17 1 коринфянам 9 глава толкование. Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла

Коринф, славившийся большим богатством, и мудростью, хотя уверовал во Христа, но, уверовав, находился в опасности отпасть от Христа. Ибо богатые составляли свои партии, а мудрецы – свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека. Кроме того, один из них смесился с мачехой; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред эллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались. Причиной же всех этих беспорядков была внешняя мудрость; ибо она есть мать всех зол для тех, которые верят ей во всем. Посему Павел пишет послание в Коринф с целью исправить все это. Поскольку же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия; то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему-то высшему. Поэтому Павел и начинает следующим образом.

В 4 главе 1 Послания к Коринфянам Апостол Павел заканчивает тему единства в церкви, тему строительства на едином основании.
«Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1Кор.4:1,2) . Слова о «домостроителях тайн Божиих» послужили основанием того, что священника считают «тем, кто свершает таинство», нечто таинственное и непонятное, но Священное Писание трактует само себя. Из контекста видно, что автор подводит итог всему, что писал выше: Павла, Аполлоса, Кифу, да и пастора своей церкви нужно воспринимать, как служителей, через которых Господь приводит к Себе других людей.Домостроители тайн Божиих, которые строят церковь, строят ее на едином основании, вести о том, что Бог искупил грех человека, пройдя через распятие на Голгофском кресте и воскресение, подарив вечную жизнь каждому, кто примет этот дар. В этом заключается великая тайна, которую Господь открывает Духом Святым каждому, кто принимает Евангелие. Пример для подражания, истинный Пастырь - Христос, и только за Ним нужно следовать, у Него учиться.
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор.4:3) . Павел говорит, обращаясь к церкви, что мнение прихожан не является определяющим для него, он не будет совершать те или иные поступки, чтобы заслужить одобрение или избежать порицания от тех или иных членов общины. Как служитель, Апостол несет ответственность только пред Богом и не зависит от мнения людей. Значит ли это, что Павел не оценивает своего поведения? Нет. Это значит, что, оценивая свое поведение, автор послания не выносит себе определенный вердикт. Нам же свойственно «навешивать ярлыки» людям, а не их поступкам. Для нас склонность судить естественна, при чем не только других людей, но и себя. При чем, суд в отношении себя обычно бывает самым строгим и безапелляционным. И это одно из искушений, возникающих в жизни христианина. Признав себя недостойным спасения, человек перестает порой стремиться к Богу, ходить в церковь, молиться и совершать какие бы то ни было шаги для исправления ситуации. Для такого человека велика вероятность уйти от Господа вовсе, на радость врагу рода человеческого.
Итак, должны ли мы оценивать поведение людей и свое собственное? Да. Должны ли мы оценивать людей, и себя в том числе? Нет. Фраза: «Бог ненавидит грех, но любит грешника» очень резко находит реальное отражение в практической жизни. Еще Блез Паскаль заметил, что человек, слишком много судящий о себе, со временем может впасть в одно из двух состояний, оба из которых губительны. Такой человек или становится гордецом, чувствуя свою исключительность, или ничтожеством, что тоже пагубно отражается на его дальнейшей жизни.
«Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:4,5) . Другими словами, не судите, потому что не настало время. Жизнь человека непредсказуема и не стоит на месте. Тот, кто сегодня производит впечатление «хорошего человека», через 10 лет может под влиянием обстоятельств превратиться в человека, обладающего прямо противоположными качествами, и наоборот. То есть, мы выносим приговор тому или иному конкретному человеку, исходя из его сегодняшнего состояния, мы как бы делаем фотографию, а жизнь - это не статика, а движение. Наш разум не способен проанализировать движение, а Бог видит нашу жизнь от начала до конца.
И второй момент: знаете ли вы о сердечных намерениях человека? Мы судим обычно людей, чьи грехи видны. Зависть, лицемерие, гордость, не прощение, злой умысел невозможно увидеть человеческим взглядом. Когда мы начинаем очень большое внимание уделять внешней стороне, внутри рождается много проблем, и люди их часто не замечают. Об этой ситуации сказал Иисус: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам [гробницам, склепам], которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:25-28) . Господь судит сердечные намерения, а не просто внешнее поведение человека. Бог оценивает наши мотивы, поэтому данному вопросу надо уделять особенное внимание.
«Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1Кор.4:6) . Павел говорит, что все вышеизложенное он рассказал церкви применительно к себе и к Аполлосу, как к служителям, чтобы люди в общине научились не мудрствовать сверх того, что написано и не превозносились один над другим. Это наставление актуально для нас и сегодня, поскольку в современных церквях существует множество преданий. У каждой конфессии есть свои непререкаемые авторитеты: в православии это святые отцы, у адвентистов - Елена Уайт, у баптистов - свои авторы. Фразы из их произведений цитируются, вывешиваются в церквях, как девизы. Важно помнить, что привязанность к любому человеческому авторитету - источник проблем, даже если авторитетом обладает Божий человек.
