Королёв (Болшево)Космодамианская церковь. Королёв (Болшево)Космодамианская церковь священник Алексий Годунов

Фото: Церковь Космы и Дамиана в Болшеве

Фото и описание

Космодамианский храм в Болшево впервые упоминается в документах, датированных серединой 80-х годов XVI века. Дата постройки церкви неизвестна, но, согласно некоторым свидетельствам, храм мог существовать здесь уже в начале XV столетия. Историками до сих пор точно не установлено, где именно на территории современного Болшево находилась древняя деревянная церковь.

Согласно письменным источникам, датированным 20-ми годами XVII века, в этот период времени храм уже был уничтожен. Очевидно, это произошло во время Смуты. В 80-е годы XVII столетия была построена новая деревянная Космодамианская церковь. В тот период времени владельцем Болшево являлся князь Ю. Одоевский. Спустя почти сто лет, в 80-е годы XVIII века был построен каменный храм. Он сохранился до наших дней.

Церковь выстроена в стиле раннего классицизма, а ее колокольня построена в соответствии с канонами барокко. Здание возводилось рядом с обветшавшей деревянной церковью, которую позже разобрали. В начале XIX века рядом с холодным Космодамианским храмом была построена теплая Преображенская церковь. В тот период времени, когда возводились все эти здания, владельцем имения являлся князь П. Одоевский. В 70-е годы XIX века старостой Космодамианского храма был С. Алексеев. Он является отцом великого режиссера К. Станиславского.

В конце XIX века к церкви был пристроен Казанский придел. Средства на его строительство были пожертвованы прихожанами и местными фабрикантами. Автор проекта придела - Б. Шнауберт. Придел был освящен в начале XX века.

В конце 20-х годов XX столетия богоборцы устроили в храме погром. Церковь закрылась, но по просьбам прихожан вскоре была возвращена общине верующих, которые постепенно восстановили разграбленный храм. Духовенство церкви было репрессировано. Некоторые из этих священнослужителей в настоящее время причислены к лику святых.

Первое упоминание о храме относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К. С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.

В 1929-1930 гг. храм разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма – протоиерей Александр Славинский.
Сайт храма.

Церковь Козьмы и Дамиана 1786 г., с приделом 1898 г. Храм действующий.



Храм стиля раннего классицизма. Здание кирпичное оштукатуренное с белокаменным цоколем и деталями. Церковь увенчана массивной купольной ротондой. Северный фасад четверика украшен пилястровым портиком тосканского ордера с фронтоном. Аналогично были обработаны северный и западный фасады. Венчающие их фронтоны поднимаются над кровлями позднейших пристроек, в том числе южного придела, сооружённого во второй половине XIX в. Стройная трёхъярусная колокольня современная церкви. В её архитектуре ещё живы отзвуки барокко.



Первое упоминание о Болшевской Космодамианской церкви относится к 1585 г.: «…на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древян, Клецки». В ту пору это был деревянный клетцкий рубленый храм с открытыми без тесовых обшивок стенами и главками, покрытами лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но очевидно, что во времена правления царя Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской Космодамианской церкви уже проводились богослужения. Однако, существуют свидетельства, что храм этот был построен в Болшево значительно раньше - около 1400 г., когда на Российском престоле находился царь Иван III.

Устроена эта церковь была неподалеку от нынешнего Космодамианского храма: достоверные сведения о месте ее расположения до нас не дошли, но есть предположение, что стояла церковь недалеко от берега Клязьмы, там, где теперь находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С незапамятных времен здесь под деревьями парка дачи Шпис лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом - вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космодамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской Космодамианской церкви, датированном 1620 г., сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…». Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым - внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.

При князе Юрии Михайловиче Одоевском Болшево вновь возрождается, что видно из следующего документа: «1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви - Сильвестр...». Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.

Новый деревянный Космодамианский храм строился два года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви.

Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.

Сколько лет прошло после разрушения первой Космодамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космодамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей.

День празднования главного престола второго Космодамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь Св. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».

В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космодамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села».

В 1776 г. - спустя почти столетие после строительства второго деревянного Космодамианского храма, владелец села Болшево отставной полковник - князь Петр Иванович Одоевский, правнук Юрия Михайловича, пожертвовал это село вместе с Космодамианским храмом в распоряжение Попечительного Комитета на содержание учрежденного им «Убежища для бедных». Отличавшийся своей склонностью к благотворительности князь передал на содержание этого «Убежища» - 1180 душ. Впоследствии П.И.Одоевский в память о своей покойной дочери основал также «Дарьинский приют» в Москве. В болшевской церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и сейчас справа при входе в трапезную можно увидеть мемориальную доску дочери князя - Дарьи Петровны Одоевской, в замужестве графини Кенсона.

Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г. благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным).

Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.

В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космодамианским храмом - церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня - зимним (теплым).

В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…».

Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию епископу Дмитровскому в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке церкви, диакона Иоанна Иоаннова». В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине».

Прошение священника Матфея Козмина Афанасий епископ Дмитровский удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космодамианской церкви.

В 1835 г. в болшевской церкви во имя Преображения Господня проводились строительные работы, о которых сообщается в Ведомости за 1836 г.: «…При сей церкви (Космы и Дамиана) состояла отдельно построенная теплая церковь во имя Преображения Господня. Прошлаго 1835 г. вновь построена, но еще не отделана, иждивением Московскаго Попечительнаго Комитета Императорскаго человеколюбивого общества». Ведомость за 1840 г. подтверждает новую постройку: «… на которыя церкви фасады и планы имеются и хранятся в церковной ризнице».

В 1849 г. к болшевской Космодамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы «в сельце Любимовка».

В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг. Космодамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью…В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…». О церкви Преображения Господня в этой описи сказано: «…теплая церковь без колокольни…каменная с круглым куполом над аттиком, с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ ложчатый, медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими Ветхого и Нового Завета масляными картинами».

В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке с 1849 г. была приписана к болшевской Космодамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский.

В начале 1887 г. в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в Космодамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона. И поныне напротив мемориальной доски дочери можно увидеть мемориальную доску создателя Космодамианского храма - князя Петра, находящуюся слева при входе в храмовую трапезную.

До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космодамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)».

В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безссребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Д. Шнауберга развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери.

Московские Церковные Ведомости в 1900 г. писали в № 29: «9 июля...было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери…благодаря энергии и старанию настоятеля храма о.Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение этого придела значительные суммы».

Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космодамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведеного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай много сделал для церкви Космы и Дамиана: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космодамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг.

В конце августа 1929 г. в болшевский Космодамианский храм явилась группа «активистов-безбожников», которые, объявив, что здание храма со всем имуществом конфисковано, отобрали у священника отца Николая Георгиевского ключи. Начался погром церкви. Страшную картину представлял храм святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в тот момент!

Но по просьбам прихожан храм был возвращен приходу. И началось постепенное его восстановление. Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова началась реставрация храма: было решено восстановить его к Пасхе. Все работали безвозмездно. К Светлой Пасхе храм был готов.

Храм Преображения Господня удостоился худшей участи. Как и Космодамианский храм, в августе 1929 г. он был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, позже в его здании разместилась Администрация поселка Болшево.

Сохранив свой Космодамианский храм, прихожане все-таки не смогли уберечь от гонений властей своего батюшку протоиерея Николая Георгиевского. Больного протоиерея и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина одновременно арестовали 14 июля 1931 г. и сослали в лагеря заключения, где оба они впоследствии погибли.

Постановлением Священного Синода «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» Николай Сергеевич Георгиевский, протоиерей церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику пресвитеру Николаю (Георгиевскому) установлено в день его кончины - 28 августа/ 10 сентября. В конце 30-х годов все духовенство Космодамианской церкви подверглось репрессиям, многие были расстреляны или погибли в лагерях заключения - среди них находился и протодиакон Николай Тохтуев.

Николай Васильевич Тохтуев со своим многочисленным семейством переехал в Болшево в 1938 г.. Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины - 4/ 17 мая.Вторым священником в болшевской Космодамианской церкви уже более четверти века служит протоиерей Георгий Васильевич Рзянин, с того самого момента, когда 20 февраля 1980 г. он был назначен указом правящего архиерея в Болшевскую Космодамианскую церковь из Куркино.

Третьим священником в Космодамианском храме в настоящее время служит иерей Виктор Нестеров. Свое служение он начинал здесь алтарником, затем 28 августа 1999 г. был рукоположен в сан диакона в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, а 26 сентября 1999 г. Виктор Нестеров был рукоположен в сан иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря архиепископом Можайским Григорием и назначен в Космодамианский храм.

В настоящее время болшевский Космодамианский храм посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим. В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

http://agios.itkm.ru/13094



Существовавшая ранее церковь Космы и Дамиана в селе Большове, Болшево тож.

В 1585 г. в селе Болшеве церковь Космы и Дамиана «древянна, клетцки». В начале XVII ст. оная церковь была уничтожена и село Болшево обращено в деревню.

