Объедание грех. Святые отцы о чревоугодии

Первым звеном греховной цепи является чревоугодие. Многим оно кажется лишь слабостью, не внушающей большого опасения, да и что последствия данного греха, словно струпья от проказы, проявляются вовсе не сразу, а по прошествии нескольких лет. Нужно помнить, что, после Адама совершившего грех, нарушилась гармония души с телом у человека. Ведь тело является лишь инструментом души, а еще органической частью человеческой личности. И оно превратилось в субстрат для страстей с похотью. Тело должно быть рабом духа. Но, ни в коем случае тело не должно повелевать человеком, его душой. В идеале должен быть балансе между духом, душой и телом.

Что такое человеческое тело

Тело можно назвать злым другом и добрым врагом. Без тела не сформируется личность человека. Без тела дух с душой не смогут проявить себя во внешний мир посредством слов и деяний. Лукавая плоть готова в любой момент предать душу Дьаволу, чтобы получить низменные наслаждения. Это, словно Иуда за три десятка сребреников на смерть продал своего Учителя. Тело является очень коварным спутником души на сложном пути ее к царству небесному. оно то покорно следует за духом, то наоборот, старается увлечь его на широкую и выложенную камнем дорогу, что ведет к вечной смерти. Как вариант, можно даже сравнить душу и тело с неким всадником на диком коне. И едва всадник чуть ослабит удила, как конь помчится туда, куда глядят его глаза, в результате чего оба свалятся в ближайшую яму.

Важно!!!

Чревоугодие по своей сути является победой тела над духом. Это своеобразное широкое поле, где буйствуют разные страсти. Можно говорить о нем, как о первой ступени отвесной и скользкой лестницы, которая ведет прямиком в преисподнюю.


Чрево, едва оно отяжелеет от пищи, начинает погружать ум в некую мрачную пучину дремоты, делая его ленивым и даже тупым. Чревоугодник теряет возможность глубоко и точно мыслить или рассуждать о чем-то духовном. Его чрево, словно огромная свинцовая гиря, начинает тянуть оземленную душу прямо вниз. В особенности остро ощущается таким человеком его немощь во время молитвы. Ум никак не может вникнуть в святые слова, словно тупой нож не режет хлеб. В таком смысле чревоугодие можно считать постоянным предательством своей молитвы.


Важно!!!

Следует также отметить, что чревоугодие, как и любой грех, омрачает интеллектуальные и даже творческие силы того, кто ему предается. Практически никто из выдающихся людей, будь они поэтами и художниками, не отличался в свое время чревоугодием, даже не имел тела, которое бы напоминало пивную бочку.


Нередко бывает и так, что чревоугодник, который уже сильно устал от груза своего собственного тела, которое его доводит до одышки и до изнеможения, решает худеть. Его изнуряет необходимость постоянного преодоления преграды в виде размера собственного живота, например, когда нужно нагнуться и поднять с пола вещь или даже банально завязать себе шнурки на туфлях. Тогда логично, что он решает объявить войну и победить беса чревоугодия путем уничтожения, как врага, собственного жира. Такой человек будет выписывать диеты из модных журналов, и даже объявляет всем своим друзьям и близким, что вскоре его фигура заметно уменьшится в объемах. Но, такой чревоугодник, едва садится на диету, оказывается, как бы в роли гладиатора, который безоружным вступил в схватку с огромным, диким зверем. Сначала, первые минуты он сопротивляется, но потом падает, в клочья растерзанный когтями или клыками страшного хищника. Поначалу чревоугодник будет придерживаться строгой диеты и смотреть на окружающих почти что победоносно, но потом желание поглощать пищу возьмет свое и он будет, как и раньше, усердствовать в еде.


Есть ли определенные виды этого греха или его направления?

В чревоугодии условно можно различить два пристрастия: чревобесие и гортанобесие.

Чревобесие по своей сути является ненасытным желанием пищи, своего рода агрессией тела, направленной против души. То есть, постоянное домогательство со стороны чрева, которое то и дело требует от человека постоянного употребления пищи. Такое можно сравнить с безумием чрева, которое поглощает любую пищу без разбора. Желудок у такого человека будет подобен мешку, в который скупой хозяин пихает без разбора все вещи, после чего едва может волочить за собой ненужный груз.

Гортанобесие является постоянным желанием лакомой или изысканной пищи, то есть, это сладострастие гортани. Проще говоря, человек должен кушать, чтобы иметь возможность жить, но, этот человек живет для того, чтобы есть. Он заблаговременно составляет свое меню, уделяя яствам слишком много внимания и тщательно их выбирая. Он на лакомства тратит почти все деньги, словно игрок проигрывает в азарте свое состояние.


