Презентация - Понятие об осложнённом предложении. Конспект урока по русскому языку на тему "Понятие об осложнённом предложении"(8 класс)

Осложненное предложение:

1)Связанное с основной частью (1 – с однородными членами; 2 – с обособленными членами: а) с уточняющими членами; б) с полупредикативными отношениями: обособленные определение (причастный, адъективный, субстантивный обороты), обособленные обстоятельства (деепричастный и субстантивный оборот));

2)Не связанное формально с основной частью;

3)Со вставными и вводными конструкциями (вводные и вставные);

4)С обращениями.

Проблема: нет строгого определения понятия «осложненное предложение».

Традиционная точка зрения (А.М. Пешковский):

Обособленные члены – это стилистическая надстройка в элементарном предложении.

Позиция А.М. Пешковского имела практический выход в пунктуацию, поскольку позволяла обосновать постановку знаков препинания.

Современный подход определяется следующими факторами:

– развитием идей семантического синтаксиса;

– идеей структурной схемы предложения.

Что относится к понятию осложненного предложения?

– предложения с однородными членами;

– предложения с обособленными членами;

– предложения с вводными и вставными конструкциями;

– предложения с обращением.

Осложнение в семантической структуре предложения (диктум и модус).

Осложнение диктума.

Признаки осложненного предложения по сравнению с элементарным:

1) всегда больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении;

2) разные типы синтаксических отношений между словами;

3) разные виды синтаксической связи;

4) формальные показатели организации предложений:

– элементарное: морфолого-синтаксические (формы слов, простые предлоги);

– осложненное: добавляются собственно синтаксические (порядок слов и интонация, союзы, частицы, служебные слова);

5) расширение структуры предложения по принципу:

– субординации (причастные, деепричастные обороты);

– координации (введение однородных уточняющих и поясняющих членов).

Вводные структуры:

1) выражают модальную оценку: конечно ;

2) передают эмоциональную оценку: к несчастью ;

3) указывают на источник высказывания, на то, кому принадлежит мысль:по нашему мнению;

4) указывают на отношения между частями высказывания: к примеру, кстати, наконец, во-первых;

5) выполняют функцию привлечения внимания собеседника:

видишь ли, простите, пожалуйста, вообразите;

6) указывают на способ выражения мысли:

так сказать, иначе говоря, между нами);

7) указывают на обычность сообщаемого:

по обыкновению, бывает.

Вставные конструкции

Вставка – синтаксическое явление, которое выходит за рамки предложения. Она связана со структурой сложного предложения и текста, может быть предикативной и непредикативной. Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные замечания и резко разрывают непрерывность синтаксических связей предложения.

Как-то раз я рассказала ей, что еще в Петербурге один мой знакомый – она тоже его знала считал ее самой интересной и очаровательной женщиной из всех, кого ему приходилось встречать в жизни (И. Одоевцева). Никитин был в состоянии любвеобильного блаженства (ему не жалко было бы отдать и рубашку) (Ю. Бондарев).

Отличия от вводных конструкций :

1. Связаны с содержанием высказывания в целом или отдельных частей.

2. Не могут располагаться в начале предложения.

Интонация включения, паузы подчёркивают, что эти конструкции не являются строевыми элементами предложения, имеют самостоятельный характер.

1. Вставные конструкции не имеют модального значения, оценочной функции.

Однородные члены предложения.

Понятие об осложненном предложении. Основные разновидности осложнения предложений

Однородные члены предложения

ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лекции 18

В синтаксисе сложилась традиция выделять предложения неосложненные и осложненные. Осложненные предложения имеют более сложную семантику (смысловое содержание) и структурную организацию, чем неосложненные, и это сближает их со сложными предложениями. Они являются как бы переходным этапом между простым и сложным предложениями. Например, предложение Близко прогремел гром, заставив всех вздрогнуть по смыслу близко к сложносочиненному предложению Близко прогремел гром, и все от него вздрогнули или сложноподчиненному Близко прогремел гром, так что все вздрогнули . Ном предложении речь идет не ободном событии, а о двух. Это становится возможным из-за того, что в предложении есть осложняющий компонент – обособленный второстепенный член предложения, привносящий в значение предложения добавочное сообщение, добавочную полупредикативность. Или в предложении К счастью, погода была хорошая сообщение о событии осложняется субъективной эмоционально-модальной оценкой говорящего, что достигается введением вводного компонента. Заметим, однако, что семантически осложненными могут быть и неосложненные конструкции. Например, Все вздрогнули от близкого удара грома.

