Что означает икона белый ангел. Приепольский Белый Ангел – уникальная средневековая фреска

Много заблуждений даже среди верующих людей существует насчет Ангелов. Связано это с тем, что с богословской стороны тут далеко не все ясно, ведь эти существа недоступны непосредственному человеческому наблюдению. Тем не менее, в православии существует традиция приобретать икону Ангела хранителя, молиться перед ней своему небесному заступнику.


Кто такие ангелы

Существует каноническое учение об Ангелах, которое, впрочем, пестрит разными пробелами. Но создания эти часто упоминаются в Священном Писании, непосредственно участвуя в человеческой истории еще с райских времен. Бог поставил Херувима у райских ворот, чтобы Адам не мог туда вернуться. Ангелов Господь повелел изобразить на Ковчеге Завета, затем в Иерусалимском храме.

Изображение Ангелов не только не запрещалось, но и поощрялось уже со времен Ветхого Завета. Согласно мнению Православной Церкви, у каждого человека имеется личный Ангел, который дается после Крещения, хотя многие считают, что сразу после рождения. Икону Ангела Хранителя можно подарить младенцу на день рождения или на крестины.

В иудаизме существует несколько сложных иерархий ангельских чинов, но после появления Нового Завета христиане разработали собственную. Григорий Богослов, например, приводит такой порядок, начиная с наименьшего достоинства:

  • Ангелы.
  • Архангелы.
  • Престолы.
  • Господства.
  • Начала.
  • Власти.
  • Силы.
  • Воинства.
  • Века.
  • Херувы.
  • Серафы.

Как правило, во многих подобных систематизациях собственно ангелы являются наименьшими чинами. Может поэтому именно они чаще всего являлись библейским праведникам, затем святым. По учению Церкви, Ангелы являются личностями, но природа их больше имеет сходства с Божественной. Тем не менее, сильно отличается от нее: например, ангелы не могут быть одновременно в двух местах.

Сегодня церковь придерживается такой иерархии, где высшим чином являются Серафимы, низшим (девятым по счету) - ангелы. От Бога Ангелы наделяются рядом недоступных человеку способностей:

  • Невидимость для людского глаза.
  • Умение летать.
  • Способность проявляться в человеческом мире и влиять на него (в ветхозаветном сюжете Ангелы, например, уничтожали города).
  • Умение говорить с людьми на их языке.
  • Способность читать человеческие мысли.


Зачем Ангел человеку

Бог наделяет ангелов разными обязанностями, использует их как посредников между Собой и людьми. Считается, что Господь посылает их, потому что люди просто не могут выдержать встречи с Ним. Даже вид ангела способен навести на человека ужас, хотя внешне они походят на людей, только с крыльями. Как на самом деле выглядят небесные создания, сказать трудно (в Библии имеются различные описания). Икона святого Ангела-Хранителя изображает лишь канонический образ, утвержденный правилами Церкви.

Согласно церковному преданию, Ангел-хранитель должен наставлять человека в постижении Божиих установлений, ограждать его от нападок темных сил. Человек не видит эти баталии, они скрыты ради того, чтобы не пугать слабых духом. Но он может чувствовать поддержку высших сил. Многие переживали в жизни необъяснимые события - например, когда чудом удавалось избежать автокатастрофы, происходили необъяснимые совпадения, встречи с нужными людьми. В таких случаях надо благодарить своего Ангела.

Молитвы возле иконы Ангела-Хранителя могут носить и характер просьбы: прежде всего, помощи надо просить в духовных аспектах своей жизни. Считается, что в загробной жизни Ангел будет доступен для восприятия человека, с ним можно будет общаться и даже дружить. Во время же земного пути надо просить, чтобы он наставлял в вере и всяком добром деле, которое будет способствовать спасению души.


История изображений

В искусстве Древнего Востока часто встречаются изображения крылатых существ: ими украшен, например, алтарь в Мегиддо. В Самарии были найдены фигуры крылатых ангелов. Ветхий Завет называет целый ряд предметов с изображением серафимов, которые находились в Храме.

В русской иконописной традиции всем привычные образы стали появляться в конце 16 в. В качестве атрибутов Ангелы имели крест (для благословения) и меч (для защиты от темных сил). Одежда их напоминает дьяконское облачение - конечно, ангелы, являясь бесплотными духами, не нуждаются в нем, это просто символ их служения на небесах. Цвет плаща обычно зеленый, хитона - красный, либо одеяние может быть белого цвета.

  • Изображение может быть как поясным, так и полным, в таком случае Ангел обычно стоит на облаке. Значение иконы «Ангел-Хранитель» - напоминать о вечном существовании души. Парящая фигура как бы призывает человека в небесные обители, откуда он был вырван грехом.
  • Хотя внешне Ангел имеет человеческий облик, его неземное происхождение подчеркивается наличием больших крыльев, сложенных за спиной.
  • Одна рука может быть поднята в благословляющем жесте, иногда обе руки сложены для молитвы. Взор обычно направлен прямо на зрителя, но может быть направлен в сторону, а голова немного наклонена в почтении, будто Ангел преклонился перед Господом.
  • На образах современных мастеров небесный хранитель может держать маленькую душу (в образе ребенка) на руках.

Как найти «свою» икону Ангела Хранителя

При крещении ребенок получает имя, его покровителем считается определенный святой. Обычно выбирается он по Святкам, но можно это сделать и произвольно, особенно если человек крестится уже будучи взрослым. Если жизненный путь какого-то конкретного святого вдохновляет - можно смело выбрать его как небесного покровителя. Ошибочно такого святого называют «ангелом-хранителем».

Например, если ребенка зовут Кирилл, ему дарят икону святого Кирилла. Но Ангел-Хранитель - это не святой, не человек, а небесное существо, состоящее на службе у Господа! Можно приобрести икону любого святого - Павла, Иоанна, Николая, здесь нет ограничений по имени или дате рождения - и быть не может. Святые не отвергают молитвы людей только потому, что они родились не в тот день. Молитвы могут быть отвергнуты только если они идут не от чистого сердца.

Ошибкой будет и «привязка» какой-то иконы Божией Матери в качестве ангела-хранителя по дате рождения. Подобная классификация неуместна, она не имеет ничего общего с православной традицией. Царица Небесная - покровительница всех людей без исключения. Это скорей вид современного язычества, появившийся из-за повальной безграмотности в вопросах религии.

