Что значит, если мироточит икона.

Как-то довелось мне в новостях увидеть позорный репортаж о том, как в одном российском то ли храме, то ли монастыре вдруг случилось диво дивное - замироточила икона. Я был поражен: ведь это же самое настоящее чудо - обман, постыдная нелепость которого была ясна людям уже лет триста тому назад, до сих пор работает!

А ведь еще Петр Первый предупреждал попов: если где икона замироточит, в том приходе поповская задница заплачет кровью! И иконы на Руси мироточить сразу перестали. Попы берегли свои задницы. Христианские чудеса, как видите, отменить очень просто. Католики, имеющие печальный и дискредитирующий религию опыт масштабных средневековых фальсификаций, еще в XVI веке решением высших чинов церкви «отменили» 90 % всех известных на тот момент чудес (о редких исключениях поговорим ниже). А у протестантов, которые вообще отрицают существование чудес, никаких чудес и не происходит. Только тот, кто имеет неразвитое сознание, может найти чудо везде - даже в церкви…

Петр Первый сам с удовольствием разоблачал поповские трюки. Однажды царю донесли, что в Петербурге народ волнуется: в Троицкой церкви заплакала икона Богородицы. Народ - он как ребенок, всему верит, поэтому в церковь тут же устремились толпы простаков. Устроители шоу потирали ручки. Тут же нашлись толкователи, которые утверждали, что Богородица плачет потому, что недовольна вновь отстроенным городом и царем-антихристом. А это было уже опасно! Поэтому Петр, которого могли, казалось бы, заботить более важные вопросы, например, подготовка к очередной войне, бросив все дела, лично кинулся к церкви. В отличие от тупой голытьбы, он-то знал, что чудес не бывает. А бывают провокации.

Войдя со свитой в храм, Петр некоторое время рассматривал икону, потом хмыкнул, велел снять ее со стены и доставить к нему во дворец. Там Петр при свидетелях отодрал оклад и, разорив икону, показал присутствующим две небольшие лунки в доске напротив глаз Богородицы. В них лежали кусочки масла. А в глазах Богородицы ушлые попы прокололи дырочки. Когда возле иконы ставили свечи и вешали лампаду, масло растапливалось и начинало потихоньку сочиться через дырочки в слое краски.

Есть и еще один способ, похожий. Доску, на которой пишется икона, пропитывают маслом. Затем, когда доска чуть просохнет, ее покрывают плотным слоем краски, в которой прокалывают иголкой две крохотные дырочки в районе зрачков. От тепла дерево начинает «потеть» маслом, которое находит выход через эти дырочки. Верующие в полном восторге!

Бывает и так, что икону замасливает недостаточно прикрученный фитиль масляной лампы, который разбрызгивает масло. В этом случае масло удается обнаружить не только на самой иконе, но и на окружающих предметах.

А почему, кстати, масло?… Если Богу надо показать чудо, то святые на иконах и плакать должны какой-нибудь чудесной жидкостью! Или хотя бы реальными слезами. А они текут подручными материалами, например, миро. Миро - это растительное масло, настоянное на ароматных травах. Подобное бальзамическое масло продают в крупных торговых сетях в качестве приправы к блюдам. Аналогичный продукт используется и в церкви для магических ритуалов жиро-помазания…

Пошлый трюк с мироточением уже настолько неприличен, что его стесняются даже многие церковные иерархи. В 2001 году «Независимая газета» опубликовала интервью митрополита Нижегородского Николая Кутепова, в котором тот рассказал следующую историю: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась!»

Вот так вот - образованные попы разоблачают своих вороватых провинциальных коллег, телевидение рассказывает о «чуде», а прихожане с безумными глазами устремляются в такой храм, неся туда свою кровную денежку…

На протяжении долгой истории христианства фанатики верили во все, что им показывали. В святые пеленки, в которые был завернут после рождения Иисус (они экспонировались еще в начале XX века в главном соборе германского города Аахена)… В подлинность Иисусовой колыбели, точнее, колыбелей (одна колыбель Иисуса хранится в Италии, а другая в Израиле)… И даже в сено (в Средние века во многих монастырях Европы прихожанам демонстрировали сено, в котором лежал младенец Иисус)!..

Французские монахи в течение нескольких веков промышляли тем, что показывали паломникам слезы Иисуса. Причем не просто слезы, а ту конкретную слезу, которую Иисус проронил, узнав о смерти святого Лазаря! Видимо, кто-то в этом момент стоял рядом с пробиркой наготове и тут же взял у Христа анализ выделений.

В Генуе долгое время хранился хвост осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. А испанские церкви демонстрировали отрубленные головы того самого петуха, который прокричал после того, как Петр трижды отрекся от Иисуса!

Помню, в Риме сестра упорно тащила меня в какую-то церковь, где хранится кусок креста, на котором распяли Иисуса, и гвоздь, которым его приколачивали. Она не знала, что в разных церквях и монастырях мира хранится более тысячи голгофских гвоздей! Видимо, римляне пришивали Иисуса к кресту с помощью строительного пистолета. Или даже пулемета…

И во все это верующие верили и верят! Даже после сенса ционных признаний иерусалимского иерарха Феофила о том что церемония зажжения благодатного огня есть всеголишь представление, на православных сайтах замелькали еле дующие сообщения от утопающих, хватающихся за соломинку:

А я все-таки уверен, что это истинное чудо!

Феофил мог сказать о зажигалке для того, чтобы про верить нашу веру.

На самом деле Феофил просто нас всех обманул!

А он вовсе этого и не говорил. Да, он заявил, что это всего лишь церемониальное представление. Но он же не сказал впрямую, что чуда не происходит! Слов «не чудо» не было сказано!

