Кто написал рассказ шинель. Николай васильевич гоголь

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

ШИНЕЛЬ . В одном департаменте служил неприметный чиновник Акакий Акакие­вич Башмачкин, «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщи­нами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидаль­ным». Чин он имел маленький - титулярного советника, над которым, как известно, вечно подтрунивают. На день его рождения по православному календарю приходились имена довольно странные: матушке его предложи­ли назвать младенца Моккием, Соссием или в честь мученика Хоздазата. Перевернули страницу - а там Трифилий, Дула и Варахсий. Решили назвать в честь отца Акакием.

В департаменте он служил давно и всё в одной должности «чиновника для письма». Ему не оказывалось никакого уважения, начальники обходи­лись с ним «холодно-деспотически», сторожа даже не глядели на него, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Молодые чиновники посмеивались над ним, отпускали шутки, но Акакий Акакиевич только про­износил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Служил он мало сказать ревностно - нет, он служил с любовью: «там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Выписывая осо­бенно любимые буквы - «буквы фавориты*, он даже причмокивал от удо­вольствия. Однажды какой-то добрый начальник, желая вознаградить Акакия Акакиевича за долгую службу, приказал дать ему работу поважнее, чем простое переписывание,- «дело состояло только в том, чтобы переме­нить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в тре­тье». Это так утомило Акакия Акакиевича, что он попросил лучше дать ему переписать что-нибудь.

Ничего, кроме службы, для него не существовало. Одет он был кое-как, к мундиру вечно что-нибудь прилипало, «сенца кусочек или какая-нибудь ниточка», ел он, совершенно не замечая вкуса еды, ел «с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору». Все мысли его были о ровных строчках, и «если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы». Акакий Акакиевич был вполне доволен судьбой: написавшись всласть (уже дома, для своего удовольствия), он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне.

Так и прожил бы Акакий Акакиевич до глубокой старости, если бы не одно бедствие. Есть в Петербурге враг всех тех, кто, как Башмачкин, по­лучает всего четыреста рублей жалования в год, враг этот - северный мороз. С недавних пор стал чувствовать Акакий Акакиевич, что спина его уж боль­но мерзнет. Осмотрев свою видавшую виды шинель, он увидел, что на спине она совсем истерлась и подкладка расползлась. Шинель нужно было спасать, и сделать это мог один Петрович - одноглазый портной из кре­постных, который довольно удачно починял старые чиновничьи шинели,- разумеется, когда не был пьян. Взбираясь по залитой помоями лестнице, Акакий Акакиевич решил, что не даст Петровичу за починку более двух рублей. «А я вот, к тебе, Петрович, того…- начал он. Надо сказать, что изъ­яснялся он большей частью предлогами, наречиями и такими частицами, которые никакого значения не имеют,- Шинель то, сукно…» Рассмотрев шинель на свет, Петрович вынес приговор: «Нельзя поправить: худой гар­дероб!» Как ни умолял Акакий Акакиевич, Петрович был непреклонен: кусочки ткани для ремонта найти можно, да пришить их нельзя - «дело совсем гнилое», придется шить новую шинель. «При слове “новую” у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться».

Дождавшись воскресенья, он опять отправился к Петровичу: после субботы тому нужно будет опохмелиться, Акакий Акакиевич даст ему гри­венничек, авось, портной станет посговорчивее. Действительно, после суб­боты Петрович «сильно косил глазом», гривенник с благодарностью взял, но насчет шинели остался тверд: «Извольте заказать новую».

Поняв, что без новой шинели не обойтись, Акакий Акакиевич совершен­но пал духом. За несколько лет ему удалось скопить сорок рублей; нужны были еще сорок. Он решает уменьшить обычные расходы: «изгнать упо­требление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи… ходя по улицам, ступать как можно осторожнее… чтобы не истереть скоровременно подме­ток…» Приняв решение шить новую шинель, Акакий Акакиевич сделался даже как-то живее, тверже характером, «как человек, который уже определил и поставил себе цель». Каждый месяц он наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели. Совершенно неожиданно директор назначил Акакию Акакиевичу наградных больше, чем обычно, и дело пошло скорее. Вместе с Петровичем они купили сукно, коленкор на подкладку (но такой, что лучше шелка) и кошку на воротник, которую издали всегда можно было принять за куницу (сама куница была уж очень дорога).