Церковный праздник для всех ангельских чинов общий - он отмечается 8 ноября (Собор небесных сил). Имена каждого конкретного ангела скрыты от людей, лишь некоторые из них названы в Библии. Тем не менее, существует традиция, согласно которой икона ангела-хранителя подбирается по имени человека. На самом деле это будет образ святого, носившего то же имя, но никак не Ангела.

В чем поможет Ангел

Люди имеют внутри особенное чувство, называемое интуицией. После совершения очередной ошибки многим приходилось говорить: «Эх, ведь внутренний голос подсказывал поступить наоборот…» В подобных случаях и помогает икона «Ангел-Хранитель». Она предостерегает от досадных промахов, плохих поступков. А еще рассеивает сумрак плохих мыслей, когда все кажется безнадежным.

Люди не могут непосредственно общаться со своим Ангелом-Хранителем, но икона поможет сосредоточить мысли на молитве. Хотя некоторые святые и видели ангелов воочию, но многие ли могут сегодня претендовать на святость? Конечно, нет. Поэтому ответы на жизненно важные вопросы, которые следует задавать в молитве, для большинства приходят именно как некий внутренний голос.

Если ответа долго нет - отчаиваться не нужно. Следует продолжать молитву - Господь никогда не бросает человека. Возможно, ответ придет чуть позже, либо сам верующий просто еще не готов к тому, чтобы воспринять ответ. Иногда происходящие в жизни события сами по себе можно трактовать как предостережения. В таком случае надо немедленно изменить свое поведение, постараться встать на правильный путь. Если не получается самостоятельно - обратиться за помощью к священнику.

Где расположить святой образ

Икона Ангела-Хранителя может находиться в любом месте домашнего иконостаса, главное, чтобы центральное принадлежало образу Спасителя . По благочестивой традиции принято размещать иконку около детской колыбели - ничего плохого в этом нет. Будет хорошо, если ребенок станет свидетелем того, как родители произносят молитвы. Детская душа очень отзывчива ко всему - задача родителей дай ей правильную пищу. Вполне уместно будет разместить дома икону святого, который считается хранителем малыша по дате рождения.

Водители часто вешают святые лики в салон автомобиля. Это делается не потому, что иконы обладают какой-то собственной чудесной силой. Они призваны обращать мысленный взор человека к Небу. Чтобы в жизненной суете он не «забегался» настолько, что забудет о самом главном. Иногда это легко, особенно под давлением обстоятельств или неверующих людей.

Многие люди икону Ангела-Хранителя с написанной молитвой предпочитают носить с собой - существуют маленькие образки, предназначенные для хранения в кошельках. Это уже нечто вроде амулета, но напрямую Церковью не порицается. Главное, чтобы человек на первое место ставил не бумажку, а общение с Господом.

Значение иконы «Ангел-хранитель» такое же, как и других святых образов - она должна помочь сосредоточиться на Боге. Почитание ангелов настолько велико в Православии, что для них составлены специальные молитвы. Хорошо выучить некоторые наизусть и читать в дороге, во время монотонной работы, чтобы мысли не блуждали где попало.

Считается, что Ангел сопровождает человека до самой смерти, после которой он призван проводить душу в рай. Злые же богопротивные дела и слова отвращают это чистое создание от человека. Поэтому следует на протяжении всего дня внимательно наблюдать за собой. Пошли, Господи, Ангела-Хранителя всем христианам!

Молитвы Ангелу хранителю

Молитва Ангелу-Хранителю, которую можно повторять во всех случаях, например, перед началом всякого важного дела.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва из «Молитв утренних» в молитвослове (читается утром)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Поездка в Сербию получилась достаточно спонтанно. Думал, что на майские никуда выехать не удастся, но такая возможность предоставилась. Почему выбрал именно Сербию? На это есть пять причин:

1. Дружественный нам народ - не часто сейчас встретишь страну, где так уважительно и с любовью относятся к россиянам.
2. Языковый барьер не составляет больших проблем. Не то, чтобы сербский язык был нам понятен, но русский и серб всегда поймут друг друга и без использования английского. И пишут кириллицей, что тоже упрощает жизнь российского туриста.
3. Виза нам для поездки в Сербию не нужна.
4. Лететь из Москвы всего два с половиной часа.
5. И весьма демократичные цены, особенно по сравнению с московскими.

Вкратце места, которые я посетил – Белград, Нови Сад, Нац. парк Фрушка гора, Вршац, Бела Црква, Сремски Карловцы, Златибор, Нац. парк Тара. И, если будете в Сербии, то обязательно посмотрите на меандры реки Увац – уникальное зрелище!


Фото сделано со смотровой площадки «Молитва».

Специальный заповедник Увац находится на Пештерском плоскогорье - самом большом плоскогорье на Балканском полуострове и одном из самых больших в Европе.
Реки на Пештере текут изгибаясь, даже когда на их пути нет естественных препятствий, за что Пештер иногда называют сербским Колорадо. Эти изгибы - меандры - производят неизгладимое впечатление. Течение реки Увац проложило себе русло в известняковых скалах и образовало узкое ущелье с обрывистыми берегами до 350 метров высотой.
Меандры реки Увац внесены в список объектов геологического наследия Сербии.

Но так получилось, что самым запоминающимся из поездки в Сербию была фреска Белый Ангел.
В Сербии огромное количество монастырей и храмов, но как фотограф я больше предпочитаю «живое» - природа, люди, животные. Архитектура, памятники и музеи – это не для меня. О чём я и сказал гиду, попросив выстроить программу соответствующим образом.

И вот колесим мы по дорогам Сербии, гид рассказывает разные истории. Одна из них начиналась так: В 30 км от места, где мы сейчас находимся, стоит монастырь Милешева. И знаменит он своей фреской 13 века. Когда 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в "Пакете достижений землян" были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел – послание мира, любви и понимания.

