Где адмирал кузнецов. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история создания, достоинства и недостатки, боевое применение

С момента появления авиации ее роль в боевых столкновениях все возрастала. Превосходство в небе во много решало успех военных операций. Соответственно и развивались места базирования самолетов и вертолетов, включая авианосные корабли.

Авианосцы постепенно становились центральными объектами флотов. Широкий спектр задач, решаемый авиацией, требовал поддержки вспомогательных кораблей. Принимались меры для защиты от подводных лодок, способных в короткие сроки вывести из боя корабль со всей авиацией.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР, ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - корабль проекта 1143. Рассчитан на противодействие подводным лодкам, несет на борту вертолеты и самолеты. Способен решать множество боевых задач по поддержки союзных судов и наземных сил.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

История разработки судна «Адмирал Кузнецов» связана с развитием проекта 1143 «Кречет». Первые наработки по созданию собственного авианосца велись еще до Великой Отечественной войны . Однако и после ее окончания проект противолодочных крейсеров откладывался.

Лишь в 1968 вышло постановление правительства о начале проектирования противолодочного крейсера проекта 1143. Новым кораблям изначально предписывалось наличие авиации, которая смогла бы бороться с подводными лодками, а также высаживать и прикрывать десант. Акцент делался на вертолеты.

Было разработано несколько вариантов новых судов. Из них выбрали совместимый с ранними проектами 1123, что позволяло снизить расходы и сложность разработки. Новый тип крейсера утвержден 30 апреля 1970 г. В течение 10 лет построено 4 таких корабля.

Следующие три корабля стали модернизированной версией проекта. Для усиления противодействия потенциальному противнику в воздухе возникла необходимость в полноценной взлетной палубе для истребителей. Соответственно новые корабли вместо ракетно-артиллерийских установок получили увеличенную полосу и трамплин.

Авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов стал пятым кораблем серии (1143.5) и первым среди трех модифицированных вариантов. За все время сменил несколько названий - в проекте значился как «Советский Союз», при закладке - «Рига», при спуске на воду - «Леонид Брежнев», на испытаниях - «Тбилиси». 4 октября 1990 корабль получил имя в честь советского адмирала Николая Герасимовича Кузнецова.

Закладка крейсера произошла 1 сентября 1982 на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Судно проектировалось для принятия модифицированных Су-27, Су-25 и МиГ-29. Впервые в СССР постройка осуществлялась формированием корпуса из крупных блоков до 1400 тонн весом.

4 декабря 1985 корабль спустили на воду, однако внутренние работы по его постройке продолжались. 8 июня 1989 начались швартовые испытания, 8 сентября того же года на крейсер заселился экипаж. 21 октября судно вышло в море, 1 ноября начались испытания со взлетом и посадкой авиации. На протяжении 1990 корабль достраивался, продолжались его испытания.

В состав Северного флота «Адмирал Кузнецов» официально зачислен 20 января 1991. В ноябре того же года крейсер, базировавшийся на рейде Севастополя, получил телеграмму председателя Верховной Рады Украины Л. М. Кравчука о приписке к украинскому флоту. Командир судна Виктор Ярыгин снялся с рейда и в обход Европы совершил переход в Видяево, в Мурманской области.

Конструкция крейсера

В конструкции кораблей проекта 1143 следует отличать два ключевых типа - первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки и сохраняет традиционные для серии аспекты.

Конструктивная защита

Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основывается на двух ключевых факторах - вооружение, способное поражать выпущенные по кораблю снаряды, и конструктивные особенности компоновки и использованных материалов.

Для противодействия ракетно-бомбовым атакам имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак предусмотрена многоуровневая защита посредством двух установок РБУ-12000. В нее входит:

  • создание ложных акустических целей;
  • формирование противоторпедных минных полей;
  • поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.

Для защиты корабля использована катаная сталь, также имеются сухие отсеки для дублирования корпуса. Большое количество переборок дает противоторпедную защиту шириной в 4,5 м, способную выдержать эквивалент взрыва 400 кг тротила ниже ватерлинии. Все это позволяет отражать атаки по крейсеру своими силами, без привлечения кораблей поддержки.

Корпус

Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Полетная палуба имеет консольный свес. Под ней располагаются ангары, от которых предусмотрено два подъемника для самолетов. Данные помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.

По базовому проекту 1143 в носовой части судна располагалось вооружение. Адмирал Кузнецов авианосец имеет другую компоновку, на его месте размещена дополнительная взлетная палуба для самолетов стандартной схемы. Соответственно изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.

Палубы

Общее количество палуб, включая командные - 7. Для авиации первоначальный проект крейсера подразумевал только одну угловую палубу для взлета и посадки авиации. Такие корабли ориентировались преимущественно на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако подобная специализация была пересмотрена.

Самолеты Як-38 не обеспечивали нужной ударной силы и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах, ввиду влажности и высокой температуры, они и вовсе не могли взлетать. Данный аспект ставил под сомнение и эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, десантирования и прикрытия наземных войск.

В данном контексте новые корабли оснастили прямой взлетно-посадочной палубой с трамплином, способной обслуживать авиацию стандартной схемы. Для этого вооружение с носовой части было убрано, конструкция изменилась в сторону авианосной компоновки.

Авиафинишер «Светлана-2»

Авиафинишер - устройство для усиленного торможения садящихся на палубу авианосца самолета. Для «Адмирала Кузнецов» задействована система «Светлана-2». Она состоит из нескольких поперечных тросов, связанных с гидравлической системой торможения.

Навигационная и оптическая система

Для проекта 1143 предусматривалась комплексная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом. В ее состав входили следующие приборы:

  • «Стрельна-1» - центральная вычислительная система, обеспечиваемая цифровой вычислительной машиной «Азов»;
  • система курсоуказания формируется двумя гирокомпасами «Маяк», двумя гироазимут-горизонтами «Минута» и системой расчета курса «Сумгаит»;
  • «Катех-С» производил замер скорости и угол дрейфа;
  • приемоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас», «Декка», РСДН-3, Лоран-А и Лоран-С;
  • двухантенная система «Вайгач» определяла местоположение и движение целей.

Модернизация навигационных и оптических систем заменила большую часть оборудования. Основу составляет навигационный комплекс «Бейсур». Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.

Вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные комплексы.

С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

Фактическая авиационная группа состоит из:

  • 14 истребителей Су-33;
  • двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителей МиГ-29КУБ.

Состав авиационной группы меняется в зависимости от поставленных перед крейсером задач. К примеру, при необходимости десантирования и поддержки пехоты акцент смещается на вертолеты.

ПКР «Гранит»

На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.

Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.

ЗКБР «Кортик»

В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.

Глубинные бомбы

Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект - 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.

Технические характеристики

С учетом отличительных особенностей от предыдущих кораблей серии, у авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» характеристики рассматриваются в отдельном порядке. Это относится к радиоэлектронному оборудованию, габаритам, и некоторым другим аспектам.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

После модернизации многие системы на крейсере «Адмирал Кузнецов» были заменены. Для навигации применяется комплекс «Бейсур». Радиоэлектронное оборудование включает около 60 наименований различных систем.