Есть и другие типы чревоугодия, как, например, тайноядение – это стремление скрывать свой порок. Раноядение заключается в том, что человек, только проснувшись, тут же принимается за пищу, еще до того, как начнет испытывать чувство голода. Порочно и поспешное ядение, при котором человек старается очень быстро наполнить желудок и глотает пищу, даже не разжевывая ее, как индюк. Греховным считается несоблюдение постов, а еще употребление по своей похоти гортани разных вредных продуктов. Древние аскеты вообще считали грехом чревоугодия даже чрезмерное выпивание воды.

Как же избавить себя от чревоугодия?

Святые отцы рекомендуют сначала ограничиться употреблении пряной или раздражающей аппетит еды. Затем сделать себе ограничение в сладкой и услаждающей гортань еде. Потом можно уже отказываться от жирной и утучняющей тело. Кушать надо неспешно, так будет скорее появляться ощущение насыщения.


Совет

Вставать после трапезы надо в состоянии, когда первый голод уже утолен, но человек все еще ощущает жажду пищи. Раньше даже был обычай молча трапезничать. Любые посторонние разговоры будут отвлекать внимание, а человек, который увлекся беседой, скорее всего, машинально скушает все, что есть на столе. Хорошо бы также во время еды про себя читать молитву.

Вывод:

Можно говорить о том, что грех чревоугодия является постепенным поеданием тела души, а результатом этого является то, что в человеке постепенно меркнет небесное и духовное начало, а он превращается в слепую плоть. Чтобы избавиться от чревоугодия, необходимо отказаться от пряной и раздражающей аппетит пищи, ограничить употребление сладкого. И запомните одно правило – вставать из-за стола нужно с легким чувством голода, тогда чревоугодие не страшно.


О чревоугодии Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души - этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей - восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи - чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело - инструмент души и органическая часть человеческой личности - стало субстратом страстей и похоти. Тело - рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии - духа, души и тела.

Тело - это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений - как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело - коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие - победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов - новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников - ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон - над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож - резать хлеб. В этом смысле чревоугодие - постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие - постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение - стремление скрыть свой порок; раноядение - когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение - человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли - горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша - так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается - то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием - стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание - когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь - к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Многие называют эту пагубную страсть просто обжорством, привязанность к пище не особенно почитается в большинстве культур, в том числе и в православной. Тем не менее, речь идет не просто о привычке, но о пагубной страсти. Итак, чревоугодие – что это в православной традиции, рассмотрим далее.

В христианском учении существует концепция так называемых смертных грехов, которые представляют собой наиболее пагубные страсти. Речь идет, конечно, не о делах и помыслах, которые приводят к гибели физического тела (хотя и такое бывает возможным), но о таких страстях и наклонностях, которые приводят к гибели души. Ведь для христианина (да и для любого человека в целом) наиболее существенным делом является спасение собственной души, другие цели, по сути, отсутствуют.

  • взращивать собственную веру, то есть развивать собственное понимание и дух;
  • бороться со страстями, что означает фактически и борьбу с Сатаной и бесами;
  • заботиться о душе, осознавать ценность души и Спасения.

В частности, следует избегать различных греховных поступков, помыслов и поведения. Кстати говоря, православная концепция тут объективно глубже, ведь в католичестве концепция прегрешений на протяжении длительного времени развивалась более как инструмент социального управления, чем как духовная практика.

Чревоугодие как грех

Нужно сразу более подробно сказать, что такое чревоугодие и о каком именно проступке идет речь. Понимание его просто как переедания является довольно-таки узким, так как вообще большинство основных грехов включают в себя целую группу деяний, которые объединяются под одной категорией греховного помысла. И чревоугодие в этом варианте не является исключением, оно тоже включает в себя целую группу поступков, а если быть точнее, то определенное направление помыслов и дел.

Полезно знать! Как исповедоваться в и что это такое

Таким образом, определение этого греха включает в себя такие аспекты поведения, как:

  • алкоголизм и наслаждение различными одурманивающими препаратами;
  • зависимость от вкуса пищи, чрезмерное наслаждение вкусом, своеобразное почитание еды;
  • использование пищи не для того, чтобы подкрепить тело, но сугубо для удовольствия, когда телу поддержка не требуется.

Если подводить какой-то итог, то под этим грехом понимается болезненная страсть к получению удовольствия через тело, в частности, через принятие различных субстанций, будь то пища или питье. Нужно отметить разную степень выраженности подобной болезненности, но даже в малом развитии грех остается грехом.