Почему человеческий авторитет для нас так хорош? Потому что жить, руководствуясь четкой инструкцией, и ни о чем не задумываться легче, чем осознавать свой выбор и свою ответственность за последствия принятых решений. Некоторые люди нуждаются в том, чтобы кто-то четко регламентировал их жизнь. Для них послушать мнение авторитетного человека проще, чем искать ответы на волнующие вопросы в Священном Писании и просить водительства Святого Духа.
Апостол так же предостерегает Коринфскую церковь, чтобы никто не превозносил себя относительно других. Гордость - очень опасная вещь. Когда человек превозносится, плодом этого порой являются страшные события в его жизни. Когда человек начинает гордиться, он становится слепым. Яркий библейский пример последствий человеческой гордости - история вавилонского царя Навуходоносора. Как только он возгордился, Господь лишил его разума, сделав подобным животному, пока царь вавилонский не осознал свою неправоту перед истинным Творцом.
«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор.4: 7,8) . Другими словами, люди в церкви возомнили себя царями. О, если бы это действительно было так! Если ты получил дар от Бога, почему гордишься, как будто не получал, как будто это изначально было твоим? Бог одаривает не для того, чтобы гордиться, а для того, чтобы делиться этим даром с другими людьми. Господь дал, Он может и забрать.
«Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем [зрелищем] для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих» (1Кор.4:9-14) . Апостол противопоставляет себя прихожанам церкви. Если первые почитают себя царями, то Павел говорит о гонениях, насмешках и неуважении, выпавших на долю Апостолов и о терпении и смирении, с которым посланники Божии переносят тяжелые будни.
«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:15,16) . В этих словах Апостол подводит итог первым четырем главам Послания, посвященным теме разделений в церкви. Павел обращается к церкви не как пастор, а как отец, который «родил во Христе» Коринфскую общину верующих. И он обращается к людям, как к детям, говоря: «я помог вам придти к Богу, поэтому умоляю вас, подражайте мне, как я Христу». Другими словами, «как я почитаю себя ничем, так и вы не возвышайте сами себя». «Как я считаю себя служителем, так и вы считайте себя служителями». «Как я не ищу человеческого одобрения, так и вы стремитесь, прежде всего, к Богу».
«Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1Кор.4:17) . Павел посылает в Коринф Тимофея, чтобы и он наставил церковь в вопросе подражания Христу.
«Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1Кор.4:18,21) . Апостол говорит, что после его ухода из Коринфа многие прихожане церкви «надулись» (как пузыри). Если угодно будет Господу, я приду и испытаю не слова этих «надувшихся пузырей», которые наполнились своей гордостью и тщеславием, но силу, «динамис», испытаю реальную жизнь. И дальше Павел спрашивает: «Чего вы хотите? С палкой придти к вам или в духе любви и кротости?»
Заканчивая тему разделения в церкви, Павел говорит людям о том, что надо следовать за Христом. Каждый из нас имеет много черт, которые позволяют чувствовать себя ничтожеством. И, в то же время, в каждом присутствуют качества, позволяющие чувствовать себя в чем-то лучшим, чем другие люди. Апостол предостерегает: не человеческий авторитет лежит в основе церкви. Бог Сам приводит к Себе людей. Те люди, которые служат Богу, - это помощники, которых Господь посылает Своим детям, чтобы они указывали на Христа, как единственное истинное основание для строительства церкви.
Подводя итог первым четырем главам 1 Послания Апостола Павла к Коринфянам, можно сказать, что автор предупреждает нас: не избирайте себе авторитетов среди людей, считая, что они непогрешимы. Это часто становится поводом для гордости.
Обладая особым даром или знанием, люди, как правило, не спешат делиться с другими, а воспринимают как знак особого отличия, делающий их выше, лучше других. В Библии есть очень хороший пример такого восприятия - Ветхозаветный Израиль. Что стало с этой нацией, представители которой были избраны Богом? Что этот избранный народ сделал со Христом? Написано, что Израиль - народ священников, призванный служить примером для окружающих народов, чтобы привести их к Господу. Израильский народ посчитал себя лучше всех народов в мире, единственным народом, с которым общается Бог. В результате эти гордые люди отвергли и распяли Христа, Того, Кто сделал их избранным народом.
Это предупреждение для каждого из нас. То, что мы - народ Божий, не спасет никого, если осознание своей избранности будет поводом возгордиться, а не служить окружающим людям, приводя их к Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. Пусть благословит нас Господь, чтобы мы понимали то основание, на котором стоим, чтобы красивый не гордился своей красотой, умный - умом, а духовный - своей духовностью, но чтобы мы воспринимали Божии дары как инструмент для служения своим ближним. И единственный достойный пример для подражания в этом - Иисус Христос, наш любящий Господь.