Среди них БИУС «Лесоруб», комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС для низколетящих целей «Подкат», система связи «Буран-2» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Созвездие БР». Управление авиацией обеспечивается через «Резистор-К42» и «Газон».

Энергетическая установка

Энергетическая установка крейсера котлотурбинная, четырехвальная. Имеется четыре ГТЗА ТВ-12-4 и восемь котлов КВГ-4. Мощность каждой из четырех паротурбин составляет 50 тыс. л. с. Девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов дают по 1500 кВт каждый. В качестве движителей используются четыре пятилопастных винта.

Дальность плавания

Авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» способен развивать скорость до 29 узлов (54км/ч). При таком значении дальность хода составляет 3850 миль. Боевой экономичный ход корабля - 18 узлов (33 км/ч), позволяет покрывать расстояние в 7680 миль. Обычный экономичный ход - 14 узлов (26 км/ч), на нем судно способно переходить на 8417 миль. Общая автономность плавания корабля составляет 45 суток.

Водоизмещение

«Адмирал Кузнецов» имеет несколько показателей по водоизмещению в зависимости от нагрузки:

  • стандартное - 46540 тонн;
  • нормальное - 53050 т;
  • полное - 59100 т;
  • наибольшее - 61390 т.

В зависимости от веса отличается и осадка корабля. Ее значения составляют 8,05, 8,97, 9,76 и 10,4 метра при стандартном, нормальном, полном и наибольшем водоизмещении соответственно.

Габариты и вес

Габариты авианосного крейсера по данным википедии имеют следующие технические характеристики:

  • длина судна по ватерлинии - 270 м, наибольшая - 306,45 м;
  • ширина по ватерлинии - 33,41 м, наибольшая - 71,96 м;
  • высота наибольшая - 64,49 м.

При замере от ватерлинии высота имеет разные значения. В носовой части она составляет 31,42 м, на миделе и корме 25,7 м. Вес корабля соответствует его водоизмещению.

Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - единственный корабль с авиацией на борту, способный находиться в Черном море. Соответствующее право ему дает конвенция Монтрё от 1936 года, запрещающая выход авианосцев в данную акваторию. Данный документ также определяет и понятие таких кораблей.

В соответствии со статьей 11 конвенции Монтрё авианосцем считается корабль, построенный и оборудованный для действия авиации. Водоизмещение роли не играет. Если основное назначение судно - не авиация, то даже при наличии летной палубы оно не считается авианосцем.

Наличие на борту «Адмирала Кузнецова» ПКРК «Гранит» классифицирует крейсер как линейный корабль, что и допускает его проход через Босфор и Дарданеллы. Более того, статья 19 конвенции допускает присутствие полноценных авианосцев России в Черном море в случае войны с черноморским государством. Турция может закрыть проливы для помощи таковому, но только после согласования с Лигой Наций, которой не существует.

В данном контексте обращают внимание на боевые задачи авианосного крейсера:

  • противовоздушная оборона кораблей сопровождения;
  • безопасность подводных лодок и противодействие таковым со стороны противника;
  • обнаружение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение и прикрытие десантных операций.

Данные аспекты отводят роль авиации на второй план. Боевые задачи самолетов в большей степени подразумевают прикрытие корабля от авиации противника. В итоге ключевое отличие авианосного крейсера от авианосца - вооружение и выполняемый спектр задач.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.

Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.

В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.

В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.

После похода был проведен новый капитальный ремонт с обновлением ряда агрегатов корабля. В 2011 вместе с несколькими кораблями Северного флота совершил переход к берегам Сирии, поход завершился в 2014. В 2015 и 2016 находился на восстановительном ремонте.

В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2018 крейсер получил Орден Ушакова.

Вооружение

Однотипные корабли

Общая информация

Первый советский авианосец, рассчитанный на самолёты обычного взлёта и посадки (предшествующие типы ТАКР предназначались для самолётов вертикального взлёта). Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова . Построен в городе Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

В настоящее время на корабле размещаются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (ОКИАП), а также МиГ-29К и МиГ-29КУБ 100-го ОКИАП (аэродром базирования 279 и 100 ОКИАП - Североморск-3), вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

История создания

Предпосылки к созданию

Согласно утверждённому правительством СССР в 1945 году плану развития ВМФ, строительство авианосцев в СССР не предполагалось. Н. Г. Кузнецов , занимавший в то время должность главнокомандующего военно-морским флотом, сумел добиться включения кораблей этого класса лишь в план проектирования. В 1953 году Кузнецов утвердил проект создания лёгкого авианосца (проект 85) для противовоздушной обороны флота в открытом море. Планировалась постройка, по меньшей мере, восьми таких кораблей, причём первый из них должен был вступить в строй уже в 1960 году. Но в 1955 году Н. Г. Кузнецов попал в опалу и был смещен с должности главнокомандующего военно-морским флотом. Вместо него кресло главкома занял С. Г. Горшков , во многом не разделявший идеи своего предшественника относительно развития ВМФ.

Хотя авианосцы прекрасно зарекомендовали себя в морских сражениях Второй мировой войны, с тех пор произошёл большой прогресс как в противокорабельном, так и корабельном зенитном вооружении. Относительно успешные действия американских авианосных соединений в Корее и Вьетнаме проходили в полигонных условиях, без противодействия противника с моря. Фактически, авианосцы в этих конфликтах служили передвижными авиабазами для атак наземных объектов, что никак не доказывало их возможную полезность в морском сражении. Это дало советскому руководству основания в развитии флота сделать ставку на вооружённые ракетами крейсера и подводные лодки, объявив авианосцы «оружием западного империализма».

«Первыми ласточками» советского авианосного флота стали противолодочные крейсера проекта 1123 , имевшие на борту авиагруппу из четырнадцати вертолётов Ка-25. Однако возможности вертолётов не позволяли организовывать с их помощью полноценную поддержку морских операций с воздуха, поэтому было решено разработать новые корабли, рассчитанные на применение самолётов вертикального взлёта и посадки. Такими кораблями стали тяжёлые авианесущие крейсера проекта 1143 (типа «Киев»). Получив мощное ракетное вооружение, эти крейсера несли немногочисленную авиагруппу, задачи которой оставались скорее вспомогательными. Кроме того, палубный самолёт Як-38 , являясь первым серийным СВВП Советского Союза, отличался невысокими лётными данными, и в силу малой размерности и веса был сильно ограничен в боевой нагрузке и радиусе действия. К тому же, будучи по назначению штурмовиком, Як-38 был плохо приспособлен для задач ПВО. Таким образом, три корабля типа «Киев» вместе с ТАКР «Баку», являвшимся их развитием, продолжали оставаться в большей степени крейсерами, нежели авианосцами. Недостатки Як-38 предполагалось устранить на палубном СВВП нового поколения - многоцелевом истребителе Як-41 - но этот самолёт создавался долго и трудно, так что сроки его принятия на вооружение постоянно отодвигались.