Для современного человека трудно понять, почему намерение вкусно и сытно покушать является греховным. Тем более что умелые маркетологи пищевой промышленности так заманчиво пропагандируют наслаждение едой, а используемые пищевые добавки могут вызывать в буквальной степени зависимость от некоторых продуктов, которую многие даже не осознают. В связи с этим у многих верующих даже не появляется интереса, как победить чревоугодие: текущее положение дел кажется вполне нормальным.

Полезное видео: почему чревоугодие грех?

Болезни ума и тела

Когда человек поддается различным пагубным страстям, чаще всего речь идет об отсутствии контроля ума. Для православного такое поведение недопустимо, ведь верующему нужно всегда хранить бдительность, «ибо неведом час». Нужно непрестанно пребывать в борьбе со страстями и грехами, для того чтобы душа становилась чище.

На самом деле есть вполне элементарное объяснение, почему чревоугодие является одним из самых распространенных грехов современности. Ведь около миллиарда людей на планете страдают от ожирения.

Обратите внимание! Не менее миллиарда людей на Земле страдает от голода. В мире наблюдается явная дисгармония, которая создается грехами людей: если бы они контролировали собственные страсти, то с высокой вероятностью не было бы ни миллиарда болеющих ожирением, ни миллиарда страдальцев от недоедания.

Эти данные предоставляют ученые, и они известны сейчас практически каждому мало-мальски образованному человеку, а Википедия всегда может помочь разъяснить некоторые детали. Итак, по пунктам:

  • механизм насыщения изначально заложен в человеческом теле, он действует на гормональном уровне и создан для того, чтобы тело нормально функционировало и хотело есть, когда требуется ;
  • в природе людям, как правило, приходилось иметь ограниченное количество ресурсов;
  • в современном мире люди обладают практически неограниченным количеством пищевых ресурсов, то есть даже в относительно бедных странах и относительно бедные люди могут себе позволить существенное количество пищи, а если говорить о более-менее обеспеченных людях, то они вообще могут не отказывать себе ни в каких пищевых удовольствиях;
  • организм без вмешательства ума стремится обеспечить себе максимум ресурсов, дабы всегда знать, как справиться с возможным голодом, именно поэтому, кстати, некоторые животные, если давать им неограниченное количество пищи, могут есть практически до собственного крайнего предела;
  • если человек себя не контролирует, то тело продолжает потреблять больше, чем нужно для поддержания, отсюда возникает пагубная страсть, другие грехи и различные телесные и душевные недуги;
  • сюда прибавляется деятельность современной пищевой промышленности и пропаганды, где чревоугодники нередко всячески восхваляются, называются гурманами.

Соответственно, если человек позволяет действовать своему телесному началу бесконтрольно, а также поддается на пропаганду греха, то приобретает такую вредную привычку, как переедание сверх меры. Поэтому борьба с чревоугодием начинается именно в человеческом уме. Изначально следует понять, откуда возникает этот помысел и в чем его пагубность. Проделав добротно умственную работу, освободиться от греха намного легче.

Искоренение чревоугодия в православии

В православной традиции истязание и подчинение плоти является одним из компонентов духовной практики. Конечно, каждому следует выбирать такие методы в меру собственных возможностей, главное, понять суть. Для верующего борьба с «телесностью» представляет собой также и форму борьбы с грехом.

Верующий через свои собственные действия утверждает торжество духа над плотью, а не наоборот. Концепция весьма глубокая, так как в православии земной путь представляется чем-то наподобие подготовки к другому миру. Поэтому акцент делается именно на развитии души, а тело выступает только как инструмент, которым следует умело пользоваться и управлять, но, конечно, не позволять телу управлять собой.

Говоря о том, как справиться с этим пагубным пристрастием, православные святые и подвижники указывали чаще всего на два основных метода: молитва и пост. Методы действительно эффективные и универсальные.

В дополнение ко всему в некоторых житиях и других книгах есть возможность увидеть натуралистическое описание отвратительного беса чревоугодия, который являлся к некоторым монахам. Некоторые из тех, кого Господь спободобил на написание книг и создание проповедей, в своих трудах размышляют о пагубности чревоугодия и приводят различные аргументы. Из наиболее существенных отметим такие:

  • акцент на теле, что означает большую привязанность человека к телу, его удобству и комфорту;
  • развитие других грехов и пагубных привычек, как следствия – лень, блуд, развращенность, тяга к неге, отсутствие твердости духа, уныние, сладострастие и другие;
  • трудность в молитве и духовном делании: каждому, кто съел больше требуемого, элементарно труднее настроиться на нужный молитвенный лад, возвышать собственный дух.

