Германия после Второй мировой войны. Образование ГДР и ФРГ

В Центральной Европе в 1949-90-е годы, на территории современных земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия Федеративной Республики Германия. Столица - Берлин (Восточный). Население около 17 миллионов человек (1989).

ГДР возникла 7.10.1949 на территории Советской зоны оккупации Германии как временное государственное образование в ответ на учреждение в мае 1949 года на базе американской, британской и французской зон оккупации (смотри Тризония) сепаратного западногерманского государства - ФРГ (подробнее смотри в статьях Германия, Берлинские кризисы, Германский вопрос 1945-90). В административном отношении с 1949 года она делилась на 5 земель, а с 1952 - на 14 округов. Восточный Берлин имел статус отдельной административно-территориальной единицы.

В политической системе ГДР лидирующую роль играла Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в 1946 году в результате слияния на территории Советской зоны оккупации Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). В ГДР действовали также традиционные для Германии партии: Христианско-демократический союз Германии, Либерально-демократическая партия Германии и вновь созданные Национально-демократическая партия Германии и Демократическая крестьянская партия Германии. Все партии объединялись в Демократический блок и заявляли о приверженности идеалам социализма. Партии и массовые организации (Объединение свободных немецких профсоюзов, Союз свободной немецкой молодёжи и др.) входили в Национальный фронт ГДР.

Высшим законодательным органом ГДР была Народная палата (400 депутатов, 1949-63, 1990; 500 депутатов, 1964-89), избиравшаяся путём всеобщих прямых тайных выборов. Главой государства в 1949-60 являлся президент (эту должность занимал сопредседатель СЕПГ В. Пик). После смерти В. Пика пост президента был упразднён, коллективным главой государства стал избираемый Народной палатой и подотчётный ей Государственный совет, возглавлявшийся председателем (председатели Государственного совета: В. Ульбрихт, 1960-73; В. Штоф, 1973-76; Э. Хонеккер, 1976-89; Э. Кренц, 1990). Высшим органом исполнительной власти был Совет министров, который также избирался Народной палатой и был подотчётен ей (председатели Совета министров: О. Гротеволь, 1949-64; В. Штоф, 1964-73, 1976-89; Х. Зиндерман, 1973-76; Х. Модров, 1989-90). Народная палата избирала председателя Национального совета обороны, председателя и членов Верховного суда и генерального прокурора ГДР.

Нормальное функционирование сильно пострадавшей от военных действий экономики Восточной Германии, а затем ГДР с самого начала было осложнено выплатой репараций в пользу СССР и Польши. В нарушение решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года США, Великобритания и Франция сорвали репарационные поставки из своих зон, в результате чего практически вся тяжесть репараций легла на ГДР, изначально уступавшую в экономическом отношении ФРГ. На 31.12.1953 сумма репараций, выплаченных ФРГ, составляла 2,1 миллиарда немецких марок, в то время как репарационные платежи ГДР за тот же период составили 99,1 миллиардов немецких марок. Доля демонтажа промышленных предприятий и отчислений из текущей продукции ГДР достигла в начале 1950-х годов критических объёмов. Непомерный груз репараций, наряду с ошибками руководства СЕПГ во главе с В. Ульбрихтом, взявшим курс на «ускоренное построение социализма», привели к перенапряжению экономики республики и вызвали открытое недовольство населения, которое проявилось в ходе событий 17.6.1953. Волнения, начавшиеся как забастовка восточноберлинских строительных рабочих против увеличения норм выработки, охватили большую часть территории ГДР и приобрели характер антиправительственных выступлений. Поддержка СССР позволила властям ГДР выиграть время, перестроить свою политику и затем самостоятельно в короткий срок стабилизировать положение в республике. Был провозглашён «новый курс», одной из целей которого являлось улучшение условий жизни населения (в 1954 линия на преимущественное развитие тяжёлой промышленности была, тем не менее, восстановлена). Чтобы укрепить экономику ГДР, СССР и Польша отказались от взимания с неё оставшейся части репараций на сумму 2,54 миллиарда долларов.

Оказывая поддержку правительству ГДР, руководство СССР, однако, проводило курс на восстановление единого германского государства. На Берлинском совещании министров иностранных дел четырёх держав 1954 года оно вновь выступило с инициативой обеспечения единства Германии как миролюбивого, демократического государства, не участвующего в военных союзах и блоках, и внесло предложение образовать временное общегерманское правительство на основе договорённости между ГДР и ФРГ и возложить на него проведение свободных выборов. Созданное по результатам выборов общегерманское Национальное собрание должно было выработать конституцию объединённой Германии и сформировать правительство, правомочное заключить мирный договор. Однако предложение СССР не получило поддержки со стороны западных держав, настаивавших на членстве объединённой Германии в НАТО.

Позиция правительств США, Великобритании и Франции в германском вопросе и последовавшее в мае 1955 года вступление ФРГ в НАТО, принципиально изменившее военно-политическую ситуацию в Центральной Европе, стали причиной начавшегося пересмотра руководством СССР линии в вопросе объединения Германии. Существованию ГДР и размещённой на её территории Группы советских войск в Германии стало придаваться значение центрального элемента в системе обеспечения безопасности СССР на европейском направлении. Социалистическое общественное устройство стало рассматриваться как дополнительная гарантия от поглощения ГДР западногерманским государством и развития союзнических отношений с СССР. В августе 1954 года советские оккупационные власти завершили процесс передачи ГДР государственного суверенитета, в сентябре 1955 Советский Союз подписал с ГДР фундаментальный договор об основах отношений. Параллельно проводилась всесторонняя интеграция ГДР в экономическую и политическую структуры содружества европейских социалистических государств. В мае 1955 года ГДР стала членом Организации Варшавского договора.