Проектирование

Осознавая ограниченные авианосные возможности кораблей проекта 1143, руководство ВМФ приняло решение о строительстве полноценного авианосца, способного применять самолёты с традиционным взлётом и посадкой помимо СВВП. Разработка проекта была поручена Невскому проектно-конструкторскому бюро в 1977 году. Эскизные работы шли почти три года и были завершены только в 1980-м. Всего было подготовлено десять вариантов, среди которых были и корабли с атомной силовой установкой. В итоге, после нескольких лет согласований, был утверждён проект 11435 . Кроме существенно больших размеров, основным отличием нового проекта от предыдущих (1143 и 11434) стало иное размещение главного ракетного комплекса, который теперь должен был находиться внутри корпуса. Помимо этого, надстройка корабля была смещена вправо, на спонсон (выступая за обводы правого борта). Оба этих фактора позволили увеличить площадь полётной палубы до размеров, пригодных для палубных самолётов с горизонтальным взлётом. Первоначально корабль планировалось оснастить двумя паровыми катапультами, но их размещение приводило к заметному росту водоизмещения и стоимости крейсера; попытки уложиться в заданную размерность при сохранении катапульт вели бы к ухудшению боевых возможностей будущего корабля. Высокие характеристики советских истребителей 4-го поколения, предполагавшихся к базированию на новом корабле, позволяли взлетать с трамплина без помощи катапульт, поэтому от последних было решено отказаться.

Окончательный проект был утвержден в мае 1982 года, а в сентябре того же года головной корабль нового проекта был заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в городе Николаев (Украинская ССР).

Постройка и испытания

ТАКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки, иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года

Истребитель Су-33 на палубе авианосца, 1996 год

В продолжение похода, 18 октября 2004 года, случилась авария с учебным Су-25УТГ . Самолёт выполнил слишком жёсткое касание, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Разрушений на корабле удалось избежать, поскольку аварийный Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра. Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик - подполковник Юрий Корнеев - успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам.

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в составе корабельной ударной группы, включающей в себя БПК «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко» , вышел в свой второй поход на боевую службу в Атлантический океан и Средиземное море. За время боевой службы были совершены визиты в порты Италии, Франции и Алжира, а также на остров Мальту. При возвращении через северную Атлантику авианосное соединение приняло участие в учениях совместно с авиацией ВМФ берегового базирования, а также самолётами ВВС России. Боевая служба продолжалась до 3 февраля 2008 года .

С мая 2008 и по 8 декабря 2008 года крейсер проходил семимесячный плановый ремонт на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». В ходе ремонта была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту системы кондиционирования воздуха, котельного оборудования, механизмов для подъёма самолётов на полётную палубу.

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проходит Гибралтарским проливом в декабре 2007 года

Зимой 2008/2009 года - начиная с декабря 2008 года - авианосный крейсер вновь проходил боевую службу в Средиземном море. В этом походе 6 января 2009 года произошёл несчастный случай: во время стоянки на рейде в рамках проведения боевых учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосного крейсера в одном из носовых помещений начался пожар. Устранить возгорание удалось силами экипажа корабля, но во время борьбы с огнём от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. Согласно заявлениям экспертов, авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января 2009 года принял участие в совместных учениях с Грецией. Поход был завершён 27 февраля 2009 года .

6 декабря 2011 года тяжёлый авианосный крейсер во главе отряда кораблей Северного флота вновь вышел в Средиземное море, к берегам Сирии. В связи с волнениями и попытками государственного переворота в этой дружественной России стране была необходима демонстрация силы возле её берегов, хотя бы отчасти уравновешивающая постоянное присутствие в том районе боевых кораблей 6-го флота США .

12 декабря 2011 года соединение бросило якоря в заливе Мори Фёрт (Великобритания) для пополнения запасов воды и продовольствия. 15 декабря в связи с ухудшением погоды в районе стоянки отряд боевых кораблей снялся с якорей и продолжил поход.

23 декабря 2011 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море.

С 8 января по 10 января 2012 года российское соединение нанесло деловой визит в порт Тартус (Сирия), где пополнило запасы на материально-технической базе ВМФ России. За время визита делегация российских моряков встретилась с губернатором провинции Тартус Атефом Наддафом.

16 февраля 2012 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» завершил боевую службу, вернувшись в Североморск.

После завершения боевой службы был проведён восстановительный ремонт ТАКР «Адмирал Кузнецов» на мурманском филиале ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“». К 23 августа 2012 года ремонт был закончен.

В сентябре 2013 года крейсер принял участие в учениях Северного флота в районе Баренцева моря.

Вертолёт Ка-29 над ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время боевой службы, Средиземное море, 24 ноября 2016 года

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов. Находясь в Средиземном море, авианосный крейсер действовал совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.

19 августа 2015 года на крейсере был завершён трёхмесячный ремонт в доке 82-го судоремонтного завода (посёлок Росляково, Мурманская область). В ходе работ была приведена в порядок электромеханическая часть корабля, а также проведена очистка и покраска подводной части корпуса.

15 октября 2016 года крейсер вышел из Североморска на боевую службу в Средиземное море. В состав отряда боевых кораблей, помимо «Адмирала Кузнецова», вошли также атомный тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий» , БПК «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск» , а также ряда вспомогательных кораблей и судов. На борту авианосного крейсера находилась авиагруппа в составе 10 истребителей Су-33 , 4 истребителей МиГ-29К/КУБ , 5 вертолётов Ка-27 (включая в это число противолодочные Ка-27ПЛ и спасательные Ка-27ПС), 2 транспортно-боевых Ка-29 и один боевой вертолёт Ка-52К , а также один вертолёт ДРЛО Ка-31 .

С 19 по 21 октября в акватории Норвежского моря с палубы ТАКР проводились учебные полёты палубной авиации. 21 октября соединение прошло проливом Ла-Манш.

26 октября 2016 года отряд боевых кораблей во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов» прошёл Гибралтарским проливом в Средиземное море; возле побережья Марокко была проведена дозаправка в море топливом и питьевой водой.

Пополнение авиационного боезапаса «Адмирала Кузнецова» с плавучего крана на рейде Тартуса, декабрь 2016 года

1 ноября российское авианосное соединение миновало Сицилию на пути в восточное Средиземноморье и приступило к полётным операциям. 5 ноября к отряду присоединился фрегат «Адмирал Григорович» из состава Черноморского флота России.

13 ноября 2016 года из-за аварии с аэрофинишёрами не мог быть вовремя принят на палубу и потерян по выработке топлива один из истребителей МиГ-29К авиагруппы крейсера; лётчик успешно катапультировался и был спасён.

15 ноября 2016 года палубная авиация ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» приступила к боевой работе против исламистских боевиков в Сирии (по согласованию с правительством Сирийской Арабской Республики).

3 декабря 2016 года при посадке на палубу корабля был потерян один из истребителей Су-33 авиагруппы из-за обрыва троса аэрофинишёра ; лётчик успел катапультироваться и не пострадал.