Когда мы рассматриваем данный грех, нужно отметить, что это не только страсть к пище, но также и другие популярные недуги современности: алкоголь, курение и остальное.

Между всеми этими страстями есть общее свойство – устремленность затуманить разум принятием чего-либо, для того чтобы извлечь удовольствие или просто отрешиться. Как говорят святые и подвижники, эти способы отрешения открывают возможность для воздействия бесов, поэтому людям нужно знать, как справиться с пагубной страстью угождения чреву.

Как сказано ранее, начало борьбы ведется в уме, искоренение начинается в духовной ипостаси личности. Ведь тело всегда будет хотеть кушать и никогда не насытится, всегда будет хотеть удовольствий. Просто кто-то эти страсти попускает, а православный верующий обуздывает.

Обратите внимание! Иногда чревоугодие может не проявляться фактически, но располагаться полностью в уме. Например, модель, которая всячески худеет, может не есть ничего, но при этом умом всячески стремиться к пище, вожделеть чувство насыщения, считать еду высшим счастьем. Такие помыслы тоже являются чревоугодием.

Полезное видео: как победить чревоугодие?

Вывод

Нужно понять искусственность такого затуманивания разума, век тела краток, поэтому глупо искать в нем какого-то счастья и удовольствия, делать центром своего бытия. В свою очередь поиск счастья в Господе и именно в нем обретение своего бытия является истинным и верным намерением, которое в итоге приносит подлинную благодать и удовольствие.

Вконтакте

Чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.

Святой Иоанн Лествичник

О чревоугодии. Его современные проявления

Хотя многим людям разговор о чревоугодии кажется чем-то устаревшим и архаичным, эта страсть твердо живет в людях нашего времени. Правда, она может называться совсем другими словами, более современными и более привычными нашему уху. "Ожирение", "избыточный вес", "переедание", "нарушения пищевого поведения". Все это разные названия этого страшного недуга, который оставляет свой отпечаток как на душе, так и на теле человека.

Жизнь современных людей полна избытка пищи. Конечно, до сих пор существует множество бедных людей и бедных стран, где все совершенно иначе. Однако, суровая статистика свидетельствует, что в настоящее время каждый шестой житель нашей планеты страдает от ожирения. Никогда раньше людям не было доступно так много сортов пищи. Зайдите в любой супермаркет и вы легко убедитесь в том, как каждый раз продавцы придумывают новые способы представить свой товар в максимально привлекательном виде. И это в то время, когда производители делают свои блюда максимально свежими, порции за те же деньги - еще большими, а вкус более полным и насыщенным. С недавнего времени на смену натуральным приправам появились даже синтетические усилители вкуса, главной задачей которых является сделать вкусной даже вполне искусственную пищу, лишенной хоть какого-то вкуса до этого. Но и это еще не все. Наличие таких усилителей вкуса (эмульгаторов) в продуктах питания со временем вызывает у людей зависимость. Культ пищи, стимуляция человеческих гастрономических потребностей и предпочтений - еще один шаг к чревоугодию, которое став привычкой, вызывает ожирение и множество других болезней.

Ожирение и чрезмерное, безудержное увлечение едой - это дополнительная нагрузка на все системы организма, в первую очередь - сердечно-сосудистую систему. В результате это приводит к повышению артериального давления, возникновение аритмии, стенокардии и т.д. И бесспорно, это также создает невероятное нагрузки на желудочно-кишечный тракт, который вынужден теперь работать без отдыха, круглосуточно. Изменяется и эндокринная система, из-за чего происходит нарушение обмена веществ. В конце концов, можно заметить влияние чревоугодия и на функционирование мозга человека. После чрезмерной трапезы появляется лень, усталость, замедляются процессы мышления. Человек не может сконцентрироваться и заниматься делом настолько хорошо, как это делал только что, перед этим. "Сытое брюхо к молитве глухо". Именно поэтому, самоограничение и пост пост являются необходимой практикой аскетов всех мировых религий. А подвижники благочестия - православные монахи - прямо называются “постниками”, таким названием определяя характер своего основного служения - усмирение плоти с помощью ограничений в еде и прочих удовольствиях.

