Методическая разработка на тему: Типичные ошибки в работе медицинской сестры (Конференция). Управление медицинской организацией Типичные ошибки в работе медицинской сестры презентация

Определение «врачебной ошибки» близко по содержанию к термину «медицинская ошибка», но несколько отличается от него.

На практике врачебные ошибки нередко смешивают с небрежностью или халатностью , однако разные проявления небрежности и ее последствий заставляют в одних случаях признать небрежность проступком, а в других - преступлением. Если врач в своей профессиональной деятельности прямо или косвенно вступает в конфликт с законом, речь идет о преступлении . Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами.

Четко дифференцировать врачебные ошибки с врачебными преступлениями в отдельных случаях чрезвычайно сложно. В таких неясных и спорных случаях необходима высококвалифицированная судебно-медицинская экспертиза с участием авторитетных специалистов.

Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват. При несчастном случае вредные последствия нельзя заранее предвидеть даже при самом добросовестном и скрупулезном соблюдении медперсоналом всех требований, в то время как врачебная ошибка означает, что неблагоприятные последствия действий (бездействия) медперсонала могли быть предвидены при должной внимательности и предусмотрительности. Действия врачей, приведшие к вредным последствиям для пациента, могут квалифицироваться как врачебная ошибка только при неосторожной форме вины.

Классификация медицинских ошибок


1. Диагностические ошибки - это ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения.

1.1. Заболевания и осложнения : основное, конкурирующее и сочетанное заболевания; сопутствующие и фоновые заболевания; осложнения заболеваний и лечения.

1.2. Качество и формулировка диагнозов :

- неустановленный (отсутствие диагноза при наличии заболевания);

- ложный (наличие диагноза при отсутствии заболевания);

- неправильный (несовпавший при наличии другого заболевания);

- несвоевременный (поздний, запоздалый);

- неполный (не названы нужные компоненты диагноза);

1.3. Расхождение исходного и заключительного диагнозов на этапах наблюдения: внебольничных и клинических диагнозов; до- и послеоперационных, клинических и патологоанатомических диагнозов.

2. Лечебные ошибки

2.1. Общие : непоказанное, неправильное, недостаточное, избыточное, запоздалое лечение; неправильный и несвоевременный выбор и дозировка медикаментов, физиотерапевтических процедур и лучевой терапии; назначение несовместимых сочетаний и ошибочное применение препаратов, неправильное диетическое питание.

2.2. Тактические несоответствие действий врача установленному диагнозу и невыполнение тактических принципов и установок, закрепленных в приказах и методических пособиях министерства здравоохранения, местных органов здравоохранения, ССМП (запоздалая и неполноценная первая помощь и реанимация, неправильная транспортировка, необоснованные и несвоевременные показания к операции; недостаточная предоперационная подготовка, неправильного выбора обезболивания и оперативного доступа).

2.3. Технические : недостатки асептики и антисептики, случайное оставление инородных тел в ране, неудачное размещение, сдавление и плохая фиксация тампонов и дренажей и т.п.

3. Организационные ошибки - недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы.

3.1. Административные ошибки , от нерационального планирования больницы, до недостаточного контроля качества и эффективности лечебной работы.

3.2. Документационные : от неправильного оформления протоколов операции, справок, выписок из историй болезни, больничных листков; недочеты и пробелы в оформлении амбулаторных карт, историй болезни, операционного журнала; неполноценные регистрационные журналы и прочее.

3.3. Деонтологические - это ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом.

Причины врачебных ошибок

Причины врачебных ошибок могут быть объективными и субъективными . Из важнейших объективных причин следует отметить:

o недостаточный уровень развития науки;

o низкая степень технической оснащенности лечебных учреждений;

o большой объем практической нагрузки врача;

o тяжесть состояния больного, срочность оказания врачебной помощи;

o кратковременность его пребывания в больнице;

o атипичное течение заболевания, редкость заболевания;

o ошибки лабораторно-инструментальных исследований.