Он просто не употребил слово «чудо», потому что привык за много лет к чуду и воспринимает его как обыденность.

Даже если все патриархи признаются, что это мошенничество, я все равно буду верить в чудо, потому что люди могут лгать, а Господь нет.

(5 голосов : 5,0 из 5 )

Знамения минувших столетий

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро – вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям , будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление»-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными святителем в книге «Руно Орошенное». В 1854 г. епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро . Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В ХIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро – знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Толгской иконе. В 1592 году образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но, когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 году, в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями.

Само по себе мироточение не было событием, на основании которого икона считалась чудотворной. Обычно она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое лишь указывало на избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов (совершенно подобно чудесному миру от мощей св. угодников). Это свойство вошло даже в определение понятия, данное в «Полном церковнославянском словаре» (сост. ): «Мироточивый – источающий чудотворное миро во исцеление болезней».

Для прославления образа чудесами не имеет значения, древний он или новый, «намоленный» или нет, из какого материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими красками написан. Так, в XIX веке Тихвинская икона в селе Павловском была явлена народу по особому откровению Матери Божией, велевшей поновить изображение. Церковный староста, которому образ показался обветшавшим и неблаголепным, не почтил его и был наказан за это Владычицей. Впоследствии икона, уже прославившаяся исцелениями, была арестована (!) московской консисторией как «неправославная», но вызволена благодаря вмешательству митрополита Филарета и после исправления изображения возвращена на прежнее место .

Нередко возникает вопрос, почему становятся чудотворными и неканонические, в живописном или «академическом» стиле написанные иконы? Размышляя над этим фактом, известный знаток иконописного искусства Л. говорит: «Установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Чудеса бывают по милосердию Божию <…> и в нарушение церковных канонов. <…> Но чудо, по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что выходит из нормы» .

Два периода повсеместных знамений

Вплоть до ХХ века мироточение или слезоточение иконы (в книге Е.Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому» описаны соответственно 6 и 12 – за 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов .

Сегодня мы являемся современниками другого потрясающего чуда –повсеместных знамений от икон , начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и преподобного Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат – в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именномироточения и плач икон . Сейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминания о новом подобном чуде. Этот период и самый продолжительный: он длится уже десять лет, и пока интенсивность его не уменьшается.

Прежде, чем обратиться к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их внешние особенности.

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста – время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого.

Бросается в глаза их чрезвычайное разнообразие. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.).

Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь.

Даже на одной иконе мироточения бывают удивительно разнообразны. Вот один из примеров. На первой седмице Великого поста 1996 г. в храме села Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник – каплями по всей иконе; в среду – икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы.

Обновления и мироточения чаще наблюдаются не в тех храмах, которые были открыты прежде (в советское время), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церквях и обителях. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 1990-е годы они происходили в переданных Церкви монастырях (Иоанновском и Новодевичьем), монастырских подворьях (Валаамском и Зеленецком), в нескольких приходских храмах – вскоре после того, как их здания были возвращены Церкви и в них начала возрождаться богослужебная жизнь.

Но самая существенная особенность, повторим, их повсеместный характер .

В 20-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В наши дни местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно! Это небывалое явление в истории страны – несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему народу русскому.

На что указует он? К чему призывает, от чего предостерегает? Наверное, ответить на эти вопросы в полноте пока невозможно. Но очевидно, что нельзя оставаться равнодушным к нему, нельзя оставить его без внимания и осмысления.

Знамения и современная Россия

Если соотнести знамения с нынешними духовными и историческими процессами, то можно отметить следующие важнейшие моменты.

1. Связь с современной историей России.

Часто приходится слышать, что знамение от иконы – предвестье беды, призыв готовиться к грядущим потрясениям. Действительно, в истории были такие случаи. Но если рассмотреть периоды множественных чудес, то наблюдается несколько иная картина. Массовые знамения 1920-х годов происходили не до, а после катастрофы 1917 года, и как бы сопутствовали скорбям тех лет. Точно так же массовые знамения 1990-х происходят после грандиозного перелома в жизни России, одновременно с нелегкими испытаниями последнего десятилетия.

1991 год стал, без сомнения, судьбоносным для Отечества. Началось расчленение собиравшегося веками единого государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину огненных испытаний.

Этот год отмечен поразительными знамениями. Вот их краткая хроника. В самом начале – неожиданное обретение мощей двух великих российских святых, чьи пророчества и чудеса прямо связаны с грядущим России, – преподобного и святителя . Произошло оно в Императорском Казанском соборе Санкт-Петербурга. Господь послал двух Своих угодников для поддержки и сугубой помощи России в преддверии тяжких скорбей, как ходатаев и молитвенников за свое земное Отечество, за единокровный народ перед Престолом Божиим. Явление мощей двух угодников словно прообразовало предсказанное в Апокалипсисе пришествие на землю двух святых в антихристово время.

На Светлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Может быть, Пресвятая Владычица свидетельствовала, что, приняв на Себя преемство державы Российской с концом православной монархии в 1917 году, Она не оставляет Своего прикровенного царствования и в новое Смутное время? (Невозможно не отметить тот факт, что и в последующие годы множество знамений было явлено именно в день Державной иконы).

Летом в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. На август приходится наибольшее количество знамений, совершившихся в 1991 году. Всемирно известная Иверская-Монреальская чудотворная икона, непрестанно источающая святое миро, именно в августе 1991 года впервые восплакала: как заметил ее хранитель, «у Матери Божией появилась слеза, которая просто держалась и долго не падала». Сам он тогда еще ничего не знал о событиях в России…

18 ноября 1991 г. враги Церкви бросили в окно Малого собора московского Донского монастыря зажигательную бомбу. Но Бог поругаем не бывает! При восстановительных работах, 19 февраля 1992 г., Господь явил Свою милость и воздвиг еще одного сильного заступника Церкви и Отечества: были обретены мощи .

