Рекомендации по развитию общения ребенка со сверстниками. Рекомендации по развитию диалогического общения детей со сверстниками

Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).

Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека - важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними - одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.

Диагностические исследования по изучению уровня развития общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками показали, что большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу. Хотя инициативные обращения детей к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но всё же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

В ходе исследования уровня развития общения детей со сверстниками мы выявили, что в данной группе общение дошкольников друг с другом находится на среднем уровне. Это неплохой результат для данного возраста, но всё же необходимо проводить систематическую работу по повышению уровня общения детей с ровесниками.

Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных, поэтому нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. Сотрудникам ДОУ и родителям детей мы рекомендовали формировать у детей положительное отношение к сверстникам, организовывать совместные игры детей с целью их обучения координировать свои действия и мирно разрешать возникающие конфликты.

Системный подход по применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возраста общения со сверстниками (см. рекомендации для родителей и педагогов ДОУ), сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных форм взаимодействия детей друг с другом.

Пояснительная записка.

Цель – помочь педагогам в работе, направленной на формирование внеситуативно-деловой деловой формы общения у старших дошкольников .

1. Раскрыть принципы работы воспитателя .

2. Дать понятие о специфике межличностного общения .

3. Помочь в организации занятий, режимных моментов, прогулок и деятельности детей.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми . Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Разработанные занятия и методический комплекс позволит оптимизировать процесс развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста .

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Работа с детьми в группе, преследует цель - обучить детей умениям общения с партнерами по игре и другим видам деятельности. Для управления этим процессом необходимо определить три этапа работы : диагностический, формирующий , контрольный.

Проводить работу по формированию внеситуативно-делового общения между детьми нужно с того момента, как только дети утром приходят в детский сад.

Начинать прием детей в группу можно с использованием волшебного котелка хорошего настроения, тогда у детей с самого утра появится заряд хорошего настроения. Приготовьте для этого приема красивую посуду в которой будете варить хорошее настроение и различные крупы, отрезы яркой бумаги. Когда ребенок будет заходить в группу предложите ему положить в котелок щепотку крупы или бумагу и назвать, что он хочет положить : улыбку, радость, счастье, радугу и т. п. Когда в группе соберутся все дети и каждый из них положит в котелок свою часть волшебного зелья, возьмите его и помешайте, а потом скажите детям, что вы поставите котелок на полку и аромат хорошего настроения будет наполнять группу весь день и никто в группе не будет грустить и ссорится.

Начинать прием детей можно с игры «Ласковое имя» .

Цель : способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению, к своему имени и к имени другого.

Вспомните, как вас ласково зовут дома, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых своих имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.

В течении дня в игровой деятельности можно использовать потешки, пословицы, стихи.

Пословицы :

Был бы друг – будет и досуг.

Без друга в жизни туго.

Верный друг лучше сотни слуг.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Дружба и братство дороже богатства.

Друг познаётся в беде.

Они такие дружные – водой не разольёшь.

Стихи :

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Мы друзья – два Яшки,

Прозвали нас «двояшки» .

«Какие непохожие!»

Говорят прохожие.

И должен объяснять я,

Что мы совсем не братья,

Мы друзья – два Якова,

Зовут нас одинаково.

Потешки :

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Шли с базара индюки,

Потеряли куль муки,

Индюки заплакали,

А козёл - дружочек

Подобрал кулёчек.

То-то рады индюки,

Ждут дружка на пироги.

Гуляя с детьми, используйте подвижные игры. Можно использовать следующие игры :

Игра «Крепкая дружба» - это коллективная эстафета. На игровой площадке, размечается линия старта , а в другом конце ставятся стулья.

Участников соревнования делят на несколько равных команд. Команды, выстроившись в шеренги, становятся перед линией старта .

По сигналу ведущего первые четыре игрока с каждой команды, взявшись за руки, начинают бежать в другой конец площадки, с правой стороны огибают установленный стул и возвращаются обратно.

Вернувшись «четверке» необходимо взять еще одного игрока, таким образом, уже пяти игрокам взявшись за руки нужно пройти дистанцию. Так игра продолжается, пока команды в полном составе, не пересекут линию старта с обратной стороны .

Победа достается команде, которой удалось первой пройти заданную дистанцию.

Игра Буря.

Цель : снижение негативных эмоций между участниками.

Эта игра помогает детям слотиться, почувствовать то, что чувствуют другие участники; вызывает ощущение, как после бури, которая прошла, и никто не пострадал.

