Что такое комплекс Герострата? Храм артемиды эфесской.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

По рассказу Феопомпа (в передаче Валерия Максима), Герострат сознался во время пытки , что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков.

Сведения античных авторов

Хотя труды Феопомпа сохранились лишь во фрагментах, на него ссылается римский писатель-моралист I века н. э. Валерий Максим , чей рассказ наиболее подробен .

Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу. Уже Валерий Максим включает рассказ о нём в главу «О желании славы» (De cupiditate gloriae ), в одном ряду с Фемистоклом , Александром Великим и Аристотелем . А римский писатель Элиан в сочинении «О природе животных» упоминает Герострата в перечне врагов божеств вместе с философами Гиппоном и Диагором .

Отражение в культуре и литературе

См. также

Напишите отзыв о статье "Герострат"

Примечания

Литература

  • (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
  • Энциклопедия Паули-Виссова . Том VIII. Полутом 1. Стб. 1145-1146. (автор статьи - Plaumann)

Отрывок, характеризующий Герострат

После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.

По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход. Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма. Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей.

Святилище Артемиды на месте будущего храма впервые появилось ещё в VIII веке до нашей эры, а строительство большого храма началось в первой половине VI века до н. э. и продолжалось около столетия.

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.

Модель храма Артемиды Эфесской в Турции в парке Миниатюрк. Фото: wikipedia.org

Помимо всего прочего, храм Артемиды Эфесской совмещал функции культового и финансово-делового учреждения. Здесь заключались крупные сделки, велись деловые переговоры, решались «споры хозяйствующих субъектов».

Поджигатель признался под пытками

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Но, видимо, июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида куда-то отлучилась…

Многогрудая Артемида Эфесская. Фото: wikipedia.org

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.

Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Пиар-кампания Виктора Максима

В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Здесь был Македонский

Что до самого храма, то жители Эфеса бросили все силы на его восстановление. Спустя полвека храм Артемиды Эфесской снова принимал паломников, став лучше прежнего.

На сей раз одним из «спонсоров» строительства стал легендарный завоеватель Александр Македонский. Кстати, по преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины. Источник иллюстрации: wikipedia.org

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Правда, некоторые историки полагают, что это относится лишь к восстановленному храму, а сожжённое Геростратом святилище было не в пример скромнее. Кое-кто и вовсе высказывает крамольную мысль — поджог, организованный Геростратом, оказал Эфесу услугу, избавив от старого и отжившего своё храма и позволив освободить площадку для нового строительства.

Восстановленный храм Артемиды Эфесской благополучно простоял до 263 года нашей эры, когда он был разграблен готами. Тем не менее храм просуществовал до конца IV века и был закрыт в рамках борьбы императора Феодосия с язычеством. Место храма Артемиды в Эфесе заняла христианская церковь, которая затем также подверглась разрушению.

Слава Герострата оказался прочнее

Затем произошла достаточно типичная для всех времён и народов история — местные жители принялись разбирать стены некогда великого храма на стройматериалы. Так потомки тех, кто пытался предать забвению Герострата, предали забвению Артемиду вместе с её святилищем.

Вид на руины храма Артемиды Эфесской. Фото: wikipedia.org

Прошли столетия. Храм, построенный в болотистой местности, полностью исчез. Лишь во второй половине XIX века археологам удалось в буквальном смысле докопаться до жемчужины античного мира, установив точно место расположения храма. Ещё спустя несколько десятилетий археологи сумели полностью вскрыть покрытый слоем земли фундамент храма Артемиды Эфесской.

Впрочем, как ни крути, одно из семи чудес древности сегодня помнят гораздо хуже, чем имя того, кто его поджёг.

ЗАБУДЬТЕ ГЕРОСТРАТА! ХРАМ АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ

Было такое чудо света – одно из семи. Оно называлось храмом Артемиды Эфесской. И каждый образованный эллин сказал бы вам, что этот храм пал жертвой маньяка – Герострата. Имя этого Герострата вошло не только в энциклопедии, но и в поговорки и выражения вроде «геростратово злодейство».

И все же в этой истории немало таинственного. Оказывается, Герострат никогда не сжигал храма, из-за которого стал таким знаменитым злодеем.