Осложняющие предложение элементы отличаются от второстепенных членов предложения рядом структурно-семантических признаков. ВЧП вводятся в предложение на базе подчинительной связи. Они выделяют предмет или признак, конкретизируют его, не внося в предложение существенной добавочной информации. Даже очень распространенные конструкции не обладают такой новой и существенной информацией, которая меняла бы исходное значение предложения, делало его несколько иным. Например, За поворотом открылся пейзаж – второстепенный член конкретизирует, характеризует предикативный признак по месту. За поворотом внезапно открылся нашему взору красивый горный пейзаж – более точное описание + эмоционально-оценочный признак.

Компонент, осложняющий предложение, вносит в его содержание существенную добавочную информацию. За поворотом внезапно открылся нашему взору таинственный и сказочный пейзаж. У предмета речи две харатеристики. Они не только выделяют предмет речи, но и находятся в определенных отношениях между собой. В данном случае перед нами сочинительные соединительные отношения, т.е. признаки находятся между собой в гармоничном единстве. Таинственный, хотя и красочный – признаки стоят в ряду, однако признаки не гармоничны. Это примет уступительно-противительных отношений.


Таким образом, в осложненном предложении мы получаем существенную добавочную инфоримацию, которую устанавливаем на основе логических умозаключений. Расширяются наши представления о предмете или признаке не только с позиции точности, но с позиции отношения к выделенным предметам или признакам. Осложненные предложение всегда будет обладать добавочной, существенной, по мнению автора, информацией.

В осложненном предложении появляется синтаксическая связь особого рода. Это не подчинительная связь, а более сложная, имеющая двойственную природу. Смысловые отношения устанавливаются здесь не только с тем компонентом, который относится к осложняемому, но и между собой (однородные ЧП). Кроме того, эта связь всегда относится и к предикативному центру. Осложняющий компонент и его синтаксическая связь устанавливаются на уровне предложения и действуют только в нем.

По характеру выражаемых отношений различают несколько типов осложнений предложения:

1) осложненные предложения с однородынми членами;

2) осложненные предложения с обособленными членами;

3) предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями;

4) предложения, осложненные обращениями.

Осложняющие элементы первого и второго типов являются членами предложения, а третьего и четвертого – нет.

Несмотря на общность, между осложняющими элементами существуют значительные структурно-семантические различия. Рассмотрим предложение, осложненное членами предложения.

Десятое января

Классная работа

Понятие об осложнённом предложении


  • Понять, что такое осложнённое предложение
  • Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение
  • Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения
  • Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».

  • Неполными называются предложения, в которых… Например:…..
  • Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из…
  • Неполные предложения встречаются в …, а также в …
  • Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: …

Простое осложенное предложение

Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции.

К осложненным относятся предложения:

С однородными членами.

С обособленными членами.

С вводными и вставными конструкциями.

С обращениями.


Однородные члены предложения

Выделите однородные члены предложения,расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.


Обособленные обстоятельства

Выделите обособленные обстоятельства, объясните постановку знаков препинания.

1.По лощинам звезды отражая ямы светят тихою водой.

Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще ждет зари дыханье затая.

2.И кой-где первый желтый лист крутясь слетает на дорогу.


Обособленные определения

Выделите грамматические основы, обособленные определения.

1. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной.

2.Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел.

3.Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутыми берегами, заросшими цепкой ежевикой.


Вводные слова и предложения.

Найти в предложениях вводные слова, расставить знаки препинания

1.Вдруг к нашей радости на горизонте мы увидели большой корабль.

2.В это воскресенье мы возможно пойдем на рыбалку.