Обстановка вокруг ГДР и внутренняя ситуация в самой республике во 2-й половине 1950-х годов продолжали оставаться напряжёнными. На Западе активизировались круги, которые были готовы пойти на применение военной силы в отношении ГДР с целью её присоединения к ФРГ. На международной арене правительство ФРГ с осени 1955 года настойчиво проводило линию на изоляцию ГДР и выступало с претензией на единоличное представительство немцев (смотри «Хальштейна доктрина»). Особенно опасная ситуация складывалась на территории Берлина. Западный Берлин, находившийся под управлением оккупационных администраций США, Великобритании и Франции и не отделённый от ГДР государственной границей, фактически превратился в центр подрывной деятельности против неё как экономической, так и политической. Экономические потери ГДР из-за открытой границы с Западным Берлином в 1949-61 годах составили около 120 миллиардов марок. Через Западный Берлин за тот же период ГДР нелегально покинуло около 1,6 миллионов человек. Это были в основном квалифицированные рабочие, инженеры, врачи, обученный медицинский персонал, учителя, профессора и др., уход которых серьёзно осложнял функционирование всего государственного механизма ГДР.

Стремясь укрепить безопасность ГДР и разрядить обстановку в Центральной Европе, СССР в ноябре 1958 года выступил с инициативой предоставить Западному Берлину статус демилитаризованного вольного города, то есть превратить его в самостоятельную политическую единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу. В январе 1959 года Советский Союз представил проект мирного договора с Германией, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Однако предложения СССР вновь не получили поддержки со стороны США, Великобритании и Франции. 13.8.1961 по рекомендации Совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора (3-5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим государственной границы в отношении Западного Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (смотри Берлинская стена).

Сооружение Берлинской стены заставило правящие круги ФРГ пересмотреть свой курс как в германском вопросе, так и в отношениях с социалистическими странами Европы. После августа 1961 года ГДР получила возможность относительно спокойного развития и внутренней консолидации. Укреплению положения ГДР способствовал её Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве с СССР (12.6.1964), в котором неприкосновенность границ ГДР объявлялась одним из основных факторов европейской безопасности. К 1970 году экономика ГДР по основным показателям превзошла уровень промышленного производства Германии 1936 года, хотя численность её населения составляла лишь 1/4 населения бывшего рейха. В 1968 году была принята новая Конституция, которая определила ГДР как «социалистическое государство немецкой нации» и закрепила руководящую роль СЕПГ в государстве и обществе. В октябре 1974 в текст Конституции было внесено уточнение о наличии в ГДР «социалистической немецкой нации».

Приход к власти в ФРГ в 1969 году правительства В. Брандта, вставшего на путь урегулирования отношений с социалистическими странами (смотри «Новая восточная политика»), стимулировал потепление советско-западногерманских отношений. В мае 1971 года на пост 1-го секретаря ЦК СЕПГ был избран Э. Хонеккер, который высказывался за нормализацию отношений ГДР с ФРГ и за проведение экономических и социальных реформ в целях укрепления социализма в ГДР.

С начала 1970-х годов правительство ГДР начало развивать диалог с руководством ФРГ, что привело к подписанию в декабре 1972 договора об основах отношений между двумя государствами. Вслед за этим ГДР была признана западными державами, а в сентябре 1973 принята в ООН. Значительных успехов республика добилась в экономической и социальной сферах. Среди стран - членов СЭВ её промышленность и сельское хозяйство достигли наивысших показателей продуктивности, а также самой высокой степени научно-технического развития в невоенном секторе; в ГДР был самый высокий среди социалистических стран уровень потребления на душу населения. По показателям промышленного развития в 1970-е годы ГДР вышла на 10-е место в мире. Однако, несмотря на значительный прогресс, по уровню жизни к концу 1980-х годов ГДР всё же серьёзно отставала от ФРГ, что негативно отражалось на настроениях населения.

В условиях разрядки международной напряжённости в 1970-80-е годы правящие круги ФРГ проводили в отношении ГДР политику «изменения через сближение», делая основной акцент на расширение экономических, культурных и «человеческих контактов» с ГДР без признания её полноценным государством. При установлении дипломатических отношений ГДР и ФРГ обменялись не посольствами, как это принято в мировой практике, а постоянными представительствами с дипломатическим статусом. Граждане ГДР, попадая на западногерманскую территорию, по-прежнему без всяких условий могли стать гражданами ФРГ, оказаться призванными на службу в бундесвер и пр. Для граждан ГДР, посещавших ФРГ, сохранялась выплата «приветственных денег», сумма которых к концу 1980-х годов составляла 100 марок ФРГ на каждого члена семьи, включая младенцев. Активную антисоциалистическую пропаганду и критику политики руководства ГДР вели радио и телевидение ФРГ, передачи которых принимались практически на всей территории ГДР. Политические круги ФРГ поддерживали любые проявления оппозиционности у граждан ГДР и поощряли их бегство из республики.

В условиях острого идеологического противоборства, в центре которого находилась проблема качества жизни и демократических свобод, руководство ГДР пыталось регламентировать «человеческие контакты» между двумя государствами путём ограничения поездок граждан ГДР в ФРГ, осуществляло с помощью органов государственной безопасности («штази») усиленный контроль над настроениями населения, преследовало деятелей оппозиции. Всё это лишь усиливало нараставшую с начала 1980-х годов внутреннюю напряжённость в республике.

Перестройку в СССР большинство населения ГДР встретило с воодушевлением, в надежде на то, что она будет способствовать расширению демократических свобод в ГДР и снятию ограничений на поездки в ФРГ. Однако руководство республики негативно отнеслось к процессам, разворачивавшимся в Советском Союзе, рассматривая их как опасные для дела социализма, и отказалось встать на путь проведения реформ. К осени 1989 года ситуация в ГДР стала критической. Началось бегство населения республики через открытую правительством Венгрии границу с Австрией и на территорию посольств ФРГ в восточноевропейских странах. В городах ГДР проходили массовые демонстрации протеста. Пытаясь стабилизировать обстановку, руководство СЕПГ 18.10.1989 объявило об освобождении Э. Хонеккера от всех занимаемых им должностей. Но и сменивший Хонеккера Э. Кренц не смог спасти положение.