Употребление пищи в умеренных количествах для человека является жизненной необходимостью, потому как голод обусловлен биологически. Когда в крови человека нарушается баланс сахара, воды или другого важного вещества, то автоматически появляется импульс пополнить этот недостаток тем, что необходимо организму именно сейчас. Центры, которые регулируют процесс еды, находятся в особом отделе мозга - гипоталамусе. Отдельные его зоны отвечают за чувство голода, жажды и сытости. В нормальном состоянии эта слаженная система поддерживает существование нашего организма и вес на оптимальном, генетически фиксированном уровне.

Однако, пораженная грехом человеческая природа сделала возможным искажения и этой, совершенно нейтральной самой по себе, физиологической потребности. Так врачам известно, что при ослаблении пищевого влечения человек перестает чувствовать голод и жажду, вплоть до полного исчезновения аппетита. И наоборот - чревоугодие, употребление даже очевидно испорченной пищи, характерно для людей с врожденной или приобретенной умственной отсталостью.

Иллюстрация: Иероним Босх "Обжорство" из "Семь смертных грехов", 1475-1480

Святой Иоанн Лествичник, как и другие подвижники благочестия, в своих аскетических произведениях отметил три основных способа, которыми человек может нарушить Богом установленную норму в духовном плане, используя процесс приема пищи себе назло и вред.

  • 1) Прежде всего, люди грешат чревоугодием когда принимают пищу в чрезмерных количествах, существенно больших, чем это требуется на самом деле организму. Для такого человека важно как можно больше, почти через силу, набить собственный желудок пищей.

    2) Второй грех - сластолюбие или гортанобесие. Эта страсть реализуется в человеке, который стремится получить удовольствие с помощью уточненной пищи, гурманства, употребляя всевозможные приправы и необычные, сложные способы приготовления блюд. В этой страсти, в отличие от предыдущей, греховным является не количество потребленной пищи, а ее изысканность, поиск человеком необычных вкусов, впечатлений и наслаждений. Следует понимать, что едим мы не для того, чтобы получить наслаждение вкусом, а чтобы дать организму необходимое количество питательных веществ. Известно, что наслаждение вкусом от утонченности блюд почти не зависит. Голодному человеку даже кусочек зачерствевшего хлеба будет приносить больше удовольствия, чем кусок торта разнеженному гурману посреди трапезы.

  • 3) Третий грех - тайноедение. Этот грех преимущественно монашеский, опасность которого прежде всего испытывают монахи, живущие в общежительных монастырях. Суть этой страсти заключается в несоблюдении монастырского устава и распорядка дня, в несвоевременном принятия пищи, чаще нужды, после молитвы или тайно от братии. Конечно, миряне тоже могут грешить этим, употребляя пищу не по распорядку дня, назначению врача или требованиям церковного устава.

Кроме этих трех основных страстей, связанных с едой, святой Лествичник напоминает еще два, не менее опасных случая.

    Первой страстью является несдержанная жажда любимой пищи, пристрастие к конкретному блюду. Святой Иоанн Пророк описывает людей пораженных этой немощью следующим образом: такой человек постоянно мечтает, фантазирует о конкретном блюде, часто себе его представляет и рассказывает о нем другим, а на трапезе просит подать его первым или пододвинуть поближе. "В страсти чревоугодия брюхо и насыщенным взывает:«Хочу еще! И даже воздыхая от пресыщения, причитает: “Я голоден». Страсть эта учит пожирать все, что стоит перед глазами” (Лествица 2.1.4: 1).

    И апогеем, крайней точкой развития греха чревоугодия, является полная помраченность ума к вопросам еды и наслаждения желудка. На языке отцов этот грех называется страшным словом "чревонеистовство". Человек, при такой душевной болезни, живет ради еды, а не ест ради того, чтобы жить.

Нравится статья?


Страсть чревоугодия - одна из самых опасных страстей человека, известная как смертный грех в традиции Западной Церкви, и собственно, “страсть” в традиции Церкви Восточной. Часто появляясь под благочестивым предлогом, она соблазняет даже самых крепких в вере. А потому, необходима особая мудрость для того, чтобы научиться различать объективную реальность от искушения дьявола или нашей собственной страстности.

"Что же так понизило Исава, что сделало его рабом брата? Не одна ли снедь, за которую он продал свое первородство? И наоборот, не молитва с постом дала ли матери Самуила? Что же сделало великого борца Самсона непобедимым? Не пост ли, начавшийся еще в утробе матери? (Суд.13). Пост его родил, пост его выкормил, постом он возмужал - тем постом, повелел матери ангел (Василий Великий. О посте 1.)

Только тот, кто сумел обуздать свое тело, собственную страстную плоть, сможет положить хорошее начало борьбе и с более тонкими духовными и душевными греховными состояниями. Отсюда следует, что борьба со своим желудком и плотскими страстями является началом борьбы человека со своими другими, более опасными духовными пороками. Чревоугодие, как и другие телесные страсти, являются лишь средством, а целью бесов является подчинение через них человеческой души.

