Форма интерпретации положений корана и сунны. Мусульманское право

Иджма

Иджма рассматривается как “общее согласие мусульманской общины”. Один из адатов гласит: "То, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Такое положение позволяло и сейчас позволяет докторам ислама создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям жизни. Отвергаемая некоторы-ми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, она использует-ся для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполага-емой, но сила последней во много меньше.

Для того чтобы норма права была основана на иджме, необяза-тельно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма со-ответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не име-ет ничего общего с “обычаем” (орф). Требуемое единство - это единство компетентных лиц (муджтахидов и факихов) - фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона.

Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкреп-ляют мнение, высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: “По удачному выражению Сноук-Юргронье, - пишет Эду-ард Ламбер, - иджма в настоящее время представляет собой единствен-ную догматическую основу мусульманского права. Коран и Сунна - это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий уважению ортодоксальности акт, как и верующий ка-толик, который хотел бы сам установить смысл церковных текстов, из-данных в подтверждение ее догм... Этот третий источник мусульманско-го права - иджма - имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независи-мо от их происхождения подлежат применению” 1 .

1 Lambert E. Fonction du droit civil compare. 1908. P. 328

Кияс

Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли “сочетать откровение с разумом человека”. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.

Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Благодаря наличию рассуждения по аналогии, создана возможность рационального толкования источников мусульманского права; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.

Учёные-богословы, независимо от того, какую религию исповедуют, занимаются трактовкой источников, дискутируют по поводу тех или иных догм, разъясняют простым смертным положения обязательных к прочтению книг. В исламе, во избежание многозначности трактовок Корана и Сунны, используется иджма. Иджма - это единогласие муджтахидов одного поколения по поводу норм Шариата.

Понятие

Об иджме имеет смысл говорить, когда все учёные одной общины приходят к единому мнению. Если хотя бы один муджтахид высказывается против, то иджма как таковая отсутствует.

Иджма - это согласие именно учёных-богословов, исповедующих ислам. Мнение простых смертных в расчёт не принимается. Также не является значимым результат обсуждения Корана другой общиной.

Поскольку иджма - это умозаключение, она может считаться доказательством, но не которую преподносят Аллах и его пророк Мухаммед. К иджме не относится достижение согласия по поводу иных, не шариатских норм. Коран, Сунна, иджма - основные источники Шариата. К используемым богословами трактовкам также относится кияс, о котором речь пойдёт ниже.

Предназначение иджмы

Главные книги всех мусульман - Коран и Сунна. В источниках подробно указывается, каким должен быть образ жизни правоверного, что можно и нельзя делать исповедующему ислам, как поступать в тех или иных ситуациях. Однако Аллах и его пророк Мухаммед дают общие рекомендации (хотя в Сунне многие положения конкретизируются), а в жизни достаточно частностей, следовательно, требуются детальные разъяснения. Для этого и существует иджма.

Виды

Богословы выделяют два вида иджмы: окончательная и предполагаемая. В первом случае имеется в виду положение, с которым согласны все без исключения мусульмане (обязательная пятикратная молитва, запрет на и т. д.). Если человек не согласен с этими доводами, значит, его вера не столь сильна.

Единогласное мнение не должно идти вразрез с догмами Шариата. Иджма, противоречащая Корану, недостоверна, неубедительно доказана, отменена либо всё-таки содержит разногласия.

Условия

Общее заключение по поводу той или иной нормы должно быть подтверждено. Доказательства базируются на высказываниях или содержании компетентных источников.

С принятием иджмы запрещаются все предыдущие разногласия по рассматриваемому вопросу. Допускается отмена предыдущей принятой муджтахидами позиции. Тогда появляется новое мнение.

Чтобы принятое мудрецами общины решение вступило в силу, не нужно ждать окончания века. Достижение консенсуса между учёными делает выполнение предписания обязательным для мусульман с момента вступления правила в силу. Иджма - это то, что касается всех правоверных, независимо от статуса.

Среди богословов нет единого мнения по поводу того, считать ли иджмой молчание. Кто-то считает, что отсутствие порицаний, негативных высказываний - это своего рода согласие, следовательно, может рассматриваться как иджма. Другие муджтахиды считают отсутствие реплик лишь доказательством правоты выступающего. Третьи не придают молчанию никакого значения, а четвёртые утверждают, что иджма имеет право на существование, если поколение учёных покинуло этот мир до того, как кто-либо из мудрецов общины успел выразить несогласие.