9.11.1989 в условиях административной неразберихи произошло восстановление свободного передвижения через границу ГДР с ФРГ и контрольно-пропускные пункты Берлинской стены. Кризис политической системы перерос в кризис государства. 1.12.1989 из Конституции ГДР был удалён пункт о руководящей роли СЕПГ. 7.12.1989 реальная власть в республике перешла к созданному по инициативе Евангелической церкви Круглому столу, в котором поровну были представлены старые партии, массовые организации ГДР и новые неформальные политические организации. На состоявшихся 18.3.1990 парламентских выборах СЕПГ, переименованная в Партию демократического социализма, потерпела поражение. Квалифицированное большинство в Народной палате получили сторонники вхождения ГДР в состав ФРГ. Решением нового парламента был упразднён Государственный совет ГДР, а его функции переданы Президиуму Народной палаты. Главой коалиционного правительства был избран лидер христианских демократов ГДР Л. де Мезьер. Новое правительство ГДР объявило утратившими силу законы, закреплявшие социалистическое государственное устройство ГДР, вступило в переговоры с руководством ФРГ об условиях объединения двух государств и 18.5.1990 подписало с ним государственный договор о валютном, экономическом и социальном союзе. Параллельно велись переговоры правительств ФРГ и ГДР с СССР, США, Великобританией и Францией по проблемам, связанным с объединением Германии. Руководство СССР во главе с М. С. Горбачёвым практически с самого начала согласилось с ликвидацией ГДР и членством объединённой Германии в НАТО. По собственной инициативе оно поставило вопрос о выводе с территории ГДР советского воинского контингента (с середины 1989 он именовался Западной группой войск) и обязалось осуществить этот вывод в сжатые сроки - в течение 4 лет.

1.7.1990 вступил в действие государственный договор о союзе ГДР с ФРГ. На территории ГДР начало действовать западногерманское экономическое право, а платёжным средством стала марка ФРГ. 31.8.1990 правительства двух германских государств подписали договор об объединении. 12.9.1990 в Москве представители шести государств (ФРГ и ГДР, а также СССР, США, Великобритании и Франции) поставили свои подписи под «Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии», в соответствии с которым державы - победительницы во 2-й мировой войне заявили о прекращении «своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом» и предоставили объединённой Германии «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами». 3.10.1990 договор об объединении ГДР и ФРГ вступил в силу, западноберлинская полиция взяла под охрану правительственные учреждения ГДР в Восточном Берлине. ГДР как государство прекратила своё существование. Плебисцита по этому вопросу ни в ГДР, ни в ФРГ не проводилось.

Лит.: История Германской Демократической Республики. 1949-1979. М., 1979; Geschichte der Deutschen Demokratischen Republik. В., 1984; Социализм национальных цветов ГДР. М., 1989; Bahrmann Н., Links С. Chronik der Wende. В., 1994-1995. Bd 1-2; Lehmann Н. G. Deutschland-Chronik 1945-1995. Bonn, 1996; Modrow Н. Ich wollte ein neues Deutschland. В., 1998; Wolle S. Die heile Welt der Diktatur. Alltag und Herrschaft in der DDR 1971-1989. 2. Aufl. Bonn, 1999; Павлов Н. В. Германия на пути в третье тысячелетие. М., 2001; Максимычев И. Ф. «Народ нам не простит...»: Последние месяцы ГДР. Дневник советника-посланника посольства СССР в Берлине. М., 2002; Кузьмин И. Н. 41-й год Германской Демократической Республики. М., 2004; Das letzte Jahr der DDR: zwischen Revolution und Selbstaufgabe. В., 2004.

В 1949 году, четыре года спустя после окончания Второй Мировой войны, образовалось два германских государства: на востоке Германская Демократическая Республика, ГДР, и ФРГ, Федеративная Республика Германия на западе. Хотя каждое из них имело свое собственное правительство, они не были полностью независимы. В ГДР политику диктовал Советский Союз, а ФРГ находилось под влиянием Великобритании, Франции и США.

В марте 1952 года СССР предложил США, Великобритании и Франции мирно разрешить германский вопрос: ГДР и ФРГ снова объединить в одно независимое государство и сделать его политически нейтральным. Но члены Западного союза были против такого плана. Они хотели, чтобы ФРГ принадлежала западу. Они полагали, что нейтральная Германия попала бы под влияние Советского Союза. Тогдашнее либерально-консервативное правительство также решительно высказывалось за союз с западом.

После 1952 года разногласия между двумя Германиями усилились. В 1956 страны обзавелись собственными армиями. ГДР стала членом Варшавского Союза, а ФРГ вступила в НАТО.

Пока в ГДР экономические проблемы росли, как снежный ком, бизнес в ФРГ развивался и процветал. Уровень жизни в двух странах отличался разительно. Это было первой причиной, почему тысячи восточных немцев бежали в западную Германию. В конце концов ГДР перекрыла свои границы и ввела на них вооруженный контроль. В 1961 году был положен последний камень в стену, разделившую две Германии.

В годы Холодной войны, с 1952 по 1969, два немецких государства контактировали только благодаря торговле. В июне 1953 года восточный Берлин и другие города восточной Германии взбунтовались против коммунистической диктатуры и экономики, но советские танки успокоили народное волнение. В ФРГ большинство граждан были довольны политикой правительства. Однако и здесь в 60-х годах прокатилась волна протестов и студенческих демонстраций против капитализма и слишком тесной связи с США.