В 1680 г. в деревне, что было село Болшево, разрешено построить новую церковь во имя Космы и Дамиана. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа под 1680 г. написано: «село Большово, Городище тож, в вотчине князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Боховом стану; по сказке того села старосты Ивашка Клементьева с товарищи в селе старинное кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Космы и Дамиана, и та церковь от разорения запустела, а церковная земля к той церкви была или нет - того они не ведают. В нынешнем 1680 г. по благословенной грамоте св. патриарха боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большове во имя Космы и Дамиана на новом месте от старого кладбища с четверть версты. В приходе оной церкви будут село Большово, а в том селе двор боярский, в нем живет приказчик, и 16 дворов крестьянских, дер. Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, и дер. Новинки, в ней 3 двора крестьянских».

По приходным книгам Патриаршего казенного приказа под 1682 г. известно: «24 января, по помете дьяка Перфилия Семеникова, велено: с новопостроенной церкви Космы и Дамиана, которую построил вновь боярин князь Юрий Михайлович Одоевский в вотчине своей в селе Большове, на которую положено ныне вновь дани… 24 алтына, заезда гривна, и те деньги платил новопоставленный поп той церкви Селивестр».

За 1683-1710 гг. в приходных книгах писалось: «церковь Космы и Дамиана в Боховом стану, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского, в селе Большове», за 1711-39 гг. - в вотчине князя Михаила Юрьевича Одоевского.

Село Болшево в 1585 г. находилось в вотчине за дьяком Василием Щелкановым, а прежде село было в поместье за дьяками Никитою Щелепиным и Вторым Федоровым, а «в селе церковь Космы и Дамиана древянна, клетцки».

По писцовым книгам 1623-24 гг. «за боярином Ф. И. Шереметевым в поместье, по государевой грамоте 1620 г., деревня, что было село Большово, а в ней церковь Космы и Дамиана, крестьянских и бобыльских 3 двора»; к селу принадлежали деревни Городище и Комаровка. В 1651 г. вотчина боярина Ф. И. Шереметева Болшево с деревнями дано внуку его князю Михаилу Одоевскому, а от него перешло в 1661 г. к его сыну Юрию.

При этом владельце Болшево было сельцом, в котором находились в 1678 г. «двор вотчинников, двор скотный, 3 двора кабальных людей; в дер. Городище 15 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских, в дер. Баскаках 3 двора крестьянских и 3 двора бобыльских, в дер. Комаровке и дер. Новинках 2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских».

После князя Ю. М. Одоевского имением владела в 1686 г. его жена вдова Настасья Федоровна с детьми Михаилом, Юрием, Василием, Алексеем и Федором, которые между собою имение разделили, и село Болшево с деревнями досталось М. Ю. Одоевскому. В 1776 г. князь П. И. Одоевский, родной внук Михаила Юрьевича, с высочайшего разрешения предоставил село с деревнями в распоряжение попечительного комитета на содержание им убежища для бедных.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

В наши дни в подмосковном Королёве много церквей, храмов, часовен. Но лет 40-50 назад на весь город был всего один действующий храм - церковь Косьмы и Дамиана в Болшево. Каждый год моя бабушка приходила сюда святить яйца да куличи и меня с собой прихватывала. Совсем ещё ребёнок, я не понимала, что такое Пасха, но нарядные яства, радостные лица людей, “брызганье водичкой” мне очень нравились, даря ощущение предстоящего праздника. И лишь много лет спустя я узнала историю этого самого старого королёвского храма и хочу вам её рассказать.

Первое упоминание о Болшевской Космо-Дамианской церкви относится к 1585 году: “на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян деревян”. Тогда это был деревянный рубленый храм с главками, покрытыми лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но есть свидетельства, что во времена правления Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской церкви уже проводились богослужения. Церковь эта находилась недалеко от нынешнего Космо-Дамианского храма. И опять же, точное место её расположения доподлинно неизвестно, но краеведы предполагают, что церковь стояла недалеко от берега Клязьмы, там, где сейчас находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С давних времён здесь, под деревьями, лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом. Вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космо-Дамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской церкви, датированным 1620 годом, говорится: “деревня, что была село Болшево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…” Как видно, Болшево утратило статус села, став деревней, следовательно, храма там не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 году это был дьяк Василий Щелкалов, до него селом владели Никита Щелепин и Второй Фёдоров. Затем по государевой грамоте 1620 года Болшево передаётся боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву. В 1651 году он отписал село своему внуку князю Михаилу Одоевскому, а тот через десять лет передал его сыну Юрию Михайловичу Одоевскому.

При Юрие Одоевском Болшево вновь возрожается. Прежняя церковь от разорения запустела и в 1680 году, по благословению Святейшего Патриарха, Ю.М. Одоевский строит новую церковь.

Второй деревянный Космо-Дамианский храм строился два года - с 1680 по 1682 год. Построен он был на месте нынешнего горпо. До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник прежней церкви.