Петрович потрудился на славу - шинель оказалась впору. Портной был так доволен своим произведением, что даже вышел с клиентом на улицу, чтобы со стороны полюбоваться шинелью.

В департаменте все выбежали в швейцарскую смотреть шинель Акакия Акакиевича. Поздравив его, чиновники намекнули, что обновку не мешало бы «вспрыснуть». Бедный Башмачкин начал было уверять, что это совсем не новая шинель, но его выручил какой-то чиновник, сказав, что он сегодня именинник и зовет всех к себе вечером на чай. Акакий Акакиевич уже не­сколько лет не выходил вечером на улицу. Он шел, разглядывая витрины магазинов, и удивлялся всему выставленному там. Именинник «жил на большую ногу»: лестница освещалась фонарем, квартира находилась на втором этаже. В передней Акакий Акакиевич увидел шинели, среди которых были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами. Он чувствовал себя здесь неловко, не зная, куда девать руки, ноги «и всю фигуру свою». После двух бокалов шампанского ему стало немного веселее, но все равно, задерживаться здесь не хотелось.

Акакий Акакиевич шел по темному городу в веселом расположении духа, как вдруг увидел каких-то людей. «А ведь шинель то моя!» - сказал один из них. Башмачкин собрался крикнуть на помощь, но ему тут же пристави­ли ко рту кулак «величиной с чиновничью голову». С него сняли шинель, дали пинка, и он упал в снег. Рано утром Акакий Акакиевич отправился с жалобой к приставу, но тот, вместо того, чтобы принять меры, стал рас­спрашивать, отчего Акакий Акакиевич так поздно шел домой и не заходил ли он в какой-нибудь непорядочный дом. Башмачкин сконфузился, тем дело и кончилось.

В департаменте рассказ Акакия Акакиевича о грабеже тронул всех, ре­шили даже «скинуться» ему на новую шинель, но тут, как нарочно, «делали складчину» на директорский портрет и для Акакия Акакиевича собрали- сущую безделицу. Ему посоветовали обратиться «к одному значительному лицу». Бедняге с большим трудом удалось пробиться на прием к «значи­тельному лицу». Генерал, хоть и был в душе добрым человеком, привык начинать разговор с низшими тремя фразами: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?»

Акакий Акакиевич уже заранее чувствовал робость перед ним и на во­прос: «Что вам угодно?» - начал так невразумительно, с присущей ему «свободой языка» излагать суть дела, прося разыскать шинель, что генерал, разгневавшись, не только произнес свои обычные грозные фразы, но и за­топал ногами. Акакий Акакиевич не помнил, как вышел на улицу. На сле­дующий день у него началась сильная горячка. В бреду он видел то Петро­вича, который шил ему шинель с какими-то западнями для воров, то грозного генерала. Через несколько дней бедный Акакий Акакиевич умер. В департаменте только на четвертый день заметили его отсутствие, послали за ним сторожа и узнали, что Акакия Акакиевича «четвертого дня похоро­нили». На следующий день на его месте уже сидел новый чиновник…

Но история на этом не заканчивается. Вскоре по Петербургу пронеслись слухи, что у Калинкина моста стал показываться по ночам призрак - «мерт­вец в виде чиновника», который ищет какую-то утерянную шинель и сди­рает с плеч прохожих шинели, «не разбирая чина и звания». Один из депар­таментских чиновников видел привидение своими глазами и узнал в нем Акакия Акакиевича.

Что касается «значительного лица», то после ухода Башмачкина он по­чувствовал к нему какое-то сожаление, мысль о маленьком чиновнике стала даже тревожить генерала. Неделю спустя он послал узнать, нельзя ли как-то помочь этому просителю; ему донесли, что Акакий Акакиевич умер. От этой вести генерал весь день был не в духе, но к вечеру развеялся у приятеля, где собралось приятное общество.

Однажды, отправляясь к одной знакомой даме, к которой он испытывал «совершенно приятельские отношения», генерал вдруг почувствовал, что кто-то весьма крепко ухватил его за воротник. Обернувшись, он не без ужаса узнал Акакия Акакиевича. «…Рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшною могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец!

Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек,- отдавай же теперь свою!» Генерал, не помня себя от страха, скинул шинель и приказал кучеру гнать во весь дух.

Это происшествие произвело на генерала такое впечатление, что он теперь реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?» С этих самых пор чиновник-мертвец больше не появлялся - видно, генеральская шинель оказалась ему впору.