22 ноября 1991 года в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Смоленск – древнейший город-крепость с великими святынями, чудотворными образами – многие столетия охранял Русь от нашествий с Запада. Он и ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели (8 декабря) был заключен Беловежский сговор…

Итак, восплакали, явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах прот. . – Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но – пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: «Я с вами»? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что «это к нам не относится». Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!»

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало кровопролитной первой Чеченской войны: 27 мая 1994 года обновилась икона святителя Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах – «Иверской» и «Скоропослушницы».

Напомним, великое чудо, явление Матери Божией произошло в июне 1995 г., когда бандиты-басаевцы совершили нападение на мирный ставропольский город Буденновск (носивший ранее название Святой Крест ). В небе над больницей, где томились заложники, многие видели Пресвятую Деву, молящуюся перед Крестом. На основании свидетельств очевидцев Ставропольский митрополит благословил написать икону Божией Матери, получившую название «Свято-Крестовская». Она стала еще одним свидетельством заступничества Богородицы за Россию.

2. Многие чудеса несомненно связаны с святыми покровителями России – Царственными Мучениками.

Известно, что древняя чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, родовая святыня дома Романовых, незадолго перед арестом и убийством последнего Государя и Его Семьи внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее время). Таинственная связь Царственных Мучеников с их Небесной Покровительницей проявилась в знамениях от списков с Феодоровской иконы в Царском Селе. В 1992 году возобновились богослужения в Феодоровском Государевом соборе, воздвигнутом по благоволению Государя Николая Александровича и ставшем духовной и исторической святыней России. 15 марта, в день Торжества Православия (совпавший в том году с днем вынужденного отречения Царя от престола и с празднованием Державной иконе), в храм пожертвовали небольшую икону. За год до этого мальчик нашел ее в соседнем парке, на берегу ручья. Только в храме разобрали полустертую надпись на окладе – «Феодоровская…». Так чудесно обретенный образ освятил собой собор его имени. В сентябре 1994 г. в Царском Селе замироточил другой Феодоровский образ. Это чудо от иконы-покровительницы Царского Дома многие верующие связали с тем, что в тот же день в Петропавловском соборе хоронили останки Великого Князя Георгия Александровича, оскверненные кощунственной эксгумацией в июле того же года.

В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994 г., в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

Несколько чудес произошли в петербургском храме Богоявления, построенном и освященном в память чудесного спасения Наследника Цесаревича Николая Александровича при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891 г. После возвращения храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины «Уверение апостола Фомы». В 1998 г. епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы Рождества Христова. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника Державной иконы Божией Матери.

31 января 1997 г. в доме прихожанки г.Воскресенска Московской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. князя Владимира. А в 1998 году началось мироточение широко известной ныне иконы Государя Николая Александровича. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, в неземном сиянии, с символами царской власти – державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России», – гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве. В 1999 году образ начал свой путь по храмам и городам России, куда его переносят для поклонения. Он находился в числе других икон на борту самолета во время «крестного хода по воздуху» вокруг пределов России в июне 1999 г.

3. По многим признакам наше время можно назвать эпохой нового иконоборчества. Проявляется оно многообразно, подчас в изощренных формах. Всем памятна публичная ритуальная рубка икон топором в самом центре столицы России, в Манеже. Повсеместным стало поругание святых образов, изображенных на календарях и плакатах, газетах и журналах, которые по прочтении выкидывают на помойку. Да и в торговых точках такая печатная продукция зачастую валяется на полу в метро, соседствует с содомитскими картинками. Еще выразительный пример: некто проф. Е.К.Дулуман, «кандидат богословия», на интернетовском сайте «Атеизм» дает рецепт, как подделать мироточение: нужно взять икону и несколько раз легонько процарапать ее наждаком , а затем разбрызгать масло пульверизатором. Святотатец признается, как сам проделал это с иконами.

Поэтому вполне применимы и к нашему времени слова, сказанные Владыкой Мефодием про 1920-е годы: «Ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание святых икон, храмов Божиих и других святынь. Знамением обновления благодать Божия явственно утверждает истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православного богослужения и обличает безумие хулителей святых икон, безбожников и сектантов» .

4. Нельзя обойти вниманием тот факт, что знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.

Самой известной мироточивой иконой ХХ века стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 г. эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников.

Таинственные и страшные события произошли 31 октября 1997 года: Иосиф Муньос был мученически убит при загадочных обстоятельствах в Греции, а чудотворная икона исчезла.

Известны и другие случаи. Например, плач Богоматери в Америке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купили маленькую бумажную икону Божией Матери «Страстная». Весной 1960 года из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки.

В храме свт. Николая в Чикаго плакала икона Божией Матери «Одигитрия».

В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994 года, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми .

В ноябре 1996 года в Вифлееме, в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути» .

3 февраля 1997 года, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных .

Мы не имеем полной статистики чудес от икон в зарубежных странах. Но, по-видимому, массовые знамения происходят сегодня только в России .

Духовные итоги десятилетних знамений

С начала знамений прошло десять лет. Попытаемся осмыслить духовные последствия этого явления, оценить его плоды. Изменилось ли что-то в духовном состоянии русского народа? Можно ли с определенностью утверждать, что этот глас Божий услышан Россией?

Возможно, некие духовные процессы свершаются невидимо для нас, и лишь со временем проявятся зримо. Однако видимых плодов мы не наблюдаем. Общего воцерковления народа не происходит. И пока мир не ответил на голос Божий, не откликнулся на него.