Услышав такое, план поездки был тут же изменён и мы отправились в монастырь Милешева.
В небольшом и душевном храме монастыря было совсем не много людей и все, подняв головы, любовались фреской. И пока мы с женой в тихом благоговении любовались фреской, наш гид подошёл к служителю храма и спросил его, может ли фотограф из России сделать фото фрески. В ответ служитель подошёл ко мне и попросил адрес моей страницы в интернете, где он сможет увидеть мои фотографии. Получив адрес, служитель вышел из храма. Через некоторое время он вернулся со словами: «Есть благословение».


"Белый Ангел - созерцание Его равно молитве".

Белый Ангел - фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Дата создания в интервале 1222 - 1228 года и относится к периоду Палеологовского возрождения.

Оригинальная фреска изображает Жен-Мироносиц, обнаруживших пустую гробницу Христа. Архангел Гавриил, одетый в белое, указывает на пустую гробницу Христа и провозглашает испуганным женщинам хорошие новости.

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»
(От Матфея 28: 5-6)

Главный акцент в образах Милешева - спокойная внутренняя сосредоточенность, одухотворенное, лиричное начало. Живопись Милешева отличает мягкая и нежная красота.

Уже дома, сделав фотографию Белого Ангела, я отправил её в монастырь. Об этом попросил меня служитель. Даже несколько волновался – понравится ли. Фотография понравилась и меня попросили выслать им ещё несколько фотографий фрески. А ещё прислали мне текст на русском языке, рассказывающий об истории монастыря и его фресок.

Текста достаточно много (6 страниц), поэтому дам лишь небольшие выдержки.

„Иерусалим и Гроб Господень для всех христиан есть то же, что Милешева и гроб Святого Саввы - для всех сербов“

Милешеву в 1219 году воздвиг как церковь и место своего упокоения князь Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного и внук Стефана Немани. По образцу ранее возведенных правителями мавзолеев милешевская церковь была построена в рашском стиле. Храм посвящен Вознесению Господнему и расписан в XIII веке, до того как его основатель получил королевскую корону в 1234 году.
Милешева – второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы».

Светлая Милешева с двумя куполами как в духовном, так и в культурно-историческом смысле представляет собой особое место встречи. В монастырских стенах взаимопроникают прошлое и настоящее, переплетаются искусство и философия, встречаются современные и средневековые художники и мастера. А, самое главное, происходит встреча человека с Богом и ангелов с людьми.

Большим почитанием в народе монастырь пользуется с 1236 года, когда в Милешеву из Трнова было перенесено тело Святого Саввы. В то время монастырь в народе назвали монастырем Святого Саввы, и Милешева стало местом всеобщего уважения и паломничества. Поэтому Турки в 1594 году, желая уничтожить память о Святом Савве среди сербов, забрали мощи святителя в Белград и попытались сжечь. Но вопреки этому дух святителя, через прах и пепел перетекший в Святосавье, проявился еще сильнее, а монастырь Милешева стал неистребимым свидетелем, который помнит, животворит и вдохновляет.
Святой Савва – самый значимый сербский святитель. Его биографы Теодосий и Доментиан рассказывают, что Святой Савва стал святым еще при жизни. Его жизнь украшали три черты святых отцов: самоотречение, аскетическое существование и чудотворение. Безусловно, самым важным делом Святого Саввы была борьба за приведение языческого сербского народа к правильной христианской вере, которая исповедует единого Бога. На этом пути сербский святитель исполнял обязанности доброго пастыря.

Красота Белого Ангела дарит вдохновение многим деятелям искусства, и в тоже время предоставляет совершенную художественную форму. Он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он – глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога.

Монастырь Милешева веками посещали многочисленные верующие, духовные лица, паломники, путешественники, дипломаты и другие гости. Прибывавших всегда встречали покой и ощущение божественности, пронизанные журчанием реки Милешевки. Эта атмосфера сохранилась до сегодняшнего дня, а звон новых милешевских колоколов несет ее в грядущие века. Осталось неизменным и традиционное сербское гостеприимство.

Группа самарских паломников побывала на праздновании 1700-летия Миланского эдикта в сербском городе Нише.

Всё в нашей жизни промыслительно. Позапрошлым летом Православная певица Юлия Славянская выступала с концертами в Сербии и привезла мне оттуда в подарок икону «Белый Ангел», особо почитаемую сербами. Когда я молился перед этой иконой, мной написались стихи, которые Юлия потом положила на музыку. Так появилась песня «Белый Ангел», посвящённая сербским новомученикам ХХ века. Она вошла в четвёртый альбом певицы и часто звучит на её концертах.

Белый Ангел

Посвящается Сербским мученикам.

Белый Ангел на камне у гроба,
Мироносицы в утренней мгле…
Пусть исчезнут страданья и злоба
На истерзанной Сербской земле!

Это вечное Косово поле,
Эта вечная битва с врагом…
Пусть все будет по Божьей воле,
Пусть останется мирным наш дом.

Самолеты летят над Белградом,
Словно коршуны в темной ночи,
Что им в маленькой Сербии надо?
Мать над сыном убитым кричит…

Белый Ангел, взмахни над страною
Ослепительно-белым крылом,
Белый Ангел, будь вечно со мною,
Как с восставшим из гроба Христом!

В то время я не мог и подумать, что окажусь в сербском монастыре Милешево и буду служить в том храме, где находится знаменитая фреска «Белый Ангел на Гробе Господнем», или «Мироносицы у Гроба».

Но мы предполагаем, а Господь располагает. Крёстная моего младшего сына Екатерина, возглавляющая самарскую службу «Паломник» и уже побывавшая в Сербии, решила организовать туда паломническую поездку. Приурочила её к празднованию 1700-летия Миланского эдикта Императора Константина Великого о принятии Христианства в качестве официальной религии в Римской Империи. Этот эдикт прекратил гонения на Христиан и сделал веру во Христа Спасителя государственной на всей территории огромной Империи. В эту поездку она пригласила и меня с сыном. Почти все, кто отправился в паломничество, столкнулись с неожиданным открытием: оказывается, святой равноапостольный Император Константин Великий был родом из сербского города Ниш. Он и его мать святая царица Елена стали покровителями этого города, им же посвящён один из храмов Ниша, в котором 3 июня Сербский Патриарх Ириней в сослужении десятков епископов и священников совершил Божественную литургию.