Истребитель МиГ-29КУБ взлетает с трамплина «Адмирала Кузнецова» во время боевой службы, 10 января 2017 года

6 января 2017 года было объявлено о сокращении группировки ВС России в Сирии, включающем в себя вывод ТАКР «Адмирал Кузнецов» из зоны конфликта.

8 января 2017 года отряд боевых кораблей во главе с авианосным крейсером перешёл в центральное Средиземноморье у ливийского побережья (район Бенгази-Тобрука); по согласованию с контролирующей этот участок группировкой «Ливийская национальная армия» была проведена серия ежедневных учений в море. 11 января борт «Адмирала Кузнецова» посетил возглавляющий «Ливийскую национальную армию» генерал Халиф Хафтар.

20 января корабельная авианосная группа прошла Гибралтарским проливом, покидая Средиземное море.

24-25 января 2017 года отряд боевых кораблей в составе ТАКР «Адмирал Кузнецов», ТАРКР «Пётр Великий» , БДК «Александр Шабалин» и судов обеспечения прошёл через пролив Ла-Манш по пути в Североморск.

3 февраля авиагруппа с находящегося в Баренцевом море авианосного крейсера выполнила перелёт на аэродром базирования «Североморск-3».

Вице-адмирал Соколов, командир крейсера капитан 1 ранга Артамонов и ливийский генерал Хафтар с сопровождающими на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов», 11 января 2017 года

8 февраля 2017 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» встал на рейде Североморска, завершая свою боевую службу. В ходе неё на протяжении почти четырёх месяцев корабль прошёл порядка 18000 миль. По возвращении тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» произвели праздничный салют из 15 артиллерийских выстрелов. Ответный салют выполнил эскадренный миноносец Северного флота «Адмирал Ушаков» , пришвартованный у причала главной военно-морской базы Северного флота.

Согласно опубликованным Министерством обороны России сведениям, за время боевой службы самолётами и вертолётами авиагруппы «Адмирала Кузнецова» было выполнено 1170 полётов, в том числе 420 боевых, из них 117 - ночью; остальные 750 вылетов были выполнены в ходе решения задач поисково-спасательного и транспортного обеспечения. Известно, что в ходе боевой службы часть палубных самолётов временно перебазировалось с ТАКР на авиабазу Хмеймим, поэтому некоторое количество упомянутых боевых вылетов могло быть совершено с неё. В ходе бомбардировок было уничтожено свыше 1000 объектов боевиков в Сирии - включая в это число штабы и пункты управления, огневые позиции, а также скопления живой силы и техники. Несмотря на сложности со снабжением корабля авиационными боеприпасами в море - в связи с тем, что после списания корабля комплексного снабжения «Березина» в составе ВМФ России подобных кораблей больше нет, эту операцию пришлось выполнять на рейде Тартуса при помощи плавкрана СПК-46150 - поставленные авианосному крейсеру на боевую службу задачи были успешно выполнены.

По сообщениям представителей Министерства обороны России, к настоящему времени крейсер требует капитального ремонта с модернизацией, которые были запланированы к проведению на судостроительном предприятии «Севмаш» в период с 2012 по 2017 год. Однако из-за недостатка финансирования капремонт корабля был отложен; в 2016 году сообщалось, что начало капремонта крейсера намечено на первый квартал 2017 года - сразу после возвращения корабля с боевой службы в Средиземном море. Работы рассчитаны на 2-3 года и должны будут включать в себя замену палубного настила и тормозных машин аэрофинишёров.

Командиры

За время службы тяжёлым авианосным крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» командовали.

Тяжёлый авианесущий крейсер, проекта 11435, известный на западе как "Кузнецов" класс, "Орёл" класс или как тип 11435, был построен на Черноморском судостроительном заводе на в г.Николаев. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР "Адмирал Горшков" (бывший "Баку"), проект 11434, который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у "Адмирала Горшкова".

Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа "Варяг" - в 1988, но его строительство не было завершено.

Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели.

Авиационное вооружение:

Площадь лётной палубы составляет 14700 квадратных метров и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу.

Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на 16 самолётов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО "Фристайл") и 12 самолётов Су-27К (Су-33) (Кодовое наименование НАТО "Фланкер") входящих в авиасоединение самолётов и соединение вертолётов включающее 4 Ка-27ЛД (Кодовое наименование НАТО Хеликс), 18 Ка-27ПЛО и 2 Ка-27С.

Ракетное вооружение

Корабль оснащён противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием "Shipwreck" и имеют дальность свыше 400 километров.

Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолётов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей. Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решёткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами "поверхность-воздух" в контейнерной пусковой установке. Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров.

Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами. Система обеспечивает защиту от "точного" оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолёты, вертолёты и малоразмерные морские цели. Радиус действия ракет 1,5 - 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 - 1,5 километров. Зенитные орудия - AK630 АД.

Противолодочное вооружение

Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией "Сплав", защищает надводные корабли отвлекая и уничтожая торпеды противника. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и диверсионных средств, таках как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО). Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.

Акустическое и радиолокационное оборудование

РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолёты и ракеты), РЛС управления полётами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнём для системы ПВО Каштан.

Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружными гидролокаторами, погружными буями и детекторами магнитных аномалий.

Электронные системы корабля

Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.

Ходовые качества

Корабль оснащён 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с., вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра. Максимальная скорость составляет 29 узлов, дальность плавания на максимальной скорости - 3800 миль. Максимальная дальность плавания на скорости 18 узлов составляет 8500 миль.

Комплектация

Экипаж корабля насчитывает 1960 человек, включая 200 офицеров. Также корабль укомплектован 626 чел. лётно-технического состава, включая 40 чел. командного состава. 3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе, спущен на воду в 1987 году. В 1990 году назван в честь Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Начало. Предыстория

1945 год Согласован руководством СССР стратегия дальнейшего развития Военно-морского флота страны. В планы руководства министерства обороны не входило строительство авианосцев.

Категорически против такой позиции выступал Н.Г.Кузнецов (главнокомандующий ВМФ), который понимал важность, и необходимость наличия в строю авианосцев – оружия будущего, как он считал.

Благодаря усилиям адмирала, эти корабли были внесены в планы проектирования

1953 год Кузнецов смог добиться понимания и его усилиями был утвержден план разработки легкого авианосца (кодовое название «проект 85»). Основная цель авианосца прикрытие от атак самолетами противника кораблей на море

Проект предполагал строительство 8-ми легких авианосцев. Первые два должны были приняты на вооружение к концу 1960 года

1955 год Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов был отправлен в отставку. Его место занял С.Г.Горшков, который не видел необходимости в развитии авиа несущих кораблей. Ведь руководством страны авианосцы были названы «оружием западного империализма»
60-е годы XX века «Проект 1123» – пробное использование противолодочных крейсеров для авианосного флота. Один крейсер мог размещать на своей палубе до 14 вертолетов КА-25. Проведя полноценные испытания проекта, стало понятно, что вертолеты не могут в полной мере обеспечить защиту кораблей в случае воздушной атаки
Вторая половина 60-х годов XX века Согласован и утвержден план, в основе которого лежало проектирование новых кораблей с возможностью размещение на борту самолетов с возможностью вертикального взлета.

