Победил цербера. Цербер – это герой античной и средневековой литературы

Цербер — это мифологический страж, охраняющий вход в царство мертвых. Бог Аид полностью властвует над ним. Его матерью была Ехидна, а сам он представляет собой трехголового пса. Его шею обвивают змеи, которые, клубясь, грозно шипят. Вместо хвоста у Цербера огромная змея — страшная и очень ядовитая. Этот трехголовый пес зорко следит за тем, чтобы никто не выбрался из Аида — царства мертвых.

Геракл был виной тому, что однажды Цербер оказался на поверхности земли. Для него это было настолько мучительно, что из пасти вырвалась кровавая пена, которая с шипением впиталась в почву. Из капель этой пены выросла ядовитая трава аконит. Колдовское зелье Медеи, убивающее все живое, включает в себя аконит. Люди знака Цербер имеют злой нрав. Они отличаются вспыльчивостью и кровожадностью. Человека-Цербера лучше не злить, иначе можно поплатиться головой. Даже если Церберы стараются сдержать свою ярость, для них это даром не проходит: они впадают в депрессию и стресс. Спастись цербер может только в том случае, если осознает свою сущность и проникнется истинной добротой к окружающим.

Миф o Цербере

В греческой мифологии чудовищный пес, стерегущий вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида. Точнее, Цербер следил за тем, чтобы никто оттуда не вышел, ведь из царства мертвых нет возврата. Изображался Цербер с тремя головами, ядовитые змеи извивались у него на спине вместо шерсти, головой дракона с огромной пастью оканчивался хвост. Свирепого стража удалось усыпить с помощью пения сыну Аполлона, легендарному певцу Орфею, когда он пытался вернуть свою умершую жену Эвридику. Увы, Орфею не удалось вывести свою любимую из царства мертвых. Он обернулся посмотреть, идет ли она за ним, и тем самым нарушил условие. Эвридика навсегда осталась во владениях Аида.

Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших.

Вытащить Цербера на дневной свет — таков был один из последних подвигов Геракла. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Плутон, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия.

Долго искал Геракл трехглавого пса в подземном царстве, наконец нашел его на берегу реки Ахеронт. Схватил Геракл Цербера могучими руками и принялся душить его. Грозно завыл пес, силясь вырваться, голова дракона на хвосте кусала героя, змеи извивались и жалили, но Геракл только крепче сжимал руки. Наконец полузадушенный пес Аида упал к ногам героя. Геракл отвел Цербера к стенам Микен. В ужас пришел Эврисфей при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид.

Имя злобного пса в латинском произношении «цербер» стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.

Цербер - страшное чудовище, вселяющее ужас одним своим видом. Мощное, крепкое, звериное тело с тремя собачьими головами, пугающими жутким оскалом острых клыков. Из пастей у них вытекает ядовитая жидкость. На спине у монстра вместо шерсти извиваются, готовые в любой момент смертельно ужалить, ядовитые змеи. И в довершение - на хвосте голова чудовищного дракона.

Своим появлением на свет Цербер обязан паре одних из самых отвратительных в истории созданий: Тефону (который имел сотню драконьих голов, часть человеческого туловища и извивающиеся кольца змеиных тел вместо ног) и полуженщине, полузмее Ехидне. У Цербера были такие же жуткие, как и он, братья и сестры: Орк - пес с двумя головами и хвостами, Немейский лев, Лернейская гидра и . Но именно треглавый монстр был одним из самых любимых матерью детенышей. Родительница с младых лет закаляла чадо в невыносимо пылающем пламени огнедышащего вулкана, что должно было принести вечную жизнь.

Для древних греков имя Кербер всегда ассоциировалось со словом опасность. Встреча с ним изначально означала горе и смерть. Ведь именно этому чудовищу была доверена миссия охраны входа в царство вечного забвения, территорию мертвых. Аид не зря поставил именно такого зверя-убийцу встречать усопших. При появлении вновь прибывших, пес мог радостно вилять своим уродливым хвостом, приветствуя новые души несчастных. Но вот выбраться из вечной тьмы до определенного момента не удавалось никому. Жуткий пес безжалостно разрывал на клочки тех, кто рискнул совершить побег.

Некоторые источники говорят о том, что даже новых жителей царства Цербер при встрече стремился укусить. Для того чтобы как-то задобрить неприступного стража, в гроб покойнику было принято класть медовое лакомство - пряник.

Кстати, в своей Энеиде Вергилий упоминает о том, как Сибилла усыпила Кербера, накормив его тем же самым сладким угощением, предварительно пропитав его снотворными травами, чем погрузила животное в сон и позволила Энею проникнуть в запретную для живых зону.

