Пролетая над фолклендами. HMS Hermes (R12)

Интересная фотография, поэтому скидываю в блог. На фотографии момент возвращения авианосца Гермес с Фолклендской войны, а ниже чуть-чуть истории авианосца. Если есть ошибки - пожалуйста напишите в комментариях:)

upd: В время написания поста увидел в новостя Аргентина и Великобритания снова спорят из-за Мальвинских островов одробности Получается во время я написал пост:), как раз речь в нём идёт про этот конфликт в 80х годах.



Фолкленды:
Гермес планировали списать в 1982 году, но когда вспыхнула Фолклендская война его сделали флагманом британских сил и отправили в южную Атлантику спустя три дня после аргентинского вторжения на острова. Корабль вышел с авиагруппой состоящей из 12 Sea Harrier FRS1 и 18 вертолётов Sea King (Какие именно я не смог найти). В время конфликта для замены потерь и увеличение группы к Гермесу добавили ещё 16 Sea Harrier, 10 Harrier GR.3 v ещё 10 Sea King (Некоторые вертолёты стоявшие до этого были раскиданы по другим кораблям так же как и отряд SAS и морской пехоты). Поскольку корабль был крупнейшим авианосцем в этом регионе, его посчитали слишком ценным и не рисковали подходить близко к Фолклендским островам, из-за возможности нападения авиации Аргентины. Несмотря на отдаление от островов, миссия корабля прошла успешно, авиация Аргентина была в страхе.

HMS Hermes. 1982 год.

Возвращение:
После возвращения домой (которое Вы вилите на фото), Гермес встал на необходимый ему ремонт, который продлился 4 месяца до ноября 1982 года. После ремонта корабль принял в учениях НАТО в Cеверной Атлантике и Средиземном море как корабль управления. Осенью 1983 года он принял участие в учениях "Ocean Safari" где корабль был снова в роли носителя 12 Sea Harrier, 10 RAF Harrier GP.3s и 10 вертолётов Sea King. После учений Гермес вернулся для незначительного ремонта, после которого корабль вывели в резерв в феврале 1984 года.

Продажа:
В 1983 году, когда предлагаемая продажа HMS Invincible Австралийскому военно-морскому флоту была отменена после Фолклендской войны и тогда было сделано предложение продать Hermes Австралии. Продать авианосец планировали на 1983 год, но сделка сорвалась, её отменили после того как новое правительство Хоука решило отказаться от покупки замены своего устаревшего авианосца HMAS MelbourneВ апреле 1986 года Hermes всё таки нашёл своего покупателя - Индию, в которую ушёл после переоборудования и сменил имя на INS Viraat в 1989 году.



Сегодня:
В 1995 году авианосец прошёл модернизацию, в результате которой был установлен новый радар. В 2002 году корабль прошёл очередную модернизацию, после которой корабль получил новое зенитное вооружение российского и израильского производства.

После вывода из состава флота Индии лёгкого авианосца «Vikrant» в составе флота остался только один дееспособный авианосец.

Сейчас корабль находится на службе, в состав авиагруппы входят: самолёты УВВП Sea Harriers - 12-18 штук, при необходимости группа может быть доведена до 30, взамен вертолётов; вертолёты Ка-31, Ка-28, HAL Dhruv, HAL Chetak — 7-8 штук.

Авианосец базируется в порту города Мумбай. Кому интересно облегчаю поиск координатами:) Широта 18°55"26.85"С Долгота 72°50"37.48"В

Фрегат INS Beas (F37) и авианосец INS Viraat (R22) в порту города Мумбай .

Будущее:
После ввода в эксплуатацию Викрамадитьи Viraat будет списан из состава флота.

О проекте:
HMS Hermes (R12). Тип «Центавр» (англ. Centaur class) — серия британских лёгких авианосцев периода Второй мировой войны. Были созданы как более крупный по сравнению с предшествовавшими «Маджестиками» тип лёгких или «промежуточных» авианосцев, отличавшийся увеличенными размерами для операций с новыми, более тяжёлыми, самолётами. Всего было запланировано восемь кораблей этого типа, но окончание войны заставило отменить строительство четырёх из них, а четыре всё же начатых постройкой авианосца к тому времени не были даже спущены на воду.