Самолёт из Москвы задержали на три с половиной часа, и наша паломническая программа нарушилась. Нас ждали в Белграде в обед, а мы прилетели только вечером и лишились возможности попасть на приём к Патриарху Сербскому Иринею. А ведь это было вполне реальным, так как на торжества в Ниш прибыла из России всего лишь одна наша группа. Но и возможность помолиться на Патриаршей литургии, а также получить благословение от Первоиерарха Сербской Православной Церкви для нас была Божией милостью и несказанной радостью.

Торжественное Богослужение проходило на специально сооружённой площадке перед храмом на выносном престоле. Нас порадовала простота встречи Патриарха Иринея. Никакого оцепления, никакой охраны, никакой помпезности и суеты. Его встречали священники, монахи и простой народ. Патриарх вышел из машины, взял крест у священника и по дороге к храму стал благословлять всех, кто к нему подходил. Когда я прикладывался к его руке, то почувствовал волну благодати, исходящей от Святейшего Патриарха. Несмотря на торжественность и благолепие, на трансляцию через огромный экран, на многочисленные микрофоны и кинокамеры, Божественная литургия прошла просто и молитвенно. Господь сподобил сослужить Предстоятелю Сербской Церкви двух священников из нашей группы - архимандрита Вениамина (Лабутина) и игумена Алексия (Медведева). Священников было столько, что не все уместились на площадке, и человек двадцать стояли просто с молящимися.

Во время Литургии явственно проявилась Божественная благодать. С утра погода была пасмурная, временами моросил дождь. И вдруг на «Отче наш» тучи разошлись, и солнечный луч упал прямо на престол. Вскоре небо прояснилось, стало светло и тепло. И другой момент. Когда Патриарх благословлял молящихся трикирием и дикирием, одна свеча на трикирии от дуновения ветра погасла. Но вот он повернулся в другую сторону, и свеча снова загорелась!

Нас со священником из Петербурга отцом Григорием сербский иеромонах Христослав пригласил в конце Литургии в храм, где рассказал об истории церкви святых Константина и Елены. Так как наши языки имеют общие славянские корни, то мы отца Христослава в общем-то поняли без переводчика. Храм новый, от него не веет вековой древностью, тем не менее он особенно любим жителями Ниша.

После Божественной литургии состоялся необычный Крестный ход. У нас в России я такого не видел. Он показал единство Церкви и государства. Впереди шествовал военный духовой оркестр, игравший национальные марши. За оркестром алтарники несли хоругви и запрестольные иконы. После них шёл детский церковный хор. Дальше - монахи и священники без облачений, священники в облачениях, участвовавшие в Литургии. Потом служившие епископы и за ними Патриарх Ириней. Шествие завершали миряне.

Движение на улицах города было перекрыто полицией, и Крестный ход, сопровождаемый радостными улыбками горожан, спокойно и торжественно прошёл по кварталу, где находится храм Константина и Елены. Но праздник ещё не закончился. День памяти равноапостольных святых в Нише является Днём города. И поэтому после Богослужения совершается Слава. Это празднование существует только в Сербской Православной Церкви. У нас, например, есть святые покровители, имена которых нам даны при крещении, и мы празднуем День своего тезоименитства, или День Ангела. У сербов же существуют покровители семьи, рода, города, государства. В день памяти святых покровителей и празднуется Слава. Выпекается большой калач (если сказать по-русски - каравай), надрезается крестообразно снизу, а надрезы поливают красным вином. Это напоминает освящение хлебцев на литии во время всенощного бдения. Калач потом дают надкусить всем родственникам и гостям праздника. На Славе города Ниша надрезание калача совершил Патриарх Ириней. Первыми его надкусили почётные гости, присутствовавшие на торжествах, - мэр и благотворители Нишской епархии. Предстоятель Сербской Церкви наградил их церковными наградами и сказал слово по случаю 1700-летия эдикта Императора Константина.

Солнце уже начинало припекать, и с трудом верилось, что в начале Божественной литургии моросил дождь и слышались раскаты грома. Жаль было расставаться с этим благодатным местом, но впереди нас ожидала обширная и интересная программа, включавшая посещение многих святых мест. Общительный и добрый отец Христослав проводил нас до автобуса и попросил нас молиться о нём. Дай Бог ему здравия и спасения!

В двух известных сербских монастырях мы служили Божественную литургию. Первую - в Студеницах, вторую - в Милешево.

Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. В Студеницах мы служили одни, настоятеля монастыря почему-то не было. Нам сослужил сербский диакон Александр, всего пять дней как рукоположенный, но очень благоговейный и с хорошим звонким голосом. Алтарничал послушник по имени Воин, молодой человек с открытым улыбающимся лицом. От него исходила настоящая христианская любовь, и он старался во всём нам услужить.

Проскомидию совершал отец Вениамин, а мы с интересом смотрели на огромную просфору, лежащую на жертвеннике. У нас принято вырезать Агнца и вынимать частицы из пяти служебных просфор, а здесь, оказывается, вынимают из одной общей просфоры.

На Литургии причащалась почти вся наша паломническая группа и одна средних лет сербка. После службы наш гид Зорица рассказала нам о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой - рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе. У южной стены, ближе к притвору, находится гробница Симеона Мироточивого. Пропев величания этим святым угодникам Божиим, мы приложились к их гробницам, прося молитвенного заступления.

Над входом в храм я увидел небольшой барельеф святого, сидящего на коне с поднятым в руке мечом. Вроде бы похож на Георгия Победоносца, но обычно он изображается с копьём, протыкающим змея. Я спросил у алтарника Воина:

Кто этот святой на коне?

Великомученик Георгий, - ответил он.

А почему он изображён с мечом, а не с копьём?

Он ограждает храм от турок, которые когда-то захватили сербские земли. Поэтому у него в поднятой руке меч.

Теперь всё понятно. Турецкое иго коснулось многих христианских народов на Востоке и на Балканах, три столетия страдали от них и сербы. Этот барельеф - безмолвный свидетель политической ситуации того времени.

Монастырь Милешево основан сыном Стефана Первовенчанного князем Владиславом в начале ХIII века. Точная дата его основания неизвестна, предположительно между 1219 и 1235 годами. Несколько столетий он был духовным центром Сербии, потому что там почивали мощи Святителя Саввы Сербского.

