История штурвала. Формируем «морскую» атмосферу в интерьере: главенствующая роль аксессуаров и декора

Если бы кораблем невозможно было управлять, то никакого мореходства и быть не могло. Без надежного и крепкого штурвала корабля невозможно было бы даже мечтать о дальних плаваниях, не говоря о маневрировании в бою. Но человек всегда мечтал о путешествиях за дальний горизонт. Штурвал корабля является не просто рулем с рукоятками - он символизирует целую веху в мореплавании. Держась за него, отважные первооткрыватели преодолевали бескрайние океанские и морские просторы, направляя свои корабли к новым неведомым землям.

Без штурвала невозможен был бы современный воспитывающий и закаляющий волю к победе. В этом виде соревнований участвуют настоящие борцы, другие не могут выдерживать сильное физическое напряжение гонки. Только мужественные яхтсмены находятся в составе экипажа.

Сегодня морской штурвал стал использоваться не только как руль корабля, а также как атрибут интерьера, им украшают стены комнат, кают и залов. Он является символом бесстрашия перед морской стихией.

Что представляет собой ?

Слово "штурвал" - голландское: stuur - руль, wiel - колесо. На больших кораблях "руль" всегда устанавливается в ходовой рубке, а управление значительно облегчается благодаря специальным усилителям. На малых судах штурвал корабля расположен на палубе и поворачивается только за счет силы рук капитана.

Как свидетельствует история, первый штурвал появился ещё в 1595 году в Голландии, в городе Хоорн. Тогда со стапелей сходили очень большие по тем меркам суда. И управлять такими громадинами при помощи обычного румпеля было чрезвычайно сложно. Поэтому судостроители изобрели новый механизм передачи усилия: при помощи блоков и тросов. Первый штурвал корабля был огромным, так как это значительно облегчало перекладку руля. На очень больших суднах на одной оси размещалось два рулевых колеса, к управлению которыми привлекалось сразу несколько матросов. Чтобы такое устройство смогло выдержать большую нагрузку, по окружности его укрепляли металлическими кольцами.

Со временем блоки и тросы устарели, появились гидравлические усилители и редукторы, а "руль" корабля стал маленьким и удобным. Но настоящий морской штурвал всегда был и остается (в морской истории) символом эпохи великих открытий и пиратских набегов.

Все мы - капитаны

Стоит только выпустить штурвал из рук - и твой фрегат рискует напороться на рифы, сесть на мель или разбиться о прибрежные скалы… . Каждый из нас является капитаном, под управлением которого находится корабль "Жизнь". Любой из нас может покорить океаны и моря, стойко пройти через шторм, обогнуть мели и рифы, насладиться солеными брызгами волн и свободным океанским ветром. Живописную картинку рисует наше воображение, не так ли?

Штурвал корабля, рисунок фрегата или парусника займет достойное место в вашей сауне или бане. Изысканный внешний вид штурвала станет достопримечательностью любого загородного дома, дачи или будет смысловым центром бара, кафе или ресторана. Этот атрибут может красноречиво говорить об оригинальности своего хозяина и всегда будет вызывать восхищенные отзывы коллег, друзей и семьи. Картинка штурвала корабля понравится мальчику и украсит детскую.

Силуэт штурвала стал использоваться в отраслях, далеких от мореплавания: в производстве дизайнерской одежды и оформлении интерьеров. Но когда-то именно появление штурвала стало началом важных перемен в мировом кораблестроении.

Первые штурвалы: колесо времени

Самые первые штурвалы стали появляться на судах настолько давно, что о точном времени их введения, как и о том, кто был изобретателем первого рулевого колеса, сейчас очень сложно сказать что-то определенное. Считается, что впервые штурвалы стали использоваться на голландских торговых судах – флейтах, первое из которых вышло в открытое море в 1595 году, а сконструировал его мастер-корабел Питер Янсзон Лиорн из городка Хорн.

О нидерландском происхождении штурвала говорит также само название рулевого колеса: «stuur» переводится с голландского как «руль», а «wiel» - «колесо». Вполне вероятно, что и до «официального» выхода в свет существовали некие подобия рулевых колес: находки, напоминающие прото-штурвалы, датируются XII веком.