Эта повесть Гоголя была издана в 1843 году. Она входит в авторский сборник "Петербургские повести".

Ниже мы передадим краткое содержание произведения "Шинель". Для лучшего усвоения события излагаются с точки зрения их важности в сюжетном построении (завязка, развитие событий, кульминация, развязка). Начало повести, в которой мы знакомимся с главным героем Акакием Акакиевичем Башмачкиным, можно рассматривать как экспозицию.

Начало повести. Знакомимся с главным героем

Завязке предшествует наше знакомство с главным героем повести, которого зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит мелким чиновником в одном из петербургских департаментов.

В повести рассказывается о рождении героя: несчастливая звезда Башмачкина зажглась, уже когда стали искать имя для новорожденного: сколько ни подбирали по святцам, все имена выходили заковыристые и такие причудливые, что мать его совсем отчаялась и решила дать ему имя его отца - так и стал он Акакием Акакиевичем.

Главный герой - типичный, что называется, "маленький человек". Он не блещет умом, звезд с неба не хватает, карьеру не сделал и не пытался. Башмачкин до самозабвения любит свою работу, а именно - снимать копии, то есть переписывать различные документы.

Вся его жизнь в этом и состоит. На работе он пишет. Придет домой со службы, наскоро поест - и снова за стол, достает перо с чернильницей и вновь принимается за работу - переписывает то, что не дописал в департаменте. Впрочем, если работы не оказывалось, Башмачкин писал какую-нибудь бумагу "просто для себя". Среди букв у Акакия Акакиевича есть даже свои любимчики.

Засыпал он с улыбкой, думая:

Что-то Бог пошлет переписывать завтра?

Ревностно относится Башмачкин к своему занятию. Нельзя сказать, что в старании своем был он совсем не замечен: однажды начальство назначило задание, которое помогло бы ему в продвижении по службе. Всего и делов было - слегка изменить содержание документа, переписывая его. Но для нашего героя задача оказалась непосильной, и он с облегчением вернулся к простому переписыванию.

Внешний вид и костюм героя

И красотой Акакий Акакиевич не отличается: он рыжеват, рябоват, с плешью на голове, видит неважно, ест без аппетита. Рассеян, ходит, не интересуясь тем, что происходит вокруг. Порой, шагая по улице, он задумывается о своем занятии так, что повсюду ему чудятся написанные строчки. Потом приходит в себя, глядь - а он стоит посреди дороги.

Говорит Акакий Акакиевич мало, а если и изъясняется, то по большей части предлогами, междометиями и частицами.

Друзей у него нет, в гости не ходит, нередко обижаем окружающими и терпеливо сносит насмешки канцелярских сослуживцев. Только иногда, когда толкнут его под руку и помешают писать, скажет он:

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Завязка

Носит Башмачкин вицмундир, бывший когда-то зеленым. Но давно уже он порыжел от старости. И старенькая шинель, которую в насмешку окружающие называют "капотом", совсем протерлась, и материя ее местами стала походить на сито.

Итак, в кратком содержании "Шинели" заметим, что завязка повести - пришедшая в негодность старая одежда главного героя.

И рад бы герой не обращать внимания на свою "тощенькую шинелишку", да как-то основательно стал прохватывать его ветер. Снял он шинель, посмотрел - а сукно-то по спине и плечам совсем дырявое, да и ткань подкладочная расползлась.

Обратился Башмачкин тогда к портному, которого все звали Петрович. Когда не бывал пьян, тот успешно занимался починкой всякого рода чиновничьей и прочей одежды - фраков, шинелей и панталон. Однако Петрович заявил, что, мол, никак такое сукно залатать нельзя, заплатку на гнилую ткань не положишь - тотчас расползется. А значит, непременно нужно шить новую шинель.

Это стало для героя страшным сообщением. Однако, подумав, решился Акакий Акакиевич зайти к портному в воскресенье, когда тот после субботней рюмочки будет подобрее - авось, и возьмется тогда за работу. Однако ж и в следующий к нему визит Петрович авторитетно заявил, что починить шинель невозможно.

На новую шинель, которую взялся сшить все тот же портной Петрович, ушло бы больше, чем полтораста рублей. Акакий Акакиевич стал прикидывать. Решил, что портняжка по обыкновению своему заломил высокую цену, и шинель встанет ему рублей в восемьдесят.