Константин Чумаков

4:1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых
Все предыдущие разъяснения Павла должны были бы дать понять коринфянам, что Павла и всех остальных наставников воспринимать надо не как человека (авторитетного или не очень в их собрании), а исключительно как участника в Божьем деле, общем с ними. То есть, - как служителей Иисуса Христа, проложившего путь для всех христиан - во всех делах и интересах своего небесного Отца (1Пет.2:21).

и домостроителей таин Божиих Также Павла следовало бы воспринимать, как домостроителя тайн Творца, то есть, как "работника" Владыки мироздания, намеревающегося созидать Свой духовный "Дом" из христиан. Павел подчеркивает: апостолы - это домостроители не своих собственных церквей и учений, а замыслов Божиих, смысл которых и должны раскрывать духовные наставники - собраниям Божьего народа.

Подводя итоги, Павел говорит, что каждый из христиан в собраниях Коринфа, кого наставляли Павел и Аполлос, должны считать их и служителями Христовыми, и домоправителями Иеговы, которые поставлены на то, чтобы раздавать "духовную пищу вовремя" (Мтф.24:45). Пищей же служат тайны (истина) из слова Бога, которые открывает им Всевышний в свое время.
(Слово домостроитель по Стронгу находится под номером 3623 означает домоправитель, управитель (дома), распорядитель.)

4:2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
От всех домоправителей (от духовных наставников в слове Бога) требуется, чтобы каждый из них оказался верным. Что означает верность хорошо разъяснил Христос на примере благоразумного управляющего: благоразумный управляющий (раб) раздает меру хлеба вовремя всем слугам для того, чтобы все домашние могли правильно выполнять свои каждодневные обязанности перед Богом. (Лук 12:42-44)

4:3,4 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе.
Павел знал точно, что сам он не совершает ничего, что нарушало бы принципы Бога и во всём старается вести себя честно. И не было его вины в том, что Бог изволил призвать именно его для служения язычникам со всем его набором из прошлого.
Но если его христианское поведение в настоящем - не нравится кому-то в Коринфе по какой-то причине, то это его мало волновало, так как Павел стремился угодить, прежде всего, Богу: Судия же мне Господь.

Людей можно и обмануть, показав им только ту часть себя, которую мы хотели бы, чтобы они увидели.
Для Павла же гораздо важнее не выставлять напоказ свои лучшие человеческие «части», а сохранять верность Богу и Его принципам. Поэтому в поведении Павла и наблюдались поступки, которые могли казаться странными - с позиций привычного поведения в мире, откуда приходят в христианское собрание.

4:5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Павел советовал перестать обсуждать его кандидатуру в собрании, ведь есть множество более интересных тем, чем сплетничать о Павле. И тем более - выносить "приговор", оценивая его служение Творцу человеческими мерками.
К тому же, Павлу не от собраний нужна похвала или порицание, но от Бога. Коринфу было предложено не пытаться делать выводы за Бога о том, кто и какое положение заслуживает в собрании, Павел - в том числе. Почему? Потому, что только Всевышний видит сердца и способен оценить мотивы (

сердечные намерения, 1Цар.16:7) всех поступков каждого христианина. Мотивация в оценке сущности христиан - на суде Бога является н аиболее важной составляющей характеристики поступков всех людей, христиан - в том числе.

Поэтому христианам, не видящим сердца других (в данном случае - мотивацию Павла), гораздо полезнее анализировать собственные мотивы служения Богу и созидать собственную христианскую личность, чтобы, когда придёт Господь со светильником для суда - Он мог обнаружить во мраке всей Земли свет от христиан Коринфа.
В этом случае - похвала всему Коринфскому собранию от Бога будет обеспечена, и это куда важнее, чем получить похвалу от Павла.

4:6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
Павел так много внимания уделил разговору о себе и Аполлосе для того, чтобы показать Коринфянам «золото» в построении христианина: не о соперничестве следует думать и не к славе человеческой стремиться.
А о том, что угодно Богу.
Отношения с соверующими следует строить смотря по тому, каков из него - христианин, а не по тому, кто и какой «чин»
имеет в собрании.

4:7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
Павел перешёл к обличению христиан Коринфа, рассуждая об этом примерно так:
«Кто говорит в собрании, что ты, например, лучше других? Допустим, и безусловно - что-то и есть в тебе хорошего. Но разве то, что ты имеешь в себе хорошего – ТВОЯ ЛИЧНАЯ заслуга? Нет, всё, что есть в тебе хорошего – ты получил от Бога в качестве дара.
А если ты хвалишься способностями, как будто они - твоя заслуга, а не от Бога получены - ты плохо поступаешь»
Имеющий хорошие способности - не хвалиться ими должен, а использовать их во благо людям, собранию и себе для того, чтобы исполнять волю Божью

4:8
А дальше – больше, Павел разгорячился не на шутку, приступив к кульминации обличения:
Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы [и в самом деле] царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

В Коринфе уже не считают, что нуждаются в духовном наставлении и питании. Они уверены, что так много получили знаний и так богаты способностями, что самое время - им становиться царями жизни собрания и самим.
Что ж, жить по-царски не запретишь никому из желающих царствовать. Только Павел
показал, что к их собранию – умение царствовать со Христом не имеет никакого отношения, и до царей им пока что слишком далеко.
Но Павел желал бы искренне, чтобы они и в самом деле достигли внутреннего состояния помазанных царей Христовых: тогда они смогли бы к Павлу в царствовании присоединиться.