По мнению многих исследователей, на долю субъективного фактора приходится 60-70% причин диагностических ошибок. Среди субъективных причин врачебных ошибок встречаются:

o отсутствие у врача достаточного опыта,

o недостаточно конструктивное мышление,

o установки на безошибочность своего диагноза,

o предвзятость мнения, самолюбие и тщеславие,

o нерешительность характера,

o стремление ставить «интересные диагнозы»,

o пессимизм или излишний оптимизм,

o отрицательное влияние неизбежно нарастающей специализации медицины, ограничивающей иногда медицинский кругозор

В любом виде деятельности человека возможны те или иные ошибки или упущения. Они могут быть и в работе хирурга и операционной медсестры при оказании хирургической помощи больным. Однако поскольку медики имеет дело с человеком, то их ошибки, и особенно ошибки врача-хирурга и операционной медсестры, приобретают особую значимость и в отдельных случаях носят трагический характер. Неудивительно, что медицинские ошибки нередко привлекают внимание широкой общественности. Вот почему тщательный, всесторонний и объективный анализ ошибок в хирургии, изучение их причин и особенно изыскание способов их предупреждения имеют огромное значение для дальнейшего улучшения хирургической помощи населению нашей страны.

Некоторые авторы считают возможным приписать к несчастным случаям технические погрешности во время операций, влекущие за собой смертельный исход, пытаясь объяснить несчастные случаи неосторожные действия медицинских работников (хирурга и операционной медсестры).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Проблема ответственности медицинских учреждений и их работников за причинение вреда жизни или здоровью пациента является в настоящее время нерешенной. Для юридического понимания этой проблемы необходимо четко разграничивать медицинские ошибки.

Профессиональной ошибкой мы называем те действия, которые на любом этапе оказания хирургической помощи нанесли невольно тот или иной ущерб здоровью больного. Если же ущерб здоровью больного нанесен в результате небрежного, халатного исполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей или в результате сознательного нарушения интересов больного, то такие действия медперсонала следует относить к преступным, и они подлежат дисциплинарной или судебной ответственности.

Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями, большинство судебно-медицинских экспертов и юристов делят на четыре группы: несчастные случаи; врачебные ошибки; профессиональные преступления; неосторожные действия медицинских работников

1. Под несчастным случаем в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход врачебного вмешательства, связанный со случайными обстоятельствами, которые врач не может предвидеть и предотвратить.

К несчастным случаям относят все летальные исходы. Примерами подобных исходов могут служить:

  • · активация хронической инфекции после операции;
  • · послеоперационные осложнения - случаи перитонита и кровотечений, после простых аппендэктомий) разрыв операционного рубца или тромбоз спустя много дней после операции,
  • · воздушная эмболия сердца и многие другие осложнения, зависящие от необычных морфологических особенностей.
  • 2. Медицинские ошибки связаны чаще всего с какими-то объективными причинами. Это либо несовершенство метода исследования, либо недостаточный опыт медперсонала, либо отсутствие соответствующих объективных условий для оказания медицинской помощи (мало времени для обследования, нет необходимой аппаратуры и лекарственных препаратов).
  • 3. Профессиональные преступления

Помимо медицинских ошибок и несчастных случаев, которые при их установлении не являются правонарушениями, дефекты профессиональной деятельности включают и профессиональные преступления медицинских работников.

Профессиональным преступлением в медицинской деятельности признается умышленное нарушение своих персональных обязанностей, которое причинило (или реально могло причинить) существенный вред здоровью человека или вызвало опасность для его жизни.

4. Неосторожные действия медицинских работников, в основе которых лежит халатность, недобросовестность, проявляющаяся в небрежности, легкомыслие и даже невежестве.

В отличие от несчастных случаев медицинские ошибки и профессиональные преступления связаны с неправильными действиями медицинского персонала, идущими вразрез с общепринятыми в медицине правилами.