Ни одна духовная брань не может не начинаться с поста и самоограничения. И наоборот: ослабление в пище приводят к развитию других страстий в душе человека. Например, в классической схеме зависимости одних страстей от других, сластолюбие (любовь к наслаждениям) порождает чревоугодие, а оно, в свою очередь, порождает блудные помыслы и нечистые поступки. Таким образом, для того, чтобы человеку преодолеть блуд, прежде надо преодолеть чревоугодие. Отсюда, можем сделать вывод о важности для всякого человека, а не только для монаха, умение управлять своими желаниями, поступками и мечтами. В том числе, и в сфере собственных гастрономических предпочтений.

Свидетельство Священного Писания и Священного Предания

"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно," (Лк.21: 34)

"Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище” (Притч.23: 20-21).

"Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его" (Притч.25: 16).

"Хранящий закон--сын разумный, а знающийся с расточителями (обжорами) срамит отца своего" (Притч.28 7).

"Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец-погибель, их бог-чрево, и слава их--в сраме, они мыслят о земном"(Фил.3: 18-21).

"Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: `Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" (Тит.1: 10-11).

"Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор.9: 27).

"Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла" (1Тим.5: 5-6).

"Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим. 13: 12-13).

"Естественно человеку чувствовать голод. Все же надлежит принимать пищу необходимую для поддержания жизни, а не по страстям и не для пресыщения. Естественен для человека и сон, но не до сытости, изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные желания тела ". (Высказывания безымянных старцев)

"Совершенная цель сдерживания заключается в том, чтобы достичь не только обуздания тела, но стать более благоприятным для служения душевным потребностям" (Святитель Григорий Нисский).

"... Обжорство является обманом живота, потому что оно и будучи насыщенным взывает:«Мало!», Будучи наполненным и расширяясь от избыточности, взывает: «Хочу!» (Лествица).

"Впереди всех добродетелей стоит повиновение, а впереди всех страстей - обжорство" (Авва Исаия Отшельник).

"Обжорство - это нарушение второй заповеди:« Не сотвори себе кумира... не поклоняйся им и не служи им. Оно действительно является идолопоклонством "(Антоний Великий).

"Обжорство истребляет в человеке все хорошее" (Преподобный Нил Синайский).

Что способствует чревоугодию?

Очень часто люди служат этому пороку, придумывая для себя разнообразные оправдания. Святые Отцы Церкви, как тонкие психологи и знатоки человеческих душ, научились видеть эти случаи и предупреждают нас о них.

Первый и наиболее распространенный способ быть захваченным в плен этой опасной страсти - приписывать послабления в еде заботой о собственном здоровье и малодушным страхом о возможных болезнях, связанных с воздержанием. На самом деле, очень редко можно говорится о столь категорическом воздержание от пищи, чтобы оно могло нести угрозу нашей жизни и здоровью. Православная Церковь проповедует "царский путь" - золотую середину, от которой бывает только польза. Ее цель не уморить нас голодом, а научить контролировать все, что мы делаем. В том числе, научить правильно беспокоиться о собственном теле - храме Святого Духа. (1-е Коринфянам 3:16-17)

"Пост всегда полезен для тех, кто его приветствует. Ибо тех, которые постят не осмелятся атаковать злые духи. Наоборот. Скорые стражники нашей жизни - ангелы помогают тем, которые постом очищают свои душу (и тело). (Св. Василий Великий, О посте 2).

Отцы даже вспоминают о такой причине падения, как нерадивые, равнодушные к своему служению священники, часто безрассудно благословляющие другим послабление в посте. Такое благословение, на первый взгляд, действительно может выглядеть как доброе дело, дело любви, но для души человека оно может принести погибель, потому что не только служит удовлетворению плоти. Оно также учат людей мысли о якобы необязательность поста для спасения человека, и вообще, рождают сомнения о незыблемости церковных требований, правил и канонов. ("Лествица" 14: 11-12)

Иной способ чревоугодия - мнимое гостеприимство, желание самому посещать друзей или принимать гостей ради хорошей трапезы и вина. Это очень тонкая страсть, которую заметить в себе сможет далеко не каждый. Особенно подобная опасность возрастает, когда наступают великие христианские или народные праздники. Кажется, что в такие дни чревоугодие получает для себя все оправдания. Однако, бесспорно, обжорство и употребления алкогольных напитков, а также лень и блуд ни в праздничные дни, ни в какие другие, для христиан недопустимы. "Подстрекаемый ненасытностью живота, считает, что возможность сделать гостю удовольствие есть и для него разрешением на все" (Там же 14: 8)

