеру (особенно в мебельной промышленности) сверху обтягивают ценными породами, наклеивают "рубашку".
Есть еще древесные материалы ДСП, ДВП, МДФ, но для моделизма они годятся только в качестве подставок. Не более.
Чтобы закруглиться с этой темой (нет, мы еще будем возвращаться к древесине в изготовлении палуб разных масштабов, решеток, блоков и много чего другого), сегодня расскажу легкий способ изготовления круглых деталей: мачт, реев, бушпритов и прочих рангоутных деревьев. Сразу начинается разговор: "у меня нет токарного..." А он и не нужен. Вспомним 4-й класс школы, уроки труда. Берем реечку сечением на 1-1,5 мм больше нужного диаметра, каждую сторону делим на четыре части и карандашиком прочерчиваем крайние четвертинки. Затем рубаночком,лучше "блошкой" сострагиваем уголок, ориентируясь на разметку. Получаем восьмигранник. Затем берем стеклышко (под окном, которое кто-то вчера разбил) и острым краешком снимаем (циклюем) оставшиеся ребрышки. После этого зажимаем заготовку в электродрель (ну, это сейчас в каждом доме), берем в руку кусок крупной шкурки (лучше на матерчатой основе), обхватываем заготовку и на ходу шкурим постепенно меняя шкурку на более мелкую. И зачем вам токарный? С опытом научитесь делать конуса и двойные конуса (для реев).

ИНСТРУМЕНТЫ.


Все руководства по судо- (и не только) моделизму начинаются с раздела "Оборудование и инструменты", и новообращенный, прочитав про верстак и прочие премудрости, слегка приунывает, но идет в инструментальный магазин с перечнем того, что нужно, и понимает, что дальнейший разговор дома примет направление "или я (мы) или моделизм". Как этого избежать? Попробую объяснить.
Во-первых, верстак. Для тех, кто занимается "пластиком", вполне заменим резиновым ковриком для резки, который, в свою очередь, может быть заменен на разделочную доску из плотного полиэтилена или что-нибудь аналогичное и полкой в шкафу с ящичком для мелкого инструмента. Для более габаритных моделистов вполне подойдет откидная доска за кухонным шкафчиком с опорной ногой. Тисочки и ласточкин хвост закрепятся на ней. Один мой ученик очень долго работал в салоне на полированном столе на подложке для резания и возражений ни у кого не возникало. А он строил парусники, деревянные. Главное - объяснить и соблюдать.
Во-вторых, инструменты. Если вы задумаете приобрести сразу все, что рекомендуют, то вы миллионер. А у нас, простых людей, инструмент накапливается постепенно. Многое делается самостоятельно. Например "бутылочники" свой инструмент делают самостоятельно. Не производят его и не продают. По мере рассмотрения мы будем говорить о самодельном инструменте и оборудовании. Итак...
1.Измерительный инструмент. Линейки. Только стальные. Деревянные и пластиковые - только материал для изготовления моделей. Одна маленькая и одна большая вполне достаточно для начала (15 и 40 см). Выбирая линейку, проведите ногтем по рискам: услышите щелчки можно брать. А то братья с дальнего востока насобачились делать риски краской. Стираются, да и сталь с добавлением сливочного масла - гнется и не только по плоскости, но и по ребру (не шучу). Ну, со временем, вам может понадобиться и метровая, но это потом. Возьмите на вооружение мысль: "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Инструменты покупаются не на один день.
2.Угольники. Только стальные, только с обушком. Хорош иметь один лекальный (плоский) для проверки.



3.Штангенциркули. Достаточно одного, только заточите ему остро губки. Будет работать как рейсмус, а когда поднатореете и как резак. Ну, еще раз напомню: ни в коем случае не пластиковый - цацка это для детей.



4.Режущий инструмент.
Этот инструмент много денег не потребует. В принципе можно обойтись и самодельными. А вот то, что можно недорого купить



Этот наборчик в магазинах в двух вариантах: один из них китайский и цанги у него пластиковые (вон те, синие), погибают очень быстро. Если у вас есть возможность выточить дюралевые, то берите. Я так и сделал. Хорош наборчик тем, что к нему можно наделать дополнительных лезвий. Нужно только найти стальных пластинок. На любом заводе можно найти обломки дисковых фрез. Сталь на них хорошая (Р9, Р18) "быстрорез" или "самокал"



Эти ручки тоже пригодны и тоже можно делать сменные лезвия самостоятельно.



