Конспект по обучению детей рассказыванию по картине. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы Конспекты занятий по обучению рассказыванию в школе

Занятие по обучению рассказыванию

по картине

«Дети на Севере»

старшая группа

Воспитатель: Гаврилюк

Наталья Геннадьевна

Программное содержание:

  • Развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при составлении рассказа свои знания о внешнем виде и жизни животных.
  • Продолжать учить использовать разные типы предложений.
  • Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять, в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, упражнения на подбор синонимов.
  • Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
  • Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.

Предварительная работа: проведение занятий по познавательному развитию по ознакомлению с животными Севера.

Работа с родителями: чтение дома книг детям о животных Севера, просмотр иллюстраций по этой теме.

Методические приемы: беседа по картине, чтение художественного произведения по теме, составление загадок-описаний, подбор синонимов к слову веселый, подбор родственных слов к словам снег, холод, игра « Ка-кой звук», деление слов на слоги, карточки с изображением слов со звуками «С» и «Ш».

Материал для занятия: картина «Дети на Севере», карточки.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней?

Как вы думаете, какой край нарисовал художник? (Художник нарисовал Север)

Почему вы думаете, что это Север? (Ответы детей)

Кто-нибудь знает, какие народности живут на Севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи ).

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима). А какое время суток? (День).

- Дети, а кто из вас знает, как называются собаки, которые запряжены в упряжку? (Собаки называются - лайки). Правильно.

А теперь посмотрите сюда, вот мальчик мчится по тундре, один, на собачьей упряжке. Вообще-то это опасно, потому что управлять такой упряжкой не каждый сможет – это большое искусство.

Скажите мне, как вы думаете какое настроение у мальчика, сидящего в санях? (Мальчик веселый ).

Вы сказали, что мальчик веселый, а как можно сказать об этом по-другому? (Радостный, довольный, бодрый).

Дети, а теперь посмотрите, что это за странное сооружение, около которого стоит девочка и черноголовый мальчик в яркой одежде? (Это чум).

Да это дом, в котором живут на Севере, называется чум. В чуме можно легко согреться в лютые морозы, он делается из шкур животных. Внутри чума можно развести огонь. А морозы на Севере такие, что птицы на лету замерзают.

Дети посмотрите еще раз на картину и скажите, как вы думаете, эта картина обычная или в ней есть что-то сказочное, необычное?

Правильно необычная, а почему вы так думаете? (ответы детей).

Сейчас я вам прочту стихотворение об одном жителе Севера, а вы послушайте.

В далеком Северном краю Он снег копытом разбивает,

Нашел он Родину свою, Мох из-под снега добывает,

С тех пор на свете для него Он человеку верно служит

Нет краше тундры ничего. И ни о чем олень не тужит.

Мех серый, длинный и густой,

Ветвистые рога

Ему не страшен ветер злой

И снежная пурга.

Вот такое красивое стихотворение об олене.

Кого еще вы видите на картине? У воды? На воде? (Рассказы детей о

Животных).

Давайте теперь попробуем составить загадки-описания об обитателях Севера по плану:

  1. Животное или птица.
  2. Рассказать о внешнем виде.
  3. Что умеет делать.
  4. Какие повадки (неуклюжий, медлительный и т. д.)

Вот мы с вами подробно рассмотрели картину, а теперь давайте придумаем ей название.

А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ. Представьте себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины. Кто из вас, чем бы занимался, за чем бы наблюдал?

Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу. (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает свое начало).

Рассказ называется «Необычный сон»

Однажды, Танечке и Саше мама купила книгу о животных Севера. Долгим зимним вечером они рассматривали картинки этой книги, а вместе с детьми любовался книгой кот Матроскин. Ребятам книга очень понравилась. Ночью, когда ребята легли спать, детям приснился необычный сон, как они очутились в сказочной стране.

После двух-трех рассказов воспитатель дает оценку, отмечает содержание рассказов, их форму, конец.

Дети, мы с вами говорили, что на Севере очень холодно, представьте, что мы замерзли.

Физкультминутка.

Давайте поиграем в снежки, чтобы согреться. Дети наклоняются, «берут снег» и играют с ним.