В послевоенный период, в связи с экономическими трудностями, строительство авианосцев затянулось и в строй три из них вступили только в 1953—1954 годах. Четвёртый же, «Гермес», был принят на вооружение только в 1959 году, причём завершён он был по столь отличавшемуся от оригинального проекту, что обычно выделяется в отдельный тип. Остальные три авианосца, несмотря на частичную модификацию, оказались слишком малы для использования с новыми реактивными самолётами, поэтому «Центавр» был пущен на слом в 1965 году, а «Альбион» и «Булварк» были в в 1959—1962 годах переоборудованы в десантные вертолётоносцы. В этой роли они несли активную службу вплоть до 1970-х годов, когда они были переведены в резерв и впоследствии отправлены на слом. «Гермес» же был переоборудован в десантный, а позднее в противолодочный вертолётоносец в 1970-х годах, но появление самолётов укороченного/вертикального взлёта и посадки позволило вновь переоборудовать его в авианосец. В таком виде он был в 1986 году продан Индии, где, по состоянию на 2009 год, он всё ещё остаётся на вооружении.

INS Viraat. Учения "Malabar 2007"

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных комплексов «Си Вулф», отсутствие которой является недостатком авианосца. «Гермес» имеет две пусковых установки «Сикэт».

Первоначально послевоенный «Гермес» должен был стать шестым кораблем класса «Центаур», но в октябре 1945 г. заказ на него был отмен и имя передали кораблю «Элефант» того же самого класса. Небольшая работа, проведенная на корпусе корабля, дала возможность получить преимущества при полной переработке проекта, и, когда в ноябре 1959 г. корабль вошел в состав флота, на нем была угловая (6,5°) полетная палуба, два самолетоподъемника и трехкоординатная радиолокационная станция. В 1964-1966 гг. на новом корабле «Гермес» вместо пяти спаренных 40-мм зенитных установок «Бофорс» были установлены две счетверенные зенитно-ракетных комплекса «Сикэт». а также обеспечен доступ к «острову» со стороны борта. В 1971 г. при дальнейшем ремонте трехкоординатный радар Тип 984 заменили системой Тип 965, установлена световая система посадки. Корабль получил возможность использоваться в качестве десантного авианосца, поскольку с него могла действовать авиагруппа из 28 самолетов «Си Виксен», «Букканир» и «Ганнет», но не могли использоваться современные самолеты F-4 «Фантом». В результате этой модернизации «Гермес» также лишился аэрофинишера и катапульты и стал способен нести подразделение корпуса морской пехоты с эскадрильей десантных вертолетов «Уисекс». Около 1977 г. «Гермес» был снова в ремонте, чтобы стать авианосцем противолодочной обороны, хотя и сохранил возможности десантного корабля. Он мог нести девять вертолетов противолодочной обороны «Си Кинг» и четыре «Уисекс» HU.Mk 5. В 1980 г. «Гермес» начал свое третье и главное превращение, чтобы принципиально изменить свое назначение. На нем усилили полетную палубу и установили наклонную 7,5-градусную носовую рампу. Это позволило действовать пяти самолетам ВАе «Си Харриер» вместо вертолетов «Уисекс». В 1982 г., из-за его лучших устройств связи и большей самолетовместимости, «Гермес» сделали флагманским кораблем оперативного соединения, посланного, чтобы вернуть Фолклендские острова. В течение этой операции первоначально с него действовала авиагруппа из 12 «Си Харриер», 9 «Си Кинг» HAS.Mk 5 и 9 «СиКинг»НС.Мк4.

Однако по мере развития кампании авиагруппа стала состоять из 15 «Си Харриер», 6 «Харриер» GR.Mk 3, 5 противолодочных HAS.Mk 5 и 2 «Линкс». После победы в войне за Фолклендские острова «Гермес» после серии передислокаций в 1983 г. продан Индии. Он прошел переоборудование в 1986-1987 гг. и вошел в состав индийских военно-морских сил как «Вираал» в мае 1987 г. перенес затопление главной энергетической установки в 1993 г. Индия планирует его эксплуатацию до 2010 г. или 2012 г.