Но я бы сказал, что это скорее не тайна, а недоразумение.

От незнания.

Город Эфес и местность вокруг него назывались греческим полисом. Греция в основном и состояла из полисов – городов-государств.

Эфес лежал не в самой Греции, а на другом берегу моря, в Малой Азии. Теперь эта земля принадлежит Турции. Мимо него шли самые оживленные морские пути древности – из Египта до Херсонеса через все Средиземное и Черное моря.

Разбогатев на торговле, Эфес строил дворцы я храмы. Покровительницей города считалась богиня Артемида, и ее храм был главным храмом Эфеса. Правда, за тысячу лет существования города несчастному храму фатально не везло: то он сгорит, то его разрушит землетрясение. И неудивительно – ведь он был деревянным.

Наконец в IV веке до нашей эры эфесцы решили соорудить такой храм, которому ничто не будет страшно, и богиня останется довольна.

Строительство было настолько грандиозным, что жители Эфеса обратились в соседние города и страны с просьбой о помощи. Римский историк Плиний писал, что храм «окружали двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей».

Правда, Плиний писал через много лет после этих событий, когда храма уже не существовало, он мог и ошибиться. Но наверняка известно, что некоторые соседи помогли Эфесу. В частности, большую сумму выделил Крез – богатейший царь Лидии.

После бурных обсуждений был принят проект архитектора Херсифрона. Он выбрал для строительства болотистый берег реки, чем вызвал сначала насмешки, а потом и уважение сограждан. И в самом деле, где лучше всего поставить тяжелое здание в сейсмически опасной местности? На болоте! Потому что болото погасит любые толчки. Храм будет плавать в жиже. Но как тогда сделать, чтобы он не утонул? И Херсифрон решил сначала выкопать глубокий котлован и набить его смесью шерсти и древесного угля. Получилась многометровая подушка.

Архитектор оказался прав. Храм спокойно пережил многие землетрясения и другие стихийные бедствия. Правда, не этот, а другой...

Строительство гигантского храма на болоте требовало необычных решений. Каждый день для архитектора был испытанием. Например, когда привезли колонны длиной пятнадцать метров и весом семьдесят тонн каждая, оказалось, что дотащить их до строительной площадки невозможно – мягкая почва не давала возможности ни одной повозке подъехать к храму. Тогда Херсифрон велел вбить втулки в торцы мраморных колонн, привязать к втулкам канаты, впрячь десятки быков и покатить колонны, как катки. И колонны, как валики, послушно покатились за быками.

Но доконала Херсифрона невзрачная, хоть и тяжелая балка, которую надо было уложить в порог храма. А она никак не желала. Архитектор бился над этой проблемой больше недели, пока богиня Артемида не пришла ему на помощь. Ночью, пока архитектор спал, балка сама опустилась на нужное место. Но Херсифрон этого не пережил. От переутомления великий зодчий скончался, и достраивали храм его сын и два других архитектора.

Наконец храм был завершен и сдан заказчикам.

Слава его была так велика, что тысячи паломников сходились к нему со всех концов тогдашнего Мира.

Храм простоял сто лет.

В 356 году до нашей эры это чудо античного мира погибло.

Жил-был человек по имени Герострат, который никак не мог прославиться. Ни в литературе, ни в бизнесе, ни в философии, ни в военном деле.

Может, его любимая девушка подзуживала, может быть, преследовала шизофрения, но, поломав голову над тем, как же прославиться, он решил сжечь храм Артемиды. Благо сделать это было нетрудно. Никому не приходило в голову, что кто-то захочет его сжечь, так что, наверное, вокруг него по ночам сторожей с колотушками не наблюдалось.

С другой стороны, деревянные балки, перекрытия, запасы сухого зерна и всяческих материальных ценностей в подвалах храма были замечательным горючим материалом. Ничего не требовалось – поднеси хворостину, и вспыхнет. Так и случилось.

В 356 году Герострат сделал свое черное дело и встретил пожарников воплем:

– Это я сделал!

Все кончилось бы тихо, если бы не желание горожан достойно наказать поджигателя.