Уголовные преступления медицинских работников.

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю необходимо выявить наличие следующих обстоятельств:

  • · неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - наличие или отсутствие к тому уважительных причин;
  • · наступление смерти или серьезного вреда здоровью пострадавшего;
  • · наличие вины медицинского работника;
  • · установление причин и условий, способствующих совершению

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить.

Бывают также медицинские ошибки, вызванные недобросовестным выполнением своих обязанностей. За это операционная медсестра несет ответственность в соответствии с существующими законами.

В Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее близкие статьи, касающиеся медицинской деятельности, когда речь идёт о врачебной ошибке, это ст.109 (причинение смерти по неосторожности); ст.118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст.124 (неоказание помощи больному)

Медицинские работники находятся в очень сложной ситуации, когда довольно велик риск возникновение юридической ответственности за их профессиональную деятельность.

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить

Чтобы минимизировать наступление юридической ответственности, медицинскому работнику в своей практике следует соблюдать установленные правила (стандарты, регламент, инструкции и т.д.) либо инициировать их написание, так как судебная практика по медицинским делам складывается по причине нарушения, либо отсутствия того или иного правила в ходе исполнения должностных обязанностей.

В целом надёжной защитой от мер юридической ответственности послужит профессионализм медицинского работника, включающий в себя правовую грамотность.

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует понятие «медицинская ошибка», что дает основание некоторым авторам считать ее внеправовой категорией, и в свою очередь способствует распространению мнения среди медицинского персонала о ненаказуемости за профессиональные ошибки. Это не соответствует современной действительности, так как в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривается право медицинских работников на «страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей».

Данное положение свидетельствует о законодательном признании возможности совершения профессиональных ошибок медицинскими работниками, поскольку законодатель выделил критерии медицинской ошибки.

В связи с этим встает актуальный вопрос о законодательном закреплении не только самого понятия «медицинская ошибка», но и разграничения ее от несчастного случая, халатности и причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, а также гражданско-правовой ответственности медицинских работников за медицинскую ошибку с учетом, как юридических, так и медицинских особенностей .

Было бы совершенно несправедливо говорить, что проблема медицинских ошибок и ответственности за них существует только в нашей стране. Тема медицинских ошибок, выражающаяся в ошибочном диагностировании, лечении и смерти больного, одна из самых актуальных в мире.

Классификация медицинских ошибок

Среди многочисленных и разнообразных классификаций следует различать:

  • · диагностические ошибки,
  • · лечебно-тактические,
  • · лечебно-технические,
  • · организационные,
  • · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Ошибка бывает:

  • · случайной,
  • · профессионально квалификационной,
  • · должностной (см. приложение 1).

Диагностические ошибки.

С сожалением приходится признать, что в силу различных объективных и особенно субъективных причин разнообразные диагностические ошибки в практической работе хирурга встречаются пока еще не редко. Точный учет этого вида ошибок отсутствует, так как часть их ускользает от регистрации.

Лечебно-тактические ошибки.

Речь идет об ошибках в хирургической тактике (несвоевременное направление больного к хирургу; неправильное определение показаний к операции или неправильный выбор времени для ее производства; неправильное определение способа и объема хирургического вмешательства; выбор метода операции.

Следует отметить, что тактические ошибки нередки в хирургической практике и составляют примерно 20--25% всех хирургических ошибок. Одна из довольно типичных и нередких тактических ошибок заключается в том, что при правильном диагнозе имеет место недооценка общего состояния больного.

Лечебно-технические ошибки.

Эти ошибки не редко наблюдаются среди других допускаемых в практической деятельности хирургов. Сюда относятся, например, ошибки при инструментальных методах исследования, при выполнении оперативного доступа (например, малые разрезы) и при дальнейших манипуляциях на органах и тканях, ошибки при использовании новой хирургической техники (например, сшивающих аппаратов и др.), а также оставление инородных тел в ранах и полостях.

