Елена равноапостольная константинопольская царица. Елена равноапостольная

День святых Елены и Константина — 3 июня.

Память правителя Римской империи равноапостольного

царя Константина и матери его царицы Елены

православная церковь чтит ежегодно 3 июня.

Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом,

не позволяющим преследовать приверженцев христианской

религии, Константин с детства впитал особое уважение

к вере. Став правителем, он направил все свои усилия,

чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена

во всех странах, подвластных ему. Царица Елена, мать

Константина, также совершила огромное множество

благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию

сына, даже привезла из Иерусалима тот самый

Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа,

за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Для Елены...

Поздравление Елене

Был прав Парис, что предпочел

Богиням греческим Елену!

Пусть этот факт к войне привел

И пали Илиона стены.

Но что народы и цари!

Что города их проживанья!

Коль красоту избрал Парис

Своим предметом обожанья!

То было в древние года,

Давно легендой Троя стала.

А вот Елена навсегда

Прекрасным символом осталась!

@Имена в стихах

Для Константина

Есть легкие вина,

Есть крепкие вина,

А за Константина -

Нужна середина.

Нужна середина

Совсем не пустая.

Нет, за Константина -

Нужна золотая!

Нашли середину.

Так грянем трикрат:

Виват Константину!

Виват! Виват! Виват!!!

Значение имени Елена

Женское имя Елена имеет греческие корни и произошло

от слова “хеленос”, означающего “свет”, “светлая”,

“сияющая”. Первоначально оно произносилось “Селена”

(именно так греки называли луну), а потом преобразовалось

в Елену. На Руси это имя всегда было прообразом женской

красоты, этакой тонкой, умной и податливой

Елены Прекрасной. Интересно, что популярность имени

Елена пережило много столетий и в настоящее время оно

является таким же распространённым и популярным,

как раньше.

Характеристика имени Елена

Характер Елены отличается эмоциональностью и

жизнерадостностью. Она, как правило, очень общительная,

открытая, добрая, обаятельная и остроумная женщина,

которую привлекает всё прекрасное. В детском возрасте

это немного замкнутый, скромный и послушный ребёнок.

Учится маленькая Елена хорошо, но старательности

обычно не прилагает. Зато она любит помечтать, может

даже выдумать целый собственный мир, в котором она

богатая, пышно живущая, уверенная в себе красавица.

Взрослая Елена часто бывает довольно ленивой, но в целом

работу любит. Она легко находит общий язык с людьми,

умеет красиво флиртовать с мужчинами и дипломатично

избегать конфликтов. Друзей у неё очень много, но не всем

Елена раскрывается полностью. Поскольку она бывает очень

доверчивой, её легко обмануть. Такого друга обладательница

этого имени не простит, да ещё и попытается его наказать.

Совместимость со знаками Зодиака

Имя Елена подойдёт многим знакам Зодиака, но лучше всего

назвать им девочку, рождённую под покровительством Рака,

то есть с 22 июня по 22 июля. Попеременно открытый и

меланхоличный Рак во многом похож на Елену, которая под

его влиянием будет чувствовать большую потребность в семье,

домашнем уюте, но вместе с тем в обществе проявит

очарование и коммуникабельность. Кроме того, она станет

домовитой, чувствительной, богемной, доброй,

дипломатичной, ценящей семейные традиции и любящей

посидеть в одиночестве.

Плюсы и минусы имени Елена

Какие же плюсы и минусы можно отметить в имени Елена?

Положительно это имя характеризует его нежная красота,

привычность, хорошее сочетание с русскими фамилиями и

отчествами, а также наличие множества благозвучных

сокращений и уменьшительно-ласкательных форм,

таких как Лена, Леночка, Еленка, Ленуся, Ленуля, Ленчик.

А если учесть, что характер Елены также вызывает больше

позитивных, чем негативных эмоций, то явных минусов

в этом имени не просматривается.

Здоровье

Здоровье у Елены довольно крепкое, но у многих обладательниц

этого имени на протяжении жизни отмечаются проблемы с

поджелудочной железой, почками, кишечником или

позвоночником.

Любовь и семейные отношения

В семейных отношениях Елена проявляет большую заботу

о муже и детях, но всегда даёт понять, что стирка и уборка —

это не то, чем бы она хотела заниматься. В юности

довольно влюбчивая Елена, встретив своего будущего

супруга, преображается и, как правило, очень ревниво

относится к тому, что у мужа есть какие-то отдельные

от семьи увлечения. В спутники жизни она выбирает

мужчину со статусом или материальной перспективой,

но случается, что она влюбляется в человека, которого

просто пожалела.

Профессиональная сфера

Что касается профессиональной сферы, то из Елены

может получиться успешный художник, актриса, писатель,

журналист, психолог, дизайнер интерьеров, архитектор,

режиссёр, массажист, парикмахер.

Именины

Именины по православному календарю Елена отмечает

Римского цезаря святого равноапостольного Константина Великого (324 — 337 гг.) и его мать святую равноапостольную царицу Елену можно назвать самыми выдающимися личностями среди канонизированных святых в истории христианства средних веков.

Святые Константин и Елена издревле изображались на иконах и почитались как укрепившие христианство. Во время царствования Константина был положен конец трехвековому гонению христиан в Римской империи. Не будучи крещеным, царь Константин всю жизнь ратовал за возвращение христианам их святынь, строительство новых церквей и распространение Христовой веры. Мать императора, святая равноапостольная царица Елена, также прославилась своими подвигами во имя Христа. Главный подвиг - воздвижение Креста Господня.