Городской совет постановил: забыть его имя, никогда нигде не упоминать, чтобы главная цель Герострата – слава – его не коснулась своим позолоченным крылом.

Боги посмеялись над эфесцами. По всему миру люди рассказывали, какое наказание придумали поджигателю Герострату.

Имя его известно сегодня куда лучше имен строителей храма или царей, которые правили в соседних государствах. Забыли писателей и полководцев... А Герострата помнят.

А храм эфесцы решили построить заново и даже лучше, чем прежде.

Вот этот второй храм и стал чудом света.

Так что хоть в этом Герострат не смог торжествовать. Его злодейство привело лишь к рождению чуда, куда более значительного, чем прежний храм.

Строители на этот раз знали все, что придумал Херсифрон, и смогли пойти на шаг дальше.

Новый храм был гораздо больше предшественника: сто девять метров в длину, пятьдесят – в ширину. Здание окружали два ряда колонн, причем все колонны были резными – величайший скульптор Скопас вырезал на них сцены из мифов.

Географ Страбон писал в те годы: «После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав собственное имущество и продав колонны сгоревшего храма».

А вот некоторые завистники утверждали, что эфесцы потратили на храм деньги, отданные им на хранение персами и хранившиеся в сгоревшем храме.

В разгар возведения храма к Эфесу подошел Александр Македонский. Эфес был греческим городом, союзником македонцев, поэтому царя приняли как друга. Александр вмешался в споры о финансировании строительства и, будучи неплохим политиком, предложил покрыть все расходы и даже заплатить долги эфесцев, но при одном маленьком условии: на храме должна быть благодарственная надпись, в которой воспевался бы этот подвиг Александра.

Эфесцам это не понравилось. Они не хотели делать благодарственных надписей на своем храме, уж лучше пусть женщины останутся без украшений.

И нашелся один бомж – может, и не бомж, но так говорится в легенде, – который с улыбкой сказал:

– А подобает ли живому богу воздвигать храм другим богам?

Александр попал в сложное положение. Согласишься, что ты бог, – и речи не может быть о надписи, а сделаешь надпись – какой же ты бог?

Так что Александр заплатил скромную сумму и ушел завоевывать мир.

Известно, что храм Артемиды был украшен самыми лучшими картинами.

Мы привыкли к тому, что греческое искусство – это храмы и статуи. Но греки любили и живопись, только она, к сожалению, до нас не дошла.

По описаниям известны сюжеты картин, висевших в храме. Для того чтобы ублажить Александра Македонского, заказали полотно Апеллесу, который изобразил великого царя с молнией в руке, подобно Зевсу.

Храм был так замечательно рассчитан и построен, что простоял после этого еще пол тысячелетия.

Римляне почитали храм Артемиды и считали его чудом света.

Но когда пришли времена христианства, то на храм начались гонения. Эфес долго оставался оплотом язычества, и с помощью Артемиды эфесцы даже изгнали из города апостола Павла с его сторонниками. Но в 263 году Эфес захватили варвары готы и разграбили святилище. А во времена Византии храм стали растаскивать на постройки. Разобрали крышу, потом стали падать колонны, и постепенно остатки храма скрылись в болоте и речных наносах. Даже место, где он стоял, забылось.

В 1869 году после многих лет поисков английскому археологу Вуду все же удалось раскопать фундамент храма. Полностью храм Артемиды раскрыли лишь в следующем веке.

А потом отыскали и другой фундамент, под первым. Это был фундамент храма, сожженного Геростратом.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Из книги Английский дом. Интимная история автора Уорсли Люси

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Следствие закончено, забудьте Не знаю, кто как, но мне единственно логичным видится, что именно там, в изъятых листах, перечислялись факты, которые братьям Лебедевым с присными хотелось бы замять. В «аудите» следствия главным злоумышленником сделали Алексея. А заодно и

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Храм Артемиды Эфесской Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из самых прославленных центров паломничества античного мира.Артемида с давних времен почиталась в городах Малой Азии, как богиня плодородия.

