Георгий чичерин краткая биография. Биография

1922-й – это поворотный год для новой Страны Советов. Его итог – объявление 30 декабря на I Всесоюзном съезде о создании СССР. В последний день года «Известия» выходят с шапкой: «Образование Союза Советских Социалистических Республик – новогодний подарок мировому пролетариату». В Берлине появляется Центральное бюро «Известий», вокруг которого потом возникнет зарубежная известинская корсеть. В этом же году издание публикует первый рисунок Бориса Ефимова. Знаменитый художник-график и карикатурист, он станет одной из главных звезд газеты и проработает в «Известиях» 86 лет.

Генуэзская конференция 1922 год. Фото: commons.wikimedia.org/Parliamentary Archives, London

​​​​​​​​​​​​​​

Георгий Чичерин - он возглавлял Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР, а затем СССР с 1918 по 1930 год. Поддерживал постоянную связь с «Известиями», строго контролируя публикации, посвященные основным дипломатическим событиям и вопросам. Сообщение «Известий» о Генуэзской конференции начинается информацией о «совещании товарища Чичерина с итальянским премьером».

Петр Смидович - старейший по возрасту делегат I Всесоюзного съезда Советовоткрывает его словами: «Единая воля трудящихся Украины, Грузии, Армении, Азербайджана и Белоруссии к более тесному объединению в мощный государственный организм была выражена съездами этих республик и поддержана с энтузиазмом в РСФСР». И завершает: «Да здравствует мировая революция! Да здравствует мировой союз советских республик!».

Георгий Васильевич Чичерин - дипломат и государственный деятель СССР, народный комиссар иностранных дел РСФР и СССР, музыковед, издавший книгу про Моцарта. Участвовал в подписании Брестского мира в 1918 году, во главе советской делегации принимал участие в Генуэзской конференции, подписывал Рапалльский договор. Георгий Васильевич Чичерин - племянник известного правоведа Чичерина Бориса Николаевича и дальний родственник великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Георгий Васильевич Чичерин родился в 12 ноября 1872 года в дворянской семье, которой принадлежало имение Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии .

Его отца звали Василий Николаевич Чичерин, а мать - Жоржина Егоровна Мейендорф, немка по происхождению, имевшая родственные связи с известными российскими дипломатами.

Родители Георгия Васильевича имели отношение к пиетистской секте, которую основал лорд Рэдсток. В семье очень часто читали молитвы, Библию, пели религиозные гимны.

В 1884 году поступает в Тамбовскую гимназию, затем учится в гимназии в Петербурге.

В 1891 году Георгий Васильевич поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет, где проучился до 1896 года.

В 1897 году Чичерин был принят на службу в Министерство иностранных дел в архив МИД. Здесь так же работал его отец.

С ранних лет Георгий Васильевич отличался прекрасными знаниями европейских языков, увлекался модернизмом в живописи, а так же произведениями Вагнера и Ницше. Общаясь со своим другом М.А.Кузьминым, существенно повлиял на формирование мировоззрения последнего. Их переписка стала впоследствии важным культурно-историческим памятником.

Примерно в это же время Чичерин начинает увлекаться левыми политическими идеями, благодаря которым он в 1904-ом году присоединился к лагерю меньшевиков.

В 1904 году Чичерин уезжает в Германию по личным делам, оставаясь формально в министерстве иностранных дел.

В 1907 году Чичерина избрали секретарем в Заграничное центральное бюро РСДРП. Будучи в этой должности, принимал участие на лондонском съезде. В это время он сотрудничал с группой «Голоса Социал-демократа». К концу 1907 года Чичерина арестовали в Берлине за пользование поддельными документами. Он был вынужден оставить Пруссию и переехал жить в местечко Лейбене, которое находилось недалеко от Дрездена.

Спустя некоторое время Чичерин переехал в Париж. Там он принимал участие в работе с Французской социалистической партией Жана Жореса.

С 1914 года Чичерин работает в Бельгии. С началом первой мировой войны переехал в Лондон, где стал членом Британской социалистической партии. Чичерин был одним из организаторов Комитета помощи русским политическим заключенным. Постепенно Комитет стал проводить систематические агитации против российского правительства.

После окончания Февральской революции России начал заниматься отправкой политических эмигрантов на Родину.

Когда в январе 1918 года Чичерин прибыл в РСФСР его назначили на должность заместителя народного комиссара иностранных дел Троцкого, при этом Чичерин практически сразу же пополнил ряды партии большевиков.

Чичерин умер в 1936 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

После смерти Григория Васильевича были арестованы многие работники Наркоминдела, назначенные им свое время.

В 1987 году в Тамбове открылся дом-музей Г.В.Чичерина, который работает и по сей день.

Георгий Васильевич Чичерин родился 12 ноября 1872 года в селе Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Его отец, Василий Николаевич Чичерин, хотя и не занимал больших дипломатических постов, тем не менее в течение 18 лет служил и в Главном архиве МИД России, и в российских представительствах в Бразилии, Германии, Италии, Франции. Мать, Жоржина Егоровна Мейендорф, родственными узами была связана с известными русскими дипломатами. Георгий Васильевич писал позже в автобиографических заметках, что он «рос среди всевозможных воспоминаний из дипломатического мира, дышал этим воздухом».

С раннего детства он много читал, изучал иностранные языки, уже с юных лет свободно говорил на нескольких из них. «Все дороги открыты тому, - писал позже Георгий Васильевич, - кто знает главные иностранные языки...»

С 1884 года он учится в гимназии, сначала в Тамбове, а потом в Петербурге. В 1891 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. По окончании университета Георгий пошел по стопам отца. В 1898 году Чичерин поступил на работу в Государственный и Петербургский главный архивы МИД. Он участвовал в создании «Очерка истории министерства иностранных дел России», работал в основном над разделом по истории XIX века, когда министром иностранных дел был A.M. Горчаков. Знакомство с архивными документами, исторической литературой, мемуарами государственных деятелей и дипломатов XIX века помогло ему в дальнейшей дипломатической деятельности. Его перу принадлежит монография о Горчакове.

В начале 1904 года Чичерин уехал в Германию, там он познакомился с социал-демократами. В Берлине Чичерин вошел в состав Русского информационного бюро. Особый отдел департамента полиции в Петербурге направил 13 апреля 1907 года в Париж заведующему русской заграничной агентурой предписание «выяснить проживающего в Берлине некоего Орнатско-го...». В ответе на этот запрос значилось следующее: «Кличками А. Орнатский... пользовался... Чичерин, племянник известного исторического деятеля Чичерина. Это - очень богатый человек, одолживший партии... 12 тысяч марок. Он состоит одним из вдохновителей социал-демократического бюллетеня, печатающегося на немецком языке в Берлине...»

С 1907 года Георгий Васильевич жил в Париже. Он охотно сотрудничал с газетами социал-демократического направления и участвовал в издании и распространении русскоязычной газеты «Моряк».

В начале Первой мировой войны Чичерин переехал в Лондон, где сотрудничал во многих социалистических и профсоюзных органах печати. Он писал статьи и для издаваемой в Париже газеты «Наше слово» под псевдонимом «О» или «Орн» (Орнатский). Его выступления в печати в этот период посвящены проблемам английского рабочего движения.

После февраля 1917 года Чичерин стал секретарем Российской делегатской комиссии, которая содействовала возвращению в Россию политических эмигрантов. Он активно выступал против войны, и в августе того же года английские власти заточили его в одиночную камеру Брикстонской тюрьмы - за «антибританскую деятельность».