Дети на Севере всегда холодно и много чего? (Снега)

Давайте к слову снег придумаем родственные слова (снежок, снегурка, и т.д.), а теперь к слову холод.

Дети садятся.

Сейчас мы с вами поиграем в такую игру, я буду показывать картинки, на них изображено что-то со звуком «С» и «Ш». Если это будет картинка со звуком «С» вы будете хлопать, если звук «Ш» - топать. Молодцы!

Послушайте, я произнесу слово – шубка

  • Сколько частей в этом слове?
  • Какая часть первая?
  • Какая вторая?
  • Сколько частей в слове Саша?
  • А как еще можно догадаться?
  • Итог: Вы все хорошо позанимались.

Цель: Составить рассказ с использованием игрушек

Программное содержание :

Образовательные задачи

— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды, в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей

— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизировать словарь детей

— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые художественные приёмы

— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны их ответов

Развивающие

Развивать воображение, творческую инициативу

Воспитательные

— Воспитывать интерес к сочинению рассказов

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте загадки!

  • Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)
  • Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка)
  • Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь)

После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки. (Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик, ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки и лисы.

Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка. Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз. Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело вдвоём.

Ребята, а сейчас вы будете составлять рассказы про зверей для нашей книги, я их буду записывать! В начале рассказа вам нужно описать забавных зверей, затем рассказать, что интересного с ними приключилось и чем закончился рассказ. А помогут вам картинки-помощники.

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?

Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая, хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.

Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется медвежонок, тот и будет рассказывать.

Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?

Дети: Мы составляли рассказы про мишку и белочку. Мы составляли рассказ про мишку и лисичку.

Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова, но стали более длинными и похоже звучали

Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?

Проводится подвижная игра:

По лесной лужайке, разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки попрыгайки

Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок

Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки

Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!

Название: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»
Месторасположение: город Архангельск

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

«СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №3

МБДОУ №87 «ЗОЛУШКА»

Воспитатель Габдуллина Р.Н.

Цель: Творческое составление рассказов Образовательные задачи:

  1. Учить детей подбирать нужные слова
  2. Учить составлять описательные рассказы
  3. Учить говорить связно и выразительно

Развивающие задачи:

Развивать речь детей, творческое воображение детей. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважение детей друг к другу.
  2. Учить выслушивать рассказы товарищей.

Материал: Лист ватмана, фломастеры, желтые кружочки по количеству детей.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть, в конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а даже очень серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?

(ответы детей).

В-ль: Правильно, это кружок. А на что он похож? Дети: Это солнце, мячик, шарик, тарелка, яблоко и т.д. В-ль: Это всё не то, что вы перечислили.

Это часть животного. Какая же это часть?

Дети: Это голова или глаз.

В-ль: Пусть это будет голова. Чья это голова?

Дети: Это голова кошки, зайца, лисы, собаки и т.д.

В-ль: Круг похож на голову зайца. Чего не хватает на голове зайца?

Дети: Не хватает глаз, усов, носика, ушей.

Воспитатель рисует части тела, которые называют дети. Вопросы к детям:

  1. Глаза у зайчика большие или маленькие?
  2. Носик круглый или квадратный?
  3. Уши длинные или короткие?

В-ль: Мы нарисовали зайчику голову. Чего ещё не хватает?

Дети: Туловища.

В-ль: Какой формы туловище зайца?

Дети: Круглой или овальной.

В-ль: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?

Дети: Лапки.

В-ль: Сколько у зайчика лапок?

Дети: Четыре.

В-ль: Что делает зайчик?

Дети: Зайчик идёт, бежит, стоит.

В-ль: Я согласна, пусть он бежит. Где бежит зайчик?

Дети: Зайчик бежит по лесу.

В-ль: Что я должна нарисовать, чтобы было видно, что это лес?

Дети: Деревья.

В-ль: Как много я должна нарисовать деревьев?

Дети: Много.

В-ль: Что ещё бывает в лесу?

Дети: Цветы, грибы, другие животные.

В-ль: Я нарисовала цветы и грибы. А вот какие животные встречаются

нашему зайчику?