Эти парусные корабли были очень технологичными для своего времени. У них был вполне необычный конструктивный : длина корпуса значительно превышала ширину (что снижало коэффициент сопротивления флейта при движении, улучшая его ходкость), мачты были увеличены в высоте, а реи, напротив, стали менее длинными, поэтому на флейтах стали использоваться более дешевые и удобные узкие паруса.

Но главное, что получили новые - кардинально новый тип управления. Если раньше на всех габаритных судах и использовались только румпели, то в случае с флейтами такие рычаги стали чрезвычайно малоэффективными.

Особенно тяжело обстояли дела с управлением судов с высокими палубами, когда на румпель насаживался еще и колдершток. Во время сильного волнения ведение флейта стало бы невозможным, поэтому со временем новые модели торговых судов стали оснащаться системами блоков и тросов, ведущими к колесу со спицами.

Покорить весь мир: революция в судоходстве

Распространение нового типа рулевого управления произошло именно из-за моды на флейты. Потрясающая работоспособность, маневренность и универсальность сделали голландские суда востребованными по всему миру. Через десяток лет после выхода первого флейта на воду аналогичные торговые судна стали строить в .

Массовое появление рулевого колеса на плавательных средствах началось после 1664 года, и, опять же, произошло это благодаря нидерландскому судостроению. В свершился зрелищный выход в море военного корабля «Королева Екатерина», оснащенного 100 пушками. А примерно через столетие у берегов Свири и в водах Финского залива постройкой флейт займется и император Петр Первый.

Но первые упоминания о штурвале на Руси можно встретить и раньше запуска императорского строительства. Архангелогородские поморы применяли конструкции, похожие на рулевые колеса, для управления своими небольшими кочами. В то время, как царский фрегат «Орел», построенный по указу Алексея Михайловича, имел на борту стремительно устаревающий колдершток. Оказалось, что частное строительство более прогрессивно, чем официальное мореходное дело.

Уже в XVIII веке о штурвале прекрасно знали корабельные мастера из Англии. Свидетельство наличия ранней модели штурвала имеется в задокументированном проекте перестройки военного корабля, английского 90-пушечного «Оссори». Уже в 1711 году «Оссори» отправился в плавание в обновленной конфигурации, с рулевым колесом на борту.

Еще более интересная модель судна имеется в Гринвиче, постройка которой относится к 1706 году: в ее конструкции есть и опора для колдерштока на палубе, и штурвал. О времени происхождения другого корабля из Гринвича нет точных сведений (хотя историки утверждают, что это произошло не позже времен правления королевы Анны – до 1714 года), но на его конструкцию также, вероятно, повлияло изобретение штурвала. Для на этом корабле было необходимо приспособление, имеющее вид лебедки с двумя рукоятями, и соединяющееся с румпелем тем же образом, что и в предыдущей модели.

Штурвал, тем не менее, не сразу пришел на смену колдерштоку. В английских печатных изданиях середины XVIII века есть упоминания и о первом, и о втором устройствах. В испанской штурвал также долгое время соперничал с колдерштоком, окончательно вытеснив его только к началу XIX века. Удивительно, что в морском словаре, изданном во в 1765 году, нет никакого упоминания о рулевом типе управления, хотя колдерштоку в нем посвящен целый параграф.

Эволюция штурвала до наших дней

Принцип работы первых штурвалов был очень простым. Прочный канат оборачивался в несколько узлов и закреплялся на оси рулевого колеса. Оба конца каната опускались вниз сквозь палубы, проходили через блоки и крепились к румпелю. Когда штурвал поворачивался, один конец каната натягивался и перемещал румпель: так менялся курс корабля.

Управление штурвалом нельзя было назвать легкой работой. Из-за громоздкой конструкции и крайне ненадежных блоков вести корабль приходилось вдвоем, а для больших судов требовалась команда из четырех человек.

Со временем конструкция штурвалов претерпевала многие изменения. В XIX веке управлять судном стало проще за счет внедрения рулевых машин и уменьшения диаметра колеса. Еще позднее тросы заменили на шестерни и гидравлические усилители.

Современные яхты лишены той конструкции штурвала, которую мы привыкли видеть на изображениях: электрические и гидравлические манипуляторы обеспечивают более точное управление. Штурвалы, выпускаемые сейчас, по размеру не отличаются от автомобильного руля.

На некоторых современных крейсерских яхтах присутствует не один, а целых два штурвала. Такое решение позволяет путешественнику видеть курс на разных галсах, при этом паруса не будут мешать обзору.