Но в копилке лежало у него только сорок рублей. Надо было набрать где-то еще сорок.

Развитие событий

И Башмачкин начал экономить: он не ужинает,

изгоняет употребление чая по вечерам

и не покупает свечей. Бедный Башмачкин даже ходит, ступая мягче и осторожнее, чтобы не стирались быстро подошвы обуви. А чтобы не отдавать в стирку лишний раз белье, дома он носит только халат.

Теперь целыми днями герой думает о шинели, о ее фасоне и материи. Ходит по лавкам, прицениваясь к сукну и прикидывая. Он уже привык сидеть голодным по вечерам. Башмачкин, как говорит нам автор,

сделался как‑то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель

Все эти привычки к новому образу жизни занимают у героя, как должно быть упомянуто в кратком содержании "Шинели", несколько месяцев.

Потом директор, как будто почувствовав, что Башмачкин нуждается в новой одежде, выдал ему аж шестьдесят рублей жалованья вместо положенных сорока.

И Акакий Акакиевич с портным направились в лавки, чтобы купить материю. Приобрели хорошее сукно и отличный подкладочный коленкор. А куницы для воротника не купили - дорога оказалась куница. Зато купили мех кошки, который по виду вполне казался приличным и походил на куницу.

Новая шинель

Портной доставил герою новую шинель рано утром - как раз, когда надо было отправляться на службу. Акакий Акакиевич вышел в обновке на улицу, а Петрович даже проводил его, чтобы еще раз полюбоваться своей работой.

По департаменту вдруг быстро разлетелась новость, что у Башмачкина новая шинель, и

капота более не существует.

Все поздравляют его - чиновника тяготит повышенное внимание - и настаивают,

что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер,

чтобы отпраздновать это событие.

Башмачкин не знает, как бы отказаться. Хорошо, что нашелся чиновник, который сообщил, что он сегодня именинник, и потому приглашает всех к себе сегодня же вечером.

Этот день становится для Акакия Акакиевича праздником. Когда вернулся домой, он посмотрел на старую и новую шинели и рассмеялся, сравнивая и радуясь обновке. Поужинав и повалявшись на постели, что вообще было не в его правилах, Башмачкин отправился в гости.

Чиновник проживал в лучшей части города, где фонари светили ярче, и улицы были не столь пустынны, как около его дома. На вечере сначала он чувствовал себя неуютно, но потом, выпив шампанского, повеселел. И все же среди играющих в карты и весело болтающих людей ему сделалось скучно, и, увидев, что уже за полночь, Башмачкин незаметно покинул торжество.

Кульминация

На одной из пустынных улиц оказались перед главным героем какие-то люди. Один из них, показав ему кулак, приказал молчать и вытряхнул из шинели. Потом ему дали такого пинка, что он упал в снег и потерял сознание.

На другой день по совету своей квартирной хозяйки Акакий Акакиевич посетил частного пристава, с трудом добился приема, но тот, задав какие-то нелепые вопросы, ничего толкового не сказал.

На службу пришлось идти ему в старом своем "капоте". Многие из сослуживцев, услышав печальную историю с ограблением, посочувствовали ему, и кто-то посоветовал попросить помощи у "значительного лица".

"Значительным лицом" был генерал. Долго дожидался Башмачкин в приемной, пока тот разговаривал с приятелем. Выслушав историю о "бесчеловечном ограблении", генерал рассердился на Акакия Акакиевича, прикрикнув на него, отчасти из желания покрасоваться перед бывшим еще здесь же знакомым. Испугавшись и едва не лишившись чувств, Башмачкин вернулся домой.

Развязка

Акакий Акакиевич слег с горячкой. Весь его болезненный бред вертелся вокруг украденной шинели и бессовестных воров.

Пришел врач, но ничего, кроме символической припарки, не прописал. А квартирной хозяйке сказал, что дня через полтора непременно наступит конец.

И Акакий Акакиевич умирает. Имущества после него осталось - лишь пучок гусиных перьев, несколько листов бумаги, пара пуговиц да старый его "капот".

А на службе отсутствия чиновника Башмачкина сразу и не заметили, а хватились лишь через четыре дня, когда того уже похоронили.

Один из самых значительных составляющих элементов повести - эпилог, придающий ей фантастический оттенок и дополнительный интересный смысл, должен быть обязательно упомянут в кратком содержании "Шинели".