3.Дальние озера по слухам богаты рыбой.


Вставные конструкции.

Определите роль вставных конструкций в предложениях.

1.Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах.

2. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

3.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами


Обращения.

Объясните знаки препинания при обращениях.

1. Москва! Как я люблю тебя!

2.Трудов твоих, мой милый, я не забуду.

3.Неужели, Светлана Николаевна, хочешь и ты нас бросить?

4.Подруга днeй мoих суровых, гoлубка дряхлая мoя, oдна в глуши лeсoв сoснoвых давнo-давнo ты ждёшь мeня.


Отредактируйте текст

Чрез низкие ворота города старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились мы вышли в поле и пройдя шагов сто вдоль каменной ограды остановились перед узенькой калиткой. Гагин отворил её и повел нас в гору по крутой тропинке. С обеих сторон на уступах рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зеленых лозах на высоких тычинках на сухой земле усеянной сплошь крупным и мелким плитняком.


Рефлексия

1.На уроке я работал..., потому что...

2.Своей работой на уроке я...

3.Урок для меня показался...

4.Материал урока мне был...

5.Мое настроение...


Осложненное простое предложение

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения. 2

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. 2

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения. 3

§ 1.1.3. Виды осложнения. Осложнение конструктивное и неконструктивное. Дополнительная предикативность и внутрирядные отношения. 4

Глава 1.2. Дополнительная предикативность. Ее разновидности. 5

§ 1.2.1. Понятие дополнительной предикативности. Основные разновидности 5

§ 1.2.2. Полупредикативность. 6

§ 1.2.3. Дополнительная глагольная предикативность. 7

§ 1.2.4. Дополнительная предикативность и члены предложения. 7

Глава 1.3. Внутрирядные отношения. Их основные проявления. 8

§ 1.3.1. Ряд как синтаксическая конструкция. Понятие внутрирядных отношений. 8

§ 1.3.2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами. 8

§ 1.3.3. Пояснение и его разновидности: собственно пояснение, включение, уточнение. 9

§ 1.3.4. Аналоги рядов, создаваемые производными предлогами с сопоставительно-выделительными отношениями. 10

Глава 1.4. Союзные конструкции, осложняющие простое предложение. 11

§ 1.4.1. Конструкции с параллельными членами (трехчленная союзная конструкция) и конструкции без параллельных членов. 11

§ 1.4.2. Конструкция с союзом «как» в значении «в качестве». 12

§ 1.4.3. Конструкции со сравнительными союзами. 12

§ 1.4.4. Конструкция без параллельных членов. Вторичная союзная связь 13

Глава 1.5. Коммуникативное осложнение. 14

§ 1.5.1. Вставочные конструкции. Их отношение к осложнению.. 14

§ 1.5.2. Обращение. 15

Литература . 16

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое

Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М., 1990.

Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример:

С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения. Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет.

Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции. Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено. В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения. Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально-синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением. Другой пример: На столе лежали цветы и подарки. В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное. Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки.

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения

Простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения. Например: В кабинете ярко горели две большие лампочки под стеклянными абажурами. Предикативное ядро предложения - «две лампочки горели», все остальные словоформы представляют собой присловные распространители («ярко горели», «большие лампочки», «лампочки под абажурами », «стеклянными абажурами») и детерминант «в кабинете», относящийся ко всему предикативному ядру.

А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного:

1. В неосложненном предложении есть только такие синтаксические позиции, которые выражаются словоформами : это компоненты предикативного ядра, присловные распространители, включающиеся в предложение как компоненты словосочетания (в приведенном примере такие словоформы выделены), а также детерминанты, распространяющие предложение в целом и выражающие связь с предложением словоформой (в данном примере детерминант «в кабинете»).

В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: распространитель вводится в предложение непосредственно, а не через словосочетание, или позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например: В кабинете, тесно заставленном книгами , ярко горели две большие лампочки. В предложении есть компонент, введенный в него непосредственно, занимающий особую синтаксическую позицию полупредикативного члена. Следовательно, данное предложение является осложненным. Другой пример: В нашем городе зимой, особенно в январе , очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).