Вот это более серьезные резачки-скальпеля со сменными лезвиями. Последние 18 лет я работаю в основном ими. Ручки покупаются один раз (только не пластиковые), они двух типов - большая и малая. Лезвия использую 4 типов: №25 и 26 для большой ручки и № 10а и 11 для малой. Нет, в каталогах их намного больше, но эти самые удобные для меня. Использую я их на полную катушку. Свежими режу мягкие материалы: бумагу, картон, тонкие пластики, пенопласт. Затупившиеся или с обломившимися кончиками не выбрасываю, а режу листовые металлы (медь, латунь, бронзу, алюминий) толщиной до 0,3 мм.



А вот самый любимый для тончайших работ - маленький, тонкий (хотя куда уж тоньше), очень острый. Марка BD-100 в художественных магазинах. Молодцы японцы. Ручка лучше металлическая - у нее прорези для лезвия глухие. Держат намертво. Лезвие отламывается от полоски так же, как у японского ножа.



А вот и он сам. У нас так и называют "японский нож". А у вас? Пригодный инструмент, причем учтите, что работать можно не только кончиком. Вся режущая часть работает прекрасно. При выборе обратите внимание на прочность и надежность защелки.
Хочу показать вам еще один ножик. И даже не только ножик.



Включает в себя стамеску, нож, резак по пластику и зверскую пилу. Ручка прочная, крепление надежное. Очень рекомендую.



Ну, а это - самоделки. Всю жизнь мы делали их. И даже при теперешнем выборе нужно кое-что бывает делать таким инструментом, которого просто нет. Рекомендации? А нет их. Сталь получше, заточка какая для вас удобна (вот я люблю правую фаску), ручка попрочнее и поудобнее.
Теперь возьмите самый острый нож и посмотрите на лезвие в микроскоп. Если лень идти до микроскопа, поверьте на слово: вы увидите множество мельчайших зубчиков. Этакую "пилу". Так вот любой рез необходимо делать скользящим движением, а не давить сверху вниз. Резать будет легче, а срез будет чище. И запомните золотое правило - "не работай на себя", т.е. на свое ТЕЛО: руку, ногу, живот. Много раз видел как опытные работники очень сильно травмировались. Самонадеянность, знаете ли.
Про стамески рассказывать не буду, и сами знаете. Единственное, что хочется сказать - полукруглые стамески частенько нужны, но в магазинах одна халтура - сталь плохая, заточка никакая. Хороши только наборы "мастерских Худфонда" для резьбы по дереву, но цены о-го-го. Раньше мы делали полукруглые микростамесочки из школьных перышек. И сталь ничего, и форма уже готова, и стоили копейки. Шлюпочки долбить - лучше не придумаешь. Я бы и сейчас прикупил, да только где? А вообще делайте инструмент сами, когда надо. Как-то мне понадобились тончайшие стамески 0,2-0,5мм. Знаете из чего сделал? Из хвостовиков лобзиковых пилок. Сталь-то ничего. Работали нормально.
5.Пилящий инструмент.
Ну, пилы, то есть. Нет, всякие там ножовки, продольные, поперечные, выкружные, лучковые рассматривать не будем. Поглядим на более модельные.


Шлицовки, т.е. обушковые пилы и пилочки. Широкое полотно, усиленное обушком, что не дает им гнуться. Размеры разные, назначение примерно одинаковое - тонкий ровный распил. Выпускаются специальные для моделистов толщиной 0.3мм, с хорошим зубом, но недолговечные. Доят нашего брата. Специальные для металлов имеют более мощное полотно.



Ну, а это лобзики. Наверняка всем известный инструмент. Какова у вас рамка неважно. Лишь бы была упругой. Главное - хорошие полотна. Самые хорошие - ювелирные. Недешевы, но работают - песня. Пилят металл до 2мм, не уходят самостоятельно куда вздумается. Хороши наборы пилок "Вольфкрафт" - 6 типов разных пилок для разных материалов.
Рамка с регулировкой хороша тем, что можно сломанную пилку использовать до последнего вздоха



Еще две пилки. Тоже японцы. Зубы зверские. Режут все (кроме металлов) и очень быстро. Но давно не встречаю в продаже. У нас во всяком случае. А жаль. Последние остались.