Дети: Лиса, волк, ёжик, медведь, белка и др.

В-ль: Я сейчас нарисую ёжика. Что же у нас получилось? Лес, зайчик, ёжик, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась смешная картина. Давайте придумаем ей название.

Дети: Заяц в лесу.

Физкультминутка

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись (2р.)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой (2р.)

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши (2 р.)

Сочинение сказки

В-ль : Мы нарисовали картинку. Теперь вам надо придумать по ней сказку.

Вопросы к детям:

  1. О ком будет ваша сказка?
  2. Как она будет начинаться?
  3. Где живёт зайчик?
  4. Куда он хочет пойти?
  5. Что он там увидел?
  6. Кого он встретил?
  7. Что они делали вместе?
  8. Чем закончилась ваша сказка?

В-ль: Когда вы будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайчика. Какой он? Вспоминайте, как мы его рисовали вместе с вами.

Рассказывание сказок детьми

Все сказки получают оценку. Поощряются сказки, непохожие на другие.

В-ль: Я думаю, что зайчику понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой привет в виде вот этих кружков. Они все желтого цвета, что это значит? Дети: Значит, зайчику понравились сказки?

В-ль: А вам понравилось занятие? Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам.


Конспект занятия по обучению рассказыванию по серии картин в старшей-подготовительной группе

Тема: Обучение рассказыванию по серии картин.
Цель: Научить детей составлять связный рассказ по серии картин.
Программное содержание:
1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно и в подгруппе. Закреплять умение работать с мнемотаблицами.
2.Формировать навыки составления последовательного, связного, красочно украшенного рассказа по серии картин. Продолжать учить детей делать правильный обоснованный самоанализ своей деятельности.
3.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, бережное отношение к наглядным материалам.
Материалы: мнемотаблицы для составления описательного рассказа; карточки-схемы для игры «Что было сначала, а что потом?»; два набора картинок с общим сюжетом; «Светофорчики» для самоанализа, кукла Незнайка, картинки-подарки.

Ход деятельности:

Дети, к нам сегодня пришёл Незнайка. Давай те поприветствуем его. (дети здороваются с персонажем)
Незнайка расстроен тем, что он не умеет составлять красивый, связный рассказ и тем самым не может похвастаться перед своими друзьями. А вы, ребята, умеете придумывать рассказы? А рассказы по картине? А по серии картин?
Я предлагаю вам сегодня поучиться составлять рассказ по серии картин. И Незнайка вместе с нами поучится этому.
Но для начала, чтобы наш язычок хорошо работал, предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику (дети вместе с педагогом выполняют несколько упражнений, садятся на стульчики полукругом).
А теперь давайте проведём небольшую мыслительную разминку «Угадай животное по описанию» . (дети по желанию составляют описательный рассказ о каком-либо животном не называя его, при этом опираются на мнемотаблицы)
Незнайка: Молодцы, какие хорошие рассказы-загадки вы придумали.
Сейчас давайте поиграем в игру «Что было сначала, а что потом?» (дети берут карточки-схемы, устанавливают последовательность и рассказывают о том, что у них получилось, Незнайка хвалит детей)
Физкультминутка «Теремок» (воспитатель кратко рассказывает сказку, дети, встав в круг, изображают её героев)
Дети, теперь предлагаю вам разделиться на две подгруппы, подойти к столам, на которых лежат серии картин и вместе разложить их в нужной последовательности, затем вместе придумать по ним рассказ и рассказать нам с Незнайкой. Чтобы ваш рассказ получился последовательным, распределите, кто из вас будет начинать, кто продолжит и кто закончит рассказ. Чтобы рассказ был красочным, увлекательным используйте полные предложения, развёрнутые фразы красивые слова. Помните, что у вас на картинах один сюжет и поэтому вы должны рассказать о развёртывании этого сюжета, о том, что там произошло (дети работают в подгруппах, затем подгруппами рассказывают свои рассказы, педагог хвалит детей, если надо делает поправки, Незнайка отмечает наиболее понравившийся рассказ).
Ребята, пройдите на свои стульчики, возьмите «Светофорчики» и оцените свою деятельность: если вам понравилось составлять рассказ и вы со всем справились – покажите зелёный, если, что-то показалось не интересным или сложным – жёлтый, если совсем ничего не понравилось – красный (воспитатель корректирует работу детей, отмечает наиболее активных, Незнайка благодарит детей за помощь и дарит им картинки).