Понятно, почему в Коринфе Павла недолюбливали: он мешал им пребывать на царственном троне, опуская их до уровня плотских младенцев, показывая им реальную картину их духовной ценности на тот момент.
Но не для того, чтобы унизить их, а для того, чтобы показать, в чём им надо расти и к чему стремиться, чтобы достичь духовного возраста будущих царей Христовых.

4:9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам…
Не имеется ввиду, что апостолы - «последние по счёту на Земле посланники Божьи».
Но имеется в виду «нам, посланникам этого времени, теперешним посланникам, посланникам Нового Завета»

Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков
Павел показывает своё внутреннее духовное состояние царя Христова, чтобы коринфяне могли увидеть отличия, сравнив его состояние - со своим:

Никакого триумфального шествия и заносчиво поднятой головы; ответственность и публичное унижение одинокого - на всеобщем обозрении земных и небесных смотрителей, когда за каждым действием пристально наблюдают; обречённость смертника и безумца, вышедшего на арену для того, чтобы непременно быть убитым. И всё это чувствует Павел и будут чувствовать все будущие соцари Христовы с момента их призвания до самого конца. В Коринфе царственные ощущения были совсем другие:

4:10-13 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне.

«Цари» Коринфа должны были бы понять, что на самом деле они не имеют в себе ничего из того, что должны иметь в себе настоящие цари Христовы.
А вся их суета в собрании вокруг карьеры и борьбы за портфели - так ничтожна и мелочна, что, скорее, похожа на мышиную возню, нежели на дела царственного величия Христова.

Этим разоблачительным обращением к собранию Павел снова ничуть не повысил и не укрепил свой авторитет в их глазах. Напротив, очень даже понятно, почему Павел им так сильно не нравился.

4:14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
Понимая, что коринфяне непременно обидятся на его «ободрение» в силу своей духовной «царственной» слабости, Павел поспешил пояснить, что обличает он собрание не для того, чтобы их пристыдить или унизить.
А вразумляет, как вразумлял бы собственное любимое дитя для того, чтобы оно становилось лучше, сильнее, красивее, чтобы стало достойным звания царя Христова.

4:15,16 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием
«отцом себе не называйте никого на земле» - казалось бы, Павел пренебрёг словами Христа, назвавшись отцом для собрания в Коринфе.
На самом деле Павел всего лишь показал различие между отеческим отношением к собранию и заботой наставников о нём.

Наставнические отношения в Коринфе, которыми они так кичились, сводились к отношениям услужливости подчинённых к высокопоставленному начальству.
Отношения же между отцом и детьми - совсем другие, основаны на взаимной любви.
Отец всегда гораздо больше переживает за духовное здоровье детей своих во Христе, чем начальники - за здоровье своих подчинённых. Именно эту мысль отеческой заботы о собрании - подчеркнул Павел, объясняя причину повышенного внимания к ним и повышенного требования к их поступкам.

Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу
Заметим, христиане Коринфа имеют возможность не просто подражать Павлу в чём-то, а подражать Павлу именно в том, в чём САМ Павел - подражает Христу. Поэтому, говоря так, Павел не даёт повода для злословия - ищущим повода обвинить его в самовозвышении.

4:17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, эту же мысль отеческого отношения к Тимофею, который и по возрасту был для Павла как сын - он подчеркнул в этих словах, назвав Тимофея «сыном в Господе», а не просто соверующим или учеником Христа

который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
Сам Павел не мог пока что прийти в Коринф, но всё, что будет нужно собранию - Тимофей о Павле расскажет.
О том, например, как Павел живёт, как проходит своё поприще Христово и чему учит во всех остальных собраниях.
То есть, если слов Павла о самом себе - было бы недостаточно в Коринфе для того, чтобы иметь основания ему верить, то Тимофей сможет подтвердить каждое слово Павла для Коринфа.

4:18-20 Как я не иду к вам, то некоторые [у вас] возгордились;
В собрании заподозрили, что сам Павел опасается прийти к ним и встретиться лицом к лицу, дескать, куда там Павлу с нами состязаться в искусстве царственного красноречия, предмете гордости ораторов собрания.

но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу Однако из заверения Павла о скором посещении собрания - им должно было бы стать понятно, что апостолу нечего опасаться: он-то точно знает, что Царство Божье - не красноречием из слов славится, а силою Божьей, воздействующей на верующих, ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

4:21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?
Итак, Павел планирует прийти к ним, но желает им задуматься над тем, чего бы они сами хотели от Павла: чтобы он пришёл с важностью и властью апостола Христова, строгого начальствующего - к подчинённым или всё же, как любящий отец - к своим детям?
От них зависит, кем Павел явится пред ними, когда явится лично собственной персоной.