Последние годы все чаще суды делят ответственность за забытые предметы (в брюшной полости) между хирургами и операционными сестрами.

Организационные ошибки.

К ним относится весьма большая группа ошибок, например: недостаточное оснащение и оборудование хирургических учреждений; отсутствие или неполноценность анестезиологической службы; недостаточная квалификация медицинских кадров и неправильная их расстановка; отсутствие круглосуточной готовности хирургического стационара к оказанию неотложной хирургической помощи, задержка с осмотром и операцией у больного, нуждающегося в экстренной помощи.

Ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Нередкой, к сожалению, ошибкой в работе стационарных хирургических учреждений является незнание или несоблюдение медицинским персоналом правил хирургической деонтологии.

Это -- правила поведения всего медицинского персонала, направленные, в частности, на максимальное оберегание психики больных от всяких вредных воздействий, что, по понятным причинам, имеет особенное значение в практике работы именно хирургических отделений (операционный блок). Именно нарушение этих правил является нередкой и грубой ошибкой в поведении персонала хирургических учреждений, ошибкой, чреватой иногда тяжелыми последствиями для течения и исхода заболевания. Посторонние разговоры вести во время операции нельзя; можно сказать лишь кратко то, что необходимо по ходу работы; какие-либо пререкания с оперирующим врачом совершенно недопустимы, так как это может помешать успешному выполнению операции. Все объяснения должны быть отложены до окончания операции.

Мыльникова И.С.

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: «По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело», и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший (ая) ошибку, и в самом деле был (а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил (а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: «Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания». Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок

Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire , 1992; Gadbois ; 1992, Estrin - Behar , 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin - Behar , медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70 % от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20 % рабочего времени.

Исследователи обратили внимание на то, что в отделениях (палатах), где работа медсестер была хорошо продумана и организована, хождение занимало меньше времени, а число незапланированных отвлечений в ходе выполнения задания было существенно, иногда почти в 2 раза, меньше. Примерами хорошей организации работы назывались четкое разделение функций между медсестрами, планировка палат (рабочих помещений), с выделением функциональных секторов. К примеру, медсестры, занимающиеся приготовлением медикаментов для пациентов, имели специально выделенные индивидуальные места за загородкой. Если какая-то из них отвлекалась, то вернувшись к прерванной работе, она точно знала, что все лежит на прежних местах и не потревожено действиями других коллег.

Дефекты информационного обеспечения

Многие исследователи указывают на несовершенство информационного обеспечения труда рядовых медицинских работников. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало больниц может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большой проблемой является неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. Доказано, что хорошо читаемая этикетка должна иметь матовую поверхность (чтобы блики не нарушали зрительного восприятия), а буквы должны иметь высоту не менее 2,5 мм. Наблюдение показало, что этим требованиям удовлетворяют не более половины лекарственных этикеток. Большое значение имеет дизайн упаковок: совершенно недопустимо, чтобы одинаковый дизайн имели упаковки разных препаратов. Особо опасно, если нельзя различить по внешнему виду упаковки одного и того же препарата, но в разных дозировках.

Проблема последних лет - ошибки при работе с компьютером. Очень часто программы имеют неудобный плохо читаемый интерфейс, сложные системы поиска. В результате компьютер только осложняет работу медсестры, увеличивает риск технической ошибки. Безусловно, это не значит, что нужно отказаться от компьютеризации рабочих мест медсестер, однако делать это надо продуманно, придавая внимание так называемым «мелочам».

В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Необходимо ввести практику, когда исполнитель повторяет вслух сделанное распоряжение, как это принято в армии, в гражданской авиации и т.п. «Полкубика строфантина в вену» - «Есть полкубика строфантина в вену».