автора

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

3. Храм Артемиды Эфесской Считается, что этот огромный храм, слава которого прогремела по всему древнему миру, был построен в Эфесе, городе Малой Азии. Как мы теперь начинаем понимать, такое предположение ошибочно. Недаром историки и археологи не могут указать никаких

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.6.3. Кто построил храм Артемиды Эфесской? Утверждают, что одна греческая семья за пару недель могла изготовить каменную колонну для строящегося храма. Вот такая колонна и смотрит на туристов с немым укором на окраине древнегреческого города Эфес в современной Турции. Эта

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Храм Артемиды в Эфесе Древнегреческий город Эфес, основанный за 1200 лет до нашей эры в 5 веке до нашей эры на западном побережье Малой Азии, достиг небывалого расцвета. Покровительницей города была Артемида - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Сначала Артемида была

Из книги В стране мифов автора Арский Феликс Наумович

СЛАВА ГЕРОСТРАТА Артемида вечно бродит вдали от Олимпа: она заботится о стадах, о диких зверях, помогает пастухам и охотникам. Именно ей был посвящен самый величественный храм древности, который вошел в число семи чудес света. Его воздвигли в Малой Азии, в Эфесе.

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

Глава VII «Не забудьте также, братья…» В калитку - к родительскому месту За многие годы путешествий по московским кладбищам нам неоднократно случалось быть свидетелями такой картины: у самого входа стоит очередь, - калитка узкая, а людей много, - не могут посетители

Из книги Два ракурса времени в истории Ричарда III автора Стратиевская Вера Израилевна

83. Следствие закончено, забудьте… Балаганный фарс о злодеяниях короля Ричарда III пользовался большим успехом у зрителей во все времена правления Тюдоров. Со временем, в прежней примитивной - кукольной постановке он несколько поднадоел публике. Зритель пресытился

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Забудьте про плюрализм (или ботинок Слободкина) А выкрутасы продолжались. Президент решил созывать Конституционное совещание, сам определив, кто на него должен прийти. Причем кроме представителей от субъектов федерации были представлены лица от каких-то никому не

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Храм Артемиды Эфесской Храм богини Артемиды в древнегреческом городе Эфесе считается одним из семи чудес света Древнего мира. Его строительство шло достаточно долго и было завершено в 550 г. до н. э. В сооружении храма принимали участие несколько архитекторов. Начало

Герострат - житель греческого города Эфеса , который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э.

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость - храм Артемиды Эфесской. По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

По рассказу Феопомпа, Герострат сознался во время пытки , что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков.

Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу.

Согласно Страбону , на месте сожжённого Геростратом храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфеской , включенный в число «чудес света» .

Историк Тимей и вслед за ним Цицерон и Плутарх утверждали, что храм Артемиды сгорел в ту самую ночь, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский.

Комплекс Герострата и Неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение

Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер .

Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии , за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства .

Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.

Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя , а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.

Комплекс неполноценности - в целом, негативное явление. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни.

Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности развивается у детей по нескольким причинам:

  • Физические недостатки (например, неполноценность какого-либо органа, маленький рост, непропорциональность).
  • Чрезмерная родительская опека, которая не позволяет научиться самостоятельно решать проблемы.
  • Отсутствия родительского внимания снижает уверенность в своих силах.

Физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов в процессе преодоления собственных комплексов неполноценности.

Если комплекс неполноценности преодолеть не получилось, то это может привести к неврозу в зрелые годы. Иногда комплекс неполноценности проявляется внешне в комплексе превосходства - в хвастовстве и высокомерии.

Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.

При этом следует отметить, что Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» писал:

Знаю, что вы много слышали о чувстве неполноценности, которое характеризует как раз невротиков. Оно проявляется, в частности, в так называемой художественной литературе. Писатель, употребивший словосочетание «комплекс неполноценности», считает, что этим он удовлетворяет всем требованиям психоанализа и поднимает своё творение на более высокий психологический уровень. В действительности искусственное словосочетание «комплекс неполноценности» в психоанализе почти не употребляется. Он не является для нас чем-то простым, тем более элементарным. Сводить его к самовосприятию возможного недоразвития органов, как это любят делать представители школы, так называемой индивидуальной психологии, кажется нам недальновидным заблуждением. Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребенок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Единственный орган, который может рассматриваться как неполноценный, это рудиментарный пенис, клитор девочки. Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Я к своему Сверх-Я , являясь, так же как чувство вины, выражением напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Возможно, было бы правильно видеть в первом эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности. Этому вопросу разграничения понятий мы в психоанализе уделяли мало внимания.