Во многих ли душах созерцание знамения от иконы укрепило веру и усилило покаяние? Известно, что современные случаи чудесной помощи Богоматери и святых угодников «воцерковляют» маловерных людей, подобные чудеса непосредственно направлены на спасение души. Таких фактов множество . Но скольких людей, например, мироточение иконы привело в Церковь, скольких подвигло к перемене греховной жизни? Наверное, такие факты есть, но, похоже, они остаются крайне редкими и единичными.

Восприятие современных знамений от икон людьми проявляется многообразно. Можно выделить несколько типов отношения людей к чуду.

а) Для малой части воцерковленного народа, для ближайших свидетелей чуда – благоговейное почитание, сугубая молитва. Это деятельный отклик , имеющий своим следствием возрождение и укрепление человека.

б) Кажется, шире распространено оккультно-потребительское отношение, для которого характерен интерес к чуду как магическому средству помощи. Прослышав, например, про мироточение, люди стремятся во что бы то ни стало раздобыть целебное миро, чтобы вылечить конкретную телесную болезнь. Конечно, пути Господни неисповедимы, и, возможно, через веру в цельбоносность вещей внешних человек может прийти к исповеданию вещей невидимых. Но часто очень трудно отделить такое отношение к иконе от поисков нового универсального лекарства, разрекламированного СМИ или соседкой. Достигает ли таковых совет пойти в ближайший храм и отслужить молебен перед местной почитаемой иконой? Понимают ли, что главным в отношении личности к Богу должно оставаться смиренное упование на Его милость?

в) Отстраненно-любопытствующее , когда явление чуда остается фактом сознания, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий.

Парадоксальной чертой современного общественного сознания стало влечение к чудесам ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Божиим. Секулярное общество по-прежнему не помышляет о спасении души, которое дается приложением внутренних сил и смирением, а, отказываясь от подлинного чуда – дарованной Богом жизни, торопится освоить мир «тайных знаний». Поток сенсационной мистики оглушает человека, гасит дух, уничтожает личность. Где уж тут отличить ложь от истины! «Зарядка» воды экстрасенсом встает в один ряд с чудом от святой иконы…

В народе заметна разочарованность и душевная апатия. Может быть, потому и не воспринимаются многими удивительные случаи подлинно Божией милости? В 1996 году в одном из храмов Воронежской епархии происходило поразительное чудо: плакала и мироточила Иверская икона Божией Матери. Об этом сообщали в печати. Но храм остался пуст. «Я, как мог, объяснил прихожанам, какая благодать великая совершается, – рассказывал с сокрушением настоятель. – …В селе полторы тысячи человек. Тогда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек толпилось рядом с церковью, но в нее никто не зашел, хотя служба каждый день. Духовно парализованные…» .

г) С другой стороны, равнодушно-безразличное отношение к чуду стало характерным и для многих верующих и церковных людей. Для них чудо от иконы стало привычным, можно сказать, обыденным явлением. Происходит девальвация чуда. Вспомним: в 1980- годы одно сознание, что где-то, далеко за пределами России, все же есть мироточивая (Монреальская) икона, было мощным духовно-укрепляющим православного христианина фактором. Сегодня можно прийти в монастырь и увидеть на одной иконе этикетку, что она «обновилась тогда-то», на другой – что «мироточила в такие-то числа». Перестав быть уникальным, чудо стало явлением массовым, утратило неповторимость, и, дерзнем предположить, перестало воздействовать на ум и сердце.

Показательно, что все эти типы восприятия чудес можно было наблюдать и среди тех, кто имел возможность лицезреть Иверскую-Монреальскую икону. Иосиф Муньос отмечал, что «через эту икону произошли радикальные изменения в жизни многих верующих», было много исцелений и физических, и духовных, люди перерождались, устремлялись к Богу, каялись. Но «большинство людей (большинство! – А.Л. ) приходят как на зрелище, забаву, просто смотрят, как стекает миро, сколько стекает, и на этих людей икона не имеет духовного влияния».

А верующие, особенно в последние годы, стали привыкать к чуду мироточения, стали воспринимать его «как должное». И если икона была на каком-то приходе, люди даже не приходили туда, говоря: «икона каждый год у нас бывает, приду в следующем году» .

Сегодня мы знаем, что многим из них «придти в следующем году» не удалось. В продолжение 15 лет всему миру было дано это чудо, и вот оно отнято. Не потому ли, что люди перестали откликаться на него?

Это скорбное событие надо воспринимать как грозное знамение, как предостережение. Может быть, однажды прекратится и излияние мира, росы Божией на Россию. И нынешнее чудотворения и знамения будут отняты от нас…

Осторожно: чудеса!

Лукавый, «обезьяна Бога», спешит примазаться ко всему святому и профанировать его. Как никогда остро встает необходимость снова и снова напоминать речения святых отцов о различении духов, о чудесах ложных. Поистине настольной книгой каждого христианина должна стать работа свт. «О чудесах и знамениях», чрезвычайно актуальная в наши дни.

Известно, что и в католическом мире, и в восточных религиях происходят слезоточения, кровоточения, млекоточения – от икон, статуй и скульптурных изображений. Свидетельствуют ли эти чудеса об истинности этих религий? Конечно, нет. В книге Исход (гл. 7, 8) повествуется о том, как Моисей и Аарон совершали чудеса в земле Египетской. Совершали они их по повелению Божию. Но затем некоторые из этих чудес повторяли волхвы «своими чарами».

Может ли лукавый подделать чудо мироточения от православной иконы? Неужели святость самого образа – не защита от козней нечистого? Приведем фрагмент из сборника святоотеческих изречений «Духовная брань», где речь идет как раз об иконах:

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» .