1-Кор. 4:1 . Всякий служащий Христу ответственен перед Ним за свое служение. Слово гиперетас, переведенное как служителей, - отличается от "служители" в 3:5 (греческое слово "диаканои"). "Гиперетас" подчеркивает подчиненность вышестоящему и ответственность перед ним. Под тайнами Божиими понимается мудрость, "слово о кресте", которое делается понятным только при откровении Духа Святого (2:7-10).

1-Кор. 4:2 . Павла весьма заботило, чтобы он сам и другие, подобные ему, служители Христовы, неся миру весть о спасении, хранили верность своему Господну.

1-Кор. 4:3-4 . Сам апостол - несмотря на то, что мир отвергал его, - не изменял своему служению, как и благовестию, которое нес. Даже о мотивах собственных действий не мог он судить с уверенностью и еще меньше - об успешности своего служения. Как же могли бы судить об этом другие?

1-Кор. 4:5 . Таким образом преждевременное суждение, ведет ли оно к превознесению одних служителей (3:21) или к пренебрежению другими (4:10), - неправомочно. Только Бог осветит скрытое во мраке и явит милость Свою, удостоив каждого верного служителя похвалы.

В. О преодолении разделении (4:6-21)

Разобрав со всех сторон вопрос разделения в их церкви, апостол прямо указывает коринфянам на главную их проблему: это - гордыня (стих 6). И тут же он предлагает им как практическое средство исцеления от духовной болезни - подражание ему (стих 16).

1-Кор. 4:6 . Все это время Павел избегал называть виновных по имени. Вместо этого, он называет Аполлоса и себя самого (а еще Петра и Христа - 1:12; 3:4-6,22-23), как бы "прилагая" к себе и к ним проблемы коринфян. Теперь же да послужат им Павел и Аполлос "целительными примерами" людей, которые признают власть над собою и не преступают границу того, что написано (в Библии). Они следуют Слову Божию, а не своим наклонностям или мирским представлениям.

Павел надеялся, что на примере их жизни коринфяне научатся смиренномудрию (здесь глагол машете, переведенный как "научиться"; существительное того же корня - матетес означает "ученик", т. е. "тот, кто делает так, как его учат"). Конечно, это был трудный урок, поскольку греки считали, что смирение - это презренное качество раба, признак слабости, и великим людям оно не может быть свойственно (об этом прямо говорилось в "Законах Платона").

1-Кор. 4:7 . Однако смирение в человеке - это единственное качество, приемлемое для Бога, Который Один и по Своей милости дает людям различные дары (стих 7), а потому только Ему Одному принадлежит слава (1:4-9). Все эти истины подчеркиваются рядом риторических вопросов, из которых состоит стих 7.

1-Кор. 4:8 . Смирение должно быть присуще всем христианам. В послании к Филиппинцам (2:5-11) Павел представляете этой связи как образец жизнь Христа. Поначалу главной и характерной ее особенностью было смирение, венцом же - явилось вознесение. Но коринфяне, по-видимому, решили, что первое условие им нет необходимости исполнять. Вознесения они хотели теперь же, немедленно, - чтоб не знать более ни болезней, ни страданий, ни горя. В XX в. это не более достижимо, чем в те дни, когда Павел писал это письмо впавшим в самообольщение коринфянам, однако, и сегодня многие мыслят и поступают по их примеру.

Коринфяне полагали, что уже имеют все, что хотели бы иметь (1-Кор. 4:8а), между тем, им следовало бы испытывать голод и жажду по практической праведности, которой им так не хватало (Матф. 5:6). Они думали о себе как о царях, у которых ни в чем более нет нужды, тогда как на деле они были подобны глупому королю из известной детской сказки, который, будучи голым, беспечно шествовал перед своими подданными (Откр. 3:17-18).

1-Кор. 4:9-13 . Что касается Павла, то он не обманывал себя. Его тоже не радовали страдания. И в этом смысле он хотел бы, чтобы коринфяне были правы в своих суждениях. Но они правы не были. Сами апостолы следовали за Христом дорогой скорби и унижений. Как Он торжественно шел к Своей смерти, так и они (сравните 2-Кор. 2:14). Как Христос страдал, будучи гоним и подвергаясь клевете, так и они, слуги Его, и, руководимые Духом Господним, они терпели и прощали (Лук. 23:34).

В этом-то качестве Господь как бы выставил их на обозрение ("позорище" - старославянское слово в русской Библии - надо понимать как "зрелище") перед всем миром - перед ангелами и людьми. Апостолы жили проповедью о кресте. А вот коринфяне в самодовольстве и ложном чувстве безопасности наслаждались своим "богословием царей" (сравните Ам. 6:1-7).