Но о Чичерине помнили в России. Его приход в Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) был предопределен уже в первые дни Октября, когда Л.Д. Троцкий, взяв на себя обязанности наркома по иностранным делам и исходя из своей теории «мировой революции», полагал, что Министерство иностранных дел скоро будет ненужным.

Лучшие дня

Многие руководящие деятели партии хорошо знали Чичерина по работе в эмиграции и прочили его на пост главы внешнеполитического ведомства. Позже Троцкий признавал: «наша дипломатическая деятельность происходила в Смольном без всякого аппарата Наркоминдела. Только когда приехал Чичерин и был назначен в состав Наркоминдела, началась работа в самом здании, подбор новых сотрудников, но в очень небольших размерах».

Английскому посольству в Петрограде было известно, что советское правительство планирует назначить Г.В. Чичерина на руководящий пост в только что созданном Наркомате по иностранным делам. 27 ноября 1917 года английский посол Д. Бьюкенен получил соответствующую ноту НКИД с требованием предпринять шаги для возвращения Чичерина на родину. Так как англичане медлили с ответом, советское правительство приостановило выдачу выездных виз для британских граждан, оказавшихся в России, до тех пор пока Чичерин не будет освобожден. Эти меры возымели действие.

3 января 1918 года Чичерин покинул Бринкстонскую тюрьму и в тот же день выехал в Россию. Через пять дней он был назначен «товарищем Наркома».

После подписания Брестского мира Георгий Васильевич в марте 1918 года был назначен исполняющим обязанности наркома и переехал в Москву. 30 мая Чичерин становится наркомом.

Лавина различных дел обрушилась на Георгия Васильевича. Его сильной стороной было прекрасное образование и знание иностранных языков, а слабой - «недостаток командирства». Но глава советского правительства В. И. Ленин его очень ценил и нередко брал под защиту от необоснованных нападок.

В сентябре 1918 года определился первый состав Коллегии НКИД, в которую вошли Г. В. Чичерин, Л. М. Карахан, Л. Б. Каменев, П. И. Стучка. Однако жизнь внесла свои коррективы, и двое последних вскоре вышли из состава Коллегии.

18 октября 1918 года был подписан Декрет СНК РСФСР об организации консульств. По инициативе Чичерина была создана широкая консульская сеть в Китае, Иране и других странах, в том числе на территории СССР в виде так называемых дипагентств.

В рамках Брест-Литовского мирного договора новая Россия установила дипломатические отношения с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Но только в Берлине существовало официальное дипломатическое представительство. Полуофициальные миссии России - в Берне, Лондоне и Стокгольме, то есть в странах из другого воюющего лагеря. Со всеми руководителями первых советских дипломатических представительств Чичерин вел регулярную переписку, давал советы и указания.

В конце 1918 года внешнеполитическое положение Советской России значительно ухудшилось после поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне. Из Москвы выехали дипломатические и консульские представители иностранных государств. Дипломаты новой России были высланы из столиц ряда европейских государств.

После поражения белого движения военное и политическое положение Советской России значительно укрепилось. Георгий Васильевич приступил к организации работы Наркоминдела в мирных условиях.

В течение трех лет заместителем Чичерина был Л. М. Карахан, с которым, по словам наркома, они «абсолютно спелись» и без труда распределяли работу. «В общем и целом, - писал нарком, - у меня более общая политическая работа, у него же море деталей».

Эта «общая политическая работа» включала и раздумья над перспективами развития отношений с отдельными странами, и ведение мирных переговоров, и встречи со многими политическими деятелями Запада и Востока. Вот лишь некоторые ее аспекты: мирные переговоры с республиками Прибалтики и нашими восточными соседями - Афганистаном, Ираном и Турцией и заключение с ними первых равноправных договоров, поездка во главе советской делегации на первую после войны международную конференцию в Генуе, подписание знаменитого Рапалльского договора с Германией, означавшего прорыв дипломатической и экономической блокады, участие в работе Лозаннской конференции по подготовке мирного договора с Турцией и установлению режима Черноморских проливов, подписание в 1925 году в Париже советско-турецкого договора о ненападении и нейтралитете и подписание такого же договора в 1927 году с Ираном и многое другое.

Готовясь к экономической конференции в Генуе, Чичерин включил в состав делегации самых лучших экономистов, которые составили ответные претензии России к Западу, а также разработали проекты экономического сотрудничества и т. д. На этом направлении тактика российской делегации оказалась успешной.

Все дни, с 10 по 16 апреля 1922 года, в Генуе были заполнены заседаниями, переговорами, встречами. Чичерин объяснил, что Советскую Россию и капиталистические страны разделяет взгляд на судьбы мира, а приехала советская делегация для того, чтобы установить деловые отношения с торгово-промышленными кругами всех стран, и если ее условия будут приняты, то контакт будет возможен. Сразу же стало ясно, что Советская Россия не будет платить долгов так просто, а согласится на это лишь в том случае, если долги эти будут компенсированы кредитами, которые пойдут на восстановление народного хозяйства. Чичерин потребовал признания советских контрпретензий, установления мира на границах Советской России, юридического признания Советского правительства. И наконец, Чичерин выдвинул предложение о всеобщем разоружении и мирном сосуществовании.

Тогда, в 1922 году, главным событием в рамках Генуэзской конференции стало подписание Рапалльского договора между Россией и Германией. Это был первый для послереволюционной России договор с одной из ведущих европейских держав - Германией, означавший для обеих прорыв изоляции, переход к масштабному взаимному торгово-экономическому и политическому сотрудничеству. Два государства договорились признать друг друга де-юре и установить дипломатические отношения, отказаться от взаимных претензий, взаимно предоставить режим наибольшего благоприятствования.

Так что для кого-то Генуя и Рапалло стали, возможно, провалом, но только не для России и не для Чичерина. При Георгии Васильевиче советскую дипломатию отличали прагматизм, приоритет национального интереса, поиск совпадающих позиций с другими государствами, отказ от риторики и пропаганды.

Нарком сыграл ведущую роль в выводе России из международной изоляции, наступлении полосы дипломатического признания нашей страны.

Чичерин обладал феноменальной памятью и способностями к иностранным языкам. Он свободно читал и писал на основных европейских языках, знал латынь, древнееврейский, хинди, арабский. Секретарь Чичерина Короткий рассказывал, что в Польше и прибалтийских странах «он произносил речи на языке государства, в котором находился». Почти как легенду пересказывают тот случай, когда он произнес в Генуе речь на французском языке и тут же сам блестяще перевел ее на английский. Вспоминают и о том, что Георгий Васильевич подписал вместе с германским министром Ратенау Рапалльский договор на немецком языке без русского перевода. А блестящие, энциклопедические знания Чичерина во всех областях, его высочайшая интеллигентность вошли в историю российской и международной дипломатии.

В первой половине 1921 года сформировалась в целом структура НКИД, которая просуществовала с некоторыми изменениями до начала Второй мировой войны. Чичерин предлагал создать отделы по основным странам, укрепить экономико-правовой отдел и отдел печати и информации, в том числе и старыми специалистами.

Георгий Васильевич возглавлял советскую делегацию на конференции в Лозанне, где занятая им принципиальная позиция способствовала дальнейшему развитию движения народов Востока за национальную независимость.

Однако внутренняя дипломатия нередко отнимала больше времени и нервов, чем дипломатия внешняя. Бывший советский дипломат Г. З. Беседовский, оставшийся в Париже в 1929 году, признавал, что «Чичерин был, несомненно, выдающейся фигурой, с крупным государственным размахом, широким кругозором и пониманием Европы». «Первые годы НЭПа, - отмечал Бе-седовский, - особенно пробудили энтузиазм работы у Чичерина. В эти годы даже постоянные интриги Литвинова не убивали в нем воли к работе».