В итоге появились корабли, разработанные по проекту 1143 («Киев»), скомплектовав самолетами ЯК-38.

Но, к сожалению, самолет ЯК-38 не был оснащен техническими и летными характеристика, позволявшими в полной мере осуществлять патрулирование зоны вокруг кораблей и при необходимости обеспечить прикрытие от воздушных атак противника.

В итоге, три боевых корабля типа «Киев» вместе с ТАКР (тяжёлый авианосный крейсер) проекта 114342 «Баку» который, по сути был улучшенным их вариантом, так и остались в составе вооруженных сил СССР крейсерами, чем авианосцами

1977 год Начало разработки авианосных кораблей проекта 11435. Один из кораблей в итоге получил название ТАКР «Адмирал Кузнецов»

История и боевые походы ТАКР

20 января 1991 года Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов» приписан для несения службы в штат Северного флота. В этот день на борту корабля поднят военно-морской флаг СССР
Май 1991 года Атомный авианосец «Адмирал Кузнецов» зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота
Декабрь 1991 года Крейсер «Кузнецов» отбыл в пункт прописки в поселок Видяево Мурманской области. Маршрут был произведен из Черного моря, обойдя вокруг Европы
1993 год Ознаменовался поступлением в состав авиационной группы корабля истребителей СУ-33
Декабрь 1994 — февраль 1995 год Проведение ремонтных работ главных котлов ТАКР «Кузнецов»
19 октября 1995 года При подготовке к полетам на борту «Адмирала Кузнецов» потерпел аварию вертолёт Ми-8. Во время рейда из-за сильных ветров летательный аппарат был опрокинут. Повреждений корабля не зафиксировано
23 декабря 1995 года Во главе отряда из двенадцати кораблей ТАКР (Тяжёлый авианесущий крейсер) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море. На борту крейсера находилась авиагруппа в составе 15 самолётов Су-33, одного Су-25УТГ и 11 вертолётов Ка-27. Во время похода проверены заявленные ТТХ авианосца «Адмирал Кузнецов».

Пролив Гибралтар был пройден через 10 суток похода

7 января 1996 года Крейсер ТАВКР «Адмирал Кузнецов» встал на якорь у берегов Туниса. За время этой стоянки — продолжавшейся до 17 января — был совершён обмен визитами с флотом США, в ходе которых совершались посадки как российских вертолётов на американский авианосец, так и американских вертолётов на палубу «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова».

Кроме того, был проведён провоз российских пилотов на двухместных палубных самолётах США. В числе других иностранных гостей 7 января 1996 года борт крейсера посетил командующий 6-м флотом США адмирал Дональд Пиллинг

Август 2000 года Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» принимал активное участие в крупных военных учениях, впоследствии включившись в операцию по спасению экипажа затонувшей подводной лодки К-141 «Курск». В результате этой трагедии был отменён второй поход на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года
С 2001 по 2004 год Крейсер находился на плановом среднем ремонте. Во время которого доработаны ТТХ «Адмирала Кузнецова»
27 сентября 2004 года В составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей в себя тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», БПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», атомную подводную лодку К-335 «Гепард» и суда обеспечения, авианосный крейсер вышел в Северную Атлантику.

Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника и тренировка корабельных лётчиков при проведении полётов с палубы. Во время этого похода также проводились лётно-конструкторские испытания многоцелевого палубного самолёта Су-27КУБ

18 октября 2004 года Во время похода произошла авария с учебным самолетом Су-25УТГ. При посадке, было, произведено была неправильна рассчитана траектория и произошло сильный удар шасси с посадочной палубой.

В результате сломалось одно из шасси самолета, самолет смог зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег

5 сентября 2005 года Крейсер-авианосец «Николай Кузнецов» во время похода в Северной Атлантике потерпел две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра.

Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик — подполковник Юрий Корнеев — успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе.

Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов.

Находясь в Средиземном море, российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» действовал совместно с флагманом «Пётр Великий».

За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов

15 ноября 2016 года Авиагруппа ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» начала боевые вылеты против ИГИЛ в Сирийской республике
6 января 2017 года Официально решено об уменьшении числа вооруженных сил России на территории Сирийской республики. Это означало и возвращение домой ТАКР «Адмирал Кузнецов».
8 февраля 2017 года Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» остановился на своем порете прописке — Североморска, завершив дальний боевой поход. Этот боевой поход длился около 4-х месяцев, пройдя около 18 тыс.морских миль.

Окончив боевой поход тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и ТАКР «Адмирал Кузнецов» сделали настоящий морской салют из 15 артиллерийских выстрелов


По данным Минобороны Российской Федерации во время несения боевой службы авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» совершила около 1200 вылетов, из них более 400 для выполнения боевого задания.

Имелись некоторые трудности с доставкой на корабль боевых запасов во время нахождения в открытом море.

вылетов совершила авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» во время несения боевой службы

Причина, в том, что обеспечение боеприпасами занимался корабль комплексного снабжения «Березина», но его списали и аналогов в составе ВМФ России не оказалось. Выполнение задачи по снабжению было поставлено плавкрану СПК-46150 — и задача была выполнена.

Проектирование и постройка

Проектирование

Командование министерство обороны утвердило план о начале строительства авианосных кораблей, которые могли бы принимать самолеты как вертикальным взлётом и посадкой, так и с традиционным.

В 1977 году задание по выполнению проектных работ было дано Невскому проектно-конструкторскому бюро.

1980 год. Закончены работы по подготовке эскизов будущего корабля. Для представления руководству работ было выполнено 10 проектов, в том числе и с атомным двигателем.

Пройдя все этапы, проект корабля и получил код «проект 11435».

Проект 11435 во многом отличался от кораблей ранних проектов, но к основным отличиям можно отнести:

  • Главный ракетный комплекс, по новому проекту, располагался внутри корабля;
  • Башенный корпус был построен с правой стороны с сильным выступом за обводы корабля.

Эти конструкторские решения дали возможность расширить площадь палубы, позволив тем самым осуществлять взлеты самолетов с традиционным методом взлета.

Май 1982 года. Проект 11435 согласован и утвержден в окончательном варианте.

Сентябрь 1982 года. Начало строительство первого авианосца на Черноморском судостроительном заводе № 444 в украинском городе Николаев.

Постройка и испытания

1 сентября 1982 года. На одном из стапелей Черноморского судостроительного завода произошла закладка будущего авианосца «Адмирал Кузнецов», получивший на тот момент название «Рига».

«Адмирал Кузнецов» был пятым по счету среди строящихся кораблей.

Именно при строительстве этого корабля была разработана и апробирована новая технология, суть которой заключался в том, что корпуса корабля изготавливались из крупных листовых блоков весом от 1200 до 1380 тонн.

26 ноября 1982 года. В этот день корабль был переименован, получив название «Леонид Брежнев», как дань и уважение после смерти генерального секретаря.