Патриарх Сербский Ириней и самарские священники.

Святой Савва родился по усердным молитвам его отца Стефана Немани и матери Анны. Родители хотели дать ему хорошее светское образование и учить воинскому искусству. Но сердце юноши тяготилось этим, оно стремилось не к мирскому, а к духовному; не к земному, а к небесному. Савва много слышал о подвижниках Афонской горы и решил посвятить свою жизнь монашеству. Однажды во время охоты он скрылся и тайно отправился на Афон. Когда Стефан Неманя узнал, что его сын на Афоне, сразу же послал за ним своих слуг. От возвращения домой Савву спасла долгая монастырская служба. Во время всенощной слуги утомились и задремали, а юноша, пользуясь благоприятным случаем, попросил игумена постричь его в иноческий образ. В конце службы перед слугами Стефана Неманя стоял уже новоиспечённый инок Афонской горы. Им не оставалось ничего другого, как вернуться к отцу Саввы с этой вестью, а сам Савва написал родителям успокоительное письмо. Стефан и Анна просили сына хотя бы навестить их, но он, в свою очередь, уговаривал их оставить мир и постричься в монашество. Как мы знаем, Стефан Неманя так и сделал, оставив княжеский престол своему второму сыну. Ушла в монастырь и его мать Анна (в монашестве Анастасия). Стефан, в монашестве Симеон, прожил после пострига всего восемь месяцев. Похоронив его, Савва затворился в келье в Карее на Афоне и предался уединению и монашеским подвигам. По святым молитвам подвижника ему явился во сне отец и сказал, что Господь прославил его. Через год святой Савва открыл мощи отца, и они оказались нетленными. Потом их перевезли в Сербию. На свою родину пришлось вернуться и самому святому Савве. В то время римские католики начали активно проповедовать своё неправое учение в Сербии, и святой, болея за Православие и свой народ, просил греческого императора и Патриарха поставить в Сербии самостоятельного архиепископа. Но те, видя его ревность о Православии, упросили его самого принять на себя святительский сан. Так святой Савва с грустью оставил любимый Афон и приехал в Сербию. Там он благоустроил Сербскую Церковь, поставил несколько епископов, оградив Православие от влияния католичества. Своей праведной подвижнической жизнью он подавал пример всем верующим людям. Устроив церковную жизнь на своей родине и поставив себе преемника на святительской кафедре, святой Савва отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. На обратном пути святитель остановился погостить у болгарского короля, заболел и умер. Произошло это в 1237 году. Тело святого Саввы похоронили в Тырново, а через год перенесли в Сербию. При перенесении оказалось, что мощи его нетленные и источают множество чудес. Святитель Савва был погребён в Милешево, которое вскоре стало центром паломничества для сербского народа. Мощи святого Саввы являлись главной святыней для Православной Сербии. Туркам, захватившим Балканский полуостров, это очень не понравилось. В 1595 году они привезли мощи святителя из Милешево в Белград и там на глазах его жителей сожгли на высоком холме.

Но часть мощей святого Саввы всё же сохранилась. В монастыре хранится ковчег с его десницей. Стоит он в храме на престоле.

Литургию мы служили с настоятелем монастыря архимандритом Леонтием. Обитель Милешево женская, диакона там нет, поэтому ектении нам пришлось читать самим. Осознание того, что рядом с нами, на престоле стоит ковчег с десницой святителя Саввы Сербского, придавало службе особый трепет. От волнения я даже забыл в алтаре свой служебник в красивом кожаном переплёте, некогда подаренный мне келейницей блаженной схимонахини Марии Самарской. Пусть это будет даром от меня знаменитому сербскому монастырю. А знаменито Милешево ещё тем, что в древнем храме находится фреска «Белый Ангел на Гробе». Когда реставраторы расчищали более поздний слой фресок, то под ними обнаружили эту хорошо сохранившуюся фреску. Теперь она во множестве репродукций разошлась по всему миру.

В средние века в храме монастыря Милешева, на втором этаже притвора, располагалась подпольная типография, где печатали Псалтирь, Евангелие, богослужебные книги. Подпольная - потому что Сербия находилась под властью турок. А сейчас в Милешево есть даже своё радио.

В монастыре Хопово, основанном в 1496 году на Фрушкой горе (а всего на этой горе было семнадцать монастырей) Господь сподобил нас отслужить акафист перед мощами великомученика Феодора Тирона. Думаю, нет необходимости рассказывать о том, какое значение имеет этот святой для христианской Церкви. На первой седмице Великого поста во всех Православных храмах ему служится канон и освящается коливо.

Мощи святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана.
В монастыре тринадцатого века Сопочаны мы молились перед мощами святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана. Там же можно увидеть чудесно сохранившуюся фреску Успения Богородицы. Турки снимали с сербских храмов купола, покрытые листами из олова, и переплавляли их на пули. Дожди и ветер, проникающие в обезглавленные храмы, за столетия разрушили безценные фрески. А фреска в Сопочанах прекрасно сохранилась, поэтому монастырь входит в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

В кратком очерке невозможно описать все храмы, монастыри и святыни, которые мы посетили на сербской земле. Расскажу лишь в двух словах о том, что заслуживает внимания для Православного паломника, отправляющегося в Сербию.

Церковь святых апостолов Петра и Павла - один из древнейших сербских храмов, построенный в десятом веке. В нём принял крещение великий жупан (князь) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Здесь он собирал Собор против еретиков-богумилов и передавал власть своему сыну Стефану Первовенчанному.

Монастырь Жича, основанный в 1206 году. В нём с 1219 года находился престол сербского архиепископа. Первым этот престол занял святой Савва. Здесь он короновал на великое княжение своего брата Стефана Первовенчанного и совершил рукоположение епископов на новые епархии. В Жиче проходили коронации и других сербских правителей. Всего здесь было 19 коронаций, последняя - в начале ХХ века, когда на королевский престол взошёл Пётр I Карагеоргиевич.

Монастырь конца ХIV века Раваница, в котором почивают мощи святого великомученика князя Лазаря, героя битвы с турками на Косовом поле. Со своими воинами он нанёс большой урон турецкому войску, но был захвачен в плен и казнён. Сербы почитают князя Лазаря как национального героя и часто посещают Раваницу.