Итак, все собрались, можно начинать. Потрите ладони, извлекая звук, похожий на начинающийся дождь. Участники вслед за вами должны повторять это движение.

Затем щелкаете пальцами, демонстрируя, что дождь усиливается. Участники повторяют за вами.

Дождь льет все сильнее и сильнее – похлопываете ладонями по коленям. К нему присоединяется гром, который создается потопыванием ног.

И, наконец, наступает пик бури – все вместе сильно топают ногами.

После этого буря начинает стихать, и нужно каждое действие проделать в обратном порядке : топот ног, похлопыванием ладонями по коленям, щелканьем пальцев и, в завершение, потирание рук.

Сообщите, что буря прошла, и вы можете продолжить играть.

Также для формирования внеситуативно-деловой формы общения используются занятия, которые проводятся в конце дня.

Занятие 1.

Цель : познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой) ; обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Задачи :

Воспитательная : воспитывать доброжелательность , уважительное отношение друг к другу.

Развивающая : развивать умение разрешать проблемные ситуации, ассоциативное мышление.

Обучающая : учить умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование : музыкальное сопровождение песня «О дружбе» И. Шаинского, мяч.

Ход занятия:

Дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам : «Нужно быть дружными, дружно жить»

А что значит дружба, друг? (ответы детей)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой) . Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

Воспитатель : Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем. Наша игра называется «комплименты» . Сейчас я дам Ване мяч и скажу комплимент. Ваня, ты очень добрый мальчик. Ваня передает мяч следующему игроку и тоже говорит комплимент и так пока мяч не вернется снова ко мне.

Воспитатель : вы все молодцы. Порадовали друг друга комплиментами и сделали приятное. Ребята, скажите, что помогает, а что мешает дружбе? Ответы детей : помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

Воспитатель : все правильно. А теперь скажите мне, мы можем общаться с другом только словами?

Ответы детей : нет, можно еще показать жестами, мимикой.

Воспитатель : верно, ребята. Сейчас мы с вами попробуем. Наша игра называется «через стекло» . Давайте разделимся на две команды и представим, что между вами толстое стекло через которое ничего не видно, одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая команда отгадывает.

Воспитатель : какие вы молодцы, ребята. Вам понравилось так разговаривать друг с другом?

Дети отвечают : да, очень понравилось.

Воспитатель : ребята, а всегда ли мы правильно с вами говорим с друзьями? Вот, например, у вас нет настроения, друг вас о чем-то спросил, вы ему ответили, а он обиделся. Вы же ничего обидного не сказали, почему же тогда он обиделся?

Ответы детей : потому что, мы можем ответить грубо, резко.

Воспитатель : все верно ребята. Сейчас мы с вами попробуем проговорить фразы с разной интонацией.

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом) .

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением) .

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы) .

5. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично) .

6. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

7. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно) .

8. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком , доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Воспитатель : ребята, вы поняли. Что можно обидеть друга не только словами, но и тем как вы их сказали?

Ответы детей : да, поняли.

Физкультминутка «Мы – друзья» :

Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей, (идем по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем, (подходим к центру)

Про печаль забудем! (отходим назад)

Воспитатель : скажите мне какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и друзьях?

Ответы детей : Не имей сто рублей, а имей сто друзей, друзья познаются в беде. один за всех и все за одного.

Воспитатель : вы верно назвали поговорки и пословицы. А я вам расскажу еще несколько : Дружба – самое дорогое сокровище, дружба-дороже денег, без друга в жизни туго, нет друга – ищи, а нашел – береги.

Релаксация : обсуждение занятия, чем понравилось, что интересного узнали дети.

Занятие 2.

Тема занятия «Путешествие в страну вежливости» .

Цель – обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении .

Задачи :

Обучающие : учить детей использовать речевые и неречевые средства общения .

Воспитательные : воспитывать дружеские чувства у детей.

Развивающие : развивать в детях чувства сотрудничества.

Материалы и оборудование : мяч, повязка на глаза.

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну вежливости. Давайте мы с вами поздороваемся по-особому.

Когда я скажу вы начнете хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом :

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Воспитатель : молодцы, ребята. Скажите, как мы начинаем общение с людьми ?

Ответы детей : говорим здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель : все верно. А какие еще вежливые слова вы говорите и слышите от других людей?

Ответы детей : спасибо, пожалуйста, извините, простите, до свидания.