В мифологии известно немного случаев, когда удавалось прорваться сквозь такую мощную охрану гигантского пса. Одним из смельчаков описывается Орфей, который безумно хотел вернуть к жизни свою возлюбленную Эвридику. Лишь благодаря своему сладкоголосому пению юноше удалось усыпить стража и пройти преграду. Вырвать девушку из плена Аида, к сожалению, не удалось, но Орфей был одним из немногих, кому удачно удалось покинуть царство мертвых.

Другой мифический герой, побывавший в загробном мире - это знаменитый Геракл. Он пообещал царю Эврисфею, что приведет Цербера к нему. Великому сыну Зевса удалось уговорить Аида, отпустить пса вместе с ним на волю. Для этого Гераклу необходимо было справиться со злобным стражем голыми руками, не применяя никакого оружия. Схватка была не на жизнь, а насмерть: голова дракона, находящаяся на хвосте Цербера, безжалостно кусала нападавшего, змеи пытались ужалить несущими смерть жалами. Гераклу пришлось приложить всю свою недюжинную силу, для того чтобы одержать победу. Он не разжимал рук, сомкнутых на шее пса, до тех пор, пока тот не пал к его ногам в изнеможении.

Оказавшись на поверхности земли и попав под солнечные лучи, животное неистовствовало и бушевало, рыча и извиваясь. Из его разверзнутых в жутком рычании пастей на землю капала слюна. На этих местах вырастала ядовитая трава под названием аконит. Несмотря ни на что, победитель сдержал обещание и доставил Цербера ко взору царя Эврисфея. Тот пришел в неописуемый ужас при виде треглавого монстра и велел отправить чудовище обратно в мрачное царство.

И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. Гесиод. Теогония 769-774
  5. Гесиод. Теогония 312
  6. Гораций. Оды II 13, 33
  7. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. Ликофрон. Александра 1327
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. Еврипид. Геракл 613-615
  11. Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. Вергилий. Энеида VI 417-423
  20. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
  21. Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
  22. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
  23. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. Палефат. О невероятном 39
  26. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

Происхождение мифологических существ неразрывно связано с религиями древних народов. Согласно трактатам великих древнегреческих философов, Цербер - это имя сторожевого пса, который является верным слугой Аида.

Цербер — персонаж греческой мифологии

Характерные особенности

Основной особенностью адского пса является его внешность и невероятная верность хозяину Аиду.

Трехголовое существо вселяет в сердца людей страх, но и невольное уважение к его преданности.

Даже на сегодняшний день, его имя является нарицательным, обозначающим гордого и неприступного стража.

Имя

Существует несколько источников, поясняющих что такое Цербер. Словарь древнегреческого языка переводит это слово, как пятнистое чудовище. В переводе с латинского, оно означает «пожиратель душ умерших».

Другая трактовка сближает Цербера с собакой-стражем Гарма, которая, согласно скандинавской мифологии, охраняет Хельхейм - мир мертвых. В этом случае оба слова возводятся к праиндоевропейскому корню «ger-», что переводится, как «рычать».

Для древних греков Цербер всегда обозначает опасность. Это породило множество суеверий относительно обычных собак.

Происхождение

Адский пес является чудовищным порождением стоголового дракона Тифона и Ехидны - монстра, сочетающего в себе черты женщины и змеи. Как и все их потомки, он был рожден, чтобы приносить боль и страдания простым людям.

Но смилостивились боги и приставили это чудовище охранять проход в Тартары, чтобы никто живой туда не вошел, и никто мертвый не вышел.

Помимо прочих братьев и сестер, есть у него брат Орф, с которым его часто путают. Это тоже собака, но двуглавая, которая служила великану Гериону и охраняла его красных быков.

К остальным его братьям и сестрам относятся:

  • Лернейская гидра;
  • Колхидский дракон;
  • Немейский лев;
  • Химера;
  • Сфинкс;
  • Эфон.

Внешний вид

Характерное представление о Цербере менялось на протяжении многих лет, пока не появился его устойчивый образ.

Согласно ему, внешний вид собаки имеет такие характерные черты:

  1. Рост достигает 3 м.
  2. Три его головы оснащены ядовитыми, острыми клыками.
  3. Там, где на землю капала его слюна, вырастали растения - волчья отрава.
  4. Хвост ему заменяет чудовищный змей.
  5. Такие же змеи свисают у него по всему телу вместо шерсти.
  6. Все три головы обладают убийственным взглядом.

В некоторых источниках его внешний вид меняется. Так, вместо 3-х голов может быть 1, 50 или даже 100. Иногда некоторые из них не собачьи, а принадлежат львам, змеям или даже человеку.