Во все века вид штурвала вызывает ассоциацию с путешествиями и приключениями. В этой статье мы рассмотрим, как сделать штурвал корабля, какие способы изготовления своими руками бывают, а также узнаем о большом разнообразии материала, который можно использовать для этих целей.

Делаем воплощение настоящего штурвала корабля из дерева своими руками

Штурвал – алтарь корабля, ещё его можно назвать символом мореходства. У него очень узнаваемая форма. Делать штурвал желательно из дерева, для придания благородства. Можно сделать и из фанеры, но она не считается благородным материалом, поэтому и внешний вид у изделия будет менее презентабельный.

Можно встретить описание изготовления штурвала из не сильно дорогих материалов. В данной же статье будет рассказан мастер класс по изготовлению оригинального деревянного штурвала, который будет восхищать своим видом и владельца, и его гостей.

Итак, для того чтобы сделать деревянный обруч, нужно воспользоваться длинными и тонкими рейками, которым следует придать форму круга. Изогнуть деревянные заготовки можно опуская их в ванну с горячей водой, закрепить их в таком положении при помощи пресса и дать высохнуть. Рейки, которые будут расположены ближе к центру нужно скрутить в более тугие кольца, а наружные кольца можно делать слабее. При сборке обруча в одно целое, следует пропитать клеем все слои, чтоб материал смотрелся цельным и однородным. Почему выбран метод скручивания? Потому что обруч штурвала должен быть прочным, а такого эффекта не даст ни одно вырезанное кольцо из доски.

Для центральной части отлично подойдёт низкий деревянный цилиндр, в котором нужно сделать шесть или восемь (будет смотреться более солидно) отверстий под спицы. Когда подготовительный процесс подошёл к концу, можно приниматься за соединение деталей: вставить спицы в центральный круг, одновременно пропуская через обруч, а затем закрепить. На спицы нужно подобрать или сделать самостоятельно ручки для завершённого внешнего вида. Ниже на фото представлен штурвал без окончательно оформленных ручек:

Кроме настоящих штурвалов, можно сделать декоративные, которые выполняют лишь функцию декора. К таковым можно отнести поделки из мастики, а также букеты из конфет, которые выполняются в форме чего угодно.

Данный пример выполнен из шоколадной мастики, ручки заменяют кусочки спагетти. Также можно сделать штурвал из полосок мастики, этот процесс проще предыдущего, но выглядеть изделие будет менее аккуратно:

Очень популярными стали подарки, сделанные своими руками. К таким относят и букеты из конфет. Это не стандартные букеты, которые все привыкли видеть, а целые произведения искусства. Так, например, мужчине-моряку можно подарить букет из конфет в виде штурвала:

Основа такого букета зачастую делается из картона, наиболее толстого, который возможно найти, чтоб достигнуть желаемой прочности конструкции. Затем основу обматывают гофрированной бумагой, а уже на неё крепят остальные части: конфеты, а также дополнительный декор.

Интерьерное украшение.

Отличным украшением интерьера будет топиарий из кофейных зёрен, который кроме визуальной привлекательности имеет ещё и приятный аромат, который будет наполнять комнаты. Для изготовления потребуется немногое: картон упаковочный, скотч малярный, подходящая палочка, а также салфетки, клей ПВА, краска, тейп лента. Из картона вырезаем два одинаковых шаблона, к одному из них сразу можно приклеить палочку. Из скотча катаем валики, при помощи которых можно создать дополнительный объём заготовке. Поверх скотча наклеиваем второй шаблон и полученную объёмную фигуру обклеиваем салфетками по принципу папье-маше, клей стоит немного развести водой. После того, как заготовка высохла, её нужно покрасить коричневой краской, чтоб возле зёрен кофе не было видно светлых пятен картона. Для дополнительного декора можно приклеить шнур, который завершит образ морской тематики, если на него повесить спасательный круг. После этого можно приступать к приклеиванию кофе. Палочку-основу обернуть тейп лентой подходящего цвета. И топиарий готов:

Стоит отметить ещё один вид штурвала, который отлично подойдёт для детских игр. Это штурвал из картона. Выполнить его очень легко: достаточно иметь под рукой гофрированный объёмный картон, клей, ножницы и шаблон, по которому будут вырезаться детали. Если шаблона нет, то пригодится циркуль и линейка. Вырезаются два круга большего диаметра, которые будут выполнять функцию обода, ещё два круга без отверстий для центральной части. Для дополнительного декора можно вырезать два маленьких кружочка разного диаметра, чтоб придать ещё большего объёма штурвалу. И нужна одна деталь со спицами. Соединив всё при помощи клея, можно получить отличную игрушку морской тематики. Чтоб круги не сминались за счёт расстояния между ними, необходимо по окружности проклеить дополнительными вставками картона между деталями.