Многое изменилось для Чичерина в связи с отходом В. И. Ленина в конце 1922 года от активной политической деятельности. Наследники Ленина начали ожесточенную борьбу за лидерство и власть в партии и государстве.

М.М. Литвинов сумел правильно оценить соотношение сил и поддержал Сталина. «Начав с 1923 года ожесточенную борьбу с Чичериным, - писал Беседовский, - Литвинов вел эту борьбу, не стесняясь в средствах. Он открыто третировал Чичерина перед чиновниками Наркоминдела, отменял его распоряжения, зачеркивал на официальных докладах его распоряжения и ставил свои. Весь аппарат Наркоминдела принял участие в этой борьбе, разделившись на две группы: «чичеринцев» и «литвиновцев», причем обе группы вели борьбу, очень мало заботясь об интересах работы». В Нарко-минделе эти группы назывались «западниками» и «восточниками». Во главе первой группы стояли Литвинов и Копп, а второй - Чичерин и Карахан.

Суть разногласий между «западниками», которых поддерживали многие деятели Коминтерна, и «восточниками» состояла в том, что первые ориентировались на быструю победу «мировой революции» прежде всего в передовых странах Европы и США и рассчитывали на подталкивание революции в слаборазвитых странах, прежде всего в странах - соседях СССР.

Другая группа лиц «придерживалась, - по словам работника аппарата Коминтерна Г. И. Сафарова, - того взгляда, что ни в Турции, ни в Персии, ни на Ближнем и Среднем Востоке вообще коммунистическое и рабочее движение не имеет право на существование, что, действуя вразрез с этим, Коминтерн «занимается авантюрами». Они выступали против «советизации Турции» и других стран. Не случайно Чичерин еще в июне 1921 года в инструкции полпреду в Афганистане Ф.Ф. Раскольникову предостерегал его от «искусственных попыток насаждения коммунизма в стране, где условий для этого не существует».

В сентябре 1928 года Чичерин уехал лечиться за границу. Он еще был наркомом, встречался с германскими политиками, но уже знал, что на работу в Наркоминдел он не вернется. Ему было трудно решиться на этот шаг, и он его оттягивал.

В так называемом «завещании» новому наркому (которым, он полагал, будет В.В. Куйбышев) Георгий Васильевич писал: «С 1929 года были открыты шлюзы для всякой демагогии и всякого хулиганства. Теперь работать не нужно, нужно «бороться на практике против правого уклона», то есть море склоки, подсиживаний, доносов. Это ужасное ухудшение госаппарата особенно чувствительно у нас, где дела не ждут... Нельзя отсрочить международные дела. Демагогия в наших «общественных организациях» стала совсем нетерпимой. Осуществилась диктатура языкочешущих над работающими».

В январе 1930 года он вернулся в Москву. 21 июля Президиум ЦИК СССР удовлетворил просьбу Чичерина и освободил его от обязанностей наркома.

Немалую роль в жизни выдающегося дипломата играла журналистика. Брестский мир, Гражданская война и интервенция, Генуэзская конференция и Локарнская, отношения со странами Востока - эти и многие другие события стали предметом исследований Чичерина-журналиста.

Георгий Васильевич любил и понимал музыку. Ему принадлежит интересное исследование творчества Моцарта. «Для меня Моцарт, - признавался он, - был лучшим другом и товарищем всей жизни». В мае 1930 года, посылая книгу брату Николаю, Георгий Васильевич писал: «У меня была революция и Моцарт, революция - настоящая, а Моцарт - предвкушение будущего...»

Чичерина называют «рыцарем революции». Семьи он не имел, жил в здании Наркоминдела. Георгий Васильевич так определял качества своего характера: «Избыток восприимчивости, гибкость, страсть к всеобъемлющему знанию, никогда не знать отдыха, постоянно быть в беспокойстве». Ему приходилось работать по двадцать часов в сутки. Сильное переутомление в конце концов сказалось на его здоровье. Он умер 7 июля 1936 года.

Советник германского посольства Густав Хильгер, неоднократно встречавшийся с Чичериным, писал в своей книге: «Этот маленький человечек умел представлять интересы своей страны на международных конференциях с таким большим достоинством, такой замечательной эрудицией, блестящим красноречием и внутренней убежденностью, что даже его противники не могли не относиться к нему с уважением».

Чичерин Г. В. (1872-1936; автобиография) - родился, по метрике, 20 ноября, а фактически - 12 ноября 1872 г. в Карауле, имении его дяди Бориса Николаевича.

Он происходил из среднедворянской семьи, проникнутой умеренно либеральными традициями.

Его дед, Николай Васильевич Чичерин, считался весьма образованным человеком, знатоком Гегеля и либералом.

Он жил почти постоянно в своем имении Карауле, которое он превратил в выдающийся центр провинциальной умственной жизни. Борис Николаевич, известный юрист, философ и публицист, был его старшим сыном. Второй сын его, Василий Николаевич, отец Ч., тонкий светский человек, прекрасно говоривший и писавший по-французски, посвятил себя дипломатической деятельности.

Он был секретарем миссии в Пьемонте в 1859 году, в момент итальянской войны, и в этом именно году женился на баронессе Жоржине Егоровне Мейендорф, причем брачная церемония происходила на русском военном корабле в генуэзской гавани.

Отец Жоржины Егоровны сам не был дипломатом, но семья Мейендорф дала царскому правительству целый ряд выдающихся дипломатов.

Мать Жоржины Егоровны, дочь участника венского конгресса графа Штакельберга, бывшего в 1815 г. послом в Вене, оставалась носительницей старых традиций меттерниховского времени.

Вскоре после своей женитьбы Василий Николаевич был назначен советником посольства в Париже.

Неудовлетворенность разлагающейся средой и бессодержательностью жизни выразилась у него в форме религиозного увлечения сектантского типа, без удержного пиетизма.

Руководящую роль в пиетических кругах Парижа играла г-жа Андрэ, мать видного банкира-миллионера.

В это же время в Париже выступал лорд Рэдсток, инициатор сектантского течения, распространившегося потом в России под названием пашковского.

Василий Николаевич подвергся и его влиянию, не порывая официально с православием В 1861 году душевнобольной двоюродный брат Жоржины Егоровны, барон Рудольф Казимиррвич Мейендорф, оскорбил действием Василия Николаевича, после чего по понятиям того круга должна была последовать дуэль. После долгой внутренней борьбы под влиянием г-жи Андрэ, Василий Николаевич признал дуэль несовместимой со своими религиозными убеждениями, отверг ее, порвал со всей окружающей средой, оставил службу и переехал в Тамбовскую губернию, попав из роскошного светского быта в серое существование провинциального помещика с ограниченными доходами.

Он глубоко страдал от мысли о том, что его поступок могли ложно объяснить трусостью и, чтобы доказать, что он не трус, он во время турецкой войны, записавшись в Красный Kpecт, ходил подбирать раненых в самые опасные места под огнем неприятеля.

Он не погиб, но вернулся с больными легкими и, проболев четыре года, умер в 1882 г. Его долгая болезнь и смерть наложили мрачный отпечаток на семейную обстановку Ч., который рос одиноким ребенком, без сверстников, в атмосфере, проникнутой пиетизмом.