Первые политические переговоры между двумя странами начались в 1969 году. Это была так называемая «восточная политика» тогдашнего бундесканцлера Вили Брандта и его правительства социал-демократов и либералов. В 1972 году ГДР и ФРГ подписали договор «Об основах отношений». Договор улучшал политические и экономические контакты двух стран. Все больше западных немцев могли навестить своих родственников в ГДР, однако не многим восточным немцам позволялось путешествовать на запад.

Осенью 1989 года Венгрия открыла свои австрийские границы, предоставив, таким образам, гражданам ГДР возможность бежать в западную Германию. Многие этим покинули свою страну этим путем. Другие бежали в посольство ФРГ в Варшаве и Праге и оставались там, пока не получали разрешение на въезд в западную республику.

Вскоре в Лейпциге, Дрездене и других восточных городах развернулись массовые демонстрации. Сначала речь шла лишь о свободном выезде в страны запада и особенно западную Германию, свободных выборах и свободной экономике. Но вскоре все громче зазвучали призывы к объединению двух Германий. Возникли оппозиционные группировки, и через несколько недель СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии) сложила свои полномочия.

Процесс объединения Германии, длящийся в 1989-90 годах в ГДР и ФРГ немцы называют die Wende (Венде). Он включает в себя четыре основных периода:

  1. Мирная Революция, время массового протеста и демонстраций (проходящих по понедельникам), направленных против политической системы ГДР и за права человека. Этот период длился всю осень 1989.
  2. Падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года и пресс-конференция Политбюро, где Гюнтер Шабовски провозгласил открытие чекпоинтов (приграничных переходов)
  3. Переход ГДР к демократии, который в марте 1990 года привел к первым и единственным демократическим выборам в Народную Палату.
  4. Процесс немецкой реунификации с подписанием договора об объединении в августе 1990, Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии в сентябре и, наконец, присоединении пяти немецких земель к ФРГ.

МОСКВА, 1 апр — РИА Новости, Антон Лисицын. В бундесвер поступила директива — какими примерами из военного прошлого следует гордиться немецким солдатам. В том, что касается армии ГДР, чествовать полагается лишь тех, кто "восстал против правления СЕПГ или имеет особые заслуги в борьбе за германское единство". В единой Германии живут два разных по культуре народа — из ФРГ и ГДР. Почему граждане бывшей Германской Демократической Республики испытывают "остальгию" по временам "тоталитаризма" — в материале РИА Новости.

"Хотят показать, как жили их родители"

Ostalgie Kantine — буфет "Остальгия" находится в земле Саксония-Анхальт на территории бывшей ГДР. Буфет — название условное. Скорее, это парк социалистического периода. Тут интерьеры тех времен, выставки советской военной техники и автомобилей "народной демократии", в том числе легендарных "Вартбурга" и "Трабанта", полки с игрушками.

Менеджер Майк Силабецки рассказывает, что 80 процентов посетителей — бывшие граждане ГДР. "Часто приходят с детьми, чтобы показать им, какой была ГДР, как жили их родители. Школьников приводят классами на уроки истории", — объясняет он.

Силабецки полагает, что парк социализма пользуется популярностью, поскольку у многих из бывшей ГДР "хорошие воспоминания о тех временах, о социализме и СССР".

Из той же Саксонии-Анхальт издание Mitteldeutsche Zeitung сообщает тревожные вести. В городке Бёрде закрывается местный музей времен ГДР. Здание, где хранится собрание артефактов времен социализма, сносится.

Восток есть восток, запад есть запад

Германия воссоединилась в 1990 году. Юридически это выглядело так: в августе парламент Германской Демократической Республики принял решение (уже давно согласованное Восточным Берлином, Бонном и заинтересованными державами) о присоединении к Федеративной Республике Германия. Третьего октября были упразднены все органы власти ГДР и ее вооруженные силы. Конституция ФРГ от 1949 года вступила в действие по всей стране. То есть ГДР была расформирована, ее земли включены в состав Западной Германии.

Объединенные немцы называли друг друга уменьшительно-ласкательно — "осси" и "весси", от немецких слов ost и west, "восток" и "запад", соответственно. Вскоре возник и термин "остальгия" — тоска по временам "народной демократии".

По экономическому развитию ГДР отставала от ФРГ, тем не менее Восточная Германия в 1980-е была на шестом месте по объемам промышленного производства в Европе. В республике работали такие предприятия, как Robotron, ORWO, выпускались экспортировавшиеся за рубеж грузовые автомобили, вагоны, локомотивы, краны. Большая часть индустриального потенциала "народной демократии" была уничтожена в 1990-е. Бизнес весси вел себя на присоединенных землях как победитель.

ГДР просуществовала всего 41 год, но, как выяснилось, оставила глубокий след в коллективном немецком сознательном и бессознательном.

Один из российских блогеров интервьюировал в 2015-м осси, и тот ему описал экономические реалии объединенной Германии."Где-то через 15 лет, в 2003-2004-м, некоторые управленцы осознали ошибку: зачем было разорять часть своей же страны? И получить проблему субсидий?" — удивлялся бывший гражданин ГДР.

Сколько стоит единство Германии

В 2014 году в ФРГ решили подсчитать, во что обошлось воссоединение страны. Накануне 25-летия объединения Welt am Sonntag опубликовала результаты исследования экспертов Института экономики: "Два и двенадцать нулей — немецкое единство на сегодняшний момент стоит два триллиона евро".

"По данным немецкого Института экономических исследований (DIW), пять восточных земель и их население с момента объединения потребили примерно на 1,5 триллиона евро больше, чем произвели сами", — продолжали журналисты.