К концу ХIV века относится и монастырь Любостыня, где находятся мощи святой княгини Милицы, в монашестве Евгении.

В монастыре Градац, построенном во второй половине ХIII века, для паломников представляет интерес погребальная церковь святой Елены Анжуйской, в монашестве Елисаветы. Она прославилась как заступница сирот.

В монастыре Джурджеви Ступови, основанном в 1170 году и считающемся выдающимся памятником сербской архитектуры ХII века, сохранилась могила сербского короля Стефана Драгутина. Расположен монастырь на высоком холме в окружении соснового леса. Его настоятель архимандрит Герасим - личность уникальная. Он музыкант и когда-то у него была своя группа, достаточно известная в музыкальном мире. И вдруг молодой человек всё бросает, принимает монашество, приезжает в Джурджеви Ступови и начинает восстанавливать древний разрушенный храм. Сейчас церковь практически восстановлена, хотя в монастыре подвизается всего пять монахов. Отец Герасим продолжает заниматься музыкальным творчеством, но теперь уже духовной музыкой. Он создал церковный хор из мальчиков, мини-студию, записывает песнопения, проводит концерты. В разговоре с нами за чашкой кофе отец Герасим живо интересовался состоянием Православного образования в России и вообще состоянием Православия. В свою очередь он рассказал о том, как они приобщают к Православной вере сербских детей.

Монастырь начала ХVI века Крушедол, расположенный на Фрушкой горе, известен тем, что в нём почивают мощи святой Ангелины Сербской , покровительницы христианок с именем Ангелина.

Местом особого паломничества является монастырь Лелич, хотя он построен совсем недавно - в 1996 году. Его основанием послужила церковь, возведённая в 1929 году. Лелич известен тем, что в нём находятся мощи великого светильника Православной Церкви ХХ века Святителя Николая Велемировича, епископа Охридского и Жичского. Он очень почитаем и в России, его богословские труды переведены на русский язык. О жизни святого можно узнать в замечательном музее, посвящённом ему. Там собраны многие его личные вещи.

В этом монастыре мы встретили старенького архимандрита Аввакума. Его добрая открытая улыбка сразу же расположила нас к нему. Отец Аввакум показал нам свой наперсный крест, подаренный ему покойным Патриархом Алексием II в честь 45-летия служения в священном сане.

В городе Сремски Карловцы, куда после гражданской войны в России эмигрировала часть Православного духовенства, много лет размещался центр Русской Православной Церкви Заграницей. В соборе во имя Святителя Николая Чудотворца служил её Первоиерарх Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся богослов и церковный деятель. Здесь же расположены первая сербская гимназия, музей Сербской Православной Церкви, летняя резиденция сербских Патриархов, капелла Мира, памятник русскому генералу Петру Николаевичу Врангелю (могила его находится в русском Свято-Троицком храме в Белграде).

В столице Сербии взгляд Православного человека поражает самый крупный храм на Балканах, посвящённый святому Савве Сербскому. Он построен на том месте, где турки сожгли его святые мощи. Вместимость храма 12 тысяч человек, но строительство его ещё не окончено, ведутся отделочные работы. Службы ведутся в стоящей неподалёку маленькой церкви святого Саввы. В ней можно помолиться у чудотворного списка иконы Божией Матери «Троеручица», подлинник которой находится на Афоне в сербской обители Хиландар.

В древней части Белграда, называемой Калемегдан, откуда, как на ладони, видна современная часть города, расположены средневековая крепость, воинский храм Ружица и церковь святой Петки (Параскевы). Преподобная Параскева особо почитается в Сербии. В церкви когда-то хранились её мощи, но потом они были отсюда взяты и на том месте, где они лежали, забил святой источник. Этот источник бьёт из-под земли до сих пор. И часть мощей святой Параскевы всё же осталась: настоятель вынес нам небольшой ковчег, в котором хранится её палец.

В огромном парке на окраине Белграда расположен монастырь ХIII века Раковица. В нём погребён предшественник нынешнего сербского Патриарха покойный Патриарх Павел, отличавшийся простотой и подвижнической жизнью, за что снискал почитание среди сербского народа. На его могиле мы отслужили литию.

Несмотря на обилие святынь и драматическую историю Сербии, насыщенную событиями мужественной борьбы сербов за Православную веру и государственную самостоятельность, в наше время и наших Православных братьев сербов тоже, на мой взгляд, коснулся разрушительный процесс апостасии. Монастыри возрождаются, но там подвизаются всего по нескольку монахов и монахинь. В больших городских соборах молящихся на службах очень мало. На европейский манер женщины молятся в храмах и монастырях с непокрытыми головами, в брюках. На очень многих сербах я не видел нательных крестов, даже у церковных служащих. В городах нередко видишь курящих девушек или женщин. Активно насаждается западный образ жизни, который исподволь оставляет в Православной стране не меньше отрицательных последствий, чем варварские бомбежки Белграда американцами в 1999 году. Глубокая внутренняя вера, предполагающая следованию евангельским заповедям, к сожалению, постепенно утрачивается и превращается во внешнюю формальную веру, в исполнение церковных обрядов и традиций. Однако милость Божия пребывает над этой страной, как и над всеми Православными людьми.

Перед отъездом из Сербии мы зашли в Белграде в кафедральный собор во имя Архистратига Божия Михаила. Шла всенощная. Молящихся было до обидного мало. Вышел священник с Евангелием и начал помазание святым елеем. Рядом с ним стоял монах. Увидев русских священников, он дал нам знак следовать за ним в алтарь. В алтаре стояли сербский Патриарх Ириней и три епископа. Видимо, так было угодно Богу, чтобы наша встреча со Святейшим Патриархом Сербским все-таки состоялась. Мы такого, конечно, не ожидали и с радостью подошли к Патриарху под благословение. Патриарх Ириней поразил нас своей простотой и радушием. Его Святейшество спросил, где мы остановились в Белграде, видимо, хотел пригласить нас к себе на приём. Но нам пришлось ответить, что улетаем ночью в Россию. У отца Алексия оказался с собой фотоаппарат, и Патриарх сфотографировался с нами на память. Мы ещё раз взяли у него благословение и с этим благословением вернулись к себе на родину.

ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член Союза писателей России.

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

С чего мне начать свой рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию? Может быть, с описания восхитительно свежего, прохладного утра в монастыре Раковица, когда солнце еще было за горой, а под ногами, на зеленой траве, словно драгоценные жемчужины, блестели капельки росы; а может быть, с сербских мальчиков и девочек, которые играли в мяч на горе Фрушка, и их звонкий смех разносился далеко вокруг; а может быть, с чудесного густого вишневого варенья, которым нас угощала молодая монахиня в монастыре Градац и которое мы запивали глотком холодной воды?

Монастырь Раковица

Нет, не буду забегать вперед, а лучше начну с действующих лиц. Нас было много – семнадцать человек, так что и перечислить всех весьма затруднительно. Возглавлял нашу группу настоятель московского храма Трех святителей протоиерей Владислав Свешников, его ближайшими помощниками были священник Михаил Дудко и монах Киприан (Ященко). В самый последний момент к нам присоединились школьники из православной гимназии в Ховрине (их опекали директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин, преподаватель Илья Михайлович Числов и завуч Марина Владимировна Истратова). В путешествии нас сопровождали два человека – сначала клирик Русского подворья в Белграде священник Виталий Тарасьев, а затем профессор Богословского факультета Белградского университета Предраг Миодраг.
Нашу поездку благословил Святейший Патриарх Сербский Павел. Встреча с ним была заранее оговорена и мы с нетерпением ее ожидали. И вот однажды утром мы приехали в Белград и пришли в Сербскую Патриархию. Нас провели в зал приемов. Не прошло, наверное, и минуты, как из левой боковой двери вышел Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно; остатки нашего волнения исчезли совершенно.

– Я очень рад, что вы к нам приехали, – сказал Патриарх, обращаясь к нам; голос у него был негромкий, но отчетливый. – Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и ничто и никто нас не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.
На пятый или на шестой день нашего путешествия, когда мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой, я попросил сопровождавшего нас Предрага Миодрага рассказать что-нибудь о Патриархе.
– Он очень доступен, – сказал мой собеседник. – Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.
Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.

Московское подворье

Знакомство с Сербией началось с храма в честь Пресвятой Троицы, который является подворьем Русской Православной Церкви в Белграде. Он расположен в самом центре столицы Югославии, рядом с гигантским сербским собором святого Марка. Однако, несмотря на свои скромные размеры, Русская церковь, как ее здесь называют, нисколько не теряется в насыщенном городском ландшафте. Подворье является центром религиозной жизни для русских эмигрантов, которых и по сей день довольно много в Сербии.
Церковь была освящена в 1924 году. Получив разрешение правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (прежнее название Югославии), по благословению Сербского Патриарха Димитрия русские люди построили ее на старом белградском кладбище. Сейчас об этом кладбище ничто не напоминает, потому что на его месте раскинулся живописный парк Тажмайдан.
Каждый русский человек, прибывающий в Сербию (и в прежние времена, и сейчас), прежде всего стремится посетить Русскую церковь. Не перечесть диаконов, священников, монахов и архиереев, которые служили здесь. Стены храма помнят сердечные воздыхания русских людей, их слезы и горячие молитвы Богу о том, чтобы Он помиловал Русскую землю, освободил ее из плена безбожников, вразумил русский народ и обратил его к покаянию, как покаялись жители города Ниневии во времена пророка Ионы. Много раз совершал Бескровную Жертву в этой церкви митрополит Антоний (Храповицкий), первенствующий иерарх русской эмиграции, в своих проповедях он утешал соотечественников, призывал смиренно и мужественно нести свой жизненный крест, благословлял невозбранно нести слово Божие народам Европы и Америки.
Часто заходил в этот храм великий русский патриот генерал Петр Врангель. В 1928 году он скоропостижно скончался в Брюсселе. Его останки – так он завещал сам – были привезены в Сербию и похоронены в Русской церкви, которую он очень любил.

Посещая Русское подворье, мы познакомились со священником Виталием Тарасьевым. Вернее сказать, мы познакомились с ним еще раньше – по телефону, когда готовились к поездке. Он хлопотал о нас в Синоде Сербской Православной Церкви, разработал подробный маршрут нашего паломнического путешествия, входил в наши повседневные нужды – одним словом, гостеприимство его было на редкость радушным и без его помощи у нас вообще бы ничего не получилось. Отец Виталий темноволос, выше среднего роста, одет в простую будничную рясу, говорит с едва заметным акцентом – ведь он родился и вырос вне родины. Его матушка – сербка, ее зовут Иоланта, она очень хорошо говорит по-русски, и то, что не успел или не смог из-за своей занятости сделать для нас отец Виталий, очень мягко и неназойливо восполнила она.
Отец Виталий Тарасьев сменил на этой должности своего отца. Протоиерей Василий Тарасьев умер два года назад, в дни светлой Пасхальной седмицы. Его отпевали Святейший Патриарх Сербский Павел и архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Московский Патриархат). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал телеграмму с соболезнованиями.
Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству – России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец (Ин. 10, 11). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10, 3-4).
Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца – Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия – явление не такое уж частое и в самой России.
– Мы можем вам только позавидовать, – сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу.
– Отчего же?
– Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована.
Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном,
– Это могилы моего отца и деда, – сказал он. – Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма.
Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения.
Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.
Идея создания этого музея принадлежит отцу Василию. Первые экспонаты появились в нем около пятидесяти лет назад. Что они из себя представляли? Например, умер монах или монахиня, архиерей или священник. По просьбе отца Василия родственники приносили их облачения, нагрудные кресты, митры, камилавки, иконы, богослужебные книги, предметы личного туалета. Многие русские люди до Второй мировой войны служили в Вооруженных Силах Югославии. Их парадные мундиры, ордена, медали, погоны, личное оружие и другие вещи заняли в музее почетное место.
В Сербии жили (да и сейчас живут) немало русских художников. Каждый из них подарил музею одну из своих картин. Вот, например, портрет митрополита Антония (Храповицкого), вот – протоиерея Василия Тарасьева, а вот – сербский пейзаж. Из подаренных картин можно было бы составить отдельную экспозицию и показывать ее не только в Белграде, но и за его пределами.
– Обратите внимание на эти изящные броши, – сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. – Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение, его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. Эта брошь являлась изысканным украшением для его жены или невесты.
– А сейчас экспозиция музея пополняется? – поинтересовался я.
– Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, уже стало тесным и не вмещает всех экспонатов, которыми мы располагаем.