Если мы доверяем этим свидетельствам, то должно ли полагать, что и мироточение иконы может иметь ту же причину, что «благодатные лучи» и «качающаяся лампадка»? В богословской литературе пока не удалось найти ответа на этот вопрос. Но несомненно одно: тяжкое духовное поражение получит человек, если воспримет источение влаги на своей иконе «как признак угодности его молитвы»!

Православная Церковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по отношению к чудесам. Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами святых отцов. А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда или стремиться к нему . Иначе можно впасть в поистине страшные искушения, подобные упомянутым. Между тем в нынешней России существует явление, порождающее недоумение у многих православных. Начиная с 1999 года в Свято-Введенский монастырь Ивановской епархии устремляется множество людей с тем, чтобы их иконы побывали в одной келье – там они начинают мироточить. Воспользуемся искренним рассказом корреспондента, например, газеты «Вера – Эском» , чтобы изложить историю и детали чуда.

В келье живут три насельницы монастыря – мать Наталья, ее родная сестра мать Лариса с дочерью Машей. В декабре 1998 г. там замироточила небольшая Тихвинская икона. Но массовые чудеса начались позже: 12 февраля 1999 г. в келью принесли другие иконы с образом Тихвинской Богоматери, «просто, чтобы освятить – и к вечеру все эти семь иконок замироточили». Услышав про это, и другие монахини «принесли свои любимые иконы, чтобы они тоже побывали в келье». Утром на них также выступило миро. «И с тех пор, – рассказывает мать Лариса, – появилась традиция: люди приносят нам на время свои иконочки. Мы стараемся никому не отказывать. Это ведь не наше, это чудо Божественное» .

В монастыре ведется учет. Общее количество замироточивших икон на начало марта 1999 года составило 1047, в конце апреля зафиксировано более 2500 икон, ставших мироточивыми. В канун 2000 года настоятель монастыря по радио «Радонеж» сообщил, что их уже около 7000. То есть с начала этого чуда в среднем становятся мироточивыми около двух десятков икон ежедневно.

Еще одно важное обстоятельство. «Как сказала м. Лариса, если человек приносит к ним в келью свою иконку, то замироточит ли она – это еще во многом зависит от веры этого человека, его молитв» . Впрочем, в интервью корреспонденту программы «Вести» она же заверила, что «все иконки, которые прибывают, все мироточат… Матерь Божия никого не оставляет». Видимо, различны сроки, в которые иконы начинают чудотворить. Сама келья стала местом паломничества. Вот как описывает корреспондент свои ощущения: «В этой келье грань между материальным миром и духовным исчезла… Господь присутствовал где-то рядом… Здесь хотелось просто быть… Что-то происходило с моей душой».

В ответ на рапорт настоятеля Свято-Введенского женского монастыря архимандрита Амвросия (Юрасова) была создана епархиальная комиссия, которая пыталась исследовать это явление и в свою очередь в рапорте уже патриарху сообщила, что «оценивать эти события никак не может и оставляет их интерпретацию на разумение Священного Синода Русской Православной Церкви» . Тем не менее настоятель все же высказал свою трактовку: как некогда из города Иваново атеистическая грязь потекла по всей стране, так нынче Господу угодно, «чтобы отсюда началось выздоровление всей России» .

Подчеркнем: мы не беремся судить о мистической природе этого сверхъестественного феномена. (Он, заметим, не уникален: по слухам, в Киеве, в квартире одной женщины тоже начинают мироточить приносимые туда иконы). Но можно и должно говорить о человеческой стороне этого явления. И, анализируя мотивы, настроения, цели людей, направляющихся в обитель со всех концов страны, нельзя не заметить явной духовной опасности.

К сожалению, Церковь не дала пока никакой оценки вот этой видимой стороне событий. Паломники привозят свои образки, оставляют их в «чудотворной комнате», молятся – о чем? О спасении души – или о знамении , что запрещено Самим Спасителем («род лукавый и прелюбодейный знамения ищет», )? Уточним: Церковью благословляется, например, молитва об исцелении безнадежно больного, о воскресении закоренелого грешника (когда «уповают на чудо» – помощь Божию; чудотворение при этом выступает как способ осуществления главной, благой цели моления), но никак не прошения о знамениях, когда они превращаются в самоцель.

Если привезенные иконы не мироточат – это воспринимается как свидетельство собственного недостоинства и сугубой греховности. Но чаще всего (или даже всегда) они мироточат – значит, их владелец «не слишком грешен», «праведен», «прощен»? Очевидно уклонение от православного духовного устроения, прямой путь к самообману и прелести. Зададимся и другим вопросом: зачем, собственно, верующему так нужна мироточивая икона? Или ему недостаточно для молитвы икон обычных? Или он полагает, что таковая икона лучше оградит его жилище от бед? (Как тут не вспомнить образки в газетных киосках с подписями: «от глазных болезней», «помогает на экзаменах» и т.п.? Впрочем, подобную подборку встречаешь, увы, и на свечном ящике в одном из соборов Санкт-Петербурга…)

Вслушаемся в бесхитростный рассказ одной из прихожанок, Валентины: «Приложила иконочку к храмовой «Тихвинской». Но очень хотелось отдать икону в келью к матушкам Ларисе и Наталии на мироточение . Вместе со знакомой Александрой подошла к дверям кельи. А на дверях записка: «Мироточения нет». Когда же посмотрела на свою икону, увидела на ней 4 струи мира. Мне не верится. Да, вот Александра мне говорит: «Ты смотри, смотри… Слава Тебе, Господи!»» . Этот рассказ сочувственно передает инокиня православной обители. Но насколько смиреннее, ближе к истинному богомыслию слова другой рабы Божией, Людмилы, которая, впервые узнав про массовые случаи чудес от икон, пишет: «Я смотрю на свою икону и ужасно боюсь, чтобы она не «заплакала». Если заплачет, значит, я сильно во грехе завязла».