Последнее - кругорезы. Тот что желтый и поменьше ростом - для тонких и мягких материалов. А тот, что пострашнее приспособлен для работы в сверлильном станке (раньше был с ручкой). Гонял круги - только держись и руки береги от штанги. Даже из оргстекла 10 мм.


Напоследок: смотрите по сторонам и думайте над самодельным инструментом. Он наиболее интересен.

Изготавливая изделие, в котором присутствует фанера, столкнулся с тем, что от долгого и неправильного хранения ее «повело». Да так капитально повело, что лист фанеры можно использовать вместо гребного винта. На фото вырезаная из самой прямой части листа заготовка, и то, я думаю, всем все становится ясно.

После брожения по просторам сети, было решено попробовать выровнять фанерную заготовку.

Итак, нам понадобится:

  • Вода;
  • Тряпка;
  • Утюг;
  • Гнет.

Для начала, нужно найти ровную поверхность, достаточную для размещения нашей заготовки, размера. Берем мокрую тряпку и мочим ею места изгибов.

Вода будут охотно впитываться, поэтому нужно следить за тем, чтобы не переборщить. Иначе фанера может расслоиться. Даем немного полежать тряпке, и повторяем данную процедуру с обратной стороны. Когда фанера немного напитается, берем в руки разогретый утюг и смело начинаем прогревать размоченные места.По идее, тепло и вода делают фанеру податливой.

Пропарив таким образом лист кладем его на ровную поверхность под гнет. В качестве гнета я использовал ведра с водой и самодельную гирю. В таком состоянии оставляем нашего пациента до высыхания. В моем случае – на ночь.

Утром мой лист выглядит уже следующим образом:

В принципе, мне должно хватить такого результата. Если же необходимо получить еще более ровную поверхность, то данные операции можно повторить увеличив их интенсивность (я по неопытности осторожничал). И тогда у вас все должно получиться.

Фанера является материалом, который достаточно часто используется как на открытом воздухе, так и в помещениях. С помощью данного материала есть возможность выравнивать, уплотнять или утеплять поверхности. Однако обязательно должна быть произведена обработка фанеры. Материал можно обрабатывать как вручную, так и с помощью специальных станков.

Эпоксидная пропитка надежно защищает фанеру от расклеивания, но содержит аллергены, неблагоприятные для человека.

Для того чтобы защитить фанерный лист от влаги, лучше всего использовать эпоксидную пропитку, в таком случае верхний слой станет твердым. В результате будет обеспечена защита материала, благодаря которой он не будет расклеиваться. Однако следует учитывать, что данную пропитку лучше всего наносить, если фанеру планируется использовать в технических помещениях, так как у некоторых людей данное средство вызывает аллергию. Эпоксидная пропитка разжижается специальными растворителями. Данный вариант является надежным, но трудозатратным.

Другим вариантом обработки является акриловый лак. Он не имеет резких запахов и хорошо пропитывается. Если все же было принято решение использовать эпоксидную пропитку, то ее рекомендуется просушить строительным феном. После этого поверхность обязательно придется покрасить или проклеить, чтобы основание смогло выдерживать нагрузку прямых лучей солнца. Если нужно обработать большие объемы, то можно использовать лак для паркета.

Во многом обработка фанерных листов будет зависеть от конечных целей. В данном случае могут быть такие цели:

Акриловый лак не имеет резкого запаха и легко впитывается в фанеру.

  1. Техническая. Обработка фанеры для пола производится для того, чтобы сделать ее менее зависящей от влаги, менее горючей или усилить ее свойства изоляции.
  2. Эстетическая. В данном случае вопрос обработки фанеры связывается с различными декоративными моментами. Если есть желание получить какую-либо необычную поверхность, то рекомендуется использовать краски на акриловой основе. Если нет навыков рисования, можно нанять для данной цели специалистов или использовать трафарет. Если есть желание получить однотонное или двухцветное основание, то его надо будет первым делом покрасить, после чего покрыть лаком.

С помощью использования краски фанере для полов можно придать текстурный рисунок. Основание можно окрасить и полностью, без проявления текстуры материала. Цветные фанерные плиты можно использовать как при внутренней, так и при внешней отделке.

Не нужно торопиться с просушкой, так как фанеру для пола можно пересушить. В таком случае материал может начать гнуться, трескаться или ломаться. В большинстве случаев пропитка впитывается хорошо, материал по свойствам схож с кухонной губкой.