Горбачев: СССР в вопросе объединения ФРГ и ГДР поступил правильно По словам Михаила Горбачева, в политбюро все высказались за объединение ФРГ и ГДР. Предлагались различные формы объединения, в том числе конфедерация, рассказал он.

Через два года ситуация не слишком изменилась. В 2017-м Берлин официально признал, что земли бывшей Восточной Германии по уровню социально-экономического развития по-прежнему отстают от Германии Западной. Правительство выразило опасения, что разрыв между бывшими ГДР и ФРГ будет не сокращаться, а увеличиваться. Объем внутреннего валового продукта на душу населения на востоке не превышает 70 процентов западногерманского. И, что крайне показательно, 30 компаний — флагманов немецкой экономики, входящих в главный германский биржевой индекс DAX, не имеют штаб-квартир на востоке.

"Повседневный расизм"

В немецком сегменте Сети популярны тесты "Кто вы — весси или осси?". Социологи фиксируют негативное отношение граждан бывших ГДР и ФРГ друг к другу. Так, в 2012-м выяснилось, что восточные немцы считают западных соотечественников высокомерными, чрезмерно жадными, склонными к формализму. А многие весси характеризуют осси как вечно недовольных, подозрительных и боязливых.

Насколько серьезно в Германии рассматривают эту проблему, можно судить по названию социологической статьи — "Весси против осси: повседневный расизм?". Там приводятся и расхожие стереотипы — "Весси просто используют осси", "Да эти осси просто ни на что не способны!".

"По словам немецких политиков, они в 1990-м надеялись, что им удастся "переварить" восток за пять лет, ну не за пять, но за десять, не за десять, так за пятнадцать. Однако прошло уже двадцать восемь лет, и политики признают: разница между двумя частями страны сохраняется. Один высказался прямо: мы до сих пор, по сути, живем в двух странах, — говорит ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Александр Кокеев. — И это, конечно, касается политики. Например, в бывшей ГДР большей поддержкой пользуются правопопулистские партии, такие как "Альтернатива для Германии".

Вместе с тем, как подчеркивает эксперт, эта проблема сейчас не так остра, как сразу после воссоединения. Берлин ее решает и относится к ней со всей внимательностью. "Так называемая остальгия есть, но она во многом иррациональна. Уровень жизни восточных немцев значительно вырос, просто многие сравнивают его с более высокими показателями в западной части страны, и, естественно, у кого-то это вызывает недовольство. Кроме того, часть бывших граждан ГДР, в основном пожилого возраста, ощущают себя людьми второго сорта, которых выставили на лестницу из их квартиры и при этом еще поучают, как правильно жить", — резюмирует Кокеев.

Германия

Раскол Германии на ФРГ и ГДР

Геополитические итоги Второй мировой войны оказались катастрофическими для Германии. Она потеряла на несколько лет государственность и на долгие годы — территориальную целостность. Была оторвана 24% от той территории, Германия занимала в 1936 г., в том числе Восточная Пруссия, разделена между Польшей и СССР. Польша и Чехословакия получили право выселить этнических немцев со своих территорий, в результате чего в Германии двинулся поток беженцев (к концу 1946 г. их число составило около 9 млн. человек).

По решению Крымской конференции территория Германии была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, американскую, британскую и французскую. Аналогично на четыре сектора был разделен и Берлин. На Потсдамской конференции были согласованы основные принципы оккупационной политики государств-союзников (демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация Германии). Однако отсутствие твердых соглашений с германской проблемы привела к тому, что администрации оккупационных зон применяли принципы Потсдама по своему усмотрению.

Руководство советской военной администрации в Германии немедленно приняло меры по формированию послушного режима в своей зоне. Стихийно созданные антифашистами местные комитеты были распущены. Для решения управленческих и экономических вопросов были созданы центральные управления. Главную роль в них играли коммунисты и социал-демократы. Летом 1945 г. была разрешена деятельность 4 политических партий: Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии (СДПГ), Христианско-демократическому союзу (ХДС) и Либерально-демократической партии Германии (ЛДП). Теоретически все разрешенные партии пользовались равными правами, но на практике советская власть откровенно предпочитала КПГ.

Исходя из представлений о том, что нацизм был порождением капитализма и денацификация подразумевает борьбу против капиталистического влияния в немецком обществе, советская власть в первые месяцы оккупации захватила «командные высоты» в экономике. Множество крупных предприятий были национализированы на основании того, что они принадлежали нацистам или их сторонникам. Эти предприятия или демонтированных и отправлялись в Советский Союз в счет погашения репараций, или продолжали действовать как советская собственность. В сентябре 1945 г. была проведена земельная реформа, в ходе которой были безвозмездно экспроприированы более 7100 имений площадью более 100 га. Из созданного земельного фонда небольшие наделы получили около 120 тыс. безземельных крестьян, сельскохозяйственных рабочих и переселенцев. С государственной службы были уволены реакционеры.

Советская администрация заставила СДПГ и КПГ объединиться в новую партию, получившую название Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В последующие годы контроль со стороны коммунистов становился все более суровым. В январе 1949 г. конференция СЕПГ постановила, что партия должна стать ленинской «партией нового типа» по образцу компартии Советского Союза. Тысячи социалистов и коммунистов, не согласных с этой линией, были исключены из партии в ходе чистки. В целом в советской зоне оккупации использовалась та же модель, что и в других восточноевропейских странах. Она имела в виду сталинизации марксистской партии, лишение независимости партий «среднего класса», дальнейшую национализацию, репрессивные меры и фактическую ликвидацию соревновательной избирательной системы.