1-Кор. 4:14-17 . Движимый чувством любви, предостерегал Павел коринфян. Все те, исполненные горькой иронии слова, которые он высказал выше, были написаны не просто для того, чтобы пристыдить коринфян. Однако лишь в том случае, если бы сердца их окончательно очерствели, не ощутили бы они стыда при чтении их. Цель же апостола заключалась в том, чтобы привести к изменению состояние их сердец и образ жизни. И руководила им любовь - такая же, как любовь отца по отношению к его детям. Хотя у коринфян было много наставников и учителей, но только Павел посеял у них семя, давшее им жизнь.

Более, чем любой из упомянутых им "наставников" (Гал. 3:24), Павел принимал к сердцу их интересы. Поэтому-то и призывал коринфян подражать ему (1-Кор. 4:16; сравните стих 9:13). Был у него духовный сын, который так и поступал, а именно - Тимофей (Фил. 2:19-20). Он мог наставить коринфян, напомнив им о путях апостола во Христе Иисусе, ибо, призывая их подражать ему, Павел, в свою очередь, подражал Господу.

1-Кор. 4:18-21 . Павел предвидел, что не на всех коринфян подействуют его увещевания. Некоторые, по всей вероятности, не названные им вожди церковных группировок (стих 5) или "наставники" (стих 15), исполнились высокомерия ("возгордились") и тем послужили поводом к раздорам в церкви. Увещевания на них едва ли произвели бы впечатление. По отношению к ним нужно было действовать. А Павел знал, что сможет явить им силу Святого Духа (Деян. 13:9-11). Когда он проповедывал коринфянам, то полагался не на свои способности именно на силу Духа (1-Кор. 2:4-5).

И на эту же силу он положился бы при наведении порядка в их церкви (2-Кор. 10:4-6). Ибо этой силою правил Бог (Деян. 5:3-11). Хотя Павел любил коринфян, он хорошо знал, что любящий отец не остановился бы в случае нужды перед наказанием (Евр. 12:7). Если потребуется, и он готов прийти к коринфянам с жезлом (т. е. с палкою). Этот "жезл" (по-гречески рабдос) был у греков и римлян символом карающей власти. Самого Павла не однажды подвергали телесному наказанию (Деян. 16:22-23; 2-Кор. 11:25). И все-таки апостол предпочел бы прийти к коринфянам с любовью и духом кротости.

. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

Мы – учителя – не что иное, как слуги; почему же вы, оставив Владыку, называетесь от имени нас – слуг? Назвав апостолов и учителей домостроителями тайн, показал, что не всем без разбора должно преподавать учение, но тому, тогда и так, кому, когда и как должно. Тайны как тайны не должны быть открываемы всем; это не свойственно благоразумному домостроителю.

. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

То есть требуется, чтобы домостроитель не присвоил себе того, что принадлежит господину, не располагал ничем, как господин, но всем распоряжался как чужой, господской собственностью; принадлежащего господину не называл своим, а напротив, свое почитал принадлежащим господину.

. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди.

Коринфяне страдали следующим недугом. Те, которые разделились между собой из-за учителей, как судьи, осмеивали и отвергали мужей благочестивых, за их неученость; напротив, людей порочных принимали к себе за их красноречие, опрометчиво произнося следующие приговоры: такой-то лучше такого-то, этот ниже его, тот превосходнее этого, а этот – того. Итак, когда Павел сказал, что от домостроителей требуется, «чтобы каждый оказался верным» , и этим, казалось бы, дал им повод судить о жизни каждого из них, от чего произошли бы еще большие неустройства, то, для предупреждения сего зла, удерживает коринфян от суда и говорит: «для меня очень мало значит» . Как бы так говорит: подлежать вашему суду я почитаю бесчестием для себя. Потом, чтобы не оскорбить их и не показать к ним презрения, присовокупил: «или как судят другие люди» . Никто, впрочем, да не обвиняет Павла в безрассудстве; ибо это говорит он не о себе собственно (его никто не судил), но, чтобы других не судили, он принимает на себя лицо их и тем совершает, что нужно.

. Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

Не подумайте, говорит, будто я отвергаю ваш суд из презрения к вам или ко всем прочим. Я и себя почитаю неспособным к такому точному исследованию. Не знаю за собой никакого греха, потому что не могу верно и точно судить; «но тем не оправдываюсь» , то есть я не чист от греха; может быть, я и согрешил в чем-нибудь, но сам не знаю об этом. Один Господь может точно и безошибочно судить. Заключай отсюда, сколь точен и обстоятелен суд будущий.

. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь.

Видишь ли, что Павел, запрещая коринфянам судить других, вступается не за себя? Он всегда переносит на свое лицо, то, что касается других, и в своем лице поучает тому, чему намеревается научить.

. Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.