Видео по теме статьи

Предлагается ознакомиться с несколькими видео, в которых раскрывается морская тематика.

Ковер в виде компаса может изменить интерьер до неузнаваемости

Предлагаем вашему вниманию удивительный дизайн, представленный в морском стиле. Благодаря своей простоте и практичности данная тематика является одной из самых модных. Некоторые люди предпочитают тонкие морские тона в сочетании с современными элементами, другие же выбирают классический вариант.


В любом случае это замечательная идея для оформления дома. Ещё одно преимущество морского стиля заключается в его цветовой гамме. Тёмно-синий, красный и белый – невероятно популярная расцветка в настоящее время. И это вполне объяснимо, ведь слияние этих оттенков создаёт поразительный эффект.

Штурвал над камином

Аксессуары и декор в морском стиле играют важную роль, акцентируя на себе взгляд человека. Ранее мы уже знакомились с потрясающими моделями парусников и с досками для сёрфинга. Теперь самое время поговорить о штурвалах, зеркалах, верёвках и так далее.

Потрясающее коралловое разветвление на зеркале

Гигантские морские звёзды в оформлении современной кухни

Римские шторы белого цвета с синей отделкой очень освежают комнату

Подушки с изображением якорей - дополнительный морской штрих

Использование верёвки станет изюминкой дизайна

Морской конёк идеально вписывается в убранство помещения

Тропические детали придают гостиной свежесть

Декоративные рыбки в сочетании с вёслами смотрятся очень гармонично

Неотъемлемой частью стиля всегда считались штурвалы. В современных домах с морской тематикой они в основном изображены на подушках. Но как же впечатляюще смотрится настоящий штурвал! Однако и декоративное колесо выглядит ничуть не хуже. Если повесить его над камином, интерьер сразу же преобразится в лучшую сторону.

Симметричное расположение штурвалов в гостиной

Полосатый узор и изображение штурвала - основа морской атмосферы

Детская комната для мальчика

Вместо штурвала в качестве элементов декора можно применить спасательные круги. Очень органично они будут смотреться на белой стене.

Спасательные круги как элементы декора

Гостиная с кирпичной стеной и штурвалом

Декоративный штурвал отлично работает и с другими стилями

Удачное сочетание капитанского кресла и штурвала

Кровать в виде лодки - интересный элемент морского стиля

Сочетание морских аксессуаров

Вы можете использовать множество различных вещей, чтобы в точности воссоздать данную тематику. Например, добавить в комнату округлые зеркала.

Спальня для мальчиков

Округлые зеркала создают ощущение, что находишься в каюте

Зеркала, верёвка и вёсла - незаменимые элементы морской темы

Большие фрески и обои в виде карт как нельзя лучше подходят для детской спальни в морском стиле. Кроме того, с помощью таких картинок можно изучать географию.

Идеальное сочетание оттенков

Верёвка в соединении с белыми занавесками

Детская комната для мальчиков

Огромные карты как неотъемлемая часть морского стиля

Спальня для мальчиков со штурвалом

Морские звёзды и раковины как дополнительный морской штрих

Синий и белый – не единственные оттенки. Для усиления эффекта можно смешивать различные цвета. А с помощью разнообразных аксессуаров вы ещё более подчеркнёте морскую тематику.

Комната в средиземноморском стиле

Настенный декор

Вёсла на стене сделают помещение более красочным

Создаётся впечатление, что данная тема никогда не выйдет из моды. Дизайнеры и владельцы домов будут импровизировать и создавать собственные варианты декора. Например, старый рыбацкий поплавок или штурвал корабля привнесут в интерьер свежесть и неукротимый дух моря!

Рыбацкий поплавок в гостиной

Различные морские аксессуары развивают тему моря

Спасательный круг в спальне

Детская комната с морскими элементами декора

Каноэ в спальне под потолком

Штурвал гармонично вписывается в разные уголки помещения