Именно потому, что комплекс неполноценности стал так популярен, я позволю себе сделать здесь небольшое отступление. У одного исторического деятеля нашего времени, который здравствует и поныне, но отошёл от дел, вследствие родовой травмы имело место некоторое недоразвитие одного члена. Очень известный писатель наших дней, охотнее всего пишущий биографии замечательных людей, занялся жизнью этого упомянутого мной человека. Но ведь трудно подавить в себе потребность углубления в психологию, когда пишешь биографию. Поэтому наш автор отважился на попытку построить все развитие характера своего героя на чувстве неполноценности, вызванном этим физическим дефектом. Но при этом он упустил один маленький, но немаловажный факт. Обычно матери, которым судьба дала больного или неполноценного ребёнка, пытаются восполнить эту несправедливость чрезмерной любовью. В нашем случае гордая мать повела себя по-другому, она отказала ребенку в любви из-за его недостатка. Когда он стал могущественным человеком, то всеми своими действиями доказал, что так никогда и не простил свою мать. Если вы представите себе значение материнской любви для детской душевной жизни, вы, видимо, мысленно внесете поправки в теорию неполноценности биографа.

По всей видимости, Фрейд имел в виду кайзера Вильгельма II , который с рождения страдал врождённым физическим недостатком - повреждённой левой рукой, которая была короче правой на 15 см.

Наряду с психологическими факторами в развитии комплекса неполноценности, не менее важна и роль других внешних факторов - демографических, социальных, политических, религиозных, этнических и даже сексуальных. Нередко, представители меньшинств, будучи жертвами дискриминации, страдают комплексом неполноценности в одной или нескольких из упомянутых категорий. Например, среди этнических меньшинств нередко встречается комплекс этнической неполноценности . Среди людей, выросших в бедных семьях на фоне зажиточности других людей может сформироваться комплекс классовой неполноценности и т. д.

Вернёмся в наше время 2015 года:

24 марта пассажирский самолет Airbus A320, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился на юго-востоке Франции. Катастрофа произошла в районе горного массива близ деревни Динь-ле-Бен. На борту лайнера находились 150 человек: 144 пассажира и шесть членов экипажа.

По одной из основных версий, самолет потерпел крушение из-за неадекватных действий второго пилота Андреаса Любитца: 27-летний немец заблокировал дверь кабины пилотов, когда капитан воздушного судна буквально на минуту покинул ее, и намеренно начал снижение самолета. Об этом свидетельствует запись бортового самописца («черного ящика»), обнаруженного на месте крушения.

Немецкий таблоид Bild сообщил со ссылкой на компетентный источник, что виновник катастрофы имел проблемы с психическим здоровьем (синдром «выгорания») и в течение полутора лет (до самого рокового момента трагедии) находился под наблюдением у специалистов.

Какой такой синдром ВЫГОРАНИЯ,человек страдал комплексом неполноценности, управлял самолётом с пассажирами на борту.

Для нашего времени это не аргумент плохого психоанализа управления самолётом, если сравнить этот полёт с управлением ОГРОМНОЙ СТРАНОЙ скомплексом неполноценности руководителей Горбачёва, Ельцина. Для Европы, Азии, ОСОБО США свои неадекваты. По нашим и законам и законам других стран к управлению ядерной страной можно выбрать ДУРНЯ?????


Меток нет
Запись: Комплекс неполноценности (Герострата).
опубликована 28 марта, 2015 в 16:26 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :

Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа - Александра - ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: "Кто сжег

Александрия Египетская

Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.

От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.

Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.

Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов. В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.

Музей в Александрии

Но главной достопримечательностью в городе Александра Македонского был истинный храм науки и искусства, который назвали Музеем. Дословный перевод этого слова звучит как "Храм Муз" и связан аллегорически с девятью дочерьми верховного бога Зевса - покровительницами искусства. Среди них есть и те, которых сейчас мы причисляем не к искусствам, а к наукам: астрономия, история.