Главными впечатлениями детства Ч. были постоянные молитвословия, совместное пение религиозных гимнов, чтение библии вслух, вообще крайне экзальтированная атмосфера с взвинченными настроениями.

Основным настроением его детства было ожидание другой действительности, царства божия, вместо существующей, - так сказать, мессианизм.

Его семья жила на свои ограниченные доходы в Тамбове, но поддерживала традиции аристократической культуры, резко отличавшие ее от провинциального общества.

Одинокий ребенок был отделен как бы стеной от окружающей жизни. Его тонко-художественно развитая мать воспитывала его в традициях утонченной культуры, научая его любить памятники искусства.

С раннего детства Ч. страстно полюбил исторические книги, увлекаясь пестрой, яркой сменой исторических событий, текучестью исторической обстановки, законченной стильностью сменяющих одна другую эпох. Яркие рассказы матери, оставшиеся от ее прежней жизни сувениры воскрешали перед ним дипломатическую среду. Навеянная пиетизмом фанатическая экзальтированность сосуществовала у него рядом со склонностью любоваться изящным, насмешливым скептицизмом XVIII векa, не умершим еще в светской жизни Запада.

Он играл с гувернанткой в игру, которую сам придумал: оба брали одинаковое число мячиков, бросали их на пол и стремились подобрать их: кто подберет больше, считался выигравшим большое или малое сражение, на столе лежал открытый атлас, причем игроки изображали собой два определенных государства; после каждого сражения на карте отмечалось, куда передвинулись армии воюющих сторон, пока одна не доходила до столицы другой стороны; тогда Ч. садился писать по всем правилам мирный трактат с уступкой победителю нескольких провинций.

Лишенный естественной среды, мучительно оторванный от жизни, семи- и восьмилетний Ч. проводил часы за часами у своего столика, читая исторические книги или оставшиеся у матери документы прошлого, составляя по энциклопедическим словарям списки византийских императоров, римских пап и т. п. Первой связью с живой жизнью стали для него рассказы его на пять лет старшего брата, поступившего в тамбовскую гимназию.

Одинокий мальчик, пропитанный традициями утонченной культуры в обстановке захудалости, просиживал часами у окна, разглядывал гимназистов, шедших в гимназию, возвращающихся домой или гуляющих по Большой улице, как действующих лиц чудесной настоящей жизни. Лето проводилось в деревне, частью у себя в Козловском уезде, частью у дядюшек, и впечатления деревенской природы остались у Ч. неизгладимыми навсегда.

Его мать на религиозной основе усиленно занималась в деревне филантропией, опрощиваясь и стараясь сближаться с крестьянством, и ужасные картины деревенской нищеты глубоко врезывались в память Ч., развивая в нем романтическое обоготворение несчастных.

Десятилетний Ч. смотрел с тоской из тенистой рощи на опаленные солнцем поля и на деревенские соломенные крыши, соединяя преклонение перед страдающими с идеализацией крестьянской жизни, развивавшей в нем экзальтированное романтическое народничество.

Поступив в первый класс тамбовской гимназии, Ч. с острой болезненностью ощущал контраст между домашней обстановкой и провинциальной гимназической средой.

Он отделял эти обстановки одну от другой и научился тщательно разделять официальную и неофициальную действительность.

Близко сходясь с очень немногими из гимназических товарищей, Ч., с одной стороны, приобретая навыки официальных форм, а с другой стороны - втягиваясь в борьбу с доносчиками ("ябедами") в идеализацию шалостей и удали, привыкал относиться к учителям как к врагам.

В провинциальной гимназии того времени находились вместе разнообразнейшие элементы, причем перед глазами Ч. проходили постоянные несправедливости, преследования беднейших учеников со стороны начальства, трагические сцены их отчаяния.

Дальнейшее развитие этих настроений было, однако, прервано переездом в Петербург и поступлением в четвертый класс 8-й гимназии, где господствовала в общем почти однородная среда петербургского чиновничества и в то же время были больше развиты музыкальные и другие культурные интересы.

Ч. не сразу сошелся с новой средой и первые два года петербургской жизни провел в оторванности от нее и одиночестве.

В Петербурге имелась бывшая среда его матери, но последняя вернулась в Петербург обедневшей и оторвавшейся от прежней среды. Семья Ч. сошлась лишь с родственниками и с очень немногими знакомыми, например, с обедневшей Альбединской, прежней княжной Долгоруковой, бывшей в молодости любовницей Александра II. Воображение Ч. пленялось блеском светской жизни, но в то же время умственная пустота этой среды вызывала в нем отвращение, а также вследствие захудалости семьи развивалось в нем чувство обиженности, он втягивался в психологию "униженных и оскорбленных", в нем росла склонность к самобичеванию и самоуничижению.

Застенчивость и замкнутость достигли у него крайнего развития, переплетаясь причудливо с противоположной склонностью к жизнерадостности, подавляемой неудачно складывающейся жизнью, так же как экзальтированность и стремление к всепоглощающей идейности переплетались с восхищением перед изящным скептицизмом XVIII века или французского стендализма.

Безграничным восторгом наполняло его изучение греческой старины, и свои досуги он посвящал чтению греческих лириков.

Оставаясь страстным поклонником истории, он в гимназические годы особенно любил Костомарова, найдя в нем впервые критический метод и восторгаясь в нем изображением психологии народных масс. Русская деревня в тяжелые, длинные одинокие зимние вечера, когда на Васильевском Острове едва мелькали тусклые фонари, представлялась его воображению окруженной самой необыкновенной красотой, и обвеянное гармонией трудового быта крестьянство казалось ему носителем высшего человеческого типа. Регулярно посещая бабушку Мейендорф, урожденную Штакельберг, живую и остроумную, он с наслаждением слушал ее воспоминания о старой дипломатической жизни меттерниховского времени.

Свою тетушку Александру Николаевну Нарышкину и ее мужа, известного царедворца Эмм. Дм., он посещал по фамильному долгу, попадая у них в обстановку роскоши и чувствуя со всей остротой унизительное положение бедного презираемого родственника.

Ужасы жизни городской бедноты производили на него подавляющее впечатление.

Лишенный идейного руководства, без товарищеской среды, он все больше раздирался внутренними противоречиями.

В VI классе гимназии настоящий перелом вызвало в нем первое знакомство с музыкой Вагнера последнего периода, когда впервые "Нибелунги" были исполнены в Петербурге.

Открывшиеся ему пантеистические настроения привели его к изучению восточных культур и впервые породили в нем страстную любовь к Востоку.

В музыке Вагнера ему слышалась также мощь героической личности и бурная революционная энергия.

В своей любимой опере "Валькирия" он видел ослепительно-яркое изображение трагедии бунтовщиков, погибающих в результате своего бунта, но оставляющих наследие для будущих поколений.

В то время он начал близко сходиться с гимназическими товарищами; после того как он одно время идеализировал петербургскую бюрократическую среду, он нашел в ней лишь пошлые влюбления, вечную игру в "винт" и постоянное состязание в отвратительных скабрезных анекдотах и остротах.

С некоторыми гимназическими товарищами его тесно и крепко свели музыкальные и другие культурные интересы, но в общем он все больше охватывался неудовлетворенностью, пустотой жизни и психологией неудачника.

Поступив на историко-филологический факультет, он писал своей бабушке Мейендорф, что история для него слита с жизнью и что на улице он будет встречаться лицом к лицу с той же своей наукой.

В университете на него нахлынули умственные впечатления безграничного разнообразия.

Он слушал сколько мог разных курсов.