Ныне, говорит, сокрыты дурные дела (они разумеются под выражением «скрытое во мраке» ), и человек нечестивый и развратный часто кажется добродетельным. Но тогда Бог откроет все, обнаружит и самые намерения сердечные. Иной, например превозносит здесь кого-либо похвалами, – доброе дело, но его намерение, может быть, дурно, – может быть, он хвалит не с доброй целью. Другой, напротив, обличает здесь кого-либо, но не с тем, чтобы исправить, а с тем, чтобы обнаружить слабости ближнего. Но все подобные намерения сердца тогда будут открыты.

. И тогда каждому будет похвала от Бога.

Следовало бы сказать: или наказание, или похвала; но апостол обратил речь к лучшей стороне.

. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано.

"Это" , то есть то, что выше сказано было о распрях, и следующее за тем – об осуждении других. Я, говорит, приложил к себе и Аполлосу, чтобы вы от нас научились не умствовать больше того, что написано. А Писание учит нас не превозноситься, когда говорит: «кто хочет быть первым, будь из всех последним» (); также: «кто унижает себя, тот возвысится» (); весьма много есть в нем и других подобных наставлений. А о том, чтобы мы не судили других, говорится так: «не судите, да не судимы будете» ().

. И не превозносились один перед другим.

Это говорит к народу, разнообразя поучение и устремляя речь иногда на учеников, а иногда на учителей и начальников, как и теперь поступает. Ибо коринфяне гордились один пред другим учителями своими, именно: ученик одного учителя превозносился пред учеником другого, потому что предпочитал своего учителя другому. И хорошо назвал такое поведение надмением (φυσίωσιν – опухолью), как бы желваком и опухолью, взяв сравнение от тела, надутого испорченными соками или воздухом.

. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

Опять устремляет речь на учителей и говорит: кто тебя отличил и признал достойным похвалы? Человек? Но суждение человеческое обманчиво. Пусть у тебя и есть что-нибудь достойное похвалы, но это не тебе принадлежит; а тому, кто дал, и ты получил это, а не сам совершил. Если же ты получил, то зачем превозносишься как будто не получил, но приобрел это собственными трудами? Кто получил, тому не должно превозноситься тем, что он получил; ибо это чужое.

. Вы уже пресытились, вы уже обогатились.

Слова, внушенные негодованием. Так скоро, говорит, вы все приобрели! ни в чем не имеете нужды! уже насытились; в короткое время достигли совершенства и получили все богатство познания и дарований! Совершенство достигается в будущем веке, а вы, казалось бы, уже имеете его. В самом деле, ваше тщеславие показывает; будто вы взошли на самый верх совершенства. Сими словами выражает, что они весьма несовершенны, когда ведут себя таким образом.

. Вы стали царствовать без нас.

И это говорит в том же расположении духа, показывая их бессовестность как бы так: удостоившись таких даров, вы не хотите нас, трудившихся для вашего блага, допустить к общению в оных.

. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

О, если бы, говорит, вы царствовали, то есть достигли совершенства! Потом, чтобы речь не показалась насмешкой, присовокупляет: «чтобы и нам с вами царствовать» , то есть получить те же самые блага. Ибо ваша слава – моя, потому что для всякого учителя вожделенно совершенство учеников его.

. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти.

Слова, свойственные человеку скорбящему, или, лучше, тому, кто хочет привести других в стыд. Как вижу, говорит, из ваших поступков, одним нам, апостолам, положил Бог быть последними из всех и «приговоренными к смерти» , то есть осужденными, готовыми на смерть. В самом деле, из того, что вы уже воцарились, я могу заключать, что нам определено быть последними и как бы осужденными, нам – апостолам, то есть тем, которые столько перенесли страданий за Христа.

. Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

Мы подвергаемся страданиям не в углу где-либо, но по всей земле. И не люди только смотрят на нас, ибо не маловажны наши действия, но и ангелы, потому что наши подвиги так велики, что стоят и ангельского созерцания; ибо мы не с людьми только боремся, но и с силами злых ангелов.

. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе.

И это опять говорит для того, чтобы пристыдить их: Тогда как апостолов били и презирали за Христа, коринфяне были уважаемы и почитаемы мудрыми и хвастали, будто все это во Христе. Посему говорит: как возможно, чтобы такие противоположности совмещались в людях с одинаковым образом мыслей? Нет. Необходимо допустить, что или наш образ мыслей не во Христе, или ваш; но мыслить не во Христе – недостойно апостолов Христовых: следовательно, вы заблуждаетесь.

. Мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Т.е. нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь безопасностью (немощью везде называет искушения). Опять, вы славны и благородны, а мы в бесчестии. Все это говорит по сильному негодованию. Смысл такой: как возможно, чтобы мы злострадали, а вы наслаждались безопасностью и проводили жизнь счастливо? Итак, очевидно что вы не в добром состоянии; напротив, теперешнее поведение ваше бесчестно и недостойно апостолов, следовательно, вы не должны гордиться этим.

. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу.

Что, говорит, припоминать прежнее? Посмотри на то, что теперь есть, – на то, как вы утопаете в удовольствиях, а мы совсем напротив.

И побои.

То есть нас бьют. Это говорит против надменных.