Отдельного разговора требует совершенствование звуковых сигналов. В ходе модернизации многие больницы закупили современное оборудование, которое имеет звуковые сигналы. В европейских больницах была обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Так, в одном из хорошо оснащенных отделений реанимации, медсестры могли идентифицировать по слуху только треть сигналов, подаваемых приборами. В остальных случаях им приходилось обходить всю палату, чтобы найти источник звука. В другом крупном отделении из 1433 сигналов, зарегистрированных за 3 недели проведения исследования, только 8 предупреждали о фатальных нарушениях. Неудивительно, что случаи отключения тревожной сигнализации встречаются все чаще, а это, безусловно, создает риски для больных. Недавно закончилось разбирательство дела медсестры отделения кардиореанимации, якобы заснувшей и не услышавшей сигнала монитора о возникшей у больного фибрилляции желудочков. Больной скончался. Медсестра уверяла, что не спала и что сигнала не было. При проверке оказалось, что звуковой сигнал был отключен. Кто сделал это? Оказалось, что это сделала дневная медсестра. Врач распорядился сделать звук всех сигналов чуть тише, однако она, не зная английского, не разобралась с надписями на экране прибора, который не был русифицирован. Очевидно, что обвинять ее в данном случае не справедливо.

Психо-эмоциональное состояние

Хронический стресс и синдром эмоционального выгорания снижают работоспособность и качество выполнения рабочих заданий, повышает риск профессиональных ошибок. Одной из основных причин хронического стресса медсестер является высокое психо-эмоциональное напряжение, которое отмечают все исследователи этого явления. Что является причиной этого напряжения? К примеру, финские медсестры жаловались на то, что остро чувствуют нехватку знаний, а также отсутствие ясности в разграничении полномочий и ответственности с другими работниками - врачами и медсестрами. Ответственность в сочетании с отсутствием соответствующих полномочий и возможности изменить свою работу, спокойно спланировать предстоящие действия, подготовиться должным образом, - все это создает дополнительное напряжение и беспокоит финских медсестер. Почти половина медсестер говорила о сильных стрессах, переживаемых, если экстренная ситуация возникает в отсутствие врача (Poyhonen , 1990). Согласно масштабным исследованиям, проведенным в ряде европейских стран в 90-х годах, число медсестер, испытывающих постоянный стресс на работе, достигает 25 %. Многие переживают ситуации «с сильным эмоциональным выбросом», конфликты с больными и коллегами и т.п. Стресс усиливается в отсутствие поддержки. Медсестры ощущают, что их не ценят, что их знания и опыт никому не нужны, что они не могут оказать влияния на ситуацию, даже если она полностью соответствует их квалификации. В 1983 году, изучив статистику самоубийств европейских медсестер, Katz обнаружил, что уровень самоубийств медсестер выше, чем в среднем среди женщин в данном регионе. Особо страдающей от стрессов группой являются медсестры, несущие высокую рабочую нагрузку, сочетающуюся с низким уровнем самостоятельности и социальной поддержки. Результаты этих исследований демонстрируют, что расширение самостоятельности и поддержка могут сыграть большую роль в снижении уровня стресса в случаях, когда невозможно снизить давление высокой рабочей нагрузки.

И здесь особую роль играет позиция руководителя сестринского коллектива - старшей и главной медсестры. Были проведены исследования, доказавшие связь между уровнем стресса и стилем работы руководителя. Там, где старшие и главные медсестры считают необходимым вести индивидуальную работу с медсестрами, беседовать с ними, выслушивать и принимать их предложения, ценить их, хвалить даже за небольшие достижения, в этих коллективах уровень стресса среди медсестер ниже.

Большое значение имеют взаимоотношения медсестер с врачами. В коллективах, где эти царит командный стиль работы, отношения между группами персонала расцениваются как «хорошие», средний уровень стресса среди медсестер невысокий.

«Внутренние» причины ошибок, связанные с человеческой природой

«Смотрел, но не видел»

Однако помимо внешних причин ошибок эксперты все настойчивее говорят о внутренних причинах, связанных с природой человеческого познания. Ведь многие ошибки люди делают, совершая привычные действия, а самые чудовищные ошибки чаще наблюдаются у наиболее опытных и квалифицированных работников.