Никаких документальных свидетельств о деятельности второго деревянного храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но очевидно, что время его не пощадило и он сильно обветшал. Поэтому в 1786 году, благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, правнука Юрия Михайловича, вместо деревянного началось возведение нового кирпичного Космо-Дамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, однако в объёме колокольни явственно прослеживаются черты стиля русское барокко. Первоначально Космо-Дамианский храм был летним (холодным).

В Московской церковной ведомости от 1880 года есть интересное сообщение: “В 1878 году старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссёра К.С. Станиславского). Так как сельцо Любимовка, принадлежавшее Алексеевым, было рядом, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевской храме.

В церковной метрике от 1887 года говорилось о наличии в Космо-Дамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении здесь князя Петра Ивановича Одоевского и его дочери Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.

В 1898 году по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта строится южный придел церкви, освящённый во имя иконы Казанской Божьей Матери. Московские Церковные Ведомости за 1900 год свидетельствуют, что фабриканты-иностранцы, чьи фабричные работники являлись прихожанами этой церкви, пожертвовали на сооружение придела значительные суммы.

Но вот произошла Октябрьская революция 1917 года. Почти двенадцать лет при новой власти Космодамианская церковь жила своей обычной жизнью: проводились богослужения, звон колоколов созывал прихожан к обедне…

В конце августа 1929 года размеренная церковная жизнь была нарушена. В церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” - П. Дудко и И. Бардышевым. Они отобрали у священника и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. И церковь начали громить. Добровольцы приходили сюда, как на работу, по деловому, с инструментами.

Сперва перепилили цепь церковного паникадила и главная люстра храма, изящное сооружение из металла и хрусталя, рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас: подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Взялись за колокола. Их спускали на землю по канату, но самый большой колокол снять не смогли - слишком тяжёл. Его решили разбить на месте. Несколько дней по всей округе разносился прощальный плач этого колокола…

Пришла зима, но церковь всё продолжали громить. Приходили все желающие, выискивая, что бы ещё можно разбить или разломать. В клочья были разодраны дорогие покрывала и облачение духовенства - ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон.

Надругательство над храмом приводило в ужас всех прихожан, но силой отстаивать церковь было нельзя: не то это было время. Верующим оставалась лишь роль просителей. Некоторые деятели культуры и искусства не побоялись присоединить свой голос к петиции защитников, указав, что что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова.

Без устали обивали прихожане пороги различных ведомств, включая и самые высокие. Но местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, отправили его под сукно. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В,П. Якунину.

Была уже весна, апреля, начиналась Страстная неделя… К вечеру погромщики явились на “работу”. Искали, что ещё осталось целым в церкви. Под грудой обломков обнаружили большой деревянный крест. Перевернули его, а там - неповреждённое изображение Распятия Господа. Распятие распилили на куски, снесли вниз, в котельную, но печь растапливать поленились: “ладно, завтра сожжём”. Наутро Якунин отобрал у них ключи.

15 апреля 1930 года храм был вновь открыт. Под руководством Г. Левицкого и И. Шарапова верующие приступили к реставрации. Казалось бы, при виде разрухи у прихожан должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное - восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Трое суток в церкви кипела работа, не прекращаясь ни днём, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского Распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.

Церковь Косьмы и Дамиана осталась за верующими, но Бардышев, Дудко и иже с ними не спешили слагать оружие. Церкви ещё несколько раз приходилось отбивать атаки безбожников.

Поступали предложения перевести церковь в меньшее по размерам помещение, дескать, для десятка-другого старух и там места вполне хватит. Но Якунин, придя к храму во время очередного церковного праздника, и увидев толпу прихожан, которые в церковь попросту не поместились, это предложение отверг.

Местный поселковый совет предложил очередной несуразный проект: устроить в одном из помещений храма водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. В то смутное время церковным старостой была Л.М. Ефстафьева. Она отправилась на приём к М.И. Калинину. И случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Михаил Иванович встретил её приветливо и наложил на заявление резолюцию: “Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое”.

А служителей церкви прихожанам уберечь не удалось. Многие из них были расстреляны на Бутовском полигоне, либо закончили свой земной путь в лагерях и пересыльных тюрьмах. Ныне они причислены к лику святых Новомучеников Российских. Но сама церковь выжила…

В настоящее время болшевский Космо-Дамианский храм посвящён святым безсеребряникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсеребряников Косьмы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в храме - храмовая икона святых безсеребрянников и чудотворцев изображает Асийских братьев Косьму и Дамиана, а частицы святых мощей в ней принадлежат Римским безсеребряникам, хотя икона, посвящённая римлянам, в храме тоже есть. Вот такая путаница получилась.

В Космо-Дамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученниц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицами их мощей.