Западные государства действовали в Германии так же авторитарно, как советская администрация в своей зоне. Антифашистские комитеты и здесь были распущены. Были созданы земельные правительства (в американской зоне в течение 1945 г., в британской и французской — в 1946 г.). Назначение на посты осуществлялось волевым решением оккупационных властей. В западных оккупационных зонах также возобновили свою деятельность КПГ и СДПГ. Был создан ХДС, с которым установил взаимоотношения «содружества» создан в Баварии Христианско-социальный союз (ХСС) этот партийный блок стали называть ХДС / ХСС. Лагерь либеральной демократии представляла Свободная демократическая партия (СвДП).

Вскоре США и Великобритания пришли к убеждению, что для восстановления Западной Европы жизненно необходимо возрождение экономики Германии. Американцы и англичане перешли к согласованным действиям. Первые шаги к объединению западных зон были сделаны в конце 1946 г., когда американская и британская администрации договорились объединить экономическое управление своими зонами с 1 января 1947 Образовалась так называемая Бизония. Управление Бизонии получило статус парламента, т.е. приобрело политических рис. В 1948 г. в Бизонии присоединили свою зону и французы. В результате возникла Тризония.

В июне 1948 г. рейхсмарка была заменена новой «немецкой маркой». Здоровый налоговый базис, созданный новой денежной единицей, помог Германии присоединиться в 1949 г. к плану Маршалла.

Денежная реформа привела к первого столкновения между Западом и Востоком в холодной войне, начиналась. Стремясь изолировать свою оккупационную зону от влияния западной экономики, советское руководство отвергло и помощь в рамках плана Маршалла, и введение новой денежной единицы в своей зоне. Оно опиралось также введению немецкой марки в Берлине, но западные союзники настояли на том, чтобы новая денежная единица стала законным платежным средством в западных секторах города. Чтобы не допустить проникновения в Берлин новой марки, советская администрация препятствовала грузоперевозкам с запада в Берлин железнодорожными и шоссейными путями. 23 июня 1948 снабжение Берлина железнодорожным и автомобильным транспортом было полностью блокировано. Возникла так называемая Берлинская кризис. Западные державы организовали интенсивное воздушное снабжение («воздушный мост»), который обеспечил всем необходимым не только военные гарнизоны Берлина, но и его гражданское население. 11 мая 1949 советская сторона признала свое поражение и прекратила блокаду. Берлинская кризис завершился.

Усиление противостояния СССР и стран Запада невозможным создание единого немецкого государства. В августе 1949 г. в Западной Германии состоялись всеобщие парламентские выборы, которые принесли победу партии ХДС / ХСС, а 7 сентября было провозглашено создание Федеративной Республики Германии. В ответ 7 октября 1949 г. на востоке страны была провозглашена Германская Демократическая Республика. Итак, осенью 1949 г. раскол Германии получил юридического оформления.

1952 г. США, Англия и Франция подписали с ФРГ договор, по которому прекращалась формальная оккупация Западной Германии, но их войска оставались на немецкой территории. 1955 между СССР и ГДР был подписан договор о полном суверенитете и независимости ГДР.

Западногерманское «экономическое чудо»

На выборах в парламент (бундестаг) 1949 года определились две ведущие политические силы: ХДС / ХСС (139 мандатов), СДПГ (131 мандат) и «третья сила» — СвДП (52 мандата). ХДС / ХСС и СвДП сформировали парламентскую коалицию, что позволило им создать совместное правительство. Так в ФРГ сложилась «двохзполовинна» партийная модель (в отличие от двухпартийной в США и Великобритании). Эта модель сохранялась и в дальнейшем.

Первым канцлером (главой правительства) ФРГ стал христианский демократ К. Аденауэр (занимал эту должность с 1949 г. до 1963 г.). Характерной чертой его политического стиля было стремление к стабильности. Не менее важным обстоятельством стало проведение исключительно эффективного экономического курса. Его идеологом был бессменный министр экономики ФРГ Л. Эрхард.

Модель социального рыночного хозяйства, созданная в результате политики Эрхарда, основывалась на концепции ордолиберализму (от нем. «Ордунг» — порядок). Ордолибералы выступали в защиту свободного рыночного механизма, но не вопреки, а благодаря государственному вмешательству. Основу экономического благосостояния они видели в укреплении хозяйственного порядка. Государству при этом уделялось ключевые функции. Ее вмешательство должно было подменять действие рыночных механизмов, а создавать условия для их эффективного функционирования.

Тяжелый период экономической реформы пришелся на 19491950 гг, когда либерализация ценообразования вызвала рост цен при относительном снижении уровня доходов населения, а реструктуризация производства сопровождалась всплеском безработицы. Но уже в 1951 г. наметился перелом в сторону, а в 1952 г. рост цен прекратился, начал снижаться уровень безработицы. В последующие годы произошло беспрецедентное экономический рост: 9-10% в год, а в 1953-1956 гг — до 10-15% в год. ФРГ вышла на второе место среди западных стран по уровню промышленного производства (и лишь в конце 60-х годов была оттеснена Японией). Большой экспорт позволил создать в стране значительный золотой запас. Немецкий валюта стала сильнейшей в Европе. Во второй половине 50-х годов практически исчезло безработицы, реальные доходы населения выросли втрое. До 1964 г. валовой национальный продукт (ВНП) ФРГ увеличился в 3 раза, и она стала производить продукции больше, чем вся довоенная Германия. В то время заговорили о немецком «экономическое чудо».

Западногерманское «экономическое чудо» было обусловлено рядом факторов. Свою эффективность доказала выбрана Эрхардом экономическая система, где либеральные рыночные механизмы сочетались с целенаправленной налоговой и кредитной политикой государства. Эрхарду удалось добиться принятия твердого антимонополистического законодательства. Значительную роль сыграли поступления по плану Маршалла, отсутствие военных расходов (до вступления ФРГ в НАТО), а также приток иностранных капиталовложений (350 млрд. долларов). В немецкой промышленности, которая была разрушена в годы войны, происходило массовое обновление основного капитала. Внедрение новейших технологий, сопровождавший этот процесс, в сочетании с традиционно высокой работоспособностью и дисциплиной немецкого населения вызвало быстрый рост производительности труда.