Страшный эпилог

По Петербургу ползут тревожные слухи, что по ночам около якобы бродит призрак, который стаскивает со всех встреченных шинели, не глядя, какого вида шинели, бедные они или богатые. Один из чиновников сумел разглядеть мертвеца и признал в нем Акакия Акакиевича.

А генерал, который так грубо обошелся с Башмачкиным, почувствовал раскаяние, вспомнив о несчастном посетителе. Он даже послал к нему, пожелав оказать ему какую-нибудь помощь. Когда курьер доложил, что давешний посетитель умер в горячке, генерал расстроился.

Желая развеяться, он отправился на вечеринку к своему другу, а по окончании, совсем придя в хорошее настроение, решил навестить знакомую даму Каролину Ивановну. Ехал он к ней в санях, уютно обернувшись теплой шинелью.

Вдруг кто-то потянул его за ворот. Обернувшись, генерал с ужасом увидел того самого умершего чиновника в старом вицмундире. Акакий Акакиевич был бел, как снег. Но еще больше генерал испугался, когда прежний его посетитель произнес:

А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!

Испуганный генерал беспрекословно выполнил приказание призрака и сам отдал ему шинель, а потом велел кучеру нестись домой. Про Каролину Ивановну он и думать забыл. А мертвец с тех пор исчез - вероятно, шинель генерала оказалась ему впору.

Повесть не разбита на главы, из-за отсутствия таковых, мы не смогли привести краткого содержания по главам "Шинели" Гоголя.

За время деятельности Н. В. Гоголя миру было представлено большое количество произведений, которые наполнены исключительным смыслом и изысканным шармом. После прочтения таких рассказов читатель начинает понимать, что же такое настоящая классика жанра. Одним из бессмертных произведений считается именно повесть под названием «Шинель».

Проведя небольшой анализ данного творения, можно понять, что писатель имеет настоящий талант и максимально точно описывает используемые образы. Создано произведение «Шинель» в далеком 1842 году и сразу же завоевало популярность у критиков того времени.

Начальный сюжет истории

Сюжет произведения Н. В. Гоголя рассказывает о мужчине с причудливым именем. Звали его Башмачкиным Акакием Акакиевичем. В рассказе описываются особенности его рождения, а также причины такого причудливого имени. В дальнейшем повествование плавно переходит на годы его службы в качестве советника с высоким титулом.

Над главным героем все его окружение постоянно шутит. Его подсмеивают на работе и постоянно мешают нормально осуществлять деятельность. То его усыпят бумажками, то скажут неприятные слова, то толкнут под руку. Все это весьма надоедает советнику и он, когда наступает уже совсем невмоготу, просит окружающих оставить его в покое жалобным голосом.

Главная цель деятельности героя картины – это постоянное переписывание бумаг. Башмачкин относится к своей работе ответственно и выполняет обязанности с любовью. Занимается работой он не только в служебном отделе, но и в домашних условиях. Придя домой, он, поевши щей, сразу же берется за банку с чернилами.

Акакий не знает приятельства, так как у него нет друзей, он не предпочитает развлечения и постоянно сидит дома. Для него таких основ просто-напросто не существует. Даже ложась отдыхать, он думает о том, как бы завтра написать побольше документов.

Неожиданное происшествие

Главный герой произведения живет постоянством и обыденностью. Он ежедневно делает одно и то же и это ему нравится. Все было бы хорошо, но в определенный момент с ним происходит неожиданный случай. Однажды, проснувшись утром после интереснейших сновидений, посмотрев на улицу и увидев морозную погоду, Акакий Акакиевич решил посмотреть и на свою шинель, в которой он ходит уже давным-давно. Он видит, что она уже потеряла свои изначальные внешние данные, посмотрев поближе, герой понимает, что она во многих местах уже сквозит. Именно поэтому Башмачкин решает отправиться к своему знакомому портному, которого зовут Петрович.

Портной осматривает принесенную Акакием шинель и делает заявление, что ее уже невозможно исправить и придется сделать новую, а это пальто выбросить. Петрович назвал цену работы, которая оказалась настоящим потрясением для главного героя.