Встречается его описание и в виде химеры: тело человеческое, а голова собачья. В одной руке он держал отрезанную голову быка, а в другой - козла.

Однако самое распространенное описание его внешнего вида - это трехголовая собака.

Некоторые источники предполагают, что 3 головы служат символами прошлого, настоящего и будущего. Другие считают, что это символы детства, молодости и старости.

Назначение

Цербер - это сторожевой пес в греческой мифологии. Он охранял врата в царство Аида, не выпуская оттуда души умерших людей. Расположившись на берегу реки Стикс, где проходила граница между Землей и Адом, он неустанно выполнял возложенный на него долг.

Согласно философу Гесиоду, он встречал новоприбывших радостным лаем и вилянием хвоста, но горе было тому, кто осмеливался вернуться обратно.

Однако с течением времени у людей он стал ассоциироваться только со злобой. Они верили, что с укуса Цербера начинаются мучения души в Подземном мире.

Цербер сидит на берегу реки Стикс

Легенды о цербере

Мифы древней Греции, где упоминается Цербер, встречаются довольно часто. Однако среди них можно выделить 3 самых распространенных.

  1. Двенадцатый подвиг Геракла.
  2. Спасение Эвридики.
  3. Сивилла и Эней.

12-й подвиг Геракла

Адский пес выступает одним из главных действующих лиц в последнем подвиге Геракла. По легенде царь Эврисфей потребовал доставить себе во дворец трехголовое чудище, что стережет границу между мирами живых и мертвых.

Повелитель преисподней Аид разрешил Гераклу вывести пса на поверхность, но при одном условии: он должен был победить Цербера голыми руками.

Благодаря своей силе и шкуре Немейского льва, которая прикрыла от укусов ядовитого хвоста, Гераклу удалось победить чудовище. Крепко связав его, понес он собаку к царю. Еврисфей не ожидал, что герой справится с этим поручением и, увидев Цербера на пороге своего дома, стал умолять Геракла вернуть его обратно.

Спасение Эвридики

Еще одним мифом, где фигурирует трехглавый охранник, является история любви Орфея и Эвридики.

Фракийский певец, которому не было равных, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но позавидовала Гера их любви и подослала змею. Укушенная ядовитым созданием, нимфа вскоре умерла, а убитый горем Орфей больше не видел смысла в жизни.

Отчаявшись, решился он на безумный поступок - спустится в Тартары, чтобы вернуть свою возлюбленную из плена Аида.

Своей игрой на лире очаровал он перевозчика душ мертвых Харона, который на своей лодке доставил его прямо к входу в мир мертвых.

Трехглавый сторож также не остался равнодушным к мастерству Орфея. Как только зазвучала мелодия, он послушно лег на землю и пропустил человека в преисподнюю.

Аид и его жена Персефона разрешили Орфею вызволить его жену, но с одним условием: он не должен оглядываться назад, пока не окажется на землях живых.

Не утерпел Орфей и посмотрел назад, и в тот же миг превратился он в призрака, навсегда прикованного к Тартару.

Сивилла и Эней

Во время своего путешествия великий герой Эней, по совету Кумской Сивиллы, спускается в Тартар, чтобы узнать о своей судьбе. Пройти Цербера ему помогает предсказательница. Она скармливает сторожу медовый пряник, пропитанный отваром сонной травы.

Как и многие существа в мифологии, Цербер не равнодушен к сладким подношениям, поэтому это самый простой способ пройти мимо него.

Упоминание в других культурах

В мифологии других стран встречаются существа, аналогичные Церберу. Их внешний вид может иметь отличия, но главное предназначение сохраняется.

К аналогам греческого адского пса можно отнести таких существ:

  1. Гарм - хтоническое чудовище в германо-скандинавских мифах. Выглядит как четырехглазый пес. Охраняет вход в Хельхейм, мир мертвых.
  2. Амт - в египетской мифологии злобный дух, пожирающий души умерших людей. Обычно имеет вид химеры: голову крокодила и туловище собаки.
  3. Баргест - в мифологии северных графств Англии, злой дух в виде огромного черного пса, который служит предвестником смерти. Он стережет душу человека, который скоро умрет, чтобы она не избежала справедливого суда.
  4. Анубис - шакалоголовый бог бальзамирования и мумифицирования в египетской мифологии. Является проводником душ в царство мертвых, их судьей и охранником.
  5. Галу - в шумерской мифологии демоны-хранители в виде двуглавых псов, что ловят души умерших.
  6. Инугами - фамильяр или защитник в обличии собаки, который используется магами западной Японии для обмана смерти. Они собирают души умерших людей и предоставляют их Смерти вместо души своего хозяина.
  7. Грим - в фольклоре народов Западной Европы является предвестником смерти. Имеет вид большого черного пса. Аналогичен Баргест.
  8. Дип - каталонская версия Цербера.
  9. Ку Ши - в шотландском фольклоре, громадный пес, что используется для поиска и охраны душ умерших.
  10. Кун Аннун - валлийская версия Кербера.