Лишенный руководства, он жадно бросался на всевозможные науки. Наиболее глубокое и длительное впечатление произвели на него литографированные лекции Ключевского с их экономическим анализом исторического процесса и острым критическим методом.

Лекции Исаева и разговоры в коридорах дали ему первое знакомство с рабочим движением, заслоненное еще, однако, безграничной массой непереваренных умственных впечатлений.

Студенческие беспорядки 1895 г. увлекли его и воспламенили в нем его обычную страстность, но продолжались недолго.

К концу университетского курса неудовлетворенность пустотой, бесцельностью, бессмысленностью жизни, самобичевание, отсутствие положительных идеалов дошли у него до степени самой острой внутренней трагедии.

Как говорит Цезарь в усердно читавшихся им "Диалогах мертвых" Юлиана: "не быть ничьим вторым". Быть в каком-либо отношении ниже кого-либо другого казалось ему основанием для безграничной ненависти к самому себе. В дальнейшем абстрактном развитии этих настроений он дошел до невозможности мириться с тем, что он есть лишь частное явление, ограниченное и преходящее.

Он нашел у Шопенгауэра формулу внутреннего противоречия человеческой личности: она есть мировое око и в то же время частность мира явлений.

Он не мог мириться с тем, что личность есть частность, ограниченная и преходящая.

Самоубийство не казалось ему решением вопроса.

Он решил наказывать те неизвестные силы, которые против его воли произвели в его лице частное явление, постепенно губя себя и делая все, что было вредно для него. Переживая самые острые внутренние мучения, он вдруг бросался в светскую жизнь, но она была ему противна и отвратительна.

Его вдруг охватывали настроения социальной скорби, но ни к чему не вели, расплываясь в воздухе.

Он нашел отзвуки своим философски-пессимистическим настроениям в творчестве реакционера - Б. В. Никольского.

Надо заметить, что лишь наименее интересные произведения последнего были опубликованы.

В творчестве Никольского Ч. нашел возведенное в абсолют презрение к жизни, к себе и ко всему сущему.

Но в окончательном развитии этих настроений самое презрение ко всему расплывалось в пустоте: "На высоте, где спит презренье, где спит восторг, нельзя и петь; грачам - полет, орлам - паренье; кто видит все - куда лететь". Ход развития основной мысли в творчестве Никольского в конце концов оказался доведением до абсурда его исходной точки и тем самым помог Ч. нащупать противоположный путь. Первым этапом в этом процессе был индивидуальный анархизм, казавшийся Ч. на первый взгляд верхом революционности.

В первой большой поэме Никольского "О боярском сыне Туче" Иоанн Грозный узнает, что сын боярина Тучи отрицает его власть; он призывает его к себе, и перед всеми боярами Туча заявляет, что ни богу на небе, ни царю на земле никогда он не поклонится; его отец от него отрекается, и когда царь посылает его на самую лютую казнь, народ осыпает его проклятиями; но чем больше его проклинают, тем больше его лицо разгорается восторгом: "И с чего народ догадается, с чего лицо белое разгорается?". Во время самой лютой казни он не издал ни звука, его зарыли в землю без креста, и плевали люди московские, проходившие мимо его могилы.

Глубоко реакционное и мертвящее содержание этого пленившего Ч. возведения собственной личности в верховное начало без общего идеала сказалось в следующей же большой поэме Никольского "Четыре брата". В поисках за правдой вышли четыре брата; старший освободил целый народ рабов от жестокого ига, но захватившие власть рабы не сумели использовать ее, довели страну до величайших бедствий и наконец убили своего вождя, старшего из четырех братьев; второй брат пошел в страну голодающих кустарей, эксплуатируемых капиталом, сорганизовал их и освободил, но и они в результате этого попали в еще худшее состояние и убили его; третий брат отправился в далекую страну, где царило благоустройство, но все подавлял узкий шаблон, человеческая личность была на прокрустовом ложе, и он погиб в результате тщетных попыток дать развернуться личности; наконец, четвертый брат, наученный судьбою трех первых, решил уйти в горы и поднялся на высоту, где никогда не ступала нога человеческая и где царило "благодатное усыпление". Этот квиетизм не мог в дальнейшем удержаться, и одним из дальнейших этапов презрения к жизни масс оказалось у Никольского прославление Победоносцева.

Индивидуальный анархизм привел к великому инквизитору.

Доведение до абсурда принятия собственной личности за верховное начало привело наконец Ч. к противоположному пути, к пониманию себя не как завершающего начала, а как части коллектива.

Между тем момент выхода из университета был для Ч. началом самого тяжелого периода его жизни. Он был в состоянии полного душевного упадка, ухудшенного физическим болезненным состоянием.

Он зачитывался Достоевским и Ницше. Одновременно с мучительными настроениями ненависти к жизни и культивированием сверхчеловечества он отдавался музыке и мистическим пантеистическим настроениям, особенно изучал гностиков.

Его первая после далекого детства поездка за границу вызвала у него упоение средневековыми городами, стремление потонуть в цельном быте прошлых эпох. Он пережил в 1895-97 гг. период увлечения "стилизацией" и "бытом", сыгравшими позднее такую роль в предвоенной литературе.

В 1896 г. он, несмотря на негодующие протесты своих высокопоставленных родственников, поступил в архив министерства иностранных дел, желая быть подальше от практической деятельности государственного аппарата царизма.

После двух лет почти полного внутреннего упадка резкий перелом наступил для Ч. в 1897 г., когда в связи с голодом и официальными мерами по его насильственному замалчиванию он вдруг услышал голос живой жизни, зов к реальной практической работе и к борьбе за общественные цели. Его охватила жажда борьбы совместно со всем страдающим человечеством.

Но потребовалось еще семь лет внутреннего брожения и зигзагов, пока он нашел свою революционную дорогу.

На него начинало влиять рабочее движение, вылившееся в известных грандиозных стачках, но вначале его отталкивало примитивное мышление "Рабочей Мысли". Студенческие волнения 1899 г. и борьба Финляндии за конституцию до крайности обострили эти настроения.

У своего близкого друга, молодого ученого-невропатолога, он встречается с известными последнему лицами, с которыми его знакомят как с членами революционных партий и которым он начинает оказывать услуги технического характера.

Эстет борется в нем с революционером, еще не слившись, как впоследствии, в объединяющем синтезе.

Кант борется в нем с начинающим вырисовываться перед ним Марксом, но он уже нащупывает положительные идеалы, для него намечается выход из затянувшегося внутреннего кризиса, доведшего его до полного расстройства.

В архиве министерства иностранных дел он сближается со своим непосредственным начальником H. П. Павловым-Сильванским, вместе с которым он к годовщине министерства подготовлял историю российского ведомства иностранных дел. Детально изучив при этом историю внешней политики России за весь XIX век, Ч. взял на себя специальную разработку ее за время царствования Александра II, знакомясь и с архивными материалами, и с исторической и мемуарной литературой.

В то же время ужасы российской действительности оказывали на Ч. все более и более мучительное действие, приводя его к сознанию невозможности дальнейшей пассивности.

В нем достигает невыносимой остроты ненависть к старому миру, принесшему ему столько мучений.

К началу 1904 г. в нем созревает решимость эмигрировать, изучить за границей революционную литературу, деятельность революционных партий и западное рабочее движение, сделать из этого практические выводы и вернуться потом в Россию для революционной работы.

Техническая помощь, оказанная им революционным работникам, создает для него опасность ареста, которую удается устранить, и он уезжает за границу весной 1904 г. легально.