4 декабря 1985 года. В этот день корабль «Николай Кузнецов», в торжественной обстановке, спустили на воду.

8 сентября 1989 года . На авианосце круглосуточно стал нести дежурство экипаж, хотя и в неполном составе.

21 октября 1989 года. Авианосец «Тбилиси» (название на то время), готовый на 85% вышел в открытое море с целью определения готовности к лётно-конструкторским испытаниям: проводились испытательные полеты закрепленных за авианосцем кораблей, а также тестирование всех систем крейсера.


1 ноября 1989 года. В этот день состоялась первая посадка самолета на палубу крейсера. Самолет СУ-27К пилотировал летчик В. Г. Пугачев. Также 1 ноября произошел первый взлет самолета Миг-29К, пилотом был Т.О.Аубакиров. В связи с окончанием тестирования и контроля работ всех систем корабля в различных условиях он вернулся завод для достройки.

1 августа 1990 года. Крейсер приступил государственным испытаниям, которые длились около 5-ти месяцев. В результате государственных испытаний корабль проплыл более 16 тысяч морских миль, общее количество взлетов самолетов составляет около 450 раз.

25 декабря 1990 года. Объявлено о готовности авианосца к боевому дежурству в составе военно-морских сил и получив название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был передан от министерства промышленности министерству обороны.

Чертеж ТАКР «Адмирал Кузнецов»


Конструктивные особенности

Корпус

Для прочности с большим запасом корпус корабля изготовлен из цельных листов из сварной стали. Корабль в своем составе имеет 7 палуб и 2 платформы. По всему периметру корпуса оснащен вторым дном.


Помещение, где хранятся самолеты, оборудован разборными огнеупорными перегородками. Эти перегородки делят его на 4 отсека.

Помещение (так называемый ангар) оборудован комплексом, позволяющим за счет цепной передачи осуществлять транспортировку самолетов. Благодаря такому конструкторскому решению появилась возможность отказаться от применения внутри корабля больших тяговых тракторов.


При формировании технического задания к «проекту 11435» была поставлена задача увеличить площадь на авианосце для использования ими для взлетов и посадок как традиционным способом так и с вертикальным взлетом.

В итоге площадь была увеличена до 14,8 тыс.м 2 , что примерно в 2,6 раза больше, чем у тяжелых авианесущих крейсеров более ранних проектов. Размеры помещения для хранения летательных аппаратов был увеличен (153,2×26,4×7,1 м против 130,4×22,7×6,7 м на авианосце «Минск»).

Для оказания поддержки при взлете палубной авиации традиционным способом установлен трамплин с углом подъема примерно в 14,3 градуса.

Защита корпуса

Решения по защите корпуса корабля от атак противника является уникальной для своего времени. Отсеки для хранения и использования и помещения с боеприпасами имеют защиту в виде коробчатой брони.

Защита корабля от торпед кораблей противника состоит из трех продольных переборок, средняя оснащена несколькими слоями. Общая ширина защиты составляет 4,52 м.

Площадки для взлёта и посадки

Для помощи пилотам при посадке самолетов разработаны и установлены:

  • комплекс аэрофинишеров;
  • уникальная система оптическая система посадки «Луна».

Площадки для традиционного взлета

Поверхность полетной палубы была обработана специальным составом, которая не позволяем самолетам скользить при взлете и посадке, а также это покрытие является термостойким, позволяющая выдерживать нагревание до 500 градусов. Это покрытие получила наименование «Онега».


Площадки для СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки)

Отдельно на полетной палубе выделены 3 площадки для самолетов вертикального взлета и посадки. Площадь каждой площадки около 100 м2 (10×10). Поверхность настелена специальными плитками АК-9ФМ, позволяющие выдерживать нагрев до 745 градусов.


Чтобы обеспечить защиту обслуживающего персонала и технического состава от сильных выхлопов двигателей самолетов на палубе смонтированы отклоняемые щитки - дефлекторами. Кроме того, стартовые позиции оборудованы гидравлическими упорами (задержниками), удерживающими самолет на месте перед стартом, и утапливаемыми по команде оператора.

Для обеспечения посадки на корабле установлены аэрофинишёры «Светлана-2»: четыре металлических троса, натянутые поперек посадочной палубы с интервалом 12 метров.

«Надежда»

система подъема аварийного подъема, установленная на авиакрейсере

Тросы связаны с тормозными гидравлическими машинами, обеспечивающими полную остановку самолета через 90 метров пробега с перегрузкой не более 4,5 g. Трос четвёртого аэрофинишёра (четвёртый от кормы) также связан с системой подъёма аварийного барьера «Надежда».

В походном положении тросы утоплены в специальных выемках в палубе, и поднимаются в рабочее положение с помощью гидравлики непосредственно перед посадкой самолёта.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до — 180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см 2 и температура 470°С. Движители - 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Экипаж

Корабли, разработанные по проекту 11435 по плану должны быть оснащены составом:

  1. Всего экипаж - 1980 человек

В том числе:

  • офицеры – 520;
  • мичманы – 322;
  • матросы — 1138;
  1. Авиагруппа - 626 человек.

В итоге получается на корабле предполагается — 2606 человек. А если в походе крейсер является флагманом, то на корабле дополнительно будут расположены 55 человек (командиры и штаб).


Места для сна и отдыха экипажа являются довольно приемлемыми и удобными, чтобы провести длительные морские командировки.


Вооружение

Главный ударный комплекс

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Гранит» с 12-ю крылатыми ракетами в шахтах. Тяжёлые ракеты способны доставлять 750-кг боевую часть на расстояние до 550 км.


П-700 «Гранит» (3М45) — противокорабельный ракетный комплекс на ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Зенитное вооружение

  • 4х2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик». Боекомплект 256 ракет и 48 000 30-мм снарядов, дальность поражения: ракетами 1500-8000 м; пушками 500-4000 м;
  • 24 модуля ЗРК «Кинжал», боезапас каждого модуля — 8 ракет в барабане, так что в целом боекомплект составляет 192 ракеты. Дальность поражения 1500-12000 м;
  • 6 башенных шестиствольных 30-мм установок АК-630М (48 000 снарядов).

Противоторпедное вооружение

  • 2 бомбомёта РБУ-12000 комплекса «Удав» (60 реактивных глубинных бомб).

Авиационное вооружение


В соответствии с заданием Минобороны, создан авианосец «Адмирал Кузнецов», характеристики которого обеспечили размещение палубной авиации, состоящей из:

  • 26 самолётов Як-141, МиГ-29К и Су-27К(Су-33);
  • 18 противолодочных вертолётов Ка-27 или транспортно-боевых Ка-29;
  • 4 вертолёта радиолокационного дозора Ка-27РЛД (Ка-31);
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.