Успешно развивалось сельское хозяйство. В результате аграрной реформы 19481949 гг, проведенной еще при содействии оккупационных властей, был осуществлен перераспределение земельной собственности. В результате большая часть земельного фонда перешла от крупных собственников в средних и мелких. В последующие годы доля занятых в сельском хозяйстве неуклонно уменьшалась, однако широкая механизация и электрификация труда крестьян позволили обеспечить общий рост продукции этого сектора.

Очень удачной оказалась социальная политика, которая поощряла прямые взаимоотношения предпринимателей и рабочих. Правительство действовало под девизом: «Ни капитал без труда, ни труд без капитала не могут существовать». Были расширены пенсионные фонды, жилищное строительство, система бесплатной и льготной образования, профессиональной подготовки. Расширились права трудовых коллективов в области управления производством, но запрещалась их политическая деятельность. Система оплаты труда была дифференцированной в зависимости от стажа работы на конкретном предприятии. В 1960 г. был принят «Закон о защите прав молодежи, работающей», а с 1963 г. введена минимальная отпуск для всех трудящихся. Налоговая политика поощряла перевода части фонда заработной платы в особые «народные акции», что распространялись среди работников предприятия. Все эти меры правительства позволили обеспечить в условиях экономического подъема адекватный рост покупательной способности населения. Германия была охвачена потребительским бумом.

В 1950 г. ФРГ стала членом Совета Европы и начала принимать активное участие в переговорах по проектам европейской интеграции. В 1954 г. ФРГ стала членом Западноевропейского союза, а в 1955 г. вступила в НАТО. В 1957 г. ФРГ стала одним из основателей Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).

В 60-е годы в ФРГ произошло перегруппировка политических сил. СвДП поддержала СДПГ, и, образовав новую коалицию, эти две партии сформировали в 1969 г. правительство. Эта коалиция просуществовала до начала 80-х годов. В течение этого периода канцлерами были социал-демократы В. Брандт (1969-1974) и Г. Шмидт (1974-1982).

Новое политическое перегруппировки произошло в начале 80-х годов. СвДП поддержала ХДС / ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. канцлером стал христианский демократ Г. Коль (занимал этот пост до 1998 г.). Ему суждено было стать и канцлером объединенной Германии.

Объединение Германии

В течение сорока послевоенных лет Германия была разделена фронтом «холодной войны» на два государства. ГДР все больше проигрывала Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Символом «холодной войны» и раскола германской нации стала Берлинская стена, сооруженная в 1961 г., чтобы предотвратить бегство граждан ГДР на Запад.

1989 г. в ГДР началась революция. Главным требованием участников революционных выступлений было объединение Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку лидер восточногерманских коммунистов Е. Хоннекер, а 9 ноября пала Берлинская стена. Объединение Германии стало практически выполнимой задачей.

Сдержать процесс объединения Германии было уже невозможно. Но на Западе и Востоке страны сформировались различные подходы к будущего объединения. Конституция ФРГ предусматривала воссоединение Германии как процесс вхождения земель Восточной Германии к ФРГ, предполагало ликвидацию ГДР как государства. Руководство ГДР стремилось осуществить объединение через конфедеративный союз.

Однако на выборах в марте 1990 г. в ГДР победила некоммунистической оппозиции во главе с христианскими демократами. Они с самого начала выступали за скорейшее воссоединение Германии на основе ФРГ. С 1 июня в ГДР была введена немецкая марка. 31 августа был подписан Договор между ФРГ и ГДР об установлении государственного единства.

Оставалось только согласовать объединение Германии с 4 государствами — СССР, США, Великобританией и Францией. С этой целью были проведены переговоры по формуле «2 + 4», то есть между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и державами-победительницами (СССР, США, Великобританией и Францией), с другой. Советский Союз пошел на принципиально важную уступку — согласился с сохранением членства объединенной Германии в НАТО и выводом советских войск из Восточной Германии. 12 сентября 1990 был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

3 октября 1990 5 земель, восстановленных на территории Восточной Германии, вошли в состав ФРГ, а ГДР прекратила свое существование. 20 декабря 1990 был сформирован первый спильнонимецький правительство во главе с канцлером Г. Колем.

Экономические и социальные достижения, проблемы 90х годов

Вопреки оптимистическим прогнозам, социально-экономические последствия объединения Германии оказались неоднозначными. Надежды восточных немцев на чудодейственный экономический эффект объединения не оправдались. Главной проблемой стал перевод командно-административной экономики 5 восточных земель на принципы рыночного хозяйства. Этот процесс осуществлялся без стратегического планирования, методом проб и ошибок. Был выбран наиболее «шоковый» вариант трансформации хозяйства Восточной Германии. К его особенностям можно отнести введение частной собственности, решительный денационализации государственных предприятий, сжатые сроки переходного периода к рыночной экономике и др.. Причем Восточная Германия получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в готовом виде.

Адаптация хозяйства восточных земель к новым условиям проходила довольно болезненно и привела к сокращению в них промышленного производства до 1/3 прежнего уровня. Из состояния кризиса, вызванного объединением страны и негативными тенденциями в мировом хозяйстве, немецкая экономика вышла только в 1994 г. Однако структурная перестройка промышленности, приспособление к новым условиям рыночной экономики вызвали резкий рост безработицы. В середине 90-х годов она охватила более 12% рабочей силы (более 4 млн. человек). Наиболее тяжелое положение с занятостью сложилось в Восточной Германии, где уровень безработицы превысил 15%, а средняя заработная плата существенно отставала от «старых земель». Все это, а также наплыв иностранных рабочих, вызвало растущую социальную напряженность в немецком обществе. Летом 1996 г. вспыхнули массовые акции протеста, организованные профсоюзами.