По зимней дороге от Белграда до монастыря Милешева мы добирались больше четырёх часов. Летом, конечно, это путешествие можно проделать гораздо быстрее. Но путь к сербской святыне столь живописен, что торопиться совсем не хочется. Чудесный Златибор, уютные Ужицы, Овчарско-Кабларское ущелье, маленькая Нова Варош - разве можно просто пронестись мимо всей этой красоты? Уж лучше помедленнее: с чувством, с толком, с расстановкой...

Мы ехали на свидание с Белым Ангелом. И сколь ни прекрасно было водное зеркало Златарского озера, ощущение, что настоящее чудо ждёт впереди, не покидало нас всю дорогу. Ведь именно эта фреска стала не просто символом одного монастыря, но Сербии в целом. И даже не только Сербии. "Бели Анджео" - первое изображение, переданное при помощи спутниковой связи из Европы в Северную Америку. И именно его долгое время транслировали в глубокий космос вместе с музыкой Моцарта.

Фотографировать саму фреску нельзя, поэтому мы ограничились иконой из монастырской лавочки.

Но сначала о самой обители.

История монастыря Милешева крепко связана со средневековым сербским рыцарским орденом "Хранителей копья Святого Георгия". Существует легенда, что ему была передана и Плащаница Иисуса Христа. Чтобы отнять реликвию, в маленькую церковь на Чёрной скале прибыл отряд тамплиеров. Сербские витязи сражались храбро, но силы были слишком неравны. Когда пал последний "хранитель", в церкви неожиданно появился Белый Ангел. Он указал перстом на Плащаницу, и та мгновенно исчезла. Весть о чуде быстро распространилась, и под Чёрной скалой решено было построить монастырь. Но это, конечно же, просто красивая сказка.

Сама история основания монастыря гораздо прозаичнее. В 1219 году жупан Владислав Неманич, сын Стефана Первовенчанного, приказал на реке Милешевке воздвигнуть церковь Вознесения Господня, как свою будущую усыпальницу. А на возвышающейся над ней Чёрной скале примерно тогда же построили для защиты дороги из Сеницы в Приеполе крепость Милешевац. В 1236 году в обитель были перенесены из Тырново мощи Святого Саввы, и она стала местом всеобщего поклонения. Даже когда в 1594 году весьма обеспокоенные огромной популярностью монастыря османы вывезли мощи святого в Белград и сожгли их, Милешева продолжала оставаться местом огромного паломничества. Её ризница и библиотека считались одними из лучших, а в XVI столетии милешевские монахи приобрели печатный станок Гутенберга, и здесь заработала типография.

Архитектура монастыря принадлежит Рашской школе. Историки считают, что образцом для его строительства послужили Жича и Студеница. Но главный храм обители значительно выше других церквей, построенных в этом стиле. В XIX веке весь монастырь был существенно обновлён. До сих пор непонятно, почему во время этой большой реконструкции в храме Вознесения было решено снести стену между припратой и наосом. Из-за этого печального события мы навсегда утратили чудесные фрески: Успение Богородицы и портрет Стефана Немани.

Фрески монастыря создавали неизвестные мастера, расписывавшие храмы в Византии, Греции и Италии. Интересно, что служившие фоном стены были мозаично расчерчены на квадраты и покрыты серебряной и золотой краской, благодаря чему достигался эффект глубинного сияния каждого изображения.

Сюжеты росписи весьма любопытны. Наряду с часто встречающимися в других монастырях картинами Вознесения и Страшного Суда, в Милешеве можно увидеть, например, изображение благословения апостолов. Или портреты Неманичей: святых Симеона и Саввы, Стефана Первовенчанного, Радослава и Владислава. У историков есть основания полагать, что писавший их художник или работал с натуры, или знал этих людей лично. Не случайно милешевское изображение Святого Саввы уже очень давно признано каноническим.

Белый Ангел, указывающий на пустую плащаницу, - часть сюжета, посвящённого жёнам-мироносицам. Это одна из редких фресок, которая дошла до нас практически в своей первозданной красоте. Османы, несколько раз разорявшие Милешеву, изображения не сбивали, а лишь "выкалывали" им глаза. Но до Белого Ангела, практически парящего под куполом, они дотянуться не смогли. Или не посмели.

Это удивительно, но Милешева, неоднократно подвергавшаяся разорениям, как и любой другой сербский монастырь, никогда не была заброшена. Православный народ уверен, что это заслуга защищающего обитель Белого Ангела. Далеко за примером ходить не надо. Полковник рассказывал, что несколько лет назад в Милешеву приезжала англичанка, служившая в 1999 году в авиации НАТО. Она призналась, что однажды получила задание "случайно" сбросить бомбы на монастыри Морача и Милешева. Когда она долетела до каньона реки, цели неожиданно исчезли с радаров, а прямо перед самолётом появилось облако в виде огромного Белого Ангела, как будто укрывающего своими крыльями сербскую землю. Лётчица была настолько потрясена увиденным, что повернула в сторону, и страшный груз ушёл в никуда. И теперь, стоя перед фреской, она рыдала в голос, совершенно не стесняясь своих слёз.

Должна вам сказать, друзья мои, что Белый Ангел и правда вызывает бурю эмоций. Талантливейший средневековый художник добился потрясающего эффекта: в какой бы части зала вы ни находились, "Бели Анджео" всегда смотрит вам прямо в глаза. Многие посетители часто узнают в его облике черты любимых, как здравствующих, так и уже покинувших этот мир. Поразительно, но эта фреска никогда и ни у кого не вызывала страха. Напротив, в душе рождаются или огромная радость, или печаль. Сильнейшие эмоции кружатся в вальсе с самыми разными мыслями, чаще всего покаянными. Но когда покидаешь стены храма, отчётливо понимаешь: это ещё не конец - всё возможно, всё впереди. Как будто и правда распахнулись над тобой два огромных белых крыла.

За прекрасные фотографии спасибо А.В. и А.Н.