Акакий Акакиевич решает, что он пришел не в то время и, возможно, портной просто-напросто завышает стоимость услуги. Он решает прийти к мастеру в другой раз, когда он будет выпившим. По его мнению, именно в таком состоянии Петрович будет наиболее сговорчивым и назовет совершенно иную цену, которая будет приемлемой. Но Петрович не приклонен, и стоимость может только повысить, но никак не понизить.

Мечта Башмачкина

Главный герой понимает, что без новой шинели он не сможет обойтись. Теперь его мысли постоянно о том, где ему достать 80 рублей, которые пожелал за работу портной. Только за эту сумму Петрович готов сделать новую одежду.

Башмачкин решает экономить. Он разрабатывает план, как сократить расходы – не зажигать свечи в вечернее время, не пить чай после работы, а также ходить только на цыпочках, чтобы раньше времени не стереть подметки. Экономить он решает и на стирке белья, а чтобы не потребовались услуги прачечной, он решает ходить по дому только в халате.

Мечта и реальность

Теперь реальная жизнь главного героя существенно меняется. Он постоянно думает о новой шинели, ожидая ее как свою верную подругу. Акакий каждый месяц ходит к портному и интересуется о своей будущей шинели, экономя практически на всем.

И вот, в один прекрасный момент герой получает на рабате награждение, которое оказалось больше на 20 рублей, чем он ожидал. Теперь Башмачкин с портным могут смело отправиться в магазин, чтобы выбрать достойный материал для будущей шинели. Герою потребуется также купить подкладку, сукно и кошку, которая будет использована на воротнике.

Петрович делает шинель качественно, и она очень сильно нравится Акакию. И вот наступает момент, когда главный герой ее надевает и отправляется на работу в департамент. Данное событие замечают многие из его окружения. Практически каждый сотрудник подходит к герою и хвалит его новую одежду, они просят сделать торжественный вечер по поводу нового приобретения, но денег у Башмачкина на его проведение попросту нет. Спасает его один чиновник, который зовет всех попить чая по поводу его именин.

Утеря шинели


Далее в произведении описаны драматические события. Как только закончился рабочий день, который для героя воспринимался как праздник, советник с приятными мыслями отправляется домой. Он обедает и отправляется в другую часть города к тому чиновнику. Который пригласил его сегодня на работе в гости.

Приехав по указанному адресу, он также слышит от многих похвалы по поводу шинели. На празднике есть и шампанское, и виста, и вкусный ужин – все, что помогает приятно провести вечер. Посмотрев на время, а оно уже было поздним, Акакий решает отправиться домой и старается уйти из гостей незамеченным.

Он отправляется по пустынным улицам за дамой, которая описана Гоголем максимально красивой женщиной. Темные и мрачные улицы внушают Акакию страх. И вот, на него налетают какие-то люди и снимают с него шинель.

Злоключение Башмачкина

Акакий Акакиевич испытывает весьма скверные чувства от произошедшего. Он отправляется к частному приставу за помощью, но не получает от него поддержки и поиски остаются безрезультатными.

В старой шинели главный герой отправляется на работу. По приходу коллеги жалеют Башмачкина и первым делом решаются сброситься на то, чтобы делать новую шинель. Но денежных средств оказывается слишком мало и на новую шинель даже близко не хватит. Тогда коллеги решают помочь главному герою по-другому – они советуют ему обратиться к весьма влиятельному лицу, которое способно решить поставленную задачу.

В следующей части сюжетной линии описаны особенности человека, к которому отправили Башмачкина его коллеги. Данная личность одета весьма строго и имеет волевой характер. Этот образ сразу же поражает главного героя и жестко его распекает за то, что к нему Акакий обратился не по форме. Помощи Башмачкин так и не получил и отправился домой ни с чем. Далее главному герою становится плохо и у него появляется горячка.

Смерть главного героя

Акакий Акакиевич на протяжении нескольких дней лежит в бреду и беспамятстве. В итоге советник умирает. Об этом становится известно на его работе лишь после четыре дня, как Башмачкина похоронили. По городу начинают ходить слухи о том, что мертвый главный герой время от времени появляется на Калинкином мосту и забирает шинели у всех прохожих. Несмотря на чина и звания жертв. Некоторые люди видят в этом призраке умершего главного героя. Все усилия, которые отправляет милиция на поимки, становятся напрасными и не приносят никаких результатов.