Очевидна ценностная подмена: человек едет в обитель не за святостью, а за чудом. Не за очищением от грехов, а для «зарядки» своей иконы (как недавно заряжали воду перед экранами ТВ). Вожделенная цель такого псевдопаломничества – таинственная келья в монастыре – видится как магическая «комната» из фильма «Сталкер», где сбываются желания. Все это способно нанести душе непоправимый духовный вред .

Очень тревожно, что эта опасность не осознается даже людьми, искренне верующими, но, видимо, слабо знакомыми с некоторыми сторонами святоотеческого учения. В попытках осмыслить необыкновенное явление в свете строго православной традиции, напомнить об осторожности и духовном трезвении видят подчас недопустимую «хулу на Духа Божия». Но святые отцы учат, что не будет греха, если и подлинно Божие явление или видение мы не примем, опасаясь прелести, куда страшнее бездумное погружение в стихию «чудесного». В феврале 2000 года на интернетовском форуме «Спаси и сохрани» (www.referent.ru/forum ) прошла дискуссия о событиях в Иваново. В ответ на недоумения по поводу ажиотажного паломничества за получением чудотворных образов председатель форума Александр Килим сурово обвинял оппонентов в маловерии и почему-то упорно переводил разговор в совершенно другую плоскость: негоже, мол, подозревать кого-то в фальсификации. Но вопросы у участников возникали не о том, чудо ли это, а об отношении к чуду. Говорили не о странности явлений чудесных, но о странности для православного сознания явлений вполне человеческих – как, например, привоз иконы из монастыря св. для того, чтобы она замироточила.

Православный обычай прикладывать образки к раке с мощами или к чудотворным иконам не осуждается Церковью. Освященный таким образом предмет становится почитаемой в доме святыней, через которую подается помощь и благодать по сокровенной вере благочестивого христианина. Но кто и когда из учителей Церкви благословлял святые образа «отдавать на мироточение «? Они учили иному: «В видениях и чудесах бывает прелесть, надобно их опасаться и говорить: «Я недостойна». Смиренный не пожелает чудес. Да, не чудес надобно желать нам, а чтобы не согрешить перед Богом» . И то, какая икона станет чудотворной, какая замироточит, а какая обновится – всегда выбирал Господь, но не человек .

Пример монастыря в Иванове – самый показательный, но отнюдь не единичный. Известны случаи, когда иконы во множестве на протяжении месяцев и даже лет мироточат в каком-либо храме или монастыре. Как же воспринимаются эти чудеса настоятелем и прихожанами? Можно ли признать нормальным, когда этим же приходом выпускаются буклеты, где описания происходящих в нем чудес удивительно переплетаются с рассказом о «деяниях» батюшки, матушки, игумена? Насколько опасен этот путь: стоит лишь подумать о богоизбранности «своего» храма, места, личности, как подкрадется мысль и о собственной богоугодности. Не спасительнее ли предположить, что иконы плачут от множества грехов и нестроений? Ведь сказано же: «Где умножился грех, там преизобиловала благодать».

Происходит заметный сдвиг в сознании и по отношению к иконам в целом: забывается, что каждый православный образ свят, каждая икона в доме – в широком смысле чудотворна, ибо обращает наши молитвы к первообразам – Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам. Напомним суждения святителя :

«Икону и не свидетельствованную и не объявленную чудотворною благоговейно чтить всегда справедливо и душеполезно. <…> Имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее, потому что <…> приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь» .

В заключение приведем фрагмент беседы с валаамским иноком. Она записана на подворье Валаамского монастыря в Петербурге 23 октября 1994 года, вскоре после того, как в стенах Подворья обновилось несколько икон. В ней отражен, как нам представляется, выверенный православный взгляд на чудеса от икон. На вопрос, что означают нынешние мироточения и обновления икон, инок ответил:

«Дело в том, что сейчас идет раскол между жизнью благочестивою и неблагочестивою. Посередине удержаться уже невозможно. Общаясь с падшим миром, нельзя держать себя чистым от греха. Апостол Павел говорит:«Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром» (), между Богом и Его противниками? Мы не можем стать где-то посредине. Либо ты за Меня, либо против, либо ты собираешь, либо расточаешь – таков смысл евангельских заповедей. Поэтому все больше увеличивается раскол между людьми верующими и абсолютно неверующими.

А верующим становится все тяжелей и тяжелей. Видимо, Господь их утешает: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (). От обновляющихся, мироточивых икон Он являет утешение, но одновременно и показывает: «…В мире скорбни будете…» ().

Вообще говоря, икона и должна мироточить. От любого образа самого по себе святость идет, а мироточение – лишь подтверждение этой святости. Вспомним слова Господа о даре и жертвеннике, освящающем дар ( ). Так и здесь: что для нас важнее, что больше: миро, которое источается от иконы, или сама икона?

Любой образ свят сам по себе. А через чудотворные и мироточивые иконы Господь подает особые вести. Но это не значит, что другие иконы должны быть менее чтимы – ведь на них запечатлен образ Божий. Например, Казанская, Иверская, Владимирская иконы в какое-то время для страны являлись защитницами Отечества. «Державная» в Москве лежала, всеми забытая, но именно через нее Господь явил Свое знамение. Сам Господь выбирает те иконы, которые для Него нужны».

* * *

Действие благой воли Божией, являющей знамения от икон по лицу всей России, сегодня явственно и несомненно. Возникает вопрос: если оно не приносит очевидных результатов, зачем все-таки происходит? Но точно так же можно спросить, зачем звучит церковный колокол перед началом службы? Зачем раздаются слова благовестия со страниц Евангелия? Они слышны всем, но каждый человек имеет свободу откликнуться на этот призыв или пройти мимо.