2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные (отношение между подлежащим и сказуемым) и субординативные (отношения присловного распространителя к главному слову, детерминанта к предложению).

В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: координативные, полупредикативные, пояснительные и др. В двух последних примерах такие отношения есть: полупредикативные («тесно заставленном…» по отношению к существительному) и пояснительные («зимой, особенно в январе»).

Понятие об осложнённом простом предложении.

1-ый урок по теме.

Тип урока: комбинированный .

Цель урока: формирование представлений об осложненных предложениях, обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены предложения; 2) различать сложные и простые осложненные предложения; 3) соблюдать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения; формирование относительной грамотности учащихся.

Технологии урока: создание проблемной ситуации, соревнование (фрагменты), межпредметные связи, групповая, парная и индивидуальная работа; проектирование схемы.

Оборудование урока: раздаточный материал; орфографические карточки; оформленная доска.

1. Организационный момент

Вступительное слово .

Ребята! Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С простым предложением предложения мы знакомыдавно.. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. Мы продолжим формировать свою практическую грамотность.

2.Орфографическая работа.

    Орфографическая разминка.

Прежде чем приступить к основной части урока, проведем небольшую орфографическую разминку.

Перед вами слова. Наша задача - выбрать правильное написание слова, объяснить написание слов. 1 человек составляет три словосочетания с этими словами (примыкание, управление, согласование), 2 человек – 3 предложения(1- простое, 2 – простое,но либо с обращением, либо с однородными членами предложения,3 - сложное)

Т..ЛАНТЛИВЫЙ

ПР..БРЕЖНЫЕ

ПР..ХОДИТЬ

ЗАР..СЛИ

НОЧ...

(ИЗ,С)ДАЛЕКА

РА..КРЫТЬ

НАСТЕЖ…

Д…ПЛОМАТ

ПР..К..САТЬСЯ

АК..УРАТНО

ПР..ОДОЛЕТЬ

(НЕ)ВЗГОДЫ

РА(С,СС)КАЗАТЬ

3. Синтаксическая работа

Выполним ещё одно упражнение на повторение. На примере простого предложения выполним синтаксический анализ. Вспомним его алгоритм.

    Доказать, что перед нами предложение.

    Определить цель высказывания.

    Указать интонацию.

    Определить, простое или сложное предложение перед нами.

    По составу грамматической основы определить, двусоставное или односоставное предложение перед нами.

    По наличию второстепенных членов указать, распространенное предложение или нет.

    Установить, полное предложение или неполное.

    Понаблюдать, осложнено или не осложнено предложение.

(Данное упражнение помогает актуализировать знания о синтаксических функциях и способах их определениях)

4. Понятие об осложнённом предложении

Итак, обратимся к главной теме нашего сегодняшнего урока. Среди характеристик предложения есть два похожих термина, которые необходимо четко различать: сложное и осложненное предложение. Где в обыденной жизни мы встречали эти понятия?

Чем отличаются сложные и осложненные предложения? Как определить, сложное или осложненное предложение перед нами.

(предложения на карточках)

1.Прочитайте выразительно текст

2. Определите:

-1 ряд - тема

-2вариант – название

-3 вариант стиль текста

Выписать предложения:

-простые

- простые, осложнённые

- сложные

Солнце высоко, и под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина отчётливо выделяется на фоне густой листвы.

Через час я уже стою на берегу реки. На том берегу, где светло-зелёным морем колышется рожь. Солнце стоит высоко, печёт. Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зелёной лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе тёмно-синие, прозрачные стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых, переливающихся пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.

5.Проектирование схемы

Чем может быть осложнено предложение

Обращениями

Вводными и вставными конструкциями

Обособленными членами предложения

Однородными членами

А теперь самостоятельно придумываем по одному предложению на каждый вид осложнённого предложения (кроме вставных и вводных конструкций).

6. Рефлексия

Я узнал на уроке…

Было интересно…

Мне понравилось…

Я хочу предложить…

8 . Подведение итогов. Домашнее задание.