Благодаря попечению настоятеля протоиерея Александра Славинского сейчас в болшевской Космодамианской церкви постоянно ведётся духовно-просветительская работа. При храме работает воскресная школа, королёвское отделение православной гимназии “Ковчег”, постоянно организуются паломнические поездки по святым местам нашей Отчизны.

Проезд: от Ярославского вокзала электричкой (Монино, Щёлково, Болшево, Фрязево) до станции Болшево, по подземному переходу направо. Можно проехать одну остановку на автобусе, но лучше немного пройтись пешком.

От метро ВДНХ с автовокзала автобусами № 392 до остановки “Станция Болшево” или № 499 до остановки “Улица Дурылина (Церковь)”

Жителям поселка Болшево и его окрестностей хорошо известна церковь святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, но мало кто из прихожан знает историю этого древнего храма.

Первое упоминание о Болшевской Космо-Дамианской церкви относится к 1585 г.: «…на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древян, Клецки». В ту пору это был деревянный клетцкий рубленый храм с открытыми без тесовых обшивок стенами и главками, покрытыми лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но очевидно, что во времена правления царя Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской Космо-Дамианской церкви уже проводились богослужения.

Устроена эта церковь была неподалеку от нынешнего Космо-Дамианского храма. Достоверные сведения о месте ее расположения до нас не дошли, но есть предположение, что стояла церковь недалеко от берега Клязьмы, там, где теперь находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С незапамятных времен здесь под деревьями парка дачи Шпис лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом — вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космодамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской Космо-Дамианской церкви, датированном 1620 годом, сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…». Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым – внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.

При князе Юрии Михайловиче Одоевском Болшево вновь возрождается, что видно из следующего документа: «1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви – Сильвестр…». Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.

Новый деревянный Космо-Дамианский храм строился два года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом – памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви.

Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.

Сколько лет прошло после разрушения первой Космо-Дамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космо-Дамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей.

День празднования главного престола второго Космо-Дамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь свв. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».

В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космо-Дамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села».

В 1776 г., спустя почти столетие после строительства второго деревянного Космо-Дамианского храма, владелец села Болшево отставной полковник — князь Петр Иванович Одоевский, правнук Юрия Михайловича, пожертвовал это село вместе с Космо-Дамианским храмом в распоряжение Попечительного Комитета на содержание учрежденного им «Убежища для бедных». Отличавшийся своей склонностью к благотворительности князь передал на содержание этого «Убежища» 1180 душ. Впоследствии П.И. Одоевский в память о своей покойной дочери основал также «Дарьинский приют» в Москве. В болшевской церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и сейчас справа при входе в трапезную можно увидеть мемориальную доску дочери князя — Дарьи Петровны Одоевской, в замужестве графини Кенсона.

Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космо-Дамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г., благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, вместо него началось возведение нового кирпичного Космо-Дамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космо-Дамианский храм был летним (холодным).

Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возведен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.

В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космо-Дамианским храмом церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня – зимним (теплым).

В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено.

Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию, епископу Дмитровскому, в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке, церкви диакона Иоанна Иоаннова». В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине».

Прошение священника Матфея Козмина Афанасий, епископ Дмитровский, удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космо-Дамианской церкви.

В 1849 г. к болшевской Космо-Дамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы «в сельце Любимовка».

В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг., Космо-Дамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью… В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…»

В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке с 1849 г. была приписана к болшевской Космо-Дамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский.

В начале 1887 г. в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в Космо-Дамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона. И поныне напротив мемориальной доски дочери можно увидеть мемориальную доску создателя Космо-Дамианского храма — князя Петра, находящуюся слева при входе в храмовую трапезную.

До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космо-Дамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)».

В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской иконы Божией Матери.

Московские Церковные Ведомости в 1900 г. писали в № 29: «9 июля …было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери…благодаря энергии и старанию настоятеля храма о. Николая Георгиевского и церковного старосты С.П. Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение этого придела значительные суммы».

Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космо-Дамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведенного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай родился в 1865 году в селе Коломенское Нагатинской волости Московского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Георгиевского. По окончании в 1886 году Московской духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храмах Московской епархии. В церкви святых Космы и Дамиана с. Болшево отец Николай прослужил чуть более 40 лет. Он много сделал для родного храма: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космо-Дамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг. Отец Николай долгое время, включая и время гонений от безбожных властей, был благочинным храмов Мытищинского района.

В конце августа 1929 г., после обедни, в церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” – П. Дудко и И. Бардышевым. Они отобрали у священника отца Николая Георгиевского и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. Решили громить церковь вручную. Помогал отряд добровольцев.

Приходили как на работу, по-деловому, с инструментами. Первое, что привлекло их внимание, было паникадило – главная люстра храма, ажурное сооружение из металла и хрусталя, по виду воздушно-легкое, но в действительности массой в несколько пудов, подвешенное на толстой железной цепи под куполом.