Может быть, по усмотрению Божию очередное мироточение происходит лишь для нескольких людей – ближайших свидетелей. Или даже для одного единственного человека.

Сегодня чудеса еще длятся. Пока не заметно, чтобы их число шло на убыль. Сколько еще будет продолжаться это небывалое знамение? Принесет ли оно, наконец, плоды? Или долготерпение Божие будет исчерпано, и чудеса будут отняты от нас, как оказался таинственно сокрыт Иверский мироточивый образ?

Только время даст ответ на эти вопросы.

Примечания

Любомудров Алексей Маркович – научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги «Знамения Божии от святых икон. 1991-1996», электронное издание которой размещено в «Библиотеке православного христианина».

Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 54.

Слово «миро» имеет несколько значений. Одно из них обозначает искусственный состав из различных благовонных веществ, который после освящения употребляется в церковном таинстве миропомазания. Другое значение – маслянистая влага, образующаяся сверхъестественным образом на иконах или святых мощах. Лабораторные анализы показывают, что это жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». В широком смысле слова в современной литературе под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах.

Евгений Поселянин.. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому: В 2 кн… Коломна, 1993. Кн. 1. С. 385-388.

Богословие иконы Православной Церкви. Изд. Западноевропейского экзархата. М., 1989. С. 410.

Он описан, в частности, в книге архиеп. Харбинского Мефодия (Герасимова) «О знамении обновления святых икон» (Харбин, 1925; М., 1999).

К настоящему времени сделаны попытки обобщить этот опыт, собрать и систематизировать свидетельства, рассказать о наиболее впечатляющих случаях. См., например: Любомудров А.М. «Знамения Божии от святых икон. 1991-1996» (СПБ., 1997); цикл статей В.А. Саулкина («Православная беседа, 1997, № 1, 2, 3), А.Г.Вигасиной («Даниловсий благовестник, 1997, №9) и др. В 1999 г. в Москве при Православном университете создана группа по изучению чудесных явлений от икон, а 27-28 января 2000 г. в рамках VIII Рождественских чтений состоялась конференция, специально рассматривавшая данную тему.

Чудо мироточения нужно воспринимать в связи с другими знамениями, происходящими в эти же годы. Это обновления икон, их чудесные обретения (тема, заслуживающая отдельного интереснейшего исследования); чудеса от мощей святых; знамения стихий (например, гроза с градом на Пасху 1993 г. (в этот день в древнейшей обители России, Оптиной Пустыни, были убиты три монаха), ураган в Москве в ночь на праздник всех российских святых 21 июня 1998 г.).

Прот. О вере. Апологетические заметки // Град-Китеж. М. 1992. № 7 (12). С. 28.

Мефодий (Герасимов), архиеп. О знамении обновления святых икон. М., 1999. С. 180.

Again. Изд. Антиохийской Православной Миссии. Бен Ломонд (Калифорния). 1995. Т. 18. № 3. С. 16-18.

Инокиня Марина (Смирнова). Чудо в монастыре // Ревнитель Православного Благочестия. Барнаул, 1999. №. 12.

В периодике, в том числе православной, уже высказывались опасения по поводу тенденции, наблюдающейся в связи с Ивановским феноменом (Вертоград-Информ. 1999. № 4. С. 34; Народная газета. 2000. 10 февраля. С. 3).

Духовная брань. С. 113

Цит. по: свт. . О чудесах и знамениях. СПБ., 1990. С. 20-21.

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1990. С. 307, 311.

ЧТО ТАКОЕ МИРО?

Лабораторные анализы показали, что миро — это жидкость органического происхождения. Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро возникает на иконе буквально «из ничего». Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель тоже различны. Иногда они покрывают все изображение, а иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко после помазания источившимся миром происходит исцеление различных болезней.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Большинство из них — образы Божией Матери. Главным основанием для почитания образа как чудотворного являлось удостоверенное дарование конкретной помощи людям: исцеление больных, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Чен-стоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило — от нанесенной образу раны, происходило для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Ка-занская-Каргопольская, «Умиление»-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» — Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах.

МАССОВЫЕ ЗНАМЕНИЯ

До XX в. мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов. 1991 год — начало времени повсеместных знамений от икон в России. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат в храмах, монастырях, в домах простых людей. Это несомненный исторический факт. 1991 год положил начало расчленению России. Страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом того же года в одном из старинных храмов Вологды потекли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Укорительно для нас и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!» Несколько лет происходит мироточение икон в центрах православной святости — Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря, в новоустроенных монастырях и др. Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX — начале XXI века побило все рекорды. К примеру, в Свято-Введенском монастыре города Иваново с декабря 1998 года по март 1999 года мироточили 1047 икон. Член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви Павел Флоренский считает, что ничего необычного в этом нет: массовое мироточение вызвано тем, что восстанавливаются храмы, и икон становится больше. Многие чудеса связаны со святыми покровителями России — Царственными мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона — покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. В свое время получила широкую огласку и история с мироточением иконы святых Царственных мучеников. 31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равно — ап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда из квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. С тех пор икона периодически источает миро, что неоднократно было зафиксировано кинокамерами. Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в разных епархиях.

МИРОТОЧАТ ОДНОВРЕМЕННО, ПО ПО-РАЗНОМУ

Недавно в Свято-Богородице-Неопалимовском соборе Ульяновска замироточили восемь икон: пять из них находятся в иконостасе (это иконы Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Крестителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого Иоанна Милостивого). В правом и левом приделах храма мироточат иконы «Спас Нерукотворный», «Крещение Господне» «Божия Матерь, Молящаяся у Креста Спасителя». Все иконы мироточат по-разному: на одних миро стекает по лбу, на других — по волосам святых, по руке, на иконе Божией Матери — как будто слезы. После совершения Литургии мироточение заметили священнослужители и прихожане храма, затем чудо засвидетельствовал архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл.