Одна из самых распространенных ошибок совершается по типичному сценарию - «работник смотрел, но не видел». Медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения; водитель смотрел на дорогу, на которую выходит пешеход, но не видел этого пешехода и не сбавил скорость; матрос не увидел стоп-сигнала, рабочий не заметил надвигающегося лезвия пилы и т.п. За каждым из этих случаев - человеческая трагедия. Эксперты считают, что их нельзя связать с небрежностью или глупостью работника. Скорее их причиной являются ограничения внимания при выполнении высокотехнологичных работ.

В поисках причины таких ошибок следует вспомнить об одной особенности нашего восприятия - мы воспринимаем и осознаем далеко не все, что видим и слышим. Органы чувств получают и отправляют в мозг человека массу сигналов, однако для сознательной обработки отфильтровывается лишь только малая часть из них, остальные - отбрасываются. Со всем потоком информации наш мозг просто не справится. Этот фильтр называют вниманием. Оно позволяет нам не осознавать, как мы дышим, как одежда давит на кожу, мы не слышим фоновых звуков. Внимание позволяют мозгу бросить все свои силы на обработку только самой нужной информации.

Однако у внимания есть и оборотная сторона. Концентрируясь на одних сигналах, человек может не заметить важные изменения других, которые он счел на этот момент не самыми важными. Так, водитель, разговаривая по мобильному телефону, может полностью погрузиться в тему разговора, перестроив внимание на эту важную для него информацию и отключившись от сигналов дорожной ситуации.

Специалисты в области безопасность проводят специальные исследования, как сделать, чтобы человек, сконцентрированный на одних сигналах, не упустил появления неожиданных объектов. Раньше для привлечения внимания к таким объектам использовали яркие цвета, контрасты, движения, звуки. Опыт говорит о том, что они работают недостаточно эффективно. Сегодня упор делается на специальном обучении и тренингах персонала. Таким образом, если раньше считалось достаточным сделать на лекарственной упаковке надпись красным «Вводить медленно!», то теперь помимо надписи проводят специальное обучение медсестер, которые должны уметь схватывать содержание информации на упаковке, замечая необычные отклонения. Разработка таких тренингов - задача профессионалов по психологии внимания.

Автоматизм действий, как причина ошибок

Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т.е. автоматически. Собственно, опытный работник и отличается от неопытного тем, что многие его действия доведены до автоматизма. Автоматизм обеспечивает быстрое и четкое выполнение повторяющихся манипуляций. Однако такой автоматизм может сыграть и злую шутку. Дело в том, что делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действий. Так возникают фатальные ошибки, в основе которых лежит концентрация внимания с последующим автоматизмом действий, что характерно именно для опытных сотрудников.

Представим ситуацию: опытная медсестра, знающая, что флакон с физиологическим раствором для разведения антибиотиков всегда стоит на столике в правом углу, берет его и, практически не глядя, набирает жидкость в шприц. Однако в этот день в кабинет забежала практикантка и передвинула флаконы, в результате на привычном месте оказался хлористый калий или 10-процентный лидокаин. Последствия понятны. В случае если бы на месте опытной сестры оказалась молодая и неопытная, трагедии бы не произошло, так как она, сознательно искала бы флакон с физиологическим раствором, читая этикетки. Она не наработала автоматизма и поэтому не ошибется.

«Вижу то, что ожидаю увидеть»

Еще одна причина ошибок - «видеть не то, что есть, а то, что ожидаю увидеть». Представим медсестру, которая 10 лет подряд ежедневно берет с определенной полки один и тот же флакон и читает на нем одну и ту же надпись. И в один прекрасный день на полке появился такой же флакон, но с другой надписью. Она привычно берет его, смотрит на упаковку и не видит ничего необычного - в ее глазах стоит привычная картина привычной этикетки. Такую ошибку может допустить любой человек, даже самый добросовестный и внимательный.