Иногда, пишут святые подвижники, страсть тщеславия желает побороться с пристрастием чревоугодия. Это когда некоторые соблюдают пост, чтобы самому себе и другим доказать - "Во какой я крутой, сильный духом, имею большое терпение и т.д." Желание показать себя лучшим борется за человека, как за купленного раба. Что лучше: соблюсти строгий пост или же дать себе послабление? Преодолеть гордыню или вкусить пищу? Святой Диодох советует все-таки употреблять пищу, потому что скорбное сердце принесет больше пользы душе, напоминая христианину о его несовершенстве, чем гордыня по поводу собственного поста. (Там же 14: 9)

Следует также сказать о психологических причинах страсти чревоугодия. Наслаждение, которое получает человек употребляя высококалорийную пищу, может стать сильным наркотиком, способным вызвать у человека зависимость. Во время еды у человека вырабатываются гормоны удовольствия, которые на некоторое время способны улучшить настроение и общее психологическое состояние. Таким образом, пища, чаще всего в сочетании с алкоголем и табакокурением, становится достаточно простым способом ослабить боль стресса или депрессивного состояния. Многие пытаются "заедать" свои проблемы: нереализованность в жизни, заниженную самооценку, неудачную семейную жизнь, тревогу, отрицательные эмоции. А поскольку при этом сами проблемы не решаются, уже совсем скоро человеку потребуется очередная порция удовольствия. Так человек попадает в замкнутый круг страсти чревоугодия. В желании найти счастье и избавиться страдания и рабских пут, люди получают еще одни кандалы. Помочь в этом может только опытный специалист - священник и психолог, психотерапевт. Конечно, сейчас мы говорим только о духовных и душевных причины чревоугодия, оставляя в стороне физиологические причины: различные заболевания ЖКТ, щитовидной железы, нарушение процессов обмена или инвазии.


Практические шаги в борьбе со страстью

Как мы уже неоднократно упоминали, наиболее эффективным способом преодоления любой страсти является развитие в себе черт и добродетелей противоположных этой страсти. Так, чревоугодие преодолевается воздержанием и постом. Хотя этот порок и считается первым среди других плотских страстей, это вовсе не означает, что искоренить его легче всего. Наоборот. Поскольку именно чревоугодие является фундаментом других человеческих страстей и грехов, существует целый ряд причин, которые прямо или косвенно влияют на развитие в человеке этой страсти и всячески способствуют ей. Поскольку страсти глубоко укоренились в природу человека, для того, чтобы их преодолеть, нужно прилагать усилия на всех уровнях: душевном, духовном и телесном.

В духовной сфере. Прежде всего, нужно осознание и честное признание человеком наличие в себе этой страсти. Бесценными помощниками в ее преодолении могут стать Таинства Покаяния и Причащения, а также активная молитвенная и духовная жизнь. Смотря на искренность человека, Господь обязательно поможет ему быстрее получить духовное и физическое исцеление.

В душевной (психологической) сфере. Существует целый ряд действенных практик, которые позволяют человеку более осознанно подойти к решению психологических проблем, связанных с обжорством и другими гастрономическими злоупотреблениями. Конечно, наибольшего результата здесь можно достичь консультируясь у специалиста - психолога или психотерапевта. И уже вместе можно попробовать существующие методики. В частности, ведение пищевого дневника, установление личных причин чревоугодия, работа с мотивацией, постановка целей, преодоление ситуаций, которые провоцируют неумеренное употребление пищи.

В телесной сфере. Прежде всего, необходимо консультация медиков, чтобы убедиться в том, что пищевое злоупотребления еще не привели к необратимым изменениям, опасным для жизни. Одновременно с этим, нужно вместе со специалистом-диетологом выработать индивидувальних режим питания и строго его придерживаться. И, конечно, увеличить физическую активность. Профессиональный тренер может помочь составить индивидуальный, наиболее оптимальный и эффективный график физических нагрузок.

Главное средство для борьбы с пристрастием к обжорству - это пост и воздержание. Хорошо выходить из стола немного голодным. Наслаждение, которое естественно сопровождает прием вкусной пищи, теряет характер чувственности и одухотворяется, если едят с молитвой и чувствами благодарности Богу.