Тактико-технические характеристики авианосеца «Гермес»

  • Водоизмещение, т: 23 900 стандартное, полное 28 700;
  • Размеры, м: длина 226,9; ширина 27,4; осадка 8,7; ширина полетной палубы 48,8;
  • Главная энергетическая установка: паровые турбины с двумя валами мощностью, л. с. (кВт) 76 000 (56 675);
  • Скорость хода, узлов: 28;
  • Вооружение: две счетверенные пусковых устройств зенитная управляемая ракета «Сикэт» (боезапас 40 ракет);
  • Самолеты, ед.: обычно 5 (может быть увеличен до 6) самолетов «Си Харриер», 9 вертолетов противолодочной обороны «Си Кинг»;
  • Электроника: радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Тип 965», навигационная радиолокационная станция «Типа 1006», две системы наведения GWS22 для зенитная управляемая ракета «Сикэт», систем PTCH TACAN, гидроакустическая станция «Типа 184», несколько систем пассивных и активных гидроакустических станций, 2 пусковых устройства «Корвус» для постановки дипольных отражателей;
  • Экипаж, чел.: 1350, включая авиагруппу (может взять подразделение корпуса морской пехоты в 750 вместе с 4 десантными катерами).

Когда атаковавшие Тринкомали самолеты возвращались на авианосцы, разведывательный самолет донес, что обна­ружил британский авианосец «Гермес» и эсминец, поки­нувшие Тринкомали накануне ночью, чтобы не попасть под атаку. Снова в воздух поднялась ударная группа - 85 пики­ровщиков «Вэл» в сопровождении 9 истребителей «Зеро».

Самолеты настигли «Гермес» в 10.35 утра. Двадцатью ми­нутами позже авианосец уже был на дне Индийского океа­на, взорвавшись после более чем 20 прямых попаданий. Япон­ские пикировщики потопили также австралийский эсминец, сопровождавший «Гермес». На обратном пути «Вэлы» пото­пили английский корвет, вспомогательный корабль и торго­вое судно.

«Гермес» был первым в мире авианосцем специальной постройки, он же оказался и первым в мире авианосцем, потопленным авианосными самолетами. Однако, как и по­топленный ранее американский авиатранспорт «Лэнгли», «Гермес» был совершенно беззащитен, так как отправил свои немногочисленные самолеты на Цейлон. Госпитальное суд­но сумело спасти лишь 315 человек из экипажей «Гермеса» и эсминца.

Пока «Вэлы» топили «Гермес», а самолеты, наносившие удар по Тринкомали, заправлялись, 9 британских двухмо­торных бомбардировщиков атаковали флагманский авиано­сец Нагумо «Акаги». Это был первый случай с начала войны (за 4 месяца!), когда японские авианосцы были атакованы. Однако «Зеро» и зенитки сбили 5 бомбардировщиков и по­вредили 4 остальных, и корабль остался невредим. За день японцы потеряли 5 «Зеро», 4 «Вэла» и 1 «Кейт».

После возвращения всех самолетов адмирал Нагумо при­казал взять курс на Малаккский пролив, а оттуда направ­ляться в Японию. Его успешные действия в Индийском оке­ане стоили ему 17 самолетов с их экипажами.

За 4 месяца войны японские авианосцы прошли путь, равный 1/3 экватора, и, несмотря на множество боев, ни один корабль ударного соединения не был даже поврежден. За это время самолеты Нагумо потопили 5 линкоров, 1 авиа­носец, 2 тяжелых крейсера, 7 эсминцев, несколько эскорт­ных кораблей союзников. Было также уничтожено множе­ство вспомогательных и торговых судов. Японцы повредили 3 линкора и несколько других военных кораблей.

В апреле 1942 года 2-й флот контр-адмирала Такео Куриты, состоящий из легкого авианосца «Рюдзё» (22 «Зеро» и 16 «Кейтов»), 4 тяжелых крейсеров и 4 эсминцев под при­крытием соединения Нагумо атаковал британское судоходство в Бенгальском заливе. За период с 4 по 11 апреля япон­цы потопили 23 торговых судна общим водоизмещением 112312 тонн. Это была единственная операция японцев по нарушению вражеского судоходства за всю войну.

За первые 10 дней апреля японские подводные лодки, действующие у западного побережья Индии, потопили 5 тор­говых судов общим водоизмещением 32404 тонны. Эта ком­бинированная атака совершенно парализовала все действия британского флота (как торгового, так и военного) в зоне Индийского океана. Уцелевшие корабли британского Вос­точного флота были вынуждены отойти к восточному побе­режью Африки. Как заметил Черчилль: «Мы совершенно покинули Индийский океан, исключая побережье Африки».