Анубис — бог мумификации

Заключение

Цербер является порождением Тифона и Ехидны. Выглядит он как трехголовый пес со змеей вместо хвоста, его клыки источают яд, а взгляд превращает в камень. Его назначение охранять вход в Тартар и не давать живым проникать в мир мертвых, а душам - возвращаться обратно в мир живых. Единственным хозяином над собой он признает Аида, которому служит верой и правдой.

Цербер Цербер (правильнее Кербер, Cerberus, KerberoV) - в греческоймифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такойпес уже известен, но с именем Ц. он упоминается впервые у Гезиода. Припропуске теней в подземное царство Ц. ласково виляет хвостом, но тех,которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает. Позднее возниклопредставление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель;даже имя Кербер древние производили от слов khxeV; (души умерших) иbibvscw (пожираю) или видели в этом имени синоним слова опасность(Гезихий). Согласно народному представлению (едва ли, впрочем, оченьдревнему), для умилостивления чудовища входившие в подземное царствопредлагали ему медовые лепешки. На вазовых рисунках и другихпроизведениях искусства Ц. изображался в виде злой овчарки ; в болеедревнюю пору Ц. изображали обыкновенно с двумя головами и змеинымхвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен сЦ.), иногда - с одной головой; но со змеями на спине, шее и животе;позднее установилось представление о Ц. как о трехголовом псе, причем (вримскую эпоху) средняя его голова иногда изображалась львиной. ВГезиодовой феогонии Ц. считается сыном Тифаона и Эхидны. Геракл , поприказанию царя Эврисфея, должен был доставить Ц. из подземного царствана землю, что ему и удаюсь выполнить; при этом на тех местах, где падалапена из пасти чудовища, выростал ядовитый аконит. Н. О.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Цербер" в других словарях:

    Геракл и Цербер. Италия, Via Latina, катакомбная фреска, IV век н.э. Цербер, точнее Кербер (от др. греч. Κέρβερος) в греческой мифологии … Википедия

    - (лат.). Трехглавый пес в др. рим. мифологии, охранявший вход в царство Аида; отсюда вообще бдительный сторож, следящий за каждым шагом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕРБЕР в греч. мифол.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Из древнегреческой мифологии. Цербер трехголовый пес, сидящий у входа в царство Аид подземное обиталище мертвых. Когда одна голова его спит, другие бодрствуют. Он впускает свободно в Аид всех, но не выпускает никого. Иносказательно: свирепый,… … Словарь крылатых слов и выражений

    См … Словарь синонимов

    Или Кербер (Cerberus, Κέρβερος). См. Ад. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) Цербер (Кербер) чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное… … Энциклопедия мифологии

    - (Кербер) в греческой мифологии чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. В переносном смысле свирепый страж … Большой Энциклопедический словарь

    ЦЕРБЕР, цербера, муж. (от греч. соб. им. Kerberos). 1. В древнегреческой мифологии Злой пес, охраняющий вход в ад. 2. перен. Злой, свирепый страж, стесняющий свободу, следящий за каждым шагом (книжн. неод.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

    ЦЕРБЕР, а, муж. (книжн.). Злой, свирепый надсмотрщик, страж [первонач. в древнегреческой мифологии: трёхголовый пёс, стерегущий двери ада]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    цербер - а, м., СЕРБЕР * cerbère m. <лат. Cerberus <гр. Kerberos. 1. В древнегреческой мифологии треехглавый пес, охраняющий вход в подземное царство. БАС 1. Иным являлись там Мегеры, Иным летучи Дромадеры, Иным Драконы и Церберы, Которы ревами, на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Цербер - Ке/рбер, а, м. 1) В греческой мифологии: злой пес, страж Аида. 2) перен. Свирепый надсмотрщик, бдительный страж. Он настоящий цербер! Этимология: Латинское Cerberus (← греч. Kerberos). Энциклопедический комментарий: Цербер чудовище с тремя… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Цербер , Кумин Вячеслав. Рон Финист - обычный парень, проживающий на мирной планете. Однажды Рона и его друзей похищают и в числе тысяч таких же несчастных увозят на Цербер - планету, ставшуюполигоном для создания из…