Пересказ рассказа «Как заяц зимует» И. Соколов-Микитов в подготовительной к школе группе.

Цель: Обучение детей рассказыванию.

Задачи : продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью картинок-символов. Обогащать словарь детей родственными словами, признаками и действиями предметов, антонимами. Учить вести диалог. Воспитывать умение до конца выслушивать ответы других детей.

Подготовка : игрушка заяц, картинки - символы, игра «Чей домик?», картинки с изображением зайца; физминутки «Ежик», «Птички» (смотри картотеку).

План:

Загадка:

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, валенках? (заяц)

1. Образование родственных слов к слову-отгадке «заяц».

2. Назови зайца ласково:

Детеныши зайца:

Мама у зайца:

Хвост у зайца:

Избушка у зайца:

Капустка у зайки:

зайка,

зайчик,

заюшка,

заинька,

зайчишка,

зайчонок.

зайчата,

зайчатки,

зайчонок,

зайчоночек.

зайчиха.

заячий.

заюшкина.

зайкина.

2. Дидактическая игра «Назови признаки».

Воспитатель дает задание: девочки вспомните и назовите самые ласковые, добрые и красивые слова о зайце, скажите про то, какой заяц? А мальчики послушают, если понадобится помогут (маленький, осторожный, белый, пушистый, белоснежный, боязливый, пугливый, ловкий, быстрый, незаметный, ушастый, хитрый, быстрый), у зайца длинные уши - длинноухий, короткий хвост - короткохвостый, косые глаза - косоглазый, быстрые ноги-быстроногий.

3. Дидактическая игра «Назови действие».

А мальчики назовите действие, которое выполняет заяц. Ответьте на вопрос: «Заяц что делает?» (прыгает, бегает, скачет, грызет, разгребает, прячется, пугается, спасается, бежит, стоит, прислушивается, обгладывает и т.д.).

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

O У зайца короткие уши – нет, у зайца – длинные уши.

O У зайца большой длинный хвост –

O У зайца короткие слабые задние лапы -

O У зайца плохое зрение –

O Заяц медленно ходит –

O Заяц - могучий, сильный зверь –

O Заячья шуба холодная и жесткая –

5. Игровое упражнение «Чейдомик»:

O у собаки – конура

O у рыбки –

O у муравья –

O у птицы –

O у кошки –

O у лисы-

O у мышки –

O у пчелы –

O у улитки –

O у медведя -

У каждого животного, насекомого свое название домика. А как же называется заячий домик? Оказывается у зайца нет домика. И сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Как заяц зимует». Вы внимательно послушаете, потому что потом будете рассказывать самостоятельно.

6. Чтение рассказа «Как заяц зимует» И.Соколов-Микитов.

7. Беседа по вопросам:

если заяц к зиме не готовится, то как он зимует?

какую шубку дала природа-матущка зайцу?

Как помогает зайцу такая шубка?

почему заяц спит с открытыми глазами?

почему он чутко и внимательно прислушивается во сне?

почему про зайца говорят: «Летом серый, а зимой белый?»

в какое время суток заяц гуляет, кормится?

чем он любит лакомиться?

назовите врагов зайца

как он от них спасается?

8. Повторное чтение рассказа:

«Я сейчас еще раз буду читать рассказ, и одновременно выставлять картинки-символы, а вы не только внимательно слушаете, но и следите, в какой последовательности я выставляю картинки, чтобы вам было легче составлять свой рассказ».

9. Рассказы детей.

10. Итог:

«Ребята, что вы нового узнали про зайца (ответы детей). Молодцы!!! Я вами очень довольна! Ваши рассказы были полные и интересные. Когда вы придете домой, то не забудьте рассказать их своим мамам и папам, братишкам и сестренкам»