Седмица.Ru

И МИРО, И КРОВЬ

Прихожане храма Святой Троицы в селе Старый Валовай, в 200 километрах от Пензы, накануне Пасхи стали свидетелями необычного явления: с икон стекало миро, и на них проступила кровь. «Вот уже в течение года у нас мироточат 27 икон, но за две недели до Пасхи они стали особенно сильно «плакать». А шесть Икон вообще закровоточили», — рассказал староста храма Геннадий Заливное. «Сначала мы наблюдали, как на иконе «Распятие Христа», на лбу Иисуса, выступила красная капелька, потом она потекла струйкой. После этого кровь появилась на ладонях, ногах, ребре», — заявил он. Чуть позже закровоточили «Спас Нерукотворный», «Спаситель Благословляющий», «Спаситель Вседержитель», «Богоявление», еще одно «Распятие» — только те иконы, на которых изображен Иисус Христос. Все они стоят либо на алтаре, либо рядом с ним. После службы прихожане собирают вату и платочки из-под икон, на которые стекает миро. Потом верующие прикладывают их к больным местам и вылечиваются. «У моего сына Владимира больные ноги, операцию даже делали. Одна нога так болела, что ночью спать не мог. Я приложила ему платок, пропитанный миром, и боль прошла. Сейчас ему гораздо лучше», — рассказала одна из прихожанок. Все мироточащие иконы этой церкви раньше находились в домах прихожан. И ни одна ни разу не мироточила, тем более не кровоточила. И только в храме произошло чудо.

ИНТЕРФАКС

ЧУДЕСА В МОРДОВИИ

В Мордовии в Михайло-Архангельской церкви плачет икона Скоропослушницы и мироточит икона святых Царственных мучеников. По словам настоятеля церкви игумена Михаила, церковь в селе Низовка Ардатовского района знаменита у православных своей чудотворной иконой Иверской Божией Матери, которая написана на святой горе Афон. После появления иконы в храме стали происходить настоящие чудеса. Люди начали исцеляться от неизлечимых болезней. В храм привозили мальчика с детским церебральным параличом. У него не держалась голова, не двигались руки и ноги. Провели молебен, мальчик ушел на своих ногах, хотя его, конечно, поддерживали. Теперь в храм приезжают паломники со всей России. Такие исцеления не единичны. После молитвы у иконы Иверской Божией Матери в семье, где 20 лет не было детей, на свет появилась двойня. Потом свершилось еще одно чудо. 22 ноября прошлого года заплакала икона Скоропослушницы. Капли прозрачной жидкости, вытекающие из глаза святого лика, сохранились до сих пор. Одним из самых невероятных чудес стало первое в Мордовии мироточение иконы святых Царственных мучеников. Настоятель привез ее в храм два года назад. В этом году на первой неделе Великого поста, обходя иконы с кадилом, игумен Михаил обнаружил на иконе темные пятна. На стекле отпечатались лики всех Царственных мучеников. Пятна миро видны на иконе до сих пор. Они немного с зеленоватым оттенком. Сама икона издает неповторимый благоуханный запах. Икона уже исцелила женщину, больную раком.

Самым необъяснимым, загадочным и таинственным событием является мироточение икон и мощей. Изначально стоит пояснить, что же слово «мироточение». Мироточение – это явление в , когда или святых мощах начинает появляться влага, которая по своей структуре масляниста и имеет благовонный запах, цвет ее бывает разный от светлых оттенков до ярко красных. В народе чудо описывают одной фразой «иконы плачут».

Мироточение как явление

По всему миру происходят тысячи мироточений, и все эти случаи порождают споры и разногласия. Люди делятся на два лагеря: верующие, которые считают мироточение знамением, знаком свыше, и пытаются найти данным событиям с помощи науки.

Скептики склонны считать миро лишь влагой, которую выделяет сохнущее древесное полотно икон.

Впервые мироточение было замечено и запечатлено в летописях в 1040 году, чуть позже в 1087 году было замечено мироточение святых мощей Николая Чудотворца. Считается, что иконы перед большими событиями, в частности перед войнами или катаклизмами. Верующие склонны видеть в выделении мира знак, предупреждение.

Мироточение в мирное время объясняется близостью Бога, его благосклонностью, поэтому верующие спешат прикоснуться к чуду, помолиться в или в доме, где мироточение зафиксировано.

Миро

Лабораторные анализы показали, что миро – это жидкость органического происхождения. Возникает она не объяснимо. Самое интересное было выявлено после исследования этой жидкости, взятой с одной иконы, результаты были удивительные, они доказывали, что жидкость полностью соответствует настоящей человеческой слезе.

Древность или новизна иконы не имеют значения для мироточения, так же как и материал икон, это может быть дерево, стекло и бумага, на всех этих материалах может выступить миро. Форма и размер капель различны, иногда они струятся по всему полотну, иногда проступают лишь в некоторых участках. Консистенция миро разнообразна, может быть густая и тягучая или легкая как росинка.

Чудом можно назвать те случаи, когда человек болеющий был помазан миром и исцелялся.

Чудо исцеления миром в медицине называют не более чем эффектом плацебо. Вера человеческая так сильна, что организм исцеляет сам себя.

Кроме источения миро, слез, выделялась и кровь, что означало нанесенную рану образу святого - это был людям, чтобы они поняли, что оскорблять святыню нельзя. Все эти чудесные мироточения - органические происхождения, которыми управляет сама природа.

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери .

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.