Приставив лестницы, забрались наверх и перепилили цепь. Люстра рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас, подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Взялись за колокола, их спускали по канату на землю, но самый большой колокол снять не могли – слишком тяжел и огромен, в окно колокольни не проходил. Его решили разбить на месте.

Пришла зима, но церковь продолжали громить. Приходили все желающие и выискивали, что еще можно разбить или разломать. Разодраны были в клочья дорогие покрывала и облачения духовенства – ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон. Надругательство над церковью приводило в ужас прихожан. Разодрав на куски плащаницу, одну часть ее отнесли к дому крепко верующего старика и, открыв дверь, швырнули ее ему под ноги, сопровождая сей акт отвратительными ругательствами.

Может возникнуть вопрос: почему верующие не защитили свою церковь? Пришли бы десятка два–три мужиков и выбросили громил за ворота! Нет, силой тут действовать было нельзя, это прихожане точно знали. В особенности боялись за своего священника, отца Николая, которого очень любили. Ему не миновать бы ареста, а может быть, и расстрела. Примеры уже были. Так что верующим оставалась лишь роль просителей. Да и на эту роль не так уж много охотников находилось.

В те дни группу ходоков от болшевского прихода возглавила Лидия Мартыновна Евстафьева. Эта маленькая, тихая женщина (ей было лет 55) принялась энергично и безбоязненно выполнять поручения верующих. Без устали она обивала пороги разных ведомств, включая самые высокие.

Кто-то из деятелей культуры и искусства не побоялся присоединить свою просьбу, указав, что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова. Местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, оставляли его под сукном. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В.П. Якунину.

Была уже весна, апрель, начиналась Страстная неделя. К вечеру погромщики явились “на работу”. Искали, что еще осталось целым в церкви. Обнаружили засыпанный осколками стекла, обломками металла и дерева большой деревянный крест. Перевернули его, а там – неповрежденное изображение Распятого Господа. Распилили Распятие на куски и снесли вниз, в котельную, но поленились растапливать печь: “ладно, завтра сожжем”. Наутро В. Якунин отобрал у них ключи.

От И. Бардышева и П. Дудко потребовали возвратить все вынесенные из церкви предметы. Известно, что у них отобрали два дорогих креста на массивных цепочках и ключ. Что стало с другими драгоценными предметами – установить невозможно.

15 апреля 1930 г. храм вновь был открыт. Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова начали реставрацию. Казалось, должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное – восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Все работали, не щадя себя, трое суток продолжалась работа, не прекращаясь ни днем, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского Распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.

Церковь Космы и Дамиана осталась за верующими, а Бардышев, Дудко и иже с ними вели агитацию за исключение Якунина из партии. Ему пришлось пережить немало неприятных дней.

В то смутное время церковным старостой была Л.М. Евстафьева. Ей и в дальнейшем приходилось отбивать атаки на церковь. В частности, защищаться от несуразного проекта, который предлагал местный Совет: устроить в одном из помещений церкви водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. Лидия Мартыновна отправилась к М.И. Калинину, и случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Он встретил ее приветливо и наложил на заявлении резолюцию – “Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое”.

В отместку представители власти стали собирать сведения об отце Николае для его ареста. Во время праздника Пасхи в 1931 г. отец Николай, поздравляя верующих, сказал, что, слава Богу, дождались; наверное, больше так не придется встречать, потому что коммунисты жмут. Одна из дежурных свидетелей показала, что во время проповеди священник Георгиевский сказал, что «Иисус Христос крестился и всем нам это завещал, а сейчас люди это не стали признавать, не стали крестить людей».

Прихожане болшевской церкви все-таки не смогли уберечь своего батюшку от тюрьмы. Больного протоиерея Николая Георгиевского и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина арестовали одновременно 14 июля 1931 г. 26 июля отец Николай был допрошен. На все вопросы следователя категорично ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показания давать отказываюсь».

Протоиерей Николай Георгиевский скончался 10 сентября 1931 г. в пересыльной тюрьме в Алма-Ате. Протодиакон Андрей Рубин был также сослан в лагерь заключения, где впоследствии погиб.

Постановлением Священного Синода «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» Николай Сергеевич Георгиевский, протоиерей церкви святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику пресвитеру Николаю Георгиевскому установлено в день его кончины — 10 сентября и в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских

В 1922 г. в храм святых Космы и Дамиана был переведен священник Александр Русинов. В 1930 г. протоиерей Александр Русинов был арестован в первый раз. Его обвиняли в антисоветской агитации и укрытии церковных ценностей. Батюшку осудили и выслали на три года в исправительно-трудовой лагерь г. Котласа. Какого исправления желала новая власть от всех священнослужителей и православных христиан? – Отречения от Бога, отречения от Креста. Отец Александр не знал, как жить без Бога, не хотел без Него жить и не умел.