Г. Коль призвал к всесторонней экономии. Правительству пришлось пойти на беспрецедентное повышение налогов составляли более половины общего заработка, на решительное сокращение государственных расходов, в том числе и на экономическую поддержку восточных земель. Все это, а также курс Г. Коля на дальнейшее сокращение социальных программ конечном счете привело к поражению правящей консервативно-либеральной коалиции на очередных парламентских выборах.

Приход к власти социалдемократы

Выборы 1998 г. принесли победу новой коалиции, которую образовали СДПГ (получила 40,9% голосов) и партия «зеленых» (6,7%). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали большую, хорошо проделанной правительственную программу. Она предусматривала меры по снижению безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 атомных электростанций, оставшиеся т.д.. Правительство «розово-зеленой» коалиции возглавил социал-демократ Г. Шредер. В условиях экономического оживления, начавшегося политика нового правительства оказалась весьма эффективной. Новое правительство не отказалось от экономии государственных расходов. Но эта экономия достигалась не путем сворачивания государственных социальных программ, а преимущественно за счет земельных бюджетов.

Выборы 1998 г. принесли победу новой коалиции, которую образовали СДПГ (получила 40,9% голосов) и партия «зеленых» (6,7%). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали большую, хорошо проделанной правительственную программу. Она предусматривала меры по снижению безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 атомных электростанций, оставшиеся т.д.. Правительство «розово-зеленой» коалиции возглавил социал-демократ Г. Шредер. В условиях экономического оживления, начавшегося политика нового правительства оказалась весьма эффективной. Новое правительство не отказалось от экономии государственных расходов. Но эта экономия достигалась не путем сворачивания государственных социальных программ, а преимущественно за счет земельных бюджетов. В 1999 г. правительство объявило о намерении начать крупномасштабную реформу образования с целью повышения ее эффективности. Начали выделяться дополнительные ассигнования на перспективные научно-технические исследования.

В начале XXI века ФРГ с ее 80-миллионным населением стала крупнейшим государством Западной Европы. По объему промышленного производства, уровню экономического развития она занимает третье место в мире, уступая лишь США и Японии.

Германия в 1945 году

На последнем этапе второй мировой воны территория фашистской Германии освобождалась всеми прогрессивными силами. Особая роль принадлежала Советскому Союзу, США, Великобритании и Франции. После подписания капитуляции в мае 1945 года нацистское правительство было отправлено в отставку. Управление страной передавалось Межсоюзническому контрольному совету.

Для совместного контроля над Германией страны-союзники разделили её территорию на четыре оккупационные зоны для перевода на рельсы мирной жизни. Разделение выглядело следующим образом:

  1. Советская зона включала Тюрингию, Бранденбург и Мекленбург;
  2. Американская зона составляла из Баварии, Бремена, Гессена и Вюртемберга-Гогенцоллерна;
  3. Британская зона охватывала Гамбург, Нижнюю Саксонию, Шлезвиг-Гольштейн и Северную Рейн-Вестфалию;
  4. Французская зона образовывалась из Бадена, Вюртемберга-Бадена и Рейнланд-Пфальца.

Замечание 1

В особую зону выделялась столица Германии город Берлин. Хотя он располагался на землях, отошедших к Советской оккупационной зоне, управление им передавалось Межсоюзнической комендатуре. В нём же расположился главный орган управления страной – Союзнической контрольный совет.

Управление оккупационными зонами проводили зональные военные администрации. Они выполняли властные полномочия до избрания временного правительства и проведения общегерманских парламентских выборов.

Образование ФРГ

В последующие три года происходит сближение западных зон оккупации (американской, британской и французской). Военные администрации проводит постепенное восстановление представительных органов (ландтагов), проводят реформы и восстанавливают историческое территориальное деление германских земель. В декабре 1946 года английская и американская зоны объединяются и образуют Бизонию. Были созданы единые органы управления и объединённый орган верховной власти. Его функции стал выполнять Экономический Совет, избранный ландтагами в мае 1947 года. он был наделён полномочиями принимать общие для всех земель Бизонии финансово-экономические решения.

На территориях, оказавшихся под контролем западных держав, стал осуществляться «план Маршалла».

Определение 1

План Маршалла – программа оказания помощи США европейским странам для послевоенного восстановления экономики. Получил название по имени инициатора – государственного секретаря США Джорджа Маршалла.

Он послужил объединяющим фактором. В Бизонии были созданы новые органы власти: Верховный суд и Совет земель (правительственная палата). Центральная власть была передана Административному Совету, отчитывающемуся о своих действиях Экономическому Совету. В 1948 году французская оккупационная зона присоединилась к Бизонии, образовав Тризонию.

Лондонская встреча шести стран-победительниц (США, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Франция) летом 1948 года завершилась принятием решения о создании отдельного Западногерманского государства. В июне этого же года на территории Тризонии была осуществлена денежная реформа и начала разработка конституции. В мае 1949 года была одобрена западногерманская конституция, закреплявшая федеративное устройство государства. На следующей сессии государств-победителей в июне 1949 года раскол Германии был признан официально. Новое государство получило название Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ФРГ вошли три четверти всех немецких территорий.

Образование ГДР

Параллельно проходило образование государства в Советской оккупационной зоне. Советская военная администрация (СВАГ) объявила о ликвидации Прусского государства и восстановила ландтаги. Постепенно вся полнота власти передавалась Немецкому народному конгрессу. СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) инициировала в мае 1949 года принятие конституции советского типа. Был образован межпартийный Национальный фронт демократической Германии. Это послужило основой провозглашения 7 октября 1949 года восточногерманского государства ГДР (Германской Демократической Республики).