Воспитатель : верно, ребята.

Воспитатель : когда мы общаемся друг с другом, мы используем важные правила. Чтобы узнать первое правило общения отгадайте мою загадку : что есть у каждого из вас, но другие используют это чаще?

Ответы детей : это имя.

Воспитатель : правильно, это ваше имя. А ответьте мне, вы знаете что обозначают ваши имена?

Ответы детей : нет (некоторые дети отвечают, что знают) .

Воспитатель : давайте я познакомлю вас со значением ваших имен (воспитатель рассказывает значение имен) .

А теперь давайте мы с вами поиграем в интересную игру, она называется «Ласковое имя» . садитесь в круг. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

Воспитатель : молодцы, ребята! Посмотрите на шкатулке открылся один замок, это означает, что мы с вами разгадали одно правило обращения друг к другу. Скажите мне какое?

Ответы детей : обращаться всегда нужно по имени.

Воспитатель : правильно, а ко всем ли мы можем обращаться по имени?

Ответы детей : нет, ко взрослым мы обращаемся по имени и отчеству.

Воспитатель : молодцы, ребята. А сейчас давайте попробуем разгадать второе правило. Ко мне выйдут двое ребят, и я завяжу вам глаза, а вы попробуете поговорить друг с другом (воспитатель завязывает детям глаза, и они проигрывают ситуацию). Скажите, вам было удобно разговаривать?

Дети отвечают, что нет.

Воспитатель : а почему как вы думаете?

Дети : потому что мы не видели друг друга.

Воспитатель : все верно. А теперь скажите мне какое правило обращения вы сейчас узнали?

Ответы детей : нужно видеть с кем разговариваешь и смотреть собеседнику в глаза.

Воспитатель : правильно, давайте посмотрим правильно ли мы отгадали правило. Да правильно, второй замок на шкатулке открылся. А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру «Испорченный телефон» .

Все участники игры, кроме двоих, «спят» . Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Воспитатель : мы с вами поиграли, теперь можно разгадать последнее правило обращения. А для этого поиграем в одну игру, она называется «Комплимент» .

Встаньте все в круг, мы будем по кругу передавать мячик и говорить при этом что-нибудь хорошее друг другу, например, Ваня, ты очень добрый мальчик!

Воспитатель : все вы молодцы, сказали друг другу много хорошего. Давайте подумаем какое из этого можно вывести правило?

Ответы детей : обращаясь к кому-либо нужно говорить приятное, комплименты,

Воспитатель : правильно, дети. Вот и открылся последний замок на шкатулке, давайте посмотрим, что же там внутри (показывает шкатулку, в которой лежит волшебная палочка) . Все вы сегодня большие молодцы, давайте назовем все три правила.

Ответы детей : обращаться нужно всегда по имени или имени отчеству, если обращаешься ко взрослому, нужно смотреть в глаза и говорить приятные слова, комплименты.

Воспитатель : все правильно, а теперь я прощаюсь с вами. До свидания, дети!

Занятие 3.

Тема «Спасибо – это главное» .

Цель – обучение детей использованию слов благодарности.

Задачи :

Воспитательные :

- воспитывать культуру общения и речи .

Образовательные :

Учить употреблять различные средства выражения благодарности;

Учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

Развивающие :

Развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас

Материалы и оборудование :

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята. Нашего сегодняшнее занятие будет посвящено словам благодарности. Скажите, какими словами вы благодарите родных и друзей?

Ответы детей : спасибо, благодарю, большое спасибо.

Воспитатель : верно. Я расскажу вам о происхождении слова спасибо. Спасибо - это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог» . Когда говорим другому человеку «спасибо» , желаем ему, чтобы его спас Бог.

Слово «Благодарю» образовано из двух слов : благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение» .

А эти волшебные слова можно говорить только родным и друзьям или можно благодарить и незнакомых людей?

Ответы детей : можно и незнакомым людям говорить эти слова.

Воспитатель : верно, а в каких ситуациях слова благодарности можно говорить незнакомым людям?

Ответы детей : когда нам открыли дверь в магазин, уступили место в транспорте, продавец в магазине отдал покупку, помогли подняться по лестнице.

Воспитатель : все правильно. А теперь давайте мы с вами поиграем в игру. В центр круга встанет один ребенок, он сегодня будет именинником, а мы жестами и мимикой будем показывать, что дарим ему подарки, а он будет также их принимать.