Месть Акакия Акакиевича

Далее в сюжете произведения «Шинель» Н. В. Гоголь описывает человека, к которому главный герой ранее обращался за помощью. Происшествие о том, что Башмачкин скончался, привело к сильному потрясению у этого человека. Описывается ситуация, когда данная личность отправляется на вечеринку, чтобы приятно провести вечер. После такого мероприятия он отправляется к своей знакомой и по дороге чувствует, что кто-то хватает его за воротник.

Он смотрит на лицо человека, который это сделал, и в нем видит его знакомого – Акакия Акакиевича. Именно он стаскивает шинель. Чиновник, побледнев и испугавшись увиденного, отправляется домой и решает, что больше никогда не будет строго относиться к своим подчиненным. Именно с этого момента о мертвеце нет больше упоминаний, он не гуляет по улицам и не пугает различных прохожих.

В произведении «Шинель» герои, в основном, безлики, за исключением основного персонажа - титулярного советника по фамилии Башмачкин, человека без характера, серого, не способного на поступки. Тема «маленького человека» не нова в литературе, но в рассказе она раскрывается своеобразно и глубоко. В творчестве Гоголя описание героев чрезвычайно важно, ведь за каждым именем, словом стоит глубокий внутренний смысл. Для главного героя шинель - сбывшаяся мечта, смысл жизни. С её появлением герой меняется не только внешне, но и внутренне.

Характеристика героев «Шинель»

Главные герои

Акакий Башмачкин

Автор описывает его внешность, как самую невыдающуюся. Наш герой немного рыжеват, с залысинами, низок, имеет нездоровый цвет лица. Он так давно переписывает документы, что никто не помнит, его возраста, когда он был принят на работу. Даже голоса главного героя «Шинели» никто не слышал, за исключением просьбы: оставить его и не обижать. Это слова, которые он произносит в тех случаях, когда издёвки коллег мешают выполнять обязанности. Башмачкин живёт работой.

Портной Петрович

В произведении сведения о нём скупы. Петрович был крепостным и именовался Григорием. После того, как дали вольную, его стали называть по отчеству. Проживает он в грязном подъезде, на четвёртом этаже того же дома, что и Башмачкин. Часто выпивает, но дело своё выполняет хорошо, несмотря на отсутствие одного глаза. Жена постоянно ругает портного за его пристрастие к выпивке. Трезвый Петрович в вопросе оплаты за работу очень несговорчив, заламывает цену.

Значительное лицо

Тот, кто мог бы сыграть судьбоносную роль в жизни Акакия Акакиевича, но не сыграл. К нему обратился Башмачкин в надежде на помощь в поиске украденной шинели. Как человек очень строгий, он прогнал беднягу, демонстрируя свою власть перед знакомым. Автор упоминает про генеральский чин, после получения которого значительное лицо окончательно растерялся, как себя вести с окружающими. Предпочитает молчать, отчего и прослыл человеком замкнутым.

Второстепенные персонажи

Мать Башмачкина

Упоминается в повествовании вскользь, имя её неизвестно. Мать была чиновницей, женщиной очень хорошей - так просто описывает её автор. При рождении ребёнок заплакал, и его лицо приняло такое выражение, как будто предчувствовал, что станет титулярным советником - так иронично описывает рождение центрального персонажа автор.

Отец Башмачкина

Отца звали Акакий, в его честь было решено назвать сына. Об отце Акакия известно только то, что он, как и остальные члены семьи мужского пола, носил не башмаки, а сапоги, подмётки у которых менял три раза в год.

Жена Петровича

Простая женщина, не отличающаяся красотой. Носила чепчик, а не платок. По словам автора, больше о ней ничего не известно. Сам Петрович отзывался о ней пренебрежительно.

Привидение чиновника

Фантастические мотивы у Гоголя переплетаются с реальными событиями. В конце рассказа сообщается о привидении, которое появляется в Петербурге на месте ограбления Башмачкина. При встрече с призраком Значительное лицо узнаёт нашего главного героя. Отобрав шинель у генерала, приведение успокаивается и больше не беспокоит город.

В повести поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизма. Петербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство. Центральный образ чиновника Башмачкина развивается параллельно с образом самой шинели. Имена героев в «Шинели» практически не называются, что придаёт описываемой эпохе эффект безликости. К характеристике героев повести Гоголь относится крайне щепетильно, мастерски, с иронией. Произведение попало в список самых «революционных» в литературном мире благодаря видению жизни гениальным писателем.

Тест по произведению