С 1932 по 1938 гг. в селе Болшево жили диакон Сергий Никольский вместе с матушкой Марией. Диакон Сергий служил в храме святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана вместе с отцом Александром Русиновым. Они не только вместе служили, но и жили в одном доме – в церковной сторожке, делили ее на две семьи. Оба подвергались арестам, оба пережили предупреждение от властей, оба вернулись по воле Божией в Космо-Дамианский храм, чтобы завершить свой жизненный путь достойно.

В праздник Крещения Господня 19 января 1938 г. отец Александр и диакон Сергий были арестованы во второй раз, чтобы уже никогда не вернуться на свободу. Их доставили в застенки ОГПУ, где начались безконечные, изматывающие душу и тело допросы. Свидетелями по делу отца Александра и диакона Сергия проходили Рыков и Тихонова. Священнослужителей обвиняли в контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации и подрыве устоев новой власти. Признаний не только требовали, их выбивали, издевались. Все это осталось между строк протоколов.

31 января 1938 г. на Бутовском полигоне протоиерей Александр Владимирович Русинов и диакон Сергий Никольский были расстреляны. В тот же день вместе с ними погибли ещё 312 человек, 7 из которых – священнослужители, и захоронены в общей безвестной могиле.

18 декабря 1958 г. диакон Сергий Никольский был реабилитирован Президиумом Московского областного суда.

11 апреля 2006 г. постановлением Священного Синода протоиерей Александр Русинов причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания. Память его празднуется 31 января.

В 1932 г. в Космо-Дамианском храме служил священномученик Павел Успенский (1888-1938). Последнее место служения – храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рудня Куровского района (ныне Орехово-Зуевский район). Отец Павел был арестован 19 марта 1938 г. Михневским районным отделением НКВД и заключен в Каширскую тюрьму. Расстрелян 4 июля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

По определению Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. священник Павел Успенский включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века для общецерковного почитания в лике Святых. Память его празднуется 4 июля.

В январе 1938 г. в храм Космы и Дамиана в Болшево перешел служить протодиакон Николай Тохтуев. Служение в церкви начал в 1919 г. по окончании училища псаломщиков при Архиерейском доме в Перми. В 1922 г. был рукоположен во диакона в Свято-Троицкой церкви с. Ашапа Пермской губернии. У диакона Николая был красивый и мощный бас, какого не было ни у одного из диаконов Кунгура и Перми, и 26 января 1925 г. епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) (священномученик – память празднуется 3 ноября) позвал его служить в Кунгурский Успенский кафедральный собор. Владыка полюбил диакона Николая за его простоту, добродушие и нестяжательность. В 1925 г. отец Николай был награжден двойным орарем и возведен в сан протодиакона.

Все двадцатые и последующие годы сотрудники ОГПУ вели наблюдение за церковнослужителями. В 1932 г. протодиакон Николай подвергся аресту, был приговорен к трем годам ссылки на Урал. Находясь в кунгурской тюрьме, он заболел тифом и после приговора был освобожден, чтобы следовать на место ссылки вольным порядком. Выздоровев, протодиакон Николай по совету близких людей решил в ссылку не ехать и отправился в Москву, где впоследствии служил в разных храмах Московской области. Гонимый властями и ведомый Богом, в 1938 г. отец Николай Тохтуев начал свое короткое и последнее служение в храме святых мучеников Космы и Дамиана.

Поселившись в Болшево с семьей (у отца Николая было семь детей), стал брать уроки вокала у руководителя ансамбля песни и пляски А.В. Александрова. Его пригласили в ансамбль певцом, предлагали перейти в Большой театр, но протодиакон Николай остался служить в храме Божием.

В самый скорбный день Страстной седмицы - в Великую пятницу 1940 года протодиакон Николай был вызван в районное отделение НКВД в городе Мытищи. Пригрозив, что загонит его на восемь лет в лагерь, следователь предложил протодиакону дать подписку о сотрудничестве с органами НКВД для выявления так называемых антисоветски настроенных лиц. Протодиакон согласился, и следователь предложил ему снова явиться в НКВД на следующий день после Пасхи. Можно только представить себе, какова могла бы быть Пасха для отца Николая с уже подписанной им «квитанцией» на выдачу тридцати сребреников от гонителей Христовых после торжественного и радостного благовестия о Христовом Воскресении…

После Пасхи он собрал вещи, которые могли понадобиться ему в тюрьме, и написал заявление начальнику районного НКВД.