Вывод

И в завершение, повторю самое главное. По свидетельству большинства Святых Отцов - древних подвижников и аскетов - подчинение души плотским страстям является прямым свидетельством того, что душа человека отдалилась от Бога. Сами по себе аппетит и желание есть не могут иметь негативной окраски. Их могут иметь разве что душевные состояния сладострастия (неудержимого желания наслаждений). Именно поэтому страсть чревоугодию рассматривается нами не как исключительно телесный порок, но как психическое и духовное состояние падения человека. Тщательное соблюдение постов, установленных Церковью способствует смирению плоти, от чего ослабляется сластолюбие и все остальные наши страсти. Почему человек грешит? Через эгоизм, самолюбие, желание наслаждения плоти. Все это искореняется любовью к Богу, страхом Божиим, скорбью за совершенными грехами, отсечением страстей, и, несомненно, самоограничением и самоконтролем. Помоги нам в этом Господь!

Протоиерей Евгений Заплетнюк,

кандидат богословия,

г.Тернополь.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра DISQUS комментариев

Каждому человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо употреблять пищу, пить воду и дышать воздухом. Вы часто видели, как жадно глотают воздух просто так, ради своего удовольствия без видимой на то причины? Скорее всего, нет. Но вот с едой ситуация совершенно другая - люди порой объедаются, превращают естественную надобность в культ. Эти люди, которые едят безмерно ради своего удовольствия, являются большими грешниками - чревоугодниками.

Признаки пристрастия

Всего в православии есть семь смертных грехов, один из них - чревоугодие . Существуют определенные пункты, которые разграничивают чревоугодие от естественного употребления еды:

Последний пункт считается самым страшным и недопустимым в христианстве.

С религиозной точки зрения, есть четкие аргументы, почему чревоугодие считается грехом:

Люди, которые строго не придерживаются религиозных запретов, знают, что обжорство - крайне неприятно сказывается на физическом состоянии. Люди с большими животами живут значительно меньше и являются постоянными посетителями поликлиник и больниц.

Переедание как психическая проблема

Стоит отметить, что наука крайне редко находит общие точки соприкосновения с религией, но в данном случае они достигли консенсуса. В последнее время обжорства в мире стало очень много и никто не может его побороть. Международное медицинское сообщество официально признало, что обжорство является первопричиной множества сложных болезней.

Симптомы обжорства

Основные симптомы обжорства, с медицинской точки зрения:

Примечательно то, что больные люди стесняются на людях показывать то, что они занимаются обжорством. Они предпочитают уединиться и кушать, но если кто-нибудь застанет их за этим делом, больные будут стесняться. Такие люди обладают чувством вины, они ругают себя за каждый съеденный кусок, но при этом не останавливаются.

Мысли Святых Отцов

В последнее время люди все чаще стали совершать этот грех. Для многих еда стала своеобразным культом: они вечно говорят о ней, добавляют множество пряностей и специй.

Как говорит Филарет, митрополит Московский: «Чревоугодие - идолопоклонство , потому что грешники ставят свое удовольствие выше всего остального, для них богом является их же чрево, а это ничто не иначе как идол».

Анатолий Великий также считает, что чревоугодники являются идолопоклонниками, ведь во второй заповеди говорится: «Не сотвори себе кумира», а в реальности многие люди являются сильнейшими кумирами еды.

Авва Дорофей считает, что есть две разновидности чревоугодия. В первом случае люди не стремятся употреблять много пищи, но они добавляют много пряностей, которые сильно усиливают ее вкус. Человек долго удерживает ее во рту и пережевывает по причине приятного вкуса, не решаясь ее проглотить. В православии такая разновидность чревоугодия называется гортанобесием.

Второй случай чревоугодия - чревобесие, когда люди желают есть много. При этом им не сильно важно, хорош вкус еды или нет. Они просто заботятся о том, чтобы как можно сильнее набить свое чрево.

Привила употребления пищи

Многие из вас уже наверняка поняли, как не нужно питаться, но теперь следует разобраться, как же нужно употреблять пищу , чтобы не стать чревоугодником. Святые отцы сообщают что:

Достаточно мало людей, которые придерживаются правильного питания. Однако Бог всех прощает. И если вы осознали, что вели себя неправильно, то еще не все потеряно.

Методы борьбы с грехом

Прежде всего христианину нужно понять тяжесть совершенных им грехов . После этого начинать вести борьбу с чревоугодием. Нужно:

Выполняя эти простые правила, справиться с чревоугодием сможет каждый.

Как видите, чревоугодие является очень страшным грехом, который влечет за собой бесконечное возмездие. Поэтому крайне не становиться рабом своего желудка, удерживаться от излишнего употребления пищи, не использовать пряности для повседневной еды и придерживаться постов.