Он сохраняет вначале тесную связь с Н. П. Павловым-Сильванским, который сам был связан с левыми кадетами и эсерами, и снабжает его материалами из-за границы через аппарат мин. иностранных дел. От своих родственников и прежних знакомых он вначале скрывает свои действительные цели. 1904 г. был для него началом новой жизни. Он с безграничным упоением поглощал революционную литературу, вращался в революционных кругах, сближался с германской рабочей массой.

Глубочайшее впечатление произвела на него личность Карла Либкнехта, с которым он быстро сблизился.

Путь был найден.

Он ощущал восторг перерождения, нащупывание реальной содержательной жизни с ясной целью и смыслом и с господством коллективных задач над личными.

Он нашел синтез экзальтированной восторженности и холодного реализма, жизнерадостности и аскетизма, завершающего идеала и ежедневной будничной работы.

Его прежние мучительные внутренние судороги нашли себе разрешение в том, что он стал сознавать себя частью коллектива.

При выкнув с молодости мыслить исторически, он спрашивал себя с точки зрения смены исторических эпох, какова очередная задача истории, какова восходящая историческая сила, и ответ был дан ему в марксизме.

В первый момент по приезде за границу он стал было сближаться с эсерами, но их эклектизм, невыдержанность, субъективизм, неисторичность, ставка на чувства и настроения его немедленно оттолкнули.

Марксистский анализ дал ему ключ ко всем общественным явлениям.

Как идейная спайка авангарда революционного класса марксизм связал его с неисчислимыми страдающими массами.

В пролетарской революции он нашел героического человека вместо мещанства, в котором он задыхался раньше.

Стремясь войти в живую конкретную пролетарскую среду, насколько позволяли полицейские условия, он подпал под чрезвычайно сильное идейное влияние германской социал-демократии, очень долго потом на нем тяготевшее.

Но уже тогда его отталкивало и до боли коробило распространенное в руководящих социал-демократических кругах мещанство.

Полную солидарность он чувствовал с Карлом Либкнехтом, с которым он лично сблизился самым тесным образом.

В 1905 г. он вступил в местную большевистскую организацию, так называемую берлинскую секцию КЗО. В тот момент его привела к большевикам постановка вопроса о взятии власти: меньшевистский тезис об отказе от власти в случае, если бы ход революции привел к ее захвату, казался ему противоречившим основным требованиям революционной борьбы.

Он готовится к нелегальному возвращению в Россию, принимает с этой целью предварительные меры, но заболевает, и затянувшиеся последствия его болезни задерживают его в Берлине.

Между тем организации двух фракций слились, КЗО перестал существовать, создались за границей единые группы РСДРП и назначен их центр ЗЦБ. В 1907 г. Ч. был избран секретарем ЗЦБ и в этой должности был на лондонском съезде.

Громадное влияние, оказываемое на Ч. германской социал-демократией, толкало его в сторону меньшевиков, в тактике которых Ч. усматривал большее сходство с германской тактикой.

Живя в гостинице рядом с Тышко, Ч. имел каждый вечер с последним продолжительные беседы.

Из меньшевистских делегатов особенно сильное влияние имел на него своими разговорами известный Крохмаль.

Ч. пытался доказывать Тышко, что большевистская тактика постоянного левого блока с народниками, т. е. мелкой буржуазией, есть не что иное, как жоресизм, т. е. тактика постоянного союза с мелкой буржуазией, только в революционной обстановке; в тактике единовременных соглашений вплоть до кадетов при сохранении социал-демократией постоянной свободы действий Ч. усматривал больше близости к германской тактике.

Будучи подготовлен всем своим прошлым развитием к культу массы, Ч. увлекается идеей рабочего съезда и особенно болезненно воспринимает большевистскую резолюцию с запретом агитации в массах на эту тему. В результате Ч. сближается с группой, назвавшейся вскоре группой "Голоса СД". Будучи арестован в конце 1907 г., Ч. судится в шарлоттенбургском суде за пользование чужим паспортом, присуждается к штрафу и высылается из Пруссии.

Н. П. Павлов-Сильванский сообщает ему о полученных по его делу полицейских материалах, из которых видно, что на его личность обращено особое внимание, и приезд в Россию для него невозможен.

Ч. живет некоторое время в Лейбене, близ Дрездена, скрываясь и изредка секретно выезжая в Берлин, а после переезда редакции "Голоса СД" в Париж живет в последнем городе почти безвыездно.

В это время все у него заслоняется мыслью об единстве партии.

Мысля себе пролетариат как единую историческую силу, противостоящую всему старому миру, Ч. воспринимает в то время всякие партийные расколы с особенно острой болезненностью.

Ему кажется, что рушится самое основание его идеалов.

Но кампания венской "Правды" за единство кажется ему поверхностной, бьющей на чувства, не выполняющей исторического требования реального изживания разногласий по существу.

Резко отвергая ликвидаторство, Ч. ищет противовеса против него в группе "Голоса СД" и негодует на ее уступчивость ликвидаторству и на ее склонность к неоформленности.

Ч. принимает особо деятельное участие в созыве базельского съезда заграничных групп в 1908 г., усматривая в автономии групп, особенно бюджетной, единственный путь к предохранению заграничных групп от раскола по линии финансирования тех или иных партийных органов.

Всеми силами стремясь к сохранению характера групп как партийных, не фракционных, Ч. настаивает на отчислении ими Центральному комитету требуемых уставом 10%, всячески пытается отстаивать единство групп со включением всех фракций, старается организовать рефераты членов всех фракций.

Отдавая все время мелкой работе по обслуживанию групп, Ч. говорит: "Когда сведены концы с концами, самая миниатюрная работа дает удовлетворение". Он одновременно погружается во французскую жизнь, принимает деятельное участие в работе XIV секции французской соц. партии, создает личные связи в парижской рабочей среде. Его коробит интеллигентский характер франц. соц. партии, его возмущает психика неорганизованности у французских рабочих, он старается влиять на рабочую молодежь и отдает ей массу времени.

В 1912 г. он с восторгом приветствует августовский блок, усматривая в нем шаг в направлении партийного единства, в особенности ввиду вхождения в него впередовцев, и подчиняется ОК. Уход Троцкого из блока после этого явился для Ч. крайне тяжелым и болезненным ударом.

Его надежды рушились.

Между тем растущее обуржуазивание руководящих сфер II Интернационала его глубоко волновало и возмущало.

Выступления Паннекука его не удовлетворяли по своей расплывчатости, но он приветствовал в них попытку революционного возрождения рабочего движения.

И оппортунизм "Луча", разрушавший его иллюзии, и заскорузлость германского форштанда его отталкивали.

Наиболее видным, светлым носителем нового периода рабочего движения, с которым связывались все его надежды, представлялся ему К. Либкнехт.

Сблизившись с 1907 г. с социалистическим юношеским движением, он находил в нем зачатки лучшего будущего всего революционного движения и всячески старался ему содействовать.

В 1914 г., непосредственно изучая состояние партии в Лилле, он находит там отвратительное мещанство, господство карьеризма и личных интересов за легкой вуалью мнимой социалистической фразы. Вместе с местным лидером социалистической молодежи, революционно настроенным Брюно, он хлопочет об устройстве в Лилле демонстраций против войны. После возникновения войны он из Лилля уезжает в Брюссель, где вступает в так наз. "принципиальную" эмигрантскую комиссию, борется против волонтерства, а потом едет в Лондон.

Война вызвала у него острый идейный кризис.

Штутгартская и копенгагенская резолюции, вследствие своей недоговоренности и внутренней противоречивости, не давали ему ясного ответа на волновавшие его вопросы.