Степени

Поскольку к единому доводу приходят разными путями, степени иджмы могут быть следующие:

  • словесная: точка зрения по рассматриваемому вопросу выражается посредством речи, используются слова «разрешено», «обязательно» или «запрещено»;
  • молчаливая: члены общины не соглашаются и не возражают, что, как указывалось выше, некоторыми богословами не считается иджмой;
  • достигнутая без разногласий вслед за подвижниками;
  • установленная в результате исключения различных точек зрения после подвижников.

Богословы сами не устанавливают норм, отсутствующих в Коране и Сунне. Муджтахиды лишь трактуют основные источники Шариата с точки зрения религиозных догматов и юридических норм. В исламе эти понятия практически идентичны, так как считается, что правовая сфера (как и другие стороны жизни мусульман) регулируется Аллахом и Посланником.

Под киясом понимается суждение по аналогии. Если в основных источниках нет конкретных указаний относительно тех или иных действий, то правила формулируются на основе иных положений.

Кияс включает четыре составляющих:

  • норма для проведения аналогии;
  • правило, на которое устанавливается аналогия;
  • нормы первого положения, распространяемые на второе;
  • единство положений в соответствии с Шариатом.

Например, Коран запрещает пить вино, однако ничего не говорит о пиве. Но пиво тоже содержит алкоголь. Благодаря киясу запрет распространяется и на пенный напиток. Исходной нормой считается исключение вина, аналогией - употребление пива, распространяемой нормой - запрет, а единством положений - вероятность

Коран, иджма, Сунна, кияс - основа жизнедеятельности мусульман. Коран является правообразующей сущностью, так как содержит непосредственные высказывания Аллаха. В Сунне приводится всё, исходящее от Пророка, речи которого приравниваются к словам Аллаха. Также слово «Сунна» трактуется как неполное соответствие требованиям Шариата.

Иджма

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины».

Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название «иджтихад». Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе, а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты).

Иджма

Иджма- (араб. - «единогласие», «единодушное мнение») - один из четырех основных источников мусульманского права Словарь- справочник молодого мусульманина Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде Серия Золотой фонд исламской мысли Издательство Ансар, 2007 г.,265 стр.

Под иджмой понимается установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших авторитетных знатоков фикха по вопросам, однозначно не урегулированным Кораном и Сунной. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую - нормы, сформулированные на основе иджмы, и умозаключения по аналогии (кияс). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Авторитетом при этом пользуются единогласные решения сподвижников Мухаммада, поскольку при жизни пророка все спорные вопросы решались при его посредничестве и фиксировались в хадисах, а после его смерти в 632 г. четыре первых «праведных» халифа, Умар, Усман и Али ибн Аби и другие сподвижники, решая конкретные споры, обращались к Корану и Сунне Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 1996. С.312. Вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако традиция связывает возникновение понятия «иджма» с деятельностью «семи факихов Медины», живших во второй половине VII в. Положение об иджме как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии, однако в это понятие он вкладывал только то, что было выработано мединскими факихами. Абу Ханифа же выдвинул мнение, что иджмой можно считать единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм признавал только решения сподвижников пророка. Некоторые же правоведы считали иджмой единое мнение только четырех «праведных» халифов. Считается, что она выражает мнение всей общины мусульман. По существу, концепция иджмы лежит в основе признания ведущими мусульманскими правовыми толками системы источников фикха, причем в каждом из толков складывается собственная иджма, которая отражает учение его ведущих представителей и является гарантией правильности их выводов. Выделяются разные категории иджмы: общее решение, принятое при гласном обсуждении; не обсуждавшееся решение, вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах; решение одного человека, ставшее известным всем и против которого не было сделано каких-либо возражений. Ханафиты признавали единогласное мнение только тех сподвижников, хадисы которых они считали достоверными, а также общие решения, исходящие от местных муджтахидов. Часть их также признавала решение одного человека. Маликиты признавали только две первые категории. Шафииты признавали иджму по тем же критериям, однако расценивали ее как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Ханбалиты принимали все три категории мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания и рассматривая все это как единый источник. Таким образом, только в ханафитском мазхабе иджма стала правотворческим институтом.

В целом же иджма позволяет мусульманским правоведам обосновывать введение новых норм фикха на основе иджтихада, по-новому толковать предписания Корана и Сунны и даже заменять отдельные предусмотренные ими правила поведения другими, сформулированными рациональным путем. Поэтому в настоящее время иджма рассматривается в качестве важного инструмента реформ, приспособления фикха к потребностям современного общества.

Кияс

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налетаЮридическая энциклопедия, под ред. М. Ю. Тихомирова. - М. 1997г.

Как дополнительный источник права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе, а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабского завоевания или подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права, в частности у народов, населяющих нашу страну Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. - М., "Аванта +". 1996г..