По факту, из-за нехватки средств авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», характеристики которого допускают размещения большего числа самолетов, несет на себе авиагруппу сокращённого состава:

  • 14 истребителей Су-33;
  • 2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ;
  • 2 истребителя МиГ-29К;
  • 2 учебно-боевых МиГ-29КУБ;
  • 15 вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС;
  • 2 вертолёта Ка-31 радиолокационного дозора.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • 1 радиолокационный комплекс «Марс-Пассат»;
  • 1 радиолокационная станция МР-750 «Фрегат-МА»;
  • 2 радиолокационных станции МР-360 «Подкат»;
  • 3 радиолокационных станции «Вайгач»;
  • боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • гидроакустический комплекс «Полином-Т»;
  • гидроакустическая станция «Звезда-М1»;
  • комплекс РЭБ «Созвездие-БР».

Кормовой участок полётной палубы «Адмирала Кузнецова» во время боевого похода 1995-1996 год

Технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Водоизмещение, т:

Основные размерения, м:

Мощность, л.с. (кВт):

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль:

Экипаж по проекту, чел:

Вооружение

Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»

Радиоэлектронное вооружение

БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Командиры

С момента спуска на воду и по настоящее время тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был под командованием следующих офицеров:

Фотография ФИО и воинское звание Годы командования кораблем

Капитан 1 ранга Виктор Степанович Ярыгин 1987-1992 гг

Капитан 1 ранга (контр-адмирал) Иван Фёдорович Санько 1992-1995 гг
Контр-адмирал Александр Владимирович Челпанов 1995-2000 гг
Капитан 1 ранга Александр Васильевич Турилин 2000-2003 гг
Капитан 1 ранга Александр Петрович Шевченко 2003-2008 гг
Капитан 1 ранга Вячеслав Николаевич Родионов 2008-2011 гг
Капитан 1 ранга Сергей Григорьевич Артамонов С 2011 года

Авианосец - тип военного корабля, в состав которого входит определенное количество боевой авиационной техники, она же и представляет собой основную ударную силу. На его борту имеется взлетная полоса требуемой длины для разбега самолетов, ангары, средства для заправки, технического обслуживания и контроля полетов. Несмотря на свои большие габариты, авианосец - высокоманевренный корабль и достаточно быстро реагирует на сигналы дислокации. Одним из представителей подобной военной техники является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Об этом подробнее далее.

Подобные корабли используются множеством стран для несения дежурных служб вдоль водных границ того или иного государства. Также они предназначены для содействия при вторжении вражеских сил на территорию. Используются для уничтожения различных вражеских лодок, а также для поражения воздушной техники, которая находится над водным пространством и в прибрежной зоне.

Авианосец должен обладать мощной энергетической установкой и большим запасом топлива, для того чтобы на протяжении длительного периода пребывать на расстоянии от берега.

Исторический путь

Первые шаги по возведению вышеуказанного крейсера были проделаны на в 1982 году. Он неоднократно менял название в связи с историческими событиями. Наконец в 1990 году, после продолжительных ходовых испытаний, на борту появилось окончательное его имя - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». И через год уже тяжелый авианесущий крейсер стоял на военно-морском вооружении России. Это достоверный факт.

Во время начала строительства на вооружении уже имелись авианесущие Каждый из них выполнял определенные функции. Однако корабль «Адмирал Кузнецов» имел существенное отличие. То есть он обладает удлиненными размерами палубы. Это позволило самолетам совершать традиционный тип взлета и посадки.

После распада Советского Союза, в начале 1990-х, ВМФ России достаточно обеспокоилось тем, что власти Украины могут предъявить претензии на владение крейсером. Поэтому в конце 1991 года он был секретно транспортирован в город Североморск, который являлся новым местом базирования авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Начиная с этого времени, он проходит множество испытаний различного характера. Также он пополняется новой боевой единицей - серийными истребителями СУ-33.

В 1995 году, в честь празднования 300-летия существования Российского флота, авианосец-крейсер «Адмирал Кузнецов» выдвинулся в поход в Средиземное море. Пройдя остановился у берегов Туниса. В то же время там присутствовало и американское судно. Это позволило выполнить некоторые тренировочные испытания совместно. По словам очевидцев, на протяжении совместной стоянки двух авианосцев совершались соответствующие взлеты и посадки авиационной техники как со стороны российского, так и американского флота. Некоторые военнослужащие РФ даже смогли прокатиться на воздушной технике США. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не разочаровал и в дальнейших учениях которыми командование осталось довольно. Но не обошлось и без негативных сторон. На протяжении всего морского плавания наблюдался постоянный сбой энергетической установки, и встречались неполадки других систем корабля. Это свидетельствовало о его неполной боевой готовности. И уже спустя короткий промежуток времени после прибытия домой, после досконального ремонта, крейсер «Адмирал Кузнецов» снова отправился в очередной путь. Не без его участия прошла операция «Курск» в 2000 г.

В 2004 году крейсер «Адмирал Кузнецов» совершил поход в Северную Атлантику совместно с девятью кораблями Северного флота. Основной целью поездки было испытание взлета и посадки нового истребителя СУ-25КУБ. Далее последовали регулярные выезды на дежурства (2005-2007 гг.). А в 2007 году крейсер отправился в очередное плавание в Средиземное море, где все прошло удачно.

Конечно же, кроме успешных плаваний, на борту авианосца случались и аварийные ситуации, от чего не застрахован ни один суперсовременный боевой корабль в мире:

  1. Первое происшествие случилось в конце 2004 года. В результате очередного выезда произошла небольшая авария на борту крейсера при посадке на палубу СУ-25УТГ. Но, к счастью, все обошлось только повреждением шасси самолета, а корабль значимых потерь не понес.
  2. Также несчастье настигло авианосец в начале осени 2005 года в Северной Атлантике. Здесь крейсер «Адмирал Кузнецов» понес более весомые потери. При заходе на посадку двух истребителей СУ-33 один не удержался и упал в воду. Летчик катапультировался уже на большой глубине. Второй аппарат совместными усилиями экипажа сумели сохранить. Затонувшую машину, которая содержала секретные технологические разработки, пытались уничтожить с помощью водяных бомб. Однако этого сделать не удалось. Причиной чрезвычайной ситуации оказался обрыв троса авиафинишера.
  3. Следующее чрезвычайное происшествие произошло в январе 2009 года. Во время пребывания в турецком порту Акзас-Карагач случился внезапный пожар в носовой части палубы. Экипаж сумел самостоятельно справиться с данной ситуацией, но при этом погиб матрос. Сам авианосец существенных повреждений не понес.

На сегодняшний день корабль «Адмирал Кузнецов» является одним из представителей тяжелой морской артиллерии. Основные его задачи - поражение целей определенного характера, которые несут угрозу государству. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» достойно смотрится наряду с подобными боевыми единицами различных стран. Разве может не впечатлить громадное двадцатиэтажное строение, которое беспрепятственно движется по водной стихии? На борту авианосца имеется 8 котлов и 4 С их помощью он может разогнаться до максимальной скорости в 29 узлов. В таком темпе он преодолевает до 3800 миль, при скорости в 18 узлов - 8500 миль. Для того чтобы убедиться в его мощности, как минимум можно взглянуть на авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого представлено в данном тексте.