В большевистской литературе он нашел формулировку задач, связанных с войной: в России - уничтожение дворянско-самодержавного строя, в Германии и Австрии - ликвидация феодально-монархических пережитков, в других же странах следующей очередной задачей уже представлялась социальная революция.

Итак, в Германии, Австрии и России есть еще задачи, ставимые революционному движению в пределах буржуазного строя. Нет знака равенства между ними и буржуазно-демократическими странами.

Путаясь в этих трудностях, Ч. пытался найти из них выход в различении понятия деятельности и понятия оценки: в своей политической деятельности с.-д. партия должна одинаково вести борьбу против всех своих правительств, но в теоретической оценке роли военных событий для различных государств можно проводить между последними различие.

Однако этот умственный карточный домик просуществовал у Ч. недолго.

Секретарь парижского союза молодежи, которого Ч. знал раньше как ярко-революционного деятеля, приехав в Лондон и посетив Ч. сказал ему, что война открыла ему глаза на общность интересов капитала и труда у каждого народа.

Эти слова ослепительно ярко осветили Ч. тот факт, что оборончество есть формула капитуляции труда перед капиталом.

Чем дальше, тем больше этот факт был перед ним иллюстрирован оборонческой печатью и литературой всех стран. Ч. ясно увидал, что путем оборончества английский капитал использует рабочие организации для удержания в своей власти рабочего класса.

Английская политическая действительность с ослепительной яркостью обнаружила перед ним роль демократии, как утонченнейшей формы господства капитала, и ознакомила его с неисчислимыми разнообразными видами массового действия капитала.

Ему стала окончательно ясной и несомненной необходимость беспощаднейшей борьбы против всякого буржуазного правительства, участвующего в ведении войны. Оборончество для данного времени - главный враг; к этому выводу пришел Ч. Он сделался постоянным сотрудником парижского "Нашего Голоса", который был для него переходным мостом.

ОК он считал безнадежно погрузившейся в оборонческое болото и изменившей делу революции.

Гвоздевскую эпопею он считал чудовищной и поведение меньшевиков в этом деле позорным.

Его с ними ничего больше не связывало.

Сблизившись с самого начала с левым крылом британской с.-д. партии, он вместе с Петровым принял страстное участие в борьбе против гайндмановщины и радостно приветствовал создание БCП. Денежные сборы в пользу российских политкаторжан, производимые с необходимым агитационным сопровождением в разгар патриотической английской кампании по обелению царизма, создали Ч. связи с левыми меньшинствами тред-юнионов.

Он начинает участвовать в английской профсоюзной печати.

Февральская революция поразила Ч. своими пошлыми оборонческими припевами.

Приехавший в Лондон представитель так называемого социалистического блока был насквозь проникнут самой низменной оборонческой идеологией.

Комиссия из Русанова, Эрлиха, Гольденберга и Смирнова поехала по Европе разыскивать демократию, которая по убеждению Ч. была уже лишь утонченнейшей формой господства капитала.

Главным практическим делом в Лондоне в это время была организация возвращения эмигрантов.

Секретарем делегатской организации по этому вопросу был Ч., оказавшийся в это время секретарем большинства эмигрантских организаций Лондона.

Представитель эсеров в делегатской комиссии, ограниченный и способный на всякую подлость доктор Гавронский, по соглашению с поверенным в делах Набоковым, пытается задержать возвращение в Россию большевиков.

В разгар начавшейся борьбы Ч. в административном порядке был арестован и заключен в тюрьме Брикстон, где оставался до обмена на английского посла Бьюкенена в начале 1918 г. Он возвращается в Петербург в январе 1918 г., после чего начинается новая страница его жизни. [С 1918 нарком иностранных дел РСФСР, в 1923-30 нарком иностранных дел СССР. В 1925-30 член ЦК партии.

С 1930 на пенсии.] {Гранат} Чичерин, Георгий Васильевич - коммунист, видный дипломатический деятель СССР. Род. 1872 в Тамбовской губ. в семье помещика, дипломата в отставке.

По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета работал с 1897 в министерстве иностранных дел. В 1904, связавшись с революционным движением, оставил службу и уехал в Германию; в 1905 вошел в РСДРП, примкнул к меньшевикам.

В конце 1907 арестован в Берлине и в 1908 выслан из Пруссии.

В период эмиграции состоял секретарем Центр. бюро заграничных групп. В годы реакции и перед империалистской войной Ч. - сторонник меньшевистского "Голоса социал-демократа" и августовского блока (1912). Во время империалистской войны Ч. занимал интернационалистскую позицию, вел антимилитаристическую пропаганду, сотрудничал в левоцентристском "Голосе". После Февральской революции, будучи секретарем организации возвращения политических эмигрантов в Россию, был арестован в Англии и интернирован в тюрьме в Брикстоне, после Октябрьской революции перешел на позиции большевизма.

В начале 1918 Ч. был обменен на англ, посла в царской России Бьюкенена и приехал в РСФСР, где вступил в РКП(б) и был назначен заместителем народного комиссара иностр. дел, а 30/V 1918 - народным комиссаром.

Ч. участвовал в Брестских мирных переговорах (во второй их стадии); 3 марта 1918 Чичерин подписал Брестский мирный договор.

В 1920 Ч. вел в Москве переговоры с Турцией, Персией и Афганистаном, договоры с которыми подписаны в 1921. В 1922 Ч. фактически возглавлял Советскую делегацию в Генуе. 16 апреля 1922 во время работ Генуэзской конференции Ч. подписал Раппальский договор с Германией, в том же году участвовал в Лозаннской конференции по ближневосточным вопросам.

В декабре 1925 Ч. подписал в Париже советско-турецкий договор о ненападении и нейтралитете; в 1926 такой же договор Ч. подписал с Литвой, в октябре 1927 - с Персией.

В 1928-1929 Ч. лечится в Германии от затяжной болезни, вследствие которой в июле 1930 освобожден от работы в НКИД. За время своей работы на ответственном посту руководителя НКИД Ч. состоял членом ВЦИК и ЦИК СССР. На XIV и XV Съездах партии Ч. избирался в состав ЦК ВКП(б).

Памятное. Книга вторая Громыко Андрей Андреевич

Георгий Васильевич Чичерин

Георгий Васильевич Чичерин

Мне хотелось бы выделить некоторых деятелей советской дипломатической службы хотя бы уже потому, что само время сделало на них акцент.

Георгий Васильевич Чичерин - корифей советской дипломатии. Он прошел сложный жизненный путь. Служащий царского министерства иностранных дел, Чичерин с 1904 года начал принимать участие в революционном движении и в концу 1917 года окончательно встал на сторону большевиков. В январе 1918 года Советское правительство добилось освобождения Чичерина из тюрьмы в Англии, куда его заточили британские власти за революционную, деятельность.

Ленин высоко ценил принципиальность, эрудицию, душевную чуткость и простоту этого человека. Не случайно именно ему в трудные годы становления Советской власти Владимир Ильич поручил ведение внешних дел первого в мире государства рабочих и крестьян. Чичерин оправдал доверие партии, доверие Ленина, проявил себя талантливым дипломатом.

Он являлся в буквальном смысле дипломатом ленинской школы., Чичерин работал с В. И. Лениным, обсуждал с ним соответствующие проблемы, получал лично от Ильича инструкции.