Заключение

Можно ли уберечься от таких ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из своей трудовой практики? Эксперты единодушны: это невозможно. Если в привычной ситуации работники перестанут действовать автоматически, вся работа встанет. Поэтому, если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание, и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Существует мнение: все должны работать по правилам. Разработай их, и не будет ошибок. Однако это глубокое заблуждение. Строгая работа по правилам - это особая форма забастовки, так как известно, при попытке все делать по правилам, работники просто ничего не смогут сделать. Такую забастовку называют итальянской. Он приносит больше вреда, чем простой отказ от работы.

Таким образом, современные системы безопасности должны работать при среднем уровне внимания работников, с учетом сложившихся автоматизмов и искажений восприятия. Т.е. почти каждая ошибка работника - это ошибка системы. Мы должны говорить об этом, чтобы защитить коллег, совершивших ошибку, от осуждения и уголовного преследования.

ТЕМА: Профилактика сестринских ошибок

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

    Сестринские ошибки: проблемы и виды.

    Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок.

    Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок:

    Способы перемены отношения к сестринским ошибкам.

    Само- и взаимодиагностика сестринских ошибок.

    Сестринские ошибки: проблемы и виды.

Цель изучения сестринских ошибок – "прежде всего не навреди" – не подчеркивать вину медицинского работника, чтобы наказать, а показать, чтобы их не повторять.

Причины сестринских ошибок:

    Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.

    Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности.

Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.

Классификация сестринских ошибок:

    Нарушения этики.

    Несоблюдение деонтологических принципов ("не навреди", "информированного согласия", "уважения к жизни и достоинству" и др.)

    При осуществлении технических, оперативных и инвазивных вмешательств.

    Фармакологические, фармакогнозические ошибки.

    Особенности морали и нравственности в характере и поведении медсестры.

    Вследствие нарушения внимания.

2. Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок.

В целях уменьшения этических сестринских ошибок целесообразным является развитие культуры управленческого труда.

Рациональное распределение времени не может быть без четкого рабочего графика. Культура содержания рабочего места. Следует считать идеальным такой порядок, при котором на рабочем столе находятся лишь нужные документы.

Культура проведения массовых мероприятий. Это культура проведения совещаний, переговоров и бесед. Культура приема посетителей. Культура работы с документами. Культура речи.

Разработка норматива нагрузки сестер, работающих самостоятельно, необходима для оптимизации работы и сокращения ошибок среднего медицинского персонала.

Создание культуры риска. Сестринская профессия является рискованной из-за положения между пациентом и врачом, а также работы в ночную смену, ее монотонности.

Управление риском – часть контроля качества медицинской помощи. Общество всегда требует качества, обеспечение которого возможно разными способами: обучением технике, контролем исполнения, нивелированием риска медицинского воздействия путем анализа всех "за" и "против".

Сделать само- и взаимоконтроль за своей работой необходимостью, закрепленной в должностной инструкции. Требования само- и взаимоконтроля, изложенные в функциональных (должностных) обязанностях будут выполняться в силу обязательности этого предписания.

Разработка стандартов качества исполнения медицинской услуги. Наличие эталона проведения каких-либо сестринских вмешательств приведет к тому, что любые отклонения от него могут рассматриваться как ошибка. Трудность создания стандартов, обусловленную во многом психологическим негативизмом исполнителей, поможет преодолеть разъяснение.

Ситуация благодарности и комплимента за успешную работу сестры должна чередоваться с умением руководителя указать на ошибки.

3. Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок:

    Четкая организация работы в бригаде попарно «опытный работник – молодой".

    Комментировать свои действия ("Я иду к Иванову вводить инсулин").

    Развитие устойчивости против стрессов профессии.

    Избегать публичных устных заявлений об ошибках в неподготовленной аудитории.

    Использовать анонимное заявление для узкого круга избранных коллег.