Воспитатель : теперь вы знаете, что сказать спасибо можно не только словами, но и жестами, мимикой. Теперь давайте подумаем, а что бы было если люди не стали говорить спасибо, какими бы они стали?

Ответы детей : люди бы стали злыми, грубыми. Они не хотели бы помогать друг другу.

Воспитатель : все правильно, ребята. Ребята, а каких вежливых героев книг вы знаете?

Ответы детей : золушка, Мальвина, Элли из изумрудного города, принцесса на горошине.

Воспитатель : все верно ребята. В конце нашего занятия давайте поиграем. Игра наша называется «пылесос и пылинки» , вы все будете пылинками, разлетайтесь по группе, а я включу пылесос и вы полетите ко мне и ляжете на пол.

Грабар Юлия Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: Зерноградский педагогический колледж
Населённый пункт: Ростовская обл. город Зерноград
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по развития общения у дошкольников 3-х лет
Дата публикации: 20.05.2016
Раздел: дошкольное образование

у дошкольников 3-х лет
Волков Б.С. и Волкова Н.В. рассказывают нам, что дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать нужное поведение ребёнка, его речь, общение можно прежде всего примером самих родителей, взрослых. Установление контакта с ребёнком при его воспитании должно осуществляться на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Взаимодействие взрослого с ребёнком осуществляется с учётом общих закономерностей общения: изучение и понимание общающимися друг друга, осуществления коммуникации в процессе которой происходит обмен информацией и переживаниями. И наконец, осуществление межличностного взаимодействия. Создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки, одна из основных задач воспитателя. Давая нескольким детям конкретное задание (например, нарисовать птичку или вырезать домик, попросить каждого оценить свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать лучшие, отметить недостатки. Привлекать внимание детей к оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Здесь важно, чтобы они научились более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями других, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями товарищей. Смирнова Е.И. составила методические требования к проведению занятий с детьми дошкольного возраста. Она советует читать и обсуждать книжки о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках (рассказы для детей Л. Н. Толстого или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко). Постепенно можно переводить беседу от книжки к какой-либо общей
теме, касающейся жизни данного ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. Важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он мог узнать в себе и в окружающих. Это могут быть темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма, о различных профессиях и о тех качествах и умениях, которых требуют профессии врача, учителя, артиста. Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если воспитатель почувствует, что ребенок тяготится разговором и не может им заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Воспитатель должен постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал) и т. д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность дошкольнику заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Итак, мы рассмотрели методические рекомендации по развитию общения у дошкольников 3-х лет.

Главная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша!

Вот несколько простых, но важных советов , которые помогут совершенствовать навыки общения ребенка в домашних условиях.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время игр, приготовления еды, уборки, одевания, прогулки и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребенок. Используйте короткие и доступные для ребенка фразы.
  2. Говорите спокойно, голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать и побуждать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы, которые вокруг нас, обращайте на них внимание, пробуждайте в ребенке интерес к прислушиванию и познанию. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер, капает дождик» и т.д. А потом спросите «Что это, как ты думаешь?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка, звонок в дверь и т.д.
  6. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов на определенную тему (части тела, игрушки, продукты, овощи), назовите и покажите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Но не превращайте этот процесс в скучное занятие, если ребенок утратил интерес, переключите его внимание.
  7. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок уже знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  8. Пойте с ребенком детские песенки, это, несомненно, развивает навыки общения и просто создает хорошее настроение.

И главное, не забывайте обязательно хвалить ребенка

за его даже маленькие, но ПОБЕДЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»

Данное приложение содержит список используемой литературы, рекомендации для воспитателей и родителей, сенсорные игры, описание методики, направленной на диагностику общения у детей раннего возраста....

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Зиязова Гульфия Фаритовна

воспитатель

МБДОУ « Детский сад №17

комбинированного вида»

г. Нефтеюганск

1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

Регламентированный;

Совместной педагога с детьми;

Самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

В регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

В совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;

В самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм драматизациям.

4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

Индивидуальные беседы;

Консультации;

Круглый стол;

Родительские собрания;

Анкетирование;

Приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

Обращайтесь по имени;

Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

Используйте тактильное прикосновение.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

8. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение вашей личности.

Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.

Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.

Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как « демонстрацию расположенности к нему»:спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

13. Умейте анализировать процесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Литература:

Е.А. Алябьева « Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет». Сфера 2009г.

Т.А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». ТЦ Сфера 2010г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000966 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111156

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?