Вот одна из страниц его кипучей деятельности. Главой советской делегации на международной конференции в Генуе (1922 г.) был назначен В. И. Ленин. Однако вождь революции не смог поехать в Италию и возложил на Чичерина функции главы делегации. Чичерин безукоризненно и эффективно выполнил доверенную ему миссию. Человек незаурядного ума, широкого образования и солидного опыта в общении с иностранцами, он с достоинством отстаивал интересы молодого Советского государства.

На Генуэзской конференции Чичерин по поручению Ленина выдвинул 10 апреля 1922 года принцип мирного сосуществования и экономического сотрудничества государств с различным общественным строем. Этим принципом Страна Советов руководствовалась с момента обнародования ленинского Декрета о мире. Теперь принцип мирного сосуществования официально провозглашался с трибуны первой широкой послевоенной международной конференции, в которой наша страна участвовала наряду с крупнейшими империалистическими державами.

Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, - говорил Чичерин, выступая в Генуе, - российская делегация признает, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления.

Российское правительство придает, - подчеркивал далее Чичерин, - величайшее значение взаимному признанию различных систем собственности и различных политических и экономических форм, существующих в настоящее время в разных странах.

Ленинскую идею мирного сосуществования советская делегация не только провозгласила на Генуэзской конференции, но тогда же и применила эту идею на практике в отношениях с крупным европейским государством: в период работы конференции Советская социалистическая страна и капиталистическая Германия заключили договор в итальянском местечке Рапалло, прославившемся этим историческим актом. Ленин рассматривал этот договор как «единственно правильный выход» для всей системы взаимоотношений между странами с различным общественным строем.

Уже тогда мирное сосуществование таких государств органически связывалось Лениным с необходимостью всеобщего разоружения. Советская делегация на конференции в Генуе внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Это было первым таким предложением в истории человечества.

Говоря о заслугах Чичерина, нельзя не упомянуть и о его роли в установлении нашей страной дружественных отношений с соседними странами. Когда он являлся народным комиссаром по иностранным делам, наша страна заключила советско-турецкий, советско-иранский, советско-афганский договоры. Их подготовка и заключение потребовали большой энергии и внимания со стороны народного комиссара.

Чичерин остался в истории не только как выдающийся государственный деятель и дипломат. Он отдавал много сил научной работе, занимался публицистикой. Им написаны статьи о Ленине, в которых он с теплотой рассказывает о том, как Владимир Ильич руководил внешней политикой Страны Советов.

Советские дипломаты и армия пропагандистов, разъясняющих, популяризирующих нашу внешнюю политику, могут многому поучиться у Чичерина, перечитывая его речи, заявления, письма. Он не гнался за красивой фразой. Для него главным оставались мысль, аргумент. При всей скупости на слова часто внешне, казалось бы, суховатый текст речи содержит ясные и точно выраженные идеи, убедительные доводы в защиту миролюбивой политики Советского государства. Выступления Чичерина дают хорошую нагрузку для интеллекта читателя, наводят на полезные мысли в связи с нынешней международной обстановкой и неуклонно проводимой СССР политикой мирного сосуществования.

Оставаясь после смерти Ленина еще в течение нескольких лет наркомом по иностранным делам, Чичерин решительно отстаивал ленинские принципы внешней политики и методы их осуществления.

Умер Чичерин в 1936 году.

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Чичерин – Грамотных людей было мало, и Ленин старался каждого использовать. Чичерина он считал малопартийным, но ценил как работника. Нарком иностранных дел – и не член ЦК!…Сохранилась такая записка Ленина на письме Чичерина от 20 января 1922 года: «т. Молотову для всех

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Чичерин Официальным руководителем советской дипломатии был Чичерин. Он представляет собою чрезвычайно своеобразную и весьма незаурядную фигуру. Я знал его более десяти лет до революции. Время от времени встречался с ним на эмигрантской почве, обменивался с ним

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Г. В. ЧИЧЕРИН МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА УЧИТЬСЯ У ЛЕНИНА Владимир Ильич был в полном смысле слова учителем. Общение с ним играло прямо-таки воспитательную роль. Он учил своим примером, своими указаниями, своим руководством, всем обликом своей личности.Несколько разрозненных черт

Из книги Моя веселая Англия [сборник] автора Гончарова Марианна Борисовна

Виктор Васильевич Или вот, например, однажды мы с группой из сельхозуправления (сплошные мужики! И важные, как пингвины!) приезжаем в один гостеприимный дом в Нортумберленде. Идет дождь. И ветер такой, ну просто ураган. Хозяин фермы мне говорит: вам нечего делать в поле,

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги ГРУЗИНСКАЯ РАПСОДИЯ in blue автора Прокопчук Артур Андреевич

- "Жора" - (Георгий Васильевич Селезнев) Почему Жорку, драчуна и хулигана, известного по всей улице Бесики, мать отдала в Тбилисскую музыкальную школу, трудно понять. А ведь угадала, только в Тбилиси бывший шеф-повар столовой может разбираться в пении, именно, с ее легкой

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Игорь Васильевич и Борис Васильевич Курчатовы, 1953

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Георгий Васильевич Чичерин Родился 24 ноября (6 декабря) 1872 года в имении Караул Тамбовской губернии в семье помещика. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, принимал участие в студенческом антиправительственном движении. После

Из книги Молодость века автора Равич Николай Александрович

Г. В. ЧИЧЕРИН Через две недели я подъезжал к Москве. Я был черен от загара, слаб, приступы малярии повторялись через каждые три - четыре дня.В первое же мое посещение Наркоминдела маленький, подвижной Б. И. Канторович сообщил мне, что товарищ Чичерин несколько раз

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1809 г. - ум. в 1852 г.) Ни об одном русском писателе не спорили так много, как о Гоголе, - уже более ста лет литературоведы, психологи, психиатры пытаются объяснить черты его характера, странные поступки и особенности творчества. Даже болезнь

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Богданов Михаил Васильевич Комбриг РККА.Генерал-майор ВС КОНР.Родился в 1897 году.Комбриг, начальник артиллерии 8-го стрелкового корпуса.Русский. Беспартийный.В Красной армии - с 1919 года.Награжден медалью «XX лет РККА».5 августа 1941 года 8-й стрелковый корпус попал в

Из книги Кольцо Сатаны. (часть 1) За горами - за морями автора Пальман Вячеслав Иванович

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Счастливый таким окончанием разговора, Морозов чуть не бегом бежал в гору. Кузьменко приветливо встретил помощника, покормил. Они разговаривали и работали весь вечер. При свете ламп готовили почву под посев капустных семян. В нескольких метрах от них

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПУМПЯНСКИЙ Лев Васильевич до 1911 Лейб Меерович Пумпян;5(17).2.1894 – 6.8.1940Историк литературы. Автор статей о Кантемире, Тредиаковском, Пушкине, Тютчеве, Лермонтове, Тургеневе. Монография «Достоевский и античность» (Пг., 1922). Прототип Тептелкина – героя романа К. Вагинова

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Я дрался на Т-34 [Третья книга] автора Драбкин Артем Владимирович

Захаров Андрей Васильевич (Интервью Николая Чобану)Родился я 30 мая 1925 года в поселке Рощинский Стерлитамакского района Башкирии. Сейчас он наверху, а в ту пору был внизу, в лесу. Всего десять дворов тогда было, а потом его вообще снесли.У нас была обыкновенная крестьянская

Из книги Мемуары посланника автора Озолс Карлис

Чичерин К идеалистам также можно отнести и Чичерина, русского дворянина старинного рода, дипломата царского времени, принадлежащего к аристократическому обществу. Императорский Александровский лицей, где он получил образование, и его связи раскрыли перед ним двери