Особенности конструкции

Здесь есть много интересного. Модель «Адмирал Кузнецов» имеет следующие палубы: гладкую и дополнительную взлетную. Это немаловажные элементы конструкции. В хвостовой части корабля имеется взлетный трамплин, то есть по архитектуре данный корабль является гладкопалубным. Это существенная особенность конструкции. Здесь же имеется угловая полетная палуба, площадь которой 14 700 м², и развитая надстройка по правому борту. Существующий трамплин, который расположен в носовой части, обладает углом схода 14 градусов. Его выполнение является интегральным с корпусом данного авианосца, который имеет по высоте 7 палуб и две необходимые платформы.

Ходовая часть

Как уже было сказано, данный авианесущий крейсер обладает усовершенствованной энергетической установкой. В ее состав входит 8 паровых котлов и 4 турбины, каждая из которых имеет мощность 50 000 л. с. В результате этого данная система способна разгонять громадную машину до 29 узлов и удерживать такую скорость на протяжении длительного времени. Также указанная энергетическая установка имеет дополнительные контейнеры для топлива. С помощью подобной системы данный тяжелый авианесущий крейсер способен длительное время пребывать на воде. Предельная дальность передвижения при скорости в 18 узлов примерно составляет 8500 миль.

Вооружение

В этом плане определена соответствующая комплектация. Вооружение на корабле «Адмирал Кузнецов» представлено авиационной техникой и ракетно-пусковыми установками. Это существенный факт. К первому виду относится всевозможная боевая авиация России. Сюда включаются около 28 самолетов (истребители серии СУ-33, МиГ-27К, ЯК-141) и 24 боевых вертолета.

Кроме этого, в состав авианосца входит ряд ракетных установок ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. Данные устройства в любой момент могут как нанести нацеленный удар противнику, так и предотвратить поражение торпедой или ракетой. По всей вероятности, в ближайшем будущем они будут усовершенствоваться в результате полной модернизации указанного корабля.

Радиоэлектронное оборудование

Это также является важным оснащением. Радиоэлектронное оборудование на авианосце «Адмирал Кузнецов» позволяет постоянно иметь картину точного местонахождения подобной техники поблизости. Оно включает в себя систему «Лесоруб», многофункциональное устройство «Марс-Пассат». Также сюда входят такие приспособления, как «Фрегат-2М», позволяющий обнаруживать цели в трехмерном пространстве, и «Подкат» - для обнаружения авиационной техники на низких высотах. Еще данный корабль обладает определенными системами связи и контроля полетов. Все это позволяет точно определять положение противника и наносить эффективные удары, а также иметь постоянную связь с союзниками.

Технические характеристики данного крейсера

Здесь учитывается следующее:

  • Основным производителем авианосца «Адмирал Кузнецов» является причерноморская компания по строительству боевых кораблей в городе Николаеве.
  • Разработчик - ОАО "Невское ПКБ".
  • Максимальная скорость корабля составляет 29-30 узлов. Обычная же ходовая - 18.
  • Максимальная дальность при оптимальном движении составляет 18 000 миль.
  • В автономном режиме может проработать около 45 дней.
  • Обладает водоизмещением в 58 500 т.

Экипаж

Конечно же, для поддержания авианосца «Адмирал Кузнецов» на плаву необходимо значительное число квалифицированного экипажа. В его состав входит 1960 человек, из них 200 - офицерского состава. В связи с тем что основная боевая мощь представлена авиационной техникой, на борту имеется 626 летчиков. Из них командный состав насчитывает 40 человек. Также на указанном корабле находится 3857 необходимых помещений. Сюда входят 387 кают, 50 душевых и 6 столовых, 120 складских помещений.

Усовершенствование

Хотя авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже на протяжении многих лет доказывает свою полную боевую готовность и достаточно эффективно выполняет поставленные перед ним задачи, как и вся техника, он требует соответствующей современной модернизации. Конструкторы и разработчики корабля не собираются останавливаться на достигнутом и уже в ближайшем будущем планируют усовершенствовать данную боевую машину, придав ей дополнительную мощность и установив дополнительное современное вооружение.

В первую очередь модернизация коснется энергетической установки, так как это самое проблематичное место и часто приводит к незначительным поломкам. Планируется заменить существующую котлотурбинную установку. В этом плане рассматривают несколько вариантов, то есть собираются осуществить замену на газо- или ядернотурбинную установку. Таким образом, ограничится число поломок, а также добавится дополнительная несущая мощность корабля.

Некоторому изменению поддастся и вооружение. В будущем возможна ликвидация ракетных установок «Гранит». Вследствие этого увеличится площадь стояночных мест самолетов, а соответственно, и количество самих авиационных единиц. Также замене на усовершенствованные зенитные приспособления среднего радиуса действия подлежат и ракетно-пусковые установки «Кинжал». Это является немаловажным. Для установок ближнего радиуса действия планируется заменить существующие на комплекс «Панцирь-С1». В его число войдет 4-6 зенитно-артиллерийских приспособлений. При всем этом на указанный авианесущий крейсер планируется установление современной системы радиоэлектронного оборудования. С его помощью в будущем будет отслеживаться взаимодействие с остальными боевыми кораблями.

В качестве пусковой системы планируется оснастка авианосца катапультами. Так как никто в дальнейшем не собирается отказываться от взлетной полосы и трамплинов, то, соответственно, они будут находиться на угловой палубе. Для обеспечения запуска с помощью паровых катапульт необходимо иметь ядерную энергетическую установку. К этому и стремятся разработчики. Но если корабль будет иметь газотурбинную установку, то паровые катапульты заменятся на электромагнитные. Данное приспособление не является новшеством в боевом судостроительстве. Множество зарубежных авианосцев уже имеют подобную систему в своем пользовании. Также она проходила испытание и нашими разработчиками еще при существовании Советского Союза. Поэтому стоит правильно ее вписать в конструкцию корабля «Адмирал Кузнецов».

В число будут входить истребители МиГ-29К в количестве 26 штук и вертолеты (от 18 до 28 единиц). В целом выпуск обновленного крейсера «Адмирал Кузнецов» планируется на 2020 год. К этому времени уже ожидается выпуск истребителей нового поколения Т-50, которые, несомненно, появятся и на борту корабля.

Даже страшно представить возможности обновленного крейсера, включая во внимание уже существующие!

Сегодняшнее состояние корабля

На сегодняшний день данный тяжелый авианесущий крейсер стоит на защите интересов России. В целом он исправно справляется с поставленными задачами. Он имеет усовершенствованное вооружение и способен предотвратить практически любое вражеское вторжение. И именно его поход в Средиземное море и Северную Атлантику возобновил присутствие российского морского флота в Мировом океане. Такие типы боевых кораблей, как указанный крейсер, имеются на вооружении большинства стран. Поэтому российские разработчики прилагают максимум усилий для его модернизации.

Заключение

Ознакомившись с изложенным выше, каждый может представить, что собой представляет, какие функции выполняет, а также какой военной техникой обладает авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В целом данный корабль определенно является внушительной боевой единицей армии Российской Федерации.