Александрийский Музей был возведен в правление династии Птолемеев. Он занимал в городе целый район. Состоял из комплекса зданий разных размеров и назначения. Территория вокруг была украшена деревьями и цветниками.

Обитатели Музея и посетители библиотеки

В Александрийский Музей приезжали приглашенные царем из разных стран известные ученые и поэты. Здесь они жили, участвовали в совместных трапезах, проводили занятия, в многочисленных портиках вели содержательные и увлекательные беседы, спорили и делились друг с другом своими открытиями. Именно здесь впервые ученый предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий. Он основывался на представлении о Земле как о шаре. Евклид написал удивительную книгу "Начала", совершившую переворот в математике и давшую начало науке геометрии, став первым учебником по этой дисциплине.

Именно здесь, в Музее, высказывались новые социальные воззрения ученых мужей. Эратосфен высказал точку зрения на отношение к людям разных национальностей с позиции уровня их интеллекта и воспитанности: он заявил, что нельзя оценивать людей по национальности, ведь как среди греков есть люди невоспитанные и необразованные, так и среди негреков есть весьма образованные и

Коварный Птолемей

История Александрийской библиотеки - история создания ее фондов. Это была одна из Ее можно отнести к научным, так как в коллекции хранилось около семисот тысяч свитков папирусов. Здесь были и рукописи Эсхила и Софокла, переданные на вечное хранение египетским царем Птолемеем III Эвергердом. К слову сказать, добыл он их не совсем честным путем.

Известны интересные факты об Александрийской библиотеке. Например, о том, что Птолемей III Эвергерд, взяв свитки под залог у афинян для создания копий, предпочел потерять немалые деньги, но сохранить рукописи у себя. Не менее коварно обходился царь и с гостями: он строго проверял, какие книги привозили они в Александрию. Если такого экземпляра не было в коллекции Александрийской библиотеки, оригинал изымался в пользу города и Египетского государства, а гостю вручалась копия его книги.

Библиотека в Александрии

Слово "библиотека" первоначально дословно переводилось как "книжный шкаф". В Александрийской библиотеке свитки хранились в огромных книжных шкафах от пола до потолка, оправдывая тем самым название заведения. Основателем ее считается Птолемей II Филадельф. Он же создал и Музей. А временем создания библиотеки и Музея называется период с 309 по 246 гг. до н. э.

Организация работы библиотеки

Возглавлял Александрийскую библиотеку главный библиотекарь. В его обязанности входило определение качества и подлинности рукописей. Велся строгий учет книг. Был составлен каталог рукописных сокровищ. Книги в фондах и каталогах классифицировались по темам, языкам и снабжались специальными ссылками. Учитывались и особые интересы читателей к определенным изданиям. Пополнение фондов велось за счет приобретения книг в небольших библиотеках и частных коллекциях.

В библиотеке работали специальные мастера, которые занимались и обеспечением их "читабельности". Они же перепроверяли достоверность излагаемой информации, а сомнительные моменты помечали специальными значками, чтобы любой читатель мог понять, на какие факты можно опираться, а с какой информацией следует работать с осторожностью.

В долине Нила современными учеными были найдены в большом количестве древние папирусы. Эти находки позволили им сделать вывод о том, что оригиналы в библиотеке переписывались. А поскольку Александрия была крупным центром в том числе и книжной торговли, то, возможно, эти копии с папирусов являлись ходовым товаром, вывозимым александрийскими купцами в другие страны и продаваемым на портовом рынке.

Историками был определен и примерный список библиотекарей Александрийской библиотеки - вплоть до 2 в. до н. э.

Особо в Александрийской библиотеке следили за выполнением санитарно-гигиенических норм и норм, предъявляемых к с целью их наибольшей сохранности. Помещения хорошо проветривались, защищались от сырости. Свитки время от времени проверялись на предмет повреждений, в том числе и от многочисленных насекомых, и своевременно приводились в порядок.

В период правления Птолемея III Эвергерта при Александрийском Серапеуме (храм бога Серапиуса) был открыт филиал заведения.

Кто сжег Александрийскую библиотеку?

История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.

Первая дата - 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.

В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной - египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами. Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.

В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему "язычеством". Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.

В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.

Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.