«Товарищ начальник, - писал он, - я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага…» Начальник, прочитав заявление, предложил подумать и не отказываться и отпустил отца Николая домой. Но тот остался тверд в своем решении, приготовившись пострадать за Христа. В своем пространном заявлении отец Николай писал: «…Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши, вы загоняете нас в Царство Небесное… ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас… и поэтому нужно вас только благодарить».

4 июля 1940 г. была выписана справка на арест протодиакона Николая, по которой он обвинялся в том, что «являясь враждебно настроенным к существующему в СССР политическому строю, был тесно связан с отдельными участниками группы… существовавшей в Мытищинском районе…»

В ночь с 5 на 6 июля отец Николай был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке. 2 сентября 1940 г. особое совещание при НКВД приговорило протодиакона Николая Тохтуева к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Севжелдорлаг в Коми. Последнее письмо прислал родным из поселка Кожва в начале 1943 г. Скончался в заключении 17 мая 1943 г. и был погребен в безвестной могиле.

После ареста мужа матушка Мария Евгеньевна с детьми продолжала жить там же, в Болшеве, в деревянном церковном домике-сторожке, в 50-100 метрах от Космо-Дамианского храма и по дороге к храму Преображения Господня. Мария Евгеньевна работала кочегаром в храме, пекла просфоры, выполняла различные поручения старосты, ездила по различным поручениям в Синод. В сторожке она располагала ночевать родственников тех, кого крестили, а в кухне устраивали спевки певчие. Во время войны в одной из комнаток проживал один священник, служивший в Болшеве, отец Рафаил. Мальчики, сыновья протодиакона Николая, помогали в алтаре. Маленькую Веру брали петь в церковный хор.

Дети протодиакона Николая Тохтуева и Марии Евгеньевны выросли людьми верующими, церковными. Матушка Мария Евгеньевна умерла в июле 1996 г. К 1999 г. осталось в живых трое детей протодиакона отца Николая: Евгений, Авенир и Вера. Евгений Николаевич и Вера Николаевна живут недалеко от Болшево и являются постоянными прихожанами Косьмодамианского храма.

16 августа 1957 г. протодиакон Николай Тохтуев реабилитирован Московским областным судом. 6 октября 2005 года постановлением Священного Синода причислен к лику Святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

В 2006 году в Свято-Тихоновском богословском университете написали икону Николая Тохтуева: на золотом фоне в полный рост стоит Святой, а позади него вдалеке видна болшевская церковь. Инициатором написания этого образа стал священник болшевского храма Георгий Рзянин.

Имена многих священнослужителей, окормлявших паству села Болшево и его окрестностей, внесены в славную летопись древнего Космо-Дамианского храма. Только во второй половине ХХ в. в его стенах служили:

протоиерей Александр Сахаров

протоиерей Василий Сергеев

протоиерей Евгений Богданов

протоиерей Василий Брылев

протодиакон Владимир Сиротинский

протоиерей Георгий Строев

священник Михаил Сабуров

священник Анатолий Казновецкий

священник Петр Ткачук

священник Алексий Годунов

священник Евгений Корягин

иеродиакон Лука (Алексей Донских)

диакон Александр Столяров

диакон Василий Проскура

диакон Сергий Куимов

диакон Сергий Боскин

диакон Валерий Приходченко

диакон Николай Середний

диакон Олег Кубраков

диакон Вячеслав Попов

диакон Дионисий Соколов

диакон Александр Калинин.

Старостами при Космо-Дамианском храме за эти годы подвизались:

Анна Михайловна Гундаева

Александра Ивановна Гусева

Евдокия Ивановна Головина

Антонина Павловна Беззубик

Наталья Павловна Васильева.

Кто-то из них был переведен в другой приход, кто-то уже давно отошел ко Господу, но многие из них до сей поры живы в памяти нынешнего настоятеля болшевской Космо-Дамианской церкви отца Александра Славинского, который уже полвека несет здесь свое служение.

Вторым священником в болшевской Космо-Дамианской церкви более четверти века служил протоиерей Георгий Васильевич Рзянин, с того самого момента, когда 20 февраля 1980 г. он был назначен указом правящего архиерея в Болшевскую Космо-Дамианскую церковь из Куркино.

В настоящее время в Космо-Дамианском храме служит иерей Виктор Нестеров. Свое служение он начинал здесь алтарником, затем 28 августа 1999 г. был рукоположен в сан диакона в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, а 26 сентября 1999 г. Виктор Нестеров был рукоположен в сан иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря архиепископом Можайским Григорием и назначен в Космо-Дамианский храм.

В Космо-Дамианском храме с 2008 г. служит иерей Иосиф Тогубицкий.

В настоящее время болшевский Космо-Дамианский храм посвящен святым безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космо-Дамианском храме — храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы святых мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.