    Конфиденциальность информации о сестринских ошибках обеспечивается системой анонимного контроля сестринской работы сестрой-менеджером с учетом письменных "листков информации об ошибках".

    Сбор, систематизация, группировка сестринских ошибок для выявления тенденций в лечебно-профилактическом учреждении по итогам работы за год.

    Совершенствование профессионального отбора на обучение медицинским специальностям (оперативность действий в экстремальных ситуациях, темперамент, характер и его акцентуации, способность к четкой организации работы).

    Введение штатной должности психолога для оптимизации работы медицинского персонала в целом.

    Наставничество и менторство необходимо использовать как новые формы адаптации специалиста на рабочем месте.

    Мотивация на непрерывное образование сестер.

    Система аттестации на рабочем месте.

Работа в ночные смены должна учитывать время на вхождение в работу и релаксацию после ее завершения. Способами преодоления подобных ошибок являются:

    необходимость ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»,

    устно комментировать свои действия по выполнению технической манипуляции;

    обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;

    тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;

    яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами и обязательная таблица-памятка в процедурном, манипуляционном, инъекционном кабинетах на видном месте;

    обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных больного, конкретность назначения;

    никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.

    Способы перемены отношения к сестринским ошибкам.

Принципы рассмотрения сестринских ошибок на коллоквиумах (медицинских обществах, собраниях):

    Помнить, что однообразный труд, а также работа в ночную смену способствуют совершению ошибок.

    Работа в команде медицинского персонала с обязательным само- и взаимоконтролем.

    Не культивировать страх совершения ошибок.

    Не стыдиться ошибок (никто от них не застрахован).

    Доброжелательная атмосфера сотрудничества в коллективе.

    Благородство и доверие. Знаю: могу помочь.

Способы обучения профилактике сестринских ошибок:

Обеспечение доброжелательной атмосферы.

Сестринский коллективизм по обсуждению ошибок за конкретный отрезок времени.

Проведение релаксационного обучения медсестер профилактике ошибок при манипуляциях, подготовке к раздаче и введению медикаментов.

Следовать принципу: повторение – мать учения.

5. Само- и взаимодиагностика сестринских ошибок.

Самодиагностика ошибок при сестринских манипуляциях в условиях страховой медицины обеспечивает:

    смену метода осуществления манипуляции;

    коллективную ответственность за работу в команде медицинского персонала;

    служебную подчиненность докладов руководителю;

    сохранение атмосферы доверия и сотрудничества всего коллектива;

    единый подход к нивелированию последствий сестринских ошибок.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вальчук Э.А., Михалевич П.Н. Организация работы среднего медицинского персонала по этапам оказания медицинской помощи // Совр. пробл. внутренней медицины Тез. докл. Пленума Бел. общества терапевтов, Гомель,-1999.-Ч.1.-С.34-35.

    Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе. ВОЗ: введение // Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро, Копенгаген, -2001.-№5.-39с.

    Матвейчик Т.В., Волченок В.Ф. Формирование программы повышения творческого потенциала (школа творческого роста) //Учеб.-практ. пособ. по тренинг-семинару.Минск.-2002.-43с.

    Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Профилактика сестринских ошибок как резерв улучшения качества медицинских услуг //Медсестра на рубеже ХХI века: Сб. науч. работ. - Гродно, 2002.- С. 193-195.

    Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Щавелева М.В. Гулицкая Н.И. Нормативная нагрузка сестринского персонала, работающего самостоятельно. «Вопр. организ. и информ. здравоохр.», 2003.- №3, - С.38-40.

    Положение о комиссиях по врачебной этике учреждения (предприятия) здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь// Медицина, 1999.-№2,-С.3

    Этика / Учебное пособие-Мн.-2002.

    Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры // Производственный стандарт Утвержден БелООМС 17.05.2002. Протокол №9. Согласован с МЗ 02.09.2002. Вступил в действие с 2002г.