И скитаемся.

То есть нас гонят; мы бегаем. Это – против богатых.

. И трудимся, работая своими руками.

Этим приводит в стыд тех, которые дерзают проповедовать ради прибыли и выгод.

. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.

И, – что, говорит, важнее всего, – мы и не почитаем себя несчастными при таковых бедствиях. А из чего это видно? Из того, что озлобляющим нас воздаем противным. Ибо тех, которые злословят нас, благословляем, и тех, которые наносят нам более жестокие обиды (это значит "хуление" , то есть жесточайшая обида) "молим" , (παρακαλοΰμεν ), то есть за хуление воздаем им словами кроткими и ласковыми (это значит "моление" , то есть речь кроткая). За такое-то поведение почитают христиан безумными!

. Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый (περίφημα ) доныне.

Что такое "сор" ? Все, что выметается или стирается как негодное. Так, если кто скверное что-либо стирает губкой, называют сором. Это же значит и «прах, всеми попираемый " ; ибо попирать (περιφάν ) тоже, что обратить губкой. Итак, апостол говорит: мы достойны того, чтобы нас отвергали и почитали за сор не только вы, но весь мир и все люди, и не какое-то время, но даже и доныне. Заметь, каковым должно быть христианину, заметь, что он обязан подвизаться до самого конца.

. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Не к постыжению вашему, говорит, и не с злым и ненавистным намерением говорю это; но «как возлюбленных детей» (вразумляю), и не просто детей, но «возлюбленных» . Простите же мне, если я сказал что и оскорбительное, ибо это от любви. И не сказал: поношу, но «вразумляю» . Кто же не перенес вразумления отеческого?

. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов.

Что ж, – скажете вы, – другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они – наставники, а я – отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова "во Христе" приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.

. Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа «я родил вас благовествованием» , то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.

. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Подражайте, говорит, во всем мне; ни мудростью, ни богатством не превозноситесь и не враждуйте против братьев, но полагайте и мудрость и богатство в любви ко Христу и к братьям. Заметь доброту сердца: он умоляет, а не повелевает. А предлагать самого себя в образец для подражания – это знак великого дерзновения.

. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына.

Потому, говорит, что я пекусь о вас, как о детях, послал к вам Тимофея. Я сам хотел придти и восстановить, мир между вами: но поскольку не могу исполнить этого, то послал его, «моего возлюбленного сына» . Сказал это для того, чтобы показать, как любит их, когда решился для них разлучиться с Тимофеем, а вместе и для того, чтобы внушить им уважение к Тимофею. «Верного в Господе» , то есть не в житейских делах, но в делах веры Христовой; посему и в том, что касается вас, оно будет служить верно.

. Который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Не сказал: научит, чтобы не оскорбились (ибо Тимофей был юн), но: "напомнит" , – то, что вы уже прежде знали, возобновит в вашей памяти. "Путями" называет соединенные с проповедью распоряжения, правила, обычаи, законы божественные. Вспомянет то, как я веду себя, именно: не надмеваюсь, как вы; не ввожу распрей и разделений. "Во Христе" , то есть в этих путях нет ничего человеческого, но все во Христе, или совершается при помощи Христа. Тимофей скажет вам и то, как я учу во всякой Церкви; ибо я вам не сказал ничего нового, напротив, всем преподаю то же самое. Устыдитесь же, что вы одни из всех Церквей уклонились от путей моих.

. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились.

Сказав: я послал к вам Тимофея, для предупреждения того, чтобы они не сделались от сего беспечнее, присовокупляет: хотя сам я не иду теперь и мое отсутствие подало некоторым повод гордиться, но по этой именно причине приду впоследствии. Показывает детскость их мыслей; ибо только детям свойственно вести себя бесчинно, когда нет с ними учителя. Кто же эти возгордившиеся? Сообщники прелюбодея, который и мудр был и богат, и просто – все, которые превозносились мудростью и богатством. Они-то и гордились, как будто бы не было Павла для их обличения.

. Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу.

Этими словами низлагает гордых и возбуждает их к трезвению. И хорошо присовокупил: «если угодно будет Господу» , ибо все происходит по Его мановению.

. И испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

Коринфяне, надеясь на красноречие, презирали Павла как человека неученого; посему он говорит: буду смотреть не на красноречие ваше, ибо не оно нужно, но на "силу" , обнаруживающуюся в знамениях. Ибо Царство Божие проповедано и утверждено не пышностью слова, но знамениями, совершаемыми силой Святого Духа.

. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

"Жезлом" называет наказание. Итак, говорит: от вас зависит, с тем или другим придти мне к вам. Если останетесь беспечными, то я приду и накажу вас, как Елиму () Если же отрезвитесь, то поступлю с вами по духу кротости. Есть в нем и дух строгости и наказания, но он именует его с лучшей стороны, подобно тому, как и Бога называет щедрым и милостивым, а не карающим, хотя Он на самом деле и таков.