Элементы, которые понадобятся:

  1. Краска.
  2. Эпоксидная пропитка.
  3. Обыкновенная кисть или распылитель.
  4. Антисептик.
  5. Пила.
  6. Клей.
  7. Грунтовка.
  8. Мелкозернистая наждачная бумага.
  9. Пленка или бумага.

Особенности обработки

Если фанеру планируется использовать на открытом воздухе, то рекомендуется прокрасить две стороны материала. Краску при этом лучше наносить в несколько слоев, один из которых должен быть водоотталкивающим. Не стоит забывать про обработку торцевых частей. В данном случае краска будет использоваться не только в качестве украшения, но и в роли антисептика. Проще всего использовать специальный распылитель, который продается практически во всех строительных супермаркетах. Однако если нет возможности приобрести данное приспособление, то можно использовать обыкновенную кисть.

Фанеру обязательно нужно обработать специальной смесью. Это даст возможность избежать образования плесени и грибка. Также будет меньший риск того, что основание «посинеет». Чтобы исключить все возможные проблемы, дополнительно поверхность следует покрыть лаком. Перед выполнением данной процедуры материал можно прошлифовать специальной наждачной бумагой мелкой зернистости. Между этапами материалу нужно дать высохнуть. Также его следует очистить от пыли.

На сегодняшний день в продаже есть возможность найти специальные материалы, которые подготовлены под покраску. В таком случае грунтовку и шлифовку можно будет не производить. Такие фанерные листы нужно обклеить декоративной пленкой или бумагой, покрасить или покрыть лаком.

Вернуться к оглавлению

Распил и сверление

Сверла для фанеры: а – спиральные; б – перовые.

Распиловку следует производить с помощью использования дисковой или ленточной пилы. Чтобы была возможность получить ровный срез, нужно выполнить распиловку по всем правилам. Прежде всего распил нужно делать поперек направления волокон лицевой части материала, затем вдоль. Таким образом можно будет избежать расцепления углов. На лицевой части материала распиловку следует производить ленточной или ручной пилой, на обратной части — контурной или дисковой. Если используется круглый инструмент, то распиловку рекомендуется производить на высокой скорости и с небольшим коэффициентом подачи. В материал зубцы должны проникать не сильно.

Отверстия с ровными краями есть возможность получить, если будет использоваться хорошо заточенное сверло, которое оснащается передним резаком. Начинать сверлить нужно с лицевой части фанеры. Чтобы на обратной части не было расщеплений, следует использовать дополнительный лист в качестве подкладки.

Вернуться к оглавлению

Склеивание и шлифовка

Фанера без облицовки в большинстве случаев склеивается обыкновенным клеем для дерева. Выбирать клей нужно исходя из метода работы, содержания влажности во время конечной эксплуатации и необходимой прочности. Чаще всего используются такие клеящие смеси:

  • фенол;
  • полиуретан.

ПВА можно применять для монтажа фанеры внутри помещений. Данный клей имеет хорошую прочность склеивания. Фенол и эпоксидный клей есть возможность использовать в неблагоприятных условиях окружающей среды. Если фанеру нужно склеить с металлом, то следует использовать эпоксидный клей.

Приклеивать ламинированную фанеру не рекомендуется, так как такой материал не способен к длительному склеиванию. Если ламинированная фанера закрепляется клеящей смесью, то приклеиваемое основание понадобится прежде всего зачистить до слоя древесины. Сделать это можно с помощью использования наждачной бумаги. Приклеиваемое основание должно быть сухим и чистым.

Клей наносится равномерно на склеиваемые основания валиком или кисточкой. Желаемой силы давления можно достичь при помощи зажимов, винтов или гвоздей. Шаг между установкой гвоздей должен быть равен приблизительно 40 см. Излишки клея важно удалить до его высыхания. Перед нанесением клеящей смеси рекомендуется ознакомиться с инструкцией.

В большинстве случаев основание фанеры шлифуется грубой наждачной бумагой (№ 80, 90 или 100). Шлифовать нужно перпендикулярно текстуре древесины. Если нужна ровная обработка, к примеру, для качественного лакирования, шлифовку нужно производить наждачной бумагой мелкой зернистости в продольном направлении текстуры фанеры.