Изображение Животворящего креста можно видеть на иконах св. Константина и Елены. Все силы святая царица отдавала на строительство новых храмов в Святой земле. За свои заслуги в распространении и покровительстве христианства святой Константин Великий и святая Елена были канонизированы Церковью как равноапостолы.
На русской православной иконе они изображены в дорогих императорских одеждах и золотых коронах, украшенных драгоценными камнями. Между ними находится высокий семиконечный крест, который каждый из них поддерживает одной рукой.

Значение христианской иконы святых Константина и Елены

В православной русской иконописи существует множество видов икон: иконы Спасителя и Богоматери, мерная икона, семейная икона, венчальная икона, а также много других видов икон святых. Многие из них признаны чудотворными, чудодейственными и просто сильными
Христианская икона с изображением равноапостольной святой царицы Елены и ее сына святого равноапостольного Константина с крестом между ними считается сильной православной святыней. К ней возносятся молитвы о материальном благополучии, о начале важных дел, помощи в продвижении бизнеса и успехе на политическом поприще. Кроме того, эти они считаются покровителями семьи. Перед христианской иконой Константин и Елена верующие молятся об укреплении семьи, о плодородии посевов и в бесплодии, в различных недугах и просьбах об укреплении веры.
Православная икона святых Константина и Елены – замечательный оберег и подарок на день ангела, к юбилею.

Где купить икону святых Константина и Елены

Многие старинные иконы считаются сильными и даже чудотворными, способными разрушить невзгоды и недуги для тех, кто прибегает к ним с искренней и сердечной молитвой. Такой сильной иконой можно считать и икону свт Константина и Елены, помогающую в делах и поступках.
Красивую икону можно купить в православном храме, купить в христианском интернет-магазине, а также вышить крестиком или бисером. Наряду с удовольствием, которое вышивальщица получит в процессе работы, Вы получаете замечательную икону, которую можно подарить друзьям или оставить себе как семейную святыню.

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок - плод их первой любви - также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать - святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным - там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор - бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году - 19 марта и 3 июня - и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка - княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном - императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

Не так давно коллекция моих артефактов пополнилась Римской монетой датируемой IV веком с изображением Святой Елены. Из истории мы знаем, кем была Елена, и какой вклад внесла эта женщина в распространение христианства.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях ».

(Хронография Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного Василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи (Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме, Аньоло Гадди, 1380 г.).

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

Флавия Юлия Елена Августа, равноапостольная царица Елена, святая Елена – всё это имена матери римского императора Константина I, которая вошла в историю благодаря своей деятельности по распространению христианства и обретению Гроба Господня и Животворящего Креста в ходе раскопок в Иерусалиме. 21 мая (3 июня) по юлианскому календарю совершается празднование царя Константина I и матери его царицы Елены.

Приблизительные годы жизни Елены - 250-337 гг. н. э. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана, недалеко от Константинополя. Позже её сын, император Константин Великий, переименовал его в Еленополис (сегодня Херсек). В начале 270-х годов Елена стала женой будущего цезаря Констанция Хлора.

27 февраля 272 года Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. В 305 году Константин был поставлен отцом-императором западной части Римской империи, а в 330 году официально перенёс столицу Римской империи в Византию и нарёк его Новым Римом.

В 324 году сын Елены провозгласил её «августой»: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою Елену и позволил ей, как царице, чеканить свою монету» и распоряжаться царской казной. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina («благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР - и тогда он одержит победу («и сим победиши»). А на следующий день Константину было видение креста в небе. Так и вышло, Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенёс свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён в 326 году. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) пишут, что за время пребывания на Святой Земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
. на Голгофе - храм Гроба Господня;
. в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
. на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа.

Житие святой Елены, описанное позднее в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо перечисленных, входят:
. в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
. в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
. в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
. у Тивериадского озера - храм Двенадцати Апостолов;
. на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
. на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
. у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины, - церковь, посвящённая Богородице, и башня для монахов

Согласно описанию Сократа Схоластика, царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку).

В 326 году, когда царица Елена возвращалась из Палестины в Константинополь, шторм заставил царицу Елену укрыться в бухте на Кипре. Существует много преданий о посещении царицей Еленой острова святых, но фактом остаётся то, что ею были основаны несколько христианских обителей, которым царица даровала частицы Животворящего Креста, обретённого на Святой Земле. Это монастырь Ставровуни, монастырь Святого Креста (деревня Омодос). А также монастырь Агия Фекла.

Святые Константин и Елена глубоко почитаются на Кипре. В их честь построено множество храмов, в том числе:
● монастырь Константина и Елены, XII в. (Куклия);
● монастырь Миртового Креста, XV век (Тсада);
● храм Честного Креста (Платанистас);
● церковь Святого Креста (Айя Ирини);
● церковь Святого Креста (Пелендри).

Святая царица Елена возвратилась в Константинополь после путешествия по Кипру, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется «равноапостольной».

Равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

С именами святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены связано открытие Императорского Православного Палестинского Общества и деятельность Общества на Святой Земле.

Императорское Православное Палестинское Общество создано Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей.

8 мая 1882 года был утверждён Устав Общества, а 21 мая (3 июня по григорианскому календарю) того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, распространявших христианство, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень. С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов