Дом у дороги твардовский год написания. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский «Дом у дороги». Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой «Дом у дороги» Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды; как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.

"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский «Дом у дороги». Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его «в той тетрадке». Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор «домом солдата».

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова «не докосил хозяин луг» звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы «Дом у дороги», краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан «Дом у дороги». Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.

Анализ произведения

Поэма Твардовского «Дом у дороги» рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой «Дом у дороги» Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.

Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году.

Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны.

Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вра­жеском тылу, возле собственного дома, испытывая уста­лость от перенесенных лишений.

Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». Принимая это решение, Сивцов чувствует себя «в долгу» перед погибшим в пути товарищем:

И раз он шел, да не дошел,

Так я дойти обязан. ...

Еще добро бы он живой,

А то он - павший воин.

Злоключения Сивцова были в ту пору совсем не ред­костью. Такой же общей для многих и многих семейоказалась судьба его близких: Анну с детьми угнали в Германию, на чужбину.

А впереди еще одна «беда в придачу к бедам»: в неволе, в каторжном лагере у Сивцовых родился сын, казалось бы обреченный на неминуемую гибель.

Мысленный разговор Анны с сыном принадлежит к самым проникновенным страницам, когда-либо написан­ным Твардовским. С глубокой чуткостью переданы здесь и материнская потребность беседовать с тем, кто еще «нем и глуп», и сомнение в возможности уберечь ребенка, и страстная жажда выжить ради сына.

И хотя так обездолена эта новая человеческая жизнь, так еще слаб ее огонек, так мало надежды на встречу с отцом, - жизнь выходит победительницей из неравного поединка с грозящей ей гибелью.

Вернувшийся домой Андрей Сивцов ничего не знает о судьбе своей семьи. Война преподнесла напоследок еще один горький парадокс - не жена с детьми ждет солдата домой, а он их.

Твардовский скуп на прямые похвалы герою, однажды охарактеризовав его как тип «подвижника-бойца, что год за годом кряду войну исполнил до конца». Он совершенно не приукрашивает его, даже в самых драматических ситуа­циях, например при выходе из окружения: «худой, зарос­ший, словно весь посыпанный золою», утирающий усы «бахромкой рукава» обтрепавшейся в скитаниях шинели.

В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естест­венным казалось определить возведение этого незатейли­вого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...»

Погостевал денек-другой. -

Ну что ж, на том спасибо. -

И потянул с больной ногой

На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,

Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,

Так надо строить хату.

Дождется ли построенный героем дом своей хозяйки, наполнится ли детскими голосами - неведомо. Судьба Сивцовых - судьба миллионов, и окончание этих драма­тических историй неодинаково.

В одной из своих статей Твардовский заметил, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доисследования» затронутых в них челове­ческих судеб, идей и вопросов».

Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (233)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (240)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (260)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (249)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...

    • "Судьба человека" главные герои (300)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (215)

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (225)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны. Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вражеском тылу, возле собственного дома, испытывая усталость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». Принимая это решение, Сивцов чувствует себя «в долгу» перед погибшим в пути товарищем: И раз он шел, да не дошел, Так я дойти обязан. ... Еще добро бы он живой, А то он - павший воин. Злоключения Сивцова были в ту пору совсем не редкостью. Такой же общей для многих и многих семей 157 оказалась судьба его близких: Анну с детьми угнали в Германию, на чужбину. А впереди еще одна «беда в придачу к бедам»: в неволе, в каторжном лагере у Сивцовых родился сын, казалось бы обреченный на неминуемую гибель.

Мысленный разговор Анны с сыном принадлежит к самым проникновенным страницам, когда-либо написанным Твардовским. С глубокой чуткостью переданы здесь и материнская потребность беседовать с тем, кто еще «нем и глуп», и сомнение в возможности уберечь ребенка, и страстная жажда выжить ради сына. И хотя так обездолена эта новая человеческая жизнь, так еще слаб ее огонек, так мало надежды на встречу с отцом, - жизнь выходит победительницей из неравного поединка с грозящей ей гибелью.

Вернувшийся домой Андрей Сивцов ничего не знает о судьбе своей семьи. преподнесла напоследок еще один горький парадокс - не жена с детьми ждет солдата домой, а он их. Твардовский скуп на прямые похвалы герою, однажды охарактеризовав его как тип «подвижника-бойца, что год за годом кряду войну исполнил до конца». Он совершенно не приукрашивает его, даже в самых драматических ситуациях, например при выходе из окружения: «худой, заросший, словно весь посыпанный золою», утирающий усы «бахромкой рукава» обтрепавшейся в скитаниях шинели.

В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...»

В поэме автор предоставляет сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись лаконичным описанием негромогласного подвига Андрея Сивцова: Погостевал денек-другой. - Ну что ж, на том спасибо. - 158 литература И потянул с больной ногой На старую селибу. Перекурил, шинель долой, Разметил план лопатой. Коль ждать жену с детьми домой, Так надо строить хату.

Дождется ли построенный героем дом своей хозяйки, наполнится ли детскими голосами - неведомо. Судьба Сивцовых - судьба миллионов, и окончание этих драматических историй неодинаково. В одной из своих статей Твардовский заметил, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доисследования» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов».

«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.

Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.

Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.

В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.

История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:

И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.

Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.

Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.

И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.

Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:

Я мал, я слаб, я свежесть дня

Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,

Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.

